Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ ДИСТАНЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ'

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ ДИСТАНЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционная работа / управление стрессом / работодатель.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахмянина Ляля Олеговна

в статье изучаются особенности управления стрессом сотрудников удаленной формы занятости. Рассмотрены отдельные факторы стресса дистанционного работника и на их основе предложены способы регулирования стресса дистанционных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вахмянина Ляля Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ ДИСТАНЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ»

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ ДИСТАНЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ

Вахмянина Л.О.

Вахмянина Ляля Олеговна - бакалавр, кафедра проектного менеджмента и бизнес - администрирования, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа

Аннотация: в статье изучаются особенности управления стрессом сотрудников удаленной формы занятости. Рассмотрены отдельные факторы стресса дистанционного работника и на их основе предложены способы регулирования стресса дистанционных работников. Ключевые слова: дистанционная работа, управление стрессом, работодатель.

УДК 331

HeadHunter делают первые выводы по рынку труда в 2024 году и выделяют удаленный формат занятости как устойчивый тренд. Очевидными преимуществами дистанционной работы являются удешевление процесса подбора - «удаленка» является убедительным критерием для большой части соискателей, а также расширение границ поиска [3].

На первый взгляд у дистанционного формата работы нет явных недостатков - сотрудник может работать из любой точки мира, организовывать рабочее пространство наиболее комфортным для него образом, выбирать рабочее время в собственные часы продуктивности.

Но проблемы есть везде, и дистанционный формат работы - не исключение.

Факторы стресса дистанционного работника:

- недостаток общения с коллегами, не включенность в рабочий процесс, социальная изоляция;

- переутомление от видеоконференций, что доказано исследованием от Microsoft [6];

- сложность поддержания баланса между работой и личной жизнью;

- неспособность дисциплинировать себя;

- увеличение интенсивности труда - культура «всегда на связи»;

- обесценивание дистанционного формата работы со стороны общества;

- «перегрузка» электронной почты, мессенджеров.

«...дистанционные работники подвергаются воздействию специфических психосоциальных факторов и, в связи с этим испытывают повышенный стресс» [4]. В результате исследования факультета права НИУ ВШЭ, было установлено, стресс у дистанционных работников провоцирует отсутствие личного рабочего пространства в случаях, когда дома - большая семья. К тому же, приходится периодически отвлекаться на маленьких детей, быт и недееспособных родственников, которые находятся под их опекой.

Стрессовые ситуации, возникающие из-за работы на «удаленке», требуют большего внимания, так как в работе со стрессами и конфликтами работодателю в лице руководителя, отдела персонала необходимо наблюдать и отслеживать состояние работников, в особенности если в организации не проводятся периодические тестирования, опросы на эмоциональное выгорание, удовлетворенность трудом, оценку характера психологического климата. Стоит обратиться к понятию «профессиональный риск» и отметить, что он заключается не только в физиологическом смысле, но и в психологическом.

Оценить состояние сотрудников, трудящихся дистанционно, просто - достаточно провести тестирование на уровень депрессии, стресса или выгорания по любой популярной в психологии шкале. Из прочих показателей - социально-трудовые показатели, производительность, его изменение и рост. Это нужно для определения потребности - нужно ли уделить внимание данной проблеме? Затем, когда потребность определена, стоит пообщаться персонально с каждым сотрудником, уделить ему время, показать небезразличие, озвучить его ценность для компании.

Способы регулирования стресса работодателем:

1. Организовывайте регулярные встречи с коллективом вживую в неформальной обстановке. Желательно, чтобы эти встречи были активными, и подвижными ввиду сидячего образа жизни.

2. Общайтесь с коллегами «лицом к лицу», а не с черным экраном при использовании платформ для видеосвязи.

3. Создавайте чаты для общения по нерабочим вопросам.

4. Закрепите определенное время функционирования рабочих чатов, рассылки писем на электронные почты.

5. Установите график работы дистанционного сотрудника с опорой на его предпочтения.

6. Проводите встречи информативно и по делу. То, что можно написать текстом и разослать в рабочие чаты, лучше написать текстом и разослать в рабочие чаты.

7. Введите такие бонусы как фитнес для сотрудников (вне зависимости от формата работы), на случай финансовой ограниченности - подписку на платные приложения для самостоятельного занятия спортом.

8. Обеспечьте работника ресурсами - корпоративный тариф высокоскоростного интернета (можно заключить договор с провайдером на выгодных условиях), организуйте отдел технической поддержки, обеспечьте хорошей техникой по необходимости, проведите обучение по информационной и цифровой грамотности, которая касается не только работы с рабочими программами, но и с антивирусными программами, обновлениями программных обеспечениями, мошенничеством в интернете [5].

9. Обратите внимание на период адаптации. Переход на новую работу или смена его формата -большой стресс для любого сотрудника. «Чтобы процесс адаптации прошел успешно, необходимо сосредоточение сил как работника, так и работодателя. Работодателем должны быть обеспечены условия для удаленной работы, а также организована взаимосвязь нескольких работников для решения задач. ... Работнику необходимо уметь приспосабливаться ко всем возможным условиям труда» [1, с. 785].

Управление стрессом дистанционных сотрудников - это необходимость, которая направлена на предотвращение выгорания, сохранность продуктивности и рост производительности. Здоровье сотрудника - и физическое, и психологическое - это ответственность работодателя.

Список литературы

1. Salimova G., Ableeva A., Lubova T., Sharafutdinov A.G., Araslanbaev I., Galimova A., Bakirova R. Recent trends in labor productivity // Employee Relations. 2022. Т. 44. № 4. С. 785-802.

2. Галимова А.Ш., Мухаметшина Г.Р. Бизнес-технологии в HR в условиях цифровой трансформации экономики: монография РИЦ УУНиТ, 2023.

3. Макротренды, акценты рынка труда и новая роль HR - первые выводы 2024 года [Электронный ресурс] / HeadHunter. - Режим доступа: https://ufa.hh.ru/article/32527

4. Родственники, начальство, изоляция: исследователи вышки узнали, что вызывает стресс у работников на удаленке, и как он влияет на здоровье [Электронный ресурс] / Новостной сайт НИУ ВШЭ HSE Daily. - Режим доступа: https://daily.hse.ru/post/rodstvenniki-nachalstvo-izolyatsiya-issledovateli-vyshki-uznali-chto-vyzyvaet-stress-u-rabotnikov-na-udalenke-i-kak-on-vliyaet-na-zdorove

5. 6 common causes of remote work stress and how to avoid them [Electronic resource] / MUO Make Use Of -online technology publications on the web. - URL: https://www.makeuseof.com/common-causes-remote-work-stress-how-to-avoid/

6. The future work - the good, the challenging & the unknown [Electronic resource] / Microsoft 365. - URL: https://www.microsoft.com/en-us/microsoft-365/blog/2020/07/08/future-work-good-challenging-unknown/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.