Научная статья на тему 'Управление рисками коммуникаций на промышленных предприятиях'

Управление рисками коммуникаций на промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ / DELEGATION / КООПЕРАЦИЯ / COOPERATION / ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / VERTICAL AND HORIZONTAL COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родина Лариса Александровна

Рассматриваются возможности превентивного управления рисками промышленных предприятий. Выявляются угрозы неэффективной деятельности из-за проблем коммуникаций по вертикали и по горизонтали. В связи с этим предлагается система мер, позволяющая нейтрализовать выявленные угрозы на превентивной основе: риски, связанные с делегированием, предлагается относить к группе угроз вертикальных коммуникаций; риски, связанные с недостаточной кооперацией, это риски группы горизонтальных коммуникаций. Особое внимание уделяется определению источников рисков конкретных причин, вызвавших один и тот же риск, что позволило построить причинно-следственные связи в управлении рисками, дающие основание адекватно реагировать на каждый конкретный источник риска. Предлагается формировать хранилище прецедентов сценариев реагирования на каждый конкретный риск по схеме «причина возникновения мера нейтрализации». Сделана попытка систематизировать источники рисков коммуникаций по следующим классификационным критериям: проблемы персонала, угрозы для управления, технические причины. Предложения, обобщенные в статье, имеют практическое значение для целей обоснования управленческих решений. Предлагаемая база сценариев адекватного реагирования на риски коммуникаций позволит повысить уровень автоматизации управления промышленными предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of communication risk in industrial enterprises

This article is devoted to the possibilities of preventive risk management of industrial enterprises. The author reveals the threats of inefficient activities due to problems of communication vertically and horizontally. In this regard, a system of measures to neutralize the identified threats on a preventive basis is proposed. It is proposed to consider the risks associated with delegation as a group of threats to vertical communications. Risks associated with a lack of cooperation, is a risk group of horizontal communication. Particular attention is paid to the identification of the sources of risks specific causes that caused the same risk. This made it possible to build cause-and-effect relationships in the management of risks that give rise to an adequate response to each specific source of risk. It is proposed to form a repository of precedents of scenarios to respond to each specific risk under the scheme "cause a measure of neutralization". There is made an attempt to systematize the sources of communication risks according to the following classification criteria: personnel problems, threats to management, technical reasons. The proposals summarized in the article are of practical importance for the purposes of justifying management decisions. The proposed database of scenarios for an adequate response to communication risks will improve the level of automation of industrial enterprise management.

Текст научной работы на тему «Управление рисками коммуникаций на промышленных предприятиях»

УДК 338.054.23 JEL: D81

DO110.25513/1812-3988.2018.2.121-129

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Л. А. Родина

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 1 марта 2018 г.

Дата принятия в печать 25 марта 2018 г.

Ключевые слова

Управление рисками, делегирование, кооперация, вертикальные и горизонтальные коммуникации

Аннотация. Рассматриваются возможности превентивного управления рисками промышленных предприятий. Выявляются угрозы неэффективной деятельности из-за проблем коммуникаций по вертикали и по горизонтали. В связи с этим предлагается система мер, позволяющая нейтрализовать выявленные угрозы на превентивной основе: риски, связанные с делегированием, предлагается относить к группе угроз вертикальных коммуникаций; риски, связанные с недостаточной кооперацией, - это риски группы горизонтальных коммуникаций. Особое внимание уделяется определению источников рисков - конкретных причин, вызвавших один и тот же риск, - что позволило построить причинно-следственные связи в управлении рисками, дающие основание адекватно реагировать на каждый конкретный источник риска. Предлагается формировать хранилище прецедентов сценариев реагирования на каждый конкретный риск по схеме «причина возникновения - мера нейтрализации». Сделана попытка систематизировать источники рисков коммуникаций по следующим классификационным критериям: проблемы персонала, угрозы для управления, технические причины. Предложения, обобщенные в статье, имеют практическое значение для целей обоснования управленческих решений. Предлагаемая база сценариев адекватного реагирования на риски коммуникаций позволит повысить уровень автоматизации управления промышленными предприятиями.

