Научная статья на тему 'Управление процессом систематизации непрерывного профессионального образования'

Управление процессом систематизации непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MANAGEMENT / SYSTEMATIZATION / PERSISTENT PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карачаровский Валерий Александрович

Рассмотрена систематизация образования как процесс, включенный в процесс управления. Выявлены и охарактеризованы этапы систематизации непрерывного профессионального образования. Результат систематизации охарактеризован на основании положений системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карачаровский Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing systematization of the persistent professional education

The education systematization as a process included in management process is considered. The steps of the persistent professional education systematization are revealed and characterized. The systematization result is characterized on system approach basis.

Текст научной работы на тему «Управление процессом систематизации непрерывного профессионального образования»

УДК 378.01

ББК 4484(2) + 4481.00

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СИСТЕМАТИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.А. Карачаровский

Курганский технологический колледж

MANAGING SYSTEMATIZATION OF THE PERSISTENT PROFESSIONAL EDUCATION

V.A. Karacharovsky Kurgan’s Technological College

Рассмотрена систематизация образования как процесс, включенный в процесс управления. Выявлены и охарактеризованы этапы систематизации непрерывного профессионального образования. Результат систематизации охарактеризован на основании положений системного подхода.

Ключевые слова: управление, систематизация, непрерывное профессиональное образование.

The education systematization as a process included in management process is considered. The steps of the persistent professional education systematization are revealed and characterized. The systematization result is characterized on system approach basis.

Keywords: management, systematization, persistent professional education.

Термин «управление» по словарю Даля означает - править, давать ход, направление, распоряжаться, заведовать, быть хозяином, распорядителем чего-либо, подрядничать. Управление образованием - это деятельность субъектов по обеспечению функционирования образования и достижения его целей. Вслед за Б.А. Куганом, соответствующую (управленческую) деятельность мы определяем как «организующую и регулирующую деятельность людей, которую осознанно осуществляют участники образования при достижении понятных им целей [9, с. 196]. Управленческую деятельность можно рассматривать как сложное социально-психологическое явление с ярко выраженным доминированием воли и целеустремленности человека. Управленцу любого уровня постоянно приходится совершать мыслительные и волевые операции, связанные с анализом состояния социальной системы, подготовкой и принятием соответствующих управленческих решений, осуществлением контроля за исполнением принятых управленческих решений. В связи с этим мы солидарны с выводами Н.С. Глуханюк, В.А. Розановой, Г.Н. Серикова, Р.Х. Шакурова о том, что это

создает в социальных системах особый социально-психологический микроклимат, в значительной степени влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентиры людей и определяет их тип поведения и деятельности в соответствующей социальной организации [5, 16, 18, 23 и др.]. С позиций гуманизма и синергизма можно сказать, что в деятельности цивилизованного человека проявляется стремление, во-первых, удовлетворить свои потребности и, во-вторых, соотносить свои цели с потребностями других людей, а также нормами и правилами, принятыми в соответствующем социальном окружении, и, в-третьих, достигнуть каких-то значительных результатов [2, 4, 9, 12, 19 и др.].

С понятием «управление» тесно связано понятие «воздействие». Отличительным свойством управления социальными процессами является то, что это - процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую систему для обеспечения ее эффективного функционирования и развития. В управлении социальными системами управленческое воздействие интерпретируется как воздействие субъекта управления на объект управления. Долгое

время в педагогике бытовала такая же механистическая точка зрения на управление. Но человека можно называть объектом только условно. Даже когда на него направлено управляющее воздействие, он остается субъектом, со своими образовательными или профессиональными целями, сущностными свойствами, особенностями, накопленным багажом знаний и умений. Поэтому, согласно современным достижениям науки [6, 9, 16, 17, 18 и др.], в управлении вычленяют внешнюю (управленческое воздействие или взаимодействие) и внутреннюю (самоуправление) компоненты.

Как сознательное существо, человек для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей сотрудничает с другими людьми. При этом люди взаимно влияют друг на друга. Они оказывают друг на друга управленческие воздействия. Они участвуют в управленческом взаимодействии. При этом складываются воедино многие деятельности, с разными целями и вытекающие из потребностей разных людей. Фактически, в основе управления лежит управленческое взаимодействие - «объединение (корпорация) взаимосвязанных систем их управленческих деятельностей, которая сама может обладать всеми признаками системы» [9, с. 201]. В управленческой деятельности или в управленческом взаимодействии человек проявляется как субъект своей деятельности и как субъект взаимодействия с другими людьми.

