DOI 10.26105/SSPU.2021.75.6.010 УДК 94(571.1)"1960/1980": 504.4.054 ББК 63.3(253.3)6+20.1г(253.3)
А.В. ШМЫГЛЕВА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА
РЕК ОБЬ-ИРТЫШЬЯ
A. SHMYGLEVA ECOLOGICAL DRAMA
OF THE OB-IRTYSH RIVERS
В статье на основе архивных документов и других источников проанализированы причины загрязнения рек Обь-Иртышского бассейна в период активного промышленного освоения Западной Сибири (1960-1980-е гг.). Сделан вывод о том, что основным фактором негативного влияния на водоисточники в рассматриваемый период были сточные воды промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства. Отсутствие очистных сооружений, темпы строительства которых значительно отставали от ввода производственных мощностей, приводило к тому, что концентрации вредных веществ в реках в десятки и сотни раз превышали предельно-допустимые концентрации. В свою очередь, это приводило негативным последствиям для экосистемы Обь-Иртышья.
The article analyzes the causes of pollution of the rivers of the Ob-Irtysh basin during the period of active industrial development of Western Siberia (1960-1980s) on the basis of archival documents and other sources. It is concluded that the main factor of negative influence on water sources in the period under review was wastewater from industrial enterprises, collective farms and utilities. The absence of sewage treatment plants, the pace of construction of which significantly lagged behind the commissioning of production facilities, led to the fact that the concentrations of harmful substances in the rivers were tens to hundreds of times higher than the maximum permissible concentrations. In turn, this led to negative consequences for the ecosystem of the Ob-Irtysh region.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Западная Сибирь, Обь-Иртышский речной бассейн, экологическая история.
KEY WORDS: Western Siberia, Ob-Irtysh river basin, ecological history
ВВЕДЕНИЕ. Всю водную площадь Обь-Иртышского бассейна следует рассматривать как сложную систему. Изучение процессов промышленного освоения Западной Сибири в 1960-1980-е гг. свидетельствует о масштабном антропогенном влиянии на реки Обь-Иртышского бассейна, особенно в Тюменской и Кемеровской областях. Загрязнение рек, вызванное деятельностью промышленных предприятий, ЖКХ, сельским хозяйством приводило к ухудшению качества водоисточников, наносило вред обитателям рек и ставило под угрозу обеспеченность населения региона качественной питьевой водой.
ЦЕЛЬ — на основе документальных источников проанализировать экологическое состояние рек Обь-Иртышского бассейна в 1960-1980-е гг.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалами исследования являются документы федеральных и региональных архивов, периодическая печать и другие источники.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Анализ архивных документов свидетельствует о том, что в Западной Сибири одной из наиболее острых экологических проблем в 1960-1980-е гг. было повсеместное загрязнение рек вредными веществами, которые поступали от промышленных и ресурсодобывающих предприятий, сельского хозяйства и ЖКХ.
Обь-Иртышский речной бассейн является сложной экосистемой. Значение этой природной системы трудно переоценить: бассейны рек Оби и Иртыша охватывают практически всю Западную Сибирь, а также часть территории Казахстана и Китая, обеспечивая водой территорию, на которой проживают миллионы людей. В пределах России Обь-Иртышский бассейн занимает площадь 2194.4 тыс. кв. км, к нему принадлежат тысячи рек, общая длина которых превышает 250 тыс. км [14, с. 3]. Обь является одной из крупнейших рек в мире, занимая первое место в России по водосборной площади и третье — по стоку (после Енисея и Лены). Крупнейшими притоками р. Обь являются: Иртыш, Васюган, Большой Юган, Северная Сосьва (левые), Чулым, Кеть, Вах, Тым, Томь (правые). Характерной особенностью Обь-Иртышского бассейна является наличие большого количества озер (Чаны, Убинское, Кулундинское и др.), болот и водохранилищ (Новосибирское, Бухтарминское, Шульбинское, Аргазинское, Шершневское, Петропавловское, Каратомарское, Верхне-Тобольское и др.).
