Научная статья на тему 'Управление устойчивым развитием сельского хозяйства в условиях экологодестабилизированных регионов'

Управление устойчивым развитием сельского хозяйства в условиях экологодестабилизированных регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
279
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пархоменко Н. В., Мандрик И. С.

Рассмотрена сущность устойчивого развития сельского хозяйства и обоснованы его элементы. Выявлены проблемы достижения устойчивости развития сельскохозяйственной отрасли в условиях радиоэкологического загрязнений территорий. Приведена нормативно-правовая база управления устойчивым развитием сельского хозяйства Беларуси. Разработана и обоснована структурная схема управления устойчивым развитием сельского хозяйства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление устойчивым развитием сельского хозяйства в условиях экологодестабилизированных регионов»

УДК 338.43

УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГОДЕСТАБИЛИЗИРОВАННЫХ РЕГИОНОВ

Н. В. ПАРХОМЕНКО, И. С. МАНДРИК

Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого», Республика Беларусь

Введение

Современный этап развития национальной экономики характеризуется усилением интереса к проблеме обеспечения устойчивого экономического развития сельского хозяйства, что объясняется его особой ролью в формировании параметров продовольственной безопасности и удовлетворении потребностей населения в высококачественных продуктах питания. В настоящее время, несмотря на предпринятые усилия по реформированию отрасли, созданию условий для функционирования рыночного механизма в агропромышленном комплексе, остаются нерешенными проблемы обеспечения необходимого уровня доходности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, выравнивания уровня и качества жизни сельского и городского населения, а также получения продукции, соответствующей стандартам безопасности.

Особую актуальность решение вышеперечисленных проблем имеет для сельского хозяйства регионов Беларуси, пострадавших от радиационного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и население которых подверглось значительному психологическому воздействию, что способствовало активизации миграционных процессов и формированию негативного отношения к развитию атомной энергетики. Кроме того, важной проблемой, препятствующей получению экологически чистой продукции сельского хозяйства и оказавшей существенное влияние на качество используемых ресурсов, стало загрязнение сельскохозяйственных угодий, что вызвало необходимость выведения значительных площадей из сельскохозяйственного оборота и, таким образом, искусственного снижения уровня производственного потенциала. Изложенное выше предопределяет необходимость расширения и углубления научных исследований, направленных на разработку действенных механизмов преодоления экономических, социальных и экологических последствий Чернобыльской катастрофы.

Целью исследования является разработка научно обоснованного подхода к построению системы управления устойчивым развитием сельского хозяйства в условиях экологодестабилизированных регионов.

Необходимость достижения данной цели предопределила постановку и решение следующих задач: раскрыть сущность устойчивого развития сельского хозяйства и обосновать его составляющие; выявить проблемы достижения устойчивости развития сельскохозяйственной отрасли в условиях радиоэкологического загрязнения территорий; изучить нормативно-правовую базу управления устойчивым развитием сельского хозяйства Беларуси; разработать и обосновать структурную схему управления устойчивым развитием сельского хозяйства с учетом особенностей экологоде-стабилизированных регионов.

Основная часть

Считается, что термин «устойчивость» заимствован из теории управления техническими системами, однако в последнее время это понятие из технической сферы переместилось в экономическую, где применяется в отношении хозяйственных систем разного уровня (мирового, национального, внутрифирменного). Главной особенностью таких систем является функционирование в динамичной окружающей среде под действием большого числа случайных факторов, что обуславливает сложный характер их поведения и управления такими системами [1].

Наряду с категорией устойчивости в экономической науке конца XX - начала XXI в. объектом изучения стало устойчивое развитие, идеи которого впервые были сформулированы на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Было определено, что устойчивым можно считать такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Указанные идеи были признаны мировым сообществом, получили широкое распространение и стали основой для разработки и реализации национальных стратегий развития многих государств. Общим принципом их формирования является единство трех императивов устойчивого развития - экономического, социального и экологического, установленных в качестве основополагающих целевых ориентиров.

