экономические Бровко Петр Михайлович, Петрук Галина Владимировна, Карастелев Борис Яковлевич и другие
науки УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ АВИАЦИОННОЙ ...
УДК 338.242
УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
© 2017
Бровко Петр Михайлович, старший преподаватель кафедры экономики и организации производства
Дальневосточный федеральный университет (690014, Россия Владивосток, улица Суханова-8, E-mail:petr_1883@mail.ru) Петрук Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя 41, E-mail:Galina.Petruk@vvsu.ru)
Карастелев Борис Яковлевич, доктор технических наук, профессор кафедры экономики предприятия Якубовский Юрий Владимирович, доктор технических наук, профессор кафедры экономики предприятия
Дальневосточный федеральный университет (690950, Россия, Владивосток, улица Суханова-8, E-mail: yakubovskiy.yuv@dvfu.ru)
Аннотация. Цель: исследование особенностей управления технологическим развитием авиационной промышленности в условиях глобальных вызовов, стоящих перед российской экономикой, и определение направлений его совершенствования посредством повышения эффективности взаимодействия с вузами. Методы: применены общенаучные методы - анализ, синтез, обобщение информации, на основе статистических данных проведен анализ ведущих производителей авиационной техники. На базе информации, находящейся в открытом доступе проведена оценка состояния управления технологическим развитием авиастроения. Результаты: На каждом этапе создания воздушного судна привлекаются результаты научных исследований, которые определяют уровень технологического развития отрасли. Анализ авиационной отрасли показал, что одна из главных проблем российской авиационной промышленности заключается в недостаточном применении при проектировании, производстве и эксплуатации авиационной техники современных прогрессивных технологий. Авторами было установлено, что существовавшая система взаимодействия между научно-исследовательскими организациями, конструкторскими и производственными предприятиями была деформирована в результате кризиса отрасли конца ХХ века. Одним из наиболее актуальных направлений повышения технологического уровня современного российского авиастроения является построение адекватной новым условиям хозяйствования системы управления технологическим развитием, в том числе за счет взаимодействия с вузами. Научная новизна: в работе предложен концептуальный подход к управлению технологическим развитием авиационной промышленности, учитывающий новые условия хозяйственной деятельности предприятий авиастроения. Практическая значимость: внедрение данного подхода в управление технологическим развитием авиационной промышленности будет способствовать повышению конкурентоспособности российского авиастроения на мировом рынке.
Ключевые слова: Авиационная промышленность, технологическое развитие, эффективность, механизм взаимодействия вузов и предприятий.
MANAGEMENT OF THE TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE AVIATION INDUSTRY:
A CONCEPTUAL APPROACH
© 2017
Brovko Pеtr Mikhailovich, senior lecturer of the department of economics and production organization
Far Eastern Federal University (90950, Russia, Vladivostok, Sukhanova st. 8, E-mail: petr_1883@mail.ru) Petruk Galina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of management
Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street 41, E-mail: Galina.Petruk@vvsu.ru) Karastelev Boris Yakovlevich, doctor of technical sciences, professor of the department of economics and production organization Yakubovsky Yuri Vladimirovich, doctor of technical sciences, professor of the department of economics and production organization Far Eastern Federal University (690950, Russia, Vladivostok, Sukhanova st. 8, E-mail: yakubovskiy.yuv@dvfu.ru)
Abstract. Purpose: of this work is to study the features of managing the technological development of the aviation industry in the face of the global challenges facing the Russian economy and to determine the directions for its improvement through increasing the effectiveness of interaction with universities. Methods: analysis of the leading manufacturers of aviation equipment was carried out on the basis of statistical data due to the application of general scientific methods (analysis, synthesis, generalization). On the basis of information available to the public, an assessment was made of the state of management of the technological development of aircraft construction. Results: The results of scientific research that determine the level of technological development of the industry are involved at each stage of the aircraft creation. One of the main problems of the Russian aviation industry is the inadequate application of modern progressive technologies in the design, production and operation of aviation equipment. The existing system of interaction between research organizations, design and manufacturing enterprises was deformed as a result of the industry crisis of the late twentieth century. One of the most topical areas for improving the technological level of modern Russian aircraft construction is the construction of a system for managing technological development that is adequate to the new conditions of management that include interaction with universities. The introduction of new, progressive technologies into the activities of aircraft building enterprises will not only preserve Russia's place among the leading aircraft-building countries but will also give impetus to the development of the national economy. Scientific novelty: a conceptual approach is proposed for managing the technological development of the aviation industry. The above mentioned approach takes into account the global challenges that the industry faces. Practical significance. The efficiency of technological development increase will contribute to the competitiveness of Russian aircraft building increase in the world market.
