Научная статья на тему 'Управление социальным институтом спорта'

Управление социальным институтом спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
249
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СПОРТА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСЧИНОВНИК / SOCIAL INSTITUTIONAL OF SPORT / PHYSICAL TRAININGS AND SPORTS ACTIVITY / GOVERNMENT ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панченко Сергей Львович, Паначев Валерий Дмитриевич

Анализируется современное управление социальным институтом спорта. В социологическом анализе основной упор делается на оздоровительную мотивацию занятий массовым, доступным для всех, спортом, особенно детско-юношеским и студенческим. Приводятся данные о занятиях спортом государственных чиновников. Поскольку многие виды спорта способствуют развитию лидерских качеств, почти 92% управленческой элиты регулярно занимаются спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Панченко Сергей Львович, Паначев Валерий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT IN SOCIAL INSTITUTION OF SPORT

The article gives an analysis of modern management of social institution of sport. In sociological analysis the main point is healthy motivation for doing wildly available sports especially for kids and students. There are some data about government administration sport activity. There is a lot of kind of sports improving leadership skills, that is why 92% of government elite are regularly doing sports.

Текст научной работы на тему «Управление социальным институтом спорта»

позволяет рационально и эффективно использовать ограниченные ресурсы;

создает препятствия для резкого подъема и деклассирования социальных групп, вовлеченных в рыночный процесс;

обязывает субъектов малого бизнеса учитывать права наемных работников, а также экологические и социальные последствия своей деятельности;

повышает сопричастность субъектов малого бизнеса к социальным проблемам, а также политике и тенденциям социально-экономического развития территорий и т. д.

Таким образом, социальное партнерство выступает одним из необходимых условий добросовестной конкуренции, которая позволяет малому бизнесу выполнять свои значимые экономические и социальные функции в обществе.

Список литературы

1. Ойкен, В. Основные принципы экономической политики - М.: Прогресс, 1995.

2. Радаев, В.В. Что такое конкуренция? // Экономическая социология. Электронный журнал. -2003.-Т. 4.-№ 2.- Март / www.ecsoc.msses.ru

© Осипов Е.М., 2011

С. Л. Панченко, В.Д. Паначев

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ СПОРТА

ПАНЧЕНКО Сергей Львович - старший преподаватель кафедры физической культурыПермскогогосударственноготехническогоуниверситета,вице-президент краевой федерации стрелковых видов спорта (e-mail: panachev@pstu.ru);

ПАНАЧЕВ Валерий Дмитриевич - доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры Пермского государственного технического университета, председатель президиума Олимпийской академии Прикамья (e-mail: panachev@pstu.ru)

Аннотация. Анализируется современное управление социальным институтом спорта. В социологическом анализе основной упор делается на оздоровительную мотивацию занятий массовым, доступным для всех, спортом,

особенно детско-юношеским и студенческим. Приводятся данные о занятиях спортом государственных чиновников. Поскольку многие виды спорта способствуют развитию лидерских качеств, почти 92% управленческой элиты регулярно занимаются спортом.

Ключевые слова: социальный институт спорта, физкультурно-спортивная деятельность, госчиновник.

Система управленческой деятельности как основной социальный институт обеспечивает процесс интеграции индивидов в общество, а также имеет определяющее значение для сокращения культурного разрыва между различными социальными слоями общества. Власть во все времена играет жизненно важную роль в улучшении взаимоотношений между человеком и окружающей средой, она стимулирует создание нового и в результате взаимодействия членов общества, индивидов это новое становится реальностью.

Физкультурно-спортивная деятельность элиты власти представляет собой обобщенную категорию деятельности управленческих структур в форме соревнования и подготовки к нему с целью достижения предельных результатов в любимой с детства избранной спортивной специализации. Она исторически является главным источником широкого распространения физической культуры и спорта среди управленческой элиты, ее сердцевиной, основной питающей средой всей физкультурно-спортивной деятельности социума, примером для подражания других социальных слоев общества. Являясь открытой системой, физкультурно-спортивное движение Российской Федерации развивается на базе государственных устоев и общих принципов управления, но, как и любая другая деятельность, оно требует частного подхода и конкретизации к управлению. Актуальность данного вопроса возрастает по мере реализации принципа демократизма и предоставления регионам самостоятельности в вопросах прогнозирования физкультурно-спортивного движения, реализации прав граждан России на занятия различными видами спорта и финансирования важной для общества деятельности1. Вопросам же управления, экономики и права в области социального института спорта в сфере образования уделялось недостаточно внимания. Разработка теоретических проблем управления физкультурно-спортивным движением на современном этапе - одна из прерогатив ученых и требует объективного анализа состояния практики физкультурно-спортивного движения как по вертикали, так и по горизонтали. Радикальные преобразования в социально-экономической жизни и государственно-политической организации обусловили существенные из-

