Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ'

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОСИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравцова Маргарита Владиславовна

Проектное управление является инструментом достижения стратегических целей государства. В условиях политики цифровой экономики программы и проекты необходимо трансформировать в экосистему, что направлено на эффективное выполнение целевых показателей социально-государственными учреждениями. Исследование посвящено разработке концепции по трансформации государственных программ и проектов в цифровую экосистему. В статье обозначена роль проектного управления в ходе реализации национальных проектов, имеющих отличительные особенности по сравнению с бизнес-компаниями. Описана стратегия развития проектного управления в государственной среде, где следующим шагом будет механизм перехода на уровень цифровой зрелости. Предложен алгоритм по трансформации программ и проектов в экосистему, при этом проектная работа должна сопровождаться соблюдением установленных принципов. Представлена структура цифровой экосистемы и механизм ее работы c учетом внедрения инноваций, автоматизации, технологизации и информатизации систем. Выделены преимущества от трансформации государственных программ и проектов в цифровую экосистему, к которым относится централизованная работа проектных команд, равноправная доступность к результатам, минимизация издержек. Масштабы эффектов и результаты управления реализацией программ и проектов в цифровой экосистеме будут ориентированы на социально-экономический рост и развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING PROGRAMS AND PROJECTS IN THE DIGITAL ECOSYSTEM

Project management is a tool for achieving the strategic goals of the state. Amidst the digital economy policy, programs and projects need to be transformed into an ecosystem, which is aimed at the effective implementation of targets by socio-governmental institutions. The research is devoted to the development of a concept for the transformation of government programs and projects into a digital ecosystem. The article outlines the role of project management in the implementation of national projects that have distinctive features in comparison with business companies. The strategy of project management development in the state environment is described, where the next step will be the mechanism of transition to the level of digital maturity. An algorithm for the transformation of programs and projects into an ecosystem is proposed, while project work should be accompanied by compliance with established principles. The structure of the digital ecosystem and the mechanism of its work are presented, taking into account the introduction of innovations, automation, technologization and informatization of systems. The advantages of the state programs and projects transformation into a digital ecosystem are highlighted, which include centralized work of project teams, equal access to results, and cost minimization. The scale of effects and results of managing programs and projects in the digital ecosystem will be focused on the socio-economic growth and development of the country.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 12 • Номер 1 • Январь 2022 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

управление реализацией

программ и проектов в цифровой экосистеме

Кравцова М.В. 1

1 Государственный университет управления, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Проектное управление является инструментом достижения стратегических целей государства. В условиях политики цифровой экономики программы и проекты необходимо трансформировать в экосистему, что направлено на эффективное выполнение целевых показателей социально-государственными учреждениями. Исследование посвящено разработке концепции по трансформации государственных программ и проектов в цифровую экосистему. В статье обозначена роль проектного управления в ходе реализации национальных проектов, имеющих отличительные особенности по сравнению с бизнес-компаниями. Описана стратегия развития проектного управления в государственной среде, где следующим шагом будет механизм перехода на уровень цифровой зрелости. Предложен алгоритм по трансформации программ и проектов в экосистему, при этом проектная работа должна сопровождаться соблюдением установленных принципов. Представлена структура цифровой экосистемы и механизм ее работы c учетом внедрения инноваций, автоматизации, технологизации и информатизации систем. Выделены преимущества от трансформации государственных программ и проектов в цифровую экосистему, к которым относится централизованная работа проектных команд, равноправная доступность к результатам, минимизация издержек. Масштабы эффектов и результаты управления реализацией программ и проектов в цифровой экосистеме будут ориентированы на социально-экономический рост и развитие страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектное управление, экосистема, социально-государственное учреждение, реализация программ и проектов, инновационный менеджмент.

Managing programs and projects in the digital ecosystem

Kravtsova M.V. 1

1 State University of Management, Russia

введение

Проектное управление является приоритетным способом для эффективного достижения поставленных целей и выполнения всех требуемых задач по работам. Направление ориентировано на исполнение мероприятий по программам и проектам относительно заданных условий на их реализацию социально-государственными учреждениями, к которым относятся бюджетные организации (ведомственные организации и подведомственные им учреждения). Под проектом понимается временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или достижения устойчивых

результатов [1] (Zwikael, 2009). При этом процесс проектного управления будет отличным по выбору подходящих методов к сфере жизнедеятельности и зависеть от сложности программы или проекта. Например, реализация государственных программ и проектов сопровождается превышением бюджета, недостижением целевых показателей, нарушением сроков исполнения, слабым межведомственным взаимодействием и неразвитой проектной культурой, недостаточным набором гибких методов и инструментов для минимизации наступления рисковых событий, по причине чего проектной командой периодически корректируются этапы жизненного цикла. Ввиду обозначенных стратегических целей, масштабных и многозадачных государственных программ и проектов возникает необходимость в переходе на цифровизацию процессов и автоматизацию элементов проектного управления. Взаимодействие технических и социальных процессов позволяет получать больший эффект от результатов по проектам [2] (Luna-Reyes et al., 2021).