Keywords: Aviation industry, technological development, efficiency, mechanism of interaction between universities and enterprises.
Введение. В Стратегии научно-технологического повышения конкурентоспособности национальной эко-развития Российской Федерации отмечено, что залогом номики и эффективности системы национальной без-
Бровко Петр Михайлович, Петрук Галина Владимировна, Карастелев Борис Яковлевич и другие! жтжт^ше
УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ АВИАЦИОННОЙ ... науки
опасности, в современном мире является способность получить новое научное знание и преобразовать его в инновационные продукты и технологии [1]. Однако проблема создания условий, позволяющих трансформировать научные достижения в передовые технологии, в российской экономике очень актуальна, особенно в наукоемких отраслях, к которым относится авиационная промышленность, занимающая важное место в развитии экономики страны и обеспечения её безопасности. Повысить эффективность научно-технологического развития российской авиационной промышленности возможно за счет совершенствования действующей системы управления технологическим развитием, внедрения в неё инструментов, соответствующих глобальным вызовам, стоящим перед авиастроением.
Цель данного исследования состоит в определении направлений совершенствования управления технологическим развитием авиационной промышленности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: изучение особенностей управления технологическим развитием авиационной промышленности, совершенствование концептуального подхода к управлению технологическим развитием авиационной промышленности на основе взаимодействия авиационных предприятий с вузами.
Вопросы управления технологическим развитием экономики рассматриваются достаточно широким кругом исследователей, таких, как В.Л. Макаров [2], С.Ю. Глазьев [2], А.Е. Варшавский [3], Н.И. Иванова [4], И.Э. Фролов [5], О.С. Сухарев [6], И. Ансофф [7], К. Перес [8] и др.
Следует отметить, что большинство работ посвящено изучению управления научно-технологическим развитием экономики в целом, недостаточно внимания уделяется изучению специфики управления инновационными процессами в отдельных отраслях экономики. Стратегическое значение авиационной промышленности в экономической и военной сферах любой страны обусловливает особый характер применяемых в отрасли подходов и инструментов управления.
Изложение основного материала. Авиационная промышленность относится к наукоёмким, высокотехнологичным отраслям экономики, в которой концентрируются последние достижения науки и техники, производится продукция с высокой добавленной стоимостью, создается спрос на продукцию смежных отраслей, обеспечивая тем самым экономический рост в стране. После затяжного кризиса в российском авиастроении наблюдается позитивная динамика, обусловленная увеличением государственной поддержки отрасли: объём поставки самолётов в период с 2008 по 2015 г. увеличился с 53 до 156 машин, вертолётной техники с 169 до 212 машин [9, 10], объём прямой государственной помощи авиационной промышленности составляет в среднем 50-60 млрд. руб. в год. [2, 5].
Однако между российскими производителями и их зарубежными конкурентами продолжает сохраняться разрыв в уровне технологической и экономической эффективности в пользу зарубежных компаний (таблица 1).
Таблица 1. Показатели ведущих производителей авиационной техники (2015 г.)
