УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Махалина О.М., к.э.н., доцент ГУУ
В статье рассматривается концепция устойчивого инновационного развития на всех уровнях развития как направление модернизации экономики Российской Федерации
Ключевые слова: промышленное предприятие, инновационное развитие, модернизация экономики.
MANAGEMENT OF SUSTAINABLE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE IN RUSSIA'S ECONOMIC MODERNIZATION
Makhalina O., Ph.D., assistant professor, GUU
The article discusses the concept of sustainable development innovation at all levels of development as the direction of modernizing the Russian economy.
Keywords: enterprise, innovation development, modernization of the economy.
Теория модернизации была создана в 50-60-х гг. XX в. американскими специалистами по странам «третьего мира» С. Липсет, Ф. Риггс. Р. Уарт, С. Хантингтон, Д. Энтер и др. для объяснения происходящих в них процессов, существенно изменяющих традиционный порядок и способствующих переходу этих стран к современному индустриальному и демократическому обществу. Позже данная теория использовалась официальными государственными ведомствами США для обоснования их политики в отношении стран Азии, Африки и Латинской Америки. После распада СССР Россия была отнесена к слаборазвитым странам и для ее развития также стал применяться термин «модернизация».
В научном смысле модернизация - это процесс социально-экономического, культурного и политического преобразования традиционного общества в индустриальное, формирования либерально-демократических институтов, правового государства и гражданского общества. Категория «модернизация» достаточно близка к категории «экономическое развитие», отражающей совокупность взаимосвязанных процессов накопления капитала, развития производства и повышения производительности труда. Однако, если экономическое развитие характеризует эволюционные тенденции, то модернизация связана с обновлением экономической, технико-технологической, политической, общественно-культурной сфер общества. Межуев В. М. определяет модернизацию как «развитие с заранее планируемым результатом, с сознательно прогнозируемым финалом, с отчетливо артикулируемой конечной целью. Этим она отличается от развития, носящего характер «естественноисторичес-кого процесса», детерминированного не извне поставленной целью, т. е. телеологически, а внутренне обусловленной причиной». [1] Модернизация - это процесс приспособления экономики и общества к условиям, в которых нынешняя социально-экономическая система чувствует себя некомфортно, проигрывая конкурентам или ощущая неизбежность отставания.
Главной предпосылкой модернизации экономики России является признание факта отставания России от развитых стран и необходимости кардинальных перемен. Отсталая экономика с сырьевой ориентацией, низкий уровень жизни населения, непривлекательность для инвестиций, отсутствие стимулов для инноваций являются существенными предпосылками для модернизационного прорыва. По мнению О.С. Белокрыловой и А.А. Бочкова [2], достигнутая к 2008 г. общая макроэкономическая стабилизация и устойчивый экономический рост свидетельствовали о выходе российского общества из системного трансформационного кризиса и обеспечивали постепенный переход экономики от восстановительного к инновационно-инвестиционному типу экономического роста на основе модернизации. Финансово-экономический кризис осложняет развитие экономики России по модернизационному сценарию, однако предпринимаемые государством меры свидетельствуют о доминировании модернизационной антикризисной стратегии, что четко проявляется в принятой Правительством Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 года [3]. В экономике России сложились объективные институциональные, мак-
роэкономические, финансовые, социальные предпосылки перехода от трансформации к модернизации.
Модернизация экономики невозможна без перехода к инновационной модели развития. В ученом сообществе развернулась широкая дискуссия по поводу вариантов инновационного развития. По мнению И.Ю. Юргенса и Е.Ш. Гонтмахера, для реализации планов модернизации необходимо стратегическое согласие в обществе, консенсус в ценностях, мировоззрении и политических взглядах. Общепризнанной становится задача смены вектора развития - преодоления избыточной зависимости от экспорта сырья с выходом в экономику знаний, наукоемких производств, высоких технологий и интенсивных инноваций [4]. Однако, как отмечают авторы, для инновационного развития существуют препятствия: текущая конъюнктура способствует закреплению сырьевой ориентации вместо развития инноваций; необходимы условия для восстановления производства; в современном мире глобальная конкуренция выливается в конкуренцию институтов, поэтому задача решается только кардинальным изменением институциональной среды, в конечном счете - самой системы ценностей и принципов.