С экономической точки зрения устойчивое развитие - это целенаправленное, прогрессивное изменение состава, взаиморасположения и взаимодействия элементов, уровня и качества функционирования производственной системы, повышающие ее эффективность. Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. С экологических позиций устойчивое развитие предполагает использование ресурсосберегающих и безотходных технологий, сокращающих затраты на единицу конечной продукции и загрязнение атмосферы, использование всех отходов производства, что в итоге делает выпускаемую продукцию экологичной и конкурентоспособной [2].

Универсальность принципов устойчивого развития стала основой для расширения и углубления научных исследований в направлении их адаптации к отраслевым и региональным особенностям хозяйственных систем. Так, в последние годы активизировались исследования в области научно-методологического обоснования формирования и функционирования региональных аграрных систем, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Основу существующих подходов к пониманию сущности и содержания устойчивости развития сельского хозяйства составляет интеграция общей теории систем с научно обоснованными механизмами обеспечения экономической, социальной и экологической эффективности аграрного производства. Так, согласно подходу, предложенному Н. К. Васильевой, устойчивость сельскохозяйственного производства представляет собой экономическую категорию, отражающую способность системы осуществлять расширенное воспроизводство, приумножать природный потенциал и сохранять устойчиво-поступательное развитие при любых возмущениях внешней и внутренней среды для удовлетворения в течение длительного периода жизненных потребностей нынешних и будущих поколений [3].

Академик Национальной академии наук Беларуси В. Г. Гусаков отмечает, что устойчивое развитие сельского хозяйства - это стабильное долгосрочное развитие

сельского сообщества, основанное на необходимом (имеющемся) ресурсном потенциале и обеспечивающее: целевой рост, воспроизводство и повышение эффективности сельской экономики; получение сельскохозяйственной продукции и сырья для переработки и производства качественного продовольствия; воспроизводство почвенного плодородия и поддержание экологического баланса; воспроизводство сельского населения и рост уровня и качества жизни людей [4].

По оценке С. М. Резниченко, региональный аграрный сектор является особым объекта управления и регулирования, основу устойчивого развития которого составляет динамично развивающийся процесс, характеризующий переход системы на новый качественный уровень на основе экономического роста под влиянием факторов внутренней и внешней среды. При этом сохраняются такие специфические свойства системы, как целостность, целенаправленность, адаптивность, самоорганизованность и управляемость, что дает возможность аграрному сектору осуществлять определенные цели и задачи, ориентированные, в первую очередь, на уровень и качество жизни людей, на их здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой [5].

Наше исследование показало, что устойчивое развитие сельского хозяйства Беларуси, особенно отдельных ее регионов, сдерживается действием совокупности факторов, имеющих отраслевую и техногенную основу.

Во-первых, сельскохозяйственное производство осуществляется в слабо контролируемых человеком условиях, следовательно, более других отраслей подвержено нестабильности. Риск товаропроизводителей выражается в том, что результаты производственной деятельности во многом зависят от погодных условий, которые не могут контролироваться и регулироваться человеком.

Во-вторых, одна из особенностей сельского хозяйства заключается в том, что процесс воспроизводства тесно переплетается с биологическими процессами роста и развития живых организмов, для которых любая нестабильность вызывает тяжелые последствия и соответствующий ущерб товаропроизводителей. В частности, значительные колебания в объемах производства кормов оказывают воздействие на качество кормовой базы хозяйств, что может вызвать непредвиденные расходы и необходимость привлечения дополнительных средств на приобретение кормов. В свою очередь, качество кормов и уровень обеспеченности ими оказывают прямое воздействие на состояние и развитие животноводства.

В-третьих, часть сельскохозяйственных угодий Гомельской, Могилевской и Брестской областей загрязнена радионуклидами, что вызывает существенные затраты на проведение защитных мероприятий (дополнительное внесение удобрений, известкование кислых почв, мелиорация и др.). С другой стороны, игнорирование защитных мер может привести к ситуации, когда сельскохозяйственная продукция из загрязненных радионуклидами регионов не будет соответствовать требованиям радиационной безопасности, что вызовет проблемы ее сбыта по ценам, обеспечивающим необходимый уровень доходности сельскохозяйственных производителей.

