Научная статья на тему 'Управление репродуктивным поведением населения: опыт региональной демографической политики'

Управление репродуктивным поведением населения: опыт региональной демографической политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / НАСЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ / РОЖДАЕМОСТЬ / REPRODUCTIVE BEHAVIOR MANAGEMENT / REGIONAL DEMOGRAPHIC POLICY / SUPPORT MEASURES / VOLOGDA OBLAST POPULATION / BIRTH RATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Короленко Александра Владимировна

Репродуктивные установки населения Вологодской области характеризуются малодетностью, а, следовательно, даже при создании всех необходимых условий их реализация не позволит коренным образом улучшить ситуацию с рождаемостью. В этой связи принципиально важным представляется изучение проводимой в регионе демографи-ческой политики, выявление ее преимуществ и недостатков. Цель данной статьи заключалась в анализе мер региональной демографической политики в области регулирования репродуктивного поведения и повышения рождаемости. Информационной базой выступили законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие демографическую политику, научная литература по теме исследования. Автором проведен анализ спектра реализуемых на территории региона мер демографической политики, дифференцированных по уровню финансирования, форме воздействия, направленности и по их потенциальным адресатам. Установлено, что в сложившейся системе поддержки семей с детьми по форме оказываемой помощи превалируют такие меры, как регулярные пособия семьям с детьми, бесплатное предоставление услуг (или их полная оплата), единовременные выплаты, по целевой направленности меры, направленные на улучшение материальных условий семей с детьми, по категории получателей меры поддержки многодетных семей. Выявлены как «сильные», так и «слабые» стороны региональной демографической политики. На основании проведенного анализа предложены рекомендации в части совершенствования демографической политики как на региональном, так и на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTIVE BEHAVIOR MANAGEMENT: REGIONAL DEMOGRAPHIC POLICY EXPERIENCE

The reproductive attitudes of the Vologda Oblast population are characterized by few children and, therefore, even if all the necessary conditions are created, their implementation will not fundamentally improve the birth rate. In this regard, it is fundamentally important to study the current demographic policy at the regional level, identification of its advantages and disadvantages. The purpose of this article was to assess to analyze of regional demographic policy measures in the field of regulating reproductive behavior and increasing fertility. The information base was the legislative and regulatory acts governing population policy and scientific literature on the topic of research. The author analyzes the range of demographic policies implemented in the region, differentiated by level of financing, form of impact, focus and their potential recipients. It has been established that in the current system of supporting families with children in the form of assistance such measures prevail such as regular benefits to families with children, free provision of services (or full payment), lump-sum payments, with a targeted focus measures aimed at improving the material conditions of families with children, according to the category of recipients measures to support large families. Both “strengths” and “weaknesses” of the regional demographic policy are revealed. Based on the analysis recommendations are made regarding improving the demographic policy both at the regional and federal levels.

Текст научной работы на тему «Управление репродуктивным поведением населения: опыт региональной демографической политики»

Ссылка для цитирования этой статьи:

Короленко А.В. Управление репродуктивным поведением населения: опыт региональной демографической политики // Human Progress. 2019. Том 5, Вып. 6. URL: http://progress-human.com/images/2019/Tom5_6/Korolenko.pdf, свободный. DOI 10.34709/IM.156.5

УДК 314.335.7

УПРАВЛЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ: ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Короленко Александра Владимировна

научный сотрудник

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр РАН»

coretra@yandex. ru 56а, ул. Горького, Вологда, РФ, 160014 8 (8172)59-78-10 (доб. 305)

Аннотация. Репродуктивные установки населения Вологодской области характеризуются малодетностью, а, следовательно, даже при создании всех необходимых условий их реализация не позволит коренным образом улучшить ситуацию с рождаемостью. В этой связи принципиально важным представляется изучение проводимой в регионе демографической политики, выявление ее преимуществ и недостатков. Цель данной статьи заключалась в анализе мер региональной демографической политики в области регулирования репродуктивного поведения и повышения рождаемости. Информационной базой выступили законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие демографическую политику, научная литература по теме исследования. Автором проведен анализ спектра реализуемых на территории региона мер демографической политики, дифференцированных по уровню финансирования, форме воздействия, направленности и по их потенциальным адресатам. Установлено, что в сложившейся системе поддержки семей с детьми по форме оказываемой помощи превалируют такие меры, как регулярные пособия семьям с детьми, бесплатное предоставление услуг (или их полная оплата), единовременные выплаты, по целевой направленности - меры, направленные на улучшение материальных условий семей с детьми, по категории получателей - меры поддержки многодетных семей. Выявлены как «сильные», так и «слабые» стороны региональной демографической политики. На основании проведенного анализа предложены рекомендации в части совершенствования демографической политики как на региональном, так и на федеральном уровне.

Ключевые слова: управление репродуктивным поведением; региональная демографическая политика; меры поддержки; население Вологодской области; рождаемость.

JEL коды: I 13; I 18

Введение

В последние десятилетия произошли существенные трансформации репродуктивного поведения населения России: широкое распространение получили практики планирования беременности [1; 2], среднедетные репродуктивные установки (ориентация на рождение 3-4 детей) сменились на малодетные (1-2 ребенка) [3; 4], вырос средний возраст деторождения [5].

