Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 2 (34). С. 198-208.
УДК 339.9
Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(2).198-208
С. В. Дегтярева, Т. О. Дегтярёва
УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИЕЙ ГЕРМАНИИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО ТУРИЗМА
Предпринята попытка проанализировать особенности управления туристской индустрией Германии в рамках трактовки концепции устойчивого туризма, представленной разработчиками Национальной стратегии туризма Германии. Изучение позитивного опыта этого управления актуально в условиях преодоления последствий современной пандемии. Цель статьи - обобщение накопленного позитивного опыта Германии по управлению туристской индустрией за последние годы. На основе проведённого анализа официальных документов Германии сформировано авторское представление о существующей системе управления туристской индустрией Германии в рамках концепции устойчивого туризма до 2019 г. Управление элементами устойчивого туризма в этой системе осуществляется «сверху вниз» - от Федерального министерства экономики и энергетики (федеральный уровень) через Национальный совет по туризму и Федеральную ассоциацию туриндустрии (региональный уровень) к субъектам местного самоуправления федеральных земель - маркетинговым отделам, местным туристическим сообществам (муниципальный уровень). Обобщён опыт самоуправления дестинациями - как дестинациями устойчивого туризма - по каждой из 16 федеральных земель.
Ключевые слова: управление туристской индустрией; концепция устойчивого туризма; дести-нация; виды и направления туризма; Национальная стратегия туризма Германии; Национальный совет по туризму Германии; Федеральная ассоциация туриндустрии Германии.
1. Введение
Современная туристская индустрия -одна из ведущих и самых быстрорастущих сфер мировой экономики. Как отмечается в Экономическом отчёте Всемирного совета путешествий и туризма (WTTC), «в 2019 году (т. е. до пандемии С0УГО-19. - С. Д.,
Т. Д.) глобальная индустрия туризма обеспечивала (прямо и косвенно) 334 млн рабочих мест, что эквивалентно 10,3 % от общего уровня занятости, то есть одному из 10 рабочих мест в мире» . Мультипликационный эффект туристской индустрии выражается в том, что в 2014-2019 гг. каждое четвёртое новое рабочее место было создано в сфере путешествий и туризма.
Туристская индустрия стала одной из самых пострадавших сфер мировой экономики вследствие пандемии С0УГО-19. Вклад этой индустрии в мировую экономику в 2019 г. составил 10,4 %, или 9,2 трлн долл. США, а во время пандемии С0УГО-19, в 2020 г., эта сфера потеряла почти 4,5 трлн долл. США, т. е. её вклад в мировую экономику снизился
до 5,5 %. Это сокращение составило 49,1 % по сравнению с 2019 г. при общем падении ВВП мировой экономики на 3,7 % . В целом международный туризм за первые 10 месяцев 2020 г. вернулся к уровню 1990 г. 2020-й год стал худшим в истории туризма, как следует из данных Всемирной туристической организации ООН (далее - ЮНВТО)3.
На внеочередной встрече министров туризма стран Группы двадцати 24 апреля 2020 г. было принято заявление по С0УГО-19, в котором сделан акцент на необходимость обмена опытом и передовой практикой в индустрии туризма, координации действий правительств по поддержке восстановления этой индустрии после пандемии4.
В этой связи становится актуальным рассмотрение накопленного позитивного опыта Германии по управлению туристской индустрией, что и является целью настоящего исследования.
Объектом исследования в настоящей статье является устойчивый туризм, предметом исследования - особенности управления
современной туристской индустрией Германии на основе концепции устойчивого туризма.
В ходе исследования авторами применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, логический метод, исторический метод, количественный и качественный анализ, сравнительный анализ и метод обобщения. В ходе работы над статьёй использованы официальные документы Германии, аналитические материалы, туристические прогнозы, программы и открытые ресурсы сети «Интернет».
2. Концепция устойчивого туризма в официальных документах и в научных исследованиях
Концепция устойчивого туризма формировалось с конца 1980-х гг. Так, «Хартия туризма» (принята ЮНВТО в 1985 г.) в ст. VI закрепила положение «о свободном доступе местного населения в местах временного пребывания к своим собственным туристским ресурсам и его бережном отношении к окружающей природной и культурной среде. Со стороны же туристов на этой территории население ожидает понимания и уважения их обычаев, религий и прочих сторон их культуры, которые являются частью наследия человечества»5.
