Таким образом, проведенное экспериментальное исследование методов кластеризации не позволило выявить только один наилучший метод. Примерно равными характеристиками, но лучшими по сравнению с решениями остальных методов, обладают две разновидности итерационного метода ^-средних с автоматическим подбором начального разбиения по максимуму межгруппового расстояния и определением центров групп начального разбиения вручную, по дендрограмме. Следовательно, после определения примерных центров кластеров по дендрограмме метода Уорда с обратным коэффициентом корреляции в качестве меры сходства, указанные разновидности метода ^-средних в данном исследовании следует использовать совместно. Окончательное решение можно будет принять только в результате анализа устойчивости кластеризации по имеющимся статистическим данным за четыре года и содержательного анализа кластеров каждой из групп городов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. - М.: ФиС, 2001.
2. Олдендерфер М.С., Блэшфилд Р.К. Кластерный анализ // Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. - М.: Финансы и статистика, 1988.
3. Регионы России: социально-экономическое положение городов. 2004: Стат. сб. - М.: Росстат, 2004.
Казанская Алина Юрьевна
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге E-mail: [email protected]
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, тел. 371-742, моб. 8-904-506-55-47 Доцент.
Компаниец Виталий Сергеевич
E-mail: [email protected] Доцент.
Kazanskaya Alina Yur’evna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»
E-mail: [email protected]
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia, phone 371-742, cell 8-904-506-55-47 Associate professor.
Kompaniets Vitaliy Sergeevich E-mail: e-mail: [email protected] Associate professor.
УДК 658.012.2
А.Ю. Павлов
УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ИННОВАЦИОННЫМИ И СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ1
Рассматриваются особенности процесса управления современными инновационными и социально-ориентированными инвестиционными проектами. Дает-
1 Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант № 09-02-00446в/И)
ся подробная классификация проектов данного направления, а также наглядно представляется пространство управления проектом.
Социально-ориентированный инвестиционный проект, инновационный проект, пространство процессов управления.
A.Y. Pavlov
MANAGEMENT OF MODERN INNOVATION AND SOCIAL-ORIENTED INVESTMENT PROJECT AND THEIR CLASSIFICATION
Features ofprocess of the management of modern innovation and social-oriented investment project are considered. The detailed classification of this type of projects is given, and also the space of project management is represented.
Social-oriented investment project, innovation project, space of management processes.
В современных условиях существования России одной из главных задач является переход на инновационный социально-ориентированный путь развития страны. Решение этой задачи предполагает увеличение инвестиций в проекты данного направления, а также эффективное управление такими проектами. Но если вложение средств в инновационные разработки и само понятие инновационного проекта уже определено достаточно четко, то социально-ориентированный инвестиционный проект часто понимают просто как часть осуществления социальных инвестиций, тем более не рассматривая возможные направления.
На основе рассмотрения и анализа существующих теорий инвестирования и практических разработок, уточним понятия социально-ориентированных инвестиций и социально-ориентированного инвестиционного проекта.
Социально-ориентированные инвестиции - это вложения финансовых, материальных, технологических, управленческих и других ресурсов внутри предприятия или в окружающей его среде, направленные на создание, прирост и поддержание социального потенциала предприятия и общества, основной целью которых является достижение определенного социального и экономического эффекта.
В результате сформулированного определения можно дать понятие социально-ориентированного инвестиционного проекта как комплексного плана мероприятий, который предусматривает вложение различных ресурсов, направлен на достижение определенного внутреннего и внешнего социально-экономического эффекта и осуществляется в определенные сроки. В данном уточнении сохраняется общий современный контекст, когда инвестиционный проект характеризуется наличием четко сформулированной цели и явно заданными ограничениями средств к ее достижению, среди которых следует выделить ограниченность времени и других ресурсов на реализацию проекта. В то же время инвестиционный проект рассматривается с точки зрения его социальной составляющей.