Подобные изменения в репродуктивном поведении затронули и население Вологодской области. Так, согласно данным социологического мониторинга репродуктивного потенциала населения, проводимого Вологодским научным центром РАН, более чем у половины жителей региона (55%) наблюдаются малодетные репродуктивные установки, т.е. даже при наличии всех необходимых условий они хотели бы иметь не более 1-2 детей (табл. 1). Лишь 26% опрошенных выразили желание стать многодетными родителями, из них 20% -воспитывать трёх детей, 6% - четырёх и более детей. Доля респондентов, вовсе не желающих иметь потомство в 2019 г. составила 6%, что на 4 п.п. выше, чем в 2005 г.

Табл.1: Распределение ответов жителей Вологодской области на вопрос о желаемом и реально планируемом числе детей в семье (в % от числа опрошенных)1

Сколько детей Вы желаете иметь в своей семье

Вариант ответа (при наличии всех необходимых условий)?

2005 г. 2008 г. 2014 г. 2017 г. 2019 г. 2019 к 2005, +/-

Ни одного 1,6 1,9 2,8 2 7 5,7 +4,1

1-го ребёнка 14,3 19,4 13,8 10,0 10,4 -3,9

2-х детей 49,6 47,3 52,5 42,0 44,8 -4,8

3-х детей 20,2 13,4 15,8 21,4 19,9 -0,3

4-х детей и более 5,2 4,1 2,1 4,7 5,5 +0,3

Затрудняюсь ответить 9,1 13,9 13,0 19,1 13,8 +4,7

Вариант ответа Сколько детей Вы реально планируете иметь в своей семье?

Ни одного 4,7 2,9 7,1 5 3 3,4 -1,3

1-го ребёнка 26,4 22,2 16,7 16,1 17,3 -9,1

2-х детей 46,1 42,7 46,9 44 1 48,7 +2,6

3-х детей 8,5 11,3 11,3 14,1 17,9 +9,4

4-х детей и более 1,9 2,1 1,5 2,1 2,6 +0,7

Затрудняюсь ответить 12,5 18,9 16,5 18,3 10,1 -2,4

Что касается реальных планов детности, то большая часть населения региона также ориентированы на рождение 1-2 детей: 49% жителей планируют иметь двух детей, 17% -одного ребёнка. Тогда как многодетность входит в реальные репродуктивные планы лишь у

1 Составлено автором по данным мониторинга репродуктивного потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН.

21% опрошенных, из них 18% планируют иметь троих детей, 3% - четырёх и более. По сравнению с первым годом опроса (2005 г.) на 9 п.п. сократилась доля тех, кто планирует только одного ребёнка, и на такое же количество п.п. вырос удельный вес жителей, планирующих иметь в своей семье трех детей. Данный факт свидетельствует о положительном влиянии на реальные репродуктивные планы населения мер стимулирования рождаемости, введенных в период активизации демографической политики в стране и регионах в 2006-2012 гг.

В подавляющем большинстве случаев респонденты с многодетными репродуктивными установками объясняют их любовью к детям, каждый третий - семейной традицией на многодетность (рис. 1). За рассматриваемый период исследования существенно возросла значимость обоих вышеперечисленных факторов (на 19 п.п. соответственно), а также заметно увеличился удельный вес тех, кто объясняет многодетные установки нетерпимым отношением к абортам (на 10 п.п.). Таким образом, в основе многодетных репродуктивных планов лежат нравственно-ценностные мотивы.

Рис.1: Распределение ответов на вопрос: «Если Вы планируете иметь трех и более детей, то каковы причины для этого?» (в % от числа опрошенных, ориентированных на многодетность)2

традиции перед что аборт - убеждения иметь много Человечеством «убийство» детей в семье за сохранение рода

□ 2005 г. 02008 г. П2011 г. Q2014 г. "2017 г. Ш2019 г.

Малодетные репродуктивные планы жители региона чаще всего объясняют как экономическими причинами - низкими доходами и дороговизной товаров (51%), нестабильной экономической обстановкой в стране (45%), плохими жилищными условиями (24%), так и социально-психологическими, а именно достаточностью небольшого количества детей (46%). Вероятнее всего, потребность в детях конкурирует с другими потребностями семьи (самих родителей и имеющихся/планируемых детей), возможность удовлетворения которых будет тем выше, чем меньше число детей.

2 Составлено автором по данным мониторинга репродуктивного потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН.

В 2019 г. по сравнению с 2005 г. заметно выросла доля тех, кто объясняет свою малодетность нестабильной экономической обстановкой (на 17 п.п.), низкими доходами и дороговизной товаров (на 13 п.п.), психологической достаточностью такого количества детей (на 8 п.п.) и риском остаться без работы (на 8 п.п.; табл. 2). В то же время снизился удельный вес респондентов, в качестве ключевых причин ограничения числа рождений до 1-2 детей называющих плохие жилищные условия (на 4 п.п.) и препятствие карьере/отдыху (на 5 п.п.).