Переход проектного управления к уровню зрелости с применением инновационных технологий и управленческих решений в цифровом контуре может сопровождаться

ABSTRACT:_

Project management is a tool for achieving the strategic goals of the state. Amidst the digital economy policy, programs and projects need to be transformed into an ecosystem, which is aimed at the effective implementation of targets by socio-governmental institutions. The research is devoted to the development of a concept for the transformation of government programs and projects into a digital ecosystem. The article outlines the role of project management in the implementation of national projects that have distinctive features in comparison with business companies. The strategy of project management development in the state environment is described, where the next step will be the mechanism of transition to the level of digital maturity. An algorithm for the transformation of programs and projects into an ecosystem is proposed, while project work should be accompanied by compliance with established principles. The structure of the digital ecosystem and the mechanism of its work are presented, taking into account the introduction of innovations, automation, technologization and informatization of systems. The advantages of the state programs and projects transformation into a digital ecosystem are highlighted, which include centralized work of project teams, equal access to results, and cost minimization. The scale of effects and results of managing programs and projects in the digital ecosystem will be focused on the socio-economic growth and development of the country.

KEYWORDS: project management, ecosystem, socio-governmental institution, programs and project implementations, innovation management

JEL Classification: M15, 022, 032 Received: 05.01.2022 / Published: 31.01.2022

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Kravtsova M.V. (R-V-K-930yandex.ru)

CITATION:_

Kravtsova M.V. (2022) Upravlenie realizatsiey programm i proektov v tsifrovoy ekosisteme [Managing programs and projects in the digital ecosystem]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 12. (1). - 47-62. doi: 10.18334/epp.12.1.1 14072

цифровой трансформацией экономики, где экосистема выступает единой платформой для реализации программ и проектов, конечные продукты которых доступны на выбор пользователям системы. Цифровая экосистема способна выступить индикатором объединенных технологической платформой сервисов, направленных на эффективное достижение поставленных целей по программам и проектам, и стать новым направлением в развитии теории проектного управления для государственного сектора экономики. Плодотворная среда с цифровой экосистемой представляют прогресс в понимании роли инноваций и информатизации элементов для проектного управления при реализации программ и проектов [3, 4] (Patzmann, 2021; Correani, 2020).

Авторы исследований в области проектного управления указывают на нехватку ресурсов, гибких методов и инструментов, направленных на повышение эффективности реализации проектов и программ [5-8] (Petrina, Stadolin, 2020; Mosolov, Galchenko, 2020; Guseva, Kogotkova, Soroko, Nikitina, 2021; Leonidou et al., 2020). Как показывает анализ литературных источников, включая работы по экосистемному подходу, где доминирующим подходом по формированию новых моделей управления могут являться экосистемы, объединяющие в себе участников, осуществляющих между собой обмен знаниями, информацией и технологиями [9-11] (Mazhitova, Dzhazykbaeva, Denisov, Polozhishnikova, Petrenko, 2020; Blagov, Kulaeva, 2020; Abuzyarova, 2021).

Таким образом, исследования ученых, рассматривающих цифровизацию и проектное управление как фактор устойчивого развития, позволили определить новый инструмент по переходу на уровень зрелости проектного управления через внедрение инноваций и технологий [12-14] (Ivanov, Orlova, Ivanov, 2021; Nazyrov, Mak, 2021; Denisov, Polozhishnikova, Kuttybaeva, Petrenko, 2020).

Целью исследования является разработка концепции по трансформации программ и проектов в цифровую экосистему. Научная новизна состоит в предложении методических рекомендаций по созданию цифровой экосистемы. Методическая база исследования основывается на предпосылках теории проектного менеджмента и экономики общественного сектора с использованием методов моделирования, формализации, анализа и синтеза.

роль проектного управления

Проектное управление начинает применяться в работе органов государственной власти при разработке и реализации национальных проектов, которые направлены на достижение стратегических целей страны. Подход проектного управления позволяет

ОБ АВТОРЕ:_

Кравцова Маргарита Владиславовна, аспирант кафедры управления проектом (R-V-K-930yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кравцова М.В. Управление реализацией программ и проектов в цифровой экосистеме // Экономика, предпринимательство и право. - 2022. - Том 12. - № 1. - С. 47-62. doi: 10.18334/epp.12.1.1 14072

получать устойчивые результаты по показателям в условиях меняющейся экономики за счет стратегического выравнивания, централизации модели работы социально-государственных учреждений, управления функциональными областями программ и проектов на этапах исполнения и контроля по каждому уровню.