1 См.: Арсеньев, Ю.Н. Управление персоналом. Технологии: учебное пособие для студентов вузов / Ю.И.Арсеньев, С.И.Шелобаев, Т.Ю.Давыдова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005; Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества. - М.: Логос, 2005; Паначев, В.Д. Социально-управленческие аспекты влияния физической культуры и спорта на социализацию личности.- Пермь, 2005.

менения в социокультурной деятельности общества, в том числе в сфере образования, спорта, туризма, в национальной системе спортивного воспитания населения. Актуализация и конституционное признание приоритетности прав и свобод человека на формы занятий и выбор средств спортивной культуры открывают возможности для новых правовых отношений и перспектив развития и совершенствования информационного обеспечения физкультурно-спортивного движения. На смену стандартному исполнению разработанных «центром» программ приходит инициативное творчество руководителей региональных организаций. Десятилетиями существовавшая государственная структура управления физкультурно-спортивным движением не выдержала условий рыночных отношений, а ее руководители не нашли выхода из создавшейся ситуации.

Проведенные нами исследования показали, что одна из причин неудовлетворительного состояния управления в сфере образования и спорта -это недооценка объективных закономерностей развития общества. Это отметили 37,6% респондентов. Второй причиной был назван непрофессионализм руководителей структурных организаций сферы физической культуры и спорта, так как, по мнению специалистов физической культуры и спорта, лишь 12,47% руководителей отвечают современным требованиям1.

И первая и вторая причины стали следствием реструктуризации физкультурно-спортивного движения. В недалеком прошлом спортивная культура рассматривалась как важная часть культуры общества, создающая и рационально использующая специальные средства, методы и условия физического совершенствования человека. По мере развития науки и научных дисциплин правомерно новое толкование понятия «спортивная культура»: могут меняться формы и методы, но цели и задачи этой отрасли, на наш взгляд, остаются те же. Любое движение вперед начинается с первого шага. Для спорта спортивная культура - первый шаг к базовому физическому развитию и здоровью личности. Следовательно, встает вопрос о целесообразности формирования массовой спортивной культуры. Нарушение структуры управления физкультурно-спортивного движения отразилось на профессионализме и компетентности руководителей структурных подразделений сферы образования и спорта. Изменение структуры системы (организации) требует пересмотра расстановки и переподготовки кадров. Если в других отраслях управленческий персонал переподготавливается, то в физкультурно-спортивном движении координация этой функции управления отсутствует. И если молодые специалисты по спортивной культуре располагают знаниями теоретико-методологических основ и технологии управления социальными процессами и структурами, то руководители со стажем лишены этого из-за отсутствия специальных дисциплин

1 См.: Паначев, В.Д. Развитие личности в различных видах спорта / В.Д. Паначев. Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе.- Пермь: ПГТУ 2000 .- С. 33 - 38.

в учебном плане прошлых лет и использования «верхами» организационно-административных методов управления. Для осуществления сложной организационно-управленческой деятельности по реализации задач, стоящих перед физкультурно-спортивным движением в условиях рыночных отношений, необходима тщательная специальная переподготовка практических работников, которая по экономическим причинам в настоящее время затруднена1.

Любая социальная система предусматривает структуру, содержание и цель деятельности. Если структура нарушена, то сложно говорить о содержании и цели деятельности, в данном случае - о содержании физкультурно-спортивной деятельности как системы. Как социальная подсистема государства физкультурно-спортивная деятельность должна иметь государственный заказ, выраженный в нормативных актах. Отсутствие нормативов автоматически снимает вопрос контроля качества продукции физкультурно-спортивной деятельности.

Анализ локальной технологической системы информационного обеспечения региональных и низовых структур физкультурно-спортивной деятельности показал, что информационный поток в спортивные организации резко сужается. Это существенно влияет на качество оздоровительной и спортивной работы на местах: каждый пятый респондент отметил отсутствие нормативно-правовой регламентации; только 4,3% опрашиваемых практических работников подтвердили получение информационно-методической помощи от региональных и местных, городских (районных) агентств по физической культуре и спорту. А кое-где на местах эти структуры ликвидированы. Иначе говоря, вопрос об использовании в управлении физкультурно-спортивным движением информации как одного из методов управления стоит весьма остро.

