отсутствует, система мотивов не сформирована, воля ключевых участников процесса неявно выражена).
Отказ от исследования объективной стоимости услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, вкупе с действующей моделью регулирования уровня тарифов, нарушает принцип равноценного, справедливого обмена товарами (работами, услугами) и противоречит парадигме государственного регулирования деятельности коммерческих компаний, согласно которой государство:
- запрещает реализацию товаров (работ, услуг) ниже себестоимости;
- запрещает дарение между юридическими лицами;
- требует от предпринимательского сообщества зарабатывать прибыль и поддерживает данное поведение;
- контролирует сделки между взаимозависимыми лицами и применяет соответствующие налоговые санкции.
Таким образом, для создания условий сбалансированной совместной работы большого количества участников в сфере организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении необходима трансформация отношений (изменение ролей участников процесса, перераспределение ответственности и рисков, формирование сфер бизнес-активности, функционирующих на основе рыночных механизмов и принципов конкуренции).
Литература:
1. Аристова, Д.А., Гаврилюк Т.М. Источники финансирования деятельности ОАО «РЖД» [Текст] / Д.А. Аристова, Т.М. Гаврилюк // Инновационная экономика. - 2014. - № 3.
2. Винслав, Ю. Железнодорожный транспорт и рыночные принципы управления [Текст] / Ю. Винслав // Хозяйствующий субъект. - 2013. - №3.
3. Кравченко, О.А., Проблемы реализации финансового планирования как инструмента управления железнодорожным транспор-
том [Текст] / О.А. Кравченко // Вестник СамГУПС. - 2013. - № 1.
4. Лапидус, Б.М. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее [Текст] / Б.М. Лапидус, Д.А.Мачерет. - М. : КРА-САНД, 2014. - 234 с.
5. Липсиц, И.В. Ценообразование: учеб.-практическое пособие для бакалавров [Текст] / И.В. Липсиц. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 399 с.
6. Мэнкью, Н.Г. Принципы микроэкономики: Учебник для вузов. 4-е изд. [Текст] / Н.Г. Мэнкью. Пер. с англ. - СПб. : Питер, 2007. - 592 с.
7. Себестоимость железнодорожных перевозок: Учебник для вузов ж.-д. транспорта [Текст] / Н.Г. Смехова, А.И. Купоров, Ю.Н. Кожевников и др.; Под ред. Н.Г. Смеховой, А.И. Купорова. - М. : Маршрут, 2003. - 494 с.
8. Чейз, Р.Б., Эквилайн, Н.Дж., Якобс, Р. Ф. Производственный и операционный менеджмент, 8-е издание. [Текст] / Р.Б. Чейз, Н.Дж. Эквилайн, Р.Ф. Якобс. Пер. с англ.: М. : Издательский дом «Вильямс», 2001. - 704 с.
9. Экономика железнодорожного транспорта: Электронный учебник для вузов ж.-д. транспорта / Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда, М.Ф. Трихунков и др.; Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. - М.: УМЦ, 2006.
10. Jingjing, C. Research on Rail Transit Network System and its Connection Model in the Metropolitan Area [Text] / C. Jingjing, Z. Changjiang, Y. Ming // 13th COTA International Conference of Transportation Professionals (CICTP 2013). Procedia - Social and Behavioral Sciences 96. - 2013. - p. 1286-1292.
11. Knieps. Competition and the Railroads: A European perspective / Knieps, Gьnter// Journal of Competition Law and Economics. - 2013.
12. McNulty. Realizing the Potential of GB Rail, Report of the Rail Value for Money Study, Summary Report / McNulty, Roy // Department for Transport and ORR. - 2011.
УДК 339.56
УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Алексеев А.Н., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга, ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»,
e-mail: alexeev_alexan@mail.ru
Статья посвящена современным особенностям организации внешнеторговой деятельности. Свое влияние на данный процесс оказывает целый ряд факторов, в том числе не только членство страны в ВТО и постоянные изменения нормативно-правовой базы, но и принятые в последнее время на уровне различных государств товарно-санкционные ограничения. Автором статьи предпринята попытка актуализировать особенности организации внешнеторговой деятельности в РФ применительно к предприятиям текстильной промышленности.
Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт, импорт, санкции, внешнеторговый контракт, текстильная промышленность.
MANAGEMENT OF THE FOREIGN TRADE ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF
THE TEXTILE INDUSTRY
Alexeev A., professor of the Management and marketing chair, Moscow Witte University, e-mail: alexeev_alexan@mail.ru
This article is devoted to the modern features of the organization of the foreign trade activity. A number of factors, including not only membership of the country in the WTO and continuous changes of legal base, but also the commodity-sanctions restrictions accepted recently at the level of various states has the impact on this process. The author of article made an attempt to actualize features of the organization of the foreign trade activity in the Russian Federation in relation to the enterprises of the textile industry.
