экономика предпринимательства. факторы: инновации, образование, управление, производство
УДК 368:339.1
П. А. Власов
управление страховым портфелем в современных российских условиях
P. A. Vlasov. Insurance Portfolio Management in Russia at the Present Time
Статья посвящена практическим рекомендациям по управлению страховым портфелем для российского страхового рынка. Исследование основано на статистических материалах Центрального Банка Российской Федерации и охватывает период 20132014 гг. Анализ проводится на суммарных данных по рынку. Автором выделены три основных фактора, влияющих на качество страхового портфеля, затем эти факторы оцениваются количественно. Результаты расчетов позволяют оценить выделенные факторы по уровню значимости, составляющим и влиянию на страховой портфель в целом, а также дать рекомендации по формированию страхового портфеля.
ключевые слова: управление страховым портфелем, уровень выплат, вознаграждение посредникам, андеррайтинг, страховые премии, страховые выплаты, страхование каско
контактные данные: 191123, Санкт-Петербург, ул.Чайковского, д.62
The article is devoted to practical recommendations for the insurance portfolio management for the Russian insurance market. It is based on statistical materials of the Central Bank of the Russian Federation and covers the period from 2013 to 2014. The analysis is performed on the data of the total market. The author identifies three main factors affecting the quality of the insurance portfolio, and then these factors are evaluated quantitatively. The results of calculations allow us to estimate the factors highlighted by the level of importance, and the influence of components of the insurance portfolio as a whole, as well as make recommendations on the formation of the insurance portfolio.
Keywords: insurance portfolio management, losses paid ratio, commission to intermediaries, underwriting, insurance premiums, insurance losses, MOD (Motor own damage) insurance
Contacts: Chaykovskogo Str. 62, St. Petersburg, Russian Federation, 191123
В настоящее время одним из важнейших аспектов функционирования страховых компаний на российском рынке является вопрос прибыльности (убыточности) бизнеса, который реализуют страховщики. На фоне кризисных явлений
Павел Алексеевич Власов — доцент Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат экономических наук. © П. А. Власов, 2015
в мировой и российской экономиках, с одной стороны, и усиления регулирования рынка со стороны Центрального Банка РФ (далее — ЦБ РФ), с другой, качество страхового портфеля выходит на первый план с точки зрения реализации долгосрочных стратегических целей страховых компаний.
За 2014 г. ЦБ РФ исключил из списка действующих компаний по различным причинам 25 страховых организаций, в том числе 11 за нарушения, для 14 страховщиков ограничил действия лицензий и в 15 страховых компаниях ввел временную администрацию. По минимальной оценке порядка 40 компаний подверглись серьезным санкциям со стороны регулятора, что составляет примерно 10% от числа всех действующих на 31 декабря 2014 г. страховщиков (404 страховые организации, по данным ЦБ РФ). Эти данные наглядно показывают, что на российском рынке страхования многие страховщики испытывают серьезные трудности с финансовой устойчивостью и финансовыми показателями. Причины санкций обычно коротко указываются как невыполнение предписаний регулятора или предоставление недостоверной отчетности, на практике это означает, что реальные обязательства компании превышают ее финансовые возможности. Если в такой ситуации активы компании являются низко ликвидными или вообще фиктивными, то тогда страховщику нечем отвечать по требованиям страхователей о выплате и фактически страховщик допускает ситуацию, как в случае с обманутыми дольщиками, — деньги от клиента получены, а услуга не оказана.
К таким последствиям приводят многие возможные факторы и ошибки в деятельности страховой организации, одним из главных среди которых является неправильная политика в формировании страхового портфеля.
