Научная статья на тему 'Управление сотрудничеством государственных органов и бизнеса'

Управление сотрудничеством государственных органов и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
332
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GOVERNMENT RELATIONS MANAGEMENT / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / ВЫГОДЫ ПАРТНЕРСТВА / РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЛАСТИ И БИЗНЕСА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление сотрудничеством государственных органов и бизнеса»

го (гражданского) контроля за законностью принятия и эффективной реализацией нормативно-правовых актов, значимых социально-экономических решений, государственных и муниципальных программ. Данному закону должна быть присуща максимальная конкретика для исключения возможности подменить реальный контроль и экспертизу имитационным. К примеру, законом должно категорически запрещаться участие представителей исполнительной власти в институтах, проводящих общественный контроль. В законе должен найти отражение принцип соответствия международным нормам прозрачности и подотчетности, а также проведения контроля и экспертизы на основе признанных (в том числе международных) методик и валидных источников информации. Гарантированная обратная связь по результатам мониторинга и экспертизы должна также стать важнейшей частью закона.

Литература

1. Федеральный Закон № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации»

2. Федеральный Закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. №1815-р// СЗ РФ. 2010.

4. Положение о Координационном комитете общественных советов при федеральных органах власти (редакция 2 от 16.01.2012 г.)

5. Алябьева С.А. Конфликт как необходимый элемент социальной динамики гражданского общества //Власть и общество: взаимодействия и конфликты: материалы Пятой региональной научной конференции / под общ. ред. В.Н. Глазьева. Воронеж: Истоки, 2011

6. Долинский А.В. Эволюция теоретических оснований публичной дипломатии // Вестник МГИМО-Университета, №2 2011

7. Зубова Я.В. Образование как фактор культурного развития России // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной Году Учителя и 75-летию НГПУ (17-20 февраля 2010 г.) / Под науч. ред. Е.В. Андриенко: в 3 ч. - Часть 2. - Новосибирск: НГПУ, 2010

8. Россия 2020. Главные задачи развития страны. - М.: Издательство «Европа», 2008.

9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212//Российская газета. 2008. 16 февраля

10. Устинович Е.С. Государственная политика в сфере информационных технологий. Курск, Деловая полиграфия, 2011

Ю.Н. Климкин

управление сотрудничеством государственных

органов и бизнеса

Ключевые слова: government relations management, взаимодействие власти и бизнеса, выгоды партнерства, развитие сотрудничества власти и бизнеса.

© Климкин Ю.Н., 2013

Управление взаимодействием государственных органов и бизнеса (Government relations management) - одна из разновидностей современного менеджмента. GR-менеджмент ставит своей задачей управление взаимодействием компании с органами государственной власти. Конечной целью GR-менеджмента, как всех других сфер менеджмента, выступает повышение интегральной прибыльности компании, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Это достигается за счет обеспечения наилучших конкурентных условий компании в меняющейся внешней среде путем:

• мониторинга деятельности органов государственной власти;

• анализа последствий действия государства для компании;

• влияния на деятельность органов государственной власти.

Специфика Government relations менеджмента заключается в том, что он:

• подчеркивает что субъект лоббизма является внешним по отношению к государству и, следовательно, исключает возможность понимать под GR какой-либо вид политического лоббизма;

• позволяет проводить аналогии с «паблик рилейшнз» (public relations (PR)) -деятельностью предпринимателей по установлению связей с общественностью.

Таким образом, PR и GR формируют собой комплексную систему по выстраиванию коммуникаций со всеми стейкхолдерами. Не случайно, на практике функции PR и GR часто объединены в рамках одного функционального отдела

Результативность показателей деятельности предприятий, корпораций в современном обществе в значительной мере обусловлены тем, в какой мере эффективно организовано их сотрудничество с представителями государственной власти и насколько успешно фирма способна адаптироваться к действиям государства. В последнее время во многих компаниях вопросами связей с властными структурами занимается особая структурная единица - отдел Government relations. Создание в рамках управленческих структур крупных предприятий отделов общественных отношений, которые ведают всем комплексом их политических связей, особенно с органами государственной власти в центре и на местах - существенное новшество во взаимоотношениях предпринимательства и властных структур. В функции подобных отделов входят прежде всего выявление экономических, политических и социальных приоритетов компании, создание информационных банков данных, разработка хорошо аргументированных пожеланий и предложений к властям, установление деловых контактов с государственными органами, консультации с ними.

