Научная статья на тему 'Управление стоимостью капитала и методы корпоративного контроля'

Управление стоимостью капитала и методы корпоративного контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление стоимостью капитала и методы корпоративного контроля»

лей и использовать полученные результаты для реализации «светофорного» принципа при построении диаграмм достижимости стратегических целей на менеджерской приборной панели.

Решая проблему задания начальных приоритетов ьго элемента ю/0-1 и ю^ -относительных приоритетов ьго элемента над >м элементом в системах стратегических целей и соответствующих им показателей, предлагается использовать RBF-сети [3] с радиальными базисными функциями, имеющими один промежуточный слой радиальных элементов.

Нормированные весовые значения такой нейронной сети можно рассматривать как результаты парных сравнений а^ значения ьго элемента на входе и каждого сравниваемого >го элемента на выходе сети или как ью строку в матрице

A =

по которой определяются начальные приоритеты ю/0) и затем после анализа всех показателей рассчитываются ю^ - относительные приоритеты i-го элемента над j-м элементом в системах стратегических целей.

Такой подход позволяет, не нарушая доказанные условия допустимости МАИ, получать более объективные исходные оценки, основанные на статистических данных.

Отслеживание значений показателей при осуществлении интеллектуальной поддержки стратегического управления с использованием системы BSC позволит также легко модифицировать как стратегические цели CbC2,...,CN, так и целевые значения показателей Pki,Pk2,.,Pknk для каждой цели Ck, причем только на основе новой статистической информации о значениях показателей и выводов о достижении какой-то конкретной стратегической цели и недостижимости ее вообще.

a

a

a

11

a

a

a

a

a

a

n,-1

n,.2

n.-n

kJ1k

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: Олимп-Бизнес, 2003.

2. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь, 1993.

3. Нейронные сети. STATISTICA Neural Networks: Пер. с англ. - М.: Горячая линия-Телеком, 2001.

4. Оссовский С. Нейронные сети для обработки информации / Пер. с польского И.Д. Ру-динского. - М.: Финансы и статистика, 2004.

В.В. Погорелов

УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ КАПИТАЛА И МЕТОДЫ КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия во многом определяется целенаправленным формированием его капитала. Основной це-

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

лью формирования капитала предприятия является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий эффективного его использования.

С учетом этой цели процесс формирования капитала предприятия строится на основе следующих принципов [2].

1. Учет перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия. Процесс формирования объема и структуры капитала подчинен задачам обеспечения его хозяйственной деятельности не только на начальной стадии функционирования предприятия, но и в ближайшей перспективе.

2. Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов предприятия. Общая потребность в капитале предприятия основывается на его потребности в оборотных и внеоборотных активах.

3. Обеспечение оптимальности структуры капитала с позиций эффективного его функционирования. Условия формирования высоких конечных результатов деятельности предприятия в значительной степени зависят от структуры используемого капитала.

Структура капитала представляет собой соотношение собственных и заемных финансовых средств, используемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности. Она влияет на коэффициент рентабельности активов и собственного капитала, определяет систему коэффициентов финансовой устойчивости и платежеспособности и, в конечном счете, формирует соотношение доходности и риска в процессе развития предприятия.

4. Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала из различных источников. Такая минимизация осуществляется в процессе управления стоимостью капитала [3].

5. Обеспечение высокоэффективного использования капитала в процессе его хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа обеспечивается путем максимизации показателя рентабельности собственного капитала при приемлемом для предприятия уровне финансового риска.

В системе управления формированием капитала предприятия важная роль принадлежит обоснованию схемы и выбору источников его финансирования (рис. 1).

Традиционно наиболее привлекательными считаются внешние бесплатные источники средств (IV квадрант), наименее привлекательными - внешние платные источники привлечения капитала (I квадрант). С точки зрения сроков и объемов привлечения наиболее доступными являются внутренние бесплатные источники (непросроченная кредиторская задолженность - III квадрант), наименее доступными - внешние бесплатные источники средств (IV квадрант).

Схема финансирования бизнеса определяет принципиальные подходы к формированию структуры капитала, конкретные методы привлечения, состав участников и кредиторов, уровень финансовой независимости и ряд других важных параметров создаваемого предприятия.

Согласно классической теории оптимальной структуры капитала в моделях корпоративного контроля, оптимальная структура капитала - это финансирование за счет собственных средств или периодических эмиссий обыкновенных голосующих акций и минимальное использование всех форм долговой нагрузки. Однако данная модель не отражает процессов перераспределения собственности внутри компании и влияния структуры капитала на это перераспределение [1].

I. Все виды займов у кредитных организаций и партнеров по бизнесу; > Кредиторская задолженность, по которой платят % и штрафы Платные II. Акционерный капитал > Займы у работников организации > Займы у собственников

Внешние > Субсидии > Дотации > Гранты > Целевое финансирование > Спонсорская помощь IV Внутренние Любая кредиторская задолженность, по которой не платятся штрафы, %, формируемая за счет внутренних источников III Бесплатные

Рис. 1. Ранжирование источников средств предприятия по уровню привлекательности и доступности

Более практичные модели предложены Харрисоном, Равива и Шульцом. В моделях этих авторов структура капитала корпорации оказывает косвенное влияние на исход поглощения (успех/неуспех), однако предлагает несколько отличный от уже известного нам механизм этого влияния.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рудык Н.Б. Структура капитала как метод защиты от враждебного поглощения / www. elitarium. га

2. Бланк И.А. Управление формированием капитала. - Киев: Ника-Центр, 2000. - 512 с.

3. Лимитовский М.А. Модель влияния структуры капитала на ценность компании, основанная на реалистических допущениях / Корпоративный финансовый менеджмент. 2006. № 1.

С.С. Кузьмин ДИАГНОСТИКА

ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В настоящее время отечественные предприятия функционируют в принципиально новой среде, требующей качественно нового подхода к организации управления хозяйственной деятельностью. Одним из основных критериев, обеспечивающих эффективное функционирование организаций, становится организационный потенциал, который бы им позволил выживать, расти и развиваться во внешней среде с любым уровнем нестабильности, выражающийся в наличии определенного уровня оперативности, гибкости и адаптивности организации [3].

Характеризуя институциональные преобразования в условиях современной экономики, следует отметить индивидуализацию поведения потребителей, высокую важность информационных ресурсов, малую предсказуемость изменения различных факторов внешней и внутренней среды, на которые предприятия должны реагировать, что требует создания более эффективных гибких и мобильных организационных структур управления [2].

Характеризуя процесс трансформации организационных структур на российских предприятиях, следует отметить следующие тенденции:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.