Научная статья на тему 'Управление рисками подготовки будущих программных инженеров на основе методологии IDEF0'

Управление рисками подготовки будущих программных инженеров на основе методологии IDEF0 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишакова Елена Николаевна, Медведева Марина Васильевна

В статье предложена функциональная модель управления рисками подготовки будущих программных инженеров на основе методологии IDEF0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ишакова Елена Николаевна, Медведева Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление рисками подготовки будущих программных инженеров на основе методологии IDEF0»

Ишакова Е.Н.,

Оренбургский государственный университет, доцент кафедры «Программное обеспечение вычислительной

техники и автоматизированных систем»

[email protected]

Медведева М.В.

Оренбургский государственный университет, ассистент кафедры «Программное обеспечение вычислительной

техники и автоматизированных систем»

[email protected]

Управление рисками подготовки будущих программных инженеров на основе методологии IDEF0

Аннотация

В статье предложена функциональная модель управления рисками подготовки будущих программных инженеров на основе методологии IDEF0.

Актуальность

Современный этап реформирования ИТ-образования предполагает возможную вероятность наступления негативных последствий для конкретного педагога, образовательного учреждения, программной индустрии и государства в целом, то есть вызывает соответствующие риски.

Анализ теории и практики в области управления образовательными рисками выявил противоречия в методологических подходах, а также отсутствие прикладной привязки к системе подготовки будущих программных инженеров. Поэтому целью нашего исследования стала разработка функциональной модели управления рисками подготовки будущих программных инженеров.

Риск как научная категория.

В классической рискологии риск определяют как:

- неопределенную ситуацию, в которой одно или несколько последствий нежелательны (У Бек) [3];

- деятельность человека или отказ от нее в ситуации выбора, неопределенности (которые присущи любой сфере жизнедеятельности), требующая от него оценки собственных действий, выработки необходимых социальных качеств, а также учет и регулирование воздействия социальных факторов, при которых сохраняется вероятность негативного влияния на жизнедеятельность людей, последствия которых могут негативно отразиться на жизни и здоровье человека (М.Е. Маслова) [5];

- возможность возникновения потерь, вытекающая из специфики тех

или иных явлений природы и видов человеческой деятельности; вероятность принятия неверных или непринятия нужных управленческих решений; вероятность получения незапланированных результатов при осуществлении той или иной деятельности (И.Т. Балабанов) [2];

- неопределенное событие или условие, наступление которого отрицательно или положительно сказывается на целях проекта, характеризующееся причиной или источником, симптомом риска, последствиями риска и влиянием риска (С. Архипенков).

В нашем исследовании образовательный риск, согласно И.Г. Абрамовой, будем рассматривать как:

- закономерное отражение одного из современных направлений, связанных с резким увеличением доли вероятностных представлений в научном знании, признанием стихийности, случайности, неопределенности важнейшими факторами развития личности, общества;

- деятельностный ответ на актуальную потребность в разрешении противоречий при неясном (альтернативном) развитии противоположных тенденций в конкретных социально-педагогических условиях;

- многоаспектный феномен, характеризующий инновационную педагогическую деятельность, в которой объективно существуют цели, содержащие в себе обоснованный, т.е. общественно полезный риск [1].

Виды рисков

Метод экспертных оценок позволил нам выявить следующие виды рисков подготовки будущих программных инженеров (таблица 1).

Табл. 1. Риски подготовки будущих программных инженеров

Риск подготовки будущих программных инженеров Вес Оценка воздействия риска

1 2 3

Риски высшего учебного заведения

Риск недостатка квалифицированных педагогических кадров 5 катастрофический

Риск недостаточного информационного обеспечения научно-образовательного процесса 4 критический

Риск несовершенства материально-технической базы 4 критический

Риск несоответствия учебно-методического обеспечения современным требованиям 3 умеренный

1 2 3

Риски будущего программного инженера

Риск недостаточной теоретической базы бакалавра и (или) магистра в области программной инженерии 4 критический

Риск несформированности мотивационно-ценностных функций бакалавра и (или) магистра в области программной инженерии 3 умеренный

Риск недостаточного практического опыта бакалавра и (или) магистра в области программной инженерии 4 критический

Риски программной индустрии

Риск отказа ИТ-предприятий в прохождении практической подготовки бакалавров и (или) магистров в области программной инженерии 4 критический

Риск несоответствия профессиональных ИТ-стандартов современным требованиям 3 умеренный

Риск отказа ИТ-предприятий в финансировании подготовки конкретных бакалавров и (или) магистров в области программной инженерии 2 незначительный

Риск отказа предприятий участвовать в научно-образовательном процессе ВУЗа 4 критический

Риски государства

Риск недостатка бюджетного финансирования 4 критический

Риск несоответствия государственных образовательных стандартов в области программной инженерии современным требованиям 4 критический

Риск недостаточной государственной поддержки научных исследований, выполняемых в ВУЗах 4 критический

Процесс управления рисками

Процесс управления рисками включает в себя пять основных стадий:

- планирование управления рисками;

- идентификация рисков;

- анализ рисков;

- реагирование на риски;

- мониторинг и контроль рисков.

