УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается реализация концепции устойчивого развития и ESG-повестки странами-экспортёрами. Приводятся актуальные направления привлечения инвестиций компаниями и странами для осуществления деятельности по устойчивому развитию. Обосновывается необходимость управления рисками устойчивого развития.
Ключевые слова. Управление рисками, устойчивое развитие, ESG-факторы, традиционная экономика, трансграничное углеродное регулирование, инвестиции.
Pashkovsky D.A.
SUSTAINABLE DEVELOPMENT RISK MANAGEMENT AS A FACTOR IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF CORPORATE GOVERNANCE
Abstract. The article discusses the implementation of the concept of sustainable development and the ESG agenda by exporting countries. The current directions of attracting investments by companies and countries for the implementation of activities in the field of sustainable development are given. The necessity of risk management of sustainable development is substantiated.
Keywords. Small business, medium business, dynamics of development of enterprises, the problems of development of enterprises.
Введение
Концепция устойчивого развития сформировалась в восьмидесятые годы двадцатого века в рамках Программы ООН по окружающей среде [1]. Деятельность в области устойчивого развития и управления рисками является одним из важнейших направлений корпоративного управления в крупных вертикально интегрированных холдингах.
Прежде чем перейти к рассмотрению понятия «управление рисками устойчивого развития» хотелось бы дать определение самому термину «риск». В практике вертикально-интегрированных холдингов под риском понимается неопределённость в отношении событий, способных влиять на достижение целей организаций, которая измеряется вероятностью и последствиями реализации риска. В контексте этого определения управление рисками устойчивого развития можно представить, как оценку и ранжирование рисков с последующим привлечением соответствующих ресурсов для контроля, снижения и мониторинга вероятности и последствий реализации риска.
В России внедрение концепции и принципов устойчивого развития в бизнес-процессы и культуру компаний активно реализуется. Следует отметить, что данная повестка не является абсолютно новой (например, в СССР действовали схожие концепции, связанные с экономией ресурсов и внедрением энергосберегающих технологий).
ГРНТИ 06.75.02 EDN QVDFGS © Пашковский Д. А., 2023
Дмитрий Александрович Пашковский - кандидат экономических наук, начальник управления ПАО «Газпром» (г. Санкт-Петербург).
Контактные данные для связи с автором: 196143, г. Санкт-Петербург, пл. Победы, 2 (Russia, St. Petersburg, Pobedy sq., 2). Тел.: 8 (812) 609-36-60. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 24.03.2023.
Регулирование деятельности в области устойчивого развития
В текущий момент на государственном уровне ведётся значительная плановая работа в области устойчивого развития, одной из основных целей которой является сокращение выбросов парниковых газов (принят соответствующий закон [2], который устанавливает систему, регулирующую климатические проекты). Законодательство в РФ подразумевает с 2023 года формирование компаниями отчетности о выбросах парниковых газов. Кроме того, предусматривается создание реестра, содержащего информацию о климатических проектах, об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате реализации этих проектов.
Компании, которые не могут достигнуть углеродной нейтральности, будут иметь возможность покупать необходимые углеродные единицы. Реестр углеродных единиц начал свое официальное функционирование с 1 сентября 2022 года в России. В результате запуска данного реестра участники рынка могут осуществлять регистрацию климатических проектов и выпускать в обращение углеродные единицы, а также проводить сделки с углеродными единицами. Первым в реестре был зарегистрирован климатический проект по построению станции, включающей более шестисот солнечных батарей с мощностью 250 киловатт, реализуемый ООО «ДальЭнергоИнвест».
Вторым, и более крупным по количеству углеродных единиц, является проект по снижению выбросов парниковых газов путем перевода ПАО «РусГидро» ТЭЦ-2 г. Владивостока с угля на газ - наиболее экологичный вид топлива. Валидатором данного проекта стало ФГБУ «Институт глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля». Верификация проекта будет проходить поэтапно до 2027 года. В результате реализации проекта ежегодно на счет ПАО «РусГидро» будет начисляться порядка 64 тыс. углеродных единиц. Деятельность по наполнению данного реестра в 2023 году будет активно продолжена. Так, уже упомянутое ФГБУ «Институт глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля» в сотрудничестве с Газпромбанком планирует завершить разработку методологий реализации еще 18 климатических проектов.
