Научная статья на тему 'Управление созданием инновационного знания в современной организации'

Управление созданием инновационного знания в современной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1019
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ОСОБЫЕ ЗНАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕНЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INNOVATIVE KNOWLEDGE / INFORMATION SOCIETY / INTELLECT / MANAGEMENT OF KNOWLEDGE / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INTENTION / INNOVATIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчаренко Георгий Васильевич, Ларкина Наталья Георгиевна

В статье рассматривается понимание значимости знаний в новой экономике для ее инновационного развития. Необходимость создания знаний, их обновления как ключевого ресурса инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT THE CREATION OF INNOVATIVE KNOWLEDGE IN THE MODERN ORGANIZATION

The article discusses the understanding of the importance of knowledge in the new economy to innovative development. The necessity of creating knowledge, updating them as a key resource of innovation economics.

Текст научной работы на тему «Управление созданием инновационного знания в современной организации»

УДК 334.02

УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАНИЕМ ИНН ОВАЦИОННОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: menedjment@uriu.ranepa.ru

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: menedjment@uriu.ranepa.ru

Аннотация

В статье рассматривается понимание значимости знаний в новой экономике для ее инновационного развития. Необходимость создания знаний, их обновления -как ключевого ресурса инновационной экономики.

Ключевые слова: новые особые знания, информационное общество, интеллект, управление знаниями, инновационное развитие, интенция, инновационная культура.

Циклическое развитие общества показывает, что успеха добивается тот, кто обладает инновационными знаниями.

В России становление новой экономики предопределяется профессиональным и образовательным уровнем работников и инновационной компетентностью руководителей, так как инновационные знания становятся важнейшим интеллектуальным ресурсом в деятельности современной организации, которым надо управлять, создавая ее новую ценность. Так, компания ООО «КЗ "Ростсельмаш"» с 2000 года все бизнес-процессы на всех уровнях управления компьютеризировала, создав инновационные знания в коллективе с применением новых информационных технологий и участие персонала в рационализаторской деятельности по системам «Пуск» и «Клиент», реализация которых показывает, что ключевым моментом инновационности знаний персонала представляется наличие в нем лидеров-энтузиастов, способных предлагать инновационные решения высокой степени радикальности на основе творческого подхода для реализации текущих и стратегических проблем организации с учетом создания системы мотивации каждого участника процесса.

В своих исследованиях зарубежные ученые Д. Куинн, Р. Рич и др. независимо друг от друга показали, что развитие общества вступает в новую экономику или новое общество, названное Друкером «информационное общество» (knowledge society) и отличающееся от предшествующих формаций тем, что основную роль в нем играет знание [1, с. 5].

Вышеупомянутые авторы едины в том, что будущее принадлежит людям, вооруженным знаниями. В обществе, основанном на информации, работник умственного труда (knowledge worker) представляет собой единственную и величайшую ценность. Так в своих исследованиях Куинн подчеркивает, что способность к управлению, называемая им интеллект, основанный на знаниях (knowledge-based intellect), в наш век быстро становится главным навыком руководителя. Одновре-

Овчаренко Георгий Васильевич

Ларкина

Наталья

Георгиевна

менно Рич утверждает, что единственное истинное конкурентное преимущество переходит на сторону тех, кто вооружен знаниями [2].

На практике в деятельности инновационной организации создание новых особых знаний - процесс циклический, нелинейный и непрерывный, определяющий не только появление новых идей у каждого сотрудника, но и умение руководителей постоянно обновлять знания, которые являются источниками конкурентоспособности организации в неоинформационном обществе - это и есть переход ее развития на инновационный уровень.

Наступает время гуманной идеологии для человека, что изменит в корне структуру знаний, так как рождается новационный аспект самоорганизации и самореализации личности в обществе, то есть рождается становление гражданских институтов на всех уровнях управления общественными делами - творческое саморазвитие людей (личностей) на основе применения инновационно-социальных технологий, так как гуманные ценности определяют принципы человека - внутреннее убеждение, то есть взгляд на жизнь - степень восприятия и познания окружающей среды, которая изменяет его поведение.

Как отмечает в своих исследованиях И. Нонака и др., что использование знаний на производстве, различными отделами в компании Matsushita была разработана «зонтичная» корпоративная концепция «электроника - людям», инициировавшая создание инновационной услуги, как телевизор «Gaoh» [3].