Табл.2: Распределение ответов на вопрос: «Если Вы планируете иметь менее трёх детей, укажите причины, по которым Вы не хотите иметь больше?» (в % от тех, кто планирует иметь менее трёх детей)3

Вариант ответа Годы обследования 2019 к

2005 2008 2011 2014 2017 2019 2005, +/-

Низкие доходы и дороговизна товаров 38,0 50,7 38,6 49,1 46,8 50,8 +12,8

Столько детей мне вполне достаточно 38,0 48,1 48,5 42,3 49,6 46,1 +8,1

Нестаб ильная экономичес ка я 28,0 34,2 30,8 32,9 41,3 45,2 +17,2

обстановка в стране

Плохие жилищные условия 30,0 45,1 26,0 33,6 23,8 26,1 -3,9

Неудовлетворительное состояние здоровья* н/д н/д 6,7 8,3 7,3 11,0 -

Многодетность не поощряется государством 8,0 12,4 10,6 8,9 6,2 9,8 +1,8

Риск остаться без работы 0,0 4,7 3,7 4,1 5,5 7,7 + 7,7

Роды - это риск для здоровья женщины 8,0 12,7 9,4 8,3 6,6 7,6 -0,4

Много детей препятствует карьере/отдыху 11,0 13,6 7,7 7,5 7,0 6,4 -4,6

Семейная традиция иметь мало детей в семье 3,0 6,2 2,8 3,6 3,4 3,7 +0,7

Другое 1,0 2,1 0,4 1,8 0,8 2,6 +1,6

*впервые включен в варианты ответа в 2011 г.

Бездетные репродуктивные планы жители региона связывают преимущественно с нежеланием менять привычный стиль жизни (47%) и в целом иметь детей (35%), нестабильной экономической обстановкой в стране (31%) и проблемами со здоровьем (29%).

Таким образом, главными «препятствиями» на пути рождения большего числа детей у жителей Вологодской области выступают факторы экономического и материального характера: низкие доходы и дороговизна товаров, нестабильная экономическая обстановка в стране. Серьёзное опасение вызывает широкое распространение среди населения мотива «достаточности» небольшого количества детей, отражающего существенный вклад социальной и психологической составляющей в репродуктивную мотивацию малодетности. Малодетные репродуктивные установки жителей региона представляют собой серьезный

3 Составлено автором по данным мониторинга репродуктивного потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН.

вызов на пути реализации региональной демографической политики, что актуализирует изучение ее отдельных мер, выявление их преимуществ и недостатков. Цель данной статьи заключалась в анализе мер региональной демографической политики в области регулирования репродуктивного поведения и повышения рождаемости. В качестве задач исследования выступил анализ спектра реализуемых на территории области мер демографической политики дифференцированных по уровню финансирования, форме воздействия, направленности и по их потенциальным адресатам.

1.Материалы и методы исследования

Информационной базой работы послужили законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие региональную демографическую политику, а также научная литература по теме исследования.

2.Основные результаты и их обсуждение

Середину 2000-х гг., а именно 2006 г., когда Президентом РФ во время ежегодного Послания Федеральному собранию4 был обозначен курс на повышение рождаемости населения, снижение его смертности и укрепление общественного здоровья, предложены конкретные меры для реализации этих задач, что можно считать «запуском» активной государственной демографической политики в России. С этого момента в стране начинают разрабатываться и реализовываться важнейшие проекты, такие как приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Доступное жильё», «Здравоохранение» [6, с. 129], концептуально-стратегические и программные документы, регламентирующие вопросы преодоления демографического кризиса и улучшения параметров здоровья населения: Концепция демографической политики до 2025 года, Концепции миграционной и семейной политики РФ до 2025 года, госпрограмма «Развитие здравоохранения РФ» до 2020 года и т.д. В 2018 г. был утвержден национальный проект «Демография», ключевой целью которого наряду с увеличением ожидаемой продолжительности здоровой жизни, ростом доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, значится увеличение суммарного коэффициента рождаемости5.

4 Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 10.05.2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 16.09.2019)

5 Паспорт национального проекта «Демография»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол №16 от 24 декабря 2018 г.) // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/info/35559/ (Дата обращения: 16.09.2019)

Несмотря на значимость федеральных мер стимулирования рождаемости остается высокой и роль регионов в проведении демографической политики. С 2005 г. ответственность, финансирование и осуществление социальной поддержки подавляющей части семей были перенесены на регионы [7, с. 85; 8, с. 69]. Данный факт указывает на значительную роль регионов в достижении общей цели преодоления депопуляции [9, с. 111].

С 2012 г. в большинстве субъектов РФ реализуются региональные программы материнского (семейного) капитала, выделяются земельные участки под строительство жилого дома. С 2013 г. в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией введена ежемесячная денежная выплата на третьего или последующего ребенка до достижения им 3 -х лет в размере прожиточного минимума ребенка [10, с. 44].

На субъекты РФ была возложена функция осуществления и финансирования ряда мер поддержки семей с детьми: регионального материнского (семейного) капитала; ежемесячного пособия в размере регионального прожиточного минимума на третьего и каждого последующего ребенка (в регионах с «неблагоприятной демографической ситуацией»); единовременной выплаты при рождении ребенка в малоимущей семье (губернаторская выплата); предоставления бесплатных земельных участков под строительство жилья при рождении третьего и последующего ребёнка или выплаты взамен него (т.н. земельного сертификата); ежемесячного пособие на каждого ребенка в возрасте от 1,5 до 16 лет (на учащихся в образовательных учреждениях до 18 лет); ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов и другие выплаты и компенсации.

