УДК 331.101.3
Малхасян А . И. студент 2 курса магистратуры направление «Экономика» Сочинский государственный университет
Россия, г.Сочи Малхасян А . Л. студент 2 курса магистратуры направление «Экономика» Сочинский государственный университет
Россия, г.Сочи
Гордеева Е. В., кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и менеджмента Сочинский государственный университет
Россия, г.Сочи
УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ БИЗНЕСА
Аннотация: Данная статья посвящена управлению стоимостью бизнеса. Управление стоимостью бизнеса - комплексный процесс. Его можно определить, с одной стороны, как последовательную реализацию принципов финансовой модели и построение на ее основе и с ее помощью всех решений менеджмента компаний - стратегических и оперативных, финансовых и нефинансовых. С другой стороны, управление стоимостью должно исходить из необходимости удовлетворения ожиданий всех "заинтересованных лиц".
Ключевые слова: стоимость бизнеса, стоимость предприятия, финансовая модель, менеджмент, деятельность компании.
Malkhasyan A. I. Student of the 2 course of magistracy direction «Economics» Sochi State University Russia, Sochi Malkhasyan A. L. Student of the 2 course of magistracy, direction «Economics» Sochi State University Russia, Sochi
Gordeeva E. V., Сandidate of Economic Sciences Associate Professor of the Department I of Economics and Management Sochi State University Russia, Sochi
BUSINESS COST MANAGEMENT
Annotation: This article is devoted to the management of business value. Business value management is a complex process. It can be defined, on the one hand, as a consistent implementation of the principles of the financial model and building mpn its Wbasis wand Jwith Wits whelp wall rnhe ^decisions rnof the lbompany's I management - strategic and operational, financial and non-financial. On the other hand, cost management should be based on the need to meet the expectations of all "stakeholders".
Keywords: business value, enterprise value, financial model, management, company activity.
Концепция "Управление стоимостью компаний" (Value based management / VBM) появилась в середине 1980-х в США. Суть ее в том, что все решения менеджмента компании должны оцениваться с точки зрения их влияния на ее рыночную стоимость. В первую очередь это делается в угоду инвесторам. Кроме ¡того, ¡собственникам компании полезно ¡знать, (сколько I стоит их бизнес, чтобы понять, продолжать ли им заниматься.
Подлинная стоимость компании определяется как совокупный поток I всех выгод, которые могут извлечь ее собственники. Эти выигрыши количественно ¡выражаются Цв виде (потоков свободных (денежных (средств (free cash flows / FCF), то есть потоков ликвидных ресурсов, которые остаются в компании после осуществления всех операций, необходимых для реализации ее стратегии в конкретном году.
Выделим пять слагаемых управления стоимостью:
1. Первое слагаемое - стратегическое планирование инвестиционной I стоимости ¡¡капитала (владельцев, ¡¡внедрение ¡¡стоимостного «мышления 1в стратегические ¡решения. Это предъявляет качественно новые требования к необходимой информации, к технологиям, которые должны помогать оценивать эффективность рыночной стратегии. В этом слагаемом соединяются два типа моделей компании. Нужно, во-первых, описать бизнес-модель: в частности, ¡выбрать качественные ¡параметры, характеризующие I привлекательные особенности ее стратегии и конкурентные преимущества, I то есть (дать (качественный (портрет (фундамента (создания (стоимости. Во-вторых, нужно ¡измерить движущие силы бизнеса и перевести их на язык I конкретных показателей - ведущих факторов стоимости, а значит, подобрать I конкретный вариант расчетного алгоритма и способ построения финансовой I модели.
2. Второе слагаемое - создание системы показателей оценки оперативной деятельности внутренних подразделений компании на разных I этажах управления, в которой будут учтены распределение ответственности, i масштабы II полномочий II менеджеров I разного Ц уровня Иорганизационно-управленческой ¡структуры. Такая (система (показателей, ¡¡отталкиваясь 1от базовых принципов, обрастает индивидуальными параметрами, характерными |как !для (отрасли, рак (и для ¡компании. С (помощью ¡новой I системы показателей ¡менеджеры ¡могут оценивать влияние тех ¡или ¡иных I оперативных решений, которые предполагается осуществлять внутри
данного (этажа (управления, Цна стоимость Цвсей (компании. Определяя Ц1и измеряя |их влияние, Цго есть [оценивая «наиболее "чувствительные [зоны I стоимости", команда менеджеров получает инструмент для обоснования выбора I! из имеющихся И альтернатив III и определения И приоритетов. Преимущество Цтакого ¡углубления (стоимостного (мышления - увязывание I профессиональных задач персонала компании с итоговым, интегрирующим I показателем стоимости. Однако это трудоемкий процесс, который требует I перестройки привычных процедур бизнес-планирования и изменения приемов бюджетирования.