Понятие страхового портфеля по-разному определяется в российской экономической литературе. Например, в учебнике Л. И. Рейтмана мы находим следующее определение: «Страховой портфель — фактическое количество застрахованных объектов или действующих договоров страхования на данной территории» [1]. Исходя из обзора определений понятия «страховой портфель», Р. А. Рязанцев предлагает следующее определение: «Страховой портфель — это объем принятых на страхование рисков и стоимостных обязательств страховщика по сформированной совокупности договоров» [2]. В законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [3] нет прямого определения страхового портфеля, но в ст. 26.1 «Передача страхового портфеля» сказано, что «страховщик (за исключением общества взаимного страхования) может передать, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан передать обязательства по договорам страхования (страховой портфель)...», т. е. страховой портфель определен как обязательства по договорам страхования. Все эти определения близки по своему экономическому смыслу и в рамках данной работы под страховым портфелем мы будем понимать совокупность действующих договоров страхования, если мы имеем в виду текущий страховой портфель. Часто также необходимо рассмотреть прошлый или будущий страховой портфель, под которым будут пониматься совокупности закончившихся договоров страхования или договоров страхования, которые будут заключены в будущих периодах.
Категория «обязательства страховой компании», которая также присутствует в перечисленных выше определениях, вторична по отношению к категории «договор страхования», потому что если нет договора, то обязательства не возникают, если договор заключен — обязательства появляются. Таким образом, очевидно, что совокупность страховых договоров определяет и формирует и обязательства, и финансовый результат страховой организации. Страховой портфель является той базовой категорией, на основе которой формируются все финансовые показатели компании, в том числе прибыль (убыток). От того, насколько качественный
портфель формирует страховщик, зависят его итоговые результаты. В процессе формирования портфеля задействованы многие процессы внутри страховщика, основными из которых являются андеррайтинг, тарифная политика, стратегия продаж, выбор целевых сегментов и пр.
В практическом аспекте анализа страхового портфеля российских страховщиков исследователь почти всегда сталкивается с проблемой недостатка информации для анализа. Основным количественным показателем, характеризующим страховой портфель, является величина подписанной премии. Но для полноценного анализа требуются не просто величина премии, а ее распределение по видам страхования, каналам распространения страховых продуктов, региональная разбивка, а также показатели, характеризующие убыточность и расходы на ведение дела в аналогичных разрезах. Официальная статистика, предоставляемая ежеквартально ЦБ РФ, не удовлетворяет таким требованиям в полном объеме. В наиболее выигрышном свете из видов страхования в России оказывается обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО), по которому данные можно почерпнуть из отчетов Российского союза автостраховщиков (РСА).
Классификация по видам страховой деятельности может иметь различные формы. Наиболее распространенной является классификация по объекту страхования. Этот подход заложен в законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 4 [Там же]. Под объектом страхования понимается содержание имущественного интереса участника страхования. По объекту страхования в российской классификации выделяются имущественное страхование и личное страхование, которые в свою очередь подразделяются на виды страхования. По такой классификации страховые компании и ЦБ РФ формируют отчетность, которая в дальнейшем доступна для анализа. Данная классификация логична и близка по своей сути к европейской классификации видов страхования [4].
Если говорить с точки зрения практики, то существующая в России официальная система классификации имеет ряд недостатков. На российском рынке за прошедшие периоды сформировались страховые продукты, которые, несмотря на один объект страхования, имеют совершенно разные бизнес-характеристики и показатели убыточности. Например, в личном страховании в разделе «Медицинское страхование» приводятся суммарные данные по медицинскому страхованию граждан, выезжающих за рубеж (в обиходе — страхование туристов), и добровольному медицинскому страхованию. При одном объекте страхования имущественные интересы, связанные с оплатой организации и оказания медицинской и лекарственной помощи, — это абсолютно разные продукты с позиции формирования страхового портфеля. По ним разная убыточность, разный андеррайтинг и т. д., но по объекту страхования они оказываются в одной группе. Оценивать и проводить полноценный анализ портфеля по таким разным видам страхования, объединенным в одну группу, представляется неправильным, но иной информации в наличии нет, и приходится делать предположения, исходя из иных источников информации, которые часто носят экспертный характер. Поэтому проблема нехватки нормальной статистической базы и источников оценки страхового портфеля в России продолжает оставаться актуальной. Усилия регулятора в настоящее время направлены на контроль показателей финансовой устойчивости, улучшение качества активов и выявление «проблемных» страховщиков. Это связано с приведением российского страхового рынка в управляемое и надежное состояние, без громких банкротств и недовольства страхователей. Возможно, в будущем регулятор озаботится содержанием статистических данных, предоставляемых участниками рынка и являющихся предметом анализа заинтересованных сторон.
