Научная статья на тему 'Управление рисками в аэрокосмической промышленности: принципы и методы'

Управление рисками в аэрокосмической промышленности: принципы и методы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT / ПРИНЦИПЫ РИСКА / THE PRINCIPLES OF RISK / МЕТОД ОЦЕНКИ / VALUATION METHOD / МАТРИЦА РИСКОВ / RISK MATRIX / ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ / EXPERT METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Товстоношенко В.Н.

Рассмотрены принципы и методы управления рисками на предприятиях аэрокосмической промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT IN THE AEROSPACE INDUSTRY: PRINCIPLES AND METHODS

The principles and methods of risk management at aerospace industry enterprises are studied.

Текст научной работы на тему «Управление рисками в аэрокосмической промышленности: принципы и методы»

Деятельность аэрокосмического предприятия часто связана с необходимостью создания значительных материальных и производственных запасов, что обусловлено спецификой его деятельности.

Управление запасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно предусматривает на стадии формирования товарных запасов контроль уровня запасов и обоснование оптимального объема заказов, на стадии реализации запасов - изменение объемов и причин создания запасов и разработку политики реализации сверхнормативных запасов.

Предприятие должно найти для себя оптимальное сочетание между издержками и выгодами от выбранного уровня запасов, чтобы определить, какая величина запасов по каждой товарной группе (или даже позиции) является достаточной.

Система управления запасами предприятия должна быть управляемой и обеспечивать возможность реализации различных методов планирования запасов. Эти требования касаются налаживания необходимой логистики операций, а также постановки управленческого учета. При этом предприятием должны быть решены следующие задачи:

- определены объемные, пространственные и временные параметры запасов, стоимость их хранения;

- создана и отлажена система мониторинга состояния запасов;

- налажен управленческий учет параметров выполнения заказов и контроль хода их прохождения;

- определены правила определения объема заказа и времени его осуществления.

Разработка правил определения момента и объема заказа, определение приоритетов при пополнении запасов позволят получить относительно простые способы регулирования параметров заказа.

Другим важным требованием к системе управления запасами является контроль за ходом выполнения заказов, обеспечивающий обратную связь для принятия персоналом предприятия эффективных решений по закупкам.

Для аэрокосмического предприятия можно предложить использовать статистические методы для моделирования спроса и времени пополнения запасов. Такой подход основан на расчете нормативных характеристик запасов, исходя из наблюдений за их факти-

ческой оборачиваемостью на протяжении достаточно представительного периода. Рассматривать нормативные характеристики запасов следует в разрезе основных крупных поставщиков товара. Основными расчетными величинами при этом являются:

- страховой запас по каждому поставщику;

- текущий запас;

- точка заказа - фиксированный уровень запаса, при достижении которого необходимо организовать следующий заказ на поставку.

После определения данных величин по каждому поставщику находят их суммарную величину, производят сравнение с оптимальным размером запасов.

Оптимальный размер запаса можно рассчитать, приняв за его величину ту, при которой издержки, связанные с запасами, минимальны. Для определения данной величины можно построить модель БОР (определение экономического (оптимального) размера заказа), представляющую собой экономически целесообразный размер заказа или оптимальное количество, заказываемое каждый раз при размещении заказа.

Проведенные нами расчеты показали, что из соображений экономии средств при производстве необходимо стремиться к таким размерам заказов, чтобы материалы поступали не реже двух раз в месяц, страховой запас при этом может быть равен недельной потребности в основных материалах. Кроме того, с учетом предложенных нами рекомендаций по сокращению операционного цикла, расчету оптимальной величины заказа, была определена величина возможного снижения запасов.

При этом необходимо сопоставить экономию, которую может получить предприятие за счет внедрения оптимального размера заказа, с дополнительными транспортными затратами, которые возникают при реализации этого предложения.

В качестве рекомендаций по уменьшению продолжительности операционного цикла предложено:

- внедрить экономически обоснованные нормы запасов, использовать прямые длительные связи с поставщиками;

- совершенствовать формы организации производства, внедрять прогрессивные технологии;

- совершенствовать системы расчетов, увеличить долю продажи продукции по предоплате.

