Научная статья на тему 'Управление рисками во взаимодействии банковского и реального секторов экономики'

Управление рисками во взаимодействии банковского и реального секторов экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ ВТОРОГО УРОВНЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА / РЕСУРСНАЯ БАЗА / ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахметова А.

Обоснован тезис о том, что казахстанская экономика характеризуется большой зависимостью от изменений конъюнктуры мировых финансовых рынков, в следствие чего особую актуальность приобрели вопросы обеспечения гармоничного взаимодействия банковского и реального секторов экономики как основы устойчивого экономического развития. Рассмотрена необходимость разработки и реализации механизмов управления основными видами рисков, ограничивающих эффективность взаимодействия банков и предприятий в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk management in the collaboration of the banking and real sector of the economy

Today Kazakhstan economy is mainly characterized of the dependent of changes conjecture of the world financial markets. Particular relevance in recent years has become the questions of harmonious interaction of the banking and real sector of the economy, as the basis for sustainable economic development. This article focuses on the development and implementation of mechanisms for the management of the main types of risks affecting to the efficiency of interaction between banks and enterprises in Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Управление рисками во взаимодействии банковского и реального секторов экономики»

УДК 336.717.061:005.936.3(574)

А. Рахметова, канд. экон. наук, доц. (Карагандинский экон. ун-т Казпотребсоюза)

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ БАНКОВСКОГО И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ

Обгрунтовано тезу про те, що казахстанська економіка характеризується великою залежністю від змін кон'юнктури світових фінансових ринків, внаслідок чого особливої актуальності набули питання забезпечення гармонійної взаємодії банківського та реального секторів економіки як основи сталого економічного розвитку. Розглянуто необхідність розробки та реалізації механізмів управління основними видами ризиків, що обмежують ефективність взаємодії банків і підприємств у Казахстані.

Ключові слова: банки другого рівня, підприємства реального сектора, ресурсна база, процентна ставка, інформаційна асиметрія, інвестиційна привабливість підприємств.

Обоснован тезис о том, что казахстанская экономика характеризуется большой зависимостью от изменений конъюнктуры мировых финансовых рынков, в следствие чего особую актуальность приобрели вопросы обеспечения гармоничного взаимодействия банковского и реального секторов экономики как основы устойчивого экономического развития. Рассмотрена необходимость разработки и реализации механизмов управления основными видами рисков, ограничивающих эффективность взаимодействия банков и предприятий в Казахстане.

Ключевые слова: банки второго уровня, предприятия реального сектора, ресурсная база, процентная ставка, информационная асимметрия, инвестиционная привлекательность предприятий.

Today Kazakhstan economy is mainly characterized of the dependent of changes conjecture of the world financial markets. Particular relevance in recent years has become the questions of harmonious interaction of the banking and real sector of the economy, as the basis for sustainable economic development. This article focuses on the development and implementation of mechanisms for the management of the main types of risks affecting to the efficiency of interaction between banks and enterprises in Kazakhstan.

Keywords: second-tier banks, enterprises of the real sector, the resource base, interest rate, asymmetric information, investment attractiveness of the enterprises.

Важность вопросов управления рисками взаимодействия банков второго уровня и предприятий в условиях циклического развития экономики обусловила необходимость совершенствования системы риск - менеджмента, которая представляет собой систему оценки, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе взаимодействия банков со своими клиентами, в частности с предприятиями реального сектора. Риск-менеджмент во взаимодействии банков и предприятий является одним из ключевых направлений в формировании эффективного взаимодействия между ними. Проработке данного вопроса в разные периоды времени уделяли внимание ведущие зарубежные и отечественные ученые-экономисты:

Р. Гильфердинг, Дж. М. Кейнс, И. Ансофф, А.Г. Мовсе-сян, О.И. Лаврушин, Е.М.Соколова, Н.Е. Егорова,

А.М. Смулов, Я.В. Сергиенко, У.Б. Баймуратов,

А.Е. Есентугелов, А.Д. Челекбай, Г.Т. Калиева и др.