Для анализа страхового портфеля и выработки практических рекомендаций будем использовать имеющуюся статистическую информацию по российскому страховому рынку. Эта информация предоставляется ежеквартально ЦБ РФ и доступна на его официальном сайте [5]. Мы будем использовать следующие показатели: подписанная премия, вознаграждение посредникам, уровень комиссионного вознаграждения (вознаграждение посредникам делить на подписанную премию), оплаченные убытки и уровень выплат (оплаченные убытки делить на подписанную премию). Периодом анализа возьмем 2013 и 2014 гг.
Успешное управление портфелем означает его формирование максимально прибыльным для страховой компании. Для этого нужно определить, какие факторы влияют на прибыльность портфеля. Основными факторами, влияющими на формирование качественного страхового портфеля и которые будет рассмотрены далее, являются три следующих фактора:
1) номенклатура страховых продуктов, которые продает страховая компания;
2) региональная структура реализации страховых услуг;
3) каналы реализации страховых услуг.
Эти факторы естественным образом взаимосвязаны между собой, в начале анализа будет правильным рассмотреть каждый из них в отдельности. Конечно, это не исчерпывающий список факторов, которые влияют на качество портфеля. Но их значимость с позиции практики очевидна, и есть статистика, позволяющая оценить их количественно.
Номенклатура страховых продуктов, которые продает страховщик
Данный фактор представляет собой набор видов страхования или страховых продуктов, которые реализует страховая компания. На практике это те виды страхования, которые страхователь может приобрести у конкретного страховщика. Опустим вопрос лицензирования, потому что это не есть предмет рассмотрения работы. Часть продуктов может присутствовать не у всех страховщиков, потому что набор продаваемых продуктов есть выбор менеджмента компании (при наличии соответствующих лицензий). Страховая компания сама определяет, что ей продавать и по какой цене. Таким образом, страховщик изначально определяет для себя виды страхования, которые он хочет продавать. Далее возникает вопрос цены страхового продукта. Здесь необходимо рассчитать и установить такую цену, которая, с одной стороны, была бы конкурентной на рынке, с другой — обеспечивала бы финансовую устойчивость страховых операций. Для каждого вида страхования и фактически для каждого конкретного риска это будет индивидуально рассчитанная цена. Совокупность проданных и действующих полисов формирует страховой портфель.
Как было заявлено выше, в России сформировалась номенклатура страховых продуктов, которые обладают индивидуальными характеристиками. Главной характеристикой страхового продукта с точки зрения финансового результата является его убыточность. Она абсолютно разная у разных видов. В России нет единого подхода, по которому можно проследить историю формирования убыточности по видам. По обязательным видам тарифы назначает государство, и страховщик только опосредованно может влиять на убыточность. По имущественному страхованию наземного транспорта (далее — каско) тарифы формирует высокая конкуренция на рынке. По страхованию крупных имущественных рисков большее значение играет позиция перестраховочных компаний и т. д. Но в целом видовая структура российского рынка сформирована, и она достаточно устойчива. Ее цифровые характеристики приведены в табл. 1 и 2. В приведенных таблицах данные не включают обязательное медицинское страхование. Убыточность по имеющейся в наличии статистике характеризует величина уровня выплат.
таблица 1
премии и выплаты по видам страхования в рФ в 2013 г.
