Научная статья на тему 'Современные подходы к управлению сетевыми и виртуальными организациями'

Современные подходы к управлению сетевыми и виртуальными организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
298
204
Поделиться
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / VIRTUAL ORGANIZATION / NETWORK ORGANIZATION / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / FORMATION OF THE SYSTEM OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Мелякова Е.В.

Статья посвящена анализу управления в новых типах организаций, получивших распространение в XXI веке — сетевой и виртуальной организациях. Рассмотрено, как формировались сетевые и виртуальные структуры, выделены их основные типы, преимущества и проблемы развития. Проанализированы основные элементы системы управления виртуальной и сетевой организации и предложены рекомендации по совершенствованию функций и методов управления

Contemporary approaches to the management of network and virtual organizations (Russia, St. Petersburg)

The article focuses on the issue of management in the organizations of the new type, i.e. network and virtual ones that emerged in the XXI c. The author discusses the formation of network and virtual structures, distinguishes their major types, priorities and problems in their development. Special attention is given to the analysis of the major elements in the management system of such organizations, as well as ways of improving the functions and the methods of management

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к управлению сетевыми и виртуальными организациями»

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Рис. 4. КапЬап-доска проекта «НГС. Недвижимость» после внедрения изменений

Литература

1. Зинченко С. Внедрение концепции Производственных систем в России: типичные препятствия и вызовы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/production_management/systems/vnedrenie-ps.html (дата обращения: 19.10.2015).

2. Mann Nancy R. The Keys to Excellence: the story of the Deming Philosophy. — Prestwick Books, 2106 Wiltshire Boulevard, Santa Monica, CA 90403, USA, 1985. — 156 p.

3. Neave H. R. Deming's 14 Points for Management: Framework for Success, Journal of the Royal Statistical Society. Series D (The Statistician). — Vol. 36, No. 5, Special Issue: Industry, Quality and Statistics. Published by Wiley for the Royal Statistical Society, 1987. — pp. 561-570.

4. Kenneth S. Rubin. Essential Scrum: A Practical Guide to the Most Popular Agile Process / Rubin S. Kenneth. — Addison-Wesley, 2013. — 498 p.

5. Cohn M. Agile Estimating and Planning / M. Cohn. 1st Ed. — Prentice Hall, 2005. — 368 p.

6. Попендик М., Попендик Т. Бережливое производство программного обеспечения. От идеи до прибыли. — М.: Вильямс, 2010. — 256 с.

7. Вольфсон Б. Гибкие методологии разработки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://yadi.sk/dZi-kJzGx2PLCW3 (дата обращения: 05.10.2015).

8. Зырянов М. Бережливый подход в ИТ-службе // Директор информационной службы. — 2010. — №1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.osp.ru/cio/2010/01/11105958/ (дата обращения: 10.10.2015).

современные подходы к управлению сетевыми

и виртуальными организациями

Е.В. Мелякова,

доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат экономических наук

e.melyakova@spbu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена анализу управления в новых типах организаций, получивших распространение в XXI веке — сетевой и виртуальной организациях. Рассмотрено, как формировались сетевые и виртуальные структуры, выделены их основные типы, преимущества и проблемы развития. Проанализированы основные элементы системы управления виртуальной и сетевой организации и предложены рекомендации по совершенствованию функций и методов управления.

Ключевые слова: виртуальная организация, сетевая организация, организационная структура, формирование системы управления.

УДК 65.012.3 ББК 65.290-2

В начале XXI века многие традиционные идеи менеджмента подвергаются сомнению. Пирамидальные структуры, ведущая роль руководителя, зафиксированные функции управления, четко определенная организация бизнес-процессов и другие базовые идеи, изложенные в классических учебниках по менеджменту, уже не всегда отражают реальную практику управления в хаотично меняющемся мире бизнеса.

Многие авторы говорят о кризисе парадигмы менеджмента, по аналогии с кризисом в естественных науках. Традиционные

представления о сущности организации, ее целях и функциях управления трансформируются. Если в XX веке организация рассматривалась как целевая структура, то сегодня такой подход фактически исчерпал себя. Если прежде определяющей категорией являлась цель, то сегодня организации могут представлять собой образования многочисленных участников с множеством индивидуальных целей. Структура перестает быть основным атрибутом организации. Современные сетевые и виртуальные организации имеют гибкие, неуловимые

1 2 1

^ "Д ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

очертания, которые постоянно меняются. Отношения субъекта и объекта управления трансформируется в концепцию самоорганизации.

