Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3249
520
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / КОНКУРЕНЦИЯ / РОСТ / КОНЦЕПЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Китриш Екатерина Юрьевна

Термин «управление цепями поставок» за последние десять лет приобрел особую актуальность. Некоторые авторы определяли SCM в операционных терминах, связанных с потоком материалов и товаров; некоторые рассматривали его как философию управления; некоторые определяли его как процесс управления, а также как интегрированную систему. Управление цепями поставок необходимо по различным причинам: лучший аутсорсинг, увеличение прибыли, повышение удовлетворенности клиентов, повышение качества, конкурентное преимущество, растущая глобализация, растущее значение электронной торговли и рост сложности цепей поставок в условиях пандемии COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLY CHAIN MANAGEMENT: THEORETICAL ASPECTS

The term "supply chain management" has acquired particular relevance over the past ten years. Several authors have defined SCM in operational terms related to the flow of materials and goods; some viewed it as a philosophy of management; some have defined it as a management process as well as an integrated system. Supply chain management is needed for a variety of reasons: better outsourcing, increased profits, increased customer satisfaction, improved quality, competitive advantage, increasing globalization, the growing importance of e-commerce and the increasing complexity of supply chains in the face of the COVID-19 pandemic.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

8 East European Scientific Journal #1(65), 2021 companies of the two countries should strengthen exchanges and cooperation at all levels and build a good communication mechanism.through technology innovation and cooperation cut-in, expanding the cooperation framework in the financial field and all-round industrial chain cooperation to increase complementarity, in order to obtain greater space for development.

References:

[1] Jiang Anyin, Liu Bo. Research on the relationship between energy consumption and economic growth in Central Asia in the "Belt and

Road"-An empirical measurement based on the

data PVAR model of five Central Asian countries [J]. Journal of Hebei University of Economics and Business, 2020, (2): 1-9.

[2] Song Yiming, Zhang Jingwei. Industry alliance and "energy curse": Venezuela and Russia's modernization "destiny" [J]. Diplomatic Review (Journal of Foreign Affairs University), 2020, 37(02): 82-120, 7.

[3] Lu Nanquan. Analysis of Russia's economic development since Putin took office [J]. Journal of Heihe University, 2019, 10(10): 5-9.

[4] [4] Shi Jingyi. Energy Cooperation between the EU and Russia in the 21st Century: Problems and Prospect Analysis [D]. Beijing foreign language university, 2019.

[5] Wang Ding. Current situation and prospects of

China-Russian energy cooperation in the new period[D]. Diplomatic Academy, 2019.

[6] Yue Li, Song Yaqiong, Jiang Lingfeng. "Belt and Road" National Energy Utilization Efficiency Evaluation and Decoupling Analysis from Economic Growth[J]. Resources Science, 2019, 41(05): 834-846.

[7] Jiang Anyin, Liu Bo. Research on Resource Development and Economic Growth in Central Asia— —An Empirical Analysis Based on the Hypothesis of "Resource Curse"[J]. Exploration of Economic Problems, 2019, (05): 30-39.

[8] Ni Yueju. The joys and worries of the Russian economy [J]. Import and export managers, 2019, (03): 48-50.

[9] Cao Ning. Research on the path of China-Russian new energy cooperation in the context of the "Belt and Road" [D]. Shanghai Normal University, 2019.

[10] Yu Ying. Research on the relationship between Russian economic growth and energy industry technological innovation [D]. University Of International Business and Economics, 2018.

[11] Cao Yongli. The strategic position of Russia's natural resources [J]. Times Finance, 2018, (21): 73-74

[12] Xu Poling, Liu Chang. Analysis of technical efficiency and influencing factors in Russian economic growth --Based on the non-radial super-efficiency DEA model[J]. Russian Studies, 2016, (04): 146-168.

Kitrish K.Y.

graduate student, Institute of Industrial Economics of the National Academy of Sciences of Ukraine

SUPPLY CHAIN MANAGEMENT: THEORETICAL ASPECTS

Китриш Екатерина Юрьевна

аспирант,

Институт экономики промышленности Национальная академия наук Украины

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Summary. The term "supply chain management" has acquired particular relevance over the past ten years. Several authors have defined SCM in operational terms related to the flow of materials and goods; some viewed it as a philosophy of management; some have defined it as a management process as well as an integrated system. Supply chain management is needed for a variety of reasons: better outsourcing, increased profits, increased customer satisfaction, improved quality, competitive advantage, increasing globalization, the growing importance of e-commerce and the increasing complexity of supply chains in the face of the COVID-19 pandemic.

