Научная статья на тему 'Управление виртуальными организациями'

Управление виртуальными организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1108
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / VIRTUAL ORGANIZATIONS / УПРАВЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ / MANAGEMENT IN VIRTUAL ORGANIZATIONS / ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА / FUNCTIONS OF MANAGEMENTS / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT AND ORGANIZATIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пидоймо Людмила Петровна, Бутурлакина Екатерина Васильевна

В статье выделены требования, предъявляемые к системам управления в новой информационной экономике, рассмотрены основные организационные структуры управления и возможность их применения в виртуальных организациях. Дано описание функций менеджмента в организациях нового типа с учетом специфических особенностей виртуальных организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management in virtual organizations

The article highlights the requirements for systems management in the new information economy, the basic organizational structure of the management and the possibility of their application in virtual organizations. The description of the functions of management in organizations of a new type with the specific characteristics of virtual organizations

Текст научной работы на тему «Управление виртуальными организациями»

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

УПРАВЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Л.П. Пидоймо, д-р экон. наук, профессор, Е.В. Бутурлакина, аспирант

Воронежский государственный университет

В статье выделены требования, предъявляемые к системам управления в новой информационной экономике, рассмотрены основные организационные структуры управления и возможность их применения в виртуальных организациях. Дано описание функций менеджмента в организациях нового типа с учетом специфических особенностей виртуальных организаций

Современные условия развития информационной экономики обусловлены качественно новой системой хозяйственных отношений и конкуренции. Одной из актуальных задач адаптации компаний к условиям высокой неопределенности и динамичности является совершенствование стратегий и организационных структур управления. Актуальна эта задача и для новых форм хозяйствования, обусловленных информационной экономикой, - виртуальных организаций.

Автором систематизированы и дополнены методологические принципиальные основы информационной экономики, выделяемые в научной и практической литературе. К ним относятся: ориентация на знание; глобализация и формирование единого виртуального рынка; возникновение коренных противоречий между высокой скоростью изменения потребностей и инертностью традиционных экономических систем; трансформация отношений «производитель-потребитель»; цифровая форма представления объектов; появление электронных денег, электронного документооборота; молекулярная структура, переход к сетевым формам ведения бизнеса; устранение посредников. В дополнение автором выделены: появление информационной культуры; развитие информационно-коммуникационных технологий, массовая информатизация всех общественных процессов; инновационная природа преобразований. Информационная экономика определяет требования, предъявляемые к системам управления виртуальными организациями: необходима организация системы управления знаниями в компании; создание и обеспечение единого информационного пространства внутри организации, основанного на стандартах взаимодействия; формализация процесса принятия решения с помощью информационно-коммуникационных технологий; возможность быстрого изменения сети участников, организационной структуры; способность адаптировать производство, кастомизация предложения; внедрение современных информационно-

коммуникационных технологий в управление, обеспечение их своевременного обновления; интеграция в систему управления модулей, обеспечивающих работу с различными финансовыми инструментами, документами; переход от иерархической структуры управления к сетевой; прямое взаимодействие с поставщиками и потребителями через Интернет; организация системы управления инновационной деятельностью.

Структуры управления отличаются друг от друга степенью централизации-децентрализации управленческих механизмов, степенью формализации и сложности (горизонтальная и вертикальная дифференциация управления и его функций) [1]. Сочетание и степень выраженности этих элементов определяют возможность адаптации конкретной организационной структуры к внешней среде. Представляется, что с учетом вышеизложенных требований к системам управления оптимальными для виртуальных организаций являются гибкие, адаптивные, органические организационные структуры. Они могут легко менять свою форму, приспосабливаться к постоянно меняющейся динамичной внешней среде [2]. Рассмотрим и проанализируем основные типы организационных структур, встречающиеся в научной и практической литературе, и возможность их применения к виртуальным организациям. Выделяют: линейную, функциональную, линейно-функциональную, линейно-штабную, дивизиональную, программно-целевую, матричную, сетевую и виртуальную организационные структуры.