Как показали наши социологические исследования, после окончания школы большинство выпускников прекращают активно заниматься спортом. Народная мудрость гласит: «Ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь», причем такой мощной искрой развития посредством спорта, чтобы он смог гореть всю жизнь. Эту задачу могут решить такие массовые старты, как «Президентские соревнования», если они смогут стать государственной программой и действенной управляемой моделью развития личности в спорте. Приходится констатировать, что до этого надо пройти еще слишком большой путь, который только начат в 2008 г. с принятием Государственной Думой Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Государственная поддержка спорта - неотъемлемое условие его успешного и эффективного функционирования. В период перестройки была нарушена стройная организационно-управленческая структура спортивного

1 См.: Паначев, В.Д. Социально-управленческие аспекты влияния физической культуры и спорта на социализацию личности.- С. 122.

движения, обострились многие финансово-экономические вопросы спортивных организаций, ухудшилась материально-техническая база для активных занятий. Увеличился отток сильнейших игроков за рубеж, значительно сократилось число занимающихся спортом в большинстве клубов и СДЮШОР. Все это изменило финансовые и материальные условия работы учреждений дополнительного образования, их кадровый потенциал, снизило качество подготовки спортивного резерва.

Задача проведенного нами исследования состояла в том, чтобы проанализировать эффективность государственной поддержки развития института спорта в этот переходный период. Эти годы характеризуются полным отсутствием финансовой поддержки со стороны государства, переводом спорта на экономическую самоокупаемость, его хаотическим существованием. Государственные структуры не смогли оказать существенную социально-экономическую поддержку спортивному движению, в результате спорт вышел из-под влияния государства. Уровень спортивных достижений той или иной страны в конечном счете зависит от условий материальной жизни общества, от его благосостояния, но это не единственные факторы, влияющие на прогресс спортивных результатов. Более высокие экономические показатели страны автоматически не гарантируют ее превосходства в спорте: многое будет зависеть от того, как будут использованы имеющиеся возможности.

Важную роль при этом играют социальное устройство общества, фактические условия, предоставляемые государством для прогресса спорта, отношение к спорту в обществе, наличие социальных институтов руководства и управления спортивным движением. Влияние этих социальных факторов на рост спортивных достижений проявляется через ряд условий, в том числе через систему спортивной подготовки. Отсюда ясно, что спортивные достижения, их общий уровень и динамика - это как бы обобщенный показатель развития спортивной культуры в обществе, наглядный критерий качества школы спорта, сложившейся в той или иной стране, а в какой-то мере и один из показателей социального прогресса в государстве.

Сегодня, после того как в некоторых странах были приняты законы о спорте (например, в Финляндии в 1980; в Италии в 1984; во Франции в 1984 и в 1992; в Испании в 1988 и в 1990; в России в 1993, в 1999 и 2008; на Украине в 1993; в Польше в 1996; в Словении в 1998; в Казахстане в 1999 и др.), многие специалисты, и прежде всего тренеры, задают вопрос «Нужен ли спорту закон?». Ведь раньше национальный спорт во многих странах, включая Россию, практически до 80-х гг. развивался и обходился без принятия государствами разных законодательных актов в области спорта.

Однако следует заметить, что роль государства в до перестроечный период всегда проявлялась не только в мерах политического и идеологического характера, но и через законодательные постановления админи-

стративных органов. Действительно, спорт сегодня настолько урегулирован своими внутренними уставами, хартиями, регламентами, правилами и положениями, что не требует, казалось бы, вмешательства государства.

Необоснованное утверждение, что спорт способен самофинансировать свою отрасль, привело к снижению в 90-е гг. активной роли государства по отношению к физкультурно-спортивному движению. И как следствие, во многих видах спорта Россия стала терять лидирующие позиции. В числе причин такого положения следует выделить недостаточное финансирование сборных команд страны для участия в ответственных международных соревнованиях европейского и мирового уровня, снижение бюджетного финансирования на спортивную подготовку детей и юношей, а в целом и всего спортивного резерва, снижение мотивации к занятиям спортом, статуса спортивного педагога и качества подготовки научно-педагогических кадров.

