Научная статья на тему 'Управление системой воспитания в конфессионально-ориентированных школах'

Управление системой воспитания в конфессионально-ориентированных школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВОСПИТАНИЯ / КОНФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ / MANAGEMENT OF AN EDUCATIONAL SYSTEM / THE CONFESSION FOCUSED SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дивногорцева Светлана Юрьевна, Десятов Константин Алексеевич

В данной статье авторами предпринята попытка выделить то особенное, что характеризует управление системой воспитания конфессиональноориентированных школ в России и Италии. В результате выполненных наблюдений и проведенных опросов авторы пришли к убеждению, что основными, характерными для христианских школ требованиями к качеству управления системой воспитания, являются: наличие ценностно-целевого компонента и принятие его педагогическим составом, родителями и учащимися; неприемлемость жесткости управления со стороны внешнего воздействия при одновременно мягком воздействии со стороны внутреннего управления школой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление системой воспитания в конфессионально-ориентированных школах»

г. Москва

Управление системой воспитания в конфессионально-ориентированных школах

В данной статье авторами предпринята попытка выделить то особенное, что характеризует управление системой воспитания конфессионально- ориентированных школ в России и Италии. В результате выполненных наблюдений и проведенных опросов авторы пришли к убеждению, что основными, характерными для христианских школ требованиями к качеству управления системой воспитания, являются: наличие ценностно-целевого компонента и принятие его педагогическим составом, родителями и учащимися; неприемлемость жесткости управления со стороны внешнего воздействия при одновременно мягком воздействии со стороны внутреннего управления школой.

Управление системой воспитания, конфессионально-ориентированные школы.

S.U. Divnogortseva, K.A. Desyatov, Moscow

Management of an educational system at the confessional focused

schools

In this article the authors made an effort to emphasize the particular subject, disclosing the management of education system in the confession focused schools in Russia and Italy. As result of observations and surveys, the authors of the article made a conclusion that the basic, typical requirements for educational system management in Christian schools are as follows: occurrence of axiological and object-oriented components and acceptation thereof by a teaching staff, parents and students; the inappropriateness of cruelty of management on the part of external influence simultaneously with soft action on the part of the internal school control.

Keywords: management of an educational system, the confession focused schools.

Реалией современной системы образования является существование в отдельных странах, в том числе и в России, наряду с государственными, конфессиональных школ. В отличие от первых, первоочередной целью своей работы они ставят воспитание личности, реализацию «обучающего воспитания», что требует и первоочередного внимания к вопросам управления системой воспитания. Рассмотрим некоторые особенности управления системой воспитания в конфессионально-ориентированных школах на примере православных школ в России и католических школ в Италии.

Суть управления сводится к «разработке и принятии управленческих решений; выработке управляющих воздействий; контроле исполнения принятых решений», а его успех связан, прежде всего, «с внутренней системой управления» [3, с. 108]. Среди требований к качеству управления социальными процессами и явлениями наиболее значимым для конфессионально-ориентированных школ является его ценностно-целевой компонент, связанный с этическими и аксиологическими установками религии, и в этом отношении конфессионально-ориентированным школам трудно что-либо навязать. Жесткость управляющих воздействий со стороны внешней системы управления сферой воспитания (стандарты и регламентирующие указания) здесь мало приемлема.

Православные школы в России и католические школы в Италии основной целью своей воспитательной деятельности ставят развитие христианских качеств личности. Однако при конкретизации этой цели, выборе форм и методов работы существует ряд

отличий. Так, по словам директора школы «Ьа 1хасс1а» Франко Нембрини, воспитание - это управляемый процесс, и его основная цель в школе - научить ребенка правильно с христианской точки зрения воспринимать действительность. Воспитание, несомненно, является неотъемлемой частью образовательного процесса в католических школах Италии [2]. Но слова «воспитание» и «образование» в итальянском языке являются синонимами и часто могут употребляться с помощью одного слова - еёиса2юпе. Ввиду данного обстоятельства достаточно сложно выделить отдельно систему обучения и систему воспитания в католических школах Италии и, соответственно, трудности возникают при оперировании термином «управление воспитательной системой». Так, например, Ф. Нембрини считает, что любая деятельность может и должна носить в школе воспитательный характер. В то же время в каждой католической школе, несомненно, существует определенный план общешкольных мероприятий на год, куда в обязательном порядке входят мероприятия на начало учебного года, например, праздничная месса, походы, коллективные творческие дела на Рождество и Пасху (книжная ярмарка, беседы со священником и т.п.), социально-ориентированные проекты, в том числе, сбор средств малоимущим и т.п. В управление воспитательной системой включаются и директор, и педагоги, и священник, и, что принципиально важно, родители учащихся этих школ. Вовлечение самых разнообразных категорий лиц в процесс управления, несомненно, делает воспитательную среду образовательного учреждения богаче, хотя, на наш взгляд, может затруднять само управление и его алгоритмизацию.

