УДК 658.14 Н.А. Щербакова СГГА, Новосибирск
УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
N.A. Shcherbakova
Sibirian State Academy of Geodesy (SSGA) 10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation
VALUE BASED MANAGEMENT OF ENTERPRISE UNDER THE CONDITIONS OF THE FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS
Possibility of using the concept Value Based Management for retaining the business in the conditions for crisis and developing the managements solutions, directed toward an increase in the cost of firm over the long term. The basis of the output of enterprise from the decrease, caused, in particular, by financial and economic crisis, can be placed already today.
Управление стоимостью предприятия (Value Based Management, VBM) основано на анализе компании, переходе к современным финансовым концепциям и принципу экономической прибыли. Концепция управления стоимостью возникла в начале 80-х годов XX века как продукт стратегического управленческого консалтинга [2]. В силу своего стратегического характера, эта концепция основана на принятии управленческих решений, направленных на обеспечение роста рыночной стоимости предприятия и его акций не столько в текущий момент времени, как в перспективе.
Если владельцы и топ-менеджмент предприятия собираются сохранить свой бизнес в условиях кризиса, сейчас - самое время для правильных, рациональных и агрессивных действий на рынке. Однако у многих специалистов отсутствуют практические навыки эффективного поведения в условиях насыщения рынков и замедления темпов роста, а одним из реальных направлений такой работы и является управление стоимостью предприятия.
Стоимость предприятия, формирующаяся под влиянием принимаемых менеджерами решений, должна рассматриваться как целевая функция управления, которая стремится к максимуму. Наличие стоимостной технологии управления становится условием эффективности работы, так как определяет четкий критерий оценки результатов деятельности - увеличение. Для обеспечения роста стоимости бизнеса его функционирование должно базироваться на оптимальном сочетании объема продаж, получаемой прибыли и финансовых ресурсов, что в значительной степени определяется внешними условиями функционирования предприятия: макроэкономическими и отраслевыми. Воздействие на те или иные факторы в целях управления стоимостью осуществляется в соответствии с операционными, инвестиционными и финансовыми стратегиями развития предприятия [1].
Концепция УБМ предполагает, что менеджеры предприятия нацелены на управленческие решения, которые увеличивают не столько текущие прибыли, сколько создают основу для получения гораздо больших и даже, возможно, четко не прогнозируемых прибылей в более отдаленном будущем, что, однако, способно повысить стоимость предприятия уже в текущий момент времени.
Безусловно, нужно ориентироваться на тенденции развития отрасли, в которой действует предприятие, что приобретает особое значение в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Приходится констатировать, что в текущий момент времени основная задача большинства предприятий -выжить. Однако не следует забывать один из базовых принципов оценки стоимости предприятия - принцип изменений, в соответствии с которым в процессе оценки стоимости учитывается цикличность, а смена циклов жизни присуща и конкретным объекту, и рынкам, и обществу в целом. При этом даже в сегодняшних условиях аналитиками по ряду направлений в экономике прогнозируется хоть незначительный, но все-таки рост. Например, плановые показатели по объемам добычи углеводородов на 2009г., которые представлены топливно-энергетическими компаниями, работающими на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) составили: 27,7 млн т нефти, 598,5 млрд куб. м газа; 10,3 млн т конденсата. В текущем году ожидается плановое падение (на 7,1%) добычи нефти, но в то же время планируется рост добычи газа и конденсата на 3,9% и 9,6% соответственно.
Безусловно, основа этого роста заложена в прошлом году: на работы по геологическому изучению территории ЯНАО в 2008 г. было выделено 41 млрд 570 млн руб., по результатам этих работ открыто девять новых месторождений углеводородного сырья, среди них три нефтяных, пять газоконденсатных и одно газовое. Но ведь рост добычи зависит не только от технических возможностей, а и от емкости рынков сбыта.
И все же многие предприятия различной отраслевой принадлежности столкнулись со снижением покупательского платежеспособного спроса. Понятно, что бизнес стремится выжить, и сокращает издержки не только останавливая инвестиционные проекты и снижая заработную плату работникам, но и вообще избавляясь от значительной части трудовых кадров. Но далеко не всегда можно назвать такой путь самым разумным.
Рост стоимости бизнеса происходит в основном под влиянием на стоимость предприятия тех или иные решения менеджмента. При рассмотрении стоимости предприятия как целевой функции управления менеджеры предприятия нацелены на долгосрочный рост стоимости. Менеджерам предприятий необходимо знать, какова будет стоимость предприятия в случае принятия того или иного управленческого решения, влекущего серьезные последствия (изменение организационной структуры управления, внедрение инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности работы предприятия комплексных мер) [1]. Сейчас во многих компаниях проходят сильные сокращения и часто "под общую гребенку" увольняют людей, которые давно работали в компании и являются носителями уникальных знаний, в число одной из самых «рискованных» групп по сокращениям попали маркетологи. А ведь
рациональные изменения маркетинговой политики помогут любой компании не утерять достигнутые позиции в ухудшающихся рыночных условиях. Даже в условиях спада или насыщения рынок не является застывшим. Доли компаний могут меняться. Те, кто не готов к этим изменениям, часто проигрывают.