Однако большинство работ, посвященных решению проблем взаимодействия представителей банковского и реального секторов, на наш взгляд, носят несколько однонаправленный характер, поскольку единовременно не учитывают встречных претензий, а также интересов двух стратегически важных секторов, изначально вступающих во взаимодействие, имея разнонаправленные цели. Реалии современных условий функционирования банков, предприятий, национальной и мировой экономики, требуют принципиально нового подхода к решению существующих проблем, на основе использования комплексного подхода, генерирующего рост синергического эффекта.

В этой связи цель статьи- разработать и предложить рекомендации по совершенствованию системы риск-менеджмента, направленной на сближение указанных секторов и способствующей перспективному их взаимодействию.

Учитывая, что современная парадигма риск-менеджмента предполагает реализацию следующих ключевых этапов: выявление риска и его оценка, определение причин возникновения с целью разработки эффективных методов управления ими, разработка конкретных механизмов в рамках соответствующего метода управления риском, действенных в условиях перманентно растущей неопределенности, рассмотрим

© Рахметова А., 2012

соответствующие проблемы и возможные механизмы их устранения в рамках единой системы риск-менеджмента.

В рамках первого этапа предлагаемой системы, в соответствии спроизведенными анализом и оценкой практики взаимодействия банков и предприятий, были выявлены ключевые проблемы. Так, высокая стоимость финансовых ресурсов и неадекватность ресурсной базы банков реальным потребностям предприятий приводят как к возникновению кредитного и процентного рисков с позиции банков, так и к срыву планов предприятий, которым необходимо, не получив должного эффекта, изыскивать средства на возврат части долга по кредиту и процентных платежей. Ситуацию усугубляет информационная асимметрия, под которой понимается неравномерность в качестве и в объемах обмениваемой сторонами информации. Отечественная практика кредитования свидетельствует о том, что такая информационная асимметрия взаимна. С одной стороны, банк обладает преимуществом в информационном обеспечении, владея всей информацией о недостатках и преимуществах той или иной услуги, но, тем не менее, должен более выгодно преподнести ее потенциальному клиенту, с другой стороны, предприятие в целях скорейшего удовлетворения потребности в финансовых ресурсах может ввести в заблуждение банк, предоставив изначально недостоверную отчетность для анализа кредитоспособности. Зачастую предприятия не обладают высоквалифицированными кадрами в области финансового менеджмента, в то время как финансовые аналитики и менеджеры в банках имеются. При этом не все банки предоставляют клиентам услуги по консультированию предприятий. Немаловажной проблемой во взаимодействии является ограниченность сфер инвестирования временно свободных средств, аккумулированных банкам второго уровня, поскольку ответственность за результаты взаимодействия возлагается не только на банки, но и предприятия, которые должны быть привлекательными объектами вложенияпо мнению банков.

В рамках второго этапа были определены основные факторы, способствующие возникновению выявленных проблем. Прежде всего, повышение уровня рисков взаимодействия банков и предприятий генерируются тем,

что экономика Казахстана с каждым годом все интенсивнее интегрируется в мирохозяйственные процессы, что обусловливает ее зависимость от тенденций, происходящих вне страны. Инфляционные ожидания участников взаимодействия также вносят свои коррективы в процесс взаимодействия не в пользу предприятий, поскольку инфляция делает кредитование менее доступным. Следовательно, и кризисы, и макроэкономическое состояние страны являются мощными факторами, воздействующие на усугубление имеющихся рисков. Ко второй группе факторов относится невысокий уровень менеджмента как в банках, так и на предприятиях. И если некоторые банки уделяют внимание обучению соответствующих специалистов, то предприятия, за исключением тех, что находятся под управлением иностранных инвесторов, игнорируют эти вопросы. Как следствие, имеем ситуацию, когда предприятие, не просчитав экономической выгоды, обращается в банк за кредитом и, в итоге, экономического эффекта не получает, повысив тем самым свои риски и риски банка-кредитора.