Аннотация. Термин «управление цепями поставок» за последние десять лет приобрел особую актуальность. Некоторые авторы определяли SCM в операционных терминах, связанных с потоком материалов и товаров; некоторые рассматривали его как философию управления; некоторые определяли его как процесс управления, а также как интегрированную систему. Управление цепями поставок необходимо по различным причинам: лучший аутсорсинг, увеличение прибыли, повышение удовлетворенности клиентов, повышение качества, конкурентное преимущество, растущая глобализация, растущее значение электронной торговли и рост сложности цепей поставок в условиях пандемии COVID-19.

Key words: management, supply chain, competition, growth, concept, integration, model.

Ключевые слова: управление, цепь поставок, конкуренция, рост, концепция, интеграция, модель.

ив

ЕШШ

Постановка проблемы. Вследствие нынешнего экономического упадка всех стран мира в связи с растущей пандемией COVID-19, управление цепями поставок становится все менее эффективным и более сложным. Потребность в изменении фокуса в области устойчивости является необходимым из-за растущих экологических и социальных проблем. Все заинтересованные стороны в управлении цепями поставок должны работать вместе для достижения целей устойчивости.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследованию управления цепями поставок посвящены труды таких ученых как Е.В.Крикавский, М. Ю. Григорак, Н.В.Трушкина, Т.О.Колодизева, Н.В.Чорнописька и

А.Е.Шандривская, С. В. Смеричевский, Дж.Шапиро, Дж. Сток, Д. Ламберт, Д. Менцер, Р.Хендфилд, М. Купер, Г.Стивенс.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Распространение пандемии COVID-19 стало событием, которое заставило многие компании и целые отрасли пересмотреть и трансформировать свою модель глобальной цепочки поставок. Один факт не подлежит сомнению: распространение пандемии уже выявило уязвимости многих организаций, особенно тех, которые сильно зависят от Китая в плане удовлетворения своих потребностей в сырье или готовой продукции. По мере того как мир борется с надвигающимся социальным и экономическим кризисом, цепочки поставок оказываются прямо в поле зрения общественности и сталкиваются с собственными уникальными проблемами.

Цель статьи. Рассмотрение теоретических аспектов управления цепями поставок, как важнейшего фактора для обеспечения устойчивости цепей поставок при возникновении разных глобальных кризисов.

Изложение основного материала.

Термин «Supply chain management - SCM» -«Управление цепями поставок» - впервые был предложен в начале 1980-х годов компанией I2 Technologies совместно с консалтинговой компанией Arthur Andersen. В 1982 году была опубликована статья «Supply Chain Management: Logistics catches up with strategy» авторы которой К.Оливер и М. Вебер (R. Keith Oliver, Michael D. Webber) предложили рассматривать материальные потоки от производителей исходного сырья до конечного потребителя в рамках интегрированной стратегии, назвав ее управлением цепочками поставок.

1980-е ознаменовали начало морских изменений в логистике в истории управления цепями поставок. Появление персональных компьютеров в начале 1980-х годов обеспечило лучший доступ к новой среде для планирования. Это способствовало появлению новых технологий, включая гибкие интерфейсы, что позволило

East European Scientific Journal #1(65), 2021 9 значительно улучшить технологию планирования и логистики.

Пожалуй, важнейшей тенденцией для логистики в 1980-х годах было то, что она начала получать признание в промышленности как очень важная и очень сложная. Руководители компаний осознали логистику как сферу, где они имеют возможность значительно улучшить результат. Бум логистики еще больше подкрепился в 1990-х годах с появлением систем планирования ресурсов предприятий (ERP). Несмотря на некоторые существенные проблемы с установкой и работой систем ERP, к 2000 году большинство крупных компаний установили системы ERP. Результатом этого изменения в системах ERP стало значительное улучшение доступности и точности данных. Новое программное обеспечение ERP также резко увеличило осознание необходимости лучшего планирования и интеграции между логистическими компонентами. Результатом стало новое поколение программного обеспечения «Усовершенствованное (синхронное, продвинутое) планирование (APS)».

