Научная статья на тему 'Управление развитием региона: проблемы и задачи стратегического планирования'

Управление развитием региона: проблемы и задачи стратегического планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
513
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ / ПОДЧИНЕНИЕ ЕДИНЫМ ПРИОРИТЕТАМ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT OF A STRATEGY OF TERRITORY DEVELOPMENT / SUBMISSION TO UNIFIED PRIORITIES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худеева Вероника Васильевна

В статье подчеркивается, что на смену программам и планам краткосрочного действия пришли стратегические разработки. Традиционно применявшиеся рычаги государственного регулирования требовали упорядочения и подчинения единым приоритетам развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of regional development: problems and goals of strategic planning

The article emphasizes that programs and plans of short-term action have been changed by strategic developments. Traditionally applied levers of state regulation required ordering and submission to unified priorities of development.

Текст научной работы на тему «Управление развитием региона: проблемы и задачи стратегического планирования»

собствовать обеспечению и улучшению качества жизни населения Тамбовской области.

Поступила в редакцию 2.11.2007 г.

Abdukarimov V.I., Gerasimov B.I., Sizikin A.Y. Economic analysis of regional aspects of management of

the population’s quality of life. The paper considers regional problems of improvement of the population’s quality of life by means of estimation of influence of official institutional reserves and construction on their basis of a tree of goals of a regional program of quality of life improvement.

Key words: economic analysis, regional program.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В.В. Худеева

В статье подчеркивается, что на смену программам и планам краткосрочного действия пришли стратегические разработки. Традиционно применявшиеся рычаги государственного регулирования требовали упорядочения и подчинения единым приоритетам развития.

Ключевые слова: разработка стратегий развития территорий, подчинение единым приоритетам развития.

Глобальные долгосрочные цели, поставленные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: повышение жизненного уровня, удвоение ВВП, достижение национальной конкурентоспособности, достижимы только при наличии целенаправленной экономической политики государства.

Одной из ярких примет современной региональной экономики России стала разработка стратегий развития территорий -субъектов Российской Федерации. Все большее количество российских регионов воспринимают идею необходимости жить и развиваться в соответствии с выверенной, аргументированной и общественно поддержанной стратегией.

Существенную роль в переходе регионов к стратегическому планированию сыграли стабилизация общей экономической ситуации, продолжающийся экономический рост, ужесточающаяся конкуренция на внешних рынках и внутри страны. На смену программам и планам краткосрочного действия пришли стратегические разработки. Традиционно применявшиеся рычаги государственного регулирования требовали упорядочения и подчинения единым приоритетам развития.

На заседании Госсовета 21 июля 2007 г., посвященного важнейшему вопросу - стратегическому планированию социально-экономического развития территорий Российской

Федерации, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что в настоящее время одним из важнейших вопросов является вопрос формирования комплексных стратегических планов социально-экономического развития территорий.

Важнейшим результатом позитивных перемен, происходящих в Тамбовской области, стала возможность перехода к политике планирования долгосрочного ее развития на основе разработки прогнозно-плановых документов, включающих стратегию, программу комплексного социально-экономического развития региона и прогноз социально-экономического развития на 3-летний период. Тамбовская область в числе первых субъектов Российской Федерации в ноябре 2006 г. представила на рассмотрение в Министерство регионального развития Российской Федерации концепцию стратегии социально-экономического развития области на период до 2015 г. ив целом была одобрена.

Создавая стратегию, область получила ряд преимуществ. Прежде всего, разработка стратегии восполнила существовавший пробел в перспективном планировании регионального развития, позволила сформулировать цели и приоритеты развития. Наконец, посредством разработки стратегии возможно обеспечить некий «общественный

договор» между государством, бизнесом и общественными институтами.

Стратегией определена главная цель экономической и социальной политики в Тамбовской области - превращение области в динамично развивающийся, инновационно-активный, конкурентоспособный, экологически благополучный регион, нацеленный на высокое качество жизни.