В 1995 г. ЮНВТО и WTTC была принята Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry, представившая устойчивый туризм в единстве экономических, экологических и социальных его составляющих6.
Понимание устойчивого развития и устойчивого туризма закреплено в положениях ООН7 и Европейской комиссии. Последняя, в частности, в 2019 г. представила European Green Deal - программу устойчивости развития экономики ЕС до 2050 г.8
В отечественной и зарубежной научной среде понимание устойчивого туризма, его места в современной социально-экономической системе складывалось постепенно. Авторы не ставят перед собой цель дать подробный обзор точек зрения в исследовании устойчивого туризма, а ссылаются на подробный обзор подходов по этому вопросу, сделанный С. В. Илькевичем. Он рассматривает эволюцию взглядов исследователей в понимании устойчивого туризма и отмечает, что «первоначально в фокусе исследо-
ваний находились этические проблемы, вопросы просвещения и возможные альтернативы массовому туризму. Постепенно они уступили место вопросам менеджмента устойчивого туризма» [1, с. 134]. «Понятие "устойчивый туризм" можно считать сравнительно устоявшимся и узнаваемым общим термином, применимым для общей парадигмы, связанной с управлением всеми экономическими, социокультурными и экосистем-ными эффектами и последствиями развития туризма» [1, с. 132]. Такое понимание роли и содержания устойчивого туризма близко авторам настоящей статьи.
Влияние устойчивого туризма на экономику стран в условиях пандемии COVID-19 оценили С. Гёсслинг, Д. Скотт и М. Холл [2].
3. Концепция устойчивого туризма в национальной стратегии туризма Германии
Германия приняла стратегию устойчивого развития в 2002 г. и координировала её с аналогичной стратегией на уровне Европейского Союза.
В феврале 2019 г. принята «Национальная промышленная стратегия 2030. Стратегические положения для германской и европейской промышленной политики» (далее -Стратегия 2030). В ней уделяется внимание устойчивому развитию экономики и устойчивому туризму Германии. Согласно Стратегии 2030, «устойчивый туризм включает в себя три измерения: экономику, общество, окружающую среду, а также правильное взаимодействие между всеми тремя перечисленными измерениями»9.
На основании Стратегии 2030 в апреле 2019 г. Федеральным правительством Германии принята Национальная стратегия туризма Германии. Уполномоченный Федерального правительства по туризму Томас Барейс (Thomas BareiB) отмечает, что «Национальная стратегия туризма преследует три главные стратегические цели. Во-первых, мы хотим увеличить добавленную стоимость на внутреннем уровне. Во-вторых, мы хотим улучшить качество жизни всех, кто живёт в Германии. В-третьих, мы хотим поддерживать международную стабильность через туризм. Наша цель - оказать положительное влияние на рост, занятость и инновационные технологии в туризме»10. Отмечается, что
«туризм будет оставаться жизнеспособным, если сможет найти правильный баланс между экономикой, окружающей средой и социальной ответственностью» .
Рассмотрим подробнее, что означает каждое из измерений устойчивого туризма в Национальной стратегии туризма Германии (рис. 1).
Рис. 1. Элементы устойчивого туризма в трёх его измерениях: экономическом, социальном, экологическом - в Национальной стратегии туризма Германии (сост. по: German National Tourist Board. Innovative-Digital-Authentic Sustainable Tourism)
Экономическое измерение устойчивого туризма - это рост поступлений в бюджеты федерального и местного уровней, экологичное воспроизводство, сохранение, преумножение производственного потенциала, минимизация его отрицательных внешних эффектов для будущих поколений.
Экологическое измерение устойчивого туризма связано с сохранением и рациональным использованием природных ресурсов: это борьба с уничтожением лесов, загрязнением водной среды, воздуха, сохранение биологического разнообразия, утилизация отходов и др., в целом - ресурсный менеджмент.
Социальное измерение устойчивого туризма - это трудовая занятость местного населения, искоренение бедности и нищеты, а также инклюзивность, т. е. вовлечённость всех субъектов дестинации, прямо или косвенно, в деятельность по устойчивости развития этой туристской территории, взаимопонимание и баланс между населением и туристами. Другими словами, с одной стороны, инклюзивность означает знание местными субъектами (жителями, турагентами, туроператорами, гидами, блогерами и др.) исторических, культурных, экологических особенностей своей дестинации12 и участие в обще-
ственных дебатах по направленности развития и сохранения её богатств. С другой стороны, инклюзивность туристов - это бережное их отношение к рекреационным ресурсам этой дестинации и соблюдение национального и местного законодательства. И именно в единстве трёх изменений: экономического, социального и экологического -туризм реализуется как устойчивый и социально направленный.