Характерными чертами современных организаций становятся динамичность, деструктуризация, автоматизация и виртуализация. Именно эти характеристики позволяют компаниям выживать в ситуации стремительных технологических инноваций и резких экономических колебаний. На протяжении XX века мы могли наблюдать постепенный переход от иерархических бюрократических структур к адаптивным матричным и проектным организациям, а в последние десятилетия — к децентрализованным сетям и виртуальным организациям. На смену традиционным организациям приходят гибкие органические образования, обладающие способностью к саморазвитию.

Сетевая организация — это совокупность взаимодействующих фирм, объединяющих различные ресурсы и виды деятельности для предоставления разнообразных продуктов (товаров или услуг) определенному сегменту рынка [1]. В ответ на изменения рыночной ситуации, сеть мгновенно перестраивается за счет изменения состава участников. Виртуальная организация представляет собой сетевую организацию, коммуникации внутри которой осуществляются посредством интернет-технологий. Сегодня такие организации распространены повсеместно, работают в различных отраслях и секторах экономики.

Преимуществами сетевых и виртуальных организаций является высокая адаптивность за счет комбинирования ключевых компетенций участников организации. Такие организации используют новые технологии, новые средства коммуникации, новые формы организации, и, очевидно, что управление в них будет существенно отличаться от управления в традиционных компаниях.

Рассмотрим основные элементы системы управления таким предприятием и их особенности по сравнению с традиционными компаниями.

Цели. Само существование сетевой или виртуальной организации изначально определяется наличием четко определенной цели. Именно для реализации этой цели отдельные экономические агенты объединяются в сеть и остаются участниками сети до момента, пока они нужны для реализации цели. Поэтому можно сказать, что в сетевых и виртуальных организациях целевая ориентация является более значимой, чем в традиционной организации. Виртуальные организации более подвижны, гибки и... менее стабильны. Стремление к самосохранению присуще им гораздо меньше, чем традиционным организациям. В традиционных организациях самосохранение является важнейшим свойством и поддерживается самой структурой, наличием лидеров, стремлением людей к стабильности. В виртуальной организации все эти атрибуты отсутствуют, и только наличие цели и сиюминутное совпадение интересов удерживает людей в организации. Добровольность присоединения участников к сети подразумевает более сознательное поведение участников, будь то индивидуалы или компании. Объединенные общей целью, участники стремятся реализовать свои экономические и профессиональные интересы через достижение общей цели проекта.

Субъект и объект управления. Согласно классической трактовке, управление представляет собой процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления. Субъект и объект управления находятся во взаимодействии, субъект управления оказывает управляющее воздействие, а объект через каналы обратной связи информирует субъект о своей реакции на управленческое воздействие. Однако современной тенденцией является развитие партисипа-тивного управления, когда все члены организации участвуют в принятии решения, таким образом, субъект и объект управления часто совпадают. В сетевых и виртуальных организациях этот принцип реализуется в наибольшей степени, так как все участники сети являются активными игроками, принимающими решения относительно развития организации. Однако ключевую роль в формировании сетевой или виртуальной организации играет центр или орган-координатор, в качестве которого может выступать брокер, управляющая компания или инициа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тор проекта. Именно этот координационный центр формирует цели и задачи проекта, осуществляет подбор участников, разрабатывает регламенты взаимодействия. Однако существуют и децентрализованные сети, где эти функции размыты между участниками сети.

Структура управления. Главное отличие сетевой или виртуальной организации — гибкая, подвижная структура, которая может динамично перестраиваться в зависимости от внешних условий и принимать ту форму, которая в данный момент в наибольшей степени соответствуют целям организации. [2]. Как правило, структура самой сетевой организации является плоской и может насчитывать всего один-два уровня (без учета структуры организаций, входящих в сеть). Это соответствует убеждению П. Друкера о том, что современная структура адаптивной организации должна содержать минимально возможное количество уровней управления [3].

