Научная статья на тему 'Управление развитием инновационной инфраструктуры газотранспортных систем'

Управление развитием инновационной инфраструктуры газотранспортных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГАЗОТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / MANAGEMENT OF DEVELOPMENT / AN INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / GAS-TRANSPORT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сербул А. С.

Описаны теоретико-методологические основы развития инновационной инфраструктуры. Представлены результаты факторного анализа особенностей управления развитием инновационной инфраструктуры газотранспортных систем. Изложены предложения по совершенствованию управления развитием инновационной инфраструктуры газотранспортных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE DEVELOPMENT OF INNOVATION INFRASTRUCTURE OF GAS TRANSPORTATION SYSTEMS

Theoretical and methodological bases of development of an innovative infrastructure Are described. Results of the factorial analysis of features of management are presented by development of an innovative infrastructure of gas-transport systems. Offers on perfection of management by development of an innovative infrastructure of gas-transport systems are stated.

Текст научной работы на тему «Управление развитием инновационной инфраструктуры газотранспортных систем»

промышленности // Модернизация Российской экономики / Отв. ред. Е.Г. Ясин. - М: ВШЗ, 2002. - Кн. 1.

3. Стерлигов И.А.: Что мешает инновациям. //Открытая экономика. - 2009 - апрель.

4. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. -М.: Экономика, 2007.

5. Баранчеев В. Измерение инновационной активности компании как её конкурентной силы //Менеджмент сегодня. - 2005. - №4.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Сербул А.С., аспирант ГАСИС

Описаны теоретико-методологические основы развития инновационной инфраструктуры. Представлены результаты факторного анализа особенностей управления развитием инновационной инфраструктуры газотранспортных систем. Изложены предложения по совершенствованию управления развитием инновационной инфраструктуры газотранспортных систем.

Ключевые слова: управление развитием, инновационная инфраструктура, газотранспортные системы.

MANAGING THE DEVELOPMENT OF INNOVATION INFRASTRUCTURE OF GAS TRANSPORTATION SYSTEMS

Serbulov A., the post-graduate student, GASIS

Theoretical and methodological bases of development of an innovative infrastructure Are described. Results of the factorial analysis offeatures of management are presented by development of an innovative infrastructure of gas-transport systems. Offers on perfection of management by development of an innovative infrastructure of gas-transport systems are stated.

Keywords: management of development, an innovative infrastructure, gas-transport systems.

Переход отечественной экономики на инновационный социально ориентированный тип экономического развития во многом опирается на модернизацию традиционных секторов, включая нефтегазовый и транспортный. При этом ожидается, что традиционные отрасли российской экономики, на фоне опережающих темпов роста объема продукции отраслей высоких переделов, останутся ведущими в производстве валового внутреннего продукта вплоть до 2020 года.

Развитие транспортной инфраструктуры рассматривается в качестве одной из главных целей государственной политики в нефтегазовом комплексе, поскольку к 2020 году предусматривается увеличение добычи газа до 815 - 900 млрд. куб. м., экспорта газа - до 280 -330 млрд. куб. м.

В этой связи в качестве приоритетных направлений развития нефтегазового комплекса рассматриваются:

Во-первых, реализация перспективных проектов строительства трубопроводов, в частности: ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток»; полная загрузка газопровода «Голубой поток»; строительство газопровода «Южный поток».

Во-вторых, стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры. В частности развитие трубопроводной транспортной инфраструктуры в восточных регионах страны в соответствии с приоритетами обеспечения надежного газоснабжения российских потребителей и диверсификации экспорта энергоносителей, включая создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке газотранспортной системы, такой как «Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток» для обеспечения нужд потребителей региона в газе и экспорте газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона;

В-третьих, формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа; разработка месторождений на шельфе; повышение эффективности использования энергетических ресурсов в отраслях экономики; стимулирование внедрения перспективных технологий добычи и переработки нефти и газа;

В-четвертых, стимулирование использования природного газа в качестве моторного топлива и развитие переработки газа в жидкое моторное топливо, включая строительство и ввод в эксплуатацию заводов по производству сжиженного природного газа в Мурманской области и на острове Сахалин.