4. Особенности управления современной туристской индустрией Германии
Система управления современной туристской индустрией Германии реализует Национальную стратегию туризма Германии.
Управление туристской индустрией Германии осуществляется «сверху вниз»13 (рис. 2): от Федерального министерства экономики и энергетики (федеральный уровень) через региональные маркетинговые организации: Национальный совет по туризму (German National Tourist Board, далее - GNTB) и Федеральную ассоциацию туристской индустрии -к местным сообществам и их маркетинговым отделам по туризму (муниципальный уровень), которые на уровне местного самоуправления обладают многими компетенциями и законодательными инициативами в управлении туристскими дестинациями.
Рис. 2. Управление туристской индустрией в рамках Национальной стратегии туризма Германии (разработано на основе: German National Tourist Board. About us. 1948. - URL: https://www.germany.travel /en/about-us/about-us.html (дата обращения: 05.10.2021); BTW, 1995. - URL: http://www.btw.de/der-btw /ueber-uns.html (дата обращения: 27.08.2021); What is the GSTC? 2007. - URL: https://www.gstcouncil.org /about/ (дата обращения: 29.08.2021); Federal Ministry for Economic Affairs and Energy. - URL: https:// www.bmwi.de/Navigation/DE/Home/home.html (дата обращения: 19.09.2020))
Рассмотрим эти особенности управления туристской индустрией Германии подробнее.
Как уже было сказано, на региональном уровне управление туристской индустрией осуществляется региональными организациями. От имени Федерального министерства экономики и энергетики GNTB реализует Национальную стратегию туризма. Стратегия устойчивого туризма держится на трёх опорах (three-pillar strategy), а именно: «1. Международные коммуникационные стратегии (маркетинговые кампании, пресса и связи с общественностью, социальные сети и инфлюенсеры). 2. Менеджмент знаний (презентации, работа в комитетах, советы с экспертами, продвижение развития туристского продукта). 3. Инициатива по внутренней устойчивости (общественные дебаты, учёт мнения местного населения при разработке туристских программ)» .
Если говорить о международных коммуникационных стратегиях, то более 60 лет GNTB, как маркетинговая организация, представляет Германию как на международном, так и на внутреннем туристских рынках, продвигая её бренд - Destination Germany. GNTB помогает разрабатывать маркетинговые стратегии и концепции новых туристских направлений различных дестинаций. Этот совет также объединяет разнообразные маркетинговые мероприятия партнёров в немецкой туристской индустрии, партнёров из коммерческих и торговых ассоциаций .
На протяжении многих лет GNTB реализует такие аспекты устойчивого туризма, как экологически чистый транспорт, безбарьерный туризм, предоставление рекомендаций для клиентов, которые интересуются экологичным жильём, ресторанами и кафе. На международной арене GNTB активно продвигает позитивный имидж Германии как
пространства экологически чистого путеше-
16
ствия .
Как консультационный и координирующий центр, Федеральная ассоциация туристской индустрии (Der Bundesverband der Deutschen Tourismuswirtschaft, далее - BTW), активно взаимодействует с региональными и муниципальными субъектами туристской индустрии Германии. В её состав входят более 40 крупных компаний и крупных ассоциаций из всех секторов туристской индустрии. Как головная организация немецкой туристской индустрии, BTW защищает общие, всеобъемлющие интересы и потребности индустрии. «Индустрия туризма Германии -чрезвычайно разнородная, но сильная отрасль, которая обеспечивает почти 3 миллиона рабочих мест и даёт около 4 % валовой добавленной стоимости. Это ставит её в один ряд с такими отраслями, как автомобиле-
17
строение или машиностроение» .
Управление туристской индустрией Германии в рамках концепции устойчивого туризма этой страны достигается также через систему стандартизации и сертификации туроператоров / турагентств, а также дестинаций как на региональном, так и на муниципальном уровнях. C 2007 г. Глобальный совет по устойчивому туризму (Global Sustainable Tourism Council, далее - GSTC)18 под эгидой ООН и ЮНВТО вместе с коалицией из 32 известных партнёров в сфере туризма приняли универсальные принципы устойчивого туризма и разработали 37 добровольных стандартов для отелей / жилых помещений и туроператоров / турагентов (GSTC Industry Criteria) и 41 добровольный стандарт политики (национальной, региональной, местной) по управлению дестинациями (GSTC Destination Criteria). Критерии GSTC охватывают четыре направления:
- устойчивый менеджмент;
- общество и экономика;
- культура;
- экология.
