УДК 316.346
А.Е. Березин
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ
Деятельность вуза обусловлена, с одной стороны, качеством и количеством ресурсов, имеющихся в распоряжении вуза, а с другой стороны - характером, темпами, направленностью социальных изменений, происходящих в обществе. Социальная политика в вузах основывается на предоставлении социальных услуг студентам, преподавателям и сотрудникам.
A.E. Berezin
SOCIAL POLICY MANAGEMENT IN AN ENTERPRISE OF HIGH PROFESSSIONAL EDUCATION: A COMPARATIVE ANALYSIS OF REGIONAL MODELS
The activities of universities determined by the quality and quantity of resources available to the university from one hand and with the nature, pace, direction of the social changes taking place in society from the other. Social policy in the universities based on the provision of social services to students, teachers and staff.
Современная модель социальной политики предполагает необходимость формирования и определенного свода обязанностей человека перед самим собой, семьей, обществом и государством, перед всем человечеством [1, с.13]. Участниками рынка образовательных услуг можно считать непосредственных потребителей услуг - студенты вузов, потенциальных потребителей - абитуриенты вузов и референтные группы, которые оказывают влияние на выбор и оценку вуза - родители и учителя. В качестве участников рынка труда можно рассматривать работодателей и посредников - кадровые агентства и службы занятости.
Как считает Н.В. Казакова, в период либеральных рыночных реформ 1990-1999 гг. произошла быстрая и радикальная ломка прежней системы хозяйствования, однако формирование новой оказалось чрезвычайно сложным и долгим, что привело к затягиванию системного кризиса, охватившего все сферы жизни общества. Для университетов это означало кардинальные перемены во внешней среде их существования. Резко упало финансирование науки, образования в целом и высшего в частности, снизилась степень централизации управляемости не только системой образования, но и всего общества, реорганизация существующих структур носила зачастую хаотический характер, превращаясь, по сути, в их развал и ликвидацию. Образование, утратив идеологическую направленность, оказалось перед угрозой потери социокультурных ориентиров вообще, что сказалось на его содержании и формах работы с обучающимися. Результаты научных исследований оказались не востребованными российской экономикой, что привело к быстрой деградации всех секторов наук, в первую очередь отраслевой и академической [2, с.113].
Несмотря на системный кризис, степень самостоятельности российских вузов относительно возросла, они получили свободу в формировании учебных программ и планов, содержании курсов и выборе учебников. Вузы получили возможность осуществлять внебюджетную деятельность, предоставлять платные образовательные услуги и расходовать полученные средства на собственные нужды. Право выбора ректора и разработки Устава вуза позволило в определенной степени закрепить эти начала вузовской самостоятельности. Появились негосударственные, коммерческие вузы, число которых с каждым годом увеличивалось [3].
Вопросы финансирования системы образования стоят особенно остро для России в последнее время. Средства, выделяемые государственным бюджетом, явно недостаточны для поддержания уровня образования, необходимого для совершенствования современных профессионалов. Поэтому высшая школа вынуждена сама изыскивать дополнительные средства. Деятельность регионального вуза обусловлена, с одной стороны, качеством и количеством ресурсов, имеющихся в распоряжении вуза, а с другой стороны, характером, темпами, направленностью социальных изменений, происходящих в обществе.
Социальная политика в наших вузах осуществляется в предоставлении социальных услуг и гарантий студентам, преподавателям и сотрудникам. Агенты, которые предоставляют социальные услуги, гарантии, защищают интересы своих подчиненных, а именно преподавателей и сотрудников, и подопечных, в частности студентов [4].
Нами в ходе проведенного в 2005-2007 гг. исследования был составлен список социальных услуг, гарантий, форм поддержки, которые реализуются в региональных вузах. На основании полученных данных составлена таблица, где указаны основные социальные услуги и высшие учебные заведения, в которых они осуществляются или не осуществляются.