Ещё в 2003 г. в Вологодской области был принят важный законодательный акт, регламентирующий вопросы улучшения демографической ситуации, - закон «Об охране семьи, материнства и детства в Вологодской области»6. В качестве его главных задач послужили: формирование системы общественных и личных ценностей, ориентированных на семью с детьми; обеспечение социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания детей в семье; обеспечение гарантий социальной помощи малоимущим семьям, матерям, отцам, другим лицам, имеющим на воспитании детей, а также детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; обеспечение приоритета семейного воспитания детей. В законодательном акте были отражены основные принципы и направления государственной политики в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и

6 Об охране семьи, материнства и детства в Вологодской области [Электронный ресурс]: закон Вологодской области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/938502145 (Дата обращения: 16.09.2019)

детства; перечислены органы, осуществляющие эту деятельность (в т.ч. специально созданный Координационный совет по охране семьи, материнства, отцовства и детства), их функционал; указаны источники финансирования мероприятий по охране семьи, материнства, отцовства и детства в области; перечислены основные виды поддержки семей с детьми, их размеры и категории, которые могут на них претендовать.

В 2011 г. в регионе был принят закон, предоставивший семьям, в которых родился (усыновлен) 3-й и последующий дети, право на получение регионального материнского капитала (РМК) в виде единовременной денежной выплаты в размере 100 тыс. рублей1. При этом в соответствии с данным законом родители имеют право тратить РМК по своему усмотрению, т.е. на любые нужды семьи.

С 2013 г. в Вологодской области как субъекте с неблагоприятной демографической ситуацией начинает осуществляться выплата ежемесячных пособий при рождении (усыновлении) 3-го и последующего детей. В 2013 г. их размер составил 6 398 рублей. Размер пособия ежегодно индексировался и в 2019 г. достиг 11 037 рублей.

Кроме того, с 2013 г. в регионе действует такая инновационная мера поддержки, как практика заключения социального контракта (т.н. программы социальной адаптации), предполагающего адресную помощь малоимущим гражданам, в том числе малоимущим семьям с детьми8. Семья, участвующая в программе социального контракта, может получать его либо в форме ежемесячного пособия, либо единовременной выплаты за весь период. Срок действия контракта - от 3-х месяцев до 1 года. Программа социальной адаптации помимо финансовых выплат подразумевает оказание содействия в поиске работы членами семьи, прохождении профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности, ведении личного подсобного хозяйства, реализации иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации в семье.

В апреле 2015 г. утвержден новый закон области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области»9, содержащий главные правовые, социально-

1 О внесении изменений в закон области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской

области» [Электронный ресурс]: закон Вологодской области от 28 апреля 2011 года №2495-ОЗ. // Консорциум

Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL:

http://docs.cntd.ru/document/895294034 (Дата обращения: 16.09.2019)

8 О внесении изменений в закон Вологодской области «О государственной социальной помощи в Вологодской

области» [Электронный ресурс]: закон Вологодской области от 4 июля 2013 года N 3104 -ОЗ // Консорциум

Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL:

http://docs.cntd.ru/document/460155448 (Дата обращения: 16.09.2019)

9 Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области [Электронный ресурс]: закон Вологодской области от 16 марта 2015 года N 3602-ОЗ // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/424041762 (Дата обращения: 16.09.2019)

экономические и организационные основы государственной политики в сфере охраны семьи на территории Вологодской области, направленные на улучшение демографической ситуации. В отдельные статьи закона вынесены все виды мер социальной поддержки семей с детьми, реализуемые на территории региона, перечислены целевые категории населения (молодые семьи, беременные женщины и матери, многодетные семьи, семьи с ребенком-инвалидом, семьи военнослужащих и др.), условия предоставления и размер пособий, льгот и прочих преференций.

Кроме того, в 2015 году № 3627-03 был принят областной закон «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области»110, предусматривающий меры поддержки по обеспечению земельным участком. Получатели данной поддержки могут сделать выбор - получить земельный участок, либо «Земельный сертификат», предусматривающий денежную компенсацию.

С 2018 г. в Вологодской области помимо федеральной ипотечной программы «Семейная ипотека с государственной поддержкой под 6% годовых» действует региональная программа «Вологодская семейная ипотека»11. Согласно данной программе семьи, в которых родился первый или последующие дети, могут получить ипотечный заем по сниженной на 3 п.п. от ставки, установленной АО «ДОМ.РФ», или рефинансировать (перекредитовать) ипотеку на квартиру. Многодетным и молодым семьям (возраст родителей до 35 лет) предоставляется право получить льготный ипотечный заем вне зависимости от даты рождения ребенка. Кроме того, в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»12 молодым семьям, в которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет, имеющих доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей

10 О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области [Электронный ресурс]: закон Вологодской области № 3627-03 от 8 апреля 2015 года // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/428522393 (Дата обращения: 16.09.2019)

11 Об утверждении Порядка предоставления субсидии из областного бюджета на возмещение недополученных доходов акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования Вологодской области" при продаже закладных, выданных по договорам ипотечного займа [Электронный ресурс]: Пост. Правительства Вологодской области № 186 от 25 февраля 2019 года // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/553133276 (Дата обращения: 16.09.2019)

12 О реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы [Электронный ресурс]: Пост. Правительства Вологодской области от 23 августа 2011 года N 1013 // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/424083283 (Дата обращения: 16.09.2019)

размер предоставляемой социальной выплаты, признанным нуждающимися в жилом помещении предоставляются социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья. Размер выплаты определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников основного мероприятия.