Самые крупные регионы-водопотребители в Обь-Иртышье — Кемеровская и Тюменская области. В общем объеме сбросов загрязненных вод лидируют бассейны Томи (33%), Иртыша с Тоболом (31%), Чулыма (10%). Особенно выделяется участок р. Томи от ее истока до г. Новокузнецка, в пределах которого сбрасывается примерно 20% сточных вод всех категорий [14, с. 6]. При этом в процессе водопользования десятилетиями не учитывалась такая характерная особенность рек, как их сниженная способность к самоочищению: вода в реках европейской части страны может самоочиститься, пройдя 200-300 км от места загрязнения, а в условиях Западной Сибири воде потребуется не менее 2 тыс. км. при том же составе загрязнений [5, с. 13].
Многолетнее функционирование в бассейнах рек Оби и Иртыша крупнейших в России радиохимических, угледобывающих, металлургических, нефтехимических, нефте- и газодобывающих производств привело к масштабному загрязнению водных источников, которое отрицательно повлияло на всю экосистему в Западной Сибири. В большей степени оказались загрязнены бассейны рек Иртыш и Томь [13, с. 9].
К наиболее распространенным загрязнителям водоемов Западной Сибири в рассматриваемый период относились железо, аммоний, нитриты, фенолы, но первое место занимали нефтепродукты, которые определяли экологическое состояние гидрографической сети. Неудовлетворительное (от 5 до 50 ПДК) состояние рек характерно для Новосибирской, Томской, Омской областей и части юга Западной Сибири. Северная часть Западной Сибири (в пределах Тюменской области, ХМАО, ЯНАО) представляла собой зону чрезвычайной экологической обстановки с содержанием нефтепродуктов от 50 до 100 ПДК. Территории с активной нефтедобычей (Сургутский, Нижневартовский, Нефтеюганский) относились к районам экологического бедствия с превышением ПДК более чем в 100 раз. В случае нефтяных аварий превышение ПДК даже на расстоянии в десятки километров от места разлива достигало десятки тысяч раз.
Первые признаки масштабного антропогенного воздействия на реки отмечались еще в 1940-1950-е гг. Наиболее загрязненными были реки, по берегам которых строились промышленные предприятия [9, с. 7]. Систематические многолетние наблюдения за состоянием рек Обь-Иртышья свидетельствовали о том, что с начала 1950-х до середины 1960-х сброс загрязненных сточных вод увеличился в 3 раза. Реки Обь, Иртыш, Томь, Бия, Алей, Барнаулка, Омь пострадали от загрязнения сточными водами промышленных предприятий и ЖКХ. Кроме того, по берегам рек велись рубки леса, осуществлялся молевой сплав древесины, добывались гравий и песок — все это наносило значительный вред воде и ее обитателям [15, с. 71]. Вследствие загрязнения воды возникали массовая гибель рыбы, вспышки инфекционных заболеваний у людей и животных [8, с. 98].
В условиях недостаточности водных ресурсов для удовлетворения возрастающих потребностей народного хозяйства важными задачами стали: борьба с нерациональным
использованием, потерями воды и загрязнением поверхностных вод производственными и коммунальными отходами. В 1959 г. вышло Постановление Совета Министров СССР «Об усилении государственного контроля за использованием подземных вод и о мероприятиях по их охране». В этот же период принимается ряд правовых актов, в которых помимо вопросов водопользования и охраны водных источников большое внимание уделяется рациональному водопользованию: Постановления Совета Министров СССР «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР» (1960 г.) и «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» (1972 г.) «Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» (1974 г.), Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1978 г.) «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». Постановление Совета Министров РСФСР от «О мерах по прекращению загрязнения неочищенными сточными водами водоемов Обь-Иртышского бассейна» (1965 г.) и Постановление Совета Министров СССР «О мерах по предотвращению загрязнения бассейна р. Томи неочищенными сточными водами и воздушного бассейна городов Кемерово и Новокузнецка промышленными выбросами» (1973 г.) должны были способствовать улучшению сложившегося положения, однако документы свидетельствуют о том, что результаты на местах были незначительными.