В-пятых, сооружение новых магистральных трубопроводов к морским терминалам, а также расширение и реконструкция газотранспортной системы, строительство компрессорных станций нового поколения таких как КС Портовая входящая в систему «Северный поток», которая не имеет аналогов в мире ни по суммарной мощности (366 мегаватт), ни по рабочему давлению (22 мега паскаля), ни по суточному объему прокачки газа (170 млн. кубометров).

Газотранспортная система помимо непосредственно магистральных газопроводов включает распределительные сети, газохранилища, компрессорные и газораспределительные станции, которые, по сути, и формируют инфраструктуру газотранспортных систем.

В условиях, когда в отечественной экономике поставлена стратегическая цель превращения инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, в качестве фундамента рассматривается модернизация традиционных секторов российской экономики, в том числе нефтегазового комплекса. Традиционные сектора российской экономики, в первую очередь нефтегазовый комплекс, прогнозируются в качестве ведущих в производстве валового внутреннего продукта вплоть до 2020 года. Это означает, что в ближайшее десятилетие для инновационного развития газотранспортных систем в целом инновационное развитие их инновационной инфраструктуры в частности должно носить опережающий характер.

Таким образом, совершенствование управления развитием инновационной инфраструктуры газотранспортных систем представляет собой актуальную научную задачу, имеющую важное народнохозяйственное значение.

Исследования современных тенденций развития инновационной инфраструктуры показывают, что основными из них являются следующие.

Во-первых, рассматривая развитие инновационной инфраструктуры как неотъемлемую часть инновационной деятельности, следует признать, что низкие темпы процессов развития инновационной инфраструктуры во многом связаны с низким уровнем и темпами развития самой инновационной деятельности в РФ (рис.1).

Так в целом по Российской Федерации удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составил в 2009 году менее 10% (9,3%). Наиболее высокие показатели инновационной деятельности демонстрируют Приволжский федеральный округ - 12,8% и Уральский федеральный округ - 10,2%. Самые низкие показатели инновационной деятельности получены по Южному федеральному округу - 6,8% и Сибирскому федеральному округу - 7,3%.

Темп роста удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность в Российской Федерации, в период с 2000 по 2009 год составил 0,1% в год. При этом по трем федеральным округам наблюдается отрицательная динамика.

Во-вторых, анализ мирового опыта показывает, что под влиянием информатизации и глобализации развития экономики передовые страны развивают инновационную инфраструктуру экономических систем опережающими темпами. При этом обобщение передового опыта показывает, что наблюдаются следующие тен-

14.0

12.0 10,0

8,0

6,0

4.0

2.0 0,0

у- /*-

/ — V- —•

% ж —♦—

г к

о о о см У ин о о С\1 целы- нова см о о см 1ЫЙ в ЦИОН1-0 СО о о CN эс ор ую д ргани ■'t о о гм "аниз еятел зацт LO О О см аций, ЬНОС! 1, про CD о о см осуи гь, в с центе 1^- о о см \eCJB )бще в 00 о о см пявш \А ЧИС О) о о см их ле

-Российская Федерация

- Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

- Приволжский федеральный округ

-Уральский федеральный округ

-Сибирский федеральный округ

-Дальневосточный федеральный округ

Рис.1. Динамика доли экономических систем, осуществляющих инновационную деятельность по федеральным округам

(по данным Росстата).