С 1 июня 2019 г. по инициативе Губернатора области реализуется программа «С днем рождения, малыш!»13, направленная на обеспечение новорожденных детей набором детских принадлежностей (одеяло, полотенце с уголком для купания, комбинезон трикотажный детский, подгузники (упаковка), бутылочка для кормления, альбом, игрушка-погремушка). Помощь предоставляется всем матерям, опекунам или усыновителям с новорожденными детьми. С этого же года запущена программа «В первый раз в первый класс»14, которая нацелена на поддержку семей, где дети идут в первый класс. В ее рамках всем первоклассникам выдаются папки с канцелярскими принадлежностями.

В соответствии с законом «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» для жителей региона предусмотрено более 60 видов мер поддержки семей с детьми. Их можно классифицировать по уровню финансирования, форме оказания помощи, адресату (получателю) помощи и направленности (рис. 2).

Рис.2: Классификации мер поддержки семей с детьми в Вологодской области15

Меры поддержки семей с детьми в Вологодской области

По направленности мер

(с какой целью)

/ Общей (кймплёкСнйи)

направленности S Материальна? (финансовая)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подде ржка ^ Обеспечение детей и Беременных

женщин лекарствами и питанием у' Оздоровление и итдык детей •У Ппдд?пж-:а, связанная е образованием ребенка s Помощь в оплате коммунальник расходов

v* Улучшение жилищных уелааий ^ Помощь а части покрытия

транспортных издержек •S Другие

13 Меры поддержки семей с детьми в Вологодской области [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Вологодской области. - URL: https://vologda-oblast.ru/family/ (Дата обращения: 16.09.2019)

14 Меры поддержки семей с детьми в Вологодской области [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Вологодской области. - URL: https://vologda-oblast.ru/family/ (Дата обращения: 16.09.2019)

15 Составлено автором

По форме оказания помощи семьям с детьми предлагаются следующие типы мер: единовременные и регулярные выплаты, компенсации расходов на услуги (их частичная оплата), бесплатное предоставление услуг или полная оплата их стоимости, предоставление страховых пенсий, социальная помощь в виде набора социальных услуг, выдача бесплатных земельных участков, налоговые вычеты на детей и пр. (табл. 3).

Табл.3: Меры поддержки семей с детьми в Вологодской области по форме оказываемой помощи16

Тип мер по форме помощи Виды мер

1. Единовременные выплаты (пособия, вознаграждения и т.д.) - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель); - единовременное пособие при рождении ребенка (федеральное); - единовременное денежное поощрение родителей (усыновителей), награжденных орденом "Родительская слава" (воспитывают или воспитали 7-х и более детей); - федеральный материнский (семейный) капитал. - единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; - единовременное пособие при рождении ребенка в малоимущей семье (региональное, т.н. губернаторские выплаты); - дополнительное единовременное пособие малоимущей семье; - единовременная денежная выплата (региональный материнский (семейный) капитал); - единовременное пособие малоимущим семьям на детей, идущих в первый класс; - единовременное вознаграждение при награждении медалью "Медаль материнства" (родившие и воспитавшие 5 и более детей); - единовременное пособие отцам, воспитывающим 5 и более детей; - денежная выплата на приобретение комплекта одежды для посещения школьных занятий, спортивной формы для занятий физической культурой; - предоставление единовременной денежной выплаты гражданам, имеющим 3-х и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. - предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья

2. Регулярные/ ежемесячные выплаты (пособия) - пособие по беременности и родам; - ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до достижения им возраста 1,5 лет); - ежемесячные компенсационные выплаты женщинам, имеющих детей в возрасте до 3 лет; - ежемесячное вознаграждение приемным родителям; - ежемесячное пособие на ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным; - ежемесячная выплата одиноким неработающим трудоспособным родителям (опекунам), осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет; - ежемесячная денежная выплата по категории ребенок-инвалид; - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка после 1 января 2018 г. - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка после 1 января 2018 г. из средств материнского капитала - ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

16 Составлено автором по:

Меры поддержки семей с детьми в Вологодской области [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Вологодской области. - URL: https://vologda-oblast.ru/family/ (Дата обращения: 16.09.2019) Меры государственной поддержки семей в Вологодской области: сборник. Вологда: Молодежный парламент Вологодской области, 2017. 83 с.

О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ // КонсультантПлюс: официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=286470&fld=134&dst=100017,0&rnd=0.79461 21963007882#0 (Дата обращения: 16.09.2019)

Тип мер по форме помощи Виды мер

- ежемесячная денежная выплата на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях (в том числе в приемных семьях); - ежемесячное пособие на ребенка (от 1,5 до 16/18 лет); - ежемесячная денежная выплата на 3 -го и каждого последующего ребенка; - ежемесячное пособие многодетным матерям (родившим 10 и более детей); - ежемесячная денежная выплата на проезд детей из многодетных семей, обучающихся в общеобразовательных организациях, на транспорте (городском, пригородном, внутрирайонном) - ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших

3. Компенсации расходов на услуги (их частичная оплата, льготы) - компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования; - ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения; - выплата компенсации части страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; - компенсация транспортных расходов малоимущим беременным женщинам, направляемым для диспансеризации, консультации, лечения и родов в медицинские организации; - ежемесячная денежная компенсация (ЕДК) расходов на оплату коммунальных услуг; - ежегодная денежная компенсация на приобретение твердого топлива; - ежегодная денежная компенсация на приобретение сжиженного газа; - частичная оплата стоимости путевок в организации отдыха детей и их оздоровления; - частичная оплата стоимости путевок в лагеря с дневным пребыванием; - частичная оплата стоимости путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в лагеря с дневным пребыванием детей; - компенсация стоимости проезда к месту санаторно-курортного и обратно детям из малоимущих семей - обеспечение льготным питанием обучающихся по льготной форме обучения в общеобразовательных организациях.