Финансовая неустойчивость кредитных организаций (АО "БТА банк", АО "Альянс банк") и неразвитость банковской и финансовой инфраструктуры также не способствуют сближению банковского и реального секторов экономики. Зарубежный опыт убеждает, что только при развитой инфраструктурной сети, включающей независимые статистические, рейтинговые, информационные агентства, можно не минимизировать, а избежать значительного количества рисков. Весьма сложным, на наш взгляд, является риск, связанный с непривлекательностью отраслей реального сектора с точки зрения безопасного вложения временно свободных денежных ресурсов банками. Поскольку данный риск порожден имеющейся отраслевой диспропорцией в развитии реального сектора и неразвитостью большинства не сырьевых отечественных предприятий, поэтому решить, такую задачу усилиями двух взаимодействующих сторон без активной позиции государства не представляется возможным.

Третий этап системы риск-менеджмента во взаимодействии банковского и реального секторов экономики предполагает разработку соответствующих механизмов управления существующими рисками в рамках известных методов риск-менеджмента: избежание риска, снижение риска, передача части или всего риска третьим лицам. Рассмотрим механизмы управления рисками в рамках указанных направлений:

1. Оптимизация процесса ценообразования на банковские услуги - данное направление имеет целью сделать банковские ресурсы более доступными (дешевыми) для предприятий. Однако более дешевые кредиты могут, как стимулировать инвестиционную активность в реальном секторе, так и выразиться в стимулировании преимущественно потребления, как показал кредитный бум прошлых лет. Номинальная процентная ставка определяется коммерческими банками исходя из различных факторов, включая стоимость финансовых средств, налоги, рисковую премию, маржу прибыли, операционных расходы, налоги. Таким образом, снижая эти переменные, можно добиться снижения номинальных ставок. Государство предприняло ряд мер для уменьшения номинальных ставок, включая предоставление банкам средств из Национального фонда, снижения резервных требований, субсидирования процентной ставки, снижение ставки рефинансирования и др. Однако, учитывая значительные риски, банки не торопятся снижать стоимость финансовых ресурсов для предприятий реального сектора. Так, если в докри-

зисный период Национальный банк Республики Казахстан повышал ставку рефинансирования с целью минимизации инфляции до 11,5% (2008 г.), то с учетом уменьшения проявления инфляционных процессов и необходимости оказания финансовой поддержки предприятиям реального сектора, ставка рефинансирования была снижена до исторически минимального уровня 6,5% (2012 г.). По мере снижения ставки рефинансирования ставки по банковским кредитам должны иметь такую же тенденцию. Однако, как свидетельствуют статистические данные Национального банка, снижение ставки рефинансирования существенно не отразилось на размере ставки по фактической ссудной задолженности банков второго уровня, которые за этот же период сохраняются на уровне 12,5%.

Меры, предпринимаемые Национальным банком с целью поддержания предприятий реального сектора, на первый взгляд,противоречат основной задаче Национального банка - обеспечению стабильности цен в экономике. Вместе с теминфляция - это избыток денег в обращении. Но в основе своей инфляция - это недостаток конкуренции, узость рынка товаров и услуг, сбои и ограничения в их производстве, транспортировке и продажах. Если дополнительные денежные средства способствуют росту производства и преодоле-нию"узких мест" при доставке продукции потребителям, то инфляционный эффект имеет краткосрочный характер, а в перспективе сменяется длительным дефляционным эффектом. Именно поэтому Федеральная Резервная Система США почти четыре года держала ставку процента ниже инфляции, что, естественно, противоречило либеральным канонам ("ставка процента всегда должна быть положительной"). При этом, отвечая на вопрос о причинах проведения такой политики, глава этого ведомства Алан Гринспен подчеркивал, что преодоление низких темпов роста экономики США - более важная задача, чем борьба с инфляцией, неизбежной при отрицательных ставках процента [1, с. 23-25]. Отсюда необходимость дальнейшего расширения инструментов рефинансирования, особенно в направлении пополнения ресурсов, предоставленных коммерческими банками в виде инвестиционных кредитов предприятиям реального сектора экономики. Предполагается, что всемерное стимулирование инвестиционного процесса и роста конкурентоспособности отечественных предприятий может значительно снизить и темпы инфляции.В этой связи интересен опыт Японии, где снизить реальные процентные ставки заимствования, следовательно, и себестоимость товаров и услуг отечественных производителей стало возможным за счет разработки механизма контроля за процессом ценообразования, в частности по кредитам юридическим лицам (с учетом предоставленной государством финансовой помощи банкам), являющимся представителями реального сектора экономики, путем введения формы строгой отчетности не только по суммам кредитов, но и по процентным ставкам, которые не должны превышать размера определенной в программе ставки 12%, а также путем организации специальной комиссии по вопросам необоснованного повышения ставок и тарифов в финансовой сфере, в том числе в банковской [2, с. 2].