Следует отметить, что на российском рынке услуг стали появляться профессиональные организации, целью деятельности которых является предоставление услуг по представлению интересов бизнеса в органах государственной власти. Такие компании способствуют развитию цивилизованных взаимоотношений между обществом и властью, построенных на сочетании принципов государственности и поддержки демократических институтов. Как правило, коллектив подобных организаций состоит из специалистов высокого класса, имеющих многолетний опыт работы в федеральный органах исполнительной и законодательной власти, а также профессиональных лоббистов, работавших в различных отраслевых ассоциациях, союзах и имеющих практический опыт цивилизованного лоббирования интересов бизнеса в органах власти любого уровня.

Располагая всей необходимой информацией от администрации компании, GR-менеджеры стремятся поддерживать постоянные контакты с законодателями и чиновниками, в частности выявляя их намерения в интересующих предприятие областях. Создание такого специального аппарата поддержки интересов внутри компании позволяет не только воздействовать в нужном ей направлении на законодательную и исполнительную власть, но также своевременно и адекватно реагировать на изменения в политике прави-

тельства. В зависимости от объемов деятельности компании в отечественной практике характерны следующие уровни деятельности в данной области: на муниципальном, на региональном, на федеральном и международном уровнях. Как правило, эффективность деятельности рассматриваемой службы в компании может быть обеспечена за счет тесного сотрудничества с другими ее подразделениями (правовой отдел, отдел маркетинга, отдел регионального развития и др.). Успех работы GR-менеджеров предприятия во многом зависит от уровня их знаний ситуаций в области взаимодействия бизнеса и власти, а также существующих методов принятия управленческих решений государственными административными органами. Имея в виду закрытость, непрозрачность деятельности властных структур, сложность налаживания контактов с чиновниками, принимающими ответственные решения, одним из базовых требований к GR-менеджерам является умение установить и использовать контакты с работниками государственных служб. Сегодня в российских компаниях при формировании и совершенствовании работы GR-служб кадровый приоритет отдается, прежде всего, бывшим представителям государственных органов власти. Чем выше должность менеджера и мощнее компания, в которой он работает, тем большим опытом и связями в политической и административной сфере он обязан обладать.

Весьма положительно воспринимается руководством наличие у претендента на должность GR-менеджера опыта работы в профильных для компании отраслевых секторах государственной власти. В то же время приходится учитывать, что люди, работавшие ранее в органах власти, нередко имеют серьезные недостатки. Для многих из них могут быть характерными поверхностное знакомство со спецификой работы в бизнесе, а также большие амбиции бывших чиновников, что мешает их интеграции в коллектив компании.

На сегодня возможности привлечения квалифицированных специалистов по работе с органами власти в России весьма ограничены. Система образования страны лишь в самое последнее время осознала объективную потребность и перспективность подготовки профессиональных кадров в данной области. Ныне сформировавшихся специалистов такого рода на нашем рынке очень мало.

GR-менеджер призван быть в состоянии обеспечивать эффективные коммуникации компании, располагать навыками межличностного общения и коммуникационными способностями. Он обязан уметь выстраивать и стабильно поддерживать связи не только с внешней средой (структурами государственной власти, различными общественными организациями, средствами массовой информации), но также и с внутренней средой компании (высшими ее руководителями, менеджерами функциональных подразделений, собственниками и т.д.). GR-менеджер должен располагать организаторскими способностями. Специалист сферы GR призван в полной мере учитывать специфику работы исполнительной и законодательной власти, выявлять конкретные стадии процессов принятия решений в органах государства, знать где, когда и каким образом реально оказывать энергичное воздействие на их принятие. Обладая специфическими познаниями в работе с органами власти, GR-менеджер обязан также иметь и общее представление ситуации на рынке, хорошо знать перспективы развития компании, ее стратегические программы, а также специфику организации бизнес-процессов и основы управления предприятиями. Таким образом, среди основных требований, предъявляемых к GR-менеджерам, отметим: коммуникативные способности; организаторские навыки; умение налаживать результативное межличностное общение; обладание качествами лидера; иметь глубокое представление о специфике функционирования законодательной и исполнительной власти, а также особенностей межведомственных взаимоотношений; умение организации

лоббирования с учетом специфики такого рода деятельности; мышление стратегического характера, а также способность к нестандартным управленческим решениям; умение четко представлять себе и формулировать стоящие перед компанией проблемы, а также определять пути их решения.

