Научная статья на тему 'Управление развитием системы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в регионе (на примере Республики Дагестан)'

Управление развитием системы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в регионе (на примере Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
466
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / TARGETED PROGRAMS FOR SOCIAL PROTECTION SYSTEM / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / REPUBLIC OF DAGESTAN / МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ СЛОИ / LOW-INCOME GROUPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Магомедов О.А.

Главной целью развития системы социальной защиты населения Республики Дагестан является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности. В этой связи автор статьи рассматривает вопросы развития социальной защиты малообеспеченных слоев населения в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing the development of social protection of the poor in the region (for example, the Republic of Dagestan)

In article the control system of development of social protection of needy layers of the population in region (is considered by the example of Republic Dagestan).

Текст научной работы на тему «Управление развитием системы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в регионе (на примере Республики Дагестан)»

страционными версиями документов по выполнению наиболее типичных задач и навигационными таблицами, содержащими информацию об информационных источниках и параметрах, которые должны быть учтены в ходе подготовки требуемого документа.

Пятая группа инструментов (для оперативной отчетности по поставленным задачам) может включать в себя:

> заполненную специальную консолидированную таблицу с перечнем всех задач, закрепленных за каждым сотрудником подразделения;

> заполненную таблицу протоколирования пошаговых действий сотрудника, направленных на решение поставленных задач;

> заполненную информационно-аналитическую таблицу, отражающую текущее состояние задач, закрепленных за данным сотрудником;

> заполненный еженедельный регламент сотрудника подразделения.

Шестую группу инструментов (контроль принятых решений) могут составить протоколы оперативных совещаний, где сотрудники отчитываются о ходе работы по выполнению поставленных задач.

Для седьмой группы инструментов (оперативная диагностика текущего состояния параметров, значимых для подразделения) можно использовать специальные тесты для сотрудников и специальную таблицу статистики внештатных ситуаций и нарушений установленных регламентов.

Предложенные технологические решения могут быть полезны при обеспечении экономической безопасности практически любых объектов, будь то предприятия, регионы, сложные процессы и т.п. Более того, этот инструментарий можно использовать во всех органах исполнительной власти, включая правоохранительные структуры для организации текущей контрольной работы.

Управление развитием системы

социальной защиты малообеспеченных слоев населения в регионе (на примере

Республики Дагестан)

Магомедов О.А. *

In article the control system of development of social protection of needy layers of the population in region (is considered by the example of Republic Dagestan).

Главной целью развития системы социальной защиты населения Республики Дагестан является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности. Развитие функций государства в системе социальной защиты населения целесообразно подчинить решению следующих задач: > значительное сокращение социальной бедности по мере роста денежных доходов населения на основе эконо-

мического роста и уменьшения их дифференциации, а также усиления адресности социальной поддержки населения, перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям;

> обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых до-мохозяйств, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;

> обеспечение всеобщей доступности и общественно-приемлемого качества базовых социальных благ;

Кандидат экономических наук.

ISSN 1997-1001

CO

Ol

z •

о о

CJ

о о о

Q.

et

CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

> создание трудоспособному населению экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать растущий уровень социального потребления. Ключевыми моментами государственного управления развитием системы социальной защиты населения являются: выбор объектов регулирования; определение источников финансового и материального обеспечения программ и учреждений социальной защиты; определение критериев оценки состояния системы социальной защиты; регламентация отношений региональных органов управления с федеральными.

Эффективность социальной защиты зависит не столько от самого факта назначения выплаты разнообразных пособий, дотаций и льгот, сколько от правильного их распределения по домохозяй-ствам в соответствии с принципом адресности и социальной справедливости.

Целевые программы являются одним из наиболее эффективных средств управления социальной защитой населения как на федеральном, так и на региональном уровне. Их достоинствами является возможность комплексного решения наиболее острых социальных проблем, аккумулирования для достижения данной цели максимально возможных финансовых ресурсов, улучшение уровня и качества жизни отдельных категорий населении, на которые рассчитана программа.

В настоящее время целевые программы активно используются в практике управления социальной защитой населения в большинстве регионов Российской Федерации, в том числе и в Республике Дагестан.

