Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ СОВХОЗАМИ СИБИРИ В 1920-Е - СЕРЕДИНЕ 1930-Х ГГ'

УПРАВЛЕНИЕ СОВХОЗАМИ СИБИРИ В 1920-Е - СЕРЕДИНЕ 1930-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА / AGRARIAN POLICY OF THE SOVIET STATE / НЭП / NEP / КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ / COLLECTIVIZATION / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / СОВХОЗЫ / STATE FARMS / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / SYSTEM OF MANAGEMENT / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAND AUTHORITIES / ТРЕСТЫ / TRUSTS / СИБИРЬ / SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Плясуля Антон Александрович

В статье предпринята попытка реконструировать становление и развитие советской системы управления совхозами в Сибири в 1920-е - середине 1930-х гг. Показано, что данная система отличалась многоступенчатостью, параллелизмом и перманентными преобразованиями. Эффективность совхозов, по мнению руководства страны, была низкой, и оптимизация системы управления должна была ее увеличить. Вновь созданные управленческие структуры кардинально ситуацию не меняли, в связи с чем следовала очередная перестройка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FARM MANAGEMENT IN SIBERIA IN THE 1920s - MID 1930s

During the civil war the state agricultural enterprises were subordinate to the independent provincial directorates of state farms. In 1920 these directorates were transferred to the jurisdiction of local agrarian authorities. During the NEP period large state farms were incorporated into the regional trusts. The transition to collectivization was marked by the intensive state-farm construction. Regional trusts were abolished. State farms were merged into specialized trusts. Management of trusts was transferred to the Narkomat of Agriculture of the Soviet Union established at the end of 1929. The system of state farm management was radically changed in late 1932. Trusts of state farms were transferred from Narkomat of Agriculture to the newly created Narkomat of State Farms. This was by no means the end of reforms. The country’s leadership referred to the poor performance of state farms and hoped to raise it trough optimization of management. The newly created administrative structures didn’t radically change the situation, therefore, the next reorganization followed. The end of 1935 was marked by abolition of the state-farm trusts that were considered as inefficient administrative structures. Each state farm was transferred directly to the Narkomat of State farms of the Soviet Union which also could not provide the day-to-day management of numerous state farms located across the vast territory. Therefore, in 1936 Narkomats of State Farms were established in each republic which was followed by re-establishment of the large specialized trusts.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ СОВХОЗАМИ СИБИРИ В 1920-Е - СЕРЕДИНЕ 1930-Х ГГ»

112

Гуманитарные науки в Сибири, 2Q15 г., том 22, № 4

DOI: 10.15372/HSS20150421 УДК 94(47)"1920/1935"

A.A. ПЛЯСУЛЯ

УПРАВЛЕНИЕ СОВХОЗАМИ СИБИРИ В 1920-е - СЕРЕДИНЕ 1930-х гг.*

Антон Александрович Плясуля, аспирант,

Институт истории ИИ СО РАН, РФ, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8, e-mail: anto252@rambler.ru.

В статье предпринята попытка реконструировать становление и развитие советской системы управления совхозами в Сибири в 1920-е - середине 1930-х гг. Показано, что данная система отличалась многоступенчатостью, параллелизмом и перманентными преобразованиями. Эффективность совхозов, по мнению руководства страны, была низкой, и оптимизация системы управления должна была ее увеличить. Вновь созданные управленческие структуры кардинально ситуацию не меняли, в связи с чем следовала очередная перестройка.

Ключевые слова: аграрная политика советского государства, нэп, коллективизация, сельское хозяйство, совхозы, система управления, земельные органы, тресты, Сибирь.