Широкое признание термин «цепь поставок» приобрел главным образом в результате глобализации производства с середины 90-х годов, в частности в результате роста производства в Китае. Импорт США из Китая вырос с 45 млрд.долларов в год в 1995 г. до более 280 млрд.долл. США в год в 2006 г. [1]. Сосредоточение внимания на глобализации акцентировало внимание на необходимости стратегии логистики для работы со сложными сетями, включая многочисленные организации, охватывающие несколько стран с разным контролем. Росла тенденция использовать термин «управление цепочками поставок» для обозначения стратегических вопросов, а «логистика» - для тактических и оперативных вопросов. То есть, «логистика- это та часть процесса цепи поставок, которая планирует, внедряет и контролирует эффективный, прямой и обратный поток хранения товаров, услуг и соответствующей информации между пунктом происхождения и пунктом потребления с целью удовлетворения требований потребителей», тогда как «Управление цепями поставок - это системная, стратегическая координация традиционных деловых функций и тактики между этими деловыми функциями в пределах определенной компании и между предприятиями в цепи поставок с целью улучшения долгосрочных показателей деятельности отдельных компаний и цепи поставок в целом».

П.Ф.Друкер пришел к выводу, что произошло смещение парадигмы в управлении «Одно из самых значительных изменений в парадигме современного бизнес-управления состоит в том, что отдельные предприятия больше не конкурируют как автономные субъекты, а скорее, как цепи поставок. Управление бизнесом вошло в эпоху межсетевого взаимодействия конкуренции и конечный успех одного бизнеса будут зависеть от

способности интегрировать сложную сеть деловых отношений компании [2].

Ферни принял SCM в Национальной службе здравоохранения [3]. Катавала и Абду изучили применение цепи поставок в сфере услуг [4]. О'Брайен и Кеннет предложили цепь образовательных поставок как инструмент стратегического планирования в высшем образовании [5]. Исследование было основано на опросе среди работодателей и студентов. Результаты опроса показали, что интеграция и координация между учениками и работодателями должна быть повышена. Согласно тематическому исследованию, проведенному в Городском университете Гонконга, Лау, была определена образовательная цепь «Студент» и «Исследования» [6].

М.Хабиб представил первое

крупномасштабное эмпирическое исследование, которое систематически исследует поступление в университет, окончание университета с помощью

образовательного SCM [7]. Эти исследования касаются цепи поставок образования, цепи поставок исследований и образовательного управления в качестве основных компонентов в интегрированной цепочке поставок высшего образования Менеджмента (ITESCM модель). Ее применение было успешно проверено и подтверждено с помощью данных опроса в ведущих высших учебных заведениях по всему миру.

Появление и эволюция SCM может быть изображено как график, показанный на рисунке 1.

Майкл Гуго (Michael Hugos) в своей книге «Essentials of Supply Chain Management» (Основы управления цепями поставок), опубликованной в 2003 году, писал, что «ничего принципиально нового - просто существенная эволюция». Майкл Гуго писал, что практика SCM руководствуется некоторыми базовыми концепциями, которые являются неизменными на протяжении веков [8].

Рисунок 1. Эволюционная шкала существования логистической концепции SCM [7]

Необходимо отметить, что SCM также тесно взаимодействует с маркетингом (для эффективного ведения бизнеса предприятиям необходимо знать свой целевой сегмент, поэтому важно изучать тенденции, потребности, а также изменения в них и рынка в целом, то есть вести клиентоориентированную деятельность),

производственным, стратегическим и

операционным менеджментом, а также экономической информатикой ^СМ сочетает передовые принципы и возможности информационных технологий). Именно поэтому SCM характеризуется как целостная концепция ведения бизнеса.

Как уже отмечалось ранее, концепция SCM начала свой путь формирования и развития в 80-х годах XX в. Одной из причин формирования концепции в этот период стало снижение в большинстве экономически развитых стран себестоимости продукции до максимально низкого уровня, тем самым появилась потребность в поддержании уровня конкуренции.

С возникновением понятия «управление

цепями поставок» в 1980-х гг. Появилась идея координации потоков материалов и готовой продукции не только в пределах одного предприятия, но и на других предприятиях, связанных между собой технологической цепью. Таким образом, для многих зарубежных компаний стало понятно, что эффективное управление цепями поставок - это то, что позволит им повысить конкурентоспособность [9].

Концепция SCM - это концепция, «основной задачей которой является интеграция и управление источниками, потоком, а также контроль материалов с использованием общей системы и несколькими соединительными звеньями поставщиков» [10]. Грэм Стивенс писал, что цель SCM заключалась в том, чтобы синхронизировать требования клиентов с потоком материалов для достижения баланса между противоречивыми целями максимального обслуживания клиентов, управления минимальным запасом и низкими удельными затратами [11].