В-четвертых, наблюдается тенденция ежегодного сокращения численности сельского населения, в том числе - трудоспособного, что вызывает дефицит кадров и препятствует полноценному использованию ресурсного потенциала сельского хозяйства.

В-пятых, отмечается высокий уровень дифференциации доходов городского и сельского населения. Наиболее остро эта проблема проявляется в экологически дестабилизированных регионах, что обусловлено выведением из оборота значительной части сельскохозяйственных угодий, сокращением объемов производства продукции и, как следствие - невозможностью обеспечить высокий уровень заработной платы, что оказывает влияние на уровень и качество жизни сельского населения и препятствует созданию действенных стимулов к высокопроизводительному труду.

Одним из инструментов, способствующих минимизации проявления вышеперечисленных факторов, является разработка и реализация эффективной аграрной политики, основу которой составляют законодательные и нормативно-правовые механизмы, регламентирующие вопросы управления устойчивостью развития сельского хозяйства регионов, в том числе относящихся к экологодестабилизированным. В Республике Беларусь указанные механизмы представлены совокупностью программных документов и Законов, наиболее важными из которых являются: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020); Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 гг.; Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 гг. и на период до 2020 гг.; Законы Республики Беларусь: «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12 ноября 1991 г., «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23 ноября 1993 г., «О радиационной безопасности населения» от 5 января 1998 г., «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» от 6 января 2009 г. [6].

Согласно основным положениям НСУР-2020, целью устойчивого развития сельского хозяйства в регионах, загрязненных радионуклидами, является формирование эффективного конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного сельскохозяйственного производства, которое соответствовало бы мировому уровню и обеспечивало бы продовольственную безопасность страны, а также способствовало повышению благосостояния проживающего здесь населения на основе комплексной эколого-радиологической и социально-экономической реабилитации загрязненных регионов.

Основными отличительными чертами выстроенной в Республике Беларусь системы управления постчернобыльской ситуацией являются: координация действий всех органов государственного управления и государственных организаций; системный подход к построению направлений деятельности и блоков мероприятий по преодолению последствий чернобыльской катастрофы; развитое нормативно-правовое регулирование, которое охватывает все направления деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы; программно-целевой метод для обеспечения комплексного решения постчернобыльских задач [7].

Экологическая безопасность сельскохозяйственного производства обеспечивается реализацией системы защитных мероприятий (контрмер), систематизированных следующим образом (табл. 1) [8].

Таблица 1

Система контрмер по снижению содержания радионуклидов в сельскохозяйственной продукции

Группа контрмер Содержание контрмер

Организационные Обследование и инвентаризация земель по плотности радиоактивного загрязнения и их картирование; прогноз содержания радионуклидов в сельскохозяйственной продукции; исключение земель из сельскохозяйственного пользования; изменение отраслевой специализации хозяйств; оптимизация землепользования на основе подбора сельскохозяйственных культур; организация радиоактивного контроля продукции; оценка эффективности защитных мероприятий

Агротехнические Коренное и поверхностное улучшение сенокосов и пастбищ; гидромелиорация (осушение и оптимизация водного режима); противоэро-зионные мероприятия для предотвращения вторичного загрязнения

Окончание табл. 7

Группа контрмер Содержание контрмер

Агрохимические Известкование кислых почв; внесение органических удобрений; внесение повышенных доз фосфорных и калийных удобрений; оптимизация азотного питания растений; применение микроудобрений; использование средств защиты растений

Зооветеринарные Специальная система кормления животных; двухстадийный откорм животных перед отправкой на мясокомбинат; применение сорбирующих препаратов; раздельный выпас скота для производства молока цельного и молока-сырья

Технологические Первичная промывка и очистка продукции; предварительная технологическая обработка продукции; глубокая технологическая переработка продукции

Санитарно-гигие ниче ские Соблюдение санитарно-гигиенических и других требований, установленных действующим в республике законодательством; обеспечение дополнительными комплектами одежды