По мнению В.Л. Иноземцева, основная проблема российской модернизации заключается, в том, что в обществе отсутствует про-модернизационный консенсус, а сама модернизация остается «проектом меньшинства», возглавляемого главой государства. С другой стороны, элита не имеет не только строгого плана модернизации, но и четкого понимания цели, которую предполагается достичь. Официально заявленная задача построения «умной экономики» и перехода на «инновационные рельсы» развития практически недостижима в ближайшее время, так как инновационная экономика в исторической ретроспективе успешно развивалась лишь там и тогда, где и когда она опиралась на мощную промышленность, способную оперативно реагировать на изменение спроса, реализовы-вать новые решения и технологии, устойчиво конкурировать с зарубежными компаниями [5].
Таким образом, развитие России в течение двух последних десятилетий показало наличие необходимых предпосылок перехода от трансформации к модернизации и возможность модернизации при условии возрождения промышленности, ухода от сырьевой ориентации, создания инновационной экономики на основе достижения согласия в ценностях, взглядах, мировоззрениях в обществе.
Проблематика модернизации экономики институционализирована в официальных документах, прежде всего, в важнейшем программном документе - «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». [6]. В нем отражены долговременные системные вызовы, отражающие мировые тенденции и внутренние барьеры развития: усиление глобальной конкуренции; ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста; возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития; исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития,
импортозамещения, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии. Обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, дефицитом квалифицированных кадров, нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации; высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений; слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления; низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда; недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.
В качестве целей модернизации определены: создание высокотехнологичной и конкурентоспособной экономики; создание современных экономических институтов, способствующих развитию предпринимательской активности и трудовой мотивации граждан; формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата; обеспечение высокого уровня экономической свободы и политической безопасности; интеграция экономики страны в систему мирохозяйственных связей; повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов. Достижение этих целей обеспечивается следующими необходимыми условиями (ключевыми инструментами): обеспечение гарантий прав собственности, обеспечение равных и справедливых условий конкуренции, снятие административных барьеров, ответственная бюджетная и денежная политика.
Одной из главных идей доклада Института современного развития «Россия XXI века: Образ желаемого завтра», представленного экспертами Института И.Ю. Юргенсом, Е.Ш. Гонтмахером, Н.И. Масленниковым и Л.М. Григорьевым, является необходимость инновационного прорыва. XXI век является веком знаний, наукоемких производств, высоких технологий и стремительных инноваций. Страны-лидеры мирового развития в этих направлениях имеют решающие конкурентные преимущества, которые дают им возможность управлять будущим. Авторы доклада считают, что у России еще есть шанс войти в пул стран-лидеров по интеллектуальным показателям [4]. В докладе также утверждается, что «задача в том, чтобы создать экономику, генерирующую инновации, а не генерировать инновации для их мучительного внедрения в экономику». В. Иноземцев, полемизируя с авторами, высказывает мнение, что инновации нужны не сами по себе, а только в том случае, если существуют хозяйствующие субъекты, предъявляющие на них спрос. Задачу государства он видит в стимулировании предпринимателей к инновационной активности [7].
Однако мнения ученых относительно роли государства в создании условий для развития инноваций в России разделились. Автор идеи создания национального Агентства передовых разработок (АПР) М. Калашников считает, что инновационный прорыв невозможен без финансовой поддержки государства и создания центров инновационного притяжения - футурополисов, которые будут способны активизировать инновационную деятельность в стране [8]. С другой стороны, руководитель Института энергетической политики В. Милов уверен, что пытаться регулировать инновации централизованно в современных условиях невозможно. Подходы и инструменты, которые были актуальны в середине XX века, не действуют вследствие глобальных изменений мировой экономики, другого уровня развития информационных технологий, мобильности, конкуренции. В современной экономике большинство прорывных решений достигается небольшими и средними игроками рынка. По мнению В. Милова, для инноваций нужен максимум свободы творчества, которую организация единого центра исследований и разработок может ограничить.