В России спортом занимается всего 10% населения, в то время как в США - 40%, в Германии -- 60%. В.В. Путин как-то сказал, что нас должно преследовать чувство вины, что мы довели эту отрасль до такого плачевного состояния, что этот вопрос приходиться рассматривать на таком высоком государственном уровне. Вопрос о развитии массовости спорта в России становится ключевым социальным общественно-политическим вопросом, В связи с этим реанимация многих форм активного участия детей, подростков, юношей в физкультурно-спортивных занятиях, целевое использование спортивных сооружений для физкультурной деятельности, пропаганда здорового образа и стиля жизни, в том числе СМИ и телевидением, привлечение и объединение средств федерального бюджета, местных органов самоуправления, спонсоров для финансирования детско-юношеского спорта и спорта высших достижений, признается первостепенным делом в государственном регулировании физической культуры и спорта в России.

Мы надеемся, что уже в скором времени коренным образом изменятся социальный статус тренера, его заработная плата, материально-технические условия тренировочного процесса, мотивация к занятиям спортом, что государство не оставит институт спорта без эффективной поддержки.

Понятие «спортивное воспитание» широко используется и в современной педагогической и социологической литературе. В рамках спортивного воспитания, как и в спортивной социализации, важно различать два аспекта (направления). Они связаны с тем, что спортивное воспитание может иметь две целевые установки и соответственно выступать в двух формах. Первая из них - воспитание позитивного отношения личности к спорту, приобщение ее к эталонам, ценностям и нормам культуры, связанным со спортом, т. е. воспитание спортивной культуры личности. Вторая целевая установка спортивного воспитания - содействовать решению таких

целей и задач, которые выходят за рамки спортивной деятельности, затрагивают все направления личностного развития (телесно-физическое, когнитивное, эмоциональное, психосоциальное и др.) и предусматривают формирование общей гуманистической культуры личности, ее общее гуманистическое воспитание (это направление спортивного воспитания обозначим термином «воспитание посредством спорта»). Два этих направления спортивного воспитания тесно связаны между собой, дополняют друг друга и в определенной степени даже пересекаются друг с другом, но они различаются по своим целевым установкам.

Любое изменение общества, его обновление проводится за счет горизонтальной и вертикальной социальной мобильности, под которой понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. В большинстве случаев общество заинтересовано в собственном обновлении, оно создает механизмы социальной селекции: социальные лифты, которые позволяют отдельным талантливым индивидам из низших слоев подняться наверх и одновременно из социальной элиты уходят лица, не соответствующие более ее требованиям. При этом никогда не существовало общества, в котором социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления [П.А.Сорокин, 1992]. Всегда существует сито, которое просеивает индивидов и позволяет подняться наверх только некоторым из них, оставляя других на нижних слоях. В этом случае именно агрессия, которая идет как сверху, так и снизу является одним из видов социального сита и позволяет нормально функционировать обществу. Только проявляя агрессию по отношению к нижестоящим, можно сохранить свое положение в элите и, наоборот, стать лидером группы, можно только проявив агрессию к старой элите. Агрессия также отбраковывает лиц, претендующих на более высокий социальный статус. Есть социальные институты (например, власть, армия и спорт), где агрессия является непременным атрибутом профессиональной деятельности, и в этих социальных группах успех индивида часто зависит от уровня его агрессивности, поэтому агрессия там приветствуется, культивируется и воспитывается.

Многие вполне «мирные» фирмы как на Востоке, так и на Западе проповедуют воспитание агрессивности у своих сотрудников. Так, занятия кэндо, айкидо, дзюдо обязательны для сотрудников японских компаний, западноевропейские фирмы составляют собственные команды по пейнтболу. Подобного рода занятия позволяют выработать и подчинить себе агрессию, выплескивать и оставлять ее в спортзале. Аналогичные методы воспитания практикуются и в современной России.

Для изучения особенностей физкультурно-спортивной деятельности управленческой элиты и других социальных институтов общества, студентов высших учебных заведений проводилось специальное исследование.

В нашем исследовании был проведен зондаж мнения ведущих государственных чиновников, специалистов различных видов спорта, ученых и практиков, спортсменов-олимпийцев, студентов и преподавателей вузов различных городов и регионов Российской Федерации, Пермского края, Перми, Пермской области и Урала, ведущих тренеров и специалистов спорта о роли спорта в их жизни, что он дал для развития личности. С каждым из респондентов, а их было 2599, проводился специальный инструктаж по индивидуальному заполнению анкеты с вопросами. По результатам такого комплексного исследования составлены таблицы управляющего воздействия социального института спорта и физкультурно-спортивной деятельности на развитие личности государственных чиновников, специалистов различных видов спорта, ученых и практиков, олимпийцев, студентов.