A. A. PLASULA

STATE FARM MANAGEMENT IN SIBERIA IN THE 1920s - MID 1930s

Anton A. Plasula, postgraduate, Institute of History SB RAS, 8, Nikolaev Str., Novosibirsk, 630090, Russia, e-mail: anto252@rambler.ru

During the civil war the state agricultural enterprises were subordinate to the independent provincial directorates of state farms. In 1920 these directorates were transferred to the jurisdiction of local agrarian authorities. During the NEP period large state farms were incorporated into the regional trusts. The transition to collectivization was marked by the intensive state-farm construction. Regional trusts were abolished. State farms were merged into specialized trusts. Management of trusts was transferred to the Narkomat of Agriculture of the Soviet Union established at the end of 1929. The system of state farm management was radically changed in late 1932. Trusts of state farms were transferred from Narkomat of Agriculture to the newly created Narkomat of State Farms. This was by no means the end of reforms. The country's leadership referred to the poor performance of state farms and hoped to raise it trough optimization of management. The newly created administrative structures didn't radically change the situation, therefore, the next reorganization followed. The end of 1935 was marked by abolition of the state-farm trusts that were considered as inefficient administrative structures. Each state farm was transferred directly to the Narkomat of State farms of the Soviet Union which also could not provide the day-to-day management of numerous state farms located across the vast territory. Therefore, in 1936 Narkomats of State Farms were established in each republic which was followed by re-establishment of the large specialized trusts.

Key words: the agrarian policy of the Soviet state, NEP, collectivization, agriculture, state farms, system of management, land authorities, trusts, Siberia.

С момента прихода к власти в 1917 г. большевики стремились к организации в деревне крупных коллективных хозяйств, а также совхозов - «крупных социалистических экономию». При этом совхозы признавались более совершенным («последовательно-социалистическим») типом сельхозпред-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-01-00100.

приятия. Система управления совхозами с момента ее становления имела вертикальную иерархическую структуру с жесткой соподчиненностью. Высшей инстанцией, в ведении которой находилось сельское хозяйство вообще и совхозы в частности, являлся Наркомат земледелия РСФСР. Вопросами совхозного строительства в Наркомземе первоначально ведал подотдел культурных имений отдела текущей земельной политики. В середине 1918 г. он был пере-

© Плясуля A.A., 2015

именован в подотдел советских хозяйств и включен в отдел обобществления. На местах для непосредственного управления государственными сельхозпредприятиями создавались губернские и районные (фактически уездные) управления социалистическими хозяйствами, которым подчинялись хозяйства, находящиеся в ведении Наркомзема РСФСР, горсоветов, а также совхозы, приписанные к промышленным объединениям [1, с. 504, 505].

Губсовхозы и райсовхозы до начала 1920 г. фактически существовали независимо как от местных земельных отделов, так и от губернских и уездных исполкомов и парткомов, подчиняясь непосредственно Центру. Ситуация изменилась в начале 1920 г., когда на основании предложений VIII Всероссийской партийной конференции и VII Всероссийского съезда советов губсовхозы и райсовхозы были включены в состав областных, губернских и уездных земельных отделов на правах их подотделов. В марте 1920 г. в качестве центрального всероссийского органа управления совхозами, осуществлявшего общее руководство, вместо подотдела советских хозяйств было создано Главное управление совхозов (Главсовхоз) Наркомзема РСФСР. В 1921 г. Главсовхоз сливается с управлением коллективов (Центроколхоз) в Главсов-хозколхоз [1, с. 505, 511; 2, с. 65].

Становление системы управления совхозами в Сибири фактически началось после реставрации советской власти в регионе. В конце 1919 г. в Челябинске при Сибревкоме было учреждено представительство Наркомзема РСФСР, преобразованное затем в земельный отдел Сибревкома. 3 апреля 1920 г. при Сибземотделе был создан отдел обобществления, в который входило отделение совхозов1. Параллельно с областным земельным отделом создавались губернские, а затем уездные земотделы, при которых учреждались отделения (подотделы) обобществления и советских хозяйств. В Омской губернии, где находилась половина всех совхозов Сибири, отделение совхозов существовало как самостоятельное губернское управление советскими хозяйствами. В Новониколаевском уезде секция «советских имений» входила в подотдел сельского хозяйства2.

В 1920 - 1921 гг. содействие совхозному и колхозному строительству являлось одним из приоритетных направлений в деятельности земельных органов Сибири. По мере развертывания новой экономической политики основное внимание земорганов переносилось с колхозов и совхозов на обслуживание крестьянских хозяйств. При этом совхозы снимались с государственного финансирования и переводились на хозяйственный расчет. Значительная часть хозяйств, организованных в 1920 - начале 1921 г. была ликвидирована вследствие их убыточности.