Цепь поставок должна рассматриваться как единый процесс. Ответственность за различные

подразделения в цепи не фрагментирована и не переносится в функциональные области, такие как производство, поставка, распределение и продажа. SCM требует, и в конечном итоге зависит от стратегического принятия решения. «Поставка» является общей целью практически каждой функции в цепи и имеет особое стратегическое значение из-за ее влияния на общие расходы, прибыль и долю рынка. SCM требует другой точки зрения о запасах, которые используются как балансирующий механизм последнего, а не первого, обращения. Нужен новейший подход к системам - интеграция, а не установление связи [12].

Концепция SCM решает одновременно следующие вопросы: улучшение операций, лучший

аутсорсинг, увеличение прибыли, повышение удовлетворенности клиентов, получения результатов качества, конкурентное преимущество, растущая глобализация, возрастающее значение электронной торговли и рост сложности цепей поставок. Цепи поставок относительно легко определить для обрабатывающих отраслей, где каждый участник цепи получает входные данные из набора поставщиков, обрабатывает эти материалы и доставляет их другим клиентам.

Понятие «ответственное управление цепями поставок» (RSCM), или «Supply Chains Responsibility» (SCR), является относительно новым, особенно для отечественных предприятий. Однако сущность его базируется на определении понятия «управление цепями поставок» (табл.1).

Таблица 1

Трактование управления цепями поставок различными зарубежными авторами

Автор Определение

Дж.Сток, Д.Ламберт [13] Интегрирование ключевых бизнес-процессов, которые начинаются от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, что добавляет ценность для потребителей, а также других заинтересованных лиц

М.Купер и Л.Еллрем [14] Единый объект, а не как набор компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию

Р.Монцка, Р.Трент и Р.Хендфилд [15] Концепция, первоочередными задачами которой является интеграция и управление ресурсами, потоками, а также контроль материалов

У.Копацино [16] Управление цепями поставок должно объединять всех участников, привлекаемых для преобразования сырьевых материалов в продукты и доставку последних потребителям в определенное время и место наиболее эффективным способом

М.Стейн и В.Фойчл [17] Систематические усилия по обеспечению интеграционного управления стоимостью цепи поставок от поставщиков сырьевых материалов путем производства до конечных потребителей в соответствии с требованиями и ожиданиями потребителей

Т.Джонс и Д.Райли [18] Эту концепцию можно представить как совокупность положений, согласно которым каждая компания в цепи поставок прямо или косвенно влияет на деятельность всех других его членов и, как следствие, цепи поставок в целом

Как видно из таблицы 1 существуют различные теоретические подходы к определению концепции управления цепями поставок (SCM -Supply Chain Management) - современной концепции управления предприятиями. Эта концепция является результатом развития менеджмента, маркетинга и логистики. Она отвечает требованиям современного этапа развития экономики, которая характеризуется развитием сетевого производства, которое является экономикой компетенций и взаимодействия. Определению понятия SCM уделяли внимание отечественные и зарубежные ученые, международные логистические организации (Европейская логистическая ассоциация - ELA, Совет логистического менеджмента - CLM, Совет профессионалов в области управления цепями поставок - CSCMP и др.).

Американское общество по контролю за производством и инвентаризацией (APICS, 1990) определяют управления цепью поставок как процесс от исходного сырья до конечного потребления готовой продукции, связывающий между собой отрасли, которые обеспечивают и потребляют товары или продукцию. Цепь поставок создает все функции внутри и вне отрасли, которые

позволяют цепи создания стоимости производить продукты и обеспечивать услуги для клиентов [19]. Некоторые исследователи предложили более четкое определение SCM добавив информационную систему, необходимую для мониторинга всех видов деятельности [20].

Совет профессионалов SCM ^СМР) определяет SCM следующим образом: <^СМ включает в себя планирование и управление всеми видами деятельности, связанными с закупками и поставками, и всех видов деятельности по управлению логистикой. Важно отметить, что оно также включает координацию и сотрудничество с партнерами по каналам, которые могут быть поставщиками, посредниками, сторонними поставщиками услуг и клиентов. По сути, SCM объединяет управление спросом и предложением внутри и между компаниями» [21].