Стратегией определены целевые значения основных макроэкономических индикаторов регионального развития, которые должны быть достигнуты в 2010 году. За период 2000-2010 гг. валовой региональный продукт области вырастет в 2,2 раза, продукция промышленности - более чем в 1,9 раза, валовая продукция сельского хозяйства - в 1,9 раза, объем инвестиций в основной капитал - в 7 раз, оборот розничной торговли - в 2,6 раза, реальная заработная плата - в 4,5 раза.

Сегодня на повестке дня стоит вопрос реализации стратегии.

Как показывает международная практика управления реализацией задач и направлений стратегического развития в регионе, достижение целей во многом зависит от способности органов государственной власти выстроить эффективный механизм принятия и реализации решений, направленных на достижение стратегической цели.

В качестве механизма реализации Стратегии заложен программно-целевой метод управления. Обеспечивается принцип главенства стратегии в процессе управления на всех уровнях. Целям Стратегии должны соответствовать областные и муниципальные программы развития, целевые программы, бюджетная, промышленная политика и так далее.

Параллельно на региональном уровне осуществлялась разработка программы социально-экономического развития Тамбовской области на период 2007-2010 гг., цели и задачи которой соответствуют стратегическим направлениям развития области, а механизмы реализации задач соответствуют новым государственным подходам к управлению развитием территорий.

С использованием тех же подходов в муниципалитетах области сформированы программы комплексного социально-экономического развития территорий до 2011 г., в

увязке с ключевыми приоритетами развития области.

Стратегия и Программа представляют собой единые, увязанные по содержанию и этапам реализации документы, имеющие сквозную систему оценочных показателей.

В дальнейшем такой подход позволит перейти к индикативному планированию территориального развития, и уже в прошлом году мы смогли довести до всех органов исполнительной власти области целевые параметры развития курируемых ими секторов экономики и социальной сферы.

На этой основе в настоящее время должны быть сформированы и все областные целевые программы и программы социальноэкономического развития муниципальных образований, которые будут являться механизмом достижения поставленных стратегических целей. Работа в указанном направлении уже ведется.

Применение технологий стратегического планирования и формирования программ и проектов позволило наладить эффективный мониторинг хода их исполнения. В его основу положена оценка целевых параметров, которую осуществляют государственные заказчики программ, а проектов - отраслевые органы исполнительной власти, ответственные за их реализацию.

По результатам мониторинга проводится оценка качественных и количественных изменений, координация исполнения мероприятий и утверждение планов распределения ресурсов, корректировка параметров Стратегического плана и областных программ, а также разработка плана действий на последующий период, совершенствование организационно-управленческих механизмов их реализации.

Повышение инвестиционной привлекательности региона является одной из главных целей, определенных в Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2015 г.

Создаваемый в области организационно-экономический механизм инвестиционной сферы в завершенном виде будет включать следующие элементы:

- гарантии области для инвесторов и защиту инвестиций;

- меры государственной поддержки высокоэффективных проектов;

- информационную базу данных рынка инвестиций и инвестиционных товаров.

Для координации инвестиционной деятельности в области функционирует Экспертный совет по инвестиционной политике при главе администрации области.

Для поддержки инвестиционных процессов сформирован залоговый фонд Тамбовской области.

В целях привлечения внешних инвесторов налажена работа с Фондом социальноэкономического развития регионов ЦФО Российской Федерации. По линии Фонда разработана схема государственной поддержки инвестиционных проектов в сфере малого и среднего бизнеса посредством предоставления прямого бюджетного кредита с учетом специфики Тамбовской области.

Планируется создание в области Агентства регионального развития, основная цель которого содействие социально-экономическому развитию области, формирование принципов частно-государственного партнерства и на основе этого - кардинальное улучшение качества жизни населения и рост конкурентоспособного потенциала региона.