Теоретические аспекты и практические рекомендации по управлению проектами описаны в работах Мазура И., Шапиро В. и Ольдерогге Н., где представлены требования к созданию и развитию проектного менеджмента, подходы, этапы жизненного цикла, принципы и функции, международные стандарты и сертификация по программам и проектам [15, 16] (Mazur et al., 2010; Funtov, 2021). Исследования представляют зарубежный опыт в переходе к формальному и системному подходу управления проектами, раскрывая этапы проектирования и области управления, а также стратегии интеграции проектов [17, 18] (Gray, Larson, 2003; Wolfson, 2021). Ряд научных работ посвящены описанию причин и факторов, приводящих к изменению сущности проектного управления в государственной среде, средствам решения управленческих задач [19, 20] (Krasilnikov, Yakimova, 2015; Zub, 2015). Несмотря на проведенные исследования, мало работ, акцентирующих внимание на этапах развития проектного управления в условиях политики цифровой экономики (табл. 1).

Государственные программы и проекты имеют следующие отличительные особенности от проектов, реализуемых бизнес-компаниями:

• социальная ориентированность на результат, где потребители имеют бесплатный и равный доступ к конечным продуктам и услугам;

• реализация в условиях заданных ограничений по времени, ресурсам, кадрам и бюджету;

• невозможность приостановить ход исполнения проекта в случае наступления риска по перерасходу бюджетных средств или влияния факторов окружающей среды ввиду достижения стратегических целей государства.

Таблица 1

Развитие проектного управления в государственной среде

Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3

Использование проектного управления в коммерческих организациях, бизнес-процессы, модели Разработка методических рекомендаций по переходу на проектное управление в государственной политике, базовые решения Внедрение принципов при реализации национальных проектов и государственных программ, унификация процессов

Шаг 4 Шаг 5 Шаг 6

Усовершенствование теории проектного управления на основе накопленного опыта, создание банков данных Поиск гибких методов и инструментов эффективного управления, новые технологические и конструкторские решения Экосистема как переход на новый уровень зрелости проектного управления, синергетическая ценность, цифровизация

Источник: составлено автором.

проектирование бизнес-процессов

внедрение модельного ряда

контроль и анализ

эксплуатация; данные 1Т-систем

Рисунок 1. Механизм перехода на уровень цифровой зрелости «шаг 6» Источник: составлено автором.

Выявленные особенности усложняют работу проектных команд по управлению реализацией государственных программ и проектов, где требуется применение гибких мзаодов и и нструмен тов управления с автоматизированным и информационными системами и поиском информации на основе результатов контроля, фундаментальных исследований и непрерывного процесса пополнения прикладных знаний (рис. 1).

Государственные проекты и программы реализуются длядостижения заданных целевых показателей относительно той сферы, для которой! они были определены. Эффективная реализациях программ и проектов должоа сопровождаться информационными, инновационными и технологическими процессами в условиях проведения политики цифровой экономики, что обуславливает необходимость в разработке цифровой экосистемы.

Концепция цифровой экосистемы

Объединение государственныхпрограмм и проектав в еди ный пел и ин трансформация на платформу цифровой экосистемы способны повысить эффект от получаемых промежуточных результатов на этапах жизненного цикла реализации программ и проектов. В насторщее время государственная политика не предполагает данной интеграция, что певышает ц енность проводимо го исследоваки я по теорети че-ским предпосылкам в переходе проектного управления на новый уровень зрелости. Пошаговая стратегия от проекта к экосистеме основывается на информации и развитии технологий (рис. 2).

Для дости жения стратегических целей государства разработаны национальные проекты, которые декомпозируются на несколько федеральных проектов. Социально-государственные учреждения субъектов экономических отношений (регионы России)

шаг 1 - выбор

процессы

Рисунок 2. Алгоритм трансформации государственных программ и проектов в экосистему

Источник: составлено автором.

реализуют программы и проекты, чтобы1 улучшить социальн о-экономическое благосостояние населения страны. Механизм трансформации программ и проектов в экосистему предполагает выбор конкретного национального проекта из сфер жизнедеятельности (шуаг 1) и интеграцию по объедикению его федеральный проектов в цифровой контур (шаг 2). В единой системе производятся товары1 и услуги в совокупности при вовлечении сотрудничества проектных команд и стейкхолдеров для принятия взаи-мосвяэоноыах решений (шаг 3). Структура экосистемы сложносост авная, напол ненная моделями, модулями, механизмами, элементами и процессами, отобранными с учетом экономического положения и территори льных особенностей региона и поддерживающими работу инновационной платформы.