4. Бесплатное предоставление услуг / полная оплата их стоимости - родовой сертификат; - ежемесячное бесплатное обеспечение беременных женщин полноценным питанием и необходимыми лекарствами; - обеспечение детей специализированными продуктами лечебного питания; - бесплатное лекарственное обеспечение детей в возрасте до 3 -х лет (до 6 лет в многодетных семьях) при амбулаторном лечении; - обеспечение молочными смесями детей первого года жизни, находящихся на искусственном или смешанном вскармливании, - обеспечение двухразовым бесплатным питанием детей с ограниченными возможностями здоровья - бесплатное посещение музеев, выставок, парков культуры и отдыха для детей; - предоставление при наличии медицинских показаний путевок в санаторно-курортные и иные организации, осуществляющие санаторно-курортную деятельность; - предоставление детям-инвалидам при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; - оплата стоимости путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в организации отдыха детей и их оздоровления; - полная оплата стоимости проезда организованных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на междугородном транспорте к местам отдыха и обратно, - обеспечение новорожденных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами ухода (одеяло, пододеяльник, пеленки, распашонки, чепчики, памперсы, принадлежности для купания); - обеспечение новорожденного ребенка набором детских принадлежностей (программа «С днем рождения, малыш!»), - Программа «В первый раз в первый класс» (набор канцелярских принадлежностей) - обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и лечебным питанием детей-инвалидов

5. Предоставление страховых пенсий - страховая пенсия по старости; - досрочная страховая пенсия родителям и опекунам инвалидов с детства.

Тип мер по форме помощи Виды мер

6. Другие - стандартный налоговый вычет по НДФЛ на детей; - семейная ипотека с государственной поддержкой под 6%, - предоставление земельного сертификата - земельного участка в собственность бесплатно гражданам, имеющим 3-х и более детей); - Вологодская семейная ипотека (региональная ипотека) - ипотечный заем по сниженной ставке или рефинансирование (перекредитование) ипотеки на квартиру; - социальный контракт; - прием детей в дошкольные образовательные организации (в первоочередном порядке).

Наиболее распространенными формами помощи являются регулярные пособия семьям с детьми (26% от общего числа), бесплатное предоставление услуг / их полная оплата (23%) и единовременные выплаты (21%; рис. 3).

Рис.3: Структура мер поддержки семей с детьми в Вологодской области по форме

н Регулярные/ежемесячные выплаты (пособия)

н Бесплатное предоставление услуг / полная оплата их стоимости ^ Единовременные выплаты (пособия, вознаграждения и т.д.)

и Компенсации расходов на услуги (их частичная оплата, льготы)

□ Предоставление страховых пенсий

□ Другие

По целевой направленности меры поддержки можно подразделить на общие (комплексные), материальную (финансовую) поддержку семей, ориентированные на улучшение жилищных условий, обеспечение детей и беременных женщин лекарствами и питанием, оздоровление и отдых детей, поддержка, связанная с образованием детей, помощь в оплате коммунальных расходов и другие. Самым распространенным типом стали меры, направленные на улучшение материальных условий семей с детьми (33%; рис. 4). Реже встречаются мероприятия, нацеленные на оздоровление и отдых детей (14%), обеспечение беременных женщин и детей лекарствами и питанием (1 4%) и связанные с образованием детей (12%).

Кроме того, среди реализуемых в регионе мер поддержки можно выделить общедоступные, предназначенные для всех семей, и специальные, рассчитанные на семьи с

помощи (число мер; в % от общего числа)17

6; 9%

2; 3%

17; 26%

12; 18%

15; 23%

14; 21%

17 Рассчитано и составлено автором © А.В. Короленко

Рис.4: Структура мер поддержки семей с детьми в Вологодской области по целевой направленности (число мер; в % от общего числа)18

□ Материальная (финансовая) поддержка о Оздоровление и отдых детей

^ Обеспечение детей и беременных женщин мед.

помощью, лекарствами и питанием и Поддержка, связанная с образованием детей

в Улучшение жилищных условий (земельные,

жилищные и ипотечные программы) и Помощь в оплате коммунальных расходов

□ Общей (комплексной) направленности

■ Помощь в части покрытия транспортных

издержек

□ Другие

определенным статусом. Критериями назначения специальных мер поддержки выступают: уровень доходов (малоимущие/нуждающиеся семьи), количество детей в семье (однодетные, двухдетные, многодетные семьи - с 3-мя и более детьми), состояние здоровья детей (семьи с ребенком-инвалидом), военный статус (семьи военнослужащих), возраст родителей (молодые семьи).

Все меры поддержки, на которые в настоящее время на территории региона могут рассчитывать разные категории семей с детьми представлены (рис. 5).