денции в развитии инновационной инфраструктуры и систем управления ею:

- обеспечение функциональной полноты в условиях динамичного развития самих функций инновационной инфраструктуры;

- рост конструктивности процессов развития инновационной инфраструктуры которая, означающий ориентацию на повышение продуктивности не только текущей, но и будущей хозяйственной деятельности экономических систем;

- достижение распределенности подсистем системы управления развитием инновационной инфраструктуры по всем функциональным звеньям экономической системы (технико-технологической, производственно-логистической, инвестиционной и т.д.);

- стремление к универсальности системы управления развитием инновационной инфраструктуры, способной обеспечить конкурентные преимущества экономической системе в любой области производственно-сбытовой деятельности и повысить тем самым величину добавленной стоимости;

- выделение подсистемы взаимодействия с заказчиком или потребителем, обеспечивающей не только качественное их обслуживание, но и выявление нарождающихся (латентных) потребностей;

- усиление роли информационно-аналитических подсистем развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающих: достоверность обратной связи по достигаемым конечным результатам, выработку конструктивных решений в процессе развития инновационной деятельности; циклическое развитие инноваций по схеме «инновации - инвестиции - реализация инноваций - мониторинг результатов - инвестиции»; замену ряда материальных процессов надежной информацией;

- обеспечение высокого уровня развития инновационного потенциала (научно-технического, кадрового, структурного и т.д.);

- развитие инвестиционной подсистемы не только как резервного фонда инновационного развития, но и как структуры, реализующей инновационные формы привлечения и использования инвестиций;

- развитие подсистемы технологического и инструментального обеспечения, позволяющей повысить рентабельность производственно-хозяйственной деятельности;

- повышение гибкости инновационной инфраструктуры к ускоряющимся изменениям рыночной конъюнктуры.

При проведении факторного анализа особенностей управления развитием инновационной инфраструктуры газотранспортных систем на первом этапе осуществлялся анализ факторов, влияющих на развитие инновационной инфраструктуры газотранспортных систем. В процессе исследования были выявлены четыре группы факторов, определяющих развитие инновационной инфраструктуры газотранспортных систем.

Поскольку на управление развитием инновационной инфраструктуры газотранспортных систем наибольшее влияние оказывают выделенные внутренние факторы непосредственного и опосредованного воздействия, то на следующем этапе было исследова-

но факторное влияние ресурсных воздействий на развитие инновационной инфраструктуры газотранспортных систем.

Проведенные исследования показали, что, во-первых, сырьевая база природного газа в Российской Федерации, включая разведанную и прогнозную часть, достаточна для перспективного обеспечения потребностей внутреннего рынка и внешнего рынка. Это обстоятельство формирует благоприятную почву для развития инновационной инфраструктуры газотранспортных систем.

Во-вторых, сырьевая база природного газа РФ имеет высокую степень концентрации. Так 92,5% добычи газа ОАО «Газпром» (что составляет более 80% общероссийской добычи) приходится на На-дым-Пуртазовский район Западной Сибири. При этом более 60% объемов добычи газа ОАО «Газпром» дают 2 сеноманские залежи. Подобная ситуация во многом усложняет развитие инновационной инфраструктуры газотранспортной системы.

В-третьих, перенос центра тяжести газодобычи к новым газовым месторождениям в акваториях Обской и Тазовской губ, Штокмановское на шельфе Баренцева моря, месторождения полуострова Ямал, где планируется добывать свыше ? всего газа, сопряжено с более высокими издержками добычи. По оценкам специалистов себестоимость газа, добываемого на новых месторождениях, составит 8-12 $ за 1000 куб. м газа по сеноманским залежам и 20 $ за 1000 куб. м - по нижнемеловым и ачимовским отложениям. Это означает, что основным источником снижения удельной себестоимости транспортируемого газа на новых месторождениях будет являться опережающее развитие инновационной инфраструктуры газотранспортных систем.

В-четвертых, в соответствии с национальной политикой формирования газотранспортной системы изначально ее строительство осуществлялось на принципах сооружения мощных транспортных коридоров для транспортировки значительных объемов газа на большие расстояния в основные регионы потребления газа. Такой подход не соответствует современной отечественной концепции рационального пространственного расселения. Кроме того, на крайне низком уровне остается газификация существующих населенных пунктов Российской Федерации. В среднем показатель газификации составляет 52%, в том числе в городах - 60%, а в сельской местности - 31%.