Трансформация программ и проектов должнабыть утверждена на законодательном уровне суГъекта экономических отнкшени й, стратегия и полномочия проектных команд регламентированы нормативно-правооыми актами, работа экосистемы -сопровождаться разработанными маршрутными картами, техническим заданием, положениями программной и конструкторской документации по работе системы и входящих процессов.

Алгоритм трансформоции еосударствоеоых программе и проектов должен сопровождаться соблюдением проектными командами следующих основных принципов:

• обмен результатами деятельности для усиления эффекта и минимизации ошибок в ходе управления реализацией программ и проектов;

• компромисс между социально-государственными учреждениями в ходе выполнения мероприятий для достижения заданных целевых показателей;

• приоритет потребностей пользователей системы, являющихся потребителями результатов по программам и проектам;

• системность, организованность, корпоративное управление;

• технологизация по внедрению инноваций, бизнес-моделей и информационных систем.

Соблюдение обозначенных принципов в ходе работы алгоритма способствует повышению отдачи от вложенных инвестиций в работу цифровой экосистемы, укрепляет этапы выполнения пилотного проекта и поддерживает организационную структуру по трансформации в единую систему.

Механизм работы цифровой экосистемы комбинирует вертикальный и горизонтальный принцип, где социально-государственные учреждения выстроены вокруг основного продукта или услуги и автоматизируют процессы, которые связаны с задачами по ним, а также развиваются относительно потребностей пользователей системы. При этом пользователь и его потребности находятся в центре экосистемы (рис. 3). Вход в экосистему начинается с регистрации пользователей в личном кабинете, представленном цифровым сервисом по учету и идентификации потребителей результатов программ и проектов на открытом портале. Информация всех участников системы (пользователи и учреждения) хранятся в едином хранилище данных. Пользователь имеет возможность выбрать необходимые услуги из общего спектра, что обеспечивает доступность и открытость. Учреждения, интегрированные в систему, функционируют с учетом организационных и операционных систем, их деятельность оснащена программным обеспечением, что снижает затраты и повышает качество оказания услуг. Разработка единой нормативно-справочной системы, обеспечение доступа к тематическим реестрам данных, обмен знаниями положительно влияют на работоспособность социально-государственных учреждений. Экосистема хранит информацию, которая может собираться и анализироваться для своевременного выявления проблем, принятия обоснованных управленческих решений, выработки бизнес-процессов и делегирования задач. Файловое хранилище собирает отчетность, поступающую от проектных команд, для контроля и анализа вышестоящими организациями. Минимальный набор модулей для работы экосистемы может быть расширен в зависимости от масштабов операционных процессов и количества пользователей системы. Дополнительно встраивается модель регламентации и автоматизации всех бизнес-процессов для социально-государственных учреждений, что определяет их поведенческую стратегию. Важно сохранить автономность и устойчивость к высоким нагрузкам и защиту данных. Могут интегрироваться узкоспециализированные сервисы, что определяется архитектурой цифровой экосистемы. Для поддержания бес-

single-on

технология единого входа

- задачи

- аналитика

- бизнес-процессы

- мареетплейс

Государственные органы власти

документооборот .

БД

business intelligence

Рисунок 3. Структура цифровой экосистемы Источник: составлено автором.

перебойной работа экосистемы: треЯуется периодическое вложенде инвестиций, где срок окупаемости будет разным в зависимости от сферы деятельности программ и проектов.

Структурная визуализация цифровой экосистемы демонстрирует организационную и управленческую систему реализацией программ и проектов, что делает рынок товаров и услуг более совершенным, сокращая время поиска, дистанцию получения и потребление продукта пользователями системы [21, 22] (Krasyuk, 2021; Bork et al., 2019). Вместе с тем COVID-19 значительно усзарил процесс цифровой трансформации, который изменяет существующие бизнес-модели и нуждается вподдержке со стороны разработки экосистемы [23] (Rupeika-Apoga, 2021, p. 6). Отмечается, что эко-системные проекты привлекают в четыре раза больше объемов финансирования на реализацию, чем иные проекты [24] (Goldman et al., 2008). В процессе формирования цифровой экономики востребован подход по созданию инновационного климата в агломерациях, использованию больших данных и ресурсосберегающих технологий, что направлено на стимулирование экономического роста при активном взаимодей-

ствии органов власти, общественных структур и населения в процессе управления [25, 26] (ЕтокЫпа, 2019; Кврайе а1., 2020).