В сентябре 2022 в России впервые была проведена биржевая сделка с углеродными единицами. В качестве покупателя и продавца выступили российские компании. Проект осуществлялся при активной поддержке правительства Сахалинской области и РЭА Минэнерго России. Валидатором проекта стало АНО ВО «Университет Иннополис», верификатором - МГТУ им. Баумана. Оператором реестра углеродных единиц определено АО «Контур», осуществляющее свою деятельность при поддержке ПАО «Московская Биржа» и Газпромбанком.
Утверждена «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» [3], цель стратегии состоит в достижении углеродной нейтральности при устойчивом росте российской экономики. Приоритетной задачей данной стратегии является сокращение в период с 2021 по 2050 гг. накопленного объема чистой эмиссии парниковых газов до более низких, чем у стран Европейского союза, показателей. Это будет способствовать удержанию прироста глобальной средней температуры значительно ниже 20С свыше доиндустриаль-ных уровней.
В [3] предлагаются два сценария адаптации российской экономики к глобальному энергопереходу - инерционный и целевой (интенсивный). Инерционный сценарий подразумевает реализацию уже принятых решений, а целевой (интенсивный) - дополнительные мероприятия, направленные на декарбонизацию отраслей экономики, а также на увеличение поглощающей способности управляемых экосистем. В соответствии с [4] сформирована Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций. Задачами комиссии являются мониторинг санкций и других недружественных действий, направленными на дестабилизацию экономики, выработка мер по противодействию их последствиям, определение объемов финансирования мероприятий, направленных на повышение устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей.
Кроме того, Правительством Российской Федерации сформулированы критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям в области ограничения выбросов парниковых газов [5]. Отнесение к таким организациям осуществляется исходя из массы выбросов парниковых газов, определяемой путем умножения показателя производственного процесса и (или) вида деятельности за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) на соответствующий удельный коэффициент.
Направленными на достижение целей устойчивого развития также являются такие документы, как «Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» [6] и «Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» [7]. При реализации инвестиционных проектов в области устойчивого развития и достижении соответствующих целей традиционно обязательным компонентом является управление рисками устойчивого развития, что включает три основных ESG-фактора: экологический и климатический; социальный и корпоративного управления.
Процесс управления рисками устойчивого развития строится на том, что организации создаются и ведут хозяйственную деятельность для достижения целей, сталкиваясь с факторами неопределённости. Задача руководства заключается в принятии управленческих решений относительно уровней неопределённости, которые организация считает приемлемыми на пути достижения своих целей. Управление рисками устойчивого развития позволяет руководству компаний, оптимально используя ограниченные ресурсы, эффективно реагировать на факторы неопределённости и связанные с ними риски и использовать новые возможности, поскольку воздействие событий имеет положительный, отрицательный или смешанный характер.
Сейчас в нашей стране активно идет процесс формулирования нормативного регулирования в области устойчивого развития, которое позволит компаниям привлекать финансирование для ESG-проектов. Например, Банк России разработал рекомендации по реализации принципов ответственного инвестирования [8], которые при выборе объектов инвестирования увязаны с ESG-факторами и управлением рисками устойчивого развития. Согласно опубликованному в конце 2021 года информационному письму [9], публичным акционерным обществам в рамках соблюдения «Кодекса корпоративного управления» рекомендовано предусматривать публичное раскрытие отчётов: об устойчивом развитии; экологического; о корпоративной социальной ответственности или иных, содержащих нефинансовую информацию, включающую в себя и ESG-факторы [10].
Внедрение ESG-факторов и принципов устойчивого развития в культуру и бизнес-процессы компаний осуществляется государством, в том числе в составе регуляторной повестки. Бизнес-модели крупнейших отечественных участников рынка учитывают ESG-специфику. Вместе с тем, ряд инвестиций в российские компании продвигается благодаря ESG-рейтингам. Идёт переориентация инвестиций на проекты, учитывающие экологические, социальные и корпоративные аспекты деятельности. В 2022 году создан Национальный ESG-Альянс, в который вошли 23 ведущие в области ESG-трансформации компании. Данный альянс ведет разработку «Атласа экосистемы ESG», в котором будет проанализирована и систематизирована информация о российской ESG-инфраструктуре, будет определен состав ее участников, их роли, функционал и взаимосвязи.