Соответствие критериям устойчивого туризма по этим направлениям достигается, во-первых, через добровольную аккредитацию и сертификацию отелей / жилых помещений и туроператоров / турагентов организациями - партнёрами GSTC, действующими на территории Германии, а во-вторых, через
управление размещением (Destination Stewardship) от GSTC. Этим советом даются подробные рекомендации государственным органам, частному сектору и жителям местного сообщества по совместной работе по сохранению, защите и получению выгоды от посетителей своей туристской дестинации на основе GSTC Destination Criteria.
Эта добровольная аккредитация и сертификация туристских предприятий и дестинаций комплексно реализует Национальную стратегию туризма в рамках её трёх опор и вместе с тем развивает устойчивый туризм в трёх его измерениях, как, одновременно, экономический, экологический и социальный.
В этой связи социальное и экономическое измерения устойчивого туризма проявляются в том, что туристские предприятия дестинаций обеспечивают всем жителям равную занятость, возможности обучения, охрану труда и справедливую заработную плату. Международные коммуникативные стратегии (первая опора Национальной стратегии туризма) реализуются, в первую очередь, через предоставление туристам информации о природном окружении, местной культуре и культурном наследии, а также через разъяснение им правильного поведения при посещении природных территорий и объектов культурного наследия. Экологическое измерение устойчивого туризма реализуется через систему экологических стандартов дестинаций, обеспечивая, например, соблюдение местных, национальных и международных законов и стандартов при использовании местных рекреационных ресурсов. GSTC Destination Criteria и программы размещения GSTC предоставляют поддержку турнаправлениям, реализующим устойчивые и социально ответственные формы туризма.
Менеджмент знаний осуществляется через Программу GSTC по обучению практикам устойчивого туризма широкого круга специалистов индустрии туризма, таких как менеджеры, сотрудники гостиниц, туроператоры, руководители дестинаций, государственные служащие, представители некоммерческих организаций и академических инсти-
19
тутов .
Инициатива по внутренней устойчивости реализуется через распространение знаний о критериях устойчивого туризма
08ТС и их применения на туристском рынке как среди бизнес-сообществ, так и среди жителей дестинаций. Этому способствуют такие формы, как общественные дебаты, учёт мнения местного населения, работа блогеров.
Маркетинговые отделы по туризму и местные сообщества каждой из шестнадцати
федеральных земель накопили положительный опыт (до 2019 г. включительно) по продвижению различных видов туризма и направлений устойчивого туризма, основываясь на рекреационных ресурсах своей территории (см. табл.).
Федеральная земля Германии Виды туризма Направления устойчивого туризма в локальных программах дестинаций
Берлин Культурно-познавательный и гастрономический Онлайн-платформа Sustainable Meetings объединяет устойчивые предложения от заведений, поставщиков услуг и отелей по всему Берлину и консультирует по организации социально отвественных и экологических мероприятий
Бранденбург Лечебно- оздоровительный, экологический Отель «Либенбергский дворец» имеет GreenSign сертификацию, применяет «зелёные» инициативы: обеспечивается на 100 % возобновляемыми источниками энергии, меню составлено из продуктов собственной фермы
Баден-Вюртемберг Лечебно- оздоровительный, экологический В отеле «Шварцвальд Панорама» (Бад-Херренальб) - все аспекты устойчивости: от потребления энергии до управления персоналом. Сертифицирован по GreenSign с 2012 г. Введён «Контроль устойчивости» - первая на уровне земель сертификация направлений туризма
Бавария Деловой конференц-туризм Регенсбург продвигает себя как направление конференц-туризма. Отмечен премией за устойчивое развитие Bavarian Tourism Awards 2019 Немецкой автомобильной ассоциации
Гессен Лечебно- оздоровительный, экологический Самая высокая курортная деревня Германии воплощает экологические идеалы в современных и уютных шале в биосферном заповеднике Рён. В 2019 г. земля Гессен добавила категорию «Устойчивое развитие» к премии Hessen Tourism Awards 2019