Страховые премии выплаты уровень выплат
виды страхования % %
тыс. руб. к общей тыс. руб. к общей %
сумме сумме
Страхование жизни 84 890 345 9,4 12 332 914 2,9 14,5
Страхование иное, чем стра- 819 973 214 90,6 408 436 116 97,1 49,8
хование жизни:
от несчастных случаев 93 765 816 10,4 13 196 890 3,1 14,1
и болезней
медицинское страхование 114 966 171 12,7 89 941 540 21,4 78,2
страхование имущества 181 508 719 20,1 45 928 612 10,9 25,3
(кроме каско)
страхование каско 212 306 873 23,5 155 797 448 37,0 73,4
страхование ответственно- 29 745 086 3,3 7 138 717 1,7 24,0
сти (кроме обязательного)
страхование финансовых 21 949 273 2,4 1 662 878 0,4 7,6
и предпринимательских
рисков
ОСАГО 134 248 054 14,8 77 374 829 18,4 57,6
обязательное страхование 31 483 222 3,5 17 395 202 4,1 55,3
ответственности (кроме
ОСАГО)
итого 904 863 559 100,0 420 769 030 100,0 46,5
Составлено по: [5].
таблица 2
премии и выплаты по видам страхования в рФ в 2014 г.
Страховые премии выплаты уровень выплат
виды страхования доля доля
тыс. руб. от общей тыс. руб. от общей %
суммы, % суммы, %
Страхование жизни 108 530 980 12,0 14 228 309 3,4 13,1
Страхование иное, чем 879 241 607 97,2 458 040 278 108,9 52,1
страхование жизни:
от несчастных случаев 95 503 460 10,6 15 273 802 3,6 16,0
и болезней
медицинское страхование 124 074 582 13,7 95 219 627 22,6 76,7
страхование имущества 201 850 793 22,3 52 740 671 12,5 26,1
(кроме каско)
страхование каско 218 554 418 24,2 171 773 011 40,8 78,6
страхование ответствен- 37 850 808 4,2 10 304 472 2,4 27,2
ности (кроме обяза-
тельного)
страхование финансовых 22 557 803 2,5 3 536 099 0,8 15,7
и предприниматель-
ских рисков
ОСАГО 150 917 830 16,7 90 306 430 21,5 59,8
обязательное страхова- 27 931 913 3,1 18 886 166 4,5 67,6
ние (кроме ОСАГО)
итого 987 772 587 109,2 472 268 587 112,2 47,8
Составлено по: [5].
Как видно из табл. 1 и 2, большинство колебаний показателей по видам страхования за 2 года находятся в интервале 3-5%. Наибольший уровень выплат в 2014 г. — по страхованию каско (78%) и медицинскому страхованию (76%), наименьший — в страховании жизни (13%), финансовые и предпринимательские риски (16%) и от несчастного случая (16%). Страхование имущества (26%) и ответственности (27%) (кроме обязательной) находится в зоне комфорта. Обязательное страхование — на уровне 60-70%, что можно признать высоким уровнем. Аналогичная картина наблюдалась и в 2013 г.
Выводы с точки зрения управления портфелем логичны и очевидны — три крупных вида страхования: медицинское страхование, каско и ОСАГО, которые занимают 52% страхового портфеля России, имеют очень высокие показатели уровня выплат. Причем это наиболее востребованные виды на страховом рынке. Конкуренция привела к демпингу и неадекватным тарифам в медицинском страховании и каско, по ОСАГО тарифы устанавливаются государством и они были увеличены в конце 2014 — начале 2015 г. Если портфель страховщика состоит из трех перечисленных выше видов, то вероятность отрицательных финансовых результатов очень велика. Страховщикам необходимо формировать диверсифицированный портфель для получения устойчивых и положительных результатов, развивать прибыльные виды и грамотно управлять неприбыльными. Несмотря на высокую степень обобщенности приведенных данных, выводы о качестве портфеля, опираясь на них, можно сделать. По каждому страховщику ЦБ РФ публикует данные, которые показывают структуру портфеля, и оценить его качество — вполне посильная задача.