В соответствии с распоряжением Госплана РСФСР от 9 июня 1969 г. предприятия должны были представить план природоохранных мероприятий на 1971-1975 гг. в министерства и ведомства после согласования с местными властями, санитарно-эпидемиологической службой и другими заинтересованными структурами. Однако в ходе проверок, которые проводились комиссиями по охране природы, были выявлены многочисленные факты нарушений природоохранного законодательства и безответственное отношение руководителей предприятий к природоохранной деятельности.
Система управления водопользованием и охраной окружающей среды в регионе в условиях активного промышленного освоения оказалась неэффективной. Интересы машиностроительной, металлургической, химической промышленности, угле— и нефтедобычи в 1970-1980 гг. противоречили целям рационального использования водных ресурсов и их защиты от антропогенного воздействия. Это выражалось в систематическом срыве планов по строительству и вводу в эксплуатацию очистных сооружений, нарушениях водоохранного законодательства.
В условиях ускорения темпов добычи нефти и газа, заготовки леса, вылова и переработки рыб, производства сельскохозяйственной продукции вопросам охраны природы на местах не уделялось должного внимания, как правило, они не рассматривались как приоритетные. Вследствие многочисленных нарушений, допущенных производственниками и системы жилищно-коммунального хозяйства, вода в реках Обь-Иртышского бассейна десятилетиями загрязнялась различными вредными веществами, содержание которых многократно превышало допустимые нормы. Так, например, в Сургутском районе притоки Оби — реки Моховая, Эгут-Ягун, Ульт-Ягун, Чёрная, Почекуйка постоянно загрязнялись нефтью. В реках Вах, Ва-тинский Еган, Пим, Салым, Тром-Аган, Мега, Вар-Мега, Куйбышевский Пасол концентрация нефтепродуктов превышала норму в сотни раз. В результате нефтяного загрязнения притоков р.Оби, они потеряли своё былое рыбохозяйственное и бытовое значение. Источники попадания нефтепродуктов в водоёмы оставались постоянными на протяжении многих лет [8, с. 101]. Специалисты в регионах с тревогой отмечали «прогрессирующее загрязнение водоемов нефтью и нефтепродуктами, отходами лесной и лесоперерабатывающей промышленности, сбросом пластовых сеноманских вод» [4]. Особую озабоченность вызывало состояние рек, которые служили источниками питьевого водоснабжения для населения городов.
Во всех Западно-Сибирских регионах принимались определенные меры по охране водоемов от загрязнения и засорения. В Ханты-Мансийском округе к 1973 г. сократился молевой
сплав леса, вынесены в неподтопляемые зоны большинство нижних складов по разделке древесины, поставлены бункербазы для приема подсланевых вод с речных судов. Введены в эксплуатацию первые очереди канализационно-очистных сооружений в Сургуте, Урае, Ханты-Мансийске. Улучшилось централизованное водоснабжение городов Сургут, Урай, Нефтеюганск. Однако более половины жилых домов по-прежнему не были оснащены водоснабжением и канализацией [4]. Для севера Западной Сибири эта проблема оставалась актуальной еще многие годы.
Объем сбрасываемых в водоемы нефтепродуктов, неочищенных бытовых и промышленных сточных вод в 1970-е гг. приобрел «угрожающие размеры» [4]. В сутки по Ханты-Мансийскому округу сбрасывалось 97 тыс. кубометров сточных вод, из них проходило очистку только 15 тыс. Отмечались случаи сброса нефтепродуктов при авариях нефтепроводов, дренажных вод с большим содержанием нефтепродуктов, подсланевых вод и отработанных масел с судов, нефтепродуктов с необвалованных нефтебаз и при выгрузке ГСМ открытым способом. Несмотря на создавшееся положение, промышленные предприятия, совхозы и колхозы не придавали значения строительству очистных сооружений и других приспособлений, исключающих загрязнение водоемов [4].