Мекленбург - Передняя Померания Культурно- познавательный, экологический Для отдыхающих на Мекленбургских озёрах с апреля по октябрь предоставляются бесплатные автобусы для путешествий вокруг озёр
Бремен Культурно-познавательный, научный, экологический Выставки (например, World Future Lab) и образовательные программы в Климахаусе повышают осведомлённость обо всех аспектах защиты климата
Гамбург Культурно-познавательный, круизный, экологический У Гамбурга - титул «Зелёная столица» с 2011 г. Компания Hamburg Tourismus GmbH - первая европейская компания туристического маркетинга, получившая экологический сертификат Green Globe. Действует цифровая карта HamburgCARD, цифровой гид на смартфоне со скидками по видам устойчивого туризма
Рейнланд-Пфальц Культурно-познавательный, образовательный, гастрономический Первый биосферный заповедник ЮНЕСКО в ЕС реализует ряд специальных программ, в том числе проект «Пфальцский лес» как модель устойчивости в Рейнланд-Пфальце. Есть дом устойчивого развития - информационный центр для туристов и местных жителей. Владельцы виноградников объединили усилия и создали сеть по устойчивому развитию дестинации
Виды туризма и направления устойчивого туризма по федеральным землям Германии (сост. по: German National Tourist Board. Innovative-Digital-Authentic Sustainable Tourism)
Окончание табл.
Федеральная земля Германии Виды туризма Направления устойчивого туризма в локальных программах дестинаций
Саарланд Экологический, сельский, спортивный Управлением туризмом Саара и его партнёрами в сфере туризма и лесного хозяйства реализована программа «Поход с гамаком» (район древних лесов на окраине Саарбрюккена и в биосферном заповеднике Блисгау)
Нижняя Саксония Экологический, образовательный, сельский, спортивный В программе «Региональные хранители природы» работают местные жители как внештатные рейнджеры на Люнебург-ской пустоши. Они проводят туры по заповедным местам и сельской местности
Северный Рейн-Вестфалия Экологический, образовательный, спортивный Национальный парк Эйфель - яркий пример совмещения туризма и экологической защиты уникального горного региона. Для посетителей - карта гостя и экологически чистые сертифицированные отели
Шлезвиг-Гольштейн и Бюзум Культурно-познавательный, научный, экологический Многофункциональный развлекательный и информационный центр Watt'n Hus Busum компенсирует выбросы CO2, производимые его туристами. Устойчивый туризм охватывает все виды туризма в этой земле
Тюрингия Экологический, образовательный, спортивный Природные парки и биосферный заповедник «Тюрингенский лес» воплощают связь туризма, экотранспорта, охраны природы и климата. Эта транспортная концепция для региона Реннштайг была удостоена награды Destination Nature Award в 2018 г.
Саксония Паломнический, культурно- познавательный, образовательный, экологический Духовные места и культурные достопримечательности Саксонии: церкви, аббатства и шесть маршрутов паломничества - приближают посетителей к тысячелетним духовным сокровищам Саксонии и дают им возможность почувствовать себя в единении с природой
Саксония-Анхальт Культурно-познавательный, образовательный, экологический 50 исторических парков и садов Саксонии-Анхальт - наследие ЮНЕСКО. Более 1000 исторических садов делают Сак-сонию-Анхальт одним из самых зелёных регионов Германии
Как видно, во-первых, прослеживается преемственность в системе управления дес-тинациями - на основе наработок прошлых поколений были созданы инновационные туристические продукты в каждой из шестнадцати земель. При активном участии сообществ местных дестинаций деятельность маркетинговых центров земель: менеджмент, маркетинг, продажи - осуществляется в рамках трёх опор Национальной стратегии туризма Германии, а также направлений устойчивого туризма: сохранения и восстановления окружающей среды, а также социально-экономической ориентированности и социальной ответственности турфирм.
Во-вторых, управление туристской индустрией на муниципальном уровне реализуется как самоуправление дестинациями в рамках локальной программы устойчивого
развития каждой земли. Например, Стратегия устойчивого развития земли Баден-Вюртемберг была написана в 2007 г. (новая редакция 2011 г.). Интересна Стратегия приграничного сотрудничества Саксонской Швейцарии и Чешской Швейцарии. Она согласуется с туристической стратегией Саксонии (2020)20.