Keywords: foreign trade, export, import, sanctions, foreign trade contract, textile industry.
Несмотря на наличие товарно-санкционных ограничений и введение различного рода эмбарго, торговые взаимоотношения России с другими странами развиваются. Динамика развития внешней торговли РФ обосновывается активным участием страны в различных интеграционных группах, таких как ВТО, ВТаО, ШОС, ЕврАЗэС. Теоретическое осмысление различных аспектов управления внешнеторговой деятельностью позволяет совершенствовать систему экспорта и импорта, в особенности тех товаров, рыночная конъюнктура которых меняется достаточно быстро.
Теоретическому обоснованию повышения эффективности организации внешней торговли посвящены труды А.А. Вологдина, Е.А. Малеевой, В.М. Назаренко, Е.Ф. Прокушева, Ю.Н. Самолаева,
Е.А. Холостяковой. В то же время, многие направления совершенствования внешнеторговой деятельности все еще остаются недостаточно исследованными, а постоянные изменения нормативной базы добавляют противоречий научно-методическому обоснованию ключевых аспектов.
В то же время, несмотря на имеющуюся положительную динамику, эффективность внешнеторговой деятельности предприятий текстильной промышленности можно охарактеризовать отрицательно. Доля экспорта продукции текстильной промышленности за последние десятилетия снизилась в десятки раз, по данным 2014 г. составляет около 0,2%. Этот показатель вызывает обоснованную тревогу, особенно, при сравнении с таким показателем
как доля импорта текстильной и швейной продукции.Последний неуклонно возрастает, по данным на 2014 г.превысив 5,5%. Такое положение создает угрозу, в том числе, и экономической безопасности страны.
В числе крупнейших импортеров текстильных и швейных товаров в Россию - Китай и страны Юго-Восточной Азии, такие как Бангладеш, Пакистан, Индия.Именно в этих странах был реализован ряд заметных мер государственной поддержки текстильной и швейной промышленности.Это, а также наличие дешевой рабочей силы, привело к смещению массового производства из США и стран Евросоюза. Странам Юго-Восточной Азии удалось сконцентрировать производство на продукции с более высокой добавленной стоимостью, активно внедрять инновационные технологии не только в вопросах производства, но и определения дизайна продукции. Международная текстильная промышленность, вопреки российской,демонстрирует неуклонную тенденцию к росту. За последние 20 лет объем мировой торговлитекстильной и швейной продукцией возрос более чем в 2 раза.
Осуществление внешней торговли - достаточно сложный процесс, состоящий из множества этапов. Целесообразно выделить следующие основные этапы внешнеторговой деятельности в современных условиях хозяйствования:
1. Предконтрактная подготовка. Включает следующие процессы - проведение маркетинговых исследований рынка продавцов и покупателей, выбор наиболее оптимальных; отбор конкретного контрагента; проведение переговоров с целью заключения контракта.
2. Заключение внешнеторгового контракта. Контракт купли-продажи - это документ, представляющий собой договор поставки товара и, если необходимо, сопутствующих услуг, согласованный и подписанный экспортером и импортером. В соответствии с п.2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороны. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание.
Свежая редакция от 25.12.2012 г. Закона РФ «О международных договорах» №101-ФЗ от 15.07.1995 года устанавливает, что согласие России на обязательность для нее международных договоров может выражаться путем подписания, обмена документами, образующими договор, ратификации, утверждения, принятия или присоединения к договору. Может быть применен и иной способ выражения согласия на обязательность договора, если об этом условились договаривающиеся стороны.
3. Отгрузка и логистика.Существует 3 варианта поставки товара - воздушная перевозка, морская перевозка, доставка железной дорогой и автомобильным транспортом.
- Воздушная перевозка имеет смысл, если необходимо доставить товар быстро и или если маленький объем (менее 2 мГ) товара.
- Морская перевозка - наименее затратный способ доставки товаров, занимает несколько недель в зависимости от портов, в которые заходит корабль. Наиболее часто упоминаемые в заказах на доставку порты отправления Шанхай и Нинбо, порты доставки Санкт-Петербург и Владивосток.