Ключевым аспектом управления рисками является обеспечение «прозрачности» объекта управления (системы профессиональной подготовки будущих программных инженеров) посредством его точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания.

Для таких сложных систем, как профессиональная подготовка будущих программных инженеров, практически невозможно получить одно единственное описание, отвечающее на все вопросы с точки зрения управления, пригодное для достижения всех ключевых целей. Система как совокупность взаимосвязанных компонентов может быть описана в виде целого ряда самостоятельных, законченных «проекций», количество которых определяется целями управления.

Общепризнанно, что базой для целей общего управления является представление объекта в виде сети процессов, определяющих его миссию. Действительно, представление системы профессиональной подготовки в ВУЗе в виде процессов определяет все остальные ее «проекции». Прежде всего, ВУЗы должны определить свои системы и входящие в них процессы

для того, чтобы можно было четко понимать, управлять и улучшать эти системы и процессы.

Описание объекта управления начинается с описания процессов, определяющих миссию, и продолжается до достижения необходимой степени «прозрачности», достаточной для корректного анализа и выработки эффективных управленческих решений.

Методология IDEF0

Методология IDEF0 позволяет легко представлять одновременно различные системные характеристики, такие как: управление, обратная связь и исполнитель.

Популярность методологии функционального моделирования IDEF0 обусловлена простотой нотации. Исходя из смыслового значения сторон блока, процесс в общем виде можно определить как деятельность (последовательность работ), которая преобразует Входы в Выходы по правилам и требованиям, уставленным Управлением, с помощью определенных Механизмов (ресурсов).

В пользу применения методологии IDEF0 для описания процессов говорит тот факт, что данная методология является стандартом для функционального моделирования в ряде стран, включая США [7] и Россию [6]. Этот факт позволяет использовать методологию IDEF0 в качестве единого языка для обмена информацией между ВУЗами, программной индустрией и государством.

CASE-средства моделирования управления рисками

Возможность визуального описания процессов в методологии IDEF0 предоставляют CASE-средства. Применение CASE-средств на стадии описания процессов позволяет не только повысить эффективность управления рисками, но также использовать эти модели на стадии управления процессами, интегрируя их в корпоративную информационную систему ВУЗа.

CASE-средства возможно применять не только для целей автоматизации управления рисками, но и для широкого круга задач анализа деятельности ВУЗа. Действительно, наличие у ВУЗа модели деятельности «как есть» позволит построить модель «как должно быть», а в дальнейшем провести ее реструктуризацию с меньшими трудностями и рисками.

Процесс моделирования управления рисками подготовки будущих программных инженеров в IDEF0 начинается с создания диаграммы наиболее абстрактного уровня описания системы в целом (рисунок 1).

В дальнейшем единственная функция «Управление рисками подготовки будущих программных инженеров» раскладывается на основные подфункции посредством создания дочерних диаграмм. Диаграмма дерева узлов показывает иерархию работ в модели и позволяет рассмотреть всю модель целиком (рисунок 2).

Рис. 1. Контекстная диаграмма в BPWin

О Определение подходов, инструментов и источников данных

О Распределение ролей и ответственности!

О Выделение ресурсов и оценка стоимости мероприятий управления рисками

О Определение сроков, операций и частоты управления рисками

О Определение иерархической структуры рисков

О Разработка методов и процедур выявления рисков

О Реализация процедур выявления рисков

О Документальное оформление выявленных рисков

О Определение вероятности О Планирование

реализации рисков

О Определение тяжести последствий реализации рисков

О Определение ранга риска

О Определение близости наступления риска

О Определение качества использованной информации

реагирования на риски

О Анализ методов воздействия на риски и принятие решения по методу реагирования

О Проведение мероприятий по реагированию на риски

О Пересмотр рисков

О Аудит рисков

О Анализ отклонений и трендов

Рис. 2. Диаграмма дерева узлов в BPWin

Заключение

Моделирование управления рисками позволяет проанализировать не только деятельность ВУЗа в целом, но и как он взаимодействует с ИТ-индустрией, государством и обществом, а также как организована деятельность каждого конкретного субъекта образовательного процесса. Наглядность графического языка IDEF0 делает модель читаемой и для лиц, которые не принимали участия в проекте ее создания. Результатом моделирования является экспертное заключение, в котором выносятся рекомендации по устранению проблем в управлении рисками.

Литература

1. Абрамова И. Г. Теория педагогического риска: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1996. 36 с.

2. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996. 192 с.

3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

384 с.

4. Давид Марка, Клемент МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования. Пер. с англ. М., 1993. 240 с.

5. Маслова М. Е. Философский и социологический анализ понятия «Социальный риск» // Вестник СевКавГТУ. 2001. Вып.6. С. 36-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Методология функционального моделирования IDEF0: Руководящий документ. М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. 75 с.

7. INTEGRATION DEFINITION FOR FUNCTION MODELING (IDEF0). Draft Federal Information Processing Standards Publication 183, 1993 December 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.