При рассмотрении управления социально-ориентированными инвестициями следует отметить, что оно имеет сложную субъектно-объектную организацию. Инвестиционный социально-ориентированный проект как объект управления ха-растеризуется специфическими чертами:
1) расходы не соразмерены с доходами по величине и форме проявления;
2) период от начала вложений до момента получения выгод отличается большей длительностью по сравнению с вложениями в физические или финансовые активы;
3) социальные инвестиционные проекты отличаются высокой чувствительностью ко времени, в каждом социальном инвестиционном проекте существует
временной интервал, на котором вложения обеспечивают наивысшую отдачу от проекта;
Таблица 1
Основные направления социально-ориентированных инвестиционных проектов
Основные направления Содержание
1. Инвестиции в объекты социальной среды 1.1 - инвестиции в объекты социальной инфраструктуры и ЖКХ, 1.2 - поддержка образования (государственного и частного) всех ступеней, 1.3 - развитие здравоохранения, 1.4 - поддержка спорта, 1.5 - развитие культурного и рекреационного потенциала города, 1.6 - поддержание экологического баланса, 1.7 - программы помощи незащищенным слоям населения, 1.8 - поддержка детей и молодежи, 1.9 - благотворительность (в т.ч. детские дома, религиозные организации, адресная помощь и т.п.), 1.10 - социальное партнерство (также заключение различных контрактов со скидкой для конечного потребителя), 1.11 - поддержка общественных организаций, ориентированных на развитие правовой системы, 1.12 - реализация социально-ориентированных инвестиционных проектов и программ совместно с другими предприятиями
2. Производственные инвестиции социальной направлен-ности 2.1 - повышение эффективности производства и предоставления социальных товаров и услуг, 2.2 - увеличение объема социальных товаров и услуг на душу населения, 2.3 - безопасность и охрана труда, улучшение условий труда
3. Инвестиции в инновации и ноосферу 3.1 - разработка, приобретение и внедрение новых социальных технологий, продуктов или услуг, 3.2 - участие в разработках независимых инновационных фондов
4. Инвестиции в человеческий капитал 4.1 - повышение трудового потенциала работника, 4.2 - взаимодействие с учебными заведениями, 4.3 - организация здравоохранения и отдыха, 4.4 - развитие корпоративной культуры, 4.5 - молодежные программы, 4.6 - поддержка ветеранов и пенсионеров, 4.7 - улучшение жилищных условий
4) социальные инвестиционные проекты обладают свойством усиления эффектов; при инвестировании происходит интерференция созидательных и стабилизирующих вложений, при получении доходов - «наложение» внутренних и внешних эффектов.
Главным социальным инвестором выступает государство, которому принадлежит приоритетная роль в управлении социальными инвестиционными проектами; соинвесторами социальных проектов могут быть субъекты федерации, муниципальные образования, коммерческие организации, учреждения социальной
сферы, внебюджетные фонды, социально-ответственные фонды, домохозяйства, иностранные инвесторы. Соинвесторы осуществляют управление социальными инвестиционными проектами на микро- и мезоуровне их реализации; повышение эффективности управления социальными инвестициями достигается за счет многообразия форм государственно-частного партнерства в финансировании социальных проектов, реализуемого в рамках целевых программ.
Когда предприятие собирается осуществлять какой-либо инвестиционный проект, то в большинстве своем он будет содержать инновационно-социальный аспект. Чтобы более наглядно это показать и в дальнейшем эффективно оценить вложения, а также сделать управление проектом более качественным, предлагается следующая классификация направлений социально-ориентированных инвестиционных проектов.
Данная классификация была составлена на основе нормативных документов, анализа международных стандартов социальной отчетности, современных научных исследований различных организаций, а также с учетом приоритетов государства и бизнеса.
Также данные направления можно разделить на две группы - внутренние инвестиционные проекты и внешние. Соответственно к внутренним относятся проекты, которые непосредственно влияют на развитие и состояние предприятия, его работников, к внешним - инвестиции во внешнюю среду (инвестиции первого направления). По сути, инвестиции всех остальных направлений также являются частично внешними с той точки зрения, что влияют на развитие социальной среды того города (региона), где находится предприятие.
Следует отметить, что осуществление внешних социально-ориентированных инвестиционных проектов в большинстве своем не несет прямой материальной выгоды, а воздействует опосредованно и это может проявляться через:
• налаживание коммуникаций с органами власти и местной общественностью;
• конкурентные преимущества и капитализацию стоимости компании;
• формирование доверия потребителей и укрепление репутации компании как социально ответственного предприятия;
• продвижение бренда компании и т.д.
Безусловно, предприятие вряд ли сможет реализовывать все проекты, предложенные в рамках выделенных направлений. Но это в большинстве случаев и не требуется. Количество и состав проектов выстраивается в соответствии со стратегическими и тактическими целями и задачами компании, а также с учетом важности того или иного мероприятия для города или региона.