«Организация - создатель знания» - это абсолютно актуальный аспект в глобальной кризисной экономике, так как управление знанием в контексте выживания организации - это относительно новационный вектор для России. За рубежом по этой тематике регулярно, проводятся конференции, семинары, где консалтинговые фирмы предлагают уникальные решения по созданию инновационных знаний в компаниях.

Все сказанное актуализирует значение и необходимость создания управления интеллектуальным ресурсом для становления и формирования ноосферного общества, которое обеспечивает на новационном уровне развития принципы свободы личности, ее самореализации на основе свободы творчества. Это позволяет говорить о том, что общество готово к саморазвитию.

Как в развитых странах, так и в России предпринимались попытки увеличить эффективность деятельности организации: всеобщее качество; реинжиниринг процессов; улучшение оргструктур.

Однако отсутствовали практические исследования процессов создания в них инновационных знаний у персонала - источника конкурентоспособности организации. В связи с таким подходом руководителям организации на всех уровнях управления необходимо реализовывать «поиск» новых знаний из неявных знаний сотрудников, т.к. организация - живой организм, то есть осознавать, что знание подразумевает не только образы и символы, но и идеалы, духовные ценности и эмоции человека, так как эти элементы важны для его постижения.

Как отмечал в своих исследованиях А. Морита, что хорошо, если вы - Билл Гейтс, но не во всякой компании есть свой Билл Гейтс. Им нужно научиться понимать ценность того, что остается скрытым, невысказанным и неоднозначным [4] с учетом создания атмосферы взаимодоверия.

Руководители современных организаций считают, что новое собственное знание каждого работника не может быть создано без партнерского взаимодействия на всех уровнях управления и определяет процесс преобразования неявных знаний в явные при создании инновационных товаров и услуг, обеспечивает трансфер личных знаний персонала в знание организации, то есть создается интеллекту-

альный капитал организации в виде организационного знания, определяющий новую парадигму синергетичебского управления на основе цифровых информационных технологий. Тем не менее, в работах ученых существуют различия в исследовательских подходах к знанию в зависимости от придаваемого ему значения.

Так Маршалл, основоположник современной неоклассической экономики, одним из первых признал роль, знания в экономических процессах: «В значительной степени капитал состоит из знания и организации... Знание - один из самых мощных двигателей производства... организация помогает знанию» [5, с. 115].

Согласно воззрениям ведущих теоретиков в сфере менеджмента, производство продукции, услуг и информации основано на инновационных знаниях, а занимающиеся бизнесом организации различными способами эволюционируют в создателей инновационного знания.

Такое понимание значимости знания в управлении подтверждается в трудах русского социолога Бонч-Бруевича, что знания должны стать достоянием современных менеджеров, способных развивать в каждом работнике стремление к творчеству - чувство полета в будущее. Вместе с тем вызывает интерес мнение Ф. Хайека, что ...экономическая проблема общества состоит в использовании знания, которым никто в полном виде не обладает.

В современных условиях бизнес вступает в новый этап инновационной деятельности, когда источниками инновационного потенциала организации являются новые особые знания персонала и ключевые компетенции руководителей, т.е. происходит их диффузия на основе взаимовыгодного партнерства государства, науки, университетов, ангелов-инвесторов, общества и бизнеса при поддержке государства, определяющего создание новационных бизнес-моделей с вектором управления интеллектуальной собственностью, обеспечивающего создание новых источников идей.

Инновационная философия логики управления инновационными знаниями предопределяет формирование инновационной культуры и создание гуманных технологий, что обосновывает значимость этики и эстетики на основе нравственности с учетом «спирали знаний», в которой взаимодействуют творцы новационных знаний, обновляющие ценности организации для развития неообщества [6].

Становление инновационной экономики в России - экономики знаний, предопределяет переход к неоинформационному обществу, определяющему формирование особой общественной формации - инновационного общества, в котором человек - носитель уникальных инновационных знаний и гуманных ценностей.

На практике топ-менеджеры ООО «КЗ "Ростсельмаш"» через два года проводят обновление бизнеса на основе инновационных своих особых знаний персонала и анализа конъюнктуры спроса, определяют, что не хватает: новых ценностей, нового вида товара, что требует опережающего создания новационных знаний: какие, когда нужны, чтобы определить какой бизнес создавать в будущем [6].

Одновременно руководители компании, определяя инновационно-социальную направленность деятельности создают гуманные условия для формирования социально-духовной психологии человека - нового понимания своей роли в обществе - роли творческого субъекта инновационной деятельности, что позволит сохранить духовное единство и равновесие в коллективе.