Article info

Received March 1, 2018

Accepted March 25, 2018

Keywords

Risk management, delegation, cooperation, vertical and horizontal communications

MANAGEMENT OF COMMUNICATION RISK IN INDUSTRIAL ENTERPRISES

L.A. Rodina

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Abstract. This article is devoted to the possibilities of preventive risk management of industrial enterprises. The author reveals the threats of inefficient activities due to problems of communication vertically and horizontally. In this regard, a system of measures to neutralize the identified threats on a preventive basis is proposed. It is proposed to consider the risks associated with delegation as a group of threats to vertical communications. Risks associated with a lack of cooperation, is a risk group of horizontal communication. Particular attention is paid to the identification of the sources of risks - specific causes that caused the same risk. This made it possible to build cause-and-effect relationships in the management of risks that give rise to an adequate response to each specific source of risk. It is proposed to form a repository of precedents of scenarios to respond to each specific risk under the scheme "cause - a measure of neutralization". There is made an attempt to systematize the sources of communication risks according to the following classification criteria: personnel problems, threats to management, technical reasons. The proposals summarized in the article are of practical importance for the purposes of justifying management decisions. The proposed database of scenarios for an adequate response to communication risks will improve the level of automation of industrial enterprise management.

© Л.А. Родина, 2018

1. Введение. Проблемы в управлении промышленными предприятиями имеют различную природу. Однако в основе большинства проблем управления лежит информационная неопределенность при принятии управленческих решений. В свою очередь сама по себе информационная неопределенность - это базовый источник рисков, сопровождающих деятельность хозяйствующих субъектов с потенциальным снижением результативности этой деятельности и потерей ресурсов.

Вертикальные и горизонтальные коммуникации в управленческом контуре любого хозяйствующего субъекта являются системообразующими связями. Именно поэтому информационная неопределенность, недостаточность или искажение информации в этих коммуникациях рассматривается как основная причина уязвимости всей системы управления.

В связи с этим делегирование предлагается рассматривать преимущественно как базовую технологию вертикальных коммуникаций, хотя нельзя полностью исключать делегирование из горизонтальных коммуникаций. При этом важно отметить, что перераспределяются не только задачи по достижению ключевой цели управления, но и ресурсы (время, информация, компетенции, финансы, фонды и т. п.). Кооперация при разделении труда рассматривается преимущественно в контексте горизонтальных коммуникаций, опять же с учетом того, что нецелесообразно полностью исключать кооперацию из вертикальных коммуникаций.

В целом коммуникационные потоки сопряжены с большими объемами циркулирующей информации, а следовательно, уязвимы для всех типичных проблем информационного обеспечения управленческой деятельности.

Таким образом, предложение комплекса мер по превентивному управлению рисками коммуникаций на промышленных предприятиях видится актуальным.

Действенный механизм управления рисками целесообразно рассматривать как фактор обеспечения экономической безопасности -с одной стороны, и как обеспечение конкурентных преимуществ промышленного предприятия - с другой.

Базовой целью данного исследования является формирование хранилища прецедентов, отражающих меры нейтрализации источников рисков вертикальной и горизонтальной коммуникаций - сценарии реагирования. Для

достижения обозначенной цели планируется выполнение следующих задач:

- систематизация источников возникновения рисков коммуникаций (причин возникновения потенциальных угроз);

- обобщение адекватных мер нейтрализации выявленных угроз в соответствии с причинами их возникновения в хранилище прецедентов сценариев реагирования.

Полученные научные результаты могут быть применимы для широкого круга хозяйствующих субъектов различной отраслевой принадлежности. При этом не потребуется значительных адаптационных усилий в целях учета специфики отрасли. В результате исследования ожидается прежде всего ресурсный эффект, выраженный в экономии оперативного времени.