Управление обычно структурируют как управленческий цикл [1, 20, 21 и др.]. Известный цикл Шухарта-Деминга содержит циклическую последовательность действий: планируй, делай, проверяй, внедряй. В образовании управленческий цикл включает: целеполагание, проектирование, процессуальную реализацию, контроль и коррекцию. Тогда управление, направленное на систематизацию профессионального образования, включает следующие действия: целеполагание - постановка целей и подцелей профессионального образования; оценка исходного состояния управляемой системы; формулировка замысла проектирования системы профессионального образования или ее подсистемы; принятие решения о проектировании системы; проектирование системы; организация, побуждение и контроль при реализации системы непрерывного профес-

сионального образования; оценка качества системы профессионального образования; принятие решения о необходимости внесения в систему профессионального образования или ее подсистему коррективов [9, 11, 15, 18, 20, 23 и др.].

Систематизация - это процесс, непрерывно осуществляемый в системе непрерывного профессионального образования, направленный на то, чтобы создать и обеспечить возможность как можно более эффективное функционирование системы профессионального образования. Систематизация профессионального образования и выстраивание его в систему происходит не самопроизвольно. Точнее будет говорить о том, что естественные (синергетические) законы развития системы профессионального образования работают вместе с целенаправленным управлением со стороны человека. Под управляющими воздействиями система профессионального образования развивается в нужном направлении. Поэтому можно говорить о том, что процесс систематизации осуществляется в процессе управления. В этом смысле систематизация - это один из аспектов управленческой деятельности и управленческого взаимодействия.

Содержание систематизации профессионального образования как процесса связано с характеристикой его этапов. В связи с этим необходимо рассмотреть деятельность субъектов, осуществляющих систематизацию.

Первый этап - определение оснований систематизации. Главные основания систематизации профессионального образования, как непосредственно следует из системного подхода - это цели и «начальное» или исходное состояние системы. В социальных системах воздействие субъекта управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным. Следовательно, содержание систематизации профессионального образования зависит от качества целеполагания, которое определяется тем, насколько в поставленных целях полно и точно выражены профессиональные потребности и интересы конкретных людей, общества или его отдельных социальных групп. Целеполагание представляет собой процесс «обоснования и формирования целей развития управляемого объекта.

Постановка целей профессионального образования - сложная управленческая задача субъектов внешнего и внутреннего управления. Качественное определение внутренней и внешнего субъекта зависит от его позиции, является относительным и зависящим от позиции исследователя.

К субъектам внешнего управления относятся органы управления образования (министерства и муниципальные органы управления). В управлении участвуют субъекты, которых можно считать субъектами как внутреннего, так и внешнего управления, в зависимости от рассматриваемой подсистемы: администрация образовательного учреждения и педагогические кадры. Все субъекты взаимодействуют между собой на этапе целе-полагания, в результате чего цели профессионального образования имеют и личностную, и общественную составляющие.

Кроме целей, для систематизации нужно знать «начальное» состояние системы профессионального образования. Управленческая деятельность по его исследованию включает: обеспечение разработки проекта исследования, организацию проведения исследования, аналитическое изучение результатов эксперимента или диагностики. Для установления начального состояния системы следует обращать внимание на все имеющие значение параметры. Разные исследователи уделяют внимание разным параметрам. Вызвано это не только их неодинаковыми представлениями о значимости тех или иных параметров, но и различиями предметов их исследований. Одни исследуют внутриш-кольное состояние [11, 21, 22 и др.], другие -муниципальную или областную систему образования [9, 15, 20 и др.]. В разных работах изучаются состояния в образовательных учреждениях различных видов, типов и ступеней. В монографии С.А. Репина обобщаются результаты этих исследований и дается системная характеристика начального состояния образовательного учреждения. Она включает: характеристику кадрового потенциала, материально-технической базы, контингента учащихся, образовательного пространства, обеспеченности образовательных процессов, традиций образовательной системы, тенденции ее развития, имеющие место противоречия [15].

Обобщая все названные аспекты, мы предлагаем систематизировать их в соответствии с известными [17] координатами обра-

зовательного пространства. Тогда условия в системе (подсистеме) профессионального образования следует характеризовать по параметрам: нормативно-регулирующие, пер-спективно-ориентирующие, деятельностно-стимулирующие, коммуникативно-информационные.