Особенностью разработки Стратегии является то, что она учитывает интересы хозяйствующих субъектов и территорий и охватывает не только традиционно применяемый отраслевой аспект развития, но также и территориальный, включающий создание и развитие кластеров, особых экономических зон, зон регулируемого развития, устойчивое развитие сельских территорий.

Особая роль в решении задач по привлечению в область инвестиций, диверсификации и выводу экономики региона на инновационный путь развития отводится созданию особых экономических зон, зон регулируемого развития, которые позволят обеспечить дополнительное привлечение инвестиций, в том числе иностранных в реальный сектор экономики и будут способствовать ускорению развития территорий, созданию новой конкурентоспособной продукции и услуг, новых рабочих мест. В настоящий момент практически завершена работа над разработкой закона области «О зонах регулируемого развития», который также предусматривает меры государственной поддержки для участников таких зон.

Необходимо отметить, что сегодня стратегическое планирование регионального развития выходит на новый этап, предполагающий взаимоувязку и согласование федеральных, региональных, межрегиональных и межотраслевых приоритетов развития, позволяющий выстроить механизм эффективного использования имеющихся ресурсов.

Принципиально важно иметь четко обозначенную экономическую стратегию развития национальной экономики, работающий механизм взаимодействия национальной и региональной экономик, для обоснования программ комплексного социально-экономического развития региона.

Это делает необходимым создание государственной инфраструктуры формирования стратегии регионального развития, в которой регионы являются базовыми единицами (система министерств, научных институтов).

Существующий порядок рассмотрения и согласования программ развития субъектов Российской Федерации имеет целый ряд недостатков, а именно:

- региональные программы соседних областей не согласованы между собой, не уделяется внимание межрегиональной кооперации, из-за этого замедляется осуществление крупных межрегиональных проектов и не обеспечивается достижение синергетического эффекта от реализации региональных программ;

- федеральные министерства и ведомства не учитывают стратегические приоритетные проекты субъектов РФ;

- стратегии субъектов Российской Федерации не включают из-за отсутствия стратегии социально-экономического развития регионов РФ федеральных приоритетов регионального развития, что делает процесс стратегического планирования в регионах малоэффективным.

Необходимо осуществлять на конкурсной основе бюджетную поддержку региональных инициатив в рамках заявленных стратегических приоритетов развития региона, которые должны быть оформлены в виде проектов, а также обеспечить софинансиро-вание из федерального и регионального бюджетов проектов и программ межрегионального и регионального значения. Особенно это касается несырьевых регионов.

Хочется отметить, что в настоящее время не сформированы законодательные подходы (единые по срокам, механизмам и методологии) к разработке стратегий развития Российской Федерации в целом и каждого из субъектов Федерации. Это относится и к стратегическому территориальному планированию регионов. Возникла необходимость в разработке Концепции территориального развития России на долгосрочную перспективу, которая позволила бы с учетом интересов и приоритетов развития государства в целом, существующих отраслевых стратегических документов задать сценарные рамки развития федеральных округов и регионов Российской Федерации.

Это значительно облегчило бы процесс стратегического планирования развития в субъектах Федерации и муниципальных образованиях, что в конечном итоге способствовало бы повышению его результативности.

В то же время методологические подходы стратегического планирования должны обеспечить выход на программирование, обеспечивающее достижение стратегических целей и задач развития РФ и регионов, причем оно должно быть сведено к единообразию программ национального и регионального характера. Программирование в этом случае явится механизмом достижения стратегических целей. В конечном счете, на уровне регионов должны быть сформированы стратегии и программы социально-экономического развития, основанные на приоритетных проектах.

В перспективе это позволит создать систему (разработать механизм) взаимной увязки Программ развития Российской Федерации, федеральных округов, субъектов РФ, а также отраслевых программ федеральных министерств, включая федеральные целевые программы.

В целях формирования единого методологического и информационного обеспечения, а также технологии регионального программирования необходимо создать трехуровневую систему формирования, ведения, мониторинга стратегий и программ социально-экономического развития регионов (например, Федеральное агентство регионального развития и его представительства в федеральных округах и субъектах РФ).