Выручка Прибыль от Затраты на Производительность
Производители млрд.долл. продаж, млрд. НИОКР, млрд. труда тыс. долл.
США долл. США долл. США США
Самолётостроение
ПАО «ОАК» 5,7 -1,18 0,69 63,8
Boeing 65 5,1 3 Л 649,3
Airbus 50,8 2,55 2,9 697
В ертол ёто стр о ение
АО «Вертолеты России» 3,5 0,95 0,06 783
Airbus Helicopter 8,5 0,54 0,39 371,5
Bell 3,4 0,4 0,09 486,4
Составлено по данным [9,11,12,13] Из представленных данных следует, что российские производители авиационной техники уступают своим конкурентам по показателям выручки, прибыли, произ-36
водительности труда. Одна из главных причин низкой эффективности деятельности российского авиастроения видится в недостаточном использовании современных технологий проектирования, производства и послепродажного обслуживания.
Российские предприятия авиастроения при осуществлении технологической модернизации большое внимание уделяют обновлению материально-технической базы: больше 70 % организаций в авиакосмической промышленности формой приобретения новых технологий является приобретение нового оборудования [2]. При этом на отечественных предприятиях недостаточно проводятся научно-исследовательские работы, направленные на создание новых технологий: доля организаций внедряющих результаты исследований и разработок в авиакосмической промышленности составляет 10 %. Низкий уровень освоения результатов научных исследований и разработок в отрасли обусловлен деформациями в системе управления технологическим развитием.
Раньше, в авиационной промышленности СССР, действовала система управления технологическим развитием на основе концептуального подхода, который обеспечивал взаимосвязь научно-исследовательской, конструкторской и производственных стадий создания и освоения новой техники и технологий. В основе данного подхода к управлению находятся принципы единства политического и хозяйственного руководства, плановости, централизма, контроля исполнения на всех уровнях и концентрации ресурсов. Для управленческого воздействия на систему управления технологическим развитием авиастроения рассматриваемый подход предлагает использовать инструменты административно-организационного воздействия (регламентирование, нормирование, фондирование, инструктирование, приказы и др.).
Координацию работ по созданию новой техники и технологий должна выполнять вышестоящая структура - Министерство авиационной промышленности. В условиях интегрированности всех звеньев авиационной промышленности в единой структуре министерства, планово-командного механизма распределения ресурсов и отсутствия рыночной конкуренции такой подход к управлению технологическим развитием позволял создавать передовую авиационную технику. В новых условиях хозяйствования старые подходы к управлению технологическим развитием дают сбои, не позволяют комплексно решать сложные задачи по разработке и внедрению в производство новых технологий.
После распада СССР и ликвидации единого органа управления организациями и предприятиями -Министерства авиационной промышленности - произошла деформация большинства элементов системы управления технологическим развитием, обусловленная тем, что работы по новым образцам авиационной техники замедлились, многие программы были свернуты, у большинства производственных предприятий не было достаточно средств для внедрения новых прогрессивных технологий. Наиболее глубокие деформации наблюдаются в элементе «научно-исследовательские технологические работы - производство». Кризис авиационной промышленности 90-х годов ХХ века губительно сказался на прикладной науке, которая занималась исследованиями в области производственных процессов создания новой техники. Раньше основные работы по исследованию новых технологий в производстве выполнял Научно-исследовательский институт авиационных технологий (НИАТ). Внедрение результатов исследований НИАТ в производственную практику предприятий позволяло им решать многие проблемы, возникавшие при освоении производства новой техники. В результате кризисных явлений в авиационной промышленности научно-технический уровень производственной базы в большинстве случаев серьёзно уступает уровню конструкторских разработок. Это требует выработки новых подходов к управлению технологическим развитием.
экономические науки
Бровко Петр Михайлович, Петрук Галина Владимировна, Карастелев Борис Яковлевич и другие УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ АВИАЦИОННОЙ ...