Второй этап - это проектирование системы профессионального образования в соответствии с выявленными основаниями. Проектирование - это аспект управленческой деятельности по созданию проекта (теоретического варианта системы, который предстоит апробировать). Проект системы профессионального образования - это искусственный объект, обладающий признаками системы, разработанный в целях разрешения противоречий и проблем, которые обнаруживаются в практике функционирования настоящей системы профессионального образования. Этот этап сам по себе является сложным и включает ряд подэтапов. Начальные подэтапы включают понимание цели, генерирование потребностей проектирования, констатацию условий, в которых осуществляется проектирование. Эти виды деятельности уже рассмотрены на предыдущем этапе систематизации. Далее следует подготовительная аналитическая деятельность, которая завершается выработкой концепции проекта или выдвижением

гипотезы, касающейся проекта. После этого циклически осуществляются: разработка,

апробация и коррекция вариантов проекта, до тех пор, пока система в целом не будет удовлетворять требованиям к ней.

Третий этап - это обеспечение

функционирования системы профессионального образования. Соответственно выбранному методологическому основанию, функционирование системы профессионального образования должно быть обеспечено как системно-синергетическое взаимодействие.

Если системный подход - это главное основание проектирования системы управления, то системно-синергетический - основа реализации управления на практике. К тому же, именно на основе синергизма и влияния антропного фактора происходит систематизация субъектами управления профессионального образования. Научную основу соответствующих синергетических подходов к управлению составляют: синергетические концепции и теории самоорганизующихся систем; синергетическое отражение реальности в

философии; теории нелинейного мышления; системно-синергетические теории образования [2, 9, 14, 19 и др.].

Главным явлением в управленческом взаимодействии с точки зрения системносинергетического подхода является антропосинергизм. На содержание управленческой деятельности, управленческих процессов может оказывать влияние весь комплекс свойств личности: нравственные качества, мировоззрение, вкусы и пристрастия, особенности характера, сила воли, особенности поведения, характерное физическое строение, квалификация, опыт управленческой деятельности и многие другие. При этом, во-первых, антропные влияния ощущаются при управленческом воздействии человека на систему и при обратных воздействиях. Во-вторых, антропосинергизм проявляется при управленческом взаимодействии между людьми. В-третьих, антропосинергизм создает эффект «неаддитивности», при котором результат совместной деятельности превышает сумму результатов деятельностей субъектов. Антропосинергизм проявляется: при проектировании систем управлении, при взаимодействии с ними, при межличностном взаимодействии (управленческом взаимодействии).

Как правило, систематизация профессионального образования - это результатов управленческого взаимодействия многих субъектов управления на разных уровнях управления и обладающих разным управленческим функционалом. При этом управленческое взаимодействие происходит в соответствии с закономерностями, которые сформулированы Г.Н. Сериковым. Согласно данной методологической основе управленческое взаимодействие является адресно ориентированным, функционально определенным, обусловленным сущностными свойствами участников образования и управления им, динамичным и вариативным, реализуемым в сложных видах деятельности в науке и практике, сочетающим системность проектирования и синергетичность в реализации системы профессионального образования.

Четвертый этап - это диагностика функционирования, контроль и коррекция системы профессионального образования. Систематизация - это не разовое мероп-

риятие, а непрерывный процесс сохранения целостности системы в меняющихся условиях образовательного пространства. Он также зависит от изменений в результатах образования, в его обеспечении. Для того, чтобы система непрерывного профессионального образования не утрачивала направленности на достижение цели, выполняла бы заложенные в проекте функции, необходима ее перманентная диагностика, контроль деятельности всех субъектов и в случае возникновения необходимости - корректировка.

Функция контроля, в отличие от других функций, по которому многие авторы имеют неоднозначное мнение, рассматривается всеми авторами, изучающими управление [1, 6, 11, 18, 20, 23 и др.]. В.А. Розанова выдвигает многочисленные, проверенные опытом, требования к осуществлению контроля за результатами выполнения целей. Применительно к профессиональному образования эти требования формулируются следующим образом: наличие самоконтроля администрации образовательного учреждения профессионального образования; наличие подсистемы контроля в системе функционирования образовательного учреждения; доброжелательный характер контроля; ответственность за деятельность подчиненного; внимание к методам выполнения задач; поощрение творчества педагогических кадров; эффективность стилей руководства; отсутствие манипулирования людьми; положительное мотивирование исполнителей; отсутствие мелочной опеки; внимание к участникам образования и их потребностям, находящимся в связи с образованием; уважение личности педагогов и студентов [16]. При этом объектами контроля являются: достижения студентов; межличностное взаимодействие; кадровое обеспечение; условия образовательного пространства; само управление; эффективность исполнения системой профессионального образования свойств.

