Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В УСЛОВИЯХ ESG ТРАНСФОРМАЦИИ'

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В УСЛОВИЯХ ESG ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ESG / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатырь В.М.

В данной статье рассматривается взаимосвязь совершенствования управления цепями поставок в логистике в парадигме ESG повестки (Environmental, Social, Governance - экологические, социальные факторы и факторы корпоративного управления). Основным результатом проведенного исследования можно считать вывод о то, что внедрение цифровых технологий при управление цепями поставок в логистике является неотъемлемым условием устойчивого развития компании и являются основными атрибутами цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богатырь В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLY CHAIN MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF ESG TRANSFORMATION

The paper examines the relationship between improving supply chain management in logistics in the paradigm of ESG agenda (Environmental, Social, Governance). The main result of the study can be considered the conclusion that the introduction of digital technologies in supply chain management in logistics is an essential condition for the sustainable development of the company and are the main attributes of the digital transformation.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В УСЛОВИЯХ ESG ТРАНСФОРМАЦИИ»

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В УСЛОВИЯХ ESG ТРАНСФОРМАЦИИ В.М. Богатырь, аспирант

Ростовский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-11-1-27-29

Аннотация. В данной статье рассматривается взаимосвязь совершенствования управления цепями поставок в логистике в парадигме ESG повестки (Environmental, Social, Governance - экологические, социальные факторы и факторы корпоративного управления). Основным результатом проведенного исследования можно считать вывод о то, что внедрение цифровых технологий при управление цепями поставок в логистике является неотъемлемым условием устойчивого развития компании и являются основными атрибутами цифровой трансформации.

Ключевые слова: ESG, управление цепями поставок, цифровая трансформация, циф-ровизация, инновации.

Логистическая система любой сферы деятельности состоит из совокупности цепей, которые задействованы в процессе производства и транспортировки с целью качественного управления материальными, финансовыми, сопутствующими и другими потоками. Для этого предприятиями конструируется эффективный цикл прохождения товара от организации производства, контроля с момента получения заказа до получения товара конечным покупателем, в соответствии с требованиями рынка, который основан на предпочтениях потребителя.

Концепция осознанного производства и в целом экономики, связана с необходимостью ведения бизнеса с минимальными экологическими рисками, максимальной удовлетворенностью социальной сферы и качественного корпоративного управления. Совокупность данной триады факторов обозначается аббревиатурой, которая стала нарицательной - ESG (Environmental, Social, Governance). Environmental - значит экологичный, т.е. компания, в процессе управления цепями поставок от производства до потребителя, должна заботиться об окружающей среде. Social - в переводе с английского означает социальный, т.е. компании необходимо проявлять заботу не только к сотрудникам и конечному потребителю, но и в целом к обществу. Governance - управление, т.е. компания должна быть «прозрачна» для

конечного покупателя и управление цепями поставок должно быть максимально эффективно.

Таким образом, ESG трансформация управления цепями поставок должна обеспечивать преобразование не только цифровое, но и экологически-, и социально-ответственное. В результате, освоение инновационных технологий при управлении цепями поставок должно быть направлено на качественное преобразование структур, форм и способов логистической деятельности компании. Мы считаем, что данная трансформация должна быть основана на модели экономики замкнутого цикла или т.н. бесшовного взаимодействия. Данные технологии обеспечивают безопасность производственных процессов, их предсказуемость и эффективность. Для этих необходимо усовершенствовать ряд логистических процессов на макро- и микроуровне:

1. На макроуровне, необходимо пересмотреть весь цикл бизнес-процесса с позиции осознанного производства.

2. На микроуровне, необходимо пересмотреть внутренние взаимосвязи всех цепей поставок с позиции экологизации.

3. На микроуровне, совершенствовать контроль и логистическую структуру с позиции прозрачность, т.е. качества управления, открытого для конечного покупателя.

4. На макроуровне, необходимо доработать цикл удовлетворенности конечного покупателя товаром.

5. На микроуровне, необходимо наладить процесс утилизации как товара, так и «умных» гаджетов, количество которых в компаниях будет постоянно расти.

На первом уровне необходимо понять какие процессы и циклы уже соответствуют ЕБО-повестке, а какие необходимо доработать. Данная диагностика процессов поможет выявить «узкие места» и даст возможность усовершенствовать бизнес-модель бизнеса. Мы полагаем, что это возможно будет самая затратная часть трансформации, т.к. она касается перезагрузки всей модели или, возможно, части устоявшейся модели бизнеса. Но, в дальнейшем, данные вложения позволят бизнесу соответствовать мировым стандартам, а следовательно, иметь выход на новые рынки, позволит компании стать социально-значимой на рынке, что всегда влечет преференции.

Второй этап внедрений ББО повестки в управление цепями поставок в условиях цифровизации, позволит перманентно совершенствовать свои технологии и быть всегда конкурентными на рынке, а также своевременно проходить сертификации своей продукции на любом рынке. Это очень важный этап для бизнеса, т.к. качественная отработка данного этапа позволяет расширять рынки присутствия без единовременных масштабных вложений, а развиваться в процессе расширения.

