Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК КАК ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК КАК ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цепи поставок / логистика / логистическая деятельность / управление цепями поставок / стратегии управления цепями поставок / Supply chain / logistics / logistics / supply chain management / supply chain management strategies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В П. Козлов

Управление является фундаментальным элементом эффективного функционирования любой организации. В статье проведен анализ управленческого процесса как основы эффективного управления, исследовано понятие и характеристики этого процесса, система управленческих процессов и их этапы. Проанализированы различные методы управленческого процесса, проведен анализ технологии управления такими процессами. Цель статьи состоит в представлении авторской трактовки подхода к реализации управленческого процесса и управления цепями поставок, основных концепций, методов и технологий. Далее проанализирован процесс управления цепями поставок: объектный и процессный подходы к управлению, классификация цепей поставок, принципы организационного взаимодействия участников цепи поставок и их сетевая структура. По итогам анализа различных источников был сделан вывод о том, каким образом процессы управления способствуют управлению рисками, связанными с логистикой, и приспосабливаться к изменениям внешней среды, таким как изменения в рыночных условиях, технологические инновации и пр. Однозначный вывод по итогам проведённого анализа состоит в том, что управление цепями поставок является неотъемлемой частью управленческой деятельности современных организаций и потенциально позволяет организациям не только учитывать новые вызовы рынков, но и масштабировано повышать прибыль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLY CHAIN MANAGEMENT AS A MANAGEMENT SUBSYSTEM

Governance is fundamental to the effective functioning of any organization. The article analyzes the managerial process as the basis of effective management, studies the concept and characteristics of this process, the system of managerial processes and their stages. The article analyses various methods of managerial process, conducts analysis of technology of management of such processes. The article is aimed at presenting the author’s interpretation of the approach to the implementation of management process and supply chain management, basic concepts, methods and technologies. The process of supply chain management is further analyzed: object and process approaches to management, classification of supply chains, principles of organizational interaction of supply chain participants and their network structure. The analysis of the various sources showed how management processes contribute to managing logistics risks and adapting to changes in the external environment, such as changes in market conditions, technological innovations, etc. The clear conclusion of the analysis is that supply chain management is an integral part of the management activities of modern organizations and potentially allows organizations not only to learn new market challenges, but also scale up profits.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК КАК ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В представленной статье представлен прогноз объема продаж тремя методами: экстраполяции, линейной регрессии, экспоненциального сглаживания. Наиболее благоприятный для компании результат был получен методом экспоненциального сглаживания и составляет 273127305,3 единиц продукции. Однако стоит помнить, что прогноз основан на предыдущих данных и не учитывает возможных изменений в экономической ситуации, включая изменения в потребительском спросе, конкуренции на рынке и другие факторы.

Источники:

1. Васильева, М. Д. Оценка и прогнозирование объемов продаж продукции предприятия / М. Д. Васильева, З. Р. Ахмадиева, Н. В. Андрюшина // Пути повышения результативности современных научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции, Казань, 04 июня 2019 года. Том Часть 1. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2019. - С. 33-39.

2. Гурнович, Т. Г. Финансовое прогнозирование в стратегии финансового управления: цели, задачи, методы / Т. Г. Гурнович, А. Э. Кристя // Fundamental science and technology: Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Уфа, 07 декабря 2021 года. -Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2021. - С. 112-119.

3. Жирякова, А. В. Прогнозирование объема продаж как фактор совершенствования управления затратами / А. В. Жирякова // Дельта науки. - 2018. - № 1. - С. 8-12.

4. Машунин, Ю. К. Прогнозирование и планирование социально-экономических систем: учебник для вузов / Ю. К. Машунин. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 330 с.

5. Стегний, В. Н. Прогнозирование и планирование: учебник для вузов / В. Н. Стегний, Г. А. Тимофеева. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 210 с.