© Смородинова Н. И., 2013

УДК 658

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ

В. Н. Товстоношенко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-шаП: teachervalua@mail.mail.ru

Рассмотрены принципы и методы управления рисками на предприятиях аэрокосмической промышленности.

Ключевые слова: управление рисками, принципы риска, метод оценки, матрица рисков, экспертные методы.

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

RISK MANAGEMENT IN THE AEROSPACE INDUSTRY: PRINCIPLES AND METHODS

V. N. Tovstonoshenko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. Е-mail: teachervalua@mail.mail.ru

The principles and methods of risk management at aerospace industry enterprises are studied.

Keywords: risk management, the principles of risk, valuation method, risk matrix, expert methods.

Аэрокосмическая промышленность является одним из представителей инновационного промышленного сектора России и продвигается вперед по созданию новых космических аппаратов. Но последние события, связанные с запуском космических аппаратов, показали допущенные ошибки, в результате которых произошли провалы в выводе их на орбиту. Все провалы - следствие недоработки на стадии производства, и в первую очередь, на стадии проектирования, где не были учтены все требования, предъявляемые к технологии производства космического аппарата, приводящей к миллиардным потерям.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что такие ошибки являются недостатком российского менеджмента и отчасти подхода, имеющегося на настоящий момент в российской аэрокосмической промышленности по отношению к управлению рисками.

Управление рисками - это деятельность, направленная на идентификацию инновационного риска, его анализ и оценку, а также разработку путей защиты от него.

Главным методологическим принципом управления рисками является обеспечение сопоставимости оценки полезности и меры риска за счет определения обоих показателей в общих единицах измерения.

Следующий принцип - принцип системности, т. е. взаимодействие всех подразделений в процессе выявления, оценки и управления рисками. Принцип непрерывности - постоянный мониторинг и контроль рисков, соотнесение их со стадиями жизненного цикла инновационного проекта и с методами оценки рисков.

Одним из методов оценки рисков в инновационных проектах является метод экспертных оценок.

Несмотря на свое многообразие, экспертные методы включают в себя основные этапы:

1. Обучение. Персонал организации, вовлеченный в процессы управления рисками, обучается теоретическим основам деятельности по управлению рисками, а также конкретным практическим методам управления рисками, которые будут использоваться в организации.

2. «Мозговой штурм». Метод, показывающий свою эффективность в ходе идентификации рисков, а также выработки предложений по их устранению.

3. Тестовые листы. Списки критериев, описывающих наиболее безопасное состояние какой-либо из систем организации, позволяют проводить оперативный контроль за прогрессом в деятельности по управлению рисками.

4. Опросные листы. Метод, позволяющий получить мнение сотрудников организации по отношению к рискам и управлению ими без включения данных сотрудников в фокус-группу с целью экономии времени.

5. Матрица рисков. Метод, позволяющий оценить уровень рисков и отнести их к определенным группам на основании вероятности возникновения событий риска и последствий событий риска.

Более подробно остановимся на матрице рисков, так как данный метод рекомендуется использовать во многих стандартах [1; 2]. Он обладает наглядностью и простотой использования, благодаря которым может использоваться специалистами широкого круга без долгой предварительной подготовки. ГОСТ Р ИСО 17666-2006 предлагает структуру матрицы рисков, изображенную в табл. 1, с характеристикой используемых вероятностей в табл. 2 и характеристикой тяжести последствий в табл. 3 [1].

