Научная статья на тему 'Управление устойчивостью социально-экономических систем: поиск новых решений'

Управление устойчивостью социально-экономических систем: поиск новых решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление устойчивостью социально-экономических систем: поиск новых решений»

I

Практика

Елена ВОСКАНЯН Фото автора

устойчивостью социально-

экономических систем:

поиск новых _ решений

2015 № 6 (93)

На современном этапе развития экономики России одним из определяющих параметров эффективности социально-экономических систем является обеспечение их устойчивого функционирования, что предполагает наличие соответствующей системы управления, ее постоянное совершенствование и развитие. Актуальность решения данной задачи многократно увеличивается в условиях кризиса и действия санкционной политики западных государств, реализуемой в отношении

нашей страны. Указанные обстоятельства предоставляют специалистам по антикризисному управлению и риск-менеджменту организаций уникальную возможность пересмотреть и переформатировать сложившуюся систему управления.

В рамках конференции «Управленческие науки в современном мире» поиску направлений решения этой комплексной задачи были посвящены выступления участников секции «Управление устойчивостью социально-экономических систем».

эффективное Антикризисное \ /правление

Открывая заседание секции, ее руководитель, завкафедрой «Стратегический и антикризисный менеджмент» Финуниверситета, д.э.н., профессор, заслуженный экономист РФ, академик Российской академии образования Антонина Ряховская заострила внимание на значимости обсуждаемой проблематики, которая с годами не теряет своей актуальности. Также Антонина Николаевна отметила, что традиционно в работе секции участвуют представители ведущих вузов страны, в том числе Ивановского государственного университета, Белорусского государственного экономического университета, Московского государственного университета геодезии и картографии, Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Финансового университета при Правительстве РФ.

Участники секции оценили практическую значимость доклада на тему «Метод сокращения убыточности российских промышленных предприятий путем их реструктуризации на основе организации центров финансового учета», представленного завкафедрой «Экономика промышленности» Московского авиационного института, д.э.н, профессором Валерием Панагушиным. Он подробно остановился на основных причинах убыточности предприятий и в целом охарактеризовал проблемы авиаотрасли.

- Сегодня предприятия боевой авиации имеют полную загрузку, а на предприятиях гражданской авиации простой и глубокий кризис. На мой взгляд, это связано в том числе с тем, что мы отдали российский рынок авиации на откуп другим странам. Авиационную технику нам поставляют Boeing и Airbus. Однако международная обстановка способствует тому, что мы вынуждены искать способы восстановления нашего прежнего авиационного потенциала, - подчеркнул докладчик. - В данный момент продукция российских предприятий неконкурентоспособна по функциональным и эксплуатационным характеристикам, изделия производятся с завышенным уровнем ресурсоемкости, при производстве не применяются энерго- и ресурсосберегающие технологии.

Другой важный аспект - финансово-экономическое положение российских организаций реального сектора экономики, их финансовая устойчивость и платежеспособность рассматривались в докладе профессора кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент» Финуниверситета, к.т. н., доцента Сергея Кована.

- В связи с обострением кризисных явлений в экономике России, которые усугубляются осложненной геополитической ситуацией, изучение данной проблемы и поиск решений в целях купи-

I

Практика

Данил СМИРНОВ

рования имеющихся негативных факторов представляется актуальным, - отметил Кован.

В его докладе были представлены данные статистического наблюдения за финансовым состоянием крупных и средних российских организаций реального сектора экономики с 2006 по 2015 год. Всего охвачено около 60 тысяч организаций, отраженных в базе данных Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). Система ЕМИСС является государственным источником актуальных и достоверных статистических данных, получаемых из ведомственных хранилищ данных.

Сергей Кован озвучил настораживающие цифры: в последние годы 26-28% российских организаций являются убыточными и, следовательно, лишены собственных источников финансирования своей деятельности. Это заставляет их во все большем размере привлекать заемные средства, но не для развития своего бизнеса, а для простого выживания и сохранения деятельности.