Проблемы перехода к устойчивому развитию
Концепция устойчивого развития не воспринимается однозначно. Факторы устойчивого развития положительно влияют на деятельность компаний, повышая инвестиционную привлекательность. Вместе с тем, компании, которые не могут выполнять соответствующие установленные требования, могут столкнуться с дополнительными штрафами, налогами, сборами, а также необходимостью раскрытия информации в отчётности, в том числе в соответствии со стандартами МСФО [11].
С 2023 года в рамках трансграничного углеродного регулирования (ТУР) и выполнения Европейской климатической программы (Fit for 55 [12]) вводится специальный «углеродный налог» для зарубежных компаний, осуществляющих поставки углеводородов на территорию ЕС. Целью программы Fit for 55 является сокращение не менее чем на 55% к 2030 году выбросов углекислого газа по сравнению с уровнями, имевшими место в 1990 году, а к 2050 году - до нулевого уровня. В рамках данной программы фактически осуществляется протекционистская политика по обеспечению экономических интересов европейских производителей, путем повышения уровня налогообложения для компаний из стран, не входящих в ЕС.
ТУР предусматривает переходный период с 2023 года по 2026 год, в рамках которого будет проанализирована эффективность реализации программы. В этом же периоде планируется введение соответствующей квартальной отчётности и сумм штрафа за непредставление отчетности. Фактически данная программа является стимулом для перехода на производство, имеющее минимальный уровень выбросов, но экономические интересы стран Евросоюза обеспечиваются за счёт повышенной налоговой
нагрузки для компаний - экспортёров углеводородов. При этом на международном уровне осуществляется существенное инвестирование и дотирование развития «зеленых» технологий низкоглеродной энергетики с учётом декарбонизации, проводимое за счет недофинансирования традиционной энергетики.
Таким образом, ESG-подход к управлению рисками является одним из ключевых принципов эффективного развития компаний, работающих как на внутренних, так и международных рынках. Тенденция на социальную, экологическую и корпоративную ответственность в России остается устойчивой и стабильной. Доля нефтегазовых компаний, выразивших готовность осуществлять сбор и раскрытие информации в области устойчивого развития, по данным кредитного рейтингового агентства «Эксперт РА», увеличилась до пятидесяти процентов.
Стимулами для осуществления компаниями ESG-трансформации по-прежнему остаются привлечение инвестиций, банковское кредитование, а также выход на новые рынки сбыта. До недавнего времени при построении корпоративных стратегий устойчивого развития российского бизнеса ориентиром являлись западные инициативы и стандарты, теперь происходит переориентация на новые рынки сбыта, в результате которой отечественным компаниям необходимо учитывать требования в области устойчивого развития, установленные в рамках формирования нефинансовой отчетности.
Среди экономических партнеров России отдельно стоит отметить Китай, являющийся лидером по количеству выбросов парниковых газов (рисунок 1), на долю которого приходится треть мировой эмиссии углекислого газа. Вместе с тем, в Китае активно внедряется ESG-трансформация, поставлена стратегическая цель по достижению к углеродной нейтральности 2060 году [14]. На оперативном этапе планирования, то есть до 2025 г., приоритетами деятельности являются: рост доли экологически чистых источников энергии не менее чем до 72%; снижение энергоемкости на 13,5%; обеспечение на 70% собственных потребностей в ключевом сырье, продукции, технологиях.
25000
£ 20000 v Ч
а «
в 15000 X л
Л О
и 10000
1-
§
5000
о
Страны
Рис. 1. Общий объем выбросов парниковых газов, 2019 г. Мт С02-эквивалент [13]
В рамках привлечения инвестиций для деятельности в области устойчивого развития правительство Китая выпустило руководство по созданию «зеленой» финансовой системы. Целью создания данной системы является стимулирование инвестиций в «зеленые» секторы с одновременным ограничением инвестиций в добывающие отрасли экономики. Начиная с 2021 года в Китае сформирована общая с Евросоюзом таксономия «зеленых» проектов. Также с 2021 года функционирует национальная система торговли выбросами (China ETS). Кроме того, на ежегодной основе публикуется список компаний -«ключевых загрязнителей». Компании, включенные в данный список, обязаны раскрывать информацию о выбросах загрязняющих веществ и парниковых газах, а также о проводимых мероприятиях по осуществления контроля уровня загрязнения [13].