B.C. Лазарев указывает, что внутриуч-режденческий контроль осуществляется разными субъектами и по ним подразделяется на административный, коллективный и самоконтроль. Мы считаем, что систематизация осуществляется не отдельным, а коллективным субъектом. Также следует выявить и интегрированную функцию всех субъектов при осуществлении контроля и

диагностики состояния системы. Студенты осуществляют самоконтроль и рефлексию -насколько достигнуты ожидаемые ими результаты образования. Самоконтроля также осуществляется педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения - как форма связанная с самооб-следованием. При этом студенты могут участвовать во взаимоконтроле. Он происходит как между собой, так и допустимы контрольно-оценочные функции по отношению к педагогам [22]. Контроль за деятельностью студентов осуществляется педагогическими кадрами и администрацией. Последняя, в свою очередь, контролирует также работу педагогов, выполняя при этом (как отмечается и в работе В.А. Розановой) функцию самоконтроля.

Общий вывод состоит в том, что систематизация - это сложная циклическая деятельность. Цикл систематизации соответствует циклам деятельностей, которые реализуются при этом (управленческому циклу и циклу моделирования). Таким образом, систематизация включает следующие виды деятельности: разработку

проекта (системы, подсистемы) профессионального образования; апробация проекта; оценивание проекта по критериям; анализ полученных результатов; продуктивные выводы, касающиеся синтеза следующего варианта проекта. Далее продолжается деятельность по циклу.

В соответствии с этой логикой имеет смысл дать описание системы управления профессиональным образованием (в аспекте систематизации) на основе системного подхода, а охарактеризовать протекание управленческого процесса - с гуманистических позиций системно-синергетического подхода.

Как проект (теоретический прообраз процесса) систематизация профессионального образования основывается на семи постулатах системного подхода.

Первый постулат. Всякий элемент (аспект, предмет, процесс, явление и т.д.) систематизации профессионального образования необходимо рассматривать как систему. Это положение в значительной степени облегчает решение задачи проектирования системы управления профессиональным образованием с ранее обусловленными свойствами. В таких случаях первостепенное значение имеют как раз внутренние свойства

проектируемых систем. Проектировщики стремятся фактически «смонтировать» систему как единый «механизм», предназначенный для реализации заранее определенных функций. Для этого разработчикам требуется подобрать вполне определенный состав проектируемой системы, установить вполне определенную структуру между компонентами системы, а также создать другие предпосылки для выполнения соответствующих функций и обеспечения генезиса системы. Однако и здесь системный подход проявляется не в том, что имеет место монтаж внутри системы, а в том, что морфология и структура важны не сами по себе. Они как бы соподчинены тем функциональным возможностям и генетическим предпосылкам, которые оговорены разработчиками.

Относительно системы управления профессионального образования распространены подтвердившие свою жизнеспособность проекты, имеющие горизонтальный либо вертикальный состав и структуру. По вертикали современная модель государственно-общественного управления образованием включает органы и субъекты управления федерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательного учреждения (вплоть до самоуправления отдельных людей). По горизонтали это те государственные и общественные подразделения управления профессиональным образованием, которые функционируют на соответствующем уровне управления.

Второй постулат. Метасистемой относительно систематизации профессионального образования служит управление непрерывным образованием. Такого рода внутрисистемные отношения относительны. Управление непрерывным образованием состоит, в частности, в том, чтобы создавать метасистемы для самого непрерывного образования. Это совокупность систем в образовании, называемая образовательным пространством [3, 17]. По Т.Н. Серикову образовательное пространство - это совокупность образовательных систем. Образовательное пространство относительно управления - это совокупность управленческих условий: нормативно-регламен-

тирующих, перспективно-ориентирующих, деятельностно-стимулирующих и коммуникативно-информационных. На каждом уровне управления образованием эти условия существуют и имеют свое содержание.