Очаги бедности во многих российских регионах, в том числе и в Республике Дагестан связаны с неразвитостью их экономической и социальной инфраструктуры. На наш взгляд, для решения этой проблемы следует направлять федеральные трансферты, прежде всего на формирование благоприятного инвестиционного климата, на развитие трудового потенциала населения региона. Следовательно, необходим механизм предоставления социальной помощи малообеспеченным слоям населения с учетом их участия в специальных программах реинтеграции (трудовой — для безработных; профессионального обучения — для лиц, имеющих низкий уровень профобразования или не имеющих квалификации; социальной реабилита-

ции — для инвалидов и т. п.). Их цель — обеспечить максимальное трудовое участие населения в экономике. Необходимо предоставлять социальные пособия и субсидии, учитывая встречные обязательства граждан, связанные с их готовностью повышать свои доходы через занятость. Целесообразно провести реструктуризацию социальных обязательств и создать прозрачный механизм оказания социальной помощи, который бы позволял четко выделить целевые группы малообеспеченных, и контролировать уровень бюджетной помощи им. Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. Реструктуризация и ревизия социального законодательства может быть реализована путем перевода всех социальных выплат в единое пособие по нуждаемости, ликвидировав многообразные компенсации.

В настоящее время сложилось два подхода к решению проблемы бедности. Первый — повышение МРОТ, пенсий, иных социальных выплат до прожиточного минимума, и второй — переход на единое социальное пособие по бедности, включающее в себя жилищную дотацию и пособия на детей малообеспеченным семьям.

Оба направления имеют свои ограничения и по отдельности могут оказаться несостоятельными. По мнению автора, установление минимальных социальных стандартов трудоспособному населению и пенсионерам должно сочетаться с активной социальной помощью бедному населению.

Некоторые ученые считают, что увеличение размера пенсий, пособий и других социальных выплат может привести к снижению мотивации производительного труда, росту иждивенческих настроений. То есть правительство своей политикой загоняет людей в «ловушку бедности». Данный феномен характерен для западных стран, где размеры социальных пособий, детских выплат и прочих видов социальной помощи вполне позволяют удовлетворять минимальные потребности семьи.

Автор разделяет точку зрения в отношении того, что размеры социальных выплат должны соответствовать уровню экономического развития страны (региона). Это соответствие должно достигаться введением минимальной заработной платы, пенсий, пособий, которые должны, в свою очередь, соответствовать минимальному прожиточному уровню.

Если вести речь о ликвидации массовой бедности как приоритетной задаче, то и решать ее следовало бы в приоритетном порядке. В качестве нового государственного социального стандарта отнесения граждан к категориям остро нуждающихся предлагается не сложившаяся в России крайне низкая величина прожиточного минимума, а более высокий и четко фиксируемый стандарт: по минимальной трудовой пенсии не ниже 1,5 прожиточных минимумов для пенсионеров и по минимальной заработной плате не ниже 2,5 прожиточных минимумов для работающих. Введение такого стандарта и его реальное обеспечение в условиях современной России вполне возможно. Даже упрощенный расчет оценки возможностей преодоления бедности в России (около 30 млн. человек) показывает, что для этого необходимо порядка 7—8 млрд долларов или в пределах 240 млрд рублей. Однако правительство предпочло в первую очередь решать проблему монетизации льгот как безусловно экономически назревшую, но социально (а в конечном итоге и экономически) далеко не однозначную.

Для преодоления бедности необходимо осуществлять комплексные меры, нацеленные на устранение ее экономических, институциональных и политических причин одновременно. Приоритетными направлениями при этом представляются: обеспечение занятости; развитие социального страхования; создание возможностей для активной части населения зарабатывать; реализация эффективной системы социальной помощи малообеспеченным слоям населения.

Важно отметить, что функции государства по социальной защите населения не должны сводиться только к материальному содержанию, то есть преимущественно к пассивным формам защиты. Они должны быть значительно шире и направлены на создание экономического

благосостояния общества. Прямое воздействие на бедность должны обеспечить комплексные целевые программы преодоления бедности, включающие в себя обучение (переобучение), повышение квалификации, создание рабочих мест и т.д. Важно также создать благоприятные институциональные условия некоммерческим организациям, оказывающим социальную помощь бедным.

С учетом зарубежного опыта при решении проблем социальной защиты населения в нашей стране необходимо, прежде всего, принять меры к тому, чтобы среди работающих наиболее быстро росла доля тех, кто самостоятельно обеспечивает себя и своих близких. Таким образом, можно утверждать, что развитие функций и совершенствование механизма государственного управления системой социальной защиты населения должно вестись по следующим направлениям:

> определение роли и места социальной защиты населения в развитии страны и регионов;

> нормативно-правовое обеспечение социальной защиты;

> разработка государственных стандартов социальных услуг;

> разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам социальной защиты населения;

> регулирование платных социальных услуг;

> формирование федеральных, региональных программ социальной защиты населения;

> создание системы информационного обеспечения.

Для успешного осуществления деятельности по этим направлениям нужна рациональная организация накопления и использования ресурсной базы системы социальной защиты населения.

со 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.