Как показывает мировой опыт, решение инновационно-стратегических задач в новой экономике - это инновационное развитие, которое определяет инвестиционные вложения именно в гуманный капитал, т.е. в человека для формирования

новой модели поведения, которая осознавалась и разделялась всеми участниками процесса создания инновационного продукта-услуги для конкретных потребителей.

Процесс логистики инновационных изменений определяет поиск закономерностей и выявление специфики формирования инновационной модели социально-экономических отношений в рамках новейшей модели цивилизованного развития России.

Президент РФ В.В. Путин в качестве ключевых черт «завтрашней» системы государственного управления указал на самостоятельность, смелые и неординарные решения, поддержку инициативы в регионах и инноваций на основе применения информационных технологий и развития космической инфраструктуры, отмечая, что реализация этих задач в регионах относится к общефедеральной «зоне ответственности» [7].

Охарактеризованный выше концептуальный подход позволяет в ходе его реализации обосновать, что сложившиеся в стране экономическая ситуация требует теоретического отражения перехода приоритетов системы факторов инновационной динамики от звена «(научно-технические разработки» к «<трансакционно-му» звену: на макроэкономическом уровне - в виде инновационного маркетинга, на микроэкономическом - в виде управления инновационными знаниями» [6].

С одной стороны, в современных условиях инновационное развитие становится новой парадигмой социально-экономического вектора - переход к качественно новой конкурентоспособной экономике, чтобы достичь внедрения инновационных подходов во всех отраслях хозяйства и стать интеллектуально-технологическим лидером. С другой стороны, прогнозирование и оценка будущего спроса на современном рынке предопределяют, какие научные кадры будут нужны в инновационной системе будущего. Исходя из этого нужно создавать новационные инструменты создания кадров для инновационной экономики страны.

Глобализация кризисной экономики предопределяет осуществление инновационных преобразований, которые превращаются в постоянный и доминантный экономический процесс общесистемного характера. Поэтому экстремально-кризисная ситуация, сложившаяся в микро- и макроэкономике России должна стать импульсом, вынуждающим к макроинновационному прорыву [7].

Реализация инновационного замысла становления новой экономики на основе инновационного прогноза - научно обоснованное осознание будущего состояния новой экономики сейчас, определяется сроком реализации новационной модели развития РФ с учетом внесения корректировок в кризисной ситуации на основе создания и реализации инновационных ресурсов в виде:

- неоинформации инновационного маркетинга;

- собственных прорывных технологий;

- инновационных знаний персонала;

- ключевых компетенций руководителей;

- интеллектуальной собственности в форме нематериальных знаний;

- наличия инновационной инфраструктуры;

- гуманно-экологической направленности деятельности;

- инновационной культуры на всех уровнях управления;

- моральной личной ответственности руководителей перед коллективом за результат.

Однако глобализация экономики определяет новационную методологию нового познания и управления «открытыми инновациями», определяя высшую ценность знаний за которые идет борьба, так как особенность критической ситуации сейчас состоит в возрастающем противоречии социального заказа на знания и его

реализацию в плане будущего развития общества на научной разработке теории социо-инновационного развития с целью приоритетности социальных механизмов при инновационном развитии новой экономики - экономики инновационных знаний с учетом создания региональных инновационных систем [8].

Анализ современного бизнеса показывает, что современный этап интенсификации производства осуществляется в условиях ожесточения инновационной конкуренции - значимости неценовых факторов, при этом страны и корпорации стремятся к инновационному превосходству на основе интеграции государства, науки, производства и общества. Это характеризует инновационное развитие, как возможность альтернативного применения одной и той же инновации в различных отраслях с получением синерго-экономического эффекта.

В связи с этим становление новой экономики в России предопределяет инновационную активность организаций для целенаправленного перехода социально-экологических процессов в инновационно-гуманные на основе возрастающей роли инновационно-интеллектуально-информационных аспектов при создании неообщества.

С одной стороны, нужно формировать инновационную миссию, новые ценности, традиции для работников, с другой стороны, необходимо создавать новую философию деятельности инновационных организаций во всех отраслях промышленности, определяющую общность интересов в экономическо-инновационном развитии всех регионов с учетом их специфики на основе самоуправления при взаимовыгодном партнерстве.