Рис.5: Количество мер поддержки для разных категорий семей с детьми в Вологодской области (число мер*)19

Многодетные семьи (с 3-мя и более детьми) | Малоимущие семьи | Семьи с ребенком-инвалидом |

Семьи с двумя детьми |

Семьи военнослужащих, проходящих военную службу по | призыву ®

Семьи с одним ребенком Молодые семьи

Семьи с приемным ребенком или ребенком, принятым под опеку

Семьи, ожидающие рождение ребенка

0

*не представлена доля в общем числе мер, т.к. одна семья может относиться сразу к нескольким категориям и, следовательно, пользоваться преференциями каждой из них.

18 Рассчитано и составлено автором

19 Рассчитано и составлено автором

2; 3% 3; 4%

4; 6%

4; 6%

5; 8%

8; 12%

22; 33%

9; 14%

9; 14%

Анализ представленного списка позволяет сделать вывод о превалировании мер поддержки многодетных семей (в общей сложности 35 видов). На втором месте по количеству мер поддержки - малоимущие семьи (29 видов), на третьем - семьи, в которых воспитывается ребенок-инвалид (24 вида). Наименьшее количество мер ориентированы на поддержку семей, ожидающих рождение ребенка (7 видов).

Заключение

В настоящее время в Вологодской области, также как и в стране в целом, проводится пронаталистски направленная демографическая политика. В области осуществляются дополнительные меры поддержки семей с детьми: выплата регионального материнского (семейного) капитала, единовременное пособие при рождении ребенка в малоимущей семье (губернаторские выплаты), ежемесячное пособие в размере регионального прожиточного минимума на 3 -го и каждого последующего ребенка, предоставление бесплатных земельных участков под строительство жилья при рождении 3-го и последующего ребёнка или выплат взамен него и некоторые другие выплаты и компенсации. Проведенный в исследовании анализ показал следующие «сильные стороны» региональной демографической политики:

✓ Широкий спектр мер поддержки семей с детьми по форме и направленности.

✓ Превалирование мер, ориентированных на поддержку семей с тремя и более детьми.

✓ Использование регионального материнского (семейного) капитала не ограничивается конкретными направлениями: семьям разрешается тратить его по своему усмотрению.

✓ Наряду с федеральной наличие региональной ипотечной программы («Вологодская семейная ипотека»).

✓ Введение региональных программ обеспечения новорожденных набором детских принадлежностей, поддержки семей первоклассников.

Вместе с тем выявлены и ее «слабые стороны»:

* Также как и федеральная, региональная демографическая политика отчасти возлагает на себя функции социальной политики, а именно вопросы преодоления бедности. Именно поэтому большинство ее мероприятий ориентированы на социально уязвимые категории населения (многодетные и малообеспеченные семьи), тогда как меры демографической политики должны носить универсальный характер, т.е. быть направлены на всё население.

* Недостаточное внимание уделяется вопросу создания условий для совмещения родительской и профессиональной ролей женщинами (сейчас ориентация исключительно на

повышение квалификации и переобучение женщин в декретном отпуске, а также развитие системы ухода за детьми).

х На фоне преобладания экономических мер стимулирования рождаемости роль информационно-пропагандистских механизмов остается невысокой.

Исходя из вышесказанного, можно предложить следующие рекомендации в части совершенствования демографической политики как на федеральном, так и на региональном уровне:

-Разработку мероприятий демографической политики следует осуществлять в соответствии с особенностями (социально-демографическими) и потребностями групп населения, наиболее к ним восприимчивых. Кроме того, отдельно стоит «работать» с теми людьми, которые не определились со своими репродуктивными планами (молодежь с высокими репродуктивными установками). Эта группа населения при создании необходимых условий также может быть серьезным ресурсом повышения рождаемости.

-Разработка системы мероприятий, нацеленных на повышение уровня потребности в детях (в т.ч. на изменение ценностных ориентаций). В рамках данного направления важными представляются мероприятия по формированию семейных ценностей у детей и подростков.

-Повышение информированности населения о реализуемых мерах демографической политики.

-Поскольку по данным опроса одним из факторов, ограничивающих рождение детей, выступает риск безработицы, то представляется целесообразной проработка механизмов гарантированной занятости для людей, имеющих детей.

-Разработка системы мероприятий, способствующих совмещению женщинами воспитательной и трудовой функций, а именно помощи матерям, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в части развития их профессиональной деятельности. Здесь возможны две формы: помощь женщинам в адаптации к профессиональной деятельности после выхода из отпуска по уходу за ребенком и предоставление матерям возможности так называемых гибких форм занятости (работа неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, работа на дому, дистанционная работа и т.д.) [11].

-Создание единой системы мониторинга результативности проводимой демографической политики во всех субъектах РФ. При этом принципиально важным представляется введение в систему отслеживаемых индикаторов данных социологических исследований о репродуктивных установках и планах населения (желаемом и ожидаемом количестве детей), о причинах ограничения детности и откладывания рождений, об условиях, необходимых для реализации потребности в детях и др.

Информация о спонсорстве.

Работа выполнена в рамках темы государственного задания № 0168-2019-0011 «Демографическое развитие территорий».

Литература

1. Денисов, Б.П.; Сакевич, В.И. Применение контрацепции в России (по материалам выборочного обследования) // Доказательная медицина и клиническая эпидемиология. 2009. №2. С. 32-37.