Скотт и Уэстбрук описали SCM как цепь, связывающую каждый элемент производства и поставки от сырья до конечного пользователя [22]. Эта управленческая философия была сосредоточена на том, как фирмы использовали процессы своих поставщиков, технологии, информацию и возможности для повышения конкурентного преимущества [23], а также

12 East European Scientific Journal #1(65), 2021 координацию производства, материалов, логистики, распределения и транспортировки функций в рамках организации [24]. SCM является интегративной философией для управления общим потоком канала распределения от поставщика до конечного пользователя [25].

Концепция SCM определяется как системная, стратегическая координация традиционных бизнес-функций и тактик в рамках этих бизнес-функций в конкретной организации и предприятиях в цепи поставок, для улучшения долгосрочной эффективности индивидуальных организаций и цепи поставок в целом.

Большая часть литературы по концепции SCM была сосредоточена на функции покупки, определяя, что это было базовым стратегическим бизнес-процессом, а не специализированной вспомогательной функцией [26]. Это было философией управления, которая расширила традиционные внутренние активности, позволяя объединять торговых партнеров вместе для достижения общей цели оптимизации и эффективности [27].

Концепцию SCM, с точки зрения производственного сектора, можно определить как «взять под контроль все товары в цепи поставок, все материалы, независимо от того, как вести себя с ними или управлять [28].

На наш взгляд, SCM является синтетическим понятием, под которым следует понимать философию и метод менеджмента; координацию и интеграцию логистических операций, функций и процессов; формирование взаимовыгодных партнерских отношений между участниками цепи поставок для удовлетворения требований потребителей к повышению потребительской ценности продуктов / услуг с одновременным снижением их стоимости с целью обеспечения их конкурентоспособности на национальном и мировом рынках.

Украинский ученый Е.В.Крикавський исследовал основные стратегические модели, используемые для управления сетью поставок. Организации Global Supply Chain Forum и Supply -Chain Council создали модели управления цепью поставок, среди которых: SCOR, DCOR, SCM, GSCF и т.д.[29]

Модель SCOR (Supply Chain Operations Reference) предназначена для обеспечения эффективности коммуникаций компаний, сравнения знаний и опыта конкурентов и других предприятий, сгруппированных в области и за ее пределами. Производители, поставщики, дистрибьюторы и розничные торговцы с помощью SCOR имеют возможность оценить эффективность своих цепей поставок, идентифицировать и оценивать конкретные операционные процессы.

Модель SCOR основывается на пяти основных элементах: планирование (plan); поставка (source); исполнение (make); распределение (deliver); цепь возврата (return). Каждый из участников цепи поставок может выполнить весь объем модели

SCOR или сосредоточиться только на отдельных категориях деятельности.

Модель DCOR (Design Chain Operations Reference Model) является многопрофильным диагностическим инструментом для

проектирования управления цепями поставок. Она была создана для преодоления разрывов, присутствующих в модели SCOR. Модель DCOR была создана, чтобы найти ответ на вопрос: как спроектировать цепь поставок от начального поставщика до конечного потребителя через сеть производителей, поставщиков, дистрибьюторов, для обеспечения удовлетворенности клиентов качеством, ценой и доставкой. Структура DCOR, как и модель SCOR, интегрирует концепции реорганизации бизнес-процессов, а также эталонные показатели в стандартных процессах в рамках функциональной структуры. DCOR включая разработку продукта, научные исследования и технологические разработки, но SCOR не описывает процессы продаж, маркетинга и поддержки клиентов после продажи.

Модель SCM (Supply Chain Management) является ИТ-решением для управления цепи поставок, которая включает множество методик, процессов снабжения, производства и сбыта, для обеспечения максимизации прибыли за счет оптимизации цены материалов, компонентов и поддержания состояния запасов на минимальном уровне, необходимых для обеспечения непрерывности процессов.

Модель GSCF (Global Chain Forum Supply) используется для описания и комплексного анализа цепи поставок. Согласно этой модели все процессы делятся на восемь типов: управление взаимоотношениями с потребителями (Customer Relationship Management - CRM); управлениями обслуживанием потребителей (Customer Service Management - CSM); управления спросом (Demand Management - DM); управление выполнением заказов (Order Fulfillment - FM); управления производственными потоками (Manufacturing Flow Management - MFM); управление отношениями с поставщиками (Supplier Relationship Management -SRM); развитие и коммерциализация продуктов (Product Development and Commercialization - PDC); управления обратными материальными потоками (Returns Management - RM).

С помощью этой модели менеджеры различных компаний могут внедрять совместные технологии для координации деятельности благодаря стандартизации процессов и использованию методов управления.

