22. Improving the efficiency of combined geotechnology of vein gold deposits / K.V. Baranovsky, A.A. Smirnov, A.A. Rozhkov, M.V. Klyuyev // Izvestiya Tula State University. Earth Sciences. 2021. No. 3. pp. 117-129.
23. Vokhmin S.A., Malinovsky E.G., Kurchin G.S. Increasing the completeness of extraction of non-metallic raw materials during underground mining by chamber-column development systems // Izvestiya higher educational institutions. Mining magazine. 2008. No. 3. pp. 8-13.
24. Lukichev S.V., Lyubin A.N. Improving the completeness of extraction and quality of ores during the development of thin shallow deposits // Problems of subsoil use. 2016. No. 4. pp. 69-73.
25. Sokolov I.V., Baranovsky K.V. The choice of an effective technology for underground mining of quartz deposits // Bulletin of the Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov. 2016. No. 2. pp. 10-17.
26. Substantiation of the design and parameters of the combined system for the development of a shallow deposit of poor complex ores / I.V. Sokolov, Yu.G. Antipin, I.V. Nikitin, R.B. Krinitsyn // Mining information and analytical bulletin (scientific and technical journal). 2021. No. 5-1. pp. 88-104. DOI: 10.25018/0236_1493_2021_51_0_88.
УДК 622.271:622.68
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНО-КОНВЕЙЕРНОГО ТРАНСПОРТА К РАЗВИВАЮЩЕМУСЯ КАРЬЕРНОМУ ПРОСТРАНСТВУ
А.В. Глебов
Исследование процессов взаимной адаптации системы автомобильно-конвейерного транспорта и развивающейся с ростом глубины горнотехнической системы карьера с целью управления взаимным соответствием этих систем, является актуальной научной проблемой, решение которой направлено на развитие теории формирования транспортных систем, позволяющее повысить эффективность применения автомобильно-конвейерного транспорта при разработке глубокозалегающих рудных месторождений полезных ископаемых.
Ключевые слова: горнотехническая система, автомобильно-конвейерный транспорт, геотехнические комплексы, процесс адаптации, управление, управляемость.
Введение
Изучение опыта эксплуатации автомобильно-конвейерного транспорта (АКТ) позволило выявить целый ряд проблем, обусловленных существенным увеличением затрат на добычу полезного ископаемого в связи с ростом глубины карьеров и невозможностью интенсификации горных работ на глубоких горизонтах по различным причинам. К ним относятся: ограниченность вскрытых рудных площадей и сокращение фронта работ, отсутствие опыта ведения горных работ на больших глубинах с примене-
нием конвейерных линий и инновационного горнотранспортного оборудования, отсутствие апробированных научно-методических рекомендаций по проектированию и планированию горных работ для глубоких карьеров с учетом взаимной адаптации комплексов горнотранспортного оборудования и непрерывно развивающегося карьерного пространства.
Исследованиями Яковлева В.Л., Шеметова П.А. [1 - 3] и др. доказано, что автотранспорт эффективен до глубины карьера 150 - 200 м. Несвоевременный переход на комбинированный транспорт влечет за собой потери руды в недрах из-за повышения затрат на транспортирование. Опыт показывает, что эффективность эксплуатации АКТ с традиционными ленточными конвейерами также ограничена и снижается при достижении глубины карьера 350...400 м. Требуется своевременный переход на крутонаклонный подъем горной массы и переход на сборочный транспорт, способный перевозить горную массу по съездам с повышенными уклонами
[4, 5].
Эта тенденция обусловлена отставанием строительства перегрузочных пунктов от развития горных работ и понижения рабочей зоны, вследствие чего к моменту их ввода в эксплуатацию не происходит запланированного сокращения расстояния транспортирования горной массы и транспортных затрат.
Ошибки при выборе горнотранспортного оборудования технологических комплексов на начальных этапах проектирования и при дальнейшей эксплуатации АКТ обусловливают продолжительное время работы этого оборудования на больших глубинах в нерациональной области и снижают эффективность отработки всего месторождения. Поэтому управление взаимным соответствием системы АКТ и развивающейся с ростом глубины горнотехнической системы карьера, является актуальной научной проблемой, решение которой направлено на развитие теории формирования транспортных систем, позволяющее повысить эффективность применения АКТ при разработке глубокозалегающих рудных месторождений полезных ископаемых.