2. Укрепление ресурсной базы банков предполагает формирование адекватной по срокам и суммам их ресурсной базы, способной адекватно удовлетворить потребности предприятий вне зависимости от специфики деятельности и размера предприятия. Одним из перспективных источников формирования адекватной ресурсной базы являются, на наш взгляд, пенсионные

активы, которые могут быть трансформированы в долгосрочные депозиты, депозитные сертификаты банков, ценные бумаги и т.д. За годы развития пенсионных фондов в них аккумулируются значительные суммы средств с преимущественно длительным периодом невостребованности (рис.1).

При этом процентная ставка (Х) по ГПД (гарантированным пенсионным депозитам) банков второго уровня должна не только обеспечивать покрытие темпа годовой инфляции, но и обеспечивать для банков необходимый уровень дохода для накопительных пенсионных фондов. Следует помнить о том, что уровень данной процентной ставки не должен превышать размера средней рыночной процентной ставки по кредитам банковского сектора. Суть данного механизма сводится к максимальному

Внедрение данного механизма потребует внесения изменений и дополнений в законодательную базу о банках, пенсионном обеспечении и страховании (удлинение сроков депозитов до 10 лет, расширение круга финансовых инструментов и т.д.) при учете обеспечения гарантий сохранения этих средств со стороны государства и коммерческих банков.

Существенной помощью в поддержании степени доверия населения к банковской системе в период кризиса стало объявленное государством повышение размера гарантирования вкладов физических лиц в банках второго уровня до 5 млн тенге, а также проведение дополнительной капитализации банков путем выкупа акций банков второго уровня. Наряду с принятыми правительством мерами, в целях укрепления ресурсной базы банков и для предотвращения оттока банковских вкладов, целесообразно рассмотреть возможность внедрения опыта Чили, где для поддержания высокого уровня доверия населения к банкам в период роста инфляции им вменялось в обязанность назначать по депозитам не фиксированные ставки, а некий "плавающий" процент, пусть минимально, но гарантированно превышающий реальную инфляцию на момент возврата денежных средств вкладчикам.

Развитие национального фондового рынка отстает от развития банковской системы, что несколько сдерживает управление ликвидностью банков, ограничивая спектр ликвидных инвестиционных инструментов и альтернативу традиционному кредитованию как наиболее реальному источнику финансирования инвестиций со стороны предприятий. Эмитентами корпоративных бумаг все чаще выступают финансовые институты, и, в первую очередь, банки второго уровня, а предприятия реального сектора сравнительно реже пользуются возможностями этого рынка. Отраслевая структура официального списка акций и облигаций КАЭБ (Казахстанской фондовой биржи) в последние годы претерпела

привлечению долгосрочных средств пенсионных фондов на условиях распространения на пенсионные депозиты государственной гарантии (со специального фонда или за счет средств государства) и повышения как корпоративной, так и персональной ответственности акционеров и топ-менеджеров банков не только за сохранность, но и прибыльность от вложения данных средств. Это дает решение одновременно трех проблем: 1) обеспечение банков долгосрочными ресурсами, и, соответственно, их доходности, 2) обеспечение положительного инвестиционного дохода пенсионных фондов, покрывающих инфляционное обесценение средств, 3) эффективное переливание временно свободных средств между отраслями и обеспечение реального сектора доступными средствами для развития.

определенные изменения, однако финансовый сектор все еще занимает доминирующее положение и его доля составляет 85% рыночной стоимости долга. На рынке акций на финансовый сектор приходится более трети акций по рыночной стоимости, на нефтегазовые и горнорудные компании в отдельности - около 30%.