2. Обзор литературы. Вопросами управления рисками занимаются глобально целые сообщества ученых, менеджеров, инженеров-практиков. Считается, что риск-менеджмент как стратегия сформировался сравнительно недавно, в 1990-х гг. Поэтому исследования, связанные с управлением рисками, активно развиваются, разветвляются нарастающими темпами и объемами. Научные предпосылки управления рисками были заложены математиками Д. Бернулли, Ф. Гальтоном и Г. Марковицем [1; 2]. Методология управления рисками формируется на основе аксиом, принципов риск-менеджмента, представленных А.Н. Фомичевым, Н.Б. Ермасовой и др. [3-5]. Задачи системы управления рисками рассматриваются Г.В. Черновой [6]. Вопросы разработки методов управления рисками нашли отражение в работах Г.С. Токаренко, В.А. Черкасовой, А.А. Батен-ковой и др. [7; 8].

Более того, активно внедряются в практику стандарты управления рисками [9-11], позволяющие стандартизировать, синхронизировать процесс риск-менеджмента в международном контексте.

Однако динамичность информационной среды управления промышленными предприятиями, развития науки, техники и технологий не позволяют надеяться на стабильность научной, методологической основы управления, что подразумевает необходимость наращивания исследовательских результатов и практики в вопросах риск-менеджмента.

3. Гипотезы и методы исследования. Предлагается сформулировать систематизированную базу сценариев адекватного реагиро-

вания на риски вертикальных и горизонтальных коммуникаций. При этом основная направленность предложений - это превентивный риск-менеджмент с возможностями автоматизации процесса управления.

Основные методы исследования - моделирование, синтез, анализ, сравнение.

4. Результаты исследования. Среди множества источников рисков в деятельности промышленных предприятий особую группу составляют коммуникации управленческого контура. Вертикальные и горизонтальные взаимосвязи между участниками деятельности образуют мощные информационные потоки, сопряженные с движением, распределением всех производственных ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, фондовых и т. п.). Признавая стратегический характер и первостепенное значение коммуникаций в управлении, логично предположить, что их уязвимость может привести к серьезным проблемам в деятельности.

Именно реальное осознание высокой рис-коемкости коммуникаций по вертикали и горизонтали [12] позволяет строить систему превентивного риск-менеджмента на промышленных предприятиях.

Проблематичность коммуникаций может быть выражена риском недостаточности делегирования (по вертикали) и кооперации (по горизонтали) при разделении труда. При этом важно заметить, что и в случае с делегированием, и в случае с кооперацией речь прежде всего идет о необходимости определения уровня целесообразности коммуникаций для достижения общей цели участников. Это означает, что в каждом конкретном случае должна быть обоснована интенсивность коммуникаций - от чисто индивидуальных действий и решений до максимального задействования всего круга участников со своими компетенциями, временем и другими имеющимися у них ресурсами.

Основные причины возникновения рисков потери оперативного времени из-за коммуникаций в делегировании можно обобщить следующим образом:

- сложность оценивания персонала в целях выполнения потенциально передаваемых рабочих задач;

- низкая квалификация участников взаимодействия при коммуникациях;

- нехватка сотрудников - потенциальных исполнителей передаваемых задач;

- угроза возможной потери авторитета руководителем при передаче части функций;

- низкий уровень контролируемости передаваемых рабочих задач;

- технологическая специфика деятельности;

- сбои и помехи в каналах коммуникаций.

Данный перечень не претендует на всеобъемлющий охват всех возможных источников рисков потерь оперативного времени в процессе делегирования, но, по мнению автора, включает наиболее явные и типичные факторы риска. Условно все эти источники можно разделить по характеру возникновения: связанные с персоналом, связанные с управлением, технические проблемы.

Разумная детализация источников риска позволяет выявить адекватные реакции (меры) нейтрализации установленных угроз, что, в свою очередь, является основанием для системного подхода к решению проблемы (см. табл.).