Исследование
Выполненный анализ влияния внутренних и внешних факторов на деятельность карьера позволил выявить снижение конкурентоспособности горнодобывающих предприятий, вследствие роста затрат на транспортирование горной массы, усугубляющегося возникновением несоответствия параметров АКТ и горнотехнической системы карьера, изменяющегося и накапливающегося по мере развития горных работ.
Важнейшее значение имеют факторы, определяющие начальные условия освоения месторождения: годовая производственная мощность предприятия, показатели кондиций, системы вскрытия и разработки месторождения, характеристики социально-производственной инфраструктуры района освоения.
Факторами, определяющими технико-экономические показатели процесса транспортирования горной массы, являются расстояние и высота подъема, величина которых по мере развития горных работ зависит не только от роста глубины карьера, но и от принятого режима горных работ, этапности формирования карьерного пространства и параметров АКТ.
Систематизация горно-геологических, горнотехнических факторов, влияющих на выбор параметров АКТ [1], также показала высокую взаимообусловленность факторов между собой и их комплексное влияние на эффективность применения АКТ. Совершенствование конструкций конвейерного транспорта, накапливаемый опыт применения крутонаклонного конвейерного транспорта, обеспечивающего существенные возможности по размещению конвейерных подъемников в ограниченном пространстве глубоких карьеров, расширяет область эффективного применения АКТ, но и предъявляет повышенные требования к точности и достоверности методик обоснования параметров геотехнических комплексов АКТ.
Требуется постоянное научное сопровождение (методики, модели, алгоритмы и т.д.), реализация которого является задачей субъектов организационной структуры действующих горнодобывающих предприятий, объединений, холдингов, которые тоже должны иметь определенное научное сопровождение, так как конкретные условия того периода, требующего адаптации, значительно удален по времени от периода принятия проектных решений.
Технологические решения должны предусматривать формирование карьерного пространства в течение всего срока разработки карьера, обеспечивая необходимое перемещение оборудования АКТ без длительного нарушения ритмичности его работы в режиме максимального использования технических возможностей. Это возможно, если на стадии проектирования будут приняты принципиальные решения по разработке карьера до его проектной глубины, т.е. будут определены способ и срок строительства, режим горных работ, производственная мощность, продолжительность и этапы разработки, технологические схемы карьерного транспорта, момент ввода АКТ и др. Весьма важно предусмотреть в процессе текущего ведения горных работ подготовку необходимых площадок и выработок для размещения оборудования ДКК в случае его перемещения на новое место расположения, а также транспортных коммуникаций для его монтажа и последующего технического обслуживания.
При эксплуатации карьера внешние и внутренние условия его функционирования неизбежно меняются, в результате значения основных параметров ГТС отклоняются от проектных. Это приводит к необходимости постоянного поиска и внедрения решений по адекватному изменению параметров ГТС.
В настоящий момент времени проблемой является снижение конкурентоспособности горнодобывающих предприятий, применяющих ЦПТ,
вследствие закономерного роста затрат на транспортирование горной массы, усугубляющегося возникновением несоответствия параметров АКТ и горнотехнической системы карьера, изменяющегося и накапливающегося по мере развития горных работ.
Отсутствие систематизированной теории формирования и функционирования транспортной и горнотехнической систем карьера во взаимосвязи с развитием карьерного пространства с целью исключения их взаимного несоответствия, возникающего при изменении природных, горнотехнических, организационных и экономических условий и достижения динамического равновесия этих систем при разработке крутопадающих глубокозалегающих рудных месторождений затрудняет своевременный переход к более эффективному способу транспортирования горной массы с целью удержания приемлемой стоимости руды и конкурентоспособности горнодобывающих предприятий на рынке сырья.