21000
10000 10000
666,5 94 ш
Китай Индия Индонезия Казахстан Узбекистан Киргизия
Одним из важнейших инструментов привлечения финансовых средств для целей устойчивого развития является выпуск ESG-облигаций (см. рис. 2). В 2021 г., по оценкам Moody's, мировой выпуск ESG-облигаций превысил значение 2020 г. на 64% и составил почти 1 трлн долларов США. В этом же году на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) пришлось более 25% выпуска всех зеленых облигаций [13]. По итогам второго квартала 2022 г. доля зеленых облигаций увеличилась до 35% мирового выпуска. Объем размещения новых ESG-облигаций на российском рынке в 2022 г., согласно данным Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА), составил более 80 млрд руб.
300
261,4
Китай Южная Индия Иран ОАЭ Индонезия Турция Катар Египет Узбекистан Казахстан корея
Страны
Рис. 2. Объем выпуска ESG-облигаций, млрд $ [13]
Еще одним способом финансирования проектов в области устойчивого развития являются ESG-кредиты. С июля 2021 по июль 2022 гг. портфель таких кредитов, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», увеличился в три раза, что составило приблизительно 1,2 трлн рублей. Причем 91% портфеля данных кредитов пришелся на долю системно значимых кредитных организаций, годом раньше на них приходилось 96%. Это демонстрирует рост ESG-кредитования у средних и малых по масштабу кредитных организаций.
Компания Bloomberg объявила в 2022 году о запуске индексов, учитывающих инструменты устойчивого финансирования. Ранее был выпущен «индикатор приемлемости», позволяющий анализировать информацию эмитентов на соответствие параметрам включения в индекс. В России начиная с 2014 года Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) на ежегодной основе формируются ESG-индексы по устойчивому развитию. Это - «Вектор устойчивого развития», который характеризует результативность деятельности компаний по устойчивому развитию, а также и индекс «Ответственность и открытость» [15].
ПАО «Московская биржа» с 2019 года осуществляется расчет фондовых ESG-индексов МосБиржи -РСПП, формируемых с учетом индексов РСПП в области устойчивого развития. Начиная с 2020 года формируется Рейтинг раскрытия информации по достижению целей устойчивого развития Организации объединённых наций [15]. В конце 2022 года РСПП выступил с рекомендациями по поддержанию и продвижению повестки устойчивого развития, в которых предложил продолжить переход к модели устойчивого корпоративного управления, а также указал на необходимость повышения уровня осведомленности персонала в данном вопросе и сохранения достигнутого уровня прозрачности в сфере устойчивого развития.
В начале 2023 года Банк России предложил провести унификацию определения ESG-рейтинга, определить минимальный необходимый состав факторов для его формирования, ввести единую рей-
тинговую шкалу, адаптировав для этих целей существующую символику кредитных рейтингов. В дальнейшем планируется рассмотреть возможность введения регулирования Е80-рейтингов как особой категории - некредитных рейтингов. Банк России предлагает два варианта рейтингов. Согласно первому варианту текущий Е80-рейтинг представляет собой профиль компании, который характеризует количественные и качественные характеристики деятельности в области устойчивого развития. Второй вариант носит название рейтинга рисков, он характеризует подверженность компании рискам в области устойчивого развития.
Также продолжается реализация национальных проектов в области углеводородной нейтральности в регионах, осуществляется деятельность по снижению рисков в области устойчивого развития. Например, в Сахалинской области активно проводится эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов, направленный на снижение уровня рисков, связанных с экологическими факторами. Целью эксперимента является достижение до 31 декабря 2025 г. углеродной нейтральности в Сахалинской области. Для достижения этой цели в Сахалинской области осуществляется инвентаризация выбросов и поглощений парниковых газов, внедряется квотирование выбросов парниковых газов.
В задачи проводимого эксперимента входит создание системы обращения углеродных единиц и единиц выполнения квот. Квоты планируется устанавливать ежегодно. В случае превышения квоты будет взиматься соответствующая плата, а в случае несвоевременной или неполной оплаты - пеня. При проведении эксперимента планируется внедрение методик и технологии, направленных как на сокращение выбросов парниковых газов, так и на повышение их поглощения [16].