Основные преимущества от трансформации государственных программ и проектов в цифровую экосистему:

• централизованная траектория работы и развития (учреждения параллельно функционируют в единой конкурентной среде, имеют единую модель работы и взаимодействия на одной платформе с консолидацией усилий, стандартизация межведомственного взаимодействия с пользователями системы);

• равноправная доступность к результатам (пользователи системы имеют своевременный доступ ко всем результатам программ и проектов, цели которых отвечают потребительскому спросу на едином пространстве);

• минимизация издержек (экономия ресурсов и времени на поиск информации, модульность по сочетанию продуктов и услуг, координация, гибкость и устойчивость процессов, быстрое масштабирование).

Прибыль, которую приносит цифровая экосистема, может увеличиваться в долгосрочной перспективе и превосходить затраты, несмотря на высокую социальную ориентированность государственных программ и проектов. Переход на цифровизацию, внедрение инноваций, встраивание технологической базы и автоматизация процессов создают благоприятную среду для реализации сложных и многокомпонентных продуктов для населения, имеющих бесплатный доступ к товарам и услугам, что отличает государственную политику от частного сектора в экономике.

Учреждения должны адаптироваться к постоянно меняющейся среде под влиянием экономических и политических факторов, где внедрение новых технологий и проектное управление обеспечивают устойчивость к изменениям [27, 28] (Zubizaттeta а1., 2021; ОиетНет, Бкк, 2021). Следует отметить, что проекты являются идеальной средой для внедрения инноваций, которые способствуют распределению рисков, обеспечивают доверительное сотрудничество и способствуют разработке прорывных технологий [29, 30] (Locatelli et а1., 2021; Stanitsas et а1., 2021).

Одним из мотиваторов по трансформации программ и проектов в экосистему на уровне субъектов экономических отношений будет служить оценка эффективности работы глав регионов по критерию цифровой зрелости, утвержденная Правительством Российской Федерации в 2021 году [31]. Разработка и внедрение экосистемы в проектном управлении является новым направлением в цифровой экономике, однако масштабы эффектов и результаты от ее работы ориентированы на социально-экономический рост и развитие страны, а также на достижение целевых показателей при управлении реализацией государственных программ и проектов.

Заключение

Проектное управление является одним из инструментов по достижению стратегических целей государства. Социально-государственные учреждения имеют большую

возможность достичь экономии ресурсов и бюджета, сокращения расходов и времени в ходе проведения мероприятий, улучшить межведомственное взаимодействие, качество работ, повысить их результативность и устойчивость в долгосрочной перспективе в комбинации с инновационными и технологическими процессами. Современные информационные системы служат поддержкой управленческих решений с учетом особенностей государственных программ и проектов. Проектное управление переходит на новый уровень зрелости, который сопровождается разработкой и внедрением цифровой экосистемы, применяя циклический механизм с проектированием, внедрением, контролем и анализом работ.

Переход к уровню зрелости проектного управления ориентирован на трансформацию программ и проектов в экосистему в условиях политики цифровой экономики. Этапы разработки и внедрения цифровой экосистемы на уровне субъектов экономических отношений должны быть четко определены по алгоритму, который включает базовые шаги по выбору национального проекта, встраиванию в систему, оснащенную инновациями, информационными и технологическими модулями, и работе проектной команды по реализации государственных программ и проектов на единой платформе. При этом для минимизации наступления рисковых событий в ходе функционирования социально-государственных учреждений в экосистеме необходимо соблюдать принципы, ориентированные на повышение результативности работы через обмен опытом и информацией, приоритет потребностей пользователей системы, организованность и технологизацию процессов. Вместе с тем предложенная структура цифровой экосистемы включает минимальный набор модулей, поддерживающих ее бесперебойную работу. Встраиваемые сервисы программного обеспечения, организационной и операционной системы, хранилище больших данных, доступы к реестрам, защита пользовательского пространства - обеспечивают работу платформы цифровой экосистемы. Основным преимуществом управления реализацией программ и проектов в экосистеме будет являться концептуальное развитие социально-государственных учреждений, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей населения и обеспечение национального развития страны во всех сферах жизнедеятельности.

ИСТОЧНИКИ:

1. Zwikael O. The Relative Importance of the PMBOK Guide's Nine Knowledge Areas during Project Planning // Project Management Journal. - 2011. - № 4(40). - p. 94-103. -doi: 10.1002/pmj.20116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Luna-Reyes L.F., Andersen D.F., Black L.J., Pardo T.A. Sensemaking and social processes in digital government projects // Government Information Quarterly. - 2021. -№ 2(38). - p. 101570. - doi: 10.1016/j.giq.2021.101570.