Для решения этой проблемы разработана методология адаптации параметров горнотехнической системы глубоких карьеров с автомобильно-конвейерным транспортом, предусматривающая: декомпозицию горнотехнической системы карьера на технологическую и техническую взаимозависимые подсистемы; выявление параметров, подвергшихся отрицательному воздействию внешней и внутренней среды; разработку конкретных решений по изменению структуры и параметров горнотехнической системы и АКТ во избежание повышения затрат на транспортирование горной массы.
Опыт эксплуатации карьеров, практика проектирования новых и реконструкции действующих горнодобывающих предприятий, результаты многолетних научных исследований свидетельствуют о том, что для карьера глубиной более 200 - 300 м к моменту освоения проектной мощности невозможно создать транспортную систему, которая могла бы обеспечить эффективную разработку месторождения в течение всего срока службы карьера [6].
Сложность освоения месторождений твердых полезных ископаемых глубокими карьерами состоит в том, что их разработка продолжается десятки лет в условиях непрерывного роста глубины рабочей зоны с нарастанием геологической, горнотехнической и технологической информации. Это требует безусловного выделения этапов формирования карьерного пространства, изменения параметров систем разработки и формирования транспортной системы карьера, то есть пересмотра большинства принятых проектных решений, в том числе уточнения глубины карьера.
Поэтапная разработка глубоких крутопадающих месторождений, с выделением промежуточных контуров, временной консервацией части рабочих бортов карьера, неизбежно приводит к перестройке транспортной системы карьера при переходе от одного этапа к другому [7].
В научно-методическом плане решение транспортной проблемы глубоких карьеров имеет следующую специфику: вместо решения задачи о выборе вида транспорта, как она обычно формулировалась многие годы, стоит вопрос о разработке научно обоснованной теории последовательного формирования транспортных систем глубоких карьеров в течение всего срока службы до конца отработки месторождения [7]:
Все выше сказанное приводит к необходимости принятия решений по поэтапной адаптации параметров горнотехнической системы предприятия, в том числе его транспортной системы, к изменяющимся условиям функционирования [7].
Эффективность разработки глубокозалегающих рудных месторождений полезных ископаемых с использованием ЦПТ можно обеспечить, опираясь на методологию адаптации параметров ГТС карьера и взаимозависимого АКТ к изменяющимся с ростом глубины условиям функционирования.
Общепринятые определения ГТС включают в свой состав технологическую подсистему транспортирования, но они не позволяют объективно с достаточной полнотой, исследовать процесс накопления технических, технологических и других несоответствий транспортной системы условиям её функционирования при увеличении глубины карьера, закономерно приводящий к росту затрат. В связи с этим для дальнейшего исследования, автор данной работы выделил две взаимосвязанных подсистемы ГТС (рис. 1): технологическую и техническую с использованием АКТ.
Рис. 1. Структурная схема горнотехнической системы карьера
Технологическая подсистема ГТС - совокупность элементов подготовительных, вскрышных и добычных выработок, обеспечивающих раз-
мещение геотехнических комплексов и доступ к георесурсам с целью их добычи [8].
Техническая подсистема ГТС - цепь взаимосвязанных геотехнических комплексов, осуществляющих контролируемый и управляемый людьми процесс перемещения горной массы во времени и пространстве. В данном исследовании технической подсистемой ГТС является автомобильно-конвейерный транспорт.
Геотехнический комплекс [9, стр. 153] (ЭАК, ДКК и т.п.) - цепь взаимосвязанных машин и механизмов, обеспечивающих полностью механизированный, автоматизированный или роботизированный процесс во всех его звеньях и на всех его этапах (погрузка, транспортирование, дробление, сортировка).
Основными элементами системы разработки являются [11 - 13]: выемочный блок, горизонтальная транспортная берма, наклонная транспортная берма, наклонная траншея, предохранительная берма и берма очистки, разрезная траншея.
Основными параметрами системы разработки являются [12]: геометрические и параметрические показатели элементов. К ним относятся [13]: высота и угол откоса рабочих уступов, ширина заходок рабочих площадок, угол наклона рабочего борта, параметры рабочей зоны, углы наклона выемочных слоев, разделяющих залежь полезного ископаемого и толщу вскрыши, число рабочих уступов вскрышных, добычных и на внутреннем отвале, длина фронта работ, число рабочих бортов, величина вскрытых и готовых к выемке запасов.