Следует отметить общий рост культуры населения Российской Федерации в области экологии. Это подтверждается тенденцией на сокращение количества экологических преступлений за последние три года подряд. Генеральная прокуратура Российской Федерации подтвердила фактическими данными, что было зарегистрировано нарушений экологического законодательства: в 2020 году - 22,6 тыс.; в 2021 - 20,2 тыс.; в 2022 - 19 тыс. Чаще всего прокуроры обнаруживали факты экологической преступности в области лесных ресурсов и обращения с промышленными и бытовыми отходами, а также в сфере загрязнения почвы [17].
Повышение уровня культуры в экологических аспектах влияет на общую оценку зрелости населения Российской Федерации в области окружающей среды и является результатом комплексной и долгосрочной государственной политики и соответствующих программ, активно поддерживаемых компаниями с государственным участием, а также в целом социально-ориентированным и ответственным бизнесом. Таким образом, в Российской Федерации ведётся планомерная и последовательная государственная и корпоративная политика в сфере управления рисками устойчивого развития, что является ключевым фактором повышения эффективности корпоративного управления в целом, а также важным аспектом, влияющим на повышение уровня зрелости в области социально-ответственного ведения бизнеса.
Заключение
Реализация Е80-повестки прослеживается во многих странах мира. Вместе с тем, высказывания политиков ЕС зачастую расходятся с их фактическими действиями. В то же время в АТР, в том числе в Китае, наблюдается активное развитие Е80-регулирования. Евразийский экономический союз также может стать важным регионом для развития инициатив в области Е80-регулирования по климатическим проектам. Отечественным компаниям при планировании деятельности в этих регионах целесообразно учитывать данные факты.
Таким образом, деятельность в области устойчивого развития и управления рисками - это важное направление корпоративного управления; каждый работник несёт определённую ответственность за управление рисками устойчивого развития. Для достижения целей устойчивого развития компаниям необходимо своевременно идентифицировать риски, оценивать и управлять ими, используя открывающиеся новые возможности при планировании и ведении деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Всемирная стратегия охраны природы. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://portals.iucn.org/library/efiles/documents/wcs-004.pdf (дата обращения 24.03.2023).
2. Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».
3. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2021 г. № 3052-р.
4. Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций: постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2022 г. № 25-2.
5. О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям: постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 г. № 355.
6. Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 г. № 2816-р.
7. Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 г. № 1912-р.
8. О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования: информационное письмо Банка России от 15.07.2020 г. № ИН-06-28/111.
9. О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития: информационное письмо Банка России от 16.12.2021 г. № ИН-06-28/96.
10. О раскрытии в годовом отчете публичного акционерного общества отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления: информационное письмо Банка России от 27.12.2021 г. № ИН-06-28/102.
11. IFRS S1. General requirements for disclosure of sustainability-related financial information: Exposure draft. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ifrs.org/content/dam/ifrs/project/general-sustainability-related-disclosures/exposure-draft-ifrs-s1-general-requirements-fordisclosure-of-sustainability-related-financial-infor-mation.pdf (дата обращения 23.03.2023).
12. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. "Fit for 55": Delivering the EU's 2030 Climate Target on the way to climate neutrality. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ PDF/?uri=CELEX:52021DC0550&from=EN (дата обращения 23.03.2023).
13. Восточный экспресс: как страны Азии и Ближнего Востока развивают ESG-повестку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://esg-sber-world.rbc.ru (дата обращения 25.10.2022).
14. What to expect in China's second nationally determined contribution towards a carbon neutral global future 2021 Edition. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.igdp.cn/wp-content/uploads/2021/08/2021-7-21-IGDP-Report-EN-What-to-Expect-in-Chinas-Second-NDC.pdf (дата обращения 23.03.2023).
15. ESG индексы и рейтинги РСПП в области устойчивого развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rspp.ru/activity/social/indexes (дата обращения 23.03.2023).
16. Федеральный закон от 06.03.2022 г. № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации».
17. Генпрокуратура назвала самые распространенные виды экопреступлений в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://plus-one.ru/news/2023/03/17/genprokuratura-nazvala-samye-rasprostranennye-vidy-ekoprestupleniy-v-rossii (дата обращения 23.03.2023).