региональная структура реализации страховых услуг
Сложившая структура российского страхового рынка показывает, что различные регионы имеют разные показатели убыточности и соответственно по-разному привлекательны с точки зрения управления страховым портфелем. В статистике ЦБ РФ есть информация по каждому субъекту Российской Федерации и по федеральным округам, она приведена в табл. 3. В рамках данной работы мы приведем данные по федеральным округам, по субъектам таблицы очень большие и при необходимости их можно найти на сайте ЦБ РФ.
Рассмотрим показатель уровня выплат. Различия по регионам не столь значительны, как по видам страхования. В 2014 г. (если не брать в расчет Крым) разница между лучшим и худшим регионом составляет 22,0%, а по видам страхования — 65,5%. Можно сделать вывод, что видовая структура портфеля более важна, чем географическая, и именно виды страхования в большей степени формируют качество и прибыльность портфеля. Лучшим регионом является Дальневосточный федеральный округ с уровнем выплат 36% в 2014 г., но его доля на страховом рынке всего 2,2%, худшим — Уральский федеральный округ (уровень выплат 58%) с долей на рынке 6,5%. Самым крупным регионом является Центральный федеральный округ, куда входит Москва с уровнем выплат 45,4% в 2014 г. Это очень хороший показатель, и очевидно, что в этом регионе портфель один из самых прибыльных.
В 2014 г. страховые компании заявили об убытках по ОСАГО во многих субъектах Российской Федерации. И начали закрывать или переносить офисы с целью физически не принимать заявления на выплату. Действительно, региональные коэффициенты по ОСАГО неравномерно и неправильно оценивали подверженность риску в регионах, что в итоге привело к отрицательным результатам. Это был специфический случай, который не характерен для других видов страхования. Потому что по добровольным видам крупнейшие страховщики, как определяющие средний уровень бизнеса, во всех регионах проводят одинаковую тарифную политику. Но региональная специфика есть, и на примере ОСАГО это было продемонстрировано.
Таблица 3
Премии и выплаты по федеральным округам РФ 2013—2014 гг.
Страховые премии Выплаты Уровень выплат
2013 г., тыс. руб. 2014 г., тыс. руб. доля от общей суммы, % 2013 г., тыс. руб. 2014 г., тыс. руб. доля от общей суммы, % % %
РФ, всего 904 863 559 987 772 587 100,0 420 769 030 472 268 587 100,0 46,5 47,8
Центральный федеральный округ 518 959 009 567 394 997 57,4 227 365 641 257 320 355 54,5 43,8 45,4
Северо-Западный федеральный округ 88 037 391 96 830 137 9,8 48 134 230 54 502 536 11,5 54,7 56,3
Южный федеральный округ 41 279 143 44 745 857 4,5 20 307 474 22 912 553 4,9 49,2 51,2
Приволжский федеральный округ 109 828 861 120 780 815 12,2 54 726 443 60 093 424 12,7 49,8 49,8
Уральский федеральный округ 61 900 409 64 146 194 6,5 33 677 616 37 117 682 7,9 54,4 57,9
Сибирский федеральный округ 55 108 925 59 936 235 6,1 24 857 773 27 287 131 5,8 45,1 45,5
Дальневосточный федеральный округ 19 080 853 21 997 515 2,2 7 062 312 7 898 437 1,7 37,0 35,9
Северо-Кавказский федеральный округ 10 668 968 11 764 990 1,2 4 637 541 5 130 580 1Д 43,5 43,6
Крымский федеральный округ 0 175 847 0,0 0 5 889 0,0 0,0 3,3
Составлено по: [5].
каналы реализации страховых услуг
Следующим важным фактором, характеризующим страховой портфель, обозначим каналы реализации страховых услуг. Под ними мы будем понимать то, как страховая компания продает полисы. Страховой рынок во всем мире активно пользуется услугами посредников при продаже полисов, и словосочетание «страховой агент» даже стало нарицательным.