6. Трофимов, О. В. Анализ особенностей развития высокотехнологичных предприятий промышленности в экономике Нижегородской области / О. В. Трофимов, В. Г. Фролов, Е. З. Климова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2021. - № 1 (61). - С. 33-38.

EDN: XKYIRT

В.П. Козлов - аспирант, Университет Синергия, Москва, Россия, [email protected], A.A. Kozlov - postgraduate student, Synergy University, Moscow, Russia.

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК КАК ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ SUPPLY CHAIN MANAGEMENT AS A MANAGEMENT SUBSYSTEM

Аннотация. Управление является фундаментальным элементом эффективного функционирования любой организации. В статье проведен анализ управленческого процесса как основы эффективного управления, исследовано понятие и характеристики этого процесса, система управленческих процессов и их этапы. Проанализированы различные методы управленческого процесса, проведен анализ технологии управления такими процессами. Цель статьи состоит в представлении авторской трактовки подхода к реализации управленческого процесса и управления цепями поставок, основных концепций, методов и технологий. Далее проанализирован процесс управления цепями поставок: объектный и процессный подходы к управлению, классификация цепей поставок, принципы организационного взаимодействия участников цепи поставок и их сетевая структура. По итогам анализа различных источников был сделан вывод о том, каким образом процессы управления способствуют управлению рисками, связанными с логистикой, и приспосабливаться к изменениям внешней среды, таким как изменения в рыночных условиях, технологические инновации и пр. Однозначный вывод по итогам проведённого анализа состоит в том, что управление цепями поставок является неотъемлемой частью управленческой деятельности современных организаций и потенциально позволяет организациям не только учитывать новые вызовы рынков, но и масштабированно повышать прибыль.

Abstract. Governance is fundamental to the effective functioning of any organization. The article analyzes the managerial process as the basis of effective management, studies the concept and characteristics of this process, the system of managerial processes and their stages. The article analyses various methods of managerial process, conducts analysis of technology of management of such processes. The article is aimed at presenting the author's interpretation of the approach to the implementation of management process and supply chain management, basic concepts, methods and technologies. The process of supply chain management is further analyzed: object and process approaches to management, classification of supply chains, principles of organizational interaction of supply chain participants and their network structure. The analysis of the various sources showed how management processes contribute to managing logistics risks and adapting to changes in the external environment, such as changes in market conditions, technological innovations, etc. The clear conclusion of the analysis is that supply chain management is an integral part of the management activities of modern organizations and potentially allows organizations not only to learn new market challenges, but also scale up profits.

Ключевые слова: цепи поставок, логистика, логистическая деятельность, управление цепями поставок, стратегии управления цепями поставок.

Keywords: Supply chain, logistics, logistics, supply chain management, supply chain management strategies.

Введение

Управленческий процесс представляет собой последовательность взаимосвязанных действий, которые выполняются лидерами организаций для достижения поставленных целей и успешного управления [9]. Этот процесс включает в себя планирование, организацию, руководство, контроль и улучшение. Он является ключевым инструментом в управленческом процессе и обеспечивает достижение стратегических и операционных задач.

Управленческий процесс представляет собой сложную систему деятельности, которая охватывает целый ряд характеристик. Он является основой управления организацией, обеспечивает достижение поставленных ориентиров и поддерживает ее развитие и успех. В процессе управления использует различные методы и инструменты (планирования, анализа, оценки, мотивации, коммуникации, контроля и др.). Выбор конкретных методик зависит от ситуации, требований и предпочтений руководителя. Например, они могут быть стандартизированными, такими как SWOT-анализ, баланс сил, анализ Портера, либо разработанными индивидуально под конкретную ситуацию [4].

Представленная выше трактовка управленческого процесса позволяет сделать вывод о необходимости обеспечения управляемости такого процесса. Для этого, принимая во внимание общий алгоритм процессного управления, следует рассмотреть порядок действий на каждой стадии такого управления.