Обычно для повышения качества управления анализируются отдельные структурные подразделения, процессы, виды продукции, направления деятельности. Для наиболее результативного анализа необходимо исследовать всю структуру целиком с учетом внешних и внутренних взаимосвязей. Предприятие - сложная система, оно должно приобретать экономические ресурсы (трудовые, природные и финансовые), принимать решения относительно видов выпускаемой продукции (работ, услуг) и методов ее производства, а также выступать в качестве продавца своей продукции. Анализировать одновременно все составляющие структуры возможно на основе оценки стоимости предприятия.
Применение технологии оценки бизнеса позволяет оценить, как повлияют на стоимость предприятия те или иные решения менеджмента, а для этого взаимодействие независимых оценщиков и управляющих предприятием возможно по двум основным направлениям:
1) Оценка стоимости предприятия «как есть» (в ситуации без существенных изменений);
2) Оценка стоимости предприятия с учетом новых решений, подходов и методов (изменение систем управления и маркетинга, форм финансирования, проведение реструктуризации, и др.).
Весь процесс управления в общем виде представляется циклом непрерывно повторяющегося набора стандартных процедур, включающим следующие этапы:
- Оценка текущего состояния предприятия и среды;
- Выработка управляющих воздействий;
- Сравнение текущего состояния с возможным в результате применения тех или иных управляющих воздействий;
- Применение выработанных управляющих воздействий к бизнесу.
Далее цикл повторяется.
Результаты оценки бизнеса, получаемые на основе анализа внешней и внутренней информации, необходимы не только для проведения переговоров о купле-продаже, они играют существенную роль при выборе стратегии развития предприятия, принятии инвестиционных решений. Так, в процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа; для принятия обоснованных управленческих решений необходима инфляционная корректировка финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений; для обоснования инвестиционных проектов по приобретению и развитию бизнеса необходимо знать стоимость всего предприятия или части его активов.
Результативность важнейших факторов, движущих стоимость, может быть оценена посредством применения метода дисконтирования денежных потоков. Основные факторы, способные повлиять на будущие доходы, и, соответственно, на рост стоимости предприятия, следующие:
1. Время получения доходов.
2. Объемы реализации.
3. Себестоимость реализованной продукции.
4. Соотношение постоянных и переменных затрат.
5. Собственные оборотные средства.
6. Основные средства.
7. Соотношение собственных и заемных средств в структуре капитала п/п.
8. Стоимость привлечения капитала.
9. Эффективные управленческие решения (в частности, внедрение инновационного инструментария).
Воздействие на те или иные факторы в целях управления стоимостью осуществляется в соответствии с операционными, инвестиционными и финансовыми стратегиями развития предприятия. Денежные потоки, подвергшиеся воздействиям, преобразуются в стоимость фирмы следующим образом:
С1<\ СК СУ„ УУ
РУ =-5— +--—- + ...+--— +-,
1 + ПЯ (1 + /Ж) (1 + /Ж)" (1
где РУ - текущая стоимость, п - последний год прогнозного периода; С¥{ -доход /-периода, ГУ -стоимость в постпрогнозный период, ОЯ - ставка дисконтирования.
Если доход сконцентрирован на середину периода, формула принимает
вид:
РУ = у "Г
(Л , ТЛТ>\(1-0,5)
+ (1 + ДК)"
Полученные рассчитанные значения стоимости при ситуации «как есть» и стоимости при возможном внедрении разработанных управленческих решений, сравниваются.
Большее значение стоимости при определенном наборе управляющих воздействий, повлиявших на величину денежных потоков, свидетельствует об эффективности предлагаемых менеджментом мероприятий. Предприятие как структура позволяет людям достичь определенных целей, которые по своей природе могут быть экономическими, например получение дохода, и неэкономическими - самореализация личности. Инвестор вкладывает в предприятие средства с целью обеспечения возврата капитала и получения приемлемого дохода на капитал. Работники вкладывают свой труд, чтобы получить оплату за него. Покупатели делают возможным реализацию товара, но затраты на него должны быть сопоставимы с аналогами. Предприятие должно покупать материалы для производства продукции. Таким образом, основная цель и результат бизнеса - получение дохода, позволяющего покрыть
необходимые для функционирования предприятия расходы. В условиях конкуренции эффективное функционирование предприятия достигается при стремлении к максимизации дисконтированного денежного потока, выражающего ценность капитала.
Концепция управления стоимостью предлагает особые финансовые показатели для выражения результатов управленческих решений и функционирования фирмы. Используются показатели, которые фиксируют получаемую предприятием экономическую прибыль: экономическая прибыль -RI [2], экономически добавленная стоимость - EVA [3], добавленная стоимость потока денежных средств - CVA [4].
Следует понимать, что основой концепции управления стоимостью предприятия является рост стоимости, базирующийся на создании положительной экономической прибыли, причем рост не может быть монотонным и линейным, он похож на движение зигзагами. Основа выхода из спада, обусловленного, в частности, финансово-экономическим кризисом, может быть заложена уже сегодня.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). 3-е изд., - М.: Омега-Л, 2009.
2. Reiman B. Managing for Value. A Guide to Value Based Strategic Management. Basil Blackwell. Oxford, 1989.
3. Stewart B. The Quest for Value: A Guide for Senior Manager. New York: Harper Collins, 1991.
4. Boston Consulting Group. Shareholder Value Metriks. Shareholder Value Management Series, Booklet. 1996. №2.
© Н.А. Щербакова, 2009