Изменялась система управления совхозным строительством. Ранее самостоятельные центральное, губернские и уездные управления совхозов и колхозов включаются в управления (отделы) земледелия (сельского хозяйства) в качестве структурных единиц. В декабре 1921 гг. Глав -совколхоз Наркомзема РСФСР вошел в состав Центрально-

1 Государственный архив Новосибирской обл. (ГАНО). Ф. Р-13. Оп. 1. Д. 682. Л. 2.

2 Там же. Д. 59. Л. 28; Д. 135. Л. 81-81 об.

го управления земледелия и советских хозяйств3. В марте 1922 г. из Сибземотдела самостоятельный отдел обобществления был переведен в управление сельского хозяйства на правах отдела советских и коллективных хозяйств. В августе 1922 г. Сибземотдел был преобразован в областное земельное управление. Во второй половине 1922 г. входящий в отдел обобществления подотдел коллективных хозяйств был ликвидирован с соответствующим изменением названия отдела в отдел совхозов4.

С января 1922 г. крупные совхозы начинают объединяться в сельскохозяйственные тресты - областные и губернские, которые вели свою работу на основе полного хозяйственного расчета и подчинялись губернским земельным органам лишь в общих вопросах. Летом 1922 г. был создан Всероссийский государственный сельскохозяйственный синдикат (Госсельсиндикат), координирующий на договорных началах хозяйственную, производственную, финансовую и торговую деятельность местных сельтрестов. Процесс трестирования совхозов в основном закончился к 1924 г. [1, с. 515]. С образованием трестов были ликвидированы отделы (подотделы) совхозов земельных органов. Во второй половине 1920-х гг. стали создаваться общесоюзные объединения совхозов. Одним из первых (в 1926 г.) было учреждено Всесоюзное акционерное общество (BAO) «Овцевод». Помимо крупных трестированных хозяйств в годы нэпа продолжало функционировать большое количество совхозов, которые подчинялись губернским (окружным) и областным/краевым земорганам, другим ведомствам или были приписаны к синдикатам и промышленным трестам.

В Сибири в 1922 г. был создан подведомственный Сибирскому земельному управлению Сибирский сельскохозяйственный трест, в который входило 16 совхозов5. Затем из него выделился Омский сельскохозяйственный трест. Основной специализацией «Сибсельтреста» являлось мериносовое овцеводство, а специализацией «Омсельтреста» - производство чистосортных семян зерновых культур6. В 1926 г. хозяйства «Сибсельтреста» передали в ведение сибирской краевой конторы BAO «Овцевод»7. В 1928 г. В Сибирском крае функционировал 61 совхоз, причем 16 были крупными трестированными хозяйствами8.

В конце 1920-х гг. направленность аграрной политики правящей партии резко меняется. Состоявшийся в конце 1927 г. XV съезд ВКП(б) принял курс на социалистическую реконструкцию сельского хозяйства. Важная роль в реализации этого курса отводилась совхозам, которые должны были превратиться «в образцовые крупные хозяйства социалисти-

3 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 478. Он. 18. Д. 68. Л. 38 - 43.

4 ГАНО. Ф. Р-1. Он. 1. Д. 816. Л. 53; Ф. Р-13. Он. 1. Д. 950. Л. 150-150 об.

5 Там же. Ф. Р-1. Он. 1. Д. 746. Л. 9.

6 В середине 1926 г. в «Сибсельтрест» входило 4 совхоза, в Омсельтрест - 14 хозяйств (Там же. Ф. Р-1072. Оп. 1. Д. 77. Л. 85).

7 Там же. Ф. Р-358. Он. 1. Д. 1. Л. 94.

8 11 трестированных совхозов находились в ведении «Сиб-

сельтреста», 5 - «Овцевода», одно свекловичное хозяйство, а имен-

но торгово-промышленного объединения «Сахаротрест». К концу

1929 г. число трестированных совхозов в регионе увеличилось до 32 (17 «Госсельтреста», 8 «Овцевода», 6 «Зернотреста», 1 «Сахаротре-ста» [3, с. 237-238, 241].

114

Гуманитарные науки в Сибири, 2015 г., том 22, № 4

ческого типа», доказывая на деле крестьянам близлежащих селений преимущества крупного обобществленного производства. Ставилась задача создания значительного количества новых крупных специализированных хозяйств.