- Начиная с 2013 года темпы роста задолженности организаций превысили темпы роста их выручки. Это приводит к тому, что все большая часть прибыли организаций уходит от них в качестве платы за кредиты и займы. Снижение общей прибыли блокирует развитие, провоцирует убыточность и необходимость дальнейшего «погружения в долги», - комментирует профессор.

На основании представленных материалов докладчик высказал предположение, что используемая в России модель экономического развития, основанная на росте доходов, опережающем рост обязательств, в настоящее время себя исчерпала и нуждается в замене.

Оживленную дискуссию вызвало выступление профессора кафедры «Менеджмент» Ивановского государственного университета, д.э.н., профессора Аркадия Лифшица, по мнению которого эффективным инструментом обеспечения экономической устойчивости промышленных предприятий является контроллинг. В ходе выступления было доказано, что сердцевиной контроллинга являются разработка и обоснование стандартов эффективности и результативности разного уровня требований и связанных с ними масштабов допустимых, предупредительных и критических отклонений. Вместе с тем широко известные зарубежные теории и практики (теория ограничений, система 6 сигм) не могут системно справиться с этой задачей.

- Помимо ограничений при измерении потен-

циала достижения ряда целей, могут быть найдены критические факторы, определяющие возможность реализации данных целей. Критическими факторами могут быть технологические возможности оборудования, качество сырья, передовые технологии, уникальные компетенции персонала и другие. Система 6 сигм не опирается на измерение производственного потенциала предприятия, является чрезмерно жесткой и в лучшем случае может использоваться в системе менеджмента качества продукции, - уточнил представитель Ивановского государственного университета. -При определении масштабов допустимых отклонений учитывались такие факторы, как значимость целевых показателей, срочность их выполнения, взаимосвязь с другими показателями, уровень напряженности показателя. Такой подход позволяет создать предпосылки для принятия предприятиями и их подразделениями оптимально напряженных плановых заданий, формирования устойчивых и одновременно гибких систем управления промышленными объектами.

По итогам выступления Аркадия Лифшица вызвал дискуссию тезис о разграничении производственной мощности и производственного потенциала. Докладчик заметил, что производственный потенциал - не только шире понятия производственная мощность (включает в себя потенциалы роста производительности труда, снижения производственной себестоимости), но и излишняя производственная (по сравнению со спросом) мощность не является частью производственного потенциала. Опасения по поводу того, что в этом случае невозможно разграничить потенциал выпуска продукции и коммерческий потенциал, излишни, так как часто встречается расхождение (в ту и другую сторону) между способностью производить и способностью продавать произведенную продукцию. Кроме того, современные отечественные промышленные предприятия нередко продают не только свою, но и купленную на стороне продукцию. В этих ситуациях разрыв между потенциалом выпуска продукции и коммерческим потенциалом тем более существен.

Впервые участвовал в работе секции аспирант кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент» Финуниверситета Данил Смирнов, рассмотревший концепцию устойчивого развития как методологическую основу формирования стратегии предприятий нефтяного комплекса.

- Нефтяной комплекс сам по себе, как и отдельные предприятия в его структуре, является социально-экономической системой открытого типа. Думаю, никто не будет ставить под сомнение тот факт, что от результатов деятельности

2015 № 6 (93)

предприятий зависит благосостояние страны, -отметил докладчик. - Достаточно упомянуть, что в настоящее время доля продукции отечественного нефтяного комплекса в ВВП России составляет 14% или 54% от общей суммы экспортных доходов. Ранее природные ресурсы представлялись абстрактно ограниченными в силу фактора редкости, но в принципе полагались неисчерпаемыми. Однако минеральные природные ресурсы относятся к категории невозобнов-ляемых, поэтому расширенное воспроизводство вступает в противоречие с постоянно возрастающими потребностями. В интересах предприятий нефтяного комплекса при разработке стратегии развития в качестве методологической основы необходимо использовать концепцию устойчивого развития, согласно которой природные ресурсы рассматриваются как одна из форм природного капитала, в чем-то аналогичная основным финансовым средствам. Реализация идей устойчивого развития «нефть для будущих поколений» имеет не только нравственно-экологическую составляющую, но и финансовые показатели. Если компании инвестируют средства на геологоразведыватель-ные работы в достаточном объеме для поддержания роста доказанных запасов сырья, то это неизбежно повысит уровень ее капитализации.