Таблица 1

Матрица риска в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 17666-2006

Вероятность Риски

E Низкий Средний Высокий Очень высокий Очень высокий

D Низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

C Очень низкий Низкий Низкий Средний Высокий

B Очень низкий Очень низкий Низкий Низкий Средний

A Очень низкий Очень низкий Очень низкий Очень низкий Низкий

1 2 3 4 5 Тяжесть последствий

Таблица 2

Характеристики вероятностей событий риска

Оценка Вероятность возникновения события риска Характеристика появления опасного события

E Максимальная Произойдет обязательно, один или более одного раза за проект

D Высокая Будет происходить часто, приблизительно один раз на 10 проектов

C Средняя Будет происходить иногда, приблизительно один раз на 100 проектов

B Низкая Будет происходить редко, приблизительно один раз на 1 000 проектов

A Минимальная Почти никогда не будет происходить, один раз на 10 000 проектов или реже

Таблица 3

Характеристики последствий событий риска

Оценка в баллах Тяжесть последствий Характеристики последствия, его воздействие на стоимость проекта

5 Катастрофическая Приводит к прекращению работ по проекту

4 Критическая Проектная стоимость увеличивается более заданного процента

3 Значительная Проектная стоимость увеличивается более заданного процента

2 Существенная Проектная стоимость увеличивается менее заданного процента

1 Незначительная Минимальное воздействие или его отсутствие

Следует отметить, что оценка вероятности возникновения и последствий риска дается качественным образом через экспертную оценку фокус-группы или отдельных экспертов. Для использования конкретных количественных значений вероятностей и количественных измерений последствий (в денежном или процентном выражении) применяются различные модификации матрицы рисков [3]. Риски, попадающие в зоны с очень низким и низким уровнем риска, относятся к «зеленой» категории: данные риски принимаются, в их отношении вводится легкая система контроля, они могут страховаться.

Риски, попадающие в зоны со средним уровнем риска, относятся к «желтой» категории: данные риски не принимаются, в отношении их меняются меры контроля, ужесточаются меры контроля, могут вырабатываться меры по устранению этих рисков или их смягчению во вторую очередь. Риски, попадающие в зоны с высоким или очень высоким уровнем риска, относятся к «красной» категории: данные риски являются неприемлемыми, разрабатываются в приоритетном порядке меры по их устранению, они контролируются особо тщательным образом.

Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что устоявшийся подход в российской практике аэрокосмической промышленности акцентируется в основном на страховании рисков, что не является оптимальным. Процесс управления рисками на российских предприятиях аэрокосмической промышленности выражен нечетко, если выражен вообще. Российским организациям следует четко и конкретно прописывать все существующие процессы управления рисками, регламентирование которых должно быть четче, чем при прохождении сертификации системы менеджмента качества. За каждую значимую часть проекта должен быть назначен ответственный за риски данной части проекта, обязанностью которого должен являться строгий контроль за всеми идентифицированными и проанализированными рисками. На предпри-

ятиях аэрокосмической промышленности должны организовываться фокус-группы для идентификации рисков и последующей выработки предложений по устранению или смягчению рисков. Предприятия аэрокосмической промышленности должны использовать удобные методы оценки рисков (например, подходящие разновидности матрицы рисков), должны способствовать беспрепятственному движению информации о имеющихся рисках внутри предприятия, должны осуществлять перманентный мониторинг за изменениями в рисках.

Таким образом, четко выстроенная структура процесса управления рисками в соответствии с международными стандартами и координация действий всех подразделений и сотрудников сможет поднять качество продукции российских аэрокосмических промышленных предприятий и в дальнейшем сократить число провальных миссий.

Библиографические ссылки

1. О «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем». ГОСТ Р ИСО 17666-2006 Менеджмент риска. Космические системы. М. : [Б. н.], 2006.

2. International Organization for Standardization. ISO 17666:2003 Space systems - Risk management. 2003г.

3. Reuven Dar, Sergio Guarro, Jim Rose. Risk Management Best Practices. 2004.

References

1. O "Nauchno-issledovatel'skij centr kontrolja i diagnostiki tehnicheskih sistem". GOST R ISO 176662006. Menedzhment riska. Kosmicheskie sistemy. M. : b.n., 2006.

2. International Organization for Standardization. ISO 17666:2003. Space systems - Risk management. 2003g.

3. Reuven Dar, Sergio Guarro, Jim Rose. Risk Management Best Practices. 2004.

© Товстоношенко В. Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.