На июльском (1928 г.) пленуме ЦК ВКП(б) было признано необходимым ускоренное развитие прежде всего зерновых совхозов с тем, чтобы к концу первой пятилетки последние могли произвести 100 млн пуд. хлеба и заменить собой кулаков в производстве зерна [4, с. 354]. Зерновые хозяйства объединяются во Всесоюзный трест зерновых совхозов «Зернотрест». В Сибирском крае управление уполномоченного «Зернотреста» было создано в сентябре 1928 г.9 Зимой 1928/29 г. в регионе развернулось строительство шести крупных зерносовхозов.

В августе 1929 г. с целью централизации управления совхозными трестами был ликвидирован Госсельсинди-кат и учрежден Совхозцентр (Всероссийское центральное объединение трестированных советских хозяйств)10. В его задачи входило административно-хозяйственное и планово-оперативное руководство совхозтрестами, налаживание снабжения и сбыта, организация нового совхозного строительства. Система Совхозцентра включала в себя все трестированные совхозы РСФСР, за исключением хозяйств общесоюзного значения, принадлежащих «Зернотресту» и «Овцеводу».

7 декабря 1929 г. был организован Народный комиссариат земледелия СССР с сохранением ранее существовавших наркомземов союзных республик. Целью нового наркомата провозглашалось «внесение единства в планирование и руководство сельскохозяйственным производством в масштабах СССР» [2, с. 140-41]. В его ведение перешли все крупнейшие объединения совхозов, в том числе Совхоз-центр РСФСР.

В начале 1930-х гг. одновременно с коллективизацией развернулось интенсивное совхозное строительство. При этом ставка была сделана на дальнейшую специализацию совхозной системы. Постановлением ЭКОСО РСФСР от 20 апреля 1930 г. Совхозцентр РСФСР, а также вся система соответствующих трестов, включая «Сибсельсовхозтрест», были ликвидированы11. Их совхозы передавались вновь организованным трестам республиканского и союзного значения, в том числе имевшим свою сеть предприятий в Сибири: Всесоюзному государственному объединению мясных совхозов («Скотовод»), Всесоюзному молочно-масляному тресту совхозов («Маслотрест»), Всесоюзному государственному тресту свиноводческих совхозов («Свиноводтрест»), Всесоюзному тресту льноводческих и коноплеводческих совхозов («Льноконоплеводтрест»), Всесоюзному государственному объединению коневодческих и конезаводческих совхозов («Госконеводтрест»). В регионе учреждались конторы центральных трестов во главе с уполномоченными, причем уполномоченные назначались правлениями трестов и имели аппарат управления. Разделение Сибирского края на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский края в конце июля 1930 г. привело к соответствующему переоформлению

9 ГАНО. Ф. Р-366. Оп. 2. Д. 1. Л. 1.

10 СУ РСФСР. 1929. № 63. Ст. 624.

11 Там же. Ф. Р-375. Оп. 1. Д. 8. Л. 110-112

контор совхозных трестов в новые административно-терри-

12

ториальные рамки12.

В июне 1931 г. конторы управляющих всесоюзных совхозных трестов были реорганизованы в их региональные (краевые) отделения13. В декабре 1931 г. в целях укрепления регионального уровня управления совхозная система была децентрализована. Общесоюзные тресты преобразовывались в общесоюзные объединения трестов с сетью соответствующих республиканских, краевых и областных трестов. В Западно-Сибирском крае были организованы союзные тресты зерновых, мясных, молочно-масляных, овцеводческих и свиноводческих совхозов («Запсибсоюззернотрест», «Зап-сибсоюзскотоводтрест», «Запсибсоюзмаслотрест», «Запсиб-союзсвиноводтрест», «Запсибсоюзовцеводтрест»)14.