Вопрос о соотношении централизации и децентрализации в сетевых и виртуальных организациях является спорным. Выделяют организации с централизованным типом управления, при котором одна из компаний выполняет функции управления (ставит цели, распределяет задачи и ресурсы, принимает решения); организации с распределенным типом управления (ресурсы распределены между организациями, входящими в сеть, но одна из компаний выступает в качестве координатора) и организации с децентрализованным типом управления (все управленческие процессы осуществляются только за счет локальных взаимодействий между агентами) [4].

К функциям компании-координатора, как правило, относятся постановка целей и задач, разработка регламентов, распределение работ между участниками, организация взаимодействия между членами сети, распределение ресурсов, контроль соблюдения сроков и стандартов, поиск новых участников и исключение недостаточно эффективных участников сети.

Помимо органа-координатора, выделяют также роли экспертов и партнеров. Эксперты — носители специфических навыков (консультанты, компании-разработчики). Партнеры — прочие компании, выполняющие отдельные задачи в рамках проекта. Распространено разделение участников сети на активных, выполняющих некоторые управленческие функции и пассивных исполнителей.

Функции управления. Планирование. Как правило, в сетевых и виртуальных организациях осуществляется комплексное планирование совместной деятельности. Однако в силу самой динамичной природы сетевых объединений многие традиционные для обычных компаний методы (например, методы стратегического, долгосрочного планирования) не применяются. Активно используются методы управления проектами.

Координация является важнейшей функцией управления в сетевых и виртуальных организациях. Поскольку важнейшей чертой таких организаций является возможность совместной работы географически распределенных исполнителей, качество координации становится критическим фактором, влияющим на успешность реализации проектов. При этом в качестве основных параметров можно назвать сокращение времени и затрат на координацию участников сети.

Мотивация и стимулирование сотрудников в сетевых и виртуальных организациях, как правило, относятся к внутренним функциям участников сети. Поэтому они формально не входят в систему управления самой сетевой организации. Тем не менее, от качества мотивации зависит успешность реализации проектов в целом. Как правило, участники виртуальных команд включаются в состав виртуальной организации именно для реализации какого-либо проекта, а потому являются изначально высоко мотивированными на результат. Оплата труда также зависит от успеха проекта и часто привязывается к результатам реализации проекта или отдельных его этапов. Основным методом мотивации является материальное стимулирование, однако не менее значимыми могут являться нематериальные стимулы (участие в перспективном, престижном проекте, профессиональная самореализация). Материальные стимулы играют важную роль еще и потому, что у сотрудников в меньшей степени, чем в обычных организациях выражены

такие ценности как приверженность компании, желание стабильности, поскольку работа часто носит проектный (то есть временный) характер.

Контроль в виртуальной организации осуществляется, как правило, органом координатором. Поскольку технически возможности контроля над процессом работы участников сети, участников проектных команд ограничены, контроль сосредоточен на результатах отдельных этапов работ и контроле графика выполнения проекта в целом.

В дополнение к традиционным функциям управления М. Уорнер и М. Витцель выделяют для виртуальных организаций специфические функции: коммуникацию, оценку, обучение и определение стоимости [5].

Методы и технологии управления. Ключевая особенность сетевых объединений — отсутствие в сети единых жестко установленных регламентов, правил и процедур. Управление каждой компанией остается обособленным, поэтому управление в такой организации имеет существенные особенности. Административные методы управления практически отсутствуют, заменяясь экономическими. Основным инструментом влияния на участников сети является контракт и прописанные в нем условия. Экономические методы позволяют гибко воздействовать на мотивацию участников виртуальных команд, стимулируя их выполнять поставленные задачи в срок, и при этом они легко адаптируются к особенностям конкретной организации. Вместе с тем, в оперативном управлении смешанными проектными командами, состоящими из индивидуалов и сотрудников различных организаций, применяются и организационно-распорядительные методы (совместное планирование и контроль, разработка регламентов взаимодействия и стандартов). Также характерной особенностью управления является использование организационного контроля, когда каждый из участников сети контролирует сроки, результаты и качество работ, выполненных другим участником сети на предыдущем этапе технологического цикла.