Информационные Информирование населения, заинтересованных министерств и ведомств о результатах радиационного контроля и эффективности проводимых защитных мероприятий; информирование работников и населения о новых эффективных мерах, снижающих переход радионуклидов в возделываемые культуры и готовую продукцию; научные исследования; подготовка и повышение квалификации специалистов сельского хозяйства

В целях создания единой комплексной системы управленческого воздействия на экономические, социальные и экологические параметры развития сельского хозяйства экологодестабилизированных регионов нами разработана структурная схема управления устойчивым развитием, в составе которой четко определены, разграничены и системно объединены основные элементы управленческого механизма, такие как объект и субъект, факторы влияния, задачи, функции и принципы (рис. 1).

Субъектно-объектное взаимодействие в системе управления осуществляется с учетом фактора радиационного загрязнения территорий и характеризуется высокой значимостью, обусловленной необходимостью постоянного контроля за уровнем содержания радионуклидов в производимой продукции, а также своевременностью принятия мер стабилизирующего воздействия по недопущению превышения этого уровня. Управленческое воздействие направлено на производственную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, результативность которой определяет экономическую устойчивость и выступает важнейшим фактором, обеспечивающим возможность достижения социальной и экологической устойчивости развития.

Оптимальное сочетание элементов системы в совокупности с научной обоснованностью управленческих решений способствует достижению основной цели, в качестве которой нами определено обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства на основе применения защитных мер и оперативного управления реализацией целевых программ и проектов. При этом важнейшими задачами, решаемыми в процессе достижения указанной цели, являются: обеспечение организационного единства хозяйствующих субъектов всех сфер АПК в направлении получения экологически чистой и безопасной продукции сельскохозяйственного производства с территорий, загрязненных радионуклидами; создание необходимых условий для реализации комплекса защитных мер на всех стадиях процесса производства сельскохозяйственной продукции; успешное решение проблемы устойчивого экономического и социального развития отрасли и соответствующих территорий.

Рис. 1. Схема управления устойчивым развитием сельского хозяйства экологодестабилизированного региона

Нами разработана система принципов, обеспечивающих эффективность функционирования системы управления устойчивым развитием. В частности установлено, что наиболее значимыми из них являются:

- развитие сельских территорий как единого социально-экономического, территориального, природного и культурного комплекса, выполняющего производственные, социальные и природоохранные функции;

- реализация программ устойчивого развития сельского хозяйства совместно с мерами агропродовольственной и экспортно-импортной политики государства, что позволяет учитывать структуру сельскохозяйственного производства, а также приоритеты внутриэкономического и внешнеэкономического развития;

- максимальное вовлечение в экономический оборот и оптимизация использования природных, материальных и человеческих ресурсов сельских регионов;

- эффективная государственная поддержка, ориентированная на создание экономических условий, способствующих достижению необходимого уровня устойчивости, при этом учитывающая обязательства государства в рамках реализации согласованной агропромышленной политики участников Таможенного союза и Единого экономического пространства;

- межрегиональное выравнивание уровня экономического и социального развития сельских территорий, недопущение усиления дифференциации регионов;

- приоритет экологически щадящего подхода к использованию сельскохозяйственных угодий и других природных ресурсов.

Для обеспечения эффективного функционирования рассматриваемой системы управления необходимым является учет ряда факторов, оказывающих совокупное влияние на экономические, социальные и экологические параметры развития. Исследование показало, что устойчивое развитие сельского хозяйства экологически дестабилизированных регионов определяется факторами, представленными в табл. 2.