В городах Нефтеюганск и Нижневартовск, поселках Мегион и Пойковский в 1960-1970-е гг. очистные сооружения отсутствовали. Средства на их строительство государством выделялись достаточные, но из года в год они не осваивались, поскольку руководство строительных организаций не считало данные объекты первостепенными. Так, например, в г. Нижневартовске строительство очистных сооружений велось с 1966 по 1974 гг., все это время сточные воды промпредприятий и ЖКХ сбрасывались в карьер, загрязняя окружающую среду. Сметная стоимость очистных и канализационных сооружений в г. Нижневартовске составляла 5642 тыс. р., за 6 лет освоено всего 3463 тыс. р. Аналогичная ситуация складывалась с очистными сооружениями в Нижневартовске: при сметной стоимости объекта 4146 тыс. р., были освоены 1967 тыс. р. [4]
Немалый ущерб водоемам Обь-Иртышья наносили мясокомбинаты, молокозаводы и рыбокомбинаты, работавшие без очистных установок. Сброс отходов и загрязненной воды для них превратился в систему [4]. По сравнению с промышленными предприятиями сельское хозяйство наносило меньше вреда, однако и здесь ситуация нельзя назвать благополучной: «большим бичом» для больших и малых рек были мелкие нефтебазы колхозов и совхозов, которые допускали сливы нефтепродуктов в водоемы [4]. Еще одна проблема была связана с несвоевременной утилизацией навоза на пойменных фермах, вследствие чего вредные вещества попадали в водоемы.
Использование подземных вод в регионе сопровождалось нарушениями элементарных правил со стороны буровых предприятий «Запсиббурнефти», «Союзтюменьводстроя», «Союзбургаза». Значительное количество бесхозных скважин, заброшенных и не ликвидированных в соответствии с нормативными требованиями оставили после себя Сургутское управление буровых работ на Западно-Сибирском месторождении и Солкинской площади, Нетеюганское управление буровых работ на Усть-Балыкском и Правдинском месторождениях [4]. Бесхозные и незаконсервированные должным образом скважины представляют угрозу загрязнения подземных вод, которые могли бы использоваться для питьевого водоснабжения.
Исполкомы городских и районных Советов, санэпидстанция, бассейновая инспекция, инспекция рыбоохраны, прокуратура, общество охраны природы осуществляли контроль за состоянием водоемов, предъявляли требования по соблюдению природоохранного законодательства, однако нарушения не прекращались, а ситуация годами оставалась прежней [4]. Для виновников нарушений штрафы и выговоры были недостаточно серьезным аргументом на фоне требований вышестоящих организаций и министерств, для которых планы производства продукции и добычи природных ресурсов были первоочередными.
Состояние рек в Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской, Томской, Омской, Тюменской областях десятилетиями оценивалось как неудовлетворительное, что систематически отмечалось в документах местных органов власти, советов народных депутатов, прокуратуры, СЭС, общества охраны природы [1, 2, 3, 4, 6, 7]. Многочисленные факты сбросов сточных вод, захламления берегов промышленными и бытовыми отходами, строительными материалами неоднократно становились объектами внимания журналистов региональных СМИ [15].
Постановление Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1965 года № 1094 «О мерах по прекращению загрязнения неочищенными сточными водами водоемов Обь-Иртышского бассейна» в регионах практически не выполнялось. Очистные сооружения строились с нарушением сроков ввода в эксплуатацию. Вследствие безответственного отношения руководства промышленных предприятий, в водоемы Обь-Иртышского бассейна каждый день попадали десятки миллионы тонн загрязнённых сточных вод.