- Железнодорожный транспорт более безопасен и независим от изменений внешней среды, отличается более низкой стоимостью, по сравнению с воздушными перевозками. Также исключительной возможностью железнодорожной транспортировки является перевозка грузов навалом.[4]
Важное значение, при перемещении товаров, приобретает выбор условий поставки. Базисные условия поставки, иначе Инкотермс, предназначены для упрощения ведения внешней торговли. Изначально данные торговые термины появились в 1936 г. В настоящий момент актуальной является действует редакция от 2010 г. Однако это не означает, что нельзя использовать предыдущие редакции - в данном случае необходимо лишь делать на них ссылку во внешнеторговом договоре.
4. Таможенное оформление.Все, перемещаемые через таможенную границу ТС, товары и транспортные средства, подлежат таможенному оформлению путем подачи в таможенный орган тамо-
женной декларации. Таможенное оформление означает совершение набора определенных действий в отношении товара, направленных на его выпуск в свободное обращение в соответствии с заявленной процедурой.
Начиная с 2014 года, таможенное декларирование товаров обязательно производится в электронной форме. [2, п. 4, ст. 322] Исключение составляют случаи, определенные постановлением Правительства РФ, связанные со спецификой информации о товаре (государственная тайна), спецификой таможенных процедур (уничтожение, отказ в пользу государства, специальная таможенная процедура) и рядом случаев (например, пересылка товаров в международных почтовых отправлениях, перемещение товаров физическими лицами или в адрес физических лиц). Причем в этом случае право выбора формы декларирования останется за декларантом.
Управление внешнеторговой деятельностью предприятий - это воздействие на процессы подготовки и реализации внешнеэкономических операций, ориентированное на получение прибыли, повышение рентабельности посредством участия в международном разделении труда. Сущность управления проявляется в функциях, выражающих направление или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе управления:
■ Планирование, предполагающее разработку плана производства и реализации экспортной продукции, валютных потоков (доходов, и расходов), НИОКР и т.п.;
■ Организация внешнеторговой деятельности, заключающаяся в выборе оптимальной организационной структуры управления;
■ Координация (регулирование) - корректирующее целенаправленное воздействие на специалистов, осуществляющих отдельные операции по реализации внешней торговли;
■ Стимулирование (активизация) - материальное и моральное поощрение работников, их мотивация;
■ Контроль - систематическое наблюдение (мониторинг) за деятельностью специалистов, сопоставление плановых и реальных результатов внешнеторговой деятельности.
Для эффективного управления внешнеторговой деятельностью на уровне предприятия необходима адекватная условиям его работы структура управления. Например, американская компания IBM каждые два года осуществляет реорганизацию структуры управления, т.к. структура быстро устаревает. При этом на разных уровнях управления используются разные типы управления. Организационная структура управления внешнеторговой деятельностью предприятия определяется, прежде всего, целями и задачами, которые она призвана решать, а также угрозами, которым предприятие должно противостоять.
В «Стратегии развития легкой промышленности до 2020 года» выделены группы причин, препятствующих развитию данной отрасли. К первой группе угроз относят: техническую и технологическую отсталость текстильной и швейной промышленности; моральный и физический износ ОПФ, особенно их активной части - более половины всего оборудования в отрасли старше 20 лет; отсутствие на многих предприятиях современных технологических наработок: крашения, беления, печати и заключительной отделки ткани, главным образом оказывающих влияние на потребительские качества готовой продукции; низкий коэффициент обновления ОПФ - 3-5% в год, против 14-16% в странах, продукция которых превалирует нароссийском рынке; отсутствие автоматизированных систем управления производственным процессом. Вторая группа проблем: низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности; недостаточный для модернизации и трансформации производства уровень инвестиционных вложений (0,75% от общего объема капиталовложений, вкладываемых в основной капитал обрабатывающих отраслей); низкий уровень использования производственных мощностей (35-50%) и внедрения прогрессивных технологий; нарушение гармоничного развития промышленного производства и отраслевой науки; недостаточное бюджетное финансирование научных разработок, низкий уровень освоения эффективных результатов и достижений науки на предприятиях. [1]
В современных условиях организации внешнеторговой деятельности предприятий текстильной промышленностиважное место должно отводиться оценке возможных рисков. Риски во внешнеторговой деятельности — возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб для участника внешней торговли.
При этом риски имеют различную природу, сферу действия, пути предотвращения и снижения.
Важнейшими видами риска интернационализации являются:
а) рыночные (сбытовые), связанные со снижением спроса или цен мировых рынках;
б) риски политического характера, связанные с изменением социально-политической обстановки в принимающей стране, переориентацией ее экономической политики, осложнением межгосударственных отношений, принятием санкций и т.д.;
в) коммерческие, проявляющиеся в недобросовестности или неплатежеспособности покупателя;
г) производственные, связанные с трудностями организации производства, его отладки, подготовки кадров и т.п.;
д) научно-технические, вытекающие из непреодолимости трудностей достижения заданного результата при освоении новых технологий, лицензионном обмене, совместных НИОКР и т.д.;
е) риски финансового характера (инфляционные, валютные), связанные не только с изменением режима перевода капиталов и прибылей, но и с колебаниями курсов валют, повышением уровня процентных ставок по займам и кредитам, различиями в темпах инфляции по странам и т.д.