Определяем сложность оценивания персонала в целях выполнения потенциально передаваемых рабочих задач как источник риска коммуникаций, связанный с персоналом. При этом предлагается потенциальных исполнителей задач выбирать прежде всего по соответствующим рабочим задачам компетенциям. Это означает, что задолго до осуществления коммуникации необходимо предварительно оценить потенциальных исполнителей рабочих задач на наличие соответствующих этой задаче компетенций. Руководитель может воспользоваться системой управленческих досье, которые предполагают долгосрочное аккумулирование сведений о достижениях исполнителей в целях обоснования уровня сформированных ими компетенций. Снижение риска коммуникаций из-за сложности оценки персонала может быть осуществлено посредством применения технологии делегирования «обязанность» для предварительного распределения сфер ответственности. Применение технологии делегирования «обязанность» подразумевает такое управленческое воздействие, когда передаваемая рабочая задача вменяется исполнителю как часть его должностного регламента. В этом случае, по сути, не предполагается «торг», в процессе которого задача передается или нет, а исполнитель формально ставится перед фактом. Безусловно, такой подход оправдан лишь в том случае, если аналогичная рабочая задача уже передавалась этому исполнителю, резуль-

тат ее выполнения оценен как положительный, и сама коммуникация не вызвала оппортунистического поведения со стороны исполнителя. Именно определение уровня готовно-

сти и мотивации исполнителя к дополнительной трудовой нагрузке является гарантом закрепления рабочей задачи на постоянной основе за конкретным исполнителем.

Меры адекватного реагирования на источники рисков вертикальных и горизонтальных коммуникаций

Причина возникновения риска Адекватные реакции на возникающие риски

Сложность оценивания персонала в целях выполнения потенциально передаваемых рабочих задач Выбор потенциальных исполнителей задач по соответствующим компетенциям (превентивная оценка по системе управленческого досье)

Применение технологии делегирования «обязанность» в целях предварительного распределения сфер ответственности

Определение уровня готовности и мотивации к дополнительной трудовой нагрузке

Низкая квалификация участников взаимодействия при коммуникациях Внедрение современных технологий профессионально-компетентностного и психологического отбора участников

Внедрение технологий управления на основе информационных систем

Мотивация персонала на саморазвитие профессиональных качеств

Психологическая работа с персоналом в целях корректировки установок участников взаимодействия

Реализация непрерывной программы формирования и развития профессиональных компетенций

Нехватка сотрудников - потенциальных исполнителей передаваемых рабочих задач Оптимизация распределения задач между имеющимися исполнителями

Набор новых исполнителей из внешнего рынка труда

Изменение условий труда исполнителей, способствующее снижению затрат оперативного времени (разумная автоматизация, внедрение оптимальных технологий производства, перепланирование процессов и т. п.)

Угроза возможной потери авторитета руководителем при передаче части функций Применение технологий делегирования, нивелирующих или минимизирующих риски потери авторитета (отождествление, обучение, обязанность)

Отказ от раскрытия субъективных причин передачи задач (низкий уровень компетенций, слабое владение приемами тайм-менеджмента, личностные причины и т. п.)

Внедрение системы управления конфликтами в контексте формирования и развития корпоративной культуры организации

Низкий уровень контролируемости передаваемых рабочих задач Предварительная оценка рабочих задач на критерии сложности, приоритетности, возможности потенциального делегирования в соответствии с уровнем ответственности

Обоснованный выбор исполнителей передаваемых рабочих задач

Внедрение комплексной системы прямого информационного взаимодействия и контроля результатов деятельности

Обеспечение соответствия организационной структуры функциональным потребностям организации

Технологическая специфика деятельности Функциональная «логистика» информационного взаимодействия

Оснащение рабочих мест исполнителей компьютерными и программными средствами - интеллектуальными, экспертными системами

Структурирование информационного контура коммуникаций в соответствии с функционалом участников

Сбои и помехи в каналах коммуникаций Оптимальное дублирование каналов коммуникаций