Виды страхования в силу своей специфики формируют убыточность страховщика, каналы реализации страховых услуг формируют аквизиционные расходы компании или комиссионное вознаграждение за заключение договоров страхования. Уровень комиссионного вознаграждения разный, он определяется сложившимся на рынке уровнем вознаграждения, нормативными документами по обязательным видам. Каждый страховщик самостоятельно выбирает политику в области вознаграждения посредникам. Очевидно, что чем выше уровень комиссий, тем ниже прибыль. В табл. 4 представлен средний уровень комиссии на российском рынке в 2014 г. по видам страхования. В сумме премии учитывается вся подписанная премия, включая договоры, заключенные без участия посредников. В последней колонке приведен суммарный показатель уровня выплат и комиссионного вознаграждения. Данные по уровню выплат взяты из табл. 2.
Из табл. 4 видно, что наибольшее вознаграждение выплачивается по видам с наименьшим уровнем выплат: страхование жизни от несчастного случая и страхование финансовых и предпринимательских рисков. Это логично, потому что за привлечение хорошего портфеля страховщик может платить повышенную комиссию посредникам. Однако следующим по величине комиссионного вознаграждения видом является страхование каско (17,6%), где уровень выплат один из самых высоких. Суммарно выплаты и комиссия составляют по каско в 2014 г. 96,2%; если сюда добавить прочие расходы на ведение дела, которые по оценке экспертов составляют от 15 до 40% от премии по разным страховщикам, то получается отрицательный финансовый результат. При этом каско занимает 22% рынка и у многих страховщиков является важнейшим сегментом страхового портфеля. Вторым по суммарному показателю уровня выплат и комиссионного вознаграждения идет медицинское страхование (81,6%), которое также создает в целом по этому сегменту рынка отрицательный финансовый результат. По остальным видам страхования результат положительный.
Еще одной важной характеристикой является размер вознаграждения по типам посредников. Для этого из суммы премии убираются договоры, заключенные без участия посредников, и сумма комиссии привязывается к типу посредника. Данные также предоставляются ЦБ РФ и находятся в табл. 5. В зависимости от величины комиссии по типам посредников можно будет рекомендовать использовать тот или иной тип посредников для реализации страховых продуктов.
Основный вывод по табл. 5 — уровень вознаграждения посредникам в России достаточно высокий. По кредитным организациям (в первую очередь это банки) он составляет 37%. По дилерам, через которых продается каско, — 19,4%. В целом продажи через посредников составляют 69% от всего рынка. Остальные 31% занимают прямые продажи (через Интернет, колл-центры и т. п.) и продажи штатных сотрудников страховщиков. Причем штатные сотрудника также получают комиссионное вознаграждение, но эти суммы не учитываются в отчетах ЦБ РФ. Поэтому величина уровня вознаграждения по рынку РФ в размере 15,3% за 2014 г. (табл. 4) является минимальной оценкой, на самом деле она выше.
таблица 4
премии и вознаграждение посредникам в 2014 г.
виды Страховые премии вознаграждение посредникам % кв уровень выплат + кв
страхования тыс. руб. доля от общей суммы, % тыс. руб. доля от общей суммы, % % %
Страхование жизни 108 530 980 11,0 34 073 308 22,5 31,4 44,5
Страхование иное, чем 879 241 607 89,0 117 254 275 77,5 13,3 65,4
страхование жизни:
от несчастных случа- 95 503 460 9,7 27 301 958 18,0 28,6 44,6
ев и болезней
медицинское страхо- 124 074 582 12,6 6 019 997 4,0 4,9 81,6
вание
страхование имуще- 201 850 793 20,4 24 697 156 16,3 12,2 38,4
ства (кроме каско)
страхование каско 218 554 418 22,1 38 462 229 25,4 17,6 96,2
страхование ответ- 37 850 808 3,8 5 335 598 3,5 14,1 41,3
ственности (кроме
обязательного)
страхование финансо- 22 557 803 2,3 6 260 194 4,1 27,8 43,4
вых и предприни-
мательских рисков
ОСАГО 150 917 830 15,3 8 586 628 5,7 5,7 65,5
обязательное стра- 27 931 913 2,8 590 515 0,4 2,1 69,7
хование ответ-
ственности (кроме
ОСАГО)
Итого 987 772 587 100,0 151 327 583 100,0 15,3 63,1
Составлено по: [5].