2. Сакевич, В.И.; Денисов, Б.П.; Ривкин-Фиш, М. Непоследовательная политика в области контроля рождаемости и динамика уровня абортов в России // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 4. С. 461-478.

3. Тындик, А.О. Репродуктивные установки населения в современной России // SPERO. 2012. №16. C. 95-112.

4. Тындик, А.О. Репродуктивные установки и их реализация в России // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10. № 3. С. 361-376.

5. Ипатова, А.А.; Тындик, А.О. Репродуктивный возраст: 30-летний рубеж в предпочтениях и биографиях // Мир России. 2015. № 4. С. 123-148.

6. Калачикова, О.Н.; Шабунова, А.А. О причинах роста рождаемости населения в период активизации демографической политики России (на примере Вологодской области) // Проблемы прогнозирования. 2013. № 5 (140). С. 129-136.

7. Елизаров, В.В. Демографическая политика в области поддержки семей с детьми: новые меры и предложения по их развитию // Демографическая и семейная политика. 2011. №8 (162). С. 78-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Народонаселение современной России: риски и возможности / отв. ред. проф. В.В. Локосов. М.: Экономическое образование, 2013. 278 с.

9. Доброхлеб, В.Г.; Шабунова, А.А.; Калачикова, О.Н. Региональные возможности регулирования репродуктивного поведения населения // Регион: экономика и социология. 2012. №3 (75). С. 108-119.

10. Современные тенденции рождаемости в России и влияние мер государственной поддержки / В.Н. Архангельский, Ю.В. Зинькина, А.В. Коротаев, С.Г. Шульгин // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 43-50.

11. Демография для практических работников: Методические рекомендации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации / под ред. Л.Л. Рыбаковского. М.: Экон-информ, 2014. 254 с.

REPRODUCTIVE BEHAVIOR MANAGEMENT: REGIONAL DEMOGRAPHIC POLICY EXPERIENCE

Abstract. The reproductive attitudes of the Vologda Oblast population are characterized by few children and, therefore, even if all the necessary conditions are created, their implementation will not fundamentally improve the birth rate. In this regard, it is fundamentally important to study the current demographic policy at the regional level, identification of its advantages and disadvantages. The purpose of this article was to assess to analyze of regional demographic policy measures in the field of regulating reproductive behavior and increasing fertility. The information base was the legislative and regulatory acts governing population policy and scientific literature on the topic of research. The author analyzes the range of demographic policies implemented in the region, differentiated by level of financing, form of impact, focus and their potential recipients. It has been established that in the current system of supporting families with children in the form of assistance such measures prevail such as regular benefits to families with children, free provision of services (or full payment), lump-sum payments, with a targeted focus - measures aimed at improving the material conditions of families with children, according to the category of recipients - measures to support large families. Both "strengths" and "weaknesses" of the regional demographic policy are revealed. Based on the analysis recommendations are made regarding improving the demographic policy both at the regional and federal levels.

Keywords: reproductive behavior management; regional demographic policy; support measures; Vologda Oblast population; birth rate.

JEL Code: J 13; J 18.

References

1. Denisov, B.P.; Sakevich, V.I. The use of contraception in Russia (based on a sample survey) // Evidence-based medicine and clinical epidemiology. 2009. No 2. P. 32-37.

2. Sakevich, V.I.; Denisov, B.P.; Rivkin-Fish, M. Inconsistent birth control policies and dynamics of abortion rates in Russia // Journal of Social Policy Studies. 2016. Vol. 14. No 4. P. 461-478.

Aleksandra Korolenko

Research assistant Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Vologda, Russia

3. Tyndik, A.O. Reproductive attitudes of the population in modern Russia // SPERO. 2012. No. 16. P. 95-112.

4. Tyndik, A.O. Reproductive attitudes and their implementation in Russia // Journal of Social Policy Studies. 2012. Vol. 10. No 3. P. 361-376.

5. Ipatova, A.A.; Tyndik, A.O. Reproductive age: 30-year milestone in preferences and biographies // World of Russia. 2015. No 4. P. 123-148.

6. Kalachikova, O.N.; Shabunova, A.A. About the reasons for the increase in the birth rate of the population during the period of activation of the demographic policy of Russia (on the example of the Vologda region) // Problems of forecasting. 2013. No 5 (140). P. 129-136.

7. Elizarov, V.V. Demographic policy in the field of supporting families with children: new measures and proposals for their development // Demographic and family policy. 2011. No 8 (162). P. 78-92.

8. The population of modern Russia: risks and opportunities / resp. ed. prof. V.V. Lokosov. M.: Economic Education, 2013. 278 p.

9. Dobrohleb, V.G.; Shabunova, A.A.; Kalachikova, O.N. Regional possibilities of regulating the reproductive behavior of the population // Region: economics and sociology. 2012. No 3 (75). P. 108-119.

10. Current fertility trends in Russia and the impact of state support measures / V.N. Arkhangelskiy, Yu.V. Zinkina, A.V. Korotaev, S.G. Shulgin // Sociological studies. 2017. No 3. P. 43-50.

11. Demographics for practitioners: Methodological recommendations for specialists of executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation / ed. L.L. Rybakovsky. M.: Econ-inform, 2014.254 p.

Contact

Aleksandra Korolenko

Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences 56a, Gorky str., 160014, Vologda, Russia [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.