Таким образом, основными направлениями на пути модернизации российской экономики являются формирование новых ценностей и стандартов, инновационное развитие, повышение роли человеческого фактора и образования, стимулирование активности населения, усиление роли государства в содействии инновационной активности, углубление демократических реформ. Последовательная реализация стратегии модернизации способна превратить
технологические и организационные нововведения в главный фактор количественной и качественной динамики российской экономики на основе освоения технологических, управленческих, организационных и кадровых инноваций. Целью модернизации должна стать экономика, которая динамична и способна к саморазвитию; способна вовлечь в свою орбиту все общество; обеспечивает эффективное использование всех производительных ресурсов общества; обеспечивает реализацию интеллектуального потенциала страны через развитие науки и образования и его востребованность экономикой; основана на современных общественных отношениях.
Целью модернизации экономики России должно быть создание экономической основы для устойчивого развития страны на долгосрочную историческую перспективу. Эта цель согласуется с положениями «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», принятой в 1996 г. Указом Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [9]. В Указе, в частности, подтверждена важность перехода к устойчивому развитию, определена роль России в мировом процессе перехода к устойчивому развитию, задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию, предложены подходы к установлению критериев принятия решений и показателей устойчивого развития, дана характеристика этапов перехода России к устойчивому развитию.
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию разработана с учетом мирового опыта решения этой проблемы. Комиссией ООН по устойчивому развитию разработан набор из 135 индикаторов устойчивого развития, включающих в себя поднаборы индикаторов, отображающих нынешнее состояние различных сфер деятельности (индикаторы текущего состояния), происходящих изменений (индикаторы тенденций по разделу Повестки дня XXI век) и корректирующих действий (индикаторы корректирующих действий). Индикаторы сформированы по следующим группам:
A. Социальные индикаторы (41 индикатор).
Б. Экономические индикаторы (26 индикаторов).
B. Экологические индикаторы (55 индикаторов).
Г. Организационные индексы (12 индикаторов). [Indicators of Sustainable Development, UN Department for Policy Coordination and Sustainable Development, December 1994].
Помимо индикаторов, на практике часто используются показатели устойчивого развития, которые трактуются достаточно широко. Эти показатели характеризуют современное понимание определения «устойчивое развитие». К ним обычно относят достаточно широкий набор индикаторов-показателей, которые демонстрируют, как в той или иной стране понимаются первоочередные задачи по обеспечению интересов будущих поколений.
Используя основные положения Концепции устойчивого развития, принятых ООН, в данной работе предпринята попытка разработать отдельные теоретические и методические подходы к оценке деятельности предприятия, которую можно охарактеризовать термином «устойчивое развитие». Устойчивое развитие предприятия - функционирование предприятия в режиме, обеспечивающем на основе наукоемких технологий решение триединой задачи:
- улучшение качества жизни персонала предприятия и населения;
- минимизация воздействия производства на окружающую среду;
- максимизация чистой прибыли.
В условиях рынка предприятие является открытой системой, а успех деятельности предприятия зависит от воздействия множества факторов, которые можно разделить на факторы внутренней среды и факторы внешней среды, которые в свою очередь делятся на факторы прямого воздействия и косвенного воздействия. Конкретный перечень факторов, относимый к факторам непосредственного и косвенного воздействия, зависит от особенностей предприятия и конкретных обстоятельств его функционирования.
Многофакторность устойчивого развития предприятий, отраслей и комплексов авторы научных трудов обычно передают посредством разложения общей устойчивости на отдельные компоненты: экономическую, техническую (технико-технологическую), инвестиционную, инновационную, социальную, экологическую, информационную и др. Не отрицая правомерности этих и других подходов, полагаем, что необходим более общий универсальный взгляд на закономерности функционирования экономических систем.
С нашей точки зрения, устойчивым инновационным развитием является вариант развития, при котором в течение длительного периода в результате внедрения инноваций происходит переход экономической системы от одного устойчивого состояния к другому. В этом контексте целесообразно разграничивать термины «устойчивость функционирования» и «устойчивость развития», которые часто употребляются как синонимы.
Вместе с тем при использовании определений устойчивого развития, сформулированных с позиций глобального взаимодействия с окружающей средой, невозможно достоверно оценивать на микроуровне реальные интегральные тенденции в многообразном и многофакторном процессе устойчивого развития предприятий, отраслей, комплексов. В целом изложенный подход правомерен. Однако комплексно оценивать устойчивое развитие предприятий, как системы, по мнению автора, следует все-таки с более широких позиций, позволяющих одновременно отражать состояние и динамику важнейших параметров их функционирования, прежде всего, экономических, экологических и социальных. В этой связи, устойчивое развитие предприятия следует представлять сегодня как со-цио-эколого-экономическую систему, формирующуюся под интегрированным воздействием частных элементов устойчивости.