В контексте реализации управленческой деятельности особенную важность имеют ключевые бизнес-процессы: производства, закупки, реализации продукции, маркетинга и взаимоотношений с клиентами, финансового обеспечения. Примером процесса, обеспечивающего возможность организации логистической деятельности, является управление цепями поставок. Являясь, фактически, подсистемой операционной логистической

деятельности (т.е. обеспечивая процесс закупки, доставки сырья и материалов, распределения по производственным площадкам и складам и пр.), этот процесс позволяет, используя весь охарактеризованный выше аппарат управления процессами, воздействовать на основные логистические переменные, которые, в свою очередь, обеспечивают процессы основного производства необходимыми ресурсами. В этой связи далее будет рассмотрен процесс управления цепями поставок: его специфика, основные составляющие, принципы и методы.

Материалы и методы исследования

Проблемы использования инструментов управления цепями поставок как подсистемы управленческой деятельности исследовали различные зарубежные и российские ученые. Ряд исследователей, среди которых А. М. Аверков, Р.С. Аль-Малики, О.А. Беспалова, М.А. Бурчакова, Р. В. Глазов, В. Горбатюк, А. П. Дурович, И. Кузнецова, Н. В. Лужнова и др., постулируют ключевую важность оценки конкурентных позиций для формирования решений об их совершенствовании, исследовав в своих работах вопросы оценки конкурентных позиций организации, формирования и использования показателей, их характеризующих, создание возможностей для их использования и критериев их оценки.

Статья базируется на теоретических концепциях и методологических положениях зарубежных и российских авторов по проблемам маркетинга и организации электронной торговли на зарубежных рынках. Решение поставленных задач проводилось с использованием методов сравнения, анализа, описания, моделирования.

Результаты и обсуждения

Следует обозначить высокую актуальность управления цепями поставок в контексте развития управленческой деятельности в целом. Помимо этого, в условиях современных санкционных ограничений управление логистическими процессами в целом, выстраивание новой их структуры, реинжиниринг моделей, их обеспечивающих, имеет огромный потенциал в современной экономике России. Еще один аспект актуальности заключается в необходимости обеспечивать деятельность организаций в условиях глобализации и ужесточения конкуренции. Тренд на обеспечение высоких темпов технологического развития, заявленный в ряде документов стратегического и законодательного уровней (например, Концепции технологического развития РФ на период до 2030 г и пр.) диктует необходимость обеспечения эффективности управления цепями поставок как важнейшей составляющей процесса разработки, передачи и внедрения технологий, а потому становится ключевым фактором успеха для организаций различных отраслей и масштабов деятельности.

Цепь поставок - это система процессов, определяющая формирование информационных, материальных и финансовых потоков от поставщиков до конечных потребителей. Она состоит из множества звеньев - объектов цепи [3]. Другие исследователи понимают под цепью поставок сеть взаимосвязанных процессов, которые обеспечивают передачу товаров, услуг и информации от поставщиков к конечным потребителям[5].

Управление цепями поставок (Supply Chain Management, SCM) представляет собой системный подход к организации процессов, входящих в цепочку с целью снижения рисков и достижения измеримых экономических эффектов - снижения операционных затрат и повышения уровня сервиса[2]. Такое управление охватывает планирование, координацию и контроль всех активностей, связанных с движением товаров, услуг и информации от поставщиков до конечных потребителей и включает в себя множество процессов, методов и программных продуктов, а также сталкивается с различными проблемами, требующими постоянного внимания и решения.

Повышению эффективности использования цепей поставок, улучшение действенности и эффективности всех этапов процесса, начиная с приобретения сырья и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю, способствует оптимизация цепей поставок. Для реализации указанного комплекса задач используется несколько приведённых ниже способов:

1. Реинжиниринг бизнес-процессов.

Предполагает переосмысление и перестройку существующих процессов с целью достижения улучшения их результативности. Позволяет устранить неэффективные шаги и избыточные операции, улучшить координацию и коммуникацию между различными участниками цепи поставок, повысить общую скорость и гибкость процессов.