В результате современный уровень развития ГТС России, оцениваемый через отношение общей протяженности магистральных газопроводов к суммарной длине распределительных газопроводов низкого давления, отстает от уровня развития ГТС США почти в 5 раз, а Великобритании - в 5,5 раз. Указанные обстоятельства требуют развития инновационной инфраструктуры ГТС, в том числе в части обслуживания наращиваемых распределительных газопроводов низкого давления.

В-пятых, развитие инновационной инфраструктуры ГТС существенно осложняется техническим состоянием газотранспортной системы страны, износ основных производственных фондов которой составляет более 56%, а в части оборудования компрессорных станций - почти 90%.

Рис.2. Разработка механизма инвестирования в развитие инновационной инфраструктуры газотранспортных систем.

В то же время указанный уровень износа основных производственных фондов ГТС стимулирует внедрение радикальных инноваций как в основную структуру ГТС, так и в инфраструктуру, включая: оптимизацию системы путем «расшивки узких мест» созданием и развитием межсистемных перемычек, компрессорных станций, реверсных газопроводов, подземных хранилищ газа, обеспечивающих маневренность ГТС.

В-шестых, логика развития ГТС в условиях монополии ОАО «Газпром» изначально не предполагала строительства специальной

магистральной инфраструктуры, необходимой для подачи в систему газа, добываемого другими производителями. В то же время в интересах инновационного развития ГТС, в то числе за счет инновационной инфраструктуры, необходимо для обеспечения конкуренции развивать ИИ ГТС, позволяющую осуществлять подачу в газотранспортную систему газа, добываемого другими производителями.

В-седьмых, общий объем инвестиций в топливно-энергетический комплекс в последние годы существенно отстает от планового уровня и составил лишь 60% от объема, предусмотренного Энерге-

Таблица 1. Относительное приращение эффективности развития

№ Направление развития Приращение эффективности

1 Развития системы торговых отношений 20,62%

2 Развитие инновационной инфраструктуры ГТС 26,98%

3 Совершенствование ценовой политики 7,94%

4 Совершенствование системы налогообложения 14,29%

5 Совершенствование системы регулирования рынка 12,70%

6 Хеджирования рыночных рисков 20,63%

7 Совершенствование структурной политики 17,46%

8 Совместное развитие выделенных направлений 44,44%п

* - ожидаемый синергетический эффект от совместной реализации выделенных направлений развития ГТС.

тической стратегией России на период до 2020 года, с одной стороны. С другой стороны, текущая динамика затрат на технологические инновации организаций, осуществляющих добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, свидетельствует о наличии ускорения в темпах инвестирования инновационного развития. В этих условиях возникает благоприятная инвестиционная среда для развития инновационной инфраструктуры газотранспортных систем.

На основе сформированной модели системы управления развитием инновационной инфраструктуры газотранспортной системы в работе предложен механизм инвестирования в развитие инновационной инфраструктуры газотранспортной системы (рис.2).

В соответствии с предложенным механизмом можно говорить об ориентации развития газотранспортной системы на интенсификацию развития инновационной инфраструктуры, поскольку локальная эффективность этой составляющей развития рынка газа оценивается как наиболее высокая (табл.1).

Литература:

1. Ананенков А.Г. Стратегические перспективы ГТС в России. // Тезисы международной конференции ГТС-2005. Газотранспортные системы: настоящее и будущее. М., 2005.

2. Жученко И.А., Штилькинд Т.И., Крутикова И.А., Чернышева И.А., Куликова Ю.Я. Прогнозирование перспектив развития ОАО «Газпром» // Проблемы экономики газовой промышленности. Сборник статей. - М.: Газойл пресс, 2001.

3. Будзуляк Б.В. Реконструкция - основа поддержания производственной мощности российской газотранспортной системы. / / Тезисы международной конференции ГТС-2005. Газотранспортные системы: настоящее и будущее. М., 2005.