Возрождение православных школ в России началось в 90-х годах ХХ века, и, «хотя в обиходе они и называются православными, на самом деле являются не профессионально-духовными, а светскими учебными заведениями с преподаванием ряда религиозных предметов и, конечно, с определенной направленностью воспитательной работы в них» [1, с. 89-90]. В православных школах России обязательным административным лицом является священник - духовник школы, который, наряду с директором и завучем по воспитательной работе непосредственно включается в управление воспитательной системой школы. В отличие от католических школ, в православных школах России ставится задача воцерковления детей, что предполагает их самое активное участие в церковной жизни близлежащего прихода: «допустимы участие детей в богослужениях, религиозное обучение и воспитание. Учебный день, традиционно для русских православных школ, начинается с молитвы, все знаменательные события, как, например, начало и конец учебного года, отмечаются молебнами» [1, с.90]. Следуя традициям еще советской школы, а также требованиями современных образовательных стандартов, управление воспитательной системой православных школ России в обязательном порядке включает в себя самое подробное планирование жизнедеятельности: по месяцам, направлениям работы и т.д., куда, в том числе, могут входить, как и в католических школах, социально-ориентированные проекты, например, посещение дома слепоглухих с мастер-классами, организация концертов для детей из интерната, благотворительные ярмарки и т.п.

В свое время было доказано, что воспитательная система может быть рассмотрена как система самоорганизующаяся [4]. Это в полной мере относится к конфессионально-ориентированным школам, в которых административные воздействия не являются резонансными. Так, например, Ф. Нембрини считает недопустимым авторитарный стиль управления в возглавляемой им школе как не имеющий отношения к задачам воспитания.

Директор, убежден Франко Нембрини, должен воспитывать своих подчиненных, в том числе стараться прощать и исправлять. Учителя, пришедшие работать в его школу, проходят испытательный срок, в процессе которого устанавливается, готов ли учитель работать в рамках данной системы или нет. Приоритетными качествами педагога, по словам директора школы Ф. Нембрини, являются: способность прощать, любовь к жизни, ученикам и предмету. На первых порах отношения между педагогами и учениками могут быть, считает Франко, деловыми. Но они развиваются в процессе воспитания и, как правило, перерастают в дружеские, предполагающие неформальное общение, например, на праздниках школы, организуемых ассоциацией родителей.

В основу учебно-воспитательного процесса православных школ положены те естественные начала, которые были свойственны еще для древнерусской школы, а именно: нравственный авторитет учащих и осознание взаимных прав и обязанностей учащихся; общность интересов, взаимное доверие, любовь и терпение, взаимопомощь и сотрудничество, одинаковое предъявление требований ко всем. Качества, которые наиболее ценят в директоре и (или) духовнике православной школы его подчиненные - это такт, мягкость, деликатность в сочетании с мудростью и продуманностью принимаемых решений. Административное давление в такого рода школах, как правило, приводит к развитию конфликтных ситуаций.

Таким образом, можно утверждать, что в плане управления воспитательной системой в конфессионально-ориентированных школах предпочтительными являются мягкие воздействия, не лишающие педагогов, учащихся и родителей реализовать субъектную позицию во внутреннем управлении воспитательной системой образовательного учреждения, что, в свою очередь, эффективно уводит их от пассивности, равнодушия в деле воспитания и, в конечном итоге, не провоцирует стагнацию воспитательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дивногорцева, С.Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России / С.Ю. Дивногорцева. - М. : ПСТГУ, 2012. - 260 с.

2. Нембрини, Ф. От отца к сыну : пер. с итал. - М. : Духовная библиотека, 2013. - 264 с.

3. Селиванова, Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике / Н.Л. Селиванова. - М. : УРАО ИТИП, 2010. - 168 с.

4. Селиванова, Н.Л. Воспитательная система как объект педагогического моделирования / Н.Л. Селиванова // Моделирование воспитательных систем: теория - практика. - М., 1995. - С. 10-18.

УДК 378.11

А.Г. Кириллов, г. Шадринск

Управление современным вузом на основе инновационных и информационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.