Так, Г. Форд в своей книге писал: «Жизнь это путешествие, надо все время бодрствовать; если человек начинает думать, значит, нашел свой метод .надо разобраться в себе [9].

Как не парадоксально, но архи-актуально то, что сказал во вступительном слове на совместном заседании Совета безопасности и президиума Государственного совета Президент России В.В. Путин, что страна накопила колоссальный научный потенциал, имеет подготовленные кадры и перспективные заделы практически по всему спектру современных технологий. Но этим естественным конкурентным преимуществом, которое создавалось несколькими поколениями ученых и конструкторов, мы еще эффективно пользоваться не умеем.

Ключевая проблема в том, что научные открытия и изобретения у нас так и не становятся работающим капиталом, они не вызывают делового интереса у инвесторов, не приносят значимого дохода их авторам. Необходимо сформировать принципиально новые отношения науки, бизнеса и государства, отношения, в которых разделение ответственности и рисков происходит на всех этапах инновационного процесса.

Такая ситуация находит отражение в высказывании директора компании «Маккинси» Эберхарда фон Ленайзена, что на практике западные менеджеры работают столько, сколько положено, а русские столько, сколько надо с архитворчеством души, то есть «многие менеджеры мыслят гораздо более позитивно, чем западные менеджеры, которые очень часто стремятся избежать каких-то радикальных преобразований. Меня восхищает эта способность русских находить конструктивные решения, несмотря на весть негатив привносимый извне, то есть русские руководители обладают мощной целеустремленной креативностью в деятельности с учетом жесткой среды, повторяющихся кризисов и нехватки психологических знаний, находят человеческий подход к работникам подтверждая гуманный русский тип культуры.

Предложенный алгоритм позволяет на практике идентификации знаний определить не только их значимость в инновационной деятельности организации, но и правдивость информации с ее использованием, которая становится источником создания новых ценностей и инновационных знаний, а руководители организации должны эффективно ими управлять и интегрировать, создавая инновационные товары-услуги, удовлетворяя изменяющиеся потребности общества.

Успешный бизнес компании ООО «КЗ "Ростсельмаш"» - обновление модели комбайна через два года - убедительный пример необходимости не только управления знаниями, но и постоянное их обновление в своем инновационном центре, которое повышает производительность труда и создает вектор их генерирования и диффузии, определяющие новую цепочку ценностей.

Фактически происходит становление новационной модели управления инновационными знаниями персонала с применением инномотивации и наличия универсального социального пакета, что определяет применение новых методов подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современного бизнеса, реализующих свое творчество в инновационной деятельности. В сознании участников такой деятельности происходят интеллектуальные изменения, способствующие созданию новационных плоских структур и принципов управления процесс-инновациями в неоинформационном обществе, которое характеризуется мгновенными изменениями технологий и знаний, применение которых способствует инновационной восприимчивости бизнеса и регионов.

На практике в психологическом аспекте основной проблемой управления знаниями является неуверенность работника потерять работу, статус, авторитет, устранение которой определяется созданием топ-менеджерами системы знаний организации, определяющая вектор: генерация, поиск новых знаний, сигнальная информация, инновационные знания, аудит знаний, идентификация, реинжиниринг знаний и их диффузия, что позволит творцам новационных знаний создать нова-ционный алгоритм развития организации на инновационном уровне.

В стратегическом аспекте создание знаний и их управление - способность организации к восприимчивости инновационных изменений с высокой эффектино-стью внедрения новшеств в производстве при кризисной ситуации.

В практическом аспекте - умение руководителей организации управлять эмоциями работников.

Так академик П.К. Анохин в своих исследованиях отмечал, что эмоциональная основа для любых действий человека ... является самым существенным «топливом», то есть эмоциональность в жизни: природа, песни, книги, музыка, кино должна присутствовать в деятельности человека, так как психические процессы характеризуются аспектами: ум, воля и чувство, которыми надо управлять.

С точки зрения интеграции науки, образования и производства в долгосрочной перспективе, то инновационные знания в науке управления - источник движущей силы развития, так как практика первична - глобальный критерий истинности знаний.

Однако, на практике нет единой теории создания и управления знаниями из-за:

- их многоаспектности;

- эволюции управленческих знаний;

- смены технологических укладов;

- циклического развития экономики;

- создания уникальных информационных технологий.

Очень важно научное осмысление значимости инновационных знаний. Как утверждает И. Кант, в каждой области знания столько, сколько в ней математики,

которой принадлежит первенство в осуществлении перехода к научному познанию мира - созданию инновационных знаний, то есть создается новый подход -создание технологий искусственного интеллекта на основе нейроинформатики.