Основными факторами, ограничивающими производственную мощность карьера как по полезному ископаемому, так и по вскрыше, являются [13, стр. 299]: интенсивность развития горных работ в карьере; число и производительность экскаваторов и другого оборудования; провозная способность транспортных коммуникаций.
Учитывая то, что провозная способность транспортных коммуникаций ограничивает объем выдаваемой из карьера горной массы и полезного ископаемого, а число грузотранспортных коммуникаций и их расположение зависят от множества взаимоувязанных факторов, при определении производительности карьера по числу и производительности транспортных коммуникаций необходим глубокий анализ транспортных условий и детальный расчет возможного грузооборота с учетом динамики горных работ [13, стр. 306].
Обсуждение результатов
Таким образом, между технологической и технической подсистемами ГТС карьера существует количественная связь, выраженная через производительность карьера, скорость подвигания фронта работ, скорость понижения горных пород и провозную способность транспортных коммуникаций (рис. 2). Оптимальность этих показателей достигается обеспече-
нием взаимного соответствия параметров технологической и технической подсистем ГТС карьера, то есть взаимной адаптацией этих подсистем.
Горнотехническая система
Технологическая подсистема
1
Элементы
т
Параметры
Подготовительные выработки: траншея, котлован, полутраншея I
_на косогоре._
Вскрывающие выработки: горизонтальная и наклонная транспортные бермы, наклонная и крутая траншеи, предохранительная | берма и берма очистки, разворотная (разгрузочная площадка) площадка, площадка перегрузочного пункта, площадка приемного бункера подземного конвейера и др.
Добычные выработки: рабочие уступы,заходки рабочие площадки, разрезные траншеи.
Число вскрывающих выработок, уклон траншей, форма трасс. Параметры рабочей зоны, высота и угол наклона уступов, ширина рабочих площадок и экскаваторных заходов, направление и длина фронта работ, временно нерабочие и нерабочие участки ботов карьера,
число рабочих уступов, ширина разрезной траншеи
Техническая подсистема (АКТ)
Параметры
II
Элементы
Обеспечение взаимного соответствия параметров.
Скорость подвига ния
фронта работ. Скорость понижения
горных пород. Провозная способность транспортных коммуникаций.
Грузо^орот. Производительность карьера
Тип и геометрические параметры самосвалов,конвейеров, дробильного и сортировочного оборудования, перегрузочных устройств. Вместимость ковша экскаватора, грузоподъемность автосамосвалов. Ширина ленты, мощность приводных станций Скорость движения, расход ресурсов, трудоемкость ремонта, продолжительность технологических операций, долговечность и надежность, энергоёмкость, материалоемкость. Квалификация и численность персонала. <
Геотехнические комплексы: экекаваторно-автомобильный (экскаваторы, погрузчики, автосамосвалы, шарнирно-со-члененные самосвалы, гусеничные, роботизированные машины); дюбильно-конвей-I ерный (дообильное оборудование, конвейеры и т.д.); перегрузочный, сортировочный (грохоты, питатели и др.). Вспомогательное оборудование и механизмы
Человеческие ресурсы: ■ управляющий и обслужива-_ющий персонал._
Обеспечение минимума затрат на транспортирование горной массы и конкурентоспособности предприятия
Рис. 2. Элементы, параметры и показатели подсистем ГТС
и их взаимосвязь
В своих трудах Н.В. Галкина пишет, что «основная цель управления адаптацией состоит в отыскании причин, нарушающих согласованное взаимодействие внутри системы, а также в определении механизмов, позволяющих оперативно и своевременно организовывать целенаправленное воздействие, при котором достигаются поставленные цели и обеспечивается оптимальное состояние системы» [14, стр. 53]. Поэтому далее под управлением будем понимать процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого этот объект достигает приемлемого уровня функционирования. Существенной особенностью управления адаптацией является её многоуровневость [15].
Исходя из этого, адаптивность автомобильно-конвейерного транспорта - способность взаимосвязанных геотехнических комплексов приспосабливаться к условиям поэтапно развивающейся горнотехнической системы карьера.