Линейная структура в настоящее время встречается исключительно в небольших компаниях, выпускающих однородную продукцию по несложной технологии, но часто используется как элемент сложных структур на уровне подразделений. Она наиболее стройная логически, но наименее гибкая. Линейную структуру применяют в виртуальных организациях в тех случаях, когда необходимо передать часть функций на аутсорсинг или в создании структуры отделов. Функциональная структура наиболее распространена, часто используется в сочетании с линейной. Организация разделяется на отдельные элементы, каждый из которых имеет собственную задачу и обязанности. Функциональная структура используется в виртуальных организациях для формирования отделов сбыта, производства и финансов. Линейно-функциональная структура основана на сочетании в аппарате управления линейных и функциональных связей. Происходит децентрализация управления, что разделяет права и ответственность между разными органами. Отсутствие четких горизонтальных связей порождает проблему координации. Б.З. Мильнер видит решение этой проблемы в развитии неформальных связей между руководителями линейных и функциональных служб [3]. В виртуальных организациях эта организа-

ционная структура применяется редко. Линейно -штабная структура основана на специальных подразделениях при линейных руководителях. Это обслуживающие подразделения, не обладающие правом принятия управленческих решений и непосредственного руководства, но выполняющие функции внутренних консультантов. Это первый шаг к функциональной специализации в управлении. В виртуальных организациях встречается в бухгалтерии, плановых отделах, управлении персоналом. С развитием диверсификации деятельности компании отчетливо прослеживается переход от использования строго функциональных структур управления в пользу дивизиональных. На практике устанавливаются допустимые пределы децентрализации, способные нивелировать негативные стороны излишней свободы отделений. Для этой формы управления характерна виртуализация - подразделения часто выходят во внешнюю среду, формируя виртуальное коммуникационное пространство, способное обеспечить обмен информацией в реальном времени. Программно-целевая структура может формироваться для решения проблемных задач, координируясь с линейно-функциональной и дополняя ее. Выделяется единый орган-координатор, который выполняет ряд функций, определяет правила поведения хозяйствующих субъектов, ищет клиентов, анализирует запросы и регламентирует деятельность. Матричная организационная структура резко сокращает и упорядочивает длину горизонтальных связей в процессе управления, сводя к минимуму отрицательные последствия линейного подчинения на множестве уровней, ускоряя принятие управленческих решений и способствуя повышению ответственности за результаты. Матричная структура часто применяется в виртуальных организациях: под заказчика выстраивается индивидуальная организационная структура для данного конкретного заказа с набором элементов, которая поможет произвести индивидуализированный продукт или услугу. Сетевая структура подразумевает распределение основных функций (производство, сбыт, финансы) между отдельными компаниями, работающими на контрактной основе, а в качестве посредника выступает небольшая головная организация. Эта модель часто встречается в виртуальных организациях, так как обладает необходимой гибкостью. Виртуальная организационная структура создается на основе сетевой, линейно-функциональной и линейно-штабной организационных форм. В виртуальной организационной форме хорошо отлажены горизонтальные связи, есть четкая стратегия. Успешно преодолеваются недостатки программно-целевой структуры управления - вместо дробления ресурсов происходит их объединение, достигается синергетический эффект.

Итак, все рассмотренные организационные структуры могут в той или иной мере применяться в

виртуальных организациях. Органические структуры более применимы к нуждам компаний нового типа. При выборе оптимальной организационной структуры конечным критерием эффективности является обеспечение устойчивой конкурентоспособности компании в долгосрочном периоде, достижение поставленных целей.

Процесс формирования организационной структуры виртуальной организации достаточно универсален. Он включает формулировку целей и задач организации, определение состава и места подразделений, их обеспечение ресурсами, численность и состав персонала, разработку процедур, документов и положений, закрепляющих и регулирующих формы, процессы и методы управления. Выделяется три этапа формирования: создание структурной схемы аппарата управления; разработка состава подразделений и связей между ними; регламентация оргструктуры.

Формирование и развитие виртуальных организаций в информационной экономике базируется на комплексе менеджмента с новыми функциями, отражающими специфику организаций нового типа. Функции менеджмента, выделенные А. Файолем [4]: планирование, формирование штата, организация, управление, координация, отчетность и бюджетирование в связи с повышенной сложностью управления виртуальными организациями необходимо дополнить функциями, выделенными М. Уорнером, М. Витце-лем: коммуникация, оценка, обучение и определение стоимости [5].