Социальные услуги в высших учебных заведениях г. Саратова
Вузы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
СЮИ Е О О Н Е Е Е Е Е Е Н Е Е Е Е
Педаг. ин-т СГУ Е Е Е О Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е
СГТУ Е Е Е О Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е
СГАП Е Е Е О Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е
ПАГС Е Н Н О Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е
ИБиДА СГТУ Е Е Е О Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е
СГУ Е Е Е О Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е
Коды:
Е - есть данная социальная услуга
О - отсутствует данная социальная услуга
Н - не известно респондентам об этой социальной услуге
Список социальных услуг, предоставляемых вузом преподавателям, сотрудникам и студентам:
1. Доплата к заработной плате преподавателям;
2. Доплата к стипендии студентов;
3. «Подъемные выплаты» для молодых преподавателей;
4. Предоставление беспроцентной ссуды на приобретение жилья /улучшения жилищных условий;
5. Предоставление отдельной жилплощади или комнаты в общежитии;
6. Оплата обучения на курсах повышения квалификации;
7. Оплата стажировки преподавателей/студентов;
8. Оказание преподавателям/студентам материальной помощи;
9. Подарки сотрудникам по праздникам;
10. Подарки детям сотрудников/студентов к праздникам;
11. Издание учебно-методических пособий;
12. Медицинские учреждения, где сотрудникам/студентам оказывается бесплатная медицинская помощь;
13. Оказание помощи в оплате (полная/частичная) серьезного, дорогостоящего лечения сотрудникам/студентам;
14. Осуществление помощи в оплате (полная/частичная) похоронных услуг сотрудникам/студентам;
15. Осуществление поддержки сотрудников, вышедших на заслуженный отдых (льготы, санаторно-курортное лечение или профилакторий).
В нашем регионе открыто большое число высших учебных заведений, государственных и негосударственных, в которых осуществляется социальная политика. Мы считаем, что в вузах осуществляется модель социальной поддержки и социальной защиты, она выражается в предоставлении основных видов социальных услуг, проведении постоянного контроля в социальной сфере вуза за тем, кому они предоставляются и в какой степени.
Данную деятельность осуществляют различные отделы в вузах. В СГТУ, ИБиДА -профком, в СГУ, Педагогическом институте - профком, отдел по управлению социальной работой, в СЮИ - профком, в СГАП - профком, в ПАГСе - профком и отдел по работе со студентами.
Таким образом, интересным является то, что специалист по социальной работе отсутствует во всех высших учебных заведениях, проблемами студентов, преподавателей и сотрудников занимаются различные специалисты (председатель профкома студентов, преподавателей и сотрудников, куратор, зав. кафедрой, декан и т.д.).
Проводя исследования на базе высших учебных заведений г. Саратова и проанализировав полученные данные, можно сделать ряд выводов:
- во-первых, во всех высших учебных заведениях предоставляются социальные услуги, исключение составляет лишь отсутствие предоставления жилищной площади сотрудникам, молодым преподавателям. Вуз может обеспечить преподавателям, сотрудникам, не имеющим собственного жилья, только комнату в общежитии или квартиру в порядке очереди, в зависимости от карьерного роста и собственного вклада в развитие и научную жизнь вуза;
- во-вторых, в вузах, где было проведено пилотное социологическое исследование, осуществляется защита интересов круглых сирот, инвалидов. Студентам вуз предоставляет лечение в профилактории, обеды. А после окончания учебное заведение выплачивает денежные выплаты круглым сиротам для приобретения необходимой мебели и т. д.;
- в-третьих, вуз заключает различные договора с медицинскими учреждениями, но повторное обследование студенты, преподаватели, сотрудники самостоятельно оплачивают. Соответственно, не все социальные услуги являются бесплатными.
Таким образом, говоря о социальной политике в высших учебных заведениях, ее моделях, которые реализовываются на практике, можно отметить, что модели со временем претерпевают различные изменения, например в настоящее время вузы оказывают социальную помощь и поддержку студентам, преподавателям и сотрудникам; имеют право осуществлять внебюджетную деятельность и предоставляют платные образовательные услуги [5].
Также нами проводилось социологическое исследование на базе высших учебных заведений г. Саратова, которое позволило оценить эффективность социальной политики вузов.
Социальная оценка эффективности, по нашему мнению, состоит из предоставления перечня социальных услуг, способов реализации социальных услуг, от частоты обращения
пользователей и от результативности. Нами было опрошено 10 респондентов -преподавателей и сотрудников различных вузов г. Саратова: СГТУ, ИБиДА, СГУ, СЮИ, Педагогического института, ПАГС, СГАП и 10 респондентов - студентов СГТУ. Преподаватели и сотрудники оценивают социальные услуги и результаты по-разному, у каждого опрашиваемого своя субъективная оценка, которая может быть подвергнута изменениям по всевозможным причинам.
Из этого следует, что, оценивая в настоящий момент социальные услуги, мы не можем применить в дальнейшем эту же оценку, так как изменяется социальноэкономическое положение в стране, следовательно, изменяется и социальноэкономическое положение вузов, финансирование, распределение экономических ресурсов на социальные услуги.
В каждом вузе есть профком сотрудников и преподавателей и профком студентов. Студенты, преподаватели и сотрудники обращаются за социальной помощью и поддержкой в профком.