Опросы респондентов из числа бывших ведущих спортсменов, покоривших вершины элиты власти, показали, что у победителей и лидеров команд восстановительные процессы происходят гораздо быстрее, видимо, подтверждая положение, что победа лечит любые раны. Сама специфика занятий единоборствами способствует развитию ярко выраженных лидерских качеств, что подтверждает и спортивная практика и данные социологических исследований. Лидерство - это спонтанное, идущее снизу обеспечение одного из членов группы властными правами по отношению к остальным - принимать решения, осуществлять координацию, предвидение, прогнозирование и планирование. Особое значение имеет такое обобщение в том смысле, что различные виды спорта способствуют формированию и развитию лидерских властных качеств личности. Это подтвердили проведенные социологические исследования.

В опросе приняли участие 2 599 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, более чем в 50 городах и населенных пунктах Российской Федерации, во всех федеральных округах. Формулировки вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам. Данные приведены в процентах от общего количества опрошенных госчиновников. Выборка репрезентативна для взрослого населения России и управленческой элиты власти. Статистическая ошибка не превышает ± 2,5%.

Может ли спорт, по вашему мнению, стать национальной идеей в оздоровлении нации? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших)

Варианты ответа Госчиновники

Однозначно да 70

Конечно да 24

Да 6

Нет -

Не знаю -

Затрудняюсь ответить -

Как вы обычно проводите свободное время, если оно у вас есть?

Варианты ответа Госчиновники

Ходим в гости (принимаем гостей) 28

Совершаю с семьей вылазки на природу 26

Занимаюсь спортом 24

Хожу в театр, на выставки, на концерты 22

Хожу на рыбалку, охоту 20

Дома у телевизора 12

Читаю 10

Занимаюсь с детьми (внуками) 8

Что-нибудь мастерю, шью, вяжу 3

Пишу научную работу 2

Хожу в церковь 2

Работаю и отдыхаю на даче, в личном подсобном хозяйстве 2

Пишу стихи 1

Затрудняюсь ответить 1

Другое 1

Какая национальная идея, по вашему мнению, могла бы в наше время объединить и возродить российское общество?

Варианты ответа Госчиновники

Законность и порядок 60

Возрождение великой России 52

Вхождение в современное западное общество 41

Равенство и справедливость 39

Богатство и процветание 38

Здоровый образ жизни и спорт 35

Социальная защищенность 30

Свобода 26

Сбережение народа 22

Православие 12

Затрудняюсь ответить 4

Другое 2

Социализм 1

Нужно ли вообще развивать спортивную базу во дворах?

Варианты ответа Госчиновники

Нужно обязательно 100

Не нужно, все равно поломают -

Да, наверное, нужно -

Нет, наверное, не нужно -

Занимаетесь ли вы спортом? Можно дать несколько ответов.

Варианты ответа Госчиновники

Занимаюсь сейчас 52

Занимался в студенческие годы 50

Занимался в детские годы 44

Не занимаюсь 18

Какие цели вы ставили перед собой, выбирая свой вид спорта?

Можно дать несколько ответов.

Варианты ответов Госчиновники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стать более решительным и смелым 57

Быть здоровым и сильным 28

Иметь красивую фигуру, уверенность в себе 14

Участвовать в соревнованиях и побеждать 1

Другое -

Ваше отношение к спорту? Можно дать один ответ.

Варианты ответа Госчиновники

Путь к гармоническому развитию личности 76

Политика государства 9

Удел фанатиков и талантливых людей от природы 6

Диктат тренеров и чиновников от спорта 5

Простор для разносторонней инициативы 3

Ваш ответ другой, какой? 1

Занимаются ли ваши дети спортом и какими видами?

Варианты ответа Госчиновники

Занимаются 96

Не занимаются 4

Список литературы

1. Арсеньев, Ю.Н. Управление персоналом. Технологии: учеб. пособие для студентов вузов / Ю.И.Арсеньев, С.И.Шелобаев, Т.Ю.Давыдова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005.

3. Паначев, В.Д. Социально-управленческие аспекты влияния физической культуры и спорта на социализацию личности.- Пермь, 2005.

4. Паначев, В.Д. Развитие личности в различных видах спорта / В.Д. Паначев / Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе.- Пермь: ПГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.