3. Patzmann L.-M. Enabling Factors of Digital Intrapreneurship: A Socio-Technical Perspective. Aisel.aisnet.org. [Электронный ресурс]. URL: https://aisel.aisnet.org/ amcis2021/sig_dite/sig_dite/2/ (дата обращения: 31.12.2021).

4. Correani A., Massis A., Frattini F., Petruzzelli A.M., Natalicchio A. Implementing a Digital Strategy: Learning from the Experience of Three Digital Transformation Projects // California Management Review. - 2020. - № 4(62). - p. 37-56. - doi: 10.1177/0008125620934864.

5. Петрина О.А., Стадолин М.Е. Правовые и организационные основы проектного управления в секторе государственного управления // Муниципальная академия. -2020. - № 1. - c. 20-25.

6. Мосолов А.В., Гальченко С.А. Методы проектного управления // Актуальные проблемы управления в условиях цифровой экономики: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Под редакцией О.Н. Пронской. Курск, 2020. - c. 198-201.

7. Гусева М.Н., Коготкова И.З., Сороко Г.Я., Никитина Е.С. Анализ тенденций формирования спроса на трудовые ресурсы для IT-проектов // Журнал прикладных исследований. - 2021. - № 1. - c. 12-18. - doi: 10.475776/2712-7516_2021_1_1_12.

8. Leonidou E., Christofi M., Vrontis D. An integrative framework of stakeholder engagement for innovation management and entrepreneurship development // Journal of Business Research. - 2020. - № 119. - p. 245-258. - doi: 10.1016/j.jbusres.2018.11.054.

9. Мажитова С.К., Джазыкбаева Б.К., Денисов И.В., Положишникова М.А., Петренко Е.С. Менеджмент предпринимательской деятельности: «экосистема» как новое представление экономических отношений // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 3(10). - c. 601-614. - doi: 10.18334/epp.10.3.100597.

10. Благов Е.Ю., Кулаева Н.И. Платформенные бизнес-модели компаний экосистемы Национальной Технологической Инициативы // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - № 1. - c. 157-172.

11. Абузярова М.И. Знаниевые экосистемы как доминирующий подход формирования новых моделей управления // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. -№ 12(11). - doi: 10.18334/epp.11.12.113960.

12. Иванов И.Н., Орлова Л.В., Иванов С.И. Цифровизация и проектное управление как факторы устойчивого развития организации // Вестник университета. - 2021. -№ 5. - c. 12-18. - doi: 10.26425/1816-4277-2021-5-12-18.

13. Назыров А.Д., Мак Н.И. Управление социально-экономическим развитием региона на основе проектного подхода // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономик. - 2021. - № 2(36). - c. 63-69. - doi: 10.17122/2541-8904-2021-236-63-69.

14. Денисов И.В., Положишникова М.А., Куттыбаева Н.Б., Петренко Е.С. Цифровые предпринимательские экосистемы: бизнес платформы как средство повышения эффективности // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - № 1(10). - c. 4556. - doi: 10.18334/vinec. 10.1.100662.

15. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г., Полковников А.В. Управление проектами. - М.: Современное бизнес-образование, 2010. - 960 c.

16. Фунтов В. Н. Управление проектами развития фирмы: теория и практика. - СПб.: Питер, 2021. - 474 с.

17. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами. / Практ. руководство: пер. с англ. -М.: Дело и Сервис, 2003. - 528 с.

18. Вольфсон Б. Л. Гибкое управление проектами и продуктами. - СПб.: Питер, 2021. -144 с.

19. Красильников Д.Г., Якимова М.Н. Факторы деформации проектного управления в органах государственной власти (из опыта реализации государственной политики в современной России) // Ars Administrandi. Искусство управления. - 2015. - № 2. -с. 36-48.

20. Зуб А.Т. Управление проектами. / учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 422 с.

21. Krasyuk I.A., Kolgan M.V., Medvedeva Y. Digital ecosystem structure formation depending on the archetype of distribution network participants. Emerald.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.emerald.com/ insight/2444-8494.htm (дата обращения: 03.01.2022).

22. Bork D., Buchmann R., Karagiannis D., Lee M., Miron E.T. An Open Platform for Modeling Method Conceptualization: The OMiLAB Digital Ecosystem // Communications of the Association for Information Systems. - 2019. - № 32(44). - p. 673-697.

23. Rupeika-Apoga R. Accounting, Audit, Analysis: Transformation of Science and Business in New Economic Reality // International Scientific conference. - 2021. - p. 133. - doi: 10.15388/Transformation-of-science-and-business.2021.

24. Goldman R.L., Tallis H., Kareiva P., Daily G.S. Field evidence that ecosystem service projects support biodiversity and diversify options // PNAS. The National Academy of Sciences of the USA. - 2008. - № 27(105). - p. 9445-9448. - doi: 10.1073/ pnas.0800208105.