Управление устойчивым инновационным развитием осуществляется посредством управленческих воздействий на частные элементы устойчивости, среди которых необходимо выделять инновационную устойчивость, рассматриваемую в качестве компоненты общей социо-эколого-экономической устойчивости системы. Применительно к хозяйствующим субъектам под инновационной устойчивостью следует понимать такое особое качественное состояние системы, при котором гарантированно обеспечиваются возможности предприятиям (организациям) сохранять и совершенствовать важнейшие параметры своей деятельности на рынке (прежде всего, экономические, экологические и социальные) в результате регулярного приобретения, разработки, внедрения, освоения и коммерциализации разнообразных научно-технических, экономико-организационных, правовых, социальных, управленческих и иных интеллектуальных продуктов.
Инновационное развитие рассматривается автором как процесс реализации на предприятиях, отраслях, комплексах системы мероприятий, обеспечивающих им прогрессивное движение в пространстве и времени к заданной цели, путем первоочередного использования инновационных преимуществ и расширенного воспроизводства последних, с целью получения и поставки на рынок пользующейся спросом усовершенствованной и новой продукции (работ, услуг), с приемлемыми для рынка затратами на ее изготовление, реализацию и послепродажное обслуживание.
Немаловажным в реализации стратегии устойчивого развития является наличие Международного стандарта Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (Global Reporting Initiative — GRI) и обязанность всех стран, принявших идеи устойчивого развития, регулярно представлять мировому сообществу отчеты в области устойчивого развития. Ежегодно увеличивается количество организаций, включившихся в этот процесс. Преимуществами отчетности GRI являются открытость организаций для стейкхолдеров: акционеров, поставщиков, инвесторов, потребителей, сотрудников и общества. В свою очередь, открытость способствует привлекательности организации для инвесторов, лояльности потребителей, сотрудников и всех заинтересованных сторон и создает для них возможность влиять на деятельность организации. Таким образом, создается возможность способствовать притоку инвестиций в производство, образование и другие важные сферы, необходимые для инноваций и, в конечном итоге, модернизации.
Учитывая вышеизложенное, следует признать, что реализация концепции устойчивого развития на всех уровнях развития страны является действенным направлением модернизации экономики страны. Переход к устойчивому развитию означает бережное отношение к ресурсам, окружающей среде, человеческому капиталу, усиление социальной защищенности населения. Необходимость перехода к новому экологическому мышлению предполагает изменение целевой функции современного рыночного хозяйства. Главной целью развития экономики должно стать устойчивое долговременное гармоничное развитие на основе общечеловеческих ценностей. Такой поворот в бизнес-мировоззрении не может произойти без регулирующей роли государства, выраженной в создании соответствующей законодательной базы и изменении направлений обра-
зования и культурного развития общества. Модернизация России становится не только условием встраивания страны в мировую экономику, но и желаемым результатом для мирового устойчивого развития.
Литература:
1. Межуев В. М. Ценности современности в контексте модернизации и глобализации http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/l/ Mezhuev / // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 1 - Философия. Политология.
2. Белокрылова О.С, Бочков А.А. Перспективы посткризисной модернизации экономики России // Экономический вестник Ростовского государственного университета - 2008, Том 6 № 4, стр 3644
3. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года http://www.rg.ru/20Q9/01 /27/strategi va-dok.html
4. Россия XXI века: образ желаемого завтра. - М.: Экон-Ин-форм, 2010. - 66 с.
5. Принуждение к инновациям: стратегия для России. Сборник статей и материалов / Под ред. В.Л. Иноземцева. - Москва, Центр исследований постиндустриального общества, 2009. - 288 с.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года http://www.ifap.ru/ ofdocs/rus/rus006.pdf
7. Иноземцев В. Анти-Юргенс http://www.mk.ru/economics/ article/2010/02/08/426404antiyurgens.html?action=print // «Московский Комсомолец», 08.02.2010
8. Сухова С. Иногородние // Итоги № 08 / 715 (22.02.10) http:// www.itogi.ru/archive/2010/08.html
9. Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» № 440 от 1 апреля 1996 г. // Российская газета, 9 апреля, 1996 г. - с.5.