При управлении проектами, которые содержат инновационную и социальную составляющие, следует учитывать требования современных стандартов и при этом быстро реагировать на изменения, происходящие внутри и вне предприятия. Так, при управлении надо учитывать специализацию, т.е. включение в стандарт предприятия и осуществления проекта те положения, которые имеют отношение к проектной деятельности именно на этом предприятии и в привязке к реалиям этого предприятия. Проекты компании могут относиться к различным профессиональным областям деятельности (юридическая, финансовая, ИТ, строительная, маркетинговая и т.д.), иметь различную сложность с точки зрения решаемых задач, различный масштаб с точки зрения привлекаемых ресурсов и предполагаемого результата. Могут выделяться некоторые категории проектов, специфические с точки зрения конкретных отраслей.
Организационные структуры и персонал проекта также являются предметом специализации. В стандарте предприятия могут не только фиксироваться стандарт-
ные проектные роли (руководитель проекта, администратор, менеджер по качеству, и т.д.), но и определяться структура и принципы формирования органов управления проектами. Для всех постоянных (определенных штатной структурой) подразделений, тем или иным образом связанных с исполнением проектов, должны быть определены принципы их участия в проектах - виды выполняемых работ, порядок выделения и отзыва персонала, формы и размеры получаемого вознаграждения.
Рис. 1. Пространство процессов управления
Для руководства этих подразделений должны быть определены их права и обязанности по отношению к организационным структурам проекта. Для сотрудников, привлекаемых в проект, должны быть определены правила, регламентирующие их работу в проекте, в том числе, регулирующие вопросы двойного подчинения и материального стимулирования.
Предметом специализации, безусловно, являются и процессы управления проектами. Общее множество возможных процессов представим в виде трехмерного пространства, изображенного на рис. 1. По осям координат отложены те измерения, которые упоминаются в рамочных стандартах, могут быть предложены и другие, например уровни управления, календарные периоды. Каждая точка этого пространства представляет собой элементарный процесс управления. Например, «планирование времени на стадии внедрения системы». Выбранные элементарные процессы образуют процедуры управления проектами, которые могут быть построены по «осевому» принципу (здесь имеются в виду абсцисса, ордината и аппликата, обозначенные на рис. 1).
Таким образом, мы получаем наглядное представление процесса управления проектом по всем стадиям его реализации с учетом необходимых факторов.
В заключение следует отметить, что каждое предприятие может и должно осуществлять реализацию инновационных и социально-ориентированных инвестиционных проектов, тем более что это дает весьма определенные преимущества и помогает стать на инновационный путь развития и получить новые перспективы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Товб А.С., Ципес Г.Л. Заметки по управлению проектами. Стандарт управления проектами уровня предприятия // Директор информационной службы. - №№ 1-6, 2007 и №№ 1-6, 2008.
2. Доклад о социальных инвестициях в России - 2008 / Под общ. ред. Ю.Е. Благова, С.Е. Литовченко, Е.А. Ивановой. - М.: Ассоциация менеджеров, 2008.
3. Хокшанова Е.П., Федосова Р.Н. Требования к социально-ориентированной инвестиционной стратегии региона // Электронный научный журнал «Экономика региона». - 2006. - №6 // http://journaLvlsu.m/index.php?id=460.
4. Национальный доклад «Бизнес и общественное развитие России: проблемы и перспективы» // Под общей ред. С.Е. Литовченко. - М: Ассоциация менеджеров, 2006.
5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (2 редакция, испр. и доп.) утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477.
6. Основные стандарты международной социальной отчетности: стандарт социальной отчетности компаний АА1000 AS - http://www.accountability.org.uk; руководство, разработанное Глобальной инициативой по отчетности Global Reporting Initiative, GRI -http://www.globalreporting.org; стандарты Саншайн по предоставлению корпоративных отчетов для заинтересованных сторон - http://www.stakeholderalliance.org; социальная ответственность 8000 - The Social Accountability 8000 - http://www.sa-intl.org. (дата обращения 11.02.2009).
Павлов Артём Юрьевич
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге Е-mail: [email protected]
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, тел. 371-742 Ассистент.
Pavlov Artem Yur'evich
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»
Е-mail: e-mail: [email protected]
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia, phone: 371-742 Assistant.
УДК 314.18:33
Т.Т. Синельников
ДОЛГОСРОЧНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРИОРИТЕТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В настоящей статье производится укрупненное сопоставление экономического и социального развития Российской Федерации с использованием отечественных и международных статистических баз данных, а также выявление необходимости и перспектив развития отдельных секторов социальной инфраструктуры.
Экономическое развитие; человеческий капитал; социальная инфраструктура; здравоохранение.