Фактически любые изменения в деятельности организации - это создание инновационных знаний с учетом жизненного цикла инновационного товара-услуги, а также: неопределенности среды; корректировки стратегии; глобализации экономики; изменения информации.

Так как значимость инновационных знаний становится ключевым фактором эффективности организации, которую нужно достичь только при гибком распространении информации во всех подразделениях, что позволит создавать «критические знания», которые будут определять совершенствование инновационной культуры, способствующей не только к созданию новой системы знаний, но и переходу неявных знаний сотрудников в явные, увеличивая ценности организации в новых процесс-инновациях.

В деятельности компаний-лидеров создание знаний и управление ими - это непрерывный процесс их обновления и источник конкурентных преимуществ, определяющий совершенствование методов эффективности всех уровней управления в организации.

Такое понимание аспекта создания инновационных знаний и их использование позволяет осуществить инновационное развитие организации с применением интеллекта каждого работника, возрождая новаторство и инновационную восприимчивость коллектива.

Как отмечает Т. Стюарт «главное сохранить знания, чтобы они стали собственностью компании..., не уходящие домой после рабочего дня» [10, с. 317].

Инновационные знания в современном неообществе определяют не только конкурентоспособность организации, но и являются одновременно ключевым ресурсом инновационного развития страны. Именно применение информационно-интеллектуальных ресурсов определяет уникальную конкурентоспособность и выживание в кризисной экономике.

Необходимо отметить, что огромную роль в развитие и исследование аспектов создания и управления интеллектуальными ресурсами внесли отечественные ученые Н.К. Моисеев, В.Т. Зинов, а также психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др., разработав теорию интеллектуальной деятельности, которая служит основой для понимания роли инновационных знаний в экономической деятельности современных организаций [11].

Умение руководителей организации постоянно совершенствовать управление знаниями - это вектор создания гибких и уникальных систем создания инновационных знаний в коллективе, способствующих его восприимчивости к изменениям - становлению неформальной культуры.

Еще Ф. М. Достоевский показал, что высший долг и призвание позволяют человеку создать новую социальную модель поведения, которая становится источником обновления.

В современных условиях в сознании личности должны утвердиться общечеловеческие гуманистические ценности, а инновационные знания - источник новаторского творчества.

В практическом аспекте концепция творческо-партнерских отношений в коллективе представляется в виде гуманизации труда, а руководители организации бережно относится к персоналу, понимая, что каждый работник - это ценность и успех в инновационной деятельности организации.

Литература

1. Друкер П. Посткапиталистическое общество. 1993.

2. Reich R. The Work of Nation / R. Reich. - New York: Alfred A. Knopf, 1991.

3. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 384 с.

4. Морита А. Сделано в Японии. История фирмы «Сони». М.: Прогресс. Универс, 1993. 414 с.

5. Marshall A. Principles of Economics. London: Macmillan, 1965.

6. Овчаренко Г.В., Ларкина Н.Г. Инновационное управление изменениями в современной организации: Уч. пос. для вузов. - Ростов н/Д: ЮРИУ РАНХиГС, 2014. 396 с.

7. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://archive.kremlin.ru/text/ appears/2008/02/159528

8. СпартакА.Н. К новой парадигме экономического роста // «БИКИ». № 65 и №66, 2009.

9. Друкер П. Энциклопедия менеджмента / пер. с англ. - М.: Издательский дом «Виль-ямс», 2004.

10. Форд Г., Файоль А., Эмерсон Г. Управление - это наука и искусство. - М.: Изд-во «Республика», 1992.

11. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации. -М., 2007.

12. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002.

Ovcharenko Georgy Vasilyevich, Doctor of Economic Science, Professor, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: menedjment@uriu.ranepa.ru

Larkina Nataliya Georgievna, Candidate of Economic Science, associate Professor, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation).

E-mail: menedjment@uriu.ranepa.ru

MANAGEMENT THE CREATION OF INNOVATIVE KNOWLEDGE IN THE MODERN ORGANIZATION Abstract

The article discusses the understanding of the importance of knowledge in the new economy to innovative development. The necessity of creating knowledge, updating them as a key resource of innovation economics.

Keywords: innovative knowledge, information society, intellect, management of knowledge, innovative development, intention, innovative culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.