На основании проведенного исследования сформирована структурная схема адаптации технологической и технической подсистем ГТС (рис. 3).
Эффективное управление процессом адаптации возможно лишь тогда, когда система обладает способностью изменять свое состояние в заданных пределах при воздействиях на нее органов управления субъекта в соответствии с изменениями внутренних и внешних факторов, то есть управляемостью.
Рис. 3. Структурная схема адаптации подсистем ГТС
Управляемость - это свойство системы управления, отражающее ее способность своевременно и без искажений доводить управленческие решения до каждого работника организации. Только в этом случае деятельность всего персонала будет направлена на достижение общего результата, и все работники будут действовать согласованно и слаженно. Управляемость - одно из основных свойств, обеспечивающих целостность любого производственного процесса.
В качестве критерия управляемости целесообразно использовать вероятность того, что время выполнения задач по адаптации не превысит допустимого значения длительности цикла взаимной адаптации параметров технологической и технической подсистем ГТС:
Р(Тл<Тдоп.ЦА)>Рд, %, (1)
где Тдоп.цл - допустимая длительность цикла взаимной адаптации параметров технологической и технической подсистем ГТС; Р(ТА < Тдоп.цл ) -вероятность того, что время выполнения задач по взаимной адаптации не превысит допустимого значения; Рд - допустимое значение вероятности, %. Данное значение определяется субъектом исходя из допустимого срока проведения адаптационных мероприятий.
На основе проведенных выше исследований можно сделать вывод о том, что допустимая длительность цикла взаимной адаптации параметров технологической и технической подсистем ГТС складывается из времени восстановления процесса перемещения горной массы из забоя на дневную
поверхность, то есть длительности кратковременных адаптационных процессов и времени осуществления долговременных адаптационных процессов по адаптированию технологической подсистемы ГТС.
Таким образом,
Тдоп.ЦА = Тв.тр. + Тв .техн., (2)
где Тв тр - время восстановления процесса транспортирования горной массы, час; Тв.техн. - время адаптирования технологической подсистемы ГТС, мес.
Восстановление процесса транспортирования требует оперативных мер воздействия (рис. 4, 5), представляет собой сумму временных периодов (ii), затрачиваемых на выполнение отдельных операций по эксплуатации, ремонту, обслуживанию оборудования и механизмов геотехнических комплексов
Тв.тр. ^ t'i. (3)
Уменьшение продолжительности обоснования и принятия решений при одновременном повышении качества управляющих воздействий возможно за счёт совершенствования функции регулирования путём разработки и внедрения средств поддержки, принимаемых управленческим персоналом мер по восстановлению процесса транспортирования.
Управляемость системы достигается:
- внедрением эффективных средств автоматизации на всех узлах взаимодействия АКТ и горнотехнической системы;
- обеспечением надежного функционирования геотехнических комплексов АКТ и их взаимодействия с ГТС;
- высокой профессиональной подготовкой персонала управления адаптацией структуры и параметров автомобильно-конвейерного транспорта;
- мониторингом изменений внутренних и внешних факторов;
- своевременным планированием взаимной адаптации структуры и параметров подсистем ГТС;
- оперативным принятием решений и доведением задач до подчиненных.
Непрерывный мониторинг (рис. 6) заключается в выявлении взаимных несоответствий параметров АКТ и ГТС в результате изменения внешних и внутренних факторов путем систематического контроля субъектом показателей динамического равновесия и управляемости по алгоритму, основанному на методологии взаимной адаптации. На основе результатов мониторинга и оценки показателей динамического равновесия и управляемости систем АКТ и ГТ осуществляются соответствующие адаптационные воздействия.