В докладе профессора кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент» Финунивер-ситета при Правительстве РФ, д.э.н. Анны Чуб были представлены результаты исследования, направленного на поиск источников повышения устойчивости развития Владимирской области, являющейся регионом-реципиентом, в экономике которого ведущую роль играют обрабатывающие производства. С учетом обозначенной специфики объекта исследования были выделены две модели, позволяющие решить указанную задачу.

В рамках модели межрегиональной интеграции проведена оценка процессов перераспределения труда и капитала между субъектами Центрального федерального округа и сделан вывод о наличии наиболее сильных межрегиональных взаимодействий Владимирской области с городом Москвой. Кроме того, установлено, что ресурсный обмен не является равноценным, так как федеральный центр активно «оттягивает» трудовые ресурсы, в то время как Владимирская область обладает низкой инвестиционной привлекательностью для московских инвесторов.

Полученные результаты позволили сформулировать ряд мер по совершенствованию нормативной базы, регулирующей инвестиционную деятельность, прежде всего, в части обеспечения гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций со стороны ор-

ганов управления. Повторная оценка интеграционных взаимодействий Москвы и Владимирской области показала, что внедрение предложенных мероприятий в совокупности с усилиями региональной администрации повысило инвестиционную привлекательность ряда районов области, а привлеченные инвестиции снизили отток рабочей силы.

- На основании положений модели инновационного развития, ориентированной на мобилизацию внутренних резервов региона путем формирования инновационно-предпринимательских экосистем, был проведен анализ действующих в области экологичных, энергоэффективных и иных проектов, ориентированных на снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду и основанных на инновационных и/или передовых технологиях, - сообщила Чуб. - В результате выделены шесть районов, где реализация проектов по освоению возобновляемого энерго-технологического потенциала неликвидной биомассы (древесины, торфа и др.), а также развитию экоту-ризма может стать дополнительным источником повышения устойчивости развития.

Являясь постоянным участником секции, Анна Чуб отметила ежегодный рост числа и квалификации участников, что, по ее мнению, способствует формированию на секции особой доброжелательной и располагающей к научной дискуссии атмосфере, поддерживаемой грамотным модерированием.

О такой «забытой» категории стратегического менеджмента, как миссия фирмы, рассказал профессор кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент» Фин-университета, д.э.н. Владимир Крючков.

- Миссия фирмы присутствует на сайте практически каждой компании, но редкий сотрудник вспомнит ее формулировку. В то же время она имеется во всех учебниках по менеджменту, входит во все учебные планы и экзаменационные билеты по менеджменту и стратегическому менеджменту. Опрос, который я регулярно провожу среди магистрантов в начале курса по стратегии, показывает, что они не сразу могут сформулировать определение миссии, потом с облегчением вспоминают формулировку «то, ради чего существует фирма», - подчеркнул Владимир Крючков. - Следующий вопрос - а ради чего же она существует? - вгоняет аудиторию в ступор. Не лучше обстоят дела и в реальном бизнесе. Разнообразные формулировки, которые можно найти на сайтах