В настоящее время делаются попытки выстроить новую систему управления технологическим развитием в авиационной промышленности. В 2014 году в целях разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, их ускоренному внедрению в производство, использованию научных достижений в области авиастроения в интересах развития экономики России был создан Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского», в состав которого вошли ведущие научно-исследовательские организации в авиастроении [14].
Но следует отметить, что в структуре созданного Национального исследовательского центра не представлены научно-исследовательские организации, которые занимаются разработками в области авиационного материаловедения и производственных технологий. Входящие в Национальный исследовательский центр организации не имеют достаточных компетенций в выполнении работ по новым авиационным материалам и производственным технологиям, востребованность которых очень велика в российской авиационной промышленности.
Повышение уровня технологического развития отечественной авиационной промышленности возможно при комплексном подходе к управлению технологическим развитием, обеспечивающим продвижение новых технологий на всех этапах создания летательного аппарата. Совершенствование управления технологическим развитием авиационной промышленности. Авторами предлагается усовершенствованный концептуальный подход к управлению технологическим развитием, учитывающий глобальные вызовы, стоящие перед авиационной промышленностью (рисунок 1).
ключением. Особенно разрушительным он был для организаций, выполнявших прикладные исследования для предприятий авиастроения.
Восполнить недостаток в выполнении прикладных научно-исследовательских работ для промышленных предприятий особенно производственных, которые расположены далеко от ведущих научных центров, могут высшие учебные заведения.
В последнее время Правительством РФ была создана сеть федеральных и национально-исследовательских университетов, целью которых является содействие региональному и отраслевому развитию. Перед данными университетами поставлена задача совместно с образовательной деятельностью осуществлять и научно-исследовательскую. Однако университеты сталкиваются с отсутствием спроса на выполнение научно-исследовательских работ. В то же время предприятия испытывают острую необходимость в проведении исследовательских работ при внедрении новых технологий. Причиной сложившейся ситуации является не проработанность механизмов взаимодействия между предприятиями и университетами. Модель взаимодействия между предприятиями авиастроения и вузами представлена на рисунке 2.
Рисунок 1 - Концептуальный подход к управлению технологическим развитием авиастроения в современных условиях
В предлагаемом подходе к управлению технологическим развитием авиационной промышленности акцент делается на необходимости выстраивания стратегического взаимодействия с вузами, которые смогут выполнять прикладные научно-исследовательские работы в интересах предприятий авиационной промышленности. За время социально-экономического кризиса конца ХХ века российская наука потеряла значительную часть своего потенциала, причем авиационная не была ис-
Рисунок 2 - Модель взаимодействия между предприятиями авиастроения и вузами
Опыт сотрудничества между промышленными предприятиями и вузами показывает, что эффективность выполнения научно-исследовательских работ зависит от проработанности технического задания, а также понимания заказчиком последовательности работ по внедрению результатов НИР. На многих промышленных предприятиях к разработке технического задания относятся формально, без должного учета особенностей последующего внедрения результатов НИР в хозяйственную деятельность предприятия. И, как следствие, научно-исследовательские работы оказываются не востребованными на предприятии, а средства на их проведение - неэффективными затратами. Кроме того, спрос на проведение научно-исследовательских работ сдерживается законодательными ограничениями. Например, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» предприятия не могут потратить выделенные в рамках выполнения государственного оборонного заказа средства не по назначению, в том числе на выполнение научно-исследовательских работ, если они не были ранее запланированы.
Отсюда следует, что модель взаимодействия промышленное предприятие - вуз должна учитывать ряд
Бровко Петр Михайлович, Петрук Галина Владимировна, Карастелев Борис Яковлевич и другие УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ АВИАЦИОННОЙ ...
экономические науки
организационных, экономических и правовых вопросов, которые могут возникнуть при выполнении НИР.