Считаем, что координацией разработки и согласованием проектов стратегий и программ социально-экономического развития субъектов целесообразно заниматься одному министерству. В настоящее время Министерство регионального развития РФ согласовывает стратегии, Министерство экономического развития и торговли РФ - программы.

Государственная региональная политика должна быть направлена на содействие социально-экономическому развитию регионов и муниципальных образований через создание условий для реализации программ социально-экономического развития на региональном и местном уровне, на создание стимулов для реализации проектов по развитию социальной и экономической инфраструктуры и для внедрения инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, на развитие механизмов частно-государственного партнерства на региональном и местном уровнях. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 4.6 ст. 17) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов относится принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Поэтому в целях соблюдения принципа комплексности и преемственности регионального развития необходимо дополнить норму Закона положением о необходимости взаимосвязи программы социально-экономического развития муниципального образования и соответствующего субъекта РФ в части соответствия стратегическим задачам развития.

В целях организации мониторинга проводимых в стране социально-экономических реформ, включая реализацию национальных проектов, хотелось бы отметить, что назрела необходимость формирования такой системы индикаторов на уровне государства, которая была бы сквозной для всех уровней федерального, регионального и муниципального и входила бы в официальные формы статистической отчетности. В Тамбовской области в рамках стратегии и про-

граммы социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу и программ муниципальных образований, такая система индикаторов разработана.

Данные индикаторы отражают потребность по созданию полноценной муниципальной статистики, которая решит проблему оценки социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе в рамках комплексных программ их развития, и соотнесения их с показателями социально-экономического положения региона в целом. Разработанная нами система индикаторов решает эти задачи, а также оценивает ход реализации национальных проектов, четко соотносится с унифицированной сис-

темой показателей, характеризующих место субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии Российской Федерации.

Поступила в редакцию 12.12.2007 г.

Khudeeva V.V. Management of regional development: problems and goals of strategic planning. The article emphasizes that programs and plans of short-term action have been changed by strategic developments. Traditionally applied levers of state regulation required ordering and submission to unified priorities of development.

Key words: development of a strategy of territory development, submission to unified priorities of development.

ПРОБЛЕМА ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.А. Сухова

В статье рассмотрены основные проблемы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. Предложены варианты их решения.

Ключевые слова: предпринимательство, инфраструктура, инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности.

Современное предпринимательство значительно отличается от особенностей своего «стартового периода» начала 1990-х гг. Для выхода на качественно новый уровень развития оно нуждается в иных ресурсах и инструментах обеспечения, чем те, которые существовали 10 или даже 5 лет назад.

За государством должно сохраниться решение крупных задач - преобладающее участие государства в образовании кредитноинвестиционных и лизинговых организаций, особенно в экономически менее развитых и депрессивных регионах с недостаточным уровнем развития малого предпринимательства; поддержка в этих регионах основных специализированных объектов инфраструктуры; создание или участие в создании региональных институтов, способных централизованно аккумулировать все необходимые для малого и среднего бизнеса экономические, правовые, учебные, информационные и иные услуги (региональных центров под-

держки предпринимательства - РЦПП), а в сфере инновационного малого бизнеса - инновационно-технологических центров (ИТЦ) и иных инновационных институтов и центров продвижения и передачи новых технологий в сферу предпринимательства.

Правовому оформлению и четкой институционализации подлежат также такие важные мероприятия, как поддержка кредитных союзов и иных элементов инфраструктуры микрокредитования предпринимательства. Необходимы помощь в создании обществ взаимного страхования предприятий и иных механизмов, обеспечивающих снижение предпринимательских (инвестиционных)

рисков; расширение выставочно-ярмарочной деятельности; организация обучения основам предпринимательской деятельности; поддержка предпринимательских инициатив безработных граждан; организация подготовки и переподготовки государственных служащих и персонала федеральных и ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.