Во время пандемии С0УГО-19 туризм Германии, международный и внутренний, перестал быть массовым. В настоящее время преимущественно развиваются такие виды туризма, как лечебно-оздоровительный, деловой конфернц-туризм. Во время пандемии усилилась цифровизация в управлении туристской отраслью. Маркетинговые центры всех федеральных земель усилили деятельность своих веб-сайтов. Они представили антикризисные мероприятия в 2020 г. по вы-
ходу из пандемии СОУГО-19 и разработали перспективные направления устойчивого туризма в каждой из этих земель .
5. Выводы и вопросы для обсуждения
В статье проведён анализ особенностей управления туристской индустрией Германии в рамках трактовки концепции устойчивого туризма (см. рис. 1), представленной разработчиками Национальной стратегии туризма Германии.
Система управления современной туристской индустрией Германии, сложившаяся до 2019 г. включительно (до пандемии), проанализирована авторами с акцентом на функции субъектов управления и уровни управления (см. рис. 2):
- во-первых, прямые связи в этой системе управления идут «сверху вниз»: от субъектов федерального уровня (Федеральное Министерство экономики и энергетики) к субъектам регионального уровня (ОКТВ, ВТ^, 08ТС) и, далее, к субъектам муниципального уровня (маркетинговые отделы, местные туристские сообщества, турфирмы, блогеры);
- во-вторых, обратные связи идут к субъектам федерального и регионального уровней от субъектов самоуправления каждой из федеральных земель как инициативы, как формы реализации новых видов туризма и направлений устойчивого туризма в рамках локальных программ, а также как различные формы отчётности по соответствию критериям устойчивого туризма в рамках Национальной стратегии туризма Германии и сертификации 08ТС;
- в-третьих, вся система управления современной туристской индустрией Германии включает элементы устойчивого туризма в трёх его измерениях: экономическом, социальном и экологическом.
Авторы рассмотрели положительный опыт маркетинговых организаций каждой из федеральных земель, основные инициативы в их деятельности по устойчивому туризму, виды туризма и направления устойчивого туризма в рамках локальной программы каждой земли (см. табл.). Отмечается, что элементы устойчивого туризма охватывают все представленные в таблице виды туризма. А именно, на уровне каждой из федеральных земель управление туристской индустрией реализуется в единстве трёх измерений ус-
тойчивого туризма: экономического, социального, экологического. В свою очередь через локальные программы направлений устойчивого туризма каждой из земель, через использование уникального рекреационного потенциала каждой дестинации местные сообщества находят правильный баланс между всеми тремя измерениями устойчивого туризма. Этот баланс есть выражение национальной, культурной и уникальной природной идентичности каждой дестинации. Преемственность в системе управления «зелёными» инициативами в дестинациях каждой земли есть также выражение этого баланса. А именно, на основе уникальных исторических и природных достопримечательностей, созданных предыдущими поколениями, последовательно местными сообществами создаются инновационные туристские продукты в каждой из федеральных земель.
Авторы пришли к выводу, что управление туристской индустрией на муниципальном уровне реализовалось как самоуправление через локальные программы устойчивого туризма каждой федеральной земли.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в рассмотрении авторами и, в определённой степени, в обобщении уникального опыта управления современной туристской индустрией Германии на основе разработанной Национальной стратегии туризма этой страны.
В современных условиях как никогда важно изучать и применять на практике уникальный опыт управления современной туристской индустрией Германии. В этой связи авторами представляются важными для обсуждения следующие вопросы:
- важность выделения субъектов на всех уровнях управления туристской индустрией и распределения компетенций между ними (например, каждое туристическое направление на уровне дестинации может быть конкурентоспособным, если будет определён субъект менеджмента этого направления и его компетенции);
- инклюзивность всех заинтересованных субъектов (администрации муниципалитетов, местных жителей, волонтёров, бло-геров, туристов и др.) в реализации туристического направления устойчивого туризма в дестинации;
- реализация концепции устойчивого туризма в национальной стратегии туризма страны как баланса (меры) трёх измерений: экономического, социального и экологического - есть выражение национальной, культурной и уникальной природной идентичности каждой дестинации (страны).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 WORLD TRAVEL & TOURISM COUNSEL (WTTC): Economic Impact Reports, 2021. - URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact#:~:text= The Travel & Tourism sector suffered, the global economy in 2020о (дата обращения: 04.10.2021).