2. Бенчмаркинг.

Процесс сравнения производительности и практик организации с лучшими показателями в отрасли. В контексте цепей поставок бенчмаркинг может быть использован для определения лучших практик и инноваций для повышения эффективности и конкурентоспособности цепи. Например, организация может изучить успешные примеры управления запасами, логистики или сотрудничества с поставщиками и применить лучшие практики к своей цепи поставок.

3. Комбинация концепций реинжиниринга бизнес-процессов и бенчмаркинга.

Реинжиниринг позволяет переосмыслить и перестроить процессы с учетом потребностей и требований клиентов. Бенчмаркинг обеспечивает доступ к лучшим практикам и опыту других компаний. В совокупности это позволяет применить знания и инновации к процессам и повысить их эффективность [7].

Заявленная актуальность использования стратегического планирования и проектирования цепей поставок ставит обоснованный вопрос о порядке использования и ключевых компонентах стратегического управления логистическими процессами организации, разработке и реализации оптимальной стратегии снабжения и распределения сырья и готовой продукции.

Стратегическое управление цепями поставок (Supply Chain Management, SCM) представляет собой комплексную и систематическую деятельность, направленную на планирование, управление и контроль всех про-

цессов и операций, связанных с перемещением товаров и услуг от поставщиков к конечным потребителям. Эта область управления играет ключевую роль в современном бизнесе, поскольку эффективное функционирование цепей поставок способствует повышению конкурентоспособности организации и удовлетворению потребностей клиентов. В контексте стратегического управления реализуются процессы планирования и проектирования цепей поставок.

1. Стратегическое планирование цепей поставок при этом подразумевает [8]:

- анализ рынка и потребностей клиентов;

- определение стратегических целей организации в области логистики;

- разработку долгосрочных планов по развитию цепей поставок;

- оценку текущих логистических возможностей организации;

- выявление узких мест и проблемных зон;

- определение потенциальных возможностей для улучшения эффективности и гибкости цепи поставок.

2. На тактическом (оперативном) уровне проводится проектирование цепей поставок, а именно:

- разработка оптимальной структуры и организации всех логистических процессов (снабжение, производство, транспортировка, хранение и распределение товаров);

- анализ стоимостей и рисков организации того или иного вида логистической цепочки;

- разработка оптимальных планов доставки и складского хранения;

- выбор стратегических партнеров и поставщиков.

Использование обозначенных выше процедур и использование в соответствии с поставленными задачами в различных сочетаниях позволяет говорить о разработке стратегии того или иного типа. Принципами разработки таких стратегий являются:

а) интегрированное планирование и совместное принятие решений;

б) оптимизация уровня запасов и прогнозирование спроса;

в) координация и оптимизация логистических операций.

Реализация стратегий управления цепями поставок требует, в общем случае, нескольких ключевых шагов, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 - Ключевые шаги (этапы) реализации стратегии управления цепями поставок [8] В таблице 1 представлены некоторые типы наиболее распространенных на сегодняшний день стратегий [1].

Таблица 1 - Типы стратегий управления цепями поставок

Наименование База для разработки Пример Результат

Стратегия интеграции Глубокая синхронизация и сотрудничество между всеми участниками цепи поставок, включая поставщиков, производителей, дистрибьюторов и клиентов Принятие совместных заказов и планирование производства на основе прогнозов спроса от клиентов Позволяет улучшить согласованность и реакцию на изменения в спросе, сократить запасы и улучшить сервис клиентам

Стратегия диверсификации Разнообразие и расширение цепи поставок путем привлечения новых поставщиков, открытия новых рынков и предоставления новых продуктов или услуг Компания может рассмотреть возможность введения новых продуктовых линий или входа на новые географические рынки, чтобы увеличить клиентскую базу и диверсифицировать цепь поставок Позволяет уменьшить зависимость от отдельных поставщиков или рынков, снизить риски и расширить свою конкурентоспособность

Стратегия логистической оптимизации Улучшение эффективности логистических операций. Включает оптимизацию транспортировки, складирования и управления запасами Использование технологии автоматизации и системы управления складом для оптимизации запасов и ускорения процесса доставки продуктов клиентам Позволяет сократить издержки, повысить точность и ускорить обработку заказов

Составлено автором на основании [4, 5, 8]

Далее в таблице 2 представлены примеры использования стратегий управления цепями поставок для различных категорий организаций различных отраслей.