25. Erokhina O.V. «Growth Points» in the Digital Economy: «Smart City» Projects // Infocommunication Technologies. - 2019. - № 2(17). - p. 240-246. - doi: 10.18469/ ikt.2019.17.2.14.

26. Kopalle P.K., Kumar V., Subramaniam M. How legacy firms can embrace the digital ecosystem via digital customer orientation // Journal of the Academy of Marketing Science. -2020. - № 48. - p. 114-131. - doi: 10.1007/s11747-019-00694-2.

27. Zubizarreta M., Ganzarain J., Cuadrado J., Lizarralde R. Evaluating Disruptive Innovation Project Management Capabilities // Sustainability and Project Management. - 2021. -№ 13(1). - doi: 10.3390/su13010001.

28. Guertler M.R., Sick N. Exploring the enabling effects of project management for SMEs in adopting open innovation - A framework for partner search and selection in open innovation projects // International Journal of Project Management. - 2021. - № 2(39). -p. 102-114. - doi: 10.1016/j.ijproman.2020.06.007.

29. Locatelli G., Greco M., Invernizzi D.C., Grimaldi M., Malizia S. What about the people? Micro-foundations of open innovation in megaprojects // International Journal of Project Management. - 2021. - № 2(39). - p. 115-127. - doi: 10.1016/j.ijproman.2020.06.009.

30. Stanitsas M., Kirytopoulos K., Leopoulos V. Integrating sustainability indicators into project management: The case of construction industry // Journal of Cleaner Production. -2021. - № 279. - p. 123774. - doi: 10.1016/j.jclepro.2020.123774.

31. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 года № 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации...». Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/ xeV3PB8btLadvuipy4jCQ8FZ80aYTPV.pdf (дата обращения: 04.01.2022).

REFERENCES:

Abuzyarova M.I. (2021). Znanievye ekosistemy kak dominiruyushchiy podkhod formirovaniya novyh modeley upravleniya [Knowledge ecosystems as the dominant approach to the formation of new management models]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (12(11)). (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.113960. Blagov E.Yu., Kulaeva N.I. (2020). Platformennye biznes-modeli kompaniy ekosistemy Natsionalnoy Tekhnologicheskoy Initsiativy [Platform business models of the ecosystems of the national technology initiative]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 157-172. (in Russian). Bork D., Buchmann R., Karagiannis D., Lee M., Miron E.T. (2019). An Open Platform for Modeling Method Conceptualization: The OMiLAB Digital Ecosystem Communications of the Association for Information Systems. (32(44)). 673-697. Correani A., Massis A., Frattini F., Petruzzelli A.M., Natalicchio A. (2020). Implementing a Digital Strategy: Learning from the Experience of Three Digital Transformation Projects California Management Review. (4(62)). 37-56. doi: 10.1177/0008125620934864. Denisov I.V., Polozhishnikova M.A., Kuttybaeva N.B., Petrenko E.S. (2020). Tsifrovye predprinimatelskie ekosistemy: biznesplatformy kak sredstvo povysheniya effektivnos-ti [Digital business ecosystems: business platforms as a means of increasing the efficiency]. Russian Journal of Innovation Economics. (1(10)). 45-56. (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 10.1.100662. Erokhina O.V. (2019). «Growth Points» in the Digital Economy: «Smart City» Projects Infocommunication Technologies. (2(17)). 240-246. doi: 10.18469/ikt.2019.17.2.14. Funtov V. N. (2021). Upravlenieproektami razvitiya firmy: teoriya ipraktika [Company development project management: theory and practice] (in Russian).

Goldman R.L., Tallis H., Kareiva P., Daily G.S. (2008). Field evidence that ecosystem service projects support biodiversity and diversify options PNAS. The National Academy of Sciences of the USA. (27(105)). 9445-9448. doi: 10.1073/pnas.0800208105.

Grey K.F., Larson E.U. (2003). Upravlenieproektami [Project management] (in Russian).

Guertler M.R., Sick N. (2021). Exploring the enabling effects of project management for SMEs in adopting open innovation - A framework for partner search and selection in open innovation projects International Journal of Project Management. (2(39)). 102-114. doi: 10.1016/j.ijproman.2020.06.007.

Guseva M.N., Kogotkova I.Z., Soroko G.Ya., Nikitina E.S. (2021). Analiz tendentsiy formirovaniya sprosa na trudovye resursy dlya IT-proektov [Analysis of trends in the formation of demand for labor resources for it projects]. Zhurnalprikladnyh issledo-vaniy. (1). 12-18. (in Russian). doi: 10.475776/2712-7516_2021_1_1_12.