Результатом интенсивного совхозного строительства в начале 1930-х гг. стало значительное увеличение удельного веса совхозов в сельскохозяйственном производстве. С 1929 по 1932 г. в Западно-Сибирском крае доля совхозного сектора аграрной экономики в площади посевов увеличилась с 0,7 до 18,7 %, в поголовье крупного рогатого скота - с 0,1 до 16,1 %, численности овец - с 1,4 до 14,8 %, свиней - с 0,2 до 16,5 %15. Однако совхозы не оправдали возложенных на них ожиданий. Производительность труда в них была относительно низкой. В хозяйствах не соблюдались элементарные агротехнические и зоотехнические правила, что негативно сказывалось на урожайности полевых культур и продуктивности животных. Производственные планы систематически не выполнялись. При этом себестоимость производства сельскохозяйственной продукции в совхозах была на порядок выше, чем в колхозах. Государство тратило значительные средства на материально-техническое и финансовое обеспечение совхозов. Их работники, в отличие от колхозников, получали гарантированную заработную плату. В связи с этим программу расширения совхозной сети свернули, а основное внимание направили на ее рационализацию и оптимизацию. Часть низкорентабельных совхозов была ликвидирована, часть - разукрупнена. Из узкоспециализированных хозяйств они преобразовывались в многоотраслевые.

Продолжалась оптимизация системы управления. В связи со сложностью управления громоздким хозяйством «Зап-сибсоюзмаслотреста» из одного центра и необходемостью повышения оперативности управления (в начале 1932 г. в него входило 58 совхозов) трест приказом по Союзмаслообъеди-нению от 31 мая 1932 г. был разукрупнен на семь союзных маслотрестов: Тюкалинский, Омский, Сибиро-Татарский, Ба-рабинский, Кузбасский, Горно-Алтайский и Новосибирский. В целях координации работы маслотрестов края с краевыми органами власти было организовано Западно-Сибирское от-

12 Соответственно были образованы Западно-Сибирские и Восточно-Сибирские крайконторы «Зернотреста», «Скотоводтре-ста», «Свиноводтреста», «Овцеводтреста», «Госконеводтреста». Крайконтора «Маслотреста» функционировала только в ЗападноСибирском крае.

13 ГАНО. Ф. Р-375. Оп. 1. Предисловие. С. 3.

14 Там же. Ф. Р-366. Оп. 1. Предисловие. С. 1.; Ф. Р-359. Оп. 1. Д. 29. Л. 1; Ф. Р-358. Оп. 1. Предисловие. С. 4; Ф. Р-285. Оп. 1. Предисловие. С. 9.

15 Там же. Ф. Р-12. Оп. 2. Д. 529. Л. 23.

деление Союзмаслообъединения. Руководство его работой осуществлял управляющий отделением16.

Осенью 1932 г. последовало разукрупнение «Запсибсо-юзскотоводтреста» (39 хозяйств) на Новосибирский и Минусинский, в январе 1933 г. - «Запсибсоюзсвиноводтреста» (37 свиносовхозов) на Омский, Кузбасский и Новосибирский. В январе 1933 г. Новосибирский скотоводтрест был расформирован с передачей ранее входивших в него совхозов Новосибирскому, Кузбасскому, Татарскому и Горно-Алтайскому трестам. В январе 1934 г. «Запсибсоюззернотрест» (31 зерносовхоз) разделили на два самостоятельных треста -Новосибирский и Омский17.

В октябре 1932 г. в СССР была проведена перестройка системы управления сельским хозяйством. 1 октября 1932 г. ЦИК СССР принял постановление о передаче ранее подчиненных Наркомату земледелия СССР трестов зерновых и животноводческих совхозов под управление созданного тем же постановлением Наркомата зерновых и животноводческих совхозов СССР18.

Входившие в систему НКЗ СССР объединения совхозов реорганизовывались в управления Наркомата совхозов. Деятельностью совхозов на территории РСФСР руководило Управление уполномоченного Наркомата совхозов СССР при СНК РСФСР. Управления уполномоченных Наркомата создавались также в краях и областях, в том числе в Западно-Сибирском крае [1, с. 525]. При этом было ликвидировано Западно-Сибирское отделение Союзмаслообъединения19.

На основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 22 апреля 1934 г. была проведена реорганизация Наркомата совхозов и его местных органов20. Институт уполномоченных Наркомсовхозов при краевых и областных исполкомах упразднялся как излишнее промежуточное управленческое звено. Эта реорганизация усиливала роль трестов, сближая их с Наркоматом, вместе с тем значительно расширяя права и обязанности местных исполкомов по отношению к совхозам на их территории.