Таблица 2 - Типы стратегий управления цепями поставок

Стратегия Организация, отрасль Порядок действий, результат

Вертикальной интеграции Крупная автомобильная компания Приобретение производителя компонентов, чтобы иметь прямой контроль над поставками ключевых деталей и снизить зависимость от внешних поставщиков

Диверсификация поставщиков Розничная сеть База поставщиков стала более разнообразной, что позволило снизить риски, связанные с проблемами поставок. Сотрудничество с несколькими поставщиками одного продукта и перераспределение заказов в случае проблем с одним из них

Логистическая оптимизация Крупная электронная компания Внедрение системы управления складом, которая автоматически контролирует запасы и оптимизирует процесс доставки, уменьшая время между размещением заказа и его поставкой клиенту

Устойчивость и экологическая ответственность Производитель товаров широкого потребления Использование упаковки из экологически чистых и перерабатываемых материалов, внедрение программы по утилизации и переработке отходов

Глобализация и международное расширение Компания по производству модной одежды Создание филиалов в различных странах для установления более прямых контактов с поставщиками тканей и аксессуарами, а также для эффективного распределения продукции на международных рынках

Составлено автором на основании [1,2]

Представленные примеры стратегий могут использоваться как в изначальном виде, так и с корректировками; конечные их варианты могут зависеть от индивидуальных потребностей и целей организаций, а также от условий рынка и отрасли.

Рассмотренные выше положения позволяют однозначно утверждать, что создание и реализация стратегий управления цепями поставок является неотъемлемыми факторами для успешной работы организации [6]. Рассмотренные выше примеры стратегий демонстрируют сочетание различных инструментов, таких, как тщательный анализ, партнерские отношения, внедрение технологий и систем и пр.

Следует отметить ключевую роль стратегий управления цепями поставок в контексте управления процессами в организации, а также значимость управления цепями поставок в современной экономике. Проанализированные в первом параграфе настоящей главы методические основы реализации управленческого процесса, актуализированный системный подход к описанию бизнес-процессов, вопросы организации управления цепями поставок и их стратегического обеспечения. Были обозначены возможности использования объектного и процессного подходов к управлению цепями поставок, представлена их классификация, а также принципы организационного взаимодействия и интегрированного взаимодействия контрагентов в таких цепях.

Моделирование и оптимизация цепей поставок были позиционированы как база для оценки эффективности функционирования цепей поставок и реализации процесса стратегического планирования в данной области. Представленные примеры создания и реализации стратегий управления цепями поставок позволили сделать вывод о возможности использования как отдельных их элементов, так и проектирования комплексной системы, особенно актуальной в контексте вызовов современной ситуации (санкционных условий, в которых оказалась Россия, процессов глобализации на межстрановом уровне и пр.).

Важная роль процесса управления цепями поставок для современных организаций не вызывает сомнения и определяет интерес ученых и исследователей к рассматриваемой предметной области. Дальнейшие исследования в данном контексте позволят внести значительный вклад в развитие управленческой практики и обеспечить улучшение процессов в организациях различных отраслей экономики. Представляется целесообразным, например, провести анализ вариантов трансформации концепции управления цепями поставок в условиях рыночных и геополитических ограничений, и, в частности, представить результаты исследования существующих систем управления цепями поставок в России и за рубежом, охарактеризовать место систем управления цепями поставок в контексте межфункциональной и межорганизационной логистической координации, выявить направления трансформации методов управления цепями поставок в условиях ограниченных ресурсов, а далее разработать инструменты управления цепями поставок в условиях рыночных и геополитических ограничений.