Для виртуальных и сетевых компаний, особенностью которых является постоянно меняющийся состав участников, характерен проектный характер работ, то есть выполнение определенной задачи (проекта) в установленные сроки и с определенным бюджетом. Таким образом, активно используются методы и технологии проектного управления. Можно рассматривать виртуальную организацию как форму управления сетью партнеров при реализации проекта или проектов, в таком случае основными функциями управления будут:

— определение целей и задач проекта;

— планирование проекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— поиск и привлечение участников проекта;

— распределение задач и ресурсов проекта;

— управление взаимодействием и контроль.

Коммуникации. Одной из особенностей виртуальных

организаций является крайне ограниченное общение между членами организации, которое в большинстве случаев носит преимущественно формальный характер. Однако уменьшение социальных контактов может приводить к ухудшению психологического климата, отсутствию неформальных связей и контактов, практически отсутствию неформальной организации и организационной культуры в привычном для нас значении (как совокупности общих ценностей и моделей поведения, разделяемых членами организации). Большинство авторов указывают на то, что для повышения эффективности деятельности виртуальных команд необходимо, чтобы участники хотя бы периодически устанавливали друг с другом личные контакты. Как правило, для этого используются средства интернет, например,

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ ^ £

интернет-конференции. Однако многие компании специально организуют конференции, тренинги по тим-билдингу «в реале», даже если ради этого приходится нести затраты на то, чтобы если не все, то многие члены организации, проживающие, например, в одной стране, встретились в каком-либо городе и увидели друг друга в лицо. Такие встречи помогают наладить товарищеские, неформальные связи и укрепить доверие между членами организации.

Организационная культура и лидерство. Виртуальная или сетевая организация представляет собой полицентрическую структуру, и каждая из входящих в сеть компаний имеет свою собственную организационную культуру и своих лидеров, поэтому говорить об общей для всей организации культуре не вполне корректно. Однако формируемые для реализации целей рабочие группы и проектные команды, объединяющие сотрудников разных компаний, в течение достаточно долгого срока напряженно работают над общими проектами, и в результате этого взаимодействия происходит взаимопроникновение культур и возникновение элементов общей организационной культуры.

В виртуальной организации работников объединяет стремление к достижению целей проекта и общие экономические интересы. Вместе с тем, высокий интеллектуальный и профессиональный уровень работников виртуальной организации обусловливает значимость таких ценностей как самореализация, профессионализм, творчество, выполнение более сложных задач. В целом для таких организаций характерна организационная культура, которая может быть определена как культура задач по классификации Ч. Хэнди.

Можно отметить также роль групповых лидеров. Лидеры отдельных, входящих в виртуальную или сетевую организацию, компаний могут усиливать свое влияние на различных этапах реализации совместных проектов. Однако это крайне редко приводит к борьбе за власть и влияние, поскольку компании, входящие в сеть, функционируют обособленно и не вторгаются во внутренние дела друг друга.

Вместе с тем, важной для формирования элементов общей организационной культуры является роль координатора проекта. Одна из его важнейших его функций — формирование общих ценностей внутри организации, создание и поддержание атмосферы доверия в команде, формирование приверженности компании. В виртуальных организациях приверженность компании изначально является очень слабой. Задача менеджмента — создать атмосферу доверия и сделать так, чтобы доверие стало важным ресурсом и гарантией соблюдения договора.

Таким образом, сетевые и виртуальные организации имеют существенные особенности, связанные с самой их природой, что обусловливает повышенную сложность управления ими, в частности:

— сложность процедур координации территориально распределенных партнерских организаций.

— высокие риски выполнения сроков и соблюдения качества реализации проекта, связанные с риском невыполнения обязательств партнерами;

— трудности во взаимодействии между участниками сети вследствие различия в целях, организационной культуре и регламентах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, зная эти особенности, менеджмент компании может постараться сформировать эффективную систему управления, способную предупредить проблемные ситуации, и использовать преимущества виртуальных организаций, такие как гибкость, адаптивность и лучшее управление знаниями.

Литература

1. Hakanson H. Evolution Processes in Industrial Networks.In : Industrial Networks.A new Viev of Reality. London: Routledge. 1988. P.135

2. Друкер П. Эффективное управление предприятием. — М.: Вильяме, 2008.

3. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. — М., 2000.

4. Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В. Развитие подходов к проектированию организационных структур управления // Terra Economicus. — 2013. — Т.2. — №3. — С. 40-46.

5. Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации. Новая форма ведения бизнеса в XXI веке. — М.: Добрая книга, 2005.