Возмущающее воздействие среды
Период динамического равновесия ГТС
Область допустимого состояния
I
Период сбоя (выход из стабильного состояния
Область недопустимого состояния
I
Период восстановления
Область промежуточного состояния
Процесс транспортирования
Рис. 4. Связи областей состояний процесса транспортирования
Возмущающие воздействия среды Управляющие воздействия субъекта
^--Процесс транспортирования ^^—
Состояние динамического равновесия Состояние нестабильности
Продолжительность устранения сбоя и восстановления
Рис. 5. Траектория движений состояний процесса транспортирования
Рис. 6. Схема мониторинга процесса транспортирования горной массы (а) и эффективности адаптационных воздействий (б)
Заключение
1. На основе анализа внутренних и внешних факторов деятельности карьера выявлено снижение конкурентоспособности горнодобывающих предприятий, применяющих АКТ, вследствие роста затрат на транспортирование горной массы по причине периодического возникновения взаимного несоответствия транспортной и горнотехнической систем карьера, требующих изменения их параметров по мере развития горных работ.
2. Установлено, что эффективность разработки глубокозалегающих месторождений полезных ископаемых обеспечивается взаимосвязанным и последовательным управлением процессом взаимной адаптации между геотехническими комплексами внутри системы АКТ и между самой системой АКТ и горнотехнической системой карьера, путем принятия субъектом заранее спланированных технических, технологических и организационных решений в качестве реакции на изменение внутренних и внешних факторов, с учетом исследования адаптационных процессов и закономерностей их развития.
3. Рассогласование технологической и технической подсистем ГТС карьера, усугубляющееся и накапливающееся с изменением природных, технологических, технических и организационно-экономических условий, устраняется взаимной адаптацией путём приведения в динамическое равновесие их структуры и параметров.
Статья подготовлена в рамках государственного задания №07500412-22 ПР. Тема 1 (2022-2024). Методологические основы стратегии комплексного освоения запасов месторождений твердых полезных ископаемых в динамике развития горнотехнических систем (ЕиЖЕ-2022-0005), рег. №1021062010531-8-1.5.1.
Список литературы
1. Яковлев В. Л., Смирнов В. П., Берсенев В. А. Устройство дро-бильно-конвейерных комплексов на глубоких карьерах. Екатеринбург: ИГД УрО РАН, 2003. 42 с.
2. Шеметов, П. А. Повышение эффективности использования георесурсного потенциала при разработке крутопадающих месторождений сложного строения: дис. ... д-ра техн. наук. Навоий, 2005. 248 с.
3. Яковлев, В. Л. Теория и практика выбора транспорта глубоких карьеров. Новосибирск: Наука СО, 1989. 238 с.
4. Глебов, А.В. Технологические особенности освоения месторождений твердых полезных ископаемых с использованием шарнирно-сочлененных самосвалов // Наука и техника. Белорусский национальный технический университет. 2018. Т. 17, № 3. С. 238-244.
5. Глебов А.В. Оборудование автомобильно-конвейерного транспорта систем циклично-поточной технологии: карьерные и полноприводные автосамосвалы // Наука и современность. 2017. № 1 (11). С. 142-156.
6. Яковлев В. Л., Яковлев В. А. Формирование транспортных систем карьеров с учетом адаптации к изменяющимся условиям разработки глубокозалегающих сложноструктурных месторождений // Известия высших учебных заведений. Горный журнал. 2018. № 6. С. 118-126.
7. Ческидов В. И., Саканцев Г. Г., Саканцев М. Г. Комплексное обоснование границ карьеров и способов вскрытия глубоких горизонтов при разработке крутопадающих пластообразных залежей // Известия вузов. Горный журнал. 2015. № 2. C. 17-23.
8. Каплунов Д. Р., Рыльникова М. В. Проектирование формирования и развития горнотехнических систем при комбинированной геотехнологии // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2015. № 8 (1-1). С. 229-240.
9. Столяров В. Ф. Проблема циклично-поточной технологии глубоких карьеров. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 332 с.
10. Соколовский А. В. Методология проектирования технологического развития действующих карьеров: автореф. ... д-ра техн. наук. М., 2009. 39 с.
11. Ржевский В. В. Технология и комплексная механизация открытых горных работ. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1980. 631 с.
12. Открытые горные работы - XXI век: справочник. Т. 2 / под. ред. К.Ю. Анистратова. М.: ООО «Система максимум», 2019. 872 с.
13. Хохряков В.С. Проектирование карьеров: учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Недра, 1992. 383 с.