Рассмотренные выше три основных фактора, влияющие на прибыльность страхового портфеля, должны рассматриваться во взаимосвязи друг с другом. Потому что продажи, например каско, происходят в конкретном регионе, через конкретный канал продаж. Приведенные в таблицах данные помогают оценить эти направления на самом высоком уровне. Для реализации мер по управлению портфелем для конкретного страховщика этого недостаточно. Но в рамках данной работы нам было важно показать основные влияющие факторы и дать их количественную и качественную характеристику. По итогам 2014 г. на российском рынке основным негативным фактором для формирования и управления страховым портфелем является страхование каско. По нему самый высокий уровень выплат и высокое вознаграждение посредникам. Занимая 22% от всего рынка, этот вид создает отрицательный финансовый результат и негативно влияет на финансовую устойчивость страховщиков. Большинство банкротств за последние 3 года были у страховщиков, которые
таблица 5
премии и вознаграждение в 2014 г. по договорам, заключенным через посредников
посредники Страховые премии вознаграждение посредникам % кв
тыс. руб. доля от общей суммы, % тыс. руб. доля от общей суммы, % %
РФ итого 678 247 071 100,0 151 327 583 100,0 22,3
Страховщики 6 476 209 1,0 1 316 007 0,9 20,3
Брокеры 142 776 648 21,1 27 219 732 18,0 19,1
Агенты и ИП 282 527 159 41,7 45 923 700 30,3 16,3
Кредитные организации 165 489 376 24,4 61 253 153 40,5 37,0
Дилеры 77 110 136 11,4 14 977 376 9,9 19,4
Туроператоры, турагент- 3 564 844 0,5 614 390 0,4 17,2
ства
Прочее 302 699 0,0 23 225 0,0 7,7
Составлено по: [5].
имели в портфеле значительную долю автострахования и платили высокую комиссию посредникам. На втором месте по отрицательному результату — медицинское страхование.
Анализ данных показывает, что очень важным фактором успешного управления портфелем является его диверсификация. Необходимо формировать сбалансированный страховой портфель, где должны сочетаться и прибыльные, и неприбыльные виды. Развитие прибыльных сегментов, таких как страхование имущества, ответственности, от несчастного случая, должно быть приоритетным направлением в стратегии продаж компании. Долю таких видов нужно наращивать в страховом портфеле. Желательно продавать через каналы реализации с низким процентом комиссионного вознаграждения. При этом географическая составляющая не играет решающей роли. В целом усилия страховщика по управлению портфелем должны быть сосредоточены на видах страхования, их качественном андеррайтинге, тарификации и сегментации. Виды страхования являются основой бизнеса, решения, где и как продавать страховые продукты, вторичные по отношению к самим продуктам.
литература
1. страховое дело: Учебник / Под ред. Л. И. Рейтмана. М.: Банк. и биржевой науч.-кон-сульт. центр, 1992. 524 с.
2. Рязанцев Р. А. Страховой портфель страховой организации: теоретический аспект // Известия ИГЭА. 2009. № 4.
3. об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1.
4. страхование и управление рисками: Учебник для бакалавров / Под ред. Г. В. Черновой. М.: Юрайт, 2014. 768 с.
5. статистика российского страхового рынка / Центральный Банк Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr. ru/finmarkets/?Prtid=sv_ insurance. (Дата обращения: 30.08.2015).