Вопросы охраны рек и водоемов ежемесячно обсуждались депутатами на сессиях областных и районных советов. Так, например, главный врач окружной санэпидстанции ХМАО В.А. Гильман в 1973 г. констатировал резкое отставание строительства канализаций и очистных сооружений, что приводило к загрязнению водоемов хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами и называл имена «виновных»: «Строительство очистных сооружений ведется крайне медленно, руководители строительных организаций считают строительство канализационных очистных сооружений второстепенным делом. Решения окрисполкома и окружного комитета народного контроля устанавливались сроки окончания строительства канализационных и очистных сооружений, но руководители строительных организаций трест «Мегионгазстрой» тов. Трегубенко, трест «Нефтеюгансктрансгазстрой» тов. Кацен и другие ежегодно эти сроки под разными причинами срывают» [4].
В начале 1960-х гг. уловы в Обь-Иртышском бассейне достигали 600 тыс. ц., что составляло 30-35% от общего улова в пресноводных водоемах СССР1. При этом рыбохозяйственное значение бассейна определялось не только объемом добычи, но и уникальностью видового разнообразия рыб: ежегодно здесь добывалось 100-125 тыс. ц сиговых (омуль, муксун, чир, сиг-пыжьян, пелядь, ряпушка, тугун), 7-9 тыс. ц осетра и нельмы, 140-160 тыс. ц крупночастиковых рыб (язь, налим, щука) [12].
Традиционно богатые рыбой водоемы Тюменской области давали ежегодно более 400 тыс. ц., в Ханты-Мансийском районе добывалось 200 тыс. ц рыбы ценных пород. Но с каждым годом количество нарушений со стороны предприятий росло, а уловы снижались [4]. Добыча осетровых и производство деликатесной продукции имели большое значение в экономике рыбодобывающих предприятий.
Особенно ощутимо повлияла на рыбные запасы Обь-Иртышья «нефтяная эпопея». Еще в конце 1950-х гг. в Тюменской области уловы держались на уровне 32 тыс. тонн в год, а в начале 1960-х, когда нефтяники рапортовали о своих успехах, уловы резко сократились. По данным СибрыбНИИПроекта в пределах Западно-Сибирского нефтегазового комплекса недолов составлял ежегодно 146 тыс. ц [10, с. 197]. Существенно снизилась численность таких ценных пород рыб как муксун, стерлядь, сиг, пелядь.
«Преступление против великой реки» продолжалось и в 1980-е гг.: в 1987 г. по данным Тюменского областного центра по гидрометеорологии среднее содержание основных загрязняющих веществ на уровне 1,8-8,9 ПДК. По сравнению с 1983 годом в 1987 г. во всех прибрежных населенных пунктах отмечался рост нефтепродуктов в среднем в 3 раза. В районе Нижневартовска среднее содержание нефтепродуктов — 8 ПДК, фенолов — 5 ПДК. В 1987 г. ниже города в воде были зафиксированы случаи высокого загрязнения нефтепродуктами, превышающими ПДК в 92 раза, а выше Сургута — в 59 раз [10].
1 РГАЭ.Ф.399.Оп.3. Д.1117. Л. 21.
В Омской области ежегодно фиксировались превышения ПДК нефтепродуктов и других вредных веществ в воде рек Омь, Иртыш в 6 и более раз [4]. Проверки, проводившиеся прокуратурой в 1986 г., показали, что промышленные предприятия (ПО «Омскнефтеоргсинтез», радиозавод им. Попова, Омский кожзавод) не соблюдают сроки строительства природоохранных объектов, не обеспечивают очистку сточных, вод до необходимых параметров (Завод синтетического каучука им. 60-летия СССР), слабо используют системы оборотного водоснабжения (ПО «Омскшина»), допускают залповые сбросы загрязняющих веществ [16]. Аналогичная ситуация в Кемеровской и Томской областях, немного лучше — в Новосибирской области и Алтайском крае. Ежегодно в Обскую губу, в Карское море и Северный ледовитый океан уносилось более 120 тыс. т растворимых углеводородов. По примерным подсчетам, в результате «производственных потерь» Обь «проглотила» 250 тыс. т сырой нефти. Водный бассейн загрязняли горящие нефтяные факелы и буровые амбары, но «главным бедствием», по мнению специалистов, были трубопроводы: на них фиксировалось до 700 аварий в год, приводивших к катастрофическим для речного бассейна последствиям.