Третий постулат. Основаниями систематизации профессионального образования являются: целевой заказ; начальное состояние управляющей и управляемой системы; цели профессионального образования на разных этапах, уровнях, ступенях профессионального образования.

Четвертый постулат. Систематизация профессионального образования - процесс эволюционный (происходящий под влиянием внешних факторов) и реагирует на внешние воздействия. В случаях, когда эти воздействия существенны (например, изменение целевого заказ, личностных образовательных потребностей, экономической структуры в регионе и т.д.) - тогда они могут повлиять на

содержание систематизации.

Пятый постулат. Функции системы управления образованием ограничены. Функции тоже являются производными состава, структуры и сложившихся системных свойств управления. Традиционные функции систематизации профессионального образования: организация, побуждение и контроль. Это инвариантный «горизонтальный» состав функций. Но эти функции можно рассматривать и в «вертикальной» проекции.

Организация состоит в проектировании всех управленческих условий и обеспечении их выполнения на этапе реализации (когда выполняются принятые управленческие решения относительно системы профессионального образования). Организуется протекание образовательного процесса, процесса повышения квалификации кадров, процесс самообразования, процессы обеспечения профессионального образования и его обслуживания.

Побуждение в основном сводится к созданию и реализации условий деятельност-но-стимулирующей группы. Суть побуждающей функции - заставить педагогов качественно- осуществлять свою педагогическую деятельность (и вспомогательные виды деятельности). С другой стороны побуждение состоит в том, чтобы обеспечить активную позицию студентов в получении ими профессионального образования. Контроль - средство проверки, выполнены ли управленческие решения. В итоге контролируется, насколько эффективно профессиональное образование.

Естественно, что с развитием системы (управления профессиональным образо-

ванием) меняется и потенциал (функции). В своем развитии система управления профессиональным образованием претерпевают некоторые качественные преобразования своих признаков (морфологические, структурные, функциональные, генетические).

Шестой постулат. В управлении профессиональным образованием в жизнедеятельности человека играет роль человеческий фактор. Следовательно, и в систематизации профессионального образования проявляется антропосинергизм взаимовлияний подсистем профессионального образования и людей. В системе профессионального образования человек развивается, в общекультурно, социальном, но и, конечно, в социальном плане. Таково влияние системы на человека. При этом одна и та же система по-разному воздействует на разных людей в зависимости от их статуса и от их индивидуальных различий. Управление направлено на самореализацию человека в профессиональном образовании. Самореализация должна быть социально приемлемой, т.е. также не противоречить жизненным интересам других людей.

Седьмой постулат. Практика систематизации профессионального образования является результатом накопления опыта людей в этой сфере. Следовательно, в формировании знаний людей о систематизации профессионального образования используются индуктивные методы. Каждый завершенный период накопления человеком или человеческим сообществом опыта увенчивается созданием обобщенной, синтезированной на основе этого опыта модели систематизации. Таким образом, ведущие методы - индукция (по сравнению с дедукцией) и синтез (по отношению к анализу). В то же время, и анализ, и дедукция имеют место быть в системном познании управления образованием.

Литература

1. Блейк, P.P. Научные методы управления / P.P. Блейк, Д.С. Моутон. - Киев: Наук, думка, 1990. -247 с.

2. Весна, М.А. Педагогическая синергетика / М.А. Весна. - Курган: КГУ, 2001 -405 с.

3. Виленский, М.Я. Образовательное пространство как педагогическая категория / М.Я. Виленский, Е.В. Мещерякова // Педагоги-

ческое образование и наука. - 2002. - М 2. -С. 8-12.

4. Гершунский, Б.С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы / Б. С. Гершунский // Магистр. - 1991. -Июнь.-С. 17.

5. Глуханюк, Н.С. Психологическое сопровождение и поддержка профессионально-педагогического образования / Н.С. Глуханюк // Образование и наука: Изв. Урал науч.-образоват. центра РАО. — 1999. - N 2 (2). -С. 143-151

6. Глущенко, Е.В. Теория управления: учебный курс / Е.В. Глущенко, К.В. Захарова. Ю.В. Тихонравов. - М., 1997.

7. Концепция непрерывного образования // Народное образование. - 1989. - № 10. -

С. 3-12.

8. Косырев, В.П. Методическая подготовка инженеров-педагогов. - М.: Изд-во Моск. гос. агроинж. ун-та, 1998. - 144 с.

Поступила в редакцию 16 декабря 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.