Технологическая и программная защита каналов коммуникаций

Обновление технической базы передающих устройств современными средствами

Низкая квалификация участников взаимодействия видится еще одним источником риска коммуникаций, связанным с персоналом. Возможность решения этой проблемы видится во внедрении современных технологий про-фессионально-компетентностного и психологического отбора участников. Это означает, что для решения определенного спектра рабочих задач целесообразно набрать персонал, уже готовый к выполнению данных задач и обладающий необходимыми профессиональными компетенциями. Психологический фактор при отборе исполнителей можно воспринимать дополнительным условием, обеспечивающим синхронизацию процесса и комфортность коммуникаций. Внедрение технологий управления на основе информационных систем направлено на возможность совмещения преимуществ и централизации, и децентрализации в коммуникациях. При этом централизация будет выражена в информационном единстве организации, когда каждый отдельный исполнитель может централизованно воспользоваться единым информационным обеспечением (например, правовым, методическим и т. п.). Однако деятельность исполнителей может осуществляться и в условиях децентрализации, подразумевающей частичную информационную самостоятельность исполнителей на основе оснащения их рабочих мест персональными компьютерами с экспертными системами. Такая информационная база является дополнительным источником - с одной стороны, и инструментом - с другой, для повышения компетентности исполнителей. В связи с этим мотивация персонала на саморазвитие профессиональных качеств будет строиться не только на основе управленческих воздействий, но и при наличии технической, информационной базы, обеспечивающей данный процесс. Дополнительным, усиливающим фактором можно рассматривать и психологическую работу с персоналом в целях корректировки установок участников взаимодействия. Реализация непрерывной программы формирования и развития профессиональных компетенций логически обобщает усилия по снижению риска коммуникаций из-за низкой квалификации участников. Таким образом, повышение уровня компетентности исполнителей обеспечивается и техническими возможностями, и управленческими воздействиями, и пониманием самих исполнителей необходимости развития профессиональных качеств.

Нехватка сотрудников - потенциальных исполнителей передаваемых рабочих задач также видится источником риска коммуникаций в силу восприятия возникновения дополнительной трудовой нагрузки. В связи с этим целесообразно рассматривать оптимизацию распределения задач между имеющимися исполнителями. Это подразумевает тщательный анализ временных характеристик выполняемых задач на предмет равномерного наполнения деятельности каждого исполнителя. В свою очередь набор новых исполнителей из внешнего рынка труда может покрыть дефицит сотрудников, не приводя к дополнительной трудовой нагрузке. Однако, необходимо отметить, что эта мера сопряжена с дополнительными затратами на оплату труда новых сотрудников, потенциальными рисками социальной напряженности в коллективе, возможными сложностями в адаптационный период и т. п. Изменение условий труда исполнителей, способствующих снижению затрат оперативного времени, может позволить снизить время исполнения рабочих задач, не привлекая дополнительных исполнителей извне. В связи с этим разумная автоматизация, внедрение оптимальных технологий производства, перепланирование процессов и т. п. - возможности решения проблем коммуникаций из-за нехватки персонала.

Одним из негативных последствий делегирования считается угроза возможной потери авторитета руководителем при передаче части функций (рабочих задач). Само по себе это проявление риска коммуникаций может не нести прямых финансовых потерь, но игнорировать репутационные угрозы также не видится дальновидным. Применение технологий делегирования, нивелирующих или минимизирующих риски потери авторитета, видится вариантом явного, прямого воздействия на риск. При этом предлагается акцентировать внимание на технологиях делегирования «отождествление», «обучение» и «обязанность». При технологии «отождествление» подразумевается мягкое распределение рабочих задач на основе нивелирования иерархии в управлении, когда размываются границы между уровнями управленческой иерархии и все участники как бы «усредняются». В таком случае нет явных признаков управления или подчинения, все участники -члены команды на равных. Технология «обучение» предполагает передачу рабочих задач на основе принципов наставничества, что спо-