Катастрофическое ухудшение экологического состояния рыбохозяйственных водоемов стало причиной резкого сокращения уловов осетра, пеляди, ряпушки, муксуна уже в 1980 г. В течение трех десятилетий произошло существенное изменение видового состава рыб Обь-Иртышского бассейна, сокращение нерестовых площадей, изменение путей хода рыбы на нерест. Сама рыба стала опасной для питания, т.к. в ее внутренних органах происходило накопление вредных веществ. Например, в печени рыб Средней и Нижней Оби были обнаружены значительные концентрации углеводородов.
ВЫВОДЫ. В условиях активного промышленного освоения региона реки Обь-Иртышского бассейна стали заложниками ситуации, в которой интересы промышленных предприятий вступали в противоречие с интересами природной среды. В погоне за производственными показателями руководство предприятий не считало приоритетными вопросы рационального использования и защиты водных источников от загрязнения, и систематически допускало нарушения водоохранного законодательства. Местные органы власти, контролирующие органы и общественные организации не имели действенных рычагов воздействия на нарушителей для радикального изменения ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГАКО. Ф. Р. 790. Оп. 2. Д. 184.
2. ГАНО. Ф. Р-2083. Оп.1. Д.1.
3. ГАТО. Ф. Р-829. Оп.1. Д.329.
4. ГАХМАО. Ф.1. Оп.1. Д 1110.
5. Гололобов Е.И. Антропогенное воздействие человека на природу и ее охрана на Севере Западной Сибири в 1960-1980-е гг. // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 61. С. 12-20.
6. ИАОО. Ф.17. Оп.1а. Д.3206; Ф.9588. Оп.1. Д.11.
7. ИАОО. Ф.17. ОП.1а. Д.6005. С. 4-12.
8. Красовитова Э.С. Экологические факторы процесса урбанизации на Севере Западной Сибири в эпоху активного промышленного развития (середина 1960-х — конец 1980-х гг.). дис. на соиск. уч. степени канд. ист. наук. Омск, 2021. URL: https://omgpu.ru/sites/default/flles/flles/ dis/9508/dissertaciya_krasovitova.pdf (дата обращения: 7.11.2021).
9. Лаптев И.П. Общие задачи охраны и преобразования природы Западной Сибири // Вопросы охраны природы Западной Сибири. Бюллетень. Новосибирск. 1958. № 1.
10. Омельчук А. К. Ее величество Обь: по сибирской реке — в пространстве и во времени. Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1991. 208 с.
11. РГАЭ. Ф. 4372. Оп.65. Д.423. Л.116.
12. РГАЭ. Ф. 399. Оп.3. Д.1117. Л. 21.
13. Современное состояние водных ресурсов и функционирование водохозяйственного комплекса бассейна Оби и Иртыша / отв. ред. Ю. И. Винокуров, А. В. Пузанов, Д. М. Безматерных; Рос. Академия наук, Сибирское отделение, Институт водных и экологических проблем СО РАН. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. 236 с.
14. Стоящева Н.В., Рыбкина И.Д. Водные ресурсы Обь-Иртышского бассейна и их использование // Водные ресурсы. 2014. Том 41. № 1. С. 3-9.
15. Шмыглева А. В. Реализация государственной экологической политики в Западной Сибири в 1970-1980-е гг.: монография / А.В. Шмыглева. 2-е изд., перераб и доп.; Сиб. гос. индустр. Унт. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2017. 245 с.