Заключение

Таким образом, в статье был проведен анализ управленческого процесса как основы эффективного управления, исследовано понятие и характеристики этого процесса, система управленческих процессов и их этапы. Также проанализированы различные методы управленческого процесса, проведен анализ технологии управления такими процессами.

Был сделан вывод, что стратегическое планирование и проектирование цепей поставок позволяют оптимизировать процессы снабжения, управления запасами, логистической инфраструктуры и транспортировки, что способствует повышению продуктивности, снижению затрат и повышению уровня обслуживания потребителей. Кроме того, было выявлено, каким образом эти процессы способствуют управлению рисками, связанными с логистикой, и приспосабливаться к изменениям внешней среды, таким как изменения в рыночных условиях, технологические инновации и пр.

Были представлены возможные результаты внедрения процессов стратегического управления цепями поставок в свете возможности получения следующих значимых результатов:

- оптимизации взаимодействия между различными звеньями цепи поставок: планирования производства, управления запасами, координации логистики и доставки и пр.;

- улучшения процесса обслуживания клиентов, повышения удовлетворенности клиентов, роста показателей лояльности и, как результат, получения конкурентных преимуществ;

- анализа, оценки и управления рисками, связанными с поставками и логистикой, что дает возможность минимизировать риски и обеспечивать стабильность производственных процессов.

Однозначный вывод по итогам проведённого анализа состоит в том, что стратегическое управление цепями поставок является неотъемлемой частью управленческой деятельности современных организаций. Использование же инструментов стратегического управления в процессе планирования и организации цепей поставок потенциально позволяет организациям не только учитывать новые вызовы рынков, но и масштабиро-ванно повышать прибыль.

Источники:

1. Антюшин, С.М., Найдис, О.А. Исследование стратегий управления цепями поставок // Организатор производства. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-strategiy-upravleniya-tsepyami-postavok (дата обращения: 10.06.2023).

2. Барановская, Т.П., Вострокнутов, А.Е., Ефименко, А.В. Исследование SCM-систем: анализ рынка, выбор и внедрение для корпоративных интегрированных структур // Научный журнал КубГАУ. 2016. №116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-scm-sistem-analiz-rynka-vybor-i-vnedrenie-dlya-korporativnyh-integrirovannyh-struktur (дата обращения: 10.06.2023).

3. Ваганова, Т. Что такое цепи поставок: концепция, виды, преимущества. - URL: https://lamacon.ru/blog/upravlenie-tsepyami-postavok-na-predpriyatii-chto-eto-takoe?ysclid=lin84lwz9w685713987 (дата обращения 23/05/2023).

4. Друкер, П. Ф. Практика менеджмента. - М.: Вильямс, 2022.

5. Китриш, Е.Ю. Управление цепями поставок: теоретические аспекты // EESJ. 2021. №1-4 (65). URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/upravlenie-tsepyami-postavok-teoreticheskie-aspekty (дата обращения: 10.06.2023).

6. Литвин, И.Ю. Управление цепями поставок как инструмент повышения эффективности деятельности компаний // Стратегии бизнеса. 2020. №10. URL : https ://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-tsepyami-postavok-kak-instrument-povysheniya-effektivnosti-deyatelnosti-kompaniy (дата обращения: 10.06.2023).

7. Пегушина, А.А. Бенчмаркинг и реинжиниринг: особенности методов в совершенствовании бизнес-процессов // Проблемы Науки. 2017. №6 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/benchmarking-i-reinzhiniring-osobennosti-metodov-v-sovershenstvovanii-biznes-protsessov (дата обращения: 10.06.2023).

8. Пузанова, И.А. Стратегическое планирование цепей поставок // Вестник ГУУ. 2012. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-tsepey-postavok (дата обращения: 10.06.2023).