14. Галкина Н. В. Социально-экономическая адаптация угледобывающего предприятия к инновационной модели технологического развития. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. 248 с.
15. Растригин Л. А. Адаптация сложных систем. Рига: Зинатне, 1981. 386 с.
Глебов Андрей Валерьевич, д-р техн. наук, зам. директора, glebov@,igduran.ru. Россия, Екатеринбург, Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук
MANAGING THE ADAPTATION PROCESS OF AUTOMOBILE-CONVEYOR TRANSPORT
FOR DEVELOPING OF THE QUARRY AREA
A. V. Glebov
The study of the processes of mutual adaptation of the automobile-conveyor transport system and the open-pit mining system evolving with increasing depth of work, in order to control the mutual correspondence of these systems, is an urgent scientific problem. The solution of it is bent on developing the theory of the formation of the transport systems,
which makes it possible to increase the efficiency of the use of automobile-conveyor transport in the development of deep-lying ore deposits of minerals.
Key words: mining engineering system, automobile-conveyor transport, geotechnical complexes, adaptation process, management, controllability.
Glebov Andrey Valeryevich, doctor of technical sciences, deputy director, [email protected]. Russia, Ekaterinburg, Institute of Mining of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
Reference
1. Yakovlev V. L., Smirnov V. P., Bersenev V. A. The device of crushing and conveyor complexes in deep quarries. Ekaterina-burg: IGD UrO RAS, 2003. 42 p.
2. Shemetov, P. A. Improving the efficiency of using georesource potential in the development of steeply falling sites of complex structure: dis. ... Doctor of Technical Sciences. The New State Mining Institute. Navoi, 2005. 248 p.
3. Yakovlev, V. L. Theory and practice of choosing the transport of deep pits. Novosibirsk: Nauka SO, 1989. 238 p.
4. Glebov, A.V. Technological features of the development of deposits of solid minerals using articulated dump trucks // Science and Technology. Belarusian National Technical University. 2018. Vol. 17, No. 3. pp. 238-244.
5. Glebov A.V. Equipment of automobile conveyor transport systems of cyclic flow technology: quarry and full-drive dump trucks // Nauka i sovremennost. 2017. No. 1 (11). pp. 142-156.
6. Yakovlev V. L., Yakovlev V. A. Formation of quarry transport systems taking into account adaptation to changing conditions of development of deep-lying complex-structured deposits // The institutions of higher education. Mining magazine. 2018. No. 6. pp. 118-126.
7. Cheskidov V. I., Sakantsev G. G., Sakantsev M. G. Comprehensive justification of the boundaries of quarries and methods of opening deep horizons in the development of steeply falling formation deposits // Higher education institutions. Mining magazine. 2015. № 2. C. 17-23.
8. Kaplunov D. R., Rylnikova M. V. Designing the formation and development of mining engineering systems with combined geo-technology // Mining information and analytical bulletin (scientific and technical journal). 2015. No. 8 (1-1). pp. 229-240.
9. Stolyarov V. F. The problem of cyclic flow technology of deep quarries. Yekaterinburg: Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2004. 332 p.
10. Sokolovsky A.V. Methodology of designing technological development of existing quarries: abstract. ... Doctor of Technical Sciences. NTC NIIOGR. Moscow, 2009. 39 p.
11. Rzhevsky V. V. Technology and complex mechanization of open-pit mining. 3rd ed., reprint. and add. Moscow: Nauka, 1980. 631 p.
12. Open-pit mining - XXI century. Handbook. Vol. 2 / edited by K.Yu. Anistratov. M.: Sistema Maxim LLC, 2019. 872 p.
13. Khokhryakov V.S. Designing quarries: textbook. for universities. 3rd ed., reprint. and additional M.: Nedra, 1992. 383 p.
14. Galkina N. V. Socio-economic adaptation of a coal-mining enterprise to an innovative model of technological development. Moscow: ZAO Publishing House Ekonomika, 2007. 248 p.
15. Rastrigin L. A. Adaptation of complex systems. Riga: Zinatne, 1981. 386 p. УДК 622:271:014