Третий этап, на наш взгляд, это самый активно развивающийся и эффективно трансформирующийся этап внедрения цифровых технологий. За счет эволюционных процессов на данном этапе успешно развиваются графические технологии, система организации рабочего места сотрудника. Благодаря революционным технологиям, компании кардинально изменили классическую логику работы цепей поставок и применяют:

- машинное обучение (прогнозное планирование, планирование загрузки мощностей, оптимизация маршрутов, управление закупками на основе корректируемых моделей);

- интернет вещей (прозрачность и трэкинг на основе облачных технологий, актуальные данные о цепях поставок в ре-

жиме реального времени без необходимости синхронизации данных между системами, видео аналитика, контроль за безопасностью труда, временная чувствительность, QR-трекеры);

- ЭБ-печать (новые производственные площади, новая конфигурация поставщиков, новые материалы для производства и упаковки);

- блокчейн (контроль происхождения товара, контроль логистических трансакций, финансовые потоки цепей поставок, материальные потоки цепей поставок);

- смешанную и дополненную реальность (подбор товара на складе, упаковка и формирование паллет, информирование и управление данными о товаре со стороны всех участников цепи поставок);

- искусственный интеллект (автоматическое формирование сборных паллет, прогнозирование, управление жизненным циклом продуктов, формирование журнала поставок/отгрузок);

- ботов (боты взаимодействия со всеми участниками цепи поставок).

Четвертый уровень трансформации -это самый сложный - социальный фактор, но и один из значимых логистических процессов. От которого, в целом, зависит развитие компании, ее место на рынке и срок деятельности бизнеса. На наш взгляд, этот этап самый инновационный, где можно и нужно внедрять новые решения, «умные» гаджеты и т.п.

Пятый этап - самый понятный в решении, но неструктурированный в реальной жизни. Необходима эффективная утилизация «умных» гаджетов с последующей переработкой в более технологичные. Но для этого, на наш взгляд, необходимо формирование централизованной структуры перерабатывающих производств, о которых пока наше общество даже не задумывается. Поэтому пока мы поставили данный этап последним, в надежде на осознанность не только нашего общества, но и промышленных корпораций, которые участвуют в логистической цепи прохождения товара с момента производства до реализации конечному покупателю.

Подводя итог данного исследования, мы можем говорить о том, что ББО транс-

формация при управлении цепями поста- Современный российский рынок не

вок показывает важность рисков / возмож- только применяет все революционные ностей Environmental и Social направлен- технологии на практике, но и тесно пере-ности, помимо давно внедряемой и знако- плетает их, формируя дополнительную мой для логистического рынка Governance синергию и создавая улучшенный эффект направления. С каждым годом добавляют- от использования данных технологий друг ся новые модели и оценки эффективного с другом. Происходит совершенствование управления цепями поставок, которые классических подходов управления цепя-компании должны начинать внедрять в ми поставок за счет внедрения цифровых свои бизнес-процессы уже сейчас, т.к. в технологий организации планирования и дальнейшем инвесторы будут оценивать контроля, который осуществляется специ-данные компании именно по этим новым алистом уже в синергии с технологиями и параметрам и интегрированным процес- набором интеллектуальных помощников. сам.

Библиографический список

1. Mamaev E., Mikhaylyuk M. Commodity distribution in the context of post-COVID déformation of the consumer base of the industry market // E3S Web of Conférences, Chelyabinsk, 17-19 февраля 2021 года. - Chelyabinsk, 2021. - DOI 10.1051/e3sconf/202125806049.

2. Михайлюк М. В. Интернет-торговля и логистика российского e-commerce в современной фазе развития рынка: экономика роста цифровых платформ в 2020-2025 гг // Экономические науки. - 2021. - № 205. - С. 69-74. - DOI 10.14451/1.205.69.

3. Михайлюк М. В. Цифровая трансформация рынка: маркетинговые потенциал и институционально-рыночные особенности развития онлайн-продаж // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 11 (124). - С. 725-728. - DOI 10.34925/EIP.2020.124.11.141.

4. Мясникова О.В. ESG-трансформация производственно-логистических систем

5. Щербаков В.В., Силкина Г.Ю., Шевченко С.Ю. Организация производства и/или производственная логистика в инновационной модели функционального менеджмента // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием: Материалы Национальной c международным участием научно-практической конференции, Тюмень, 26 ноября 2021 года / Отв. редактор В.В. Пленкина. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2022.- С. 169-173.

6. Управление цепями поставок: Учебник / В.В. Щербаков, Н.А. Гвилия, А.В. Дмитриев [и др.]. - 1-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 1 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5534-00689-6.

SUPPLY CHAIN MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF ESG TRANSFORMATION

V.M. Bogatyr, Postgraduate Student Rostov State Transport University (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. The paper examines the relationship between improving supply chain management in logistics in the paradigm of ESG agenda (Environmental, Social, Governance). The main result of the study can be considered the conclusion that the introduction of digital technologies in supply chain management in logistics is an essential condition for the sustainable development of the company and are the main attributes of the digital transformation.

Keywords: ESG, supply chain management, digital transformation, digitalization, innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.