9. Солдаткина, О. В. Экономика и управление малым бизнесом: учебное пособие: [12+] / О. В. Солдаткина. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021.

EDN: XABXES

Д.В. Ланская - к.э.н., доцент, и.о. заведующего кафедрой общего стратегического информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

D.V. Lanskaya - candidate of economic sciences, associate professor of the department of general strategic information management and business processes, Kuban state university, Krasnodar, Russia;

К.П. Баранчикова - обучающаяся магистерской программы «управление фирмой», Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, baranс[email protected],

К.Р. Baranchikova -student of the master's program "Firm Management", Kuban State University, Krasnodar, Russia; С.Г. Мелихова - ассистент кафедры общего стратегического информационного менеджмента и бизнес - процессов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

S.G. Melikhova - assistant of the department of general strategic information management and business processes, Kuban state university, Krasnodar, Russia;

М.М. Самойлик - обучающаяся факультета прикладной информатики, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M.M. Samoylik - student of the faculty of applied informatics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

СВЯЗЬ МЕНТАЛИТЕТА И РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СКАЗКАХ НАРОДОВ РОССИИ: АКАДЕМИЯ ЗНАНИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ THE CONNECTION OF MENTALITY AND RUSSIAN MANAGEMENT IN THE FAIRY TALES OF THE PEOPLES OF RUSSIA:

ACADEMY OF KNOWLEDGE FOR MANAGERS

Аннотация. Статья посвящена проблеме преодоления разрыва между современной теорией менеджмента и практикой управления на предприятиях в России. Теоретическую базу менеджмента, созданную на Западе, давно признали в России, а вот реализация описанных в управленческих энциклопедиях подходов до сих пор до конца не может проводиться в условиях российских организаций. Выводы об отсутствии результата опубликованы в рамках внушительного количества научных трудов и большинство из них говорят о невозможности внедрения общеизвестных подходов управления в России в чистом «западном» виде из-за особого русского менталитета, в соответствии с которым предлагается переформулировать и оптимизировать результаты зарубежного управленческого опыта. В качестве «носителей» российского менталитета предлагается рассматривать народные сказки. Главная задача сказки - помочь научиться самостоятельно мыслить в противоречивых ситуациях и находить нестандартные ходы (решения), которые, как правило, просты и доступны для управляемого сообщества.

Abstract. The article is devoted to the problem of bridging the gap between modern management theory and management practice at enterprises in Russia. The theoretical basis of management created in the West has long been recognized in Russia, but the implementation of the approaches described in management encyclopedias still cannot be fully carried out in the conditions of Russian organizations. Conclusions about the lack of results have been published in the framework of an impressive number of scientific papers and most of them speak about the impossibility of introducing well-known management approaches in Russia in a pure "Western" form due to the special Russian mentality, according to which it is proposed to reformulate and optimize the results of foreign management experience. It is proposed to consider folk tales as "carriers" of the Russian mentality. The main task of the fairy tale is to help you learn to think independently in contradictory situations and find non-standard moves (solutions), which, as a rule, are simple and accessible to the managed community.

Ключевые слова: «бизнес-сказки», закон соответствия менеджмента менталитету, жизненный сценарий, менеджмент, менталитет, метафора, сказка, сказкотерапия, сценарный анализ, трансактный анализ, ценности.

Keywords: "business fairy tales", the law of conformity of management to mentality, life scenario, management, mentality, metaphor, fairy tale, fairy tale therapy, scenario analysis, transaction analysis, values.

Введение

Понятие «менеджмента» не принадлежит российскому обществу, поэтому долгое время воспринимался как часть «западной науки», к которой, как утверждает Кравченко А.И., применялась «компромиссная формула», состоявшая в разделении конкретно-практических методов руководства от «единого творческого процесса», результатом которого и стал менеджмент [11]. Однако, с течением времени и вхождением в русский сло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.