Эффективное ,нтикризисное гправление

Анна ЧУБ

Антонина РЯХОВСКАЯ

I

Практика

фирм, простираются от заклинаний потребителя до будничного изложения перечня продукции и услуг. Обращение к ученым и консультантам тоже мало помогает разобраться в том, зачем же нужна миссия фирмы. Их рассуждения, по большей части, сводятся к критике формулировок и рекомендациям, как эти формулировки улучшить. Картина становится несколько более ясной, если к этому вопросу подойти с позиций концепции Маршалла Мак-Люэна, который провозгласил тезис -«средство коммуникации есть сообщение». Как мы увидим при более глубоком анализе, более удачным переводом слова «message» будет «послание», а не «сообщение». «Сообщение» возвращает нас к словесным формулировкам, отвлекая от коммуникационного предназначения миссии. Иными словами, миссия -это средство коммуникации фирмы с внешним миром: потребителями, партнерами, конкурентами. Но именно как средство коммуникации, требующее для своего воплощения организационную форму, она служит и средством консолидации персонала фирмы. Характерно замечание Мак-Люэна о том, что увлечение содержанием послания (миссии) только отвлекает от ее сути, маскирует ее.

Логичнее всего, считает докладчик, изучить опыт именно такого «расширенного» понимания миссии фирмы на примерах успешной реализации. Лучше всего успешность данной технологии демонстрирует церковная организация мировых религий.

- Тысячелетний опыт Православной церкви воплощен в курсе «Мис-сиология», читаемом в Московской духовной академии, и «Основы миссионерства», читаемом там же. Опыт миссионерской деятельности подробно изложен во многих богословских трудах, и именно он подтверждает, что только кропотливая работа по организации такой деятельности, воспитание миссионеров как личностей, способных выполнять такую деятельность, может принести успех. Поэтому новый подход к пониманию миссии фирмы как практической деятельности организации нового средства коммуникации может принести успех, - резюмировал Крючков.

Важную тему - репутация и бренд как факторы обеспечения устойчивого развития - затронула доцент кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент» Финуниверситета, к.э.н. Ли-

дия Мокрова. Она подчеркнула, что отсутствие системности в управлении нематериальными активами является одной из причин банкротства организаций. Управлять деловой репутацией и торговой маркой должны компетентные специалисты при патронаже и заинтересованном участии высшего руководства организации.

- В связи со значительной и постоянно возрастающей ролью нематериальных активов (НМА) у субъектов экономики возникает возможность использования НМА в целях достижения устойчивого развития. Из всей совокупности НМА наиболее используемыми являются торговая марка (бренд) и репутация. И тот и другой активы могут быть введены в управленческий цикл организации, в том числе оценены, поставлены на баланс и амортизироваться, - отметил докладчик. -Бренд может приносить организации значительные выгоды, обусловленные увеличением уставного капитала, повышением инвестиционной привлекательности, созданием базы для инновационных преобразований, получением дополнительной прибыли от производства и реализации продукции, от продажи лицензий. Репутация, как корпоративная, так и личная, является более уязвимым активом и требует постоянного мониторинга, направленного на выявление как негативных, так и позитивных аспектов проявления. И это не только публикации в СМИ и интернете -это далеко не полный перечень инструментов формирования репутации, а лишь каналы коммуникации с аудиторий формирования репутации. Вот почему исследование механизма управления нематериальными активами на предприятии является необходимой задачей. Успешно решить ее -значит, обеспечить предприятию высокую конкурентоспособность и возможность устойчивого развития. Поэтому в настоящий момент наиболее остро встает вопрос об эффективности внутрифирменного управления нематериальными активами, такими, как деловая репутация и бренд.

Лидия Мокрова акцентировала внимание на том, что уже решено много проблем, связанных с различными аспектами формирования и использования деловой репутации и бренда в деятельности организации. Однако все еще остаются неразрешенные вопросы, касающиеся проблемы эффективного использования в целях повышения устойчивости, аспектов коммерческой реализации. Несмотря на достаточное количество исследований в этой области и значительный корпоративный опыт, управленцами различных уровней не уделяется системный интерес к использованию деловой репутации и бренда в качестве ресурсов для повышения устойчивости и предупреждения банкротства.