собствует коммуникациям, строящимся на основе доверия и уважения. Технология «обязанность», по сути, осуществляет передачу рабочих задач на основе применения власти (мнение эксперта, управляемость, эталон, законная власть и т. д.). Отказ от раскрытия субъективных причин делегирования позволяет снизить риск потери авторитета. Сокрытие истинных причин передачи не только рабочих задач, но и части ответственности потенциально способствует сохранению авторитета руководителя. Среди субъективных причин прежде всего выделяют низкий уровень компетенций руководителя при реализации рабочей задачи, слабое владение приемами тайм-менеджмента, нежелание и иные личностные причины отторжения рабочей задачи. В связи с этим важно отметить, что в некоторых случаях само наличие названных причин не свидетельствует о проблеме. Например, в отношении принципиально новых рабочих задач, связанных, возможно, с современными научными, техническими достижениями, только внедряемыми в практику [13; 14], руководитель может быть менее компетентен как исполнитель, что не подрывает его авторитета, тем более, такая ситуация носит явно кратковременный характер. Также предлагается внедрение системы управления конфликтами в контексте формирования и развития корпоративной культуры организации. Это означает, что коммуникации в организации реализуются не только на формальной, информационной основе, но и на принципах взаимного уважения, полноценной самоидентификации как производственной команды.

Низкий уровень контролируемости передаваемых рабочих задач, безусловно, является источником угроз и в финансовом, и в репу-тационном, и в организационно-техническом смысле. При этом основные возможные потери, скорее всего, - это оперативное рабочее время. Предварительная оценка рабочих задач на критерии сложности, приоритетности, возможности потенциального делегирования в соответствии с уровнем ответственности, а также обоснованный выбор исполнителей передаваемых рабочих задач являются весомыми аргументами в пользу повышения эффективности реализации передаваемых задач даже при отсутствии контроля. Таким образом, правильно оценить, что, как, когда и кому целесообразно передавать - возможность нивелирования рисков коммуникаций из-за низкого уровня кон-

тролируемости передаваемых задач. Одновременно, внедрение комплексной системы прямого информационного взаимодействия и контроля результатов деятельности напрямую повышает уровень контролируемости передаваемых задач на основе коммуникаций, обеспеченных информационно-технической поддержкой. При этом обеспечение соответствия организационной структуры функциональным потребностям организации выступает фактором оптимизации информационных контактов и потоков, циркулирующих между участниками деятельности, без избыточного дублирования или, наоборот, отсутствия прямых коммуникационных линий.

Технологическая специфика деятельности может быть причиной недостатка коммуникаций из-за того, что часть выполняемых рабочих задач технологически или по соображениям безопасности ограничивает информационные контакты. Это означает, что имеются возможные ограничения в коммуникациях из-за того, что не все рабочие задачи вообще предполагают информационные контакты, передавая ответственность за принятие решений на индивидуальную основу. Также причиной ограничений информационного взаимодействия могут быть правовые нормы, ограничивающие распространение информации широкому кругу лиц. Однако, в большинстве случаев риски коммуникаций по техническим причинам сопряжены с отсутствием или неэффективностью каналов связи, обеспечивающих эти коммуникации. Тогда функциональная «логистика» информационного взаимодействия - это решение транспортной задачи относительно информационных ресурсов, доставляемых между участниками конкретного процесса наиболее оптимальным способом. Оснащение рабочих мест исполнителей компьютерными и программными средствами - интеллектуальными, экспертными системами, направлено на то, чтобы технические средства и интеллектуальные системы частично заменили коммуникации, связанные с поиском, накоплением, систематизацией, обработкой и хранением информации. В связи с этим технические и программные средства или обеспечивают каналы коммуникаций между участниками процесса, или выступают помощниками, информационными накопителями необходимых знаний, сведений для реализации рабочих задач. Структурирование информационного контура коммуника-

ций в соответствии с функционалом участников, по сути, аналогично обеспечению соответствия организационной структуры функциональным потребностям организации. Более того, реализация мер по структурированию информационного контура напрямую зависит от функциональных потребностей организации и полностью прорисовывает организационную структуру информационными потоками.