Модель GSCF, как и модель SCOR, характеризует процессы, которые между собой взаимосвязаны и их результативность можно измерить по каждому процессу отдельно и в целом для всей цепи поставок.

Несмотря на сходство обеих моделей, есть много характеристик, которыми они отличаются (табл.2). Как видно из табл.2, существует много факторов, по которым SCOR и GSCF отличаются.

Основными являются масштаб и охват модели, связей и факторы создания экономического характер внутрифирменных и межфирменных эффекта.

Таблица 2

Сравнительная характеристика моделей GSCF i SCOR

Критерий сравнения SCOR GSCF

Масштаб и охват модели Связь со стратегиями Связь с операционной стратегией Связь с корпоративной и функциональными стратегиями

Ширина набора видов деятельности Все транзакционные виды деятельности, связанные с планированием спроса и предложения, снабжением, производством, распределением и логистикой обратных потоков Все виды деятельности, связанные с успешным выполнением восьми типов бизнес-процессов

Характер внутрифиремнных связей Межфункциональное взаимодействие и информационный обмен Межфункциональная интеграция в рамках всей организации

Характер межфирменных связей Транзакции Управление взаимоотношениями

Факторы создания экономического эффекта Факторы сокращения расходов и улучшение использования активов Факторы, увеличивающие экономическую добавленную стоимость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: [29]

Основной целью

формирования сетей поставок согласно М.Ю.Григорак является снижение трансакционных издержек по сравнению с иерархической формой организации и максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта [31]. Достижение этой цели обеспечивается путем:

- формирования общей ресурсной базы для уменьшения расходов ее эксплуатации и восстановления;

- создания совместной базы знаний, обмена необходимыми компетенциями и предложения рынка более привлекательной ценности;

- распределения рисков между партнерами,

- облегченного алгоритма осуществления трансакций внутри сети и соответствующей унификации средств передачи информации, технологий и структуры информации;

- устойчивости информационных связей;

- согласованности действий участников сети;

- наличие и выполнение внутренне сетевых стандартов, связанных с обслуживанием клиентов, переработкой информации, принятием решений, мотивацией, внедрением инноваций и т.п. [32].

Проведя анализ содержания понятия SCM, можно предложить следующее определение: управление цепями поставок (SCM) - это процесс углубления интеграции всех участников цепи поставок - от конечных потребителей к поставщикам товаров, услуг и информации, направленный на удовлетворение требований целевого рынка, а также на формирование у участников цепи поставок социальной ответственности в соответствии с требованиями общества в целом и конечных потребителей в частности.

Выводы и предложения.

Благодаря анализу понятийного аппарата концепции SCM можно утверждать, что концепция

SCM является тем «лекарством», дающее возможность координировать и регулировать деятельность бизнес-партнеров в сложном бизнес-окружении, которое быстро развивается и постоянно меняется, особенно в условиях сложившейся пандемии. Современная концепция SCM широко применяется в большинстве экономически развитых стран, поскольку является действенным инструментарием ведения бизнеса. SCM предоставляет такие возможности и преимущества, как:

- сокращение расходов, соблюдение договорной дисциплины и повышение эффективности управления за счет трансформации имеющегося линейного, последовательного цепи поставок в реактивную сеть поставок;

- повышение качества продукции и уровня обслуживания потребителей по всей цепи поставок на основе интеграции бизнес-процессов разработки, поставок, поддержки производства и распределения всех участников сети поставок;

- достижение клиентоориентированности бизнес-процессов, их открытость к обмену знаниями между бизнес-партнерами;

- сокращение времени выхода на рынок, устранения дорогостоящих ошибок и неудачных начинаний за счет тесного сотрудничества в области планирования, организации, мотивации и контроля по всей сети поставок;

- повышение социальной ответственности бизнеса, учета современных вызовов охраны окружающей среды и регулирования общественных процессов.

С каждым годом вышеперечисленные возможности и преимущества эффективного управления цепями поставок расширяются и совершенствуются, что позволяет конкурировать в изменяющейся среде функционирования. Поэтому важно отслеживать основные тенденции развития SCM, а также формировать общее видение

14 East European Scientific Journal #1(65), 2021 концепции SCM на перспективу. Именно понимание прошлого и наблюдения за нынешним позволяют спрогнозировать направленность SCM в будущем.

Таким образом, были установлены предпосылки возникновения концепции управления цепями поставок; рассмотрены подходы ученых к определению этапов эволюции концепции SCM и предложено авторское видение периодизация эволюции концепции SCM; проанализированы основные определения понятия SCM и предложено его авторское определение.