Снижению рисков во взаимодействии банков и предприятий, на наш взгляд, будет способствовать активная трансформация сбережений населения в инвестиции для развития реального сектора через расширенный ассортимент инструментов фондового рынка. В частности, в Казахстане во втором квартале 2012 г. стартует программа народное IPO (Initial Public Offering) - первое публичное размещение акций, открывающая возможности для участия населения в покупке высоколиквидных ценных бумаг крупных национальных промышленных компаний ФНБ (Фонда национального благосостояния) "Самрук - Казына". Кроме того, в этой сфере наиболее перспективными и позволяющими снизить риски, связанные с инфляцией и прочими потерями для предприятий реального сектора являются продукты исламского банкинга. После открытия Исламского банка "Аль-Хилаль" в Казахстане перспективно привлечение дополнительных средств на основе инвестиционного инструмента - сукук (исламские бонды), являющийся долговым сертификатом и аналогом традиционных долговых обязательств. Объем трехлетних облигаций составляет 20 млн долл. США, а прибыльность - порядка 10% годовых. Многие отечественные инвесторы выбирают безопасное вложение средств в финансовые инструменты по законам шариата.

3. Совершенствование инфраструктуры взаимодействия - данное направление предполагает диверсификацию банковской системы и расширение сети институтов, которые, не оказывая прямых финансовых и банковских услуг (различного рода агентства и служ-

НПФ

Привлечение обязательных взносов 10%-х взносов + привлечение добровольных пенсионных взносов

□ □

долгосрочные активы

Государство

Фонд

гарантирования

депозитов

БВУ

Привлечение гарантированных пенсионных депозитов (ГПД) на срок от 7 до 25 лет под X %годовых

Рис. 1.Схема системы управления пенсионными активами накопительных пенсионных фондов

бы), обеспечивают жизнедеятельность банков и предприятий в их взаимодействии с точки зрения информационного, методического и кадрового обеспечения. На территории Республики Казахстан с 2004 г. функционирует ТОО "Первое кредитное бюро", обеспечивающее повышение уровня осведомленности банков о потенциальных заемщиках и дающее возможность более надежной оценки кредитоспособности. Однако участие самих банков в кредитном бюро сопряжено с вопросом разглашения информации, которая составляет коммерческую тайну, и поэтому многие крупные банки, не желая раскрывать информацию о своих клиентах, а также опасаясь утраты конкурентных преимуществ (ведь бюро аккумулирует и позитивные сведения) предпочитают создавать свои собственные кредитные бюро. Так, в Казахстане в 2007 г. зарегистрировано региональное кредитное бюро ТОО "Ренессанс. О" в г. Кокшетау. На сегодняшний день вопрос о разглашении сведений, составляющих коммерческую тайну решен через уведомление предприятия о возможности передачи сведений о них в кредитное бюро.

Однако, на наш взгляд, децентрализация кредитных историй заемщиков, путем создания локальных кредитных бюро противоречит самой идее создания масштабной системы сбора информации с целью минимизации кредитных рисков, что снижает эффективность функционирования системы в целом. В этой связи интересен опыт Германии, где деятельность институтов банковской инфраструктуры регламентируется не специальным законом о кредитном бюро, а отдельным и ранее существовавшим законом об охране информации, а также работой Ведомства по охране информации. Важной составляющей инфраструктуры взаимодействия в Казахстане является сеть консалтинговых фирм, включающая крупные многофункциональные, средние и мелкие консалтинговые организации и организации, оказывающие специальные технические услуги. Такие службы ориентированы на решение вопросов информационной асимметрии на основе оказания взаимодействующим сторонам услуг по проектированию, когда консультант самостоятельно или совместно с заказчиком разработает конкретный проект и организует внедрение на предприятии; обучению, при котором консультант проводит специальное обучение руководителей и специалистов предприятия по освоению нововведений и управлению.