Сбои и помехи в каналах коммуникаций являются прямой технической проблемой, вызывающей риск коммуникаций. В связи с этим целесообразным видится оптимальное дублирование каналов коммуникаций. Это означает возможность реализации параллельных каналов связи для наиболее важных коммуникаций, обеспечивающих высокий уровень ответственности при исполнении конкретных рабочих задач. Дополнительными критериями оптимизации дублирования могут выступать уровень уязвимости, интенсивность использования канала коммуникаций и т. п. Современные возможности технологической и программной защиты каналов коммуникации позволяют надеяться на снижение риска из-за сбоев и помех. Однако, сравнительная оценка финансовых затрат на обеспечение этой возможности и потерь от реализации риска - главный аргумент при принятии решения по этому варианту. Обновление технической базы передающих устройств современными средствами связи также способствует потенциальному снижению технических сбоев в каналах коммуникаций.

Безусловно, практика управления риском коммуникаций в деятельности промышленных предприятий может быть более разнообразной,

чем отмечено в данном исследовании. Однако, ключевые причины возникновения и меры нейтрализации риска коммуникаций позволяют сформировать базовую систему сценариев адекватного реагирования.

5. Заключение. В качестве основного научного результата исследования рассматривается систематизированное предложение по управлению риском коммуникаций на основе принципов превентивного риск-менеджмента. Основные источники риска коммуникаций позволяют прогнозировать деятельность с учетом возможных угроз и потенциальных адекватных мер реагирования на них.

Современные возможности автоматизации процесса прогнозирования позволят органично внедрить базу сценариев управления риском коммуникаций на основе мер адекватного реагирования в общее информационное пространство управления организацией. Дальнейшее развитие исследования возможно по пути моделирования типичных сценариев, отражающих поведение участников процесса коммуникаций [15].

От внедрения научных предложений ожидается экономический эффект, который может быть выражен в денежных средствах как разнице между затратами на реализацию превентивных мер по управлению и суммами потерь, которых возможно избежать, управляя риском. Также возможен выраженный ресурсный эффект в виде значительной экономии оперативного рабочего времени. Возможен технико-технологический эффект как результат появления новых технологий и производства, и управления, техники в ответ на угрозы.

Литература

1. Блауг М. Бернулли Даниил // Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса. - СПб. : Эко-номикус, 2008. - С. 35-38.

2. Markowitz H. M. Portfolio Selection // The Journal of Finance. - 1952. - № 7 (1). - Р. 77-91.

3. Балдин К. В., Воробьев С. Н. Управление рисками : учеб. пособие. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 512 с.

4. Ермасова Н. Б. Риск-менеджмент организации. - М. : Альфа-Пресс, 2005. - 240 с.

5. Фомичев А. Н. Риск-менеджмент : учеб. пособие. - М. : Дашков и Ко, 2004. - 292 с.

6. Чернова Г. В., Кудрявцев А. А. Управление рисками : учеб. пособие. - М. : Проспект, 2008. - 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Токаренко Г. С. Методы управления рисками в компании // Финансовый менеджмент. -2006.- № 4.- С. 130-143.

8. Черкасова В. А., Батенкова А. А. Влияние стратегических рисков на финансовые результаты компании // Корпоративные финансы. - 2007. - № 3. - С. 64-76. - URL : https://cfjournal. hse.ru/article/view/1724/2447.

9. FERMA a risk management standard. - Brussels : Federation of European risk management association, 2002. - 16 p. - URL : https://www.theirm.org/media/886343/rm_standard_russian_03_12_ 04.pdf (дата обращения: 20.02.2018).

10. Sound Practices for the Management and Supervision of Operational Risk / Risk Management Group of the Basel Committee on Banking Supervision. - Washington : Basel Committee on Banking Supervision, 2001. - 14 p. - URL : https://www.bis.org/publ/bcbs96.pdf (дата обращения: 20.02.2018).

11. ISO/DIS 31000 Risk management - Principles and guidelines on implementation. - Geneve : International Organization for Standardization, 2009. - URL: https://www.iso.org/standard/65694.html (дата обращения: 20.02.2018).

12. Балдин К. В., Передеряев И. И., Голов Р. С. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия : учеб. пособие. - М. : Дашков и Ко, 2017. - 418 с.

13. Hillson D., Simon P. Practical Risk Management: The ATOM Methodology. - 2nd ed. - Vienna, VA : Management Concepts Inc, 2012. - 253 p.