2015 № 6 (93)

Еще одну актуальную тему - отражение вопросов устойчивого развития в отчетности компаний - рассмотрела аспирант кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент» Финуниверситета Ольга Аксенова. Она представила обзор применения российскими компаниями отчетности по устойчивому развитию на примере лидеров рынка авиаперевозчиков и пищевой промышленности. Также проанализировала, насколько широко данные компании отражают вопросы устойчивого развития в своей отчетности, каким образом они представляют эту информацию заинтересованным сторонам и соответствует ли она перечню вопросов, рекомендованных Руководством Глобальной инициативы по отчетности, которое широко используется российскими компаниями, регулярно предоставляющими отчетность по устойчивому развитию (компании нефтегазового сектора и энергетики) и в мировой практике компаниями, занимающими ключевые позиции в своих отраслях.

Для обзора были выбраны российские компании - лидеры рынка, не имеющие большого опыта предоставления отчетности по устойчивому развитию. Анализировалось, насколько широко они освещают экономические, экологические и социальные вопросы в публичной отчетности и насколько открыты и прозрачны для заинтересованных сторон.

- Данную тематику я выбрала не случайно, - рассказывает Ольга Аксенова. - По исследованию, проведенному Российским союзом промышленников и предпринимателей, компании, уделяющие внимание вопросам устойчивого развития, быстрее преодолели последствия кризиса 2009 года. Нарастание очередного кризиса в российской экономике не позволяет ей утратить свою актуальность. На конференции «Управленческие науки» я впервые выступала с докладом, мне понравилась обстановка дружеского научного дискурса, состав участников, серьезная и глубокая проработка докладчиками тем выступлений, почти по всем докладам было большое количество вопросов после выступлений, слушатели делали акценты на наиболее спорных моментах, которые авторам стоит дополнительно проработать. В частности, по вопросам определения устойчивости, устойчивого развития по-прежнему нет единого мнения. Полагаю, действительно формат данной конференции оправдан и будет любопытно посмотреть, как авторы дополнят свои доклады или изменят темы в следующей сессии данной конференции.

Завершало работу секции выступление профессора кафедры «Системный анализ и моделирование экономических процессов» Фин-

университета, д.э.н. Владимира Агафонова, который рассмотрел современные инструменты антикризисного развития территорий и подчеркнул, что актуальность исследований в области стратегического планирования регионального развития обусловлена тем очевидным фактом, что при огромной территории страны условия развития различных регионов (субъектов Федерации) существенно разнятся. Каждый регион сталкивается со своими проблемами и разрабатывает соответствующую стратегию их решения и достижения приоритетных целей развития.

- В этих условиях особое значение приобретает задача формирования центров развития (ЦР) и их интеграция в соответствующий раздел общенациональной стратегии. ЦР необходимо рассматривать как точку притяжения факторов развития, их системной организации и их «усиления» в том или ином аспекте, для решения актуальных проблем и достижения приоритетных целей, - комментирует Агафонов. - Создание ЦР - это проект, многовариантный и многокритериальный. Следовательно, стоит задача выбора оптимального варианта. Инструментом такого выбора является экономико-математическое моделирование. При этом должны использоваться модели нового типа, описывающие взаимодействие тех экономических субъектов, которые потенциально способны образовывать ЦР. Это имитационная динамическая модель, ориентированная на проведение вариантных расчетов с последующим качественным анализом каждого варианта и выбора наиболее приемлемого. После этого могут рассматриваться наиболее эффективные варианты государственной поддержки и стимулирования бизнеса по поводу инвестирования в потенциальные субъекты ЦР.

Подводя итоги работы заседания, Антонина Ряховская подчеркнула высокий профессиональный уровень участников секции и представленных докладов на актуальные для отечественной экономики на нынешнем этапе ее развития темы. А докладчики заметили, что тема устойчивого развития несет в себе значительный потенциал для дальнейших исследований. Так, необходимо найти, например, ответы на вопросы о сочетании устойчивого, опережающего и асинхронного, в том числе ускоряющегося развития, о роли финансового потенциала в обеспечении конкурентоспособности промышленных предприятий.

Эффективное ,нтикризисное гправление

Владимир АГАФОНОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.