Таблица 2

Система факторов устойчивости развития сельского хозяйства

Признак классификации Группы факторов Характеристика факторов

Место возникновения внутренние создаются внутренней средой организации и возникают как следствие ее функционирования

внешние инициируются средой функционирования организации, без участия и помимо воли сельскохозяйственных товаропроизводителей

Степень обусловленности объективные обусловлены объективно развивающимися процессами или обстоятельствами непреодолимой силы

субъективные формируются сознательно и целенаправленно отдельными сельскохозяйственными производителями исходя из экономических интересов

Степень управляемости регулируемые поддаются корректировке

слаборегулируемые частично корректируются

нерегулируемые не поддаются корректировке

Характер воздействия позитивные способствуют достижению устойчивости

деструктивные обусловливают снижение устойчивости

Одним из важнейших элементов системы управления устойчивым развитием сельского хозяйства являются ее функции, представляющие собой отдельные сферы управленческой деятельности по достижению целевых параметров устойчивости и включающие:

- оценку социально-экономических и экологических условий обеспечения устойчивости сельского хозяйства, основанную на информации о количественном и качественном составе факторов сельскохозяйственного производства, параметрах развития сельских регионов и степени их соответствия социальным стандартам, а также структуре земель сельскохозяйственного назначения с точки зрения уровня накопления радионуклидов;

- прогнозирование и планирование развития сельскохозяйственного производства в регионах, загрязненных радионуклидами, включая разработку организационно-экономических стандартов деятельности товаропроизводителей, их внедрение и текущий контроль за применением;

- создание комплексных целевых программ, определяющих меры воздействия на экономические системы для преодоления негативных последствий загрязнения территорий радионуклидами, а также формирующих условия для предотвращения их появления;

- мониторинг содержания радионуклидов в сельскохозяйственной продукции;

- формирование эффективных механизмов взаимодействия государственных органов и предпринимательских структур по преодолению негативных последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Заключение

Таким образом, управление устойчивым развитием сельского хозяйства представляет собой набор взаимосвязанных действий, направленных на достижение максимального социо-эколого-экономического эффекта и возможности перехода в качественно новое состояние. Его эффективность определяется использованием комплекса научно обоснованных подходов, реализуемых на различных уровнях и учитывающих совокупность факторов, оказывающих влияние на экономические, социальные и экологические параметры развития сельского хозяйства и сельских территорий.

В условиях радиоэкологического загрязнения регионов построение и функционирование эффективной системы управления устойчивым развитием сельского хозяйства позволит: повысить качество и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках; обеспечить население регионов экологически безопасными продуктами питания, а перерабатывающие предприятия - сырьем; повысить степень привлекательности труда в сельском хозяйстве, минимизировать отток квалифицированных кадров из сельских регионов; создать условия для выравнивания уровня доходности сельскохозяйственного производства по отношению к другим отраслям экономики.

Литература

1. Шотыло, Д. В. Сущность и содержание устойчивости производственной системы / Д. В. Шотыло // Экономика региона. - 2011.- № 2. - С. 35-41.

2. Фарниева, И. Т. Приоритетные направления устойчивого развития сельского хозяйства : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / И. Т. Фарниева ; Горский гос. аграр. ун-т. - Владикавказ, 2012. - 24 с.

3. Васильева, Н. К. Классификация устойчивости производства в аграрной сфере / Н. К. Васильева // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». -2006. - № 3. - Режим доступа: http://ncstu.ru. - Дата доступа: 15.06.2014.

4. Гусаков, В. Г. Стратегия устойчивого развития сельских территорий / В. Г. Гусаков // Вести Нац. акад. наук Беларуси. Сер. аграр. наук. - 2011. - № 2. - С. 5-12.

5. Резниченко, С. М. Приоритеты устойчивого развития аграрного сектора экономики (теория и практика) : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / С. М. Резниченко ; Кубан. гос. ун-т. - Краснодар, 2013. - 49 с.

6. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь / Нац. центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 25.03.2014.

7. Беларусь и Чернобыль: 27 лет спустя / А. В. Башилов [и др.]. - Минск : Ин-т радиологии, 2013. - 104 с.

8. Рекомендации по ведению сельскохозяйственного производства в условиях радиоактивного загрязнения земель Республики Беларусь на 2012-2016 годы / Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыл. АЭС, Ин-т радиологии ; редкол. Н. Н. Цыбулько и [и др.]. - Минск, 2012. - 124 с.

Получено 25.06.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.