14. Dorfman M. S. Introduction to Risk Management and Insurance. - 8th ed. - Upper Saddle River, NJ : Pearson Prentice Hall, 2005. - 575 p.

15. Рахимова Н. Н. Управление рисками, системный анализ и моделирование : учеб. пособие. - Оренбург : Изд-во Оренб. гос. ун-та, 2016. - 191 с.

References

1. Blaug M. Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past, St. Petersburg, Ekonomikus publ., 2008, 352 p. (in Russian).

2. Markowitz H.M. Portfolio Selection. The Journal of Finance, 1952, no. 7 (1), pp. 77-91.

3. Baldin K.V., Vorob'ev S.N. Upravlenie riskami [Risk management], Moscow, Yuniti-Dana publ., 2012, 512 p. (in Russian).

4. Ermasova N.B. Risk-menedzhment organizatsii [Risk management of the organization], Moscow, Al'fa-Press publ., 2015, 240 p. (in Russian).

5. Fomichev A.N. Risk-menedzhment [Risk management], Moscow, Dashkov i K° publ., 2004, 292 p. (in Russian).

6. Chernova G.V., Kudryavtsev A.A. Upravlenie riskami [Risk management], Moscow, Prospekt publ., 2008, 160 p. (in Russian).

7. Tokarenko G.S. Metody upravleniya riskami v kompanii [Risk management methods in the company]. Financial Management, 2006, no. 4, pp. 130-143. (in Russian).

8. Cherkasova V.A., Batenkova A.A. Debt Financing in Russian Middle-Sized Companies. Journal of Corporate Finance Research, 2007, Vol. 1, no. 3, pp. 64-76, available at: https://cfjournal.hse.ru/ar-ticle/view/1724/2447. (in Russian).

9. FERMA a risk management standard, Brussels, Federation of European risk management association, 2002, 16 p., available at: https://www.theirm.org/media/886343/rm_standard_russian_03_12_ 04.pdf (accessed date: February 20, 2018).

10. Sound Practices for the Management and Supervision of Operational Risk, Risk Management Group of the Basel Committee on Banking Supervision, Washington, Basel Committee on Banking Supervision, 2001, 14 p., available at: https://www.bis.org/publ/bcbs96.pdf (accessed date: February 20, 2018).

11. ISO/DIS 31000 Risk management - Principles and guidelines on implementation, Geneve, International Organization for Standardization, 2009, available at: https://www.iso.org/standard/656 94.html (accessed date: February 20, 2018).

12. Baldin K.V., Perederyaev I.I., Golov R.S. Upravlenie riskami v innovatsionno-investitsionnoi deyatel'nosti predpriyatiya [Risk management in the innovative and investment activity of the enterprise], Moscow, Dashkov i K° publ., 2017, 418 p. (in Russian).

13. Hillson D., Simon P. Practical Risk Management: The ATOM Methodology, 2nd ed., Vienna, VA, Management Concepts Inc, 2012, 253 p.

14. Dorfman M.S. Introduction to Risk Management and Insurance, 8th ed., Upper Saddle River, NJ, Pearson Prentice Hall, 2005, 575 p.

15. Rakhimova N.N. Upravlenie riskami, sistemnyi analiz i modelirovanie [Risk management, system analysis and modeling], Orenburg, Orenburg State University publ., 2016, 191 p. (in Russian).

Сведения об авторе

Родина Лариса Александровна - д-р экон. наук, профессор кафедры экономики и финансовой политики

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: larodina_omsk@mail.ru

About the author

Rodina Larisa Alexandrovna - Doctor of Economic sciences, Professor of the Department of Economics and Financial Policy

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: larodina_omsk@mail.ru

Для цитирования

Родина Л. А. Управление рисками коммуникаций на промышленных предприятиях // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 2 (62). - С. 121-129. - й01: 10.25513/1812-3988.2018.2.121-129.

For citations

Rodina L.A. Management of communication risk in industrial enterprises. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 2 (62), pp. 121-129. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.2.121-129. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.