Таким образом, эффективность управления внешнеторговой деятельностью на предприятиях текстильной промышленности может быть повышена, в том числе, и благодаря реализации политики управления рисками, которая должна быть ориентирована на: анализ ситуации и определение возможных рисков (предвидение); оценку вероятного ущерба и принятие решения, направленного на его снижение; реализацию принятых решений и контроль за их выполнением.
Нельзя не отметить, что негативное влияние на показатели внешнеторговой деятельности предприятий текстильной промышленности РФ оказывает также членство страны во Всемирной торговой организации. Именно текстильная промышленность оказывается одной из наиболее уязвимыхотраслей. Хотя, производство
тканей и одежды является не только инструментом экономического развития некоторых регионов, но и играет важную социальную роль по снижению безработицы в ряде монопрофильных населенных пунктов, позволяет сохранять обычаи и многовековые национальные традиции. В связи с чем, в условиях вынужденного снижения пошлин, продиктованного членством в ВТО, текстильная промышленность нуждается в дополнительных мерах допустимой государственной поддержки.
Литература:
1. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// old.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/3.
2. Федеральный Закон № 311-Ф3 от 27.11.2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
3. Алексашина T.B. Трудное дело коммерциализации инноваций. Совершенствование макроэкономических условий коммерциализации инноваций в экономике России // Креативная экономика. 2010. № 10. С. 30-34.
4. Алексеев А.Н. Система организации внешнеторговой деятельности в современных условиях хозяйствования // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. № 1 (12). С. 3-7.
5. Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической сделки. - М: Юрайт, 2013.
6. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Юрайт, 2013.
7. Рагулина Ю.В. Роль промышленной политики в экономическом развитии компании// Промышленная политика в Российской Федерации. 2009. № 1-2. С. 24-28.
8. Рагулина Ю.В., Лебедев Н.А. Отдельные направления эволюции инновационных процессов промышленности макрорегионов // Глобальный научный потенциал. 2014. № 9 (42). С. 70-74.
УДК 330.322.54
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
Вершинина А. А., к.э.н., доцент кафедры «Экономической теории», ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.
Плеханова»
Максимова Т. П., к.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономической теории», ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет
имени Г.В. Плеханова»
На сегодняшний день, несмотря на глубокую проработку многих теоретических аспектов развития инвестиционной деятельности и оценки инвестиционной привлекательности, влияние инвестиционной политики на разработку эффективной стратегии и формирование благоприятного инвестиционного климата не нашли должного отражения в выполненных исследованиях. При этом нестабильная ситуация в области социально-экономического развития России требует выработки новых подходов к решению проблемы активизации инвестиционной деятельности. В связи с чем, в статье предложена система показателей, позволяющая адекватно оценивать инвестиционную привлекательность экономики региона применительно к прямым иностранным инвестициям в современных условиях.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный климат, оценка инвестиционной привлекательности, экономика региона.
SYSTEM OF INDICATORS FOR THE EFFECTIVE EVALUATION OF INVESTMENT
ATTRACTIVENESS OF THE REGION
Vershinina A., Ph.D., assistant professor, Economic Theory chair, FSEIHPE «Plekhanov Russian University of Economics» Maksimova T., Ph.D., assistant professor, Economic Theory chair, FSEI HPE «Plekhanov Russian University of Economics»
Despite the deep study of many theoretical aspects of investment activities and evaluation of investment attractiveness today the impact of the investment policy on the development of an effective strategy and on the formation offavorable investment climate is not properly reflected in the research. At the same time unstable situation in the field of socio-economic development of Russia requires new approaches to the problem of investment activity. In this connection, the article provides a system of indicators of properly assess the investment attractiveness of the region's economy in relation to foreign direct investment in modern conditions.
Keywords: foreign direct investment, investment activity, investment climate, evaluation of investment attractiveness, region's economy.
В настоящее время общепризнано, что инновационная деятельность является одной из главных движущих силкачественного развития экономики[1]. Для того чтобы обеспечить модернизационный прорыв, необходимо объединение ресурсов: интеллектуальных,
кадровых, производственных, финансовых, административных и т.д., а также их концентрация на решении ключевых задач инновационного развития [2].
При этом достижение указанных целей не представляется