Список литературы:

1. The Evolution and History of Supply Chain Management. URL: https://cerasis.com/history-of-supply-chain-management/

2. Drucker, P.F. (1998). Practice of Management, Oxford : Butterworth Heinemann, 2007. 560 p.

3. Fernie, John and Clive Rees. (1995). "Supply chain management in the national health service",The International Journal of Logistics Management, Vol. 6 No. 2, pp. 83-92

4. Kathawala, Yunnus and Khaled Abdou. (2003)."Supply chain evaluation in the service industry: a framework development compared to manufacturing", Managerial Auditing Journal, Vol. 18 No. 2, pp.140-149

5. O'Brien, Elaine M. and Kenneth R. (1996). "Educational supply chain: a tool for strategic planning in tertiary education?" Marketing Intelligence & Planning, Vol. 14 No. 2, pp.33-40

6. Lau, Antonio K.W. (2007). "Educational supply chain management: a case study", Emerald Group Publishing Limited, ISSN 1074-8121, Vol. 15 No.1, pp. 15-27

7. Habib, M. and C. Jungthirapanich, (2008) "An integrated framework for research and education supply chain for the universities", Proceedings of the 4th IEEE International Conference on Management of Innovation and Technology, IEEE Computer Society, Piscataway, USA, pp. 1027-1032

8. Hugos Michael. Essentials of Supply Chain Management / Michael Hugos. - USA : John Wiley & Sons, Inc./ 2003. - URL: https://mynotesonsystemicthinking.files.wordpress.co m/20n/02/ essentials-of-supply- chain-management.pdf.

9. Смирнова Е.А. Управление цепями поставок : учебное пособие / Е.А. Смирнова. - СПб. : Изд-во СПбЕУЗФ, 2009. - 120 с.

10. Monczka, R. M. and Morgan, J.(1997). "What's wrong with supply chain management", Purchasing, pp. 69-72.

11. Stevens, Graham C. (1989). "Integrating the Supply Chains," International Journal of Physical Distribution and Materials Management, Vol. 8, No. 8, pp. 3-8

12. Houlihan, John B. (1988). "International Supply Chains: A New Approach," Management Decision, Vol. 26, No. 3, pp. 13-19.

UB

Sil

13. Сток Дж. Стратегическое управление логистикой / Дж.Сток, Д. Ламберт ; пер. с 4-го изд. - М. : ИНФРА-М, 2005. -797с.

14. Cooper M. C., Ellram L. M. Characteristics of supply chain management and the implication for purchasing and logistics strategy // International Journal of Logistics Management. - 1993. - Vol. 4. -№ 2. - P. 13-22.

15. Monczka R. M., Trent R. J., Handfield R. B. Purchasing and supply chain management. -Cincinnati, OH: South-Western College Publishing, 1998. - p.360.

16. Copacino W. C. Supply chain management: the basics and beyond. - Boca Raton: St. Lucie Press / APICS Series on Resource Management, 1997. -p.160.

17. Stein M., Voehl F. Macrologistics management. - Boca Raton: St. Lucie Press, 1998. -p.140.

18. Jones T. C., Riley D. W. Using inventory for competitive advantage through supply chain management //International Journal of Physical Distribution and Materials Management. - 1985. - Vol. 15. - № 5. - P. 16-26.

19. Inman, R.A. and Hubler J.H. (1992). "Certify the Process - Not Just the Product", Production and Inventory Management Journal, USA, vol. 33, no. 4, pp. 11-14

20. Lee, H.L. and Billington, C. (1994)."Managing supply chain inventory: pitfalls and opportunities", Sloan Management Review, Vol. 33 No.3, pp.65-73.

21. Ballou, Ronald H. (2007). "The evaluation and future of logistics and supply chain management", European Business Review, Vol.19 No.4, pp. 332-348.

22. Scott, C. and Westbrook, R. (1991)."New strategic tools for supply chain management", International Journal of Physical Distribution & Logistics Management, Vol. 21 No.1, pp. 23-33

23. Farley, G.A. (1997). "Discovering supply chain management: a roundtable discussion", APICS -The Performance Advantage, Vol.7 No.1, pp. 38-91.