Формирование отношений GR формирует вокруг себя такие основные субъекты интересов, как:

1) государство в лице его институтов, органов власти и управления, отдельных уполномоченных организаций и т.д. (интерес государства проявляется в обеспечении эффективного исполнения государственных функций по всем направлениям государственной власти и управления);

2) общество в лице различных институтов гражданского общества, взаимодействующих с институтами государства, в первую очередь с государственной гражданской службой как институтом государства, находящимся в непосредственном взаимодействии с общественными институтами и отдельными гражданами; интерес общества проявляется в достижении непротиворечия государственного управления, деятельности государственных служащих общественным целям и потребностям;

3) представители бизнеса, в том числе объединенные совместными экономическими, коммерческими, финансовыми и другими интересами в заинтересованные группы; это уровень частных интересов, которые могут как совпадать с общественными и государственными интересами, так и идти с ними вразрез, создавая условия конфликтов, социальных угроз, нарушения законодательных и моральных норм;

4) государственные гражданские служащие, которые по своему должностному положению обязаны соблюдать государственные и общественные интересы, и любое отклонение от этой нормы может расцениваться как должностной проступок или преступление; но в то же время государственная гражданская должность находится в структуре личностных интересов такого служащего, в основе его социальных мотиваций, поступ-

К сожалению, механизм взаимодействия общества и власти в процессе принятия политических решений сегодня непубличен, коррумпирован и хаотичен; каналы влияния на органы государственной власти монополизированы сильнейшими группами давления. Одна из причин подобных аномалий - отсутствие урегулированных законодательством отношений между GR-менеджерами и государственно-властными структурами, контроля за исполнением законов, соблюдением этических и нравственных норм в этой сфере. Правовое регулирование сферы GR позволит существенно снизить уровень криминализации процесса взаимодействия представителей различных групп интересов с представителями власти, обеспечить гласность и открытость принятия важнейших решений государства.

Следует акцентировать внимание на следующих специфических чертах российского GR:

1) остающаяся исключительно высокой в области GR роль первых лиц - руководителей предприятий и компаний. Это связано как с важностью данного направления работ, так и с отсутствием квалифицированных кадров топ-менеджеров в области GR; 2) столичные офисы компаний, как правило, осуществляют GR на федеральном уровне, решение задач GR регионального уровня перекладывается на дочерние структуры в регионах; 3)отсутствие прозрачных бюджетов; 4) отношения с государственными органами строятся по системе разовых сделок, в то время как эти связи с крайне высокой ролью государства в бизнес-процессах специалисты по GR должны создавать с государственными органами на долгосрочной основе.

Литература

1. Барвин О. О.Субъекты лоббистской деятельности в США. Электронный ресурс - http://lobbying.ru/content/sections/articleid_1182_linkid_62.htlm(дата обращения 16.02.2012).

2. Баширов М. Ф. Системный подход GR // Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия. М.: Изд-во РАГС, 2010

3. Болгова А.Н., «GR-менеджмент - инструмент цивилизованного лоббизма?»// «Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия», М.: Изд-во РАГС, 2010

4. Джиар в России больше, чем пиар. Этих специалистов не готовит ни одно учебное заведение.ЦКЬ: http://www.ladno.ru/actarch/17101.html

5. Матвеенков Д.О. GovernmentRelations как политическая форма частно-государственного партнерства в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». - 2011. - № 3. - С.77-88

6. Субъектный статус лоббизма и Government ralations. Электронный ресурс -http://lobbying.ru/Dokuments/VAKTolstykh.pdf

7. Толстых П. А.Рейтинг лучших GR-специалистов России. Выпуски 1-3. М.: Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, 2008-2011

8. Толстых П.Лоббизм, Government Relations (GR) и Public Affairs (PA): к истокам понятий. Электронный ресурс - http://www.raso.ru/?action=show&id=16626

9. GR-щик строит мост, по которому пройдет лоббист. Электронный ресурс -http://www.communicators.ru/interview/p_tolstykh_gr.

В.К. Крылов А.Г. Морозова

стратегия социально-экономического развития:

содержание понятия

Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития, цели стратегии и их противоречивость, критерии классификации стратегии.

Научное исследование объекта предполагает предварительное его определение в существующих терминах. В понятии «стратегия социально-экономического развития» ведущий термин, этимон - «стратегия», тогда как «социально-экономическое развитие»

- видовой признак стратегии.

Этимология стратегии восходит к временам древней Греции, когда этот термин стал применяться в военной области. Греческое (1)«oTparnyia» (strategia) означало место, должность, пост начальника, командира, полководца, (2) слово «OTparnyôç» (strat-egos), - стратег, главнокомандующий войском - как составное слово от «oxpaTÔç» (stratos)

- армия,войско + «àyôç» (agos) - главный,ведущий , от «âyro» (ago) - водить, вести. Стратегия как военный термин в сублимированном виде чаще всего использовался в Новое время в значении плана действий стратега, главнокомандующего для достижения поставленной цели.

© Крылов В.К., Морозова А.Г., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.