Ivanov I.N., Orlova L.V., Ivanov S.I. (2021). Tsifrovizatsiya i proektnoe upravlenie kak faktory ustoychivogo razvitiya organizatsii [Digitalization and project management as factors of sustainable development of the organization]. Vestnik Universiteta. (5). 12-18. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2021-5-12-18.

Kopalle P.K., Kumar V., Subramaniam M. (2020). How legacy firms can embrace the digital ecosystem via digital customer orientation Journal of the Academy of Marketing Science. (48). 114-131. doi: 10.1007/s11747-019-00694-2.

Krasilnikov D.G., Yakimova M.N. (2015). Faktory deformatsii proektnogo upravleniya v organakh gosudarstvennoy vlasti (iz opyta realizatsii gosudarstvennoy politiki v sovremennoy Rossii) [Factors of deformation of project management in public authorities (from the experience of implementing public policy in modern Russia)]. Ars Administrandi. Iskusstvo upravleniya. (2). 36-48. (in Russian).

Krasyuk I.A., Kolgan M.V., Medvedeva Y. Digital ecosystem structure formation depending on the archetype of distribution network participantsEmerald.com. Retrieved January 03, 2022, from https://www.emerald.com/ insight/2444-8494.htm

Leonidou E., Christofi M., Vrontis D. (2020). An integrative framework of stakeholder engagement for innovation management and entrepreneurship development Journal of Business Research. (119). 245-258. doi: 10.1016/j.jbusres.2018.11.054.

Locatelli G., Greco M., Invernizzi D.C., Grimaldi M., Malizia S. (2021). What about the people? Micro-foundations of open innovation in megaprojects International Journal of Project Management. (2(39)). 115-127. doi: 10.1016/j.ijproman.2020.06.009.

Luna-Reyes L.F., Andersen D.F., Black L.J., Pardo T.A. (2021). Sensemaking and social processes in digital government projects Government Information Quarterly. (2(38)). 101570. doi: 10.1016/j.giq.2021.101570.

Mazhitova S.K., Dzhazykbaeva B.K., Denisov I.V., Polozhishnikova M.A., Petrenko E.S. (2020). Menedzhmentpredprinimatelskoy deyatelnosti: «ekosistema» kak novoepred-stavlenie ekonomicheskikh otnosheniy [Business management: ecosystem as a new representation of economic relations]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3(10)). 601-614. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.3.100597.

Mazur I.I., Shapiro V.D., Olderogge N.G., Polkovnikov A.V. (2010). Upravlenieproektami [Project management] (in Russian).

Mosolov A.V., Galchenko S.A. (2020). Metody proektnogo upravleniya [Project management methods] Actual problems of management in the digital economy. 198-201. (in Russian).

Nazyrov A.D., Mak N.I. (2021). Upravlenie sotsialno-ekonomicheskim razvitiem regiona na osnove proektnogo podkhoda [Management of social-economic growth of region using project management]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomik. (2(36)). 63-69. (in Russian). doi: 10.17122/2541-8904-2021-236-63-69.

Patzmann L.-M. Enabling Factors of Digital Intrapreneurship: A Socio-Technical PerspectiveAisel.aisnet.org. Retrieved December 31, 2021, from https://aisel.aisnet. org/amcis2021/sig_dite/sig_dite/2/

Petrina O.A., Stadolin M.E. (2020). Pravovye i organizatsionnye osnovy proektnogo upravleniya v sektore gosudarstvennogo upravleniya [Legal and organizational bases of project management in the sector of governance]. Munitsipalnaya akademiya. (1). 20-25. (in Russian).

Rupeika-Apoga R. (2021). Accounting, Audit, Analysis: Transformation of Science and Business in New Economic Reality International Scientific conference. 133. doi: 10.15388/Transformation-of-science-and-business.2021.

Stanitsas M., Kirytopoulos K., Leopoulos V. (2021). Integrating sustainability indicators into project management: The case of construction industry Journal of Cleaner Production. (279). 123774. doi: 10.1016/j.jclepro.2020.123774.

Volfson B. L. (2021). Gibkoe upravlenie proektami i produktami [Flexible project and product management] (in Russian).

Zub A.T. (2015). Upravlenie proektami [Project management] (in Russian).

Zubizarreta M., Ganzarain J., Cuadrado J., Lizarralde R. (2021). Evaluating Disruptive Innovation Project Management Capabilities Sustainability and Project Management. (13(1)). doi: 10.3390/su13010001.

Zwikael O. (2011). The Relative Importance of the PMBOK Guide's Nine Knowledge Areas during Project Planning Project Management Journal. (4(40)). 94-103. doi: 10.1002/pmj.20116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.