К таким вопросам следует отнести: разработку технического задания заказчиков, которое составляет промышленное предприятие, учитывая работы по внедрению НИР в деятельность предприятия; разработку технического предложения со стороны исполнителя, которое предлагает вуз; проведение экспертизы представленного технического предложения на соответствие требованиям технического задания, а также реализуемости результатов НИР на предприятии; согласование необходимости проведения НИР с органами государственного управления; заключение договора на выполнение научных исследований для промышленных предприятий с четким указанием перечня, последовательности работ, исполнителей, сроков и бюджета; определение порядка приёма результатов НИР и последовательности работ внедрения в производственную деятельность предприятия.
Проработка организационных, экономических и правовых вопросов, которые могут возникнуть при проведении научно-исследовательских работ, служит залогом успешности выполнения данных работ.
Предлагаемая авторами модель должна способствовать решению проблем технологического развития предприятий авиастроения, их переходу на новые прогрессивные технологии создания высококачественной авиационной техники, востребованной на глобальном рынке. Авиационная промышленность позволит решить многие проблемы в сфере экономики, безопасности, регионального развития, которые сейчас стоят перед российским обществом.
Заключение. Из результатов проведенного исследования следует, что российская авиационная промышленность в настоящее время уступает своим зарубежным конкурентам по показателям производственной и экономической эффективности. Это обусловлено недостаточным применением на отечественных предприятиях современных прогрессивных технологий разработки, производства и эксплуатации авиационной техники, вследствие деформации элементов системы управления технологическим развитием в авиастроении.
Предлагаемые в статье концептуальный подход к управлению технологическим развитием авиастроения и модель взаимодействия между предприятиями и вузами создают условия преодоления ряда проблемных вопросов, возникающих при внедрении новых технологий. Построение системы управления технологическим развитием, отвечающей современным требованиям, будет способствовать повышению конкурентоспособности авиастроения, превращению его в движущую силу модернизации экономики страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ от 01.12.2016г. № 642 - [Электронный ресурс] -Режим доступа: file:///C:/Documents%20and%20Settings/ User/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%B E%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1%8B/Downloads/0001201612010007.pdf
2. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса: монография [Текст] / С.Ю. Глазьев. - М.: Экономика, 2010. - 255 с.
3. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности [Текст] / Руководители авт. колл. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. - М.: Наука, 2004. - 880 с.
4. Наука и инновации: выбор приоритетов [Текст] / Отв. ред. Н.И. Иванова, науч. рук. - Ю.В. Куренков. -М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 228 с.
5. Фролов, И.Э. Научно-технологический потенциал России на современном этапе: проблемы реализации и перспективы развития [Текст] / И.Э. Фролов, Н.А.Ганичев // Проблемы прогнозирования. - 2014. -
№1. - С.3-21
6. Сухарев О.С. Экономика технологического развития: монография [Текст] / О.С. Сухарев. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 480 с.
7. Ансофф, И. Стратегическое управление: сокр. пер. с англ. [Текст] /. И. Ансофф. - М.: Экономика, 1989. -519 с.
8. Перес, К. Технологические революции и финансовый капитал. Динамика пузырей в период процветания [Текст] / пер. с англ. Ф.В. Маевского. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2011. - 232 с.
9. Сайт ОАО «Вертолеты России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russianhelicopters. aero/ru/investors/annual_reports/annual/
10. Сайт ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uacrussia.ru/ru/investors/financial-information/.
11. Индикаторы инновационной деятельности: 2014, 2015, 2016: Статистический сборник [Текст] / Н.В. Го-родникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014, 2105, 2016. - 472, 320, 304 с.
12. Новые производственные технологии: публичный аналитический доклад [Текст] - М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2015. - 272 с.
13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»: утверждена распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 № 2509 - р (в ред. от 15.04.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/activities/state_programs/list/
14. Федеральный закон от 4 ноября 2014г. N 326-ФЗ»О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70781534/
Статья поступила в редакцию 06.05.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.