К особенностям планирования в виртуальных организациях относятся: интерактивный характер, преобладание долгосрочного планирования, принцип участия и максимальная мобилизация творческих способностей персонала; исходная предпосылка - будущее контролируемо и является продуктом действий участников организации; цель - проектирование будущего. К специфике управления персоналом в виртуальном менеджменте относятся: замещение технологиями физического контакта с бизнес-элементами и людьми; освоение навыков и знаний проходит лучше; участники имеют богатую комплексную информацию. Отсутствие социального окружения при выполнении работы в виртуальной организации снижает мотивацию работника, связанную с потребностями соучастия и признания. Необходимо уделять внимание обучению и развитию профессиональных способностей, материальному стимулированию. К особенностям организации в виртуальных компаниях относятся следующие: адаптивность и гибкость; сетевой, клиентский и процессный подходы; ориентация на человека; оптимизация; самоорганизация и самоуправление; субсидиарная ответственность участников. Особенности координации - ориентация на централизованную систему или автономное самоуправление партнеров. Цели сети формулируют-

ся на основе побудительных мотивов виртуализации: экономия времени или издержек, увеличение гибкости, потребность в интернационализации бизнеса, повышение инновационной активности и т.п. При выборе архитектуры сети предпочтение отдается форме, которая позволяет наилучшим образом достичь целей производства благ в новых условиях. Управление и коммуникация в виртуальных организациях осуществляются дистанционно с использованием информационных технологий. Особенности стратегического управления - ориентация на рыночное окружение; проактивная стратегия; использование онлайн информационных систем; управление информацией и знаниями.

Таким образом, управление виртуальными организациями исходит из предметных методологических принципов, обладает особенностями управления функциональными подсистемами, что отражает двойственную природу таких организаций: наличие материальных и виртуальных активов.

Литература

1. Иванова, Т. Ю. Теория организации [Текст] / Т. Ю. Иванова, В. И. Приходько. - Спб.: Питер. -2004. - 346 с.

2. Федорова, Н. Н. Организационная структура управления предприятием [Текст] / Н. Н. Федорова. -М.: ТК Велби, 2003. - 256 с.

3. Мильнер, Б. З. Теория организаций [Текст] / Б. З. Мильнер. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 190 с.

4. Файоль, А. Общее и промышленное управление. Управление это наука и искусство [Текст] / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М. : Изд-во Республика, 1992. - 351 с.

5. Уорнер, М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке [Текст]: - электрон. дан. / М Уорнер. - Режим доступа: http://free-books.me/ uchebniki/businessbooks/19476-uorner-virtualnye -organizacii. -novye -formy. html

® +7(473)2 210668+205

E-mail: [email protected], [email protected]

Ключевые слова: виртуальные организации, управление виртуальными организациями, функции менеджмента, организационные структуры управления.

КНИЖНАЯ ПОЛКА ОРГАНИЗАТОРА

Поважный, О. С.

Формирование организационно-экономического механизма государственного стимулирования стратегического развития предприятий региона и страны: монография [Текст] / О. С. Поважный, В. Н. Гончаров, А. Е. Пожидаев, О. В. Россошанская, М. Н. Шевченко, А. М. Зинченко. - Луганск: Изд-во «Ноулидж», 2012. - 143 с.

ISBN 978-617-579-437-1

В монографии рассмотрены теоретические и методические положения комплексного подхода к решению задания государственного регулирования развития агропродовольственного сектора экономики Украины. На основе проведенного анализа было сформировано концептуальную составляющую механизма государственного стимулирования стратегического развития агропродовольственного сектора, а также разработан методический подход, что позволяет реализовать процесс стратегического ценообразования для агропродовольственного сектора как отрасли национальной экономики.

Монография предназначена для ученых, преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также для руководителей и специалистов предприятий и органов государственной власти.

Данная монография издается согласно Координационного плана научно-исследовательских работ в области организации производства и социальных систем на 2011-2015 гг. Международной академии науки и практики организации производства (г. Воронеж, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.