4. Ефанов В.И., Леонтьев Е.В., Г аллиулин З.Т., Стурейко О.П., Самсонова О.В.. Реконструкция ГТС в России и в мире // Проблемы развития, реконструкции и эксплуатации газотранспортных систем. М.: ООО «ВНИИГАЗ», 2003.

РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ АНАЛИЗА, МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Мунтяну Д.В., аспирант ГАСИС

Рассмотрены теоретико-методологические основы анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности экономических систем. Описаны результаты анализа особенностей процессов исследования инновационной деятельности в сфере жилищного строительства. Представлены предложения по оценке эффективности инновационной деятельности в сфере жилищного строительства.

Ключевые слова: развитие, методы, анализ, моделирование, прогнозирование, инновационная деятельность, сфера жилищного строительства

DEVELOPMENT OF METHODS OF ANALYSIS, MODELING AND FORECASTING OF INNOVATION IN HOUSING

Munteanu D., the post-graduate student, GASIS

Theoretic methodological bases of the analysis, modeling and forecasting of innovative activity of economic systems Are considered. Results of the analysis offeatures ofprocesses of research of innovative activity in housing construction sphere are described. Offers are presented according to efficiency of innovative activity in housing construction sphere.

Keywords: development, methods, the analysis, modeling, forecasting, innovative activity, housing construction sphere.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модернизация российской экономики на современном этапе связана не только с использованием интеллектуальных ресурсов, развитием высокотехнологичных производств и созданием благоприятных условий для непрерывного обновления технологий и продукции. Эти преобразования во многом связаны с качественным ростом уровня образования, здравоохранения, жилищного строительства и других сфер социального развития общества. Не случайно создаваемая модель национальной экономики получила название социально ориентированной инновационной модели.

Направленность формируемой модели российской экономики на высокие стандарты благосостояния человека связана с достижением уровнем доходов и качество жизни россиян к 2020 году показателей, характерных для экономик развитых стран, что даст возможность достижения необходимого уровня обеспеченности жильем - около 30 квадратных метров на человека или около 100 квадратных метров на среднестатистическую семью. При этом ожидается, что доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится к 2020 году до 14%.

В качестве одной из ключевых задач долгосрочного социально-экономического развития РФ в сфере жилищного строительства рассматривается обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание эффективного жилищно-коммунального хозяйства. При этом создание механизмов доступности качественного жилья, требует одновременного решения многочисленных проблем, включая: реализацию программ по предоставлению доступного семейного жилья; решение проблем ветхого и аварийного жилья; многочисленных проблем модернизация жилищно-коммунального хозяйства и т. д.

Выход на современные стандарты жилищных условий, связанные, в том числе, с реализацией новых технологий строительства жилья требует дальнейшего развития методов анализа, моделиро-

вания и прогнозирования инновационной деятельности в сфере жилищного строительства, включая применение новых технологий, новых видов услуг, новой продукции, новых организационно-технических решений производственного, административного, финансового и другого характера. В экономически развитых странах моделирование и прогнозирование инновационной деятельности являются важнейшими инструментами развития технического прогресса, повышении уровня жизни населения и других социальноэкономических областях, обеспечивших этим странам передовые позиции на мировой арене. Россия, ставя задачу выхода на лидирующие позиции в мировой экономике, неизменно усилит внимание развитию методов анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в приоритетных отраслях развития и ключевых сферах жизнедеятельности человека.

Таким образом, необходимость дальнейшего развития методов анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в сфере жилищного строительства в РФ при создании предопределила актуальность темы данного исследования.

Многие вопросы анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности экономических систем, в том числе в сфере жилищного строительства, не получили достаточного освещения в научной литературе. Комплекс научно-технических, технологических, организационных, инвестиционных и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и конструктивно-технических и иных решений в сфере жилищного строительства, при создании продукции обладающей новыми качествами и обеспечивающего реализацию механизмов доступности качественного жилья, требует дальнейшего развития.

В качестве цели исследования была определена разработка нового методического подхода к решению комплексной задачи ана-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.