Опрашиваемые студенты неоднократно обращаются за материальной помощью, так как многие студенты из малообеспеченных семей и проживают в общежитиях от вуза. «Да, регулярно. Денег не хватает, отец в данный момент не работает, семья многодетная, вот поэтому и нужны денежные средства» (жен., 20 лет, СГТУ).
Студенты довольны выплатами социальной стипендии, но считают, что необходимо повысить материальную помощь и академическую стипендию. Многие студенты недовольны тем, что на технических факультетах выплачивается довольно-таки высокая академическая стипендия, в отличие от гуманитарных факультетов.
Студенты недовольны жилищно-бытовыми условиями в общежитиях: «Но, в основном, своей комнатой да, довольна, а в общем, общежитием не совсем: во-первых, нет душа нормального, во-вторых, грязно все-таки в общежитии, плохо убираются, кухня грязная. Даже когда ремонт делают, не основательно. А так поверхностно все, который начинает уже отлетать через месяц-два. Становится неприятно, т.е. живешь, приходишь, и пыль, и грязь, даже посуду негде поставить. Туалеты, ну пусть и моют, но сантехника, все в плохом состоянии. То трубы гудят, то еще что-нибудь, ночью невозможно спать» (жен., 18 лет, СГТУ).
Все опрашиваемые студенты, которые проживают в общежитиях, говорят об одних и тех же «наболевших» проблемах. Опрашиваемые студенты довольны получаемыми социальными услугами, а также высоко оценили работу профилактория, понравился отдых в «Политехнике». «Да, неоднократно пользовалась льготами. Ездила в летний лагерь «Политех», оформлялась несколько раз в профилакторий и хочу еще раз съездить» (жен., 20 лет, СГТУ), некоторые изъявили желание съездить еще раз этим летом.
Таким образом, студенты, проживающие в общежитиях, пользуются больше социальными услугами, чем студенты, проживающие с родителями или на съемных квартирах.
Преподаватели и сотрудники довольны получаемыми услугами, но относительно. Как уже говорилось выше, все оценивают по-разному, у каждого своё мнение, бывают такие случаи, когда человек постоянно пользуется социальными услугами, ему известно, что к чему, а есть такие люди, которые только недавно стали пользоваться социальными услугами, но еще не смогли полностью оценить результат полученного. Те же, кто получает социальные услуги, считают, что вуз оказывает хорошую поддержку своим работникам.
По мнению преподавателей и сотрудников, в течение последних 3,4 лет социальная помощь и поддержка стала контролироваться, выделяют больше финансовых средств на различные выплаты, заключают различные договора с теми организациями, медицинскими учреждениями, куда могут обратиться сотрудники и преподаватели вузов.
Часть социальных услуг студентам, преподавателям и сотрудникам финансируется из федерального бюджета, например, социальные стипендии, академические стипендии,
материальная помощь, издание учебно-методических пособий или статей в научных сборниках (СГУ, Педагогический институт, ПАГС, СГАП); часть социальных услуг реализуется из государственного бюджета по ходатайству вуза в лице профкома, например, предоставление путевок в санатории, дома отдыха и т.д.; третья часть финансируется по решению ректора, например, внебюджетные средства могут быть направлены на оплату не предусмотренных расходов или оказание помощи в похоронных услугах, предоставление необходимой суммы на дорогостоящие лечение и т.д. Большинство видов социальных услуг прописаны в Коллективных договорах, в Уставах государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования [6].
ЛИТЕРАТУРА
1. Добрынина В.И. Социальная политика: социологический аспект /
В.И. Добрынина, Т.Н. Кухтевич // Социальная политика социального государства / под общ. ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: НИСОЦ, 2002. С. 8-13.
2. Казакова Н.В. Университеты и экономика, основанная на знаниях / Н.В. Казакова. Саратов: СГТУ, 2002. 272 с.
3. Лошакова И. Социальная политика в сфере высшего образования: вчера и сегодня / И. Лошакова // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 16-27.
4. Лукашенко М. Рыночная трансформация системы образования в России / М. Лукашенко // Общество и экономика. 2002. № 1. С. 146-158.
5. Тюнников Ю. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности вуза / Ю. Тюнников, М. Мазниченко // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 69-77.
6. Устав Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет» (новая редакция) от 28.06.2002 г.
Березин Алексей Евгеньевич -
аспирант кафедры «Социальная антропология и социальная работа»
Саратовского государственного технического университета
Статья поступила в редакцию 04.07.07, принята к опубликованию 05.09.07