2 Ibid.
3 UNWTO. Tourism back to 1990 levels as arrivals fall by more than 70%. - 2020. - URL: https://www.unwto.org/news/tourism-back-to-1990-levels-as-arrivals-fall-by-more-than-70 (дата обращения: 04.10.2021).
4 Extraordinary G20 Tourism Ministers' Meeting - 24 April 2020 - ILO Director-General Remarks (as prepared for delivery). - URL: https://www.ilo.org /global/about-the-ilo/how-the-ilo-works/ilo-director-general/statements-and-speeches/WCMS_743463 /lang--en/index.htm (дата обращения: 04.10.2021).
5 Charter for Sustainable Tourism, 1985. - URL: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/unwtode-clarations.1995.05.04 (дата обращения: 28.08.2021).
6 UNWTO eLIBRARY. Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry, 1995. - URL: https:// www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/9789284403714.1 (дата обращения: 14.09.2021).
7 Sustainable Development Goals, 2015. - URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ (дата обращения: 19.09.2020).
8 European Green Deal, 2019. - URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024 /european-green-deal_en (дата обращения: 04.10.2021).
9 NationaleIndustriestrategie 2030. Strategische Leitlinien für eine deutsche und europäische Industriepolitik. BMWi, Februar 2019. - URL: https:// www.bmwi.de/Redaktion/DE/Downloads/M-O
/nationaleindustriestrategie.pdf?_blob=publicationFi
le&v=28 (дата обращения: 28.08.2021).
10 German National Tourist Board. Innovative-Digital-Authentic Sustainable Tourism // Maga-zin360. - December 2019. - URL: https://s3. germany.travel/media/pdf/ueber_uns_2/2020/DZT_ Magazin360_Nachhaltiger_Tourismus_EN.pdf (дата обращения: 19.09.2020).
11 Ibid.
12 Авторы применяют рабочий термин «дести-нация» как размещение, конечный пункт назначения, не вдаваясь в дискуссии об этом термине.
13 Система управления индустрией Германии сформирована в рамках германского федерализма, который назван «кооперативной федерацией» и основан на сотрудничестве и взаимодействии федерального правительства и шестнадцати федеральных земель - субъектов федерации. Последние равноправны и вследствие такой кооперации имеют отдельные полномочия федерального правительства. Вследствие такого взаимодействия про-иходит взаимое делегирование полномочий федерального правительства и федеральных земель. Управление туристской индустрии современной Германии представлено Федеральным министерством экономики и энергетики и правительствами шестнадцати федеральных земель (федеральный уровень), Национальным советом по туризму и Федеральной ассоциацией туриндустрии (региональный уровень) и субъектами местного самоуправления каждой из федеральных земель - маркетинговыми отделами по туризму и местными сообществами (муниципальный уровень).
14 German National Tourist Board. Innovative-Digital-Authentic Sustainable Tourism.
15 German National Tourist Board. About us. 1948.
16 Ibid
17 BTW, 1995.
18 What is the GSTC? 2007.
19 Ibid.
20 Praxisleitfaden. Nachhaltigkeit im Deutschlandtourismus. - Berlin : März., 2016. - 84 p. -URL: https://www.tourismusnetzwerk-sachsen-anhalt.de (дата обращения: 30.09.2021).
21 German National Tourist Board. Perspectives 2021 // Magazin360. - December 2020. - URL: https://s1.germany.travel/media/redaktion/pdf/ueber_ uns/2020/DZT_Magazin360_2020-11_Perspektiven_ EN_WEB.pdf (дата обращения: 12.08.2021).
ЛИТЕРАТУРА
1. Илькевич С. В. Менеджериальные проблематики и эффекты устойчивого туризма в разрезе стратегического управления // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2018. - № 3. - С. 132-139. -DOI: 10.17747/2078-8886-2018-3-132-139.
2. Gossling S., Scott D., Hall M. Pandemics, tourism and global change: a rapid assessment of COVID-19 // Journal of Sustainable Tourism. - 2021. - Vol. 29, Iss. 1. - P. 1-20. - DOI: 10.1080/09669582.2020.1758708.
Сведения об авторах
Дегтярева Светлана Васильевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644083, Россия, Омск, пл. Лицкевича, 1 E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 3959-0968; AuthorlD: 691917 ORCID: 0000-0002-5882-3865
Дегтярёва Тамила Огтаевна - магистр менеджмента, научный консультант Ассоциации экономической культуры при кафедре экономики и финансов Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644083, Россия, Омск, пл. Лицкевича, 1
E-mail: [email protected]
SPIN-код РИНЦ: 6858-2551; AuthorlD: 1034225
ORCID: 0000-0001-9567-8911
Информация о статье
Дата поступления 7 ноября 2021 г.