4. Повышение инвестиционной привлекательности отраслей реального сектора экономики - это направление предполагает отраслевую диверсификацию отечественной экономики на основе преодоления ее сырьевой ориентации, поскольку спрос на кредиты в Казахстане в значительной степени сконцентрирован в отечественных средних и мелких компаниях, работаю-

УДК 330.131.5:628.544(4.037)

щих в несырьевых отраслях. Такая концентрация может обусловить повышение кредитного риска банков и соответственно рисков взаимодействия. В настоящее время продажа сырья и продукции первых переделов составляет 90% экспорта республики. Данное обстоятельство ставит экономику в сильную зависимость от изменения мировых цен на сырьевые ресурсы, и страна будет испытывать серьезные финансовые трудности из-за сокращения экспортной выручки, снижения темпов роста ВВП и доходов государственного бюджета. Наряду с этим в последние годы выбытие производственных мощностей превышало ввод. Коэффициенты обновления основных фондов сократились почти в два раза, средний фактический износ основных фондов в отраслях, не связанных с добычей нефти и производством металлов достиг уровня 45-62%. Только 1617% используемых в отрасли машин и видов оборудования отвечает мировым достижениям [3]. По мнению рейтингового агентства "Standard & Poor's" [4], отношение вероятной величины валовых проблемных активов (ВПА) (показателя, отражающего относительную величину экономического риска) к сумме внутренних кредитов частному сектору и государственным нефинансовым организациям, для Казахстана оценивается в 3550%. По данному показателю его можно сравнить с такими странами с относительно высоким уровнем экономического риска, как Турция и Таиланд. Столь высокий уровень ВПА объясняется концентрацией деловой активности в отраслях, связанных с добычей и экспортом минерального сырья, значительным неравенством в развитии регионов, непрозрачной структурой собственности и хозяйственных связей между компаниями.

Таким образом, результаты анализа предпосылок формирования системы риск-менеджмента во взаимодействии банковского и реального секторов экономики Казахстана, учитывающей возможные направления совершенствования, свидетельствуют о сложности поставленной задачи, которая должна решаться комплексно, одновременно по нескольким направлениям и реализовываться в рамках общей макроэкономической политики государства.

1. Султанова З. Формирование процентной политики коммерческих банков Казахстана / Султанова З.// Информационно - аналитический журнал Саясат Policy. - 2007.- № S. - С. - 23-25. 2. Целищев И. Японская модель роста: сбережения, кредитование, инвестирование [Электронный ресурс] / Целищев И. Режим доступа:www.ebiblioteka.ru.

3. Кучукова Н.Финансовое обеспечение индустриально-инновационного развития Казахстана - наша страна имеет хорошие фундаментальные факторы для развития экономики и привлечения инвестиций [Электронный ресурс] / Кучукова Н.Режим доступа: www.kazpravda.kz.

4. Standard&Poor's: Анализ рисков банковского сектора Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.standp.ru

Надійшла до редколегії 25.06.12

Ю. Нікітченко, ас. (КНУ імені Тараса Шевченка)

ЕКОНОМІКО-ЕКОЛОГІЧНА ОЦІНКА ТЕХНОЛОГІЙ ПЕРЕРОБКИ АВТОМОБІЛЬНИХ ЗНОШЕНИХ ШИН

Проведено комплексну економіко-екологічну оцінку технологій переробки зношених шин, виявлено фактори, що впливають на розвиток системи ресурсоорієнтованоїїх переробки та управління вторинними ресурсами.

Ключові слова: зношені шини, механічне подрібнення, піроліз, економічна ефективність, відвернуті економіко-екологічні збитки.

Проведена комплексная экономико-экологическая оценка технологий переработки изношенных шин, выявлены факторы, влияющие на развитие системы их ресурсоориентированной переработки и управления вторичными ресурсами.

Ключевые слова: изношенные шины, механическое измельчение, пиролиз, экономическая эффективность, предотвращенный экономико-экологический ущерб.

Performed a complex economic and ecological evaluation of scrap tires treatment technologies and identified factors affecting the development of resource-oriented recycling of scrap tires and management by secondary resources.

Key words: scrap tires, mechanical grinding, pyrolysis, economic efficiency, prevented economic and ecologcal loss.

Протягом останніх десятиріч в Україні спостерігається прогресуюче накопичення зношених шин транс-

портних засобів, які осідають на полігонах, звалищах або неконтрольовано розсіюються у навколишньому

© Нікітченко Ю., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.