В конце 1935 г. «плохой передаточной инстанцией» были признаны, а затем и ликвидированы совхозные тресты. Управление совхозами передавалось в непосредственное ведение Наркомата совхозов. Главные управления Наркомата реорганизовывались в производственно-территориальные

16 Там же. Ф. Р-357. Оп. 2. Д. 19. Л. 179-180; д. 12. Л. 177, 179-181.

17 Там же. Ф. Р-285. Оп. 1. Д. 264. Л. 1; Д. 520. Л. 1; Ф. Р-366. Оп. 1. Предисловие. С. 15.

18 На 1 января 1933 г. в Сибири в целом Наркомату совхозов подчинялись 36 зерновых, 210 мясомолочных, 53 свиноводческих, 23 овцеводческих совхозов. Помимо хозяйств, входящих в систему Наркомсовхозов, в регионе функционировали более мелкие совхозы, подчиненные другим ведомствам. В начале 1933 г. в Сибири насчитывалось 8 семеноводческих, 5 льноводческих, 5 коневодческих совхозов НКЗ СССР, 9 свекловичных и 1 махорочный совхозов Нар-компищепрома. Государственный сектор в аграрном производстве был также представлен подсобными сельхозпредприятиями отделов рабочего снабжения (ОРСов). В начале 1934 г. в Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском краях насчитывалось соответственно 145 и 81 подсобное хозяйство ОРСов [5, с. 511, 536-537].

19 ГАНО. Ф. Р-375. Оп. 1. Д. 99. Л. 3.

20 СЗ СССР. 1934. № 21. Ст. 167.

управления, которые осуществляли непосредственное руко-

21

водство совхозами, отнесенными в их ведение21.

Однако обеспечить оперативное управление большим количеством хозяйств разбросанных на огромной территории союзному Наркомату не удалось. Поэтому в 1936 г. были образованы республиканские наркоматы, в том числе 19 октября 1936 г. Наркомат зерновых и животноводческих совхозов РСФСР. Управление хозяйствами, оставшимися в подчинении союзного Наркомата, осуществлялось его специализированными управлениями. Для руководства совхозами Наркомата совхозов РСФСР были созданы краевые и областные управления. В конце года принимается решение о воссоздании в рамках Наркомсовхозов СССР крупных специализированных трестов. В Западно-Сибирском крае были, в частности, организованы Новосибирский союзмолтрест и Алтайский зернотрест. Отдельные хозяйства остались в ведении главных управлений Наркомсовхозов СССР22.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нелидов А.А. История государственных учреждений СССР 1917-1936 гг. М., 1962. 750 с.

2. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. - декабрь 1991 г. М., 1995. 422 с.

3. Гущин Н.Я. Сибирская деревня на пути к социализму: социально-экономическое развитие сибирской деревни в годы социалистической реконструкции народного хозяйства. 1926-1937 гг. Новосибирск, 1973. 520 с.

4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. М., 1984. Т. 4. 575 с.

5. Аграрная политика советского государства и сельское хозяйство Сибири в 1930-е гг.: документально-монографическое издание /отв. ред. В.А. Ильиных, O.K. Кавцевич. Новосибирск, 2011. 608 с.

REFERENCES

1. Nelidov A.A. The History of public institutions of the USSR 1917-1936. Moscow, 1962, 750 p. (In Russ.)

2. Korichina T.P. The Soviet State and Its Institutions: November 1917 - December 1991. Moscow, 1995, 422 p. (In Russ.)

3. Guschin N.Ya. Siberian village on the road to socialism: Socioeconomic development of the Siberian village during the socialist reconstruction of the national economy. 1926-1937. Novosibirsk, 1973, 520 p. (In Russ.)

4. The CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee. Moscow, 1984, vol. 4, 575 p. (In Russ.)

5. Agrarian policy of the Soviet state and agriculture of Siberia in the 1930s: a documentary-monographic publication / edited by V.A. Ilyinykh, O.K. Causevic. Novosibirsk, 2011, 608 p. (In Russ.)

Статья принята редакцией 02.11.2015

21 Итоги хозяйственного и культурного строительства в Новосибирской области за второе пятилетие (1933—1937гг.). Новосибирск, 1939. С. 67.

22 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.