Дата принятия в печать 29 апреля 2022 г.
Для цитирования
Дегтярева С. В., Дегтярёва Т. О. Управление современной туристской индустрией Германии на основе концепции устойчивого туризма // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 2 (34). С. 198-208. й01: 10.24147/2312-1300.2022. 9(2).198-208.
S.V. Degtyareva, T.O. Degtyareva
MANAGEMENT OF MODERN GERMAN TOURISM INDUSTRY WITHIN THE CONCEPT OF SUSTAINABLE TOURISM
The management of German tourism industry successfully implemented within the concept of sustainable tourism for a long time. The study of positive experience of this management is relevant in modern world economy. And it is the purpose of this article.
The object of the study is sustainable tourism, the subject of the study is the management features of the modern German tourism industry based on the concept of sustainable tourism.
The authors applied general scientific methods such as analysis and synthesis, logical method, historical method, quantitative and qualitative analysis, comparative analysis and generalization method. German official documents, analytical materials, tourism forecasts, programmes and open Internet resources were used in the course of the work on the article.
First of all, the authors revealed the content of the concept of sustainable tourism in general, as presented in academic studies and official UNWTO documents. The authors further examined the specifics of management of the German tourism industry within the framework of the concept of sustainable tourism was presented by the developers of the German National Tourism Strategy. The right balance must be found between economy, environment and social responsibility in sustainable tourism, according to this Strategy.
The authors' perception of management system of German tourism industry until 2019 was formed on an analysis of German official documents. Firstly, the management Germany's tourism industry is top-down - from the Federal Ministry for Economic Affairs and Energy (federal level) through regional organizations: the German National Tourism Board and the Federal Association of the German Tourism Industry (regional level) to 16 federal states (municipal level). Secondly, self-governance of destinations was carried out as part of each of 16 federal states' local sustainable tourism program. Thirdly, this entire management system includes elements of sustainable tourism in its three dimensions: economic, social and environmental. The article presents the accumulated positive experience of management destinations and the promotion of types and directions of tourism in 16 federal states of Germany until 2019. It is noted that sustainable tourism covers these types and directions.
The authors conclude that the implementation of the concept of sustainable tourism in the national tourism strategy of the country as a balance (measure) of the three dimensions: economic, social and environmental, is an expression of the national, cultural and unique natural identity of each destination (country).
Keywords: the management of the tourism industry; the concept of sustainable tourism; destination; types and directions of tourism; National Tourism Strategy of Germany; the German National Tourist Board; the Federal Association of the German Tourist Industry.
REFERENCES
1. Il'kevich S.V. Menedzherial'nye problematiki i effekty ustoichivogo turizma v razreze strategicheskogo upravleniya [Management issues and effects of sustainable tourism in the context of strategic management]. Strategicheskie resheniya i risk-menedzhment [Strategic decisions and risk management], 2018, no. 3, pp. 132-139. DOI: 10.17747/2078-8886-2018-3-132-139. (in Russian).
2. Gossling S., Scott D., Hall M. Pandemics, tourism and global change: a rapid assessment of COVID-19. Journal of Sustainable Tourism, 2021, vol. 29, iss. 1, pp. 1-20. DOI: 10.1080/09669582.2020.1758708.
About the authors
Svetlana V. Degtyareva - PhD in Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Finance of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 1, Litskevicha pl., Omsk, 644083, Russia
E-mail: [email protected]
RSCI SPIN-code: 3959-0968; AuthorID: 691917
ORCID: 0000-0002-5882-3865
Tamila O. Degtyareva - Master of Management, Scientific Consultant of the Association for Economic Culture at the Department of Economics and Finance of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 1, Litskevicha pl., Omsk, 644083, Russia
E-mail: [email protected]
RSCI SPIN-code: 6858-2551; AuthorID: 1034225
ORCID: 0000-0001-9567-8911
Article info
Received
November 7, 2021
Accepted April 29, 2022
For citations
Degtyareva S.V., Degtyareva T.O. Management of Modern German Tourism Industry within the Concept of Sustainable Tourism. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, Vol. 9, no. 2 (34), pp. 198-208. DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(2). 198-208 (in Russian).