24. Lee, H.L. and Billington, C. (1994)."Managing supply chain inventory: pitfalls and opportunities", Sloan Management Review, Vol. 33 No.3, pp.65-73

25. Cooper, Martha, Lisa M. Ellram, John T. Gardner, and Albert M. Hanks. (1993). "Meshing Multiple Alliances," Journal of Business Logistics, Vol. 18, No. 1, pp. 67-89

26. Wisner, J.D. and Tan, K.C. (2000). "Supply chain management and its impact on purchasing", Journal of Supply Chain Management, Vol.36 No.4, pp. 33-42

27. Harwick, T. (1997). "Optimal decision-making for the supply chain", APICS - The Performance Advantage, Vol.7 No. 1, pp.42-4

28. Sandelands, E. (1994). "Building supply chain relationships", International Journal of Physical Distribution & Logistics Management, Vol. 24 No. 3, pp.43-4

29. С. В. Крикавський, I. В. Петрик Ощнка

ив

BBSM

ефективносп використання стратегiчних моделей управлшня аутсорсинговою мережею поставок iз застосуванням IТ-рiшень, 2017. - С.417. URL: https://www.researchgate.net/profile/Yevhen_Krykavs kyy/publication/343714251

30. Крикавський £.В., Чорнописька Н.В. Украша в глобальних ланцюгах

East European Scientific Journal #1(65), 2021 15 поставок. Лопстика: теорiя та практика. 2012. № 1(2). С. 92-100.

31. Григорак М.Ю., Карпунь О.В., Соколова O.G. Системний шдхвд у лопстищ. Кшв: Логос, 2013.- 308 с.

32. Григорак М.Ю., Карпунь О.В. Лопстичне обслуговування. Кшв: НАУ, 2010.- 152с.

UDC 330.33

Киш Л. М.

кандидат економiчних наук, доцент кафедри комп 'ютерних наук та економiчноï юбернетики Втнщький нацюнальний аграрний yнiверситет

yflOCKOHAïïEHHfl ynPAB^IHHfl EBHEC-mPO^CAMH m^nPHCMCTB B yMOBAX

fll^HTA^BA^Ï

Kysh L.M.

Сandidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of computer sciences and economic cybernetics

Vinnytsia National Agrarian University

IMPROVING THE BUSINESS PROCESSES MANAGEMENT AT ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Abstract. The objective of the article is to study the role of business process management in the context of digitalization and digital transformation of the economy. Mentioned objective involved the implementation of a number of tasks: to analyze modern scientific developments in the field of research to improve the management of business processes in the context of digitalization; identify the basic conceptual principles and areas for improving business processes in enterprises in a digitalized economy; analysis of international experience of business support in the direction of digitalization of major business processes; identification of the most important business processes of enterprises that need improvement through the use of information technology. Despite the various advantages, the implementation of a business process management system in the context of digitalization can be a difficult task, as it simultaneously affects different organizational levels and requires time, finances and human resources. For a successful business process management mechanism, enterprises must take into account a variety of success factors, ranging from standardization and automation of processes, to the integration and involvement of stakeholders and proper training (development) of employees. The authors identified that the development of public-private partnership in the field of digitalization will provide enterprises with the following advantages: increased the competitiveness and ability to respond quickly to changes in the environment; minimize the dependence of research projects on organizational and administrative resources; use the experience of past developments and commercial proposals; increase the efficiency of the external and internal services of innovation infrastructure; reduce administrative costs.

Keywords: digitalization, business process management, IT, framework, digital transformation, digital economy

The problem statement. Technological advances have made the Internet accessible, and customers have developed the benefits of consistent information across multiple communication channels, innovative combinations of products and services, and direct interaction with businesses. Companies rely on holistic strategies that streamline processes, digitalize products and services, and innovate businesses and revenue models to meet these needs. However, numerous studies show that especially small and medium-sized enterprises haven't begun the digital transformation yet and haven't begun the process of digitalization of their business yet. Lots of SMEs operate in globally competitive markets, it can pose significant risks to their long-term business success.

Digitalization expands the scope of traditional digitalization focusing mainly on the conversion of

similar information into digital representation. Digitalization has led to the development of various approaches to business and IT alignment, including technology adoption concepts, software selection procedures, or the integration of data and information through information systems. However, companies rely on new perspectives to cope with digitalization allowing businesses to fully harmonize all their strategies, processes, operations and IT systems. Despite the growing interest and frequent practical problems the research hasn't got any practical recommendations for formulating, implementing and evaluating appropriate strategies.

Enterprise business process management is a set of methods, techniques and systems for identifying, prioritizing, analyzing, improving and monitoring the business processes of the organization. Management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.