3. Третье ¡слагаемое ¡управления стоимостью - мониторинг ¡ведущих I факторов ¡¡стоимости, [система "раннего ¡(предупреждения" негативных, I разрушительных процессов на разных ¡этажах ¡управления с точки зрения I критерия стоимости, выявление "разрушителей стоимости".
4. Освоение "стоимостного видения" должно ¡[материализоваться 1и в вознаграждении - это четвертое слагаемое. Формирование переменной части I оплаты, принципы определения ее величины, дополнительные поощрения -все эти механизмы подстраиваются под задачу выявления вклада менеджеров и других категорий персонала в "копилку стоимости компании". Это достигается разными средствами. Во-первых, через прямую привязку переменной части зарплаты к новым показателям, основанным на стоимости компании и используемым для ¡установления целевых заданий |на два-три I года. Так, например, происходит в немецкой компании Siemens, где с 1998 года 60% вознаграждения 500 высших управленцев привязано к показателю роста экономической прибыли, а для персонала юолее низких уровней - от 15% до 20% зарплаты. Второй способ - использование принципа накопления I доли бонусов и их выплаты при условии достижения целевых заданий по росту стоимости компании. Подобный принцип, к примеру, в американской Dow Chemical позволил резко повысить эффективность многих подразделений, размещенных по всему миру. Третий способ - выплата части I зарплаты в форме опциона на акции компании. Например, в Cadburry Schweppes именно в ходе внедрения УСК 20% персонала стали владельцами I акций. Опыт ¡компаний, вовлеченных в управление стоимостью, говорит о том, что у менеджеров высшего звена в среднем 50% их оплаты прямо зависит от показателей стоимости компании.
5. Пятое III слагаемое I управления II стоимостью - изменения I! в коммуникациях с заинтересованными сторонами компании, и прежде всего с ее инвесторами. Создание I новых I показателей Iоценки Ц деятельности I компании, использование новых аналитических моделей, применение новых I алгоритмов обоснования решений, новые критерии приоритетов в деятельности внутренних единиц компании - все это требует дополнительного информирования заинтересованных групп. Как показывает I опыт, успешным результатом [внедрения УСК является значительный рост I курсовой ¡стоимости Цих акций. Кроме итого, (аналитики, [отслеживающие I показатели этих компаний, отмечают, что одновременно возрастают и позитивные ожидания инвесторов относительно результатов [деятельности I
компании. Во всех этих случаях в компаниях применялись специальные программы коммуникаций с инвесторами, построенные на информации о ведущих факторах стоимости компании и о серии мер, направленных на ее рост или нейтрализацию возможных негативных|процессов.
Итак, нужно прервать инерцию традиционных аналитических подходов, глубоко укоренившихся в управлении еще во времена административного Цхозяйствования Щи до сих Iпор [доминирующих 11в российском ¡бизнесе. Это Цпервый |Шаг Цна пути Цк созданию ¡[стоимости 1и освоению современных управленческих концепций.
Использованные источники:
1. Галлямова, Т.Р. Налоговый контроль как один из факторов финансовой безопасности государства [Текст] / Т. Р. Галлямова // В сборнике: Профессия бухгалтера - важнейший инструмент эффективного управления сельскохозяйственным производством сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.П. Петрова. -2015. - с. 25-29.
2. Галлямова, Т.Р. Стандартизация и методические аспекты управленческого аудита в сельскохозяйственных организациях [Текст]: монография / Т. Р. Галлямова. - Башкир. гос. аграр. ун-т. Уфа, 2014. - 43 с.
3. Зарипова, Г.М. Финансово-кредитная поддержка предпринимательства [Текст] / Г.М..Зарипова // Наука,образование и инновации: международная научно-практическая конференция (28 декабря 2015г.) Ч 1.- с.111-114.
4. Зарипова, Г. М. Кредитная поддержка предпринимательства в России [Текст] / Г.М.Зарипова // Современное социально -гуманитарное знание в России и за рубежом: материалы третьей международной научно -практической конференции (28 октября 2013.) Том 3. -Пермь. -с.45
5. Щербаков, В.А Оценка стоимости предприятия (бизнеса) [Текст]: учебник / В.А.Щербаков, Н.А.Щербакова. - 4-е изд. - М.: Омега-Л, 2013. - 315 с..