16. ЦДНИ ОО. Ф.17. ОП.1а. Д. 6005. Лл. 4-12.
REFERENCES
1. GAKO [GAKO]. F. R. 790. Op. 2. D. 184. (In Russian).
2. GANO [GAKO]. F. R-2083. Op.1. D.1. (In Russian).
3. GATO [GAKO]. F. R-829. Op.1. D.329. (In Russian).
4. GAHMAO [HAHMO]. F.1. Op.1. D 1110. (In Russian).
5. Gololobov E. I. Antropogennoe vozdejstvie cheloveka na prirodu i ee ohrana na Severe Zapadnoj Sibiri v 1960-1980-e gg. [Human impact on nature and its protection in the North of Western Siberia in the 1960s — 1980s] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2019. № 61. S. 12-20. (In Russian).
6. IAOO [IAOO]. F.17. Op.1a. D.3206; F.9588. Op.1. D.11. (In Russian).
7. IAOO [IAOO]. F.17. OP.1a. D.6005. S.4-12. (In Russian).
8. Krasovitova E.S. Ekologicheskie faktory processa urbanizacii na Severe Zapadnoj Sibiri v epohu aktivno-go promyshlennogo razvitiya (seredina 1960-h — konec 1980-h gg.). dis. na soisk. uch. stepeni kand. ist. Nauk [Ecological factors of the urbanization process in the North of Western Siberia in the era of active industrial development (mid-1960s — late 1980s). dis. for the degree of Candidate of Historical Sciences]. Omsk, 2021. URL: https://omgpu.ru/sites/default/flles/flles/dis/9508/dissertaciya_krasovitova.pdf (data obrashcheniya: 7.11.2021). (In Russian).
9. Laptev I.P. Obshchie zadachi ohrany i preobrazovaniya prirody Zapadnoj Sibiri [General tasks of nature protection and transformation in Western Siberia] // Voprosy ohrany prirody Zapadnoj Sibiri. Byulleten'. Novosibirsk. 1958. № 1. (In Russian).
10.Omel'chuk A. K. Ee velichestvo Ob': po sibirskoj reke — v prostranstve i vo vremeni [Her Majesty Ob: along the Siberian river — in space and in time]. Sverdlovsk: Sred.-Ural. Kn. Izd-vo, 1991. 208 s. (In Russian).
11.RGAE [Rgae]. F. 4372. Op.65. D.423. L.116. (In Russian).
12.RGAE [Rgae]. F. 399. Op.3. D.1117. L. 21. (In Russian).
13.Sovremennoe sostoyanie vodnyh resursov i funkcionirovanie vodohozyajstvennogo kompleksa basse-jna Obi i Irtysha [The modern state of water resources and the functioning of the water management complex of the basin of the Ob and Irtysh] / otv. red. YU. I. Vinokurov, A.V. Puzanov, D.M. Bezmaternyh; Ros. Akademiya nauk, Sibirskoe otdelenie, Institut vodnyh i ekologicheskih problem SO RAN. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2012. 236 s. (In Russian).
14.Stoyashcheva N.V., Rybkina I. D. Vodnye resursy Ob'-Irtyshskogo bassejna i ih ispol'zovanie [Water resources of the Ob-Irtysh basin and their use] // Vodnye resursy. 2014. Tom 41. № 1. S. 3-9. (In Russian).
15.SHmygleva A. V. Realizaciya gosudarstvennoj ekologicheskoj politiki v Zapadnoj Sibiri v 19701980-e gg. [Implementation of the state environmental policy in Western Siberia in the 1970s-1980s]: monograflya / A.V. SHmygleva. 2-e izd., pererab i dop.; Sib. gos. industr. Un-t. Novokuzneck: Izd. centr SibGIU, 2017. 245 s. (In Russian).
16.CDNIOO [CDNI OO]. F.17. OP.1a. D. 6005. Ll. 4-12. (In Russian).