39. The reaction of expansion of a cylindrical cavity in anisotropic unsaturated soils under conditions of plane stress / H. Chen [and others] // Journal of Rock Mechanics and Geotechnical Engineering. 2022. 14(6), pp. 1989-2002. https://doi.org/ 10.1016/ j.jrmge.2022.03.015
40. Dynamic reactions to the destruction and deformation of rock mass samples containing a rough seam for 3D printing subjected to shock loading / H. Su [and others] // Geomechanics and geophysics for geoenergy and georesources. 2022. 8(6),186. https://doi.org/10.1007/s40948-022-00501-3.
УДК 622.271:622.68
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ АДАПТАЦИИ
АВТОМОБИЛЬНО-КОНВЕЙЕРНОГО ТРАНСПОРТА И РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ГОРНОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
КАРЬЕРА
А.В. Глебов
Исследование процессов взаимной адаптации системы автомобильно-конвейерного транспорта и развивающейся с ростом глубины горнотехнической системы карьера с целью управления взаимным соответствием этих систем, является актуальной научной проблемой, решение которой направлено на развитие теории формирования транспортных систем, позволяющее повысить эффективность применения автомобильно-конвейерного транспорта при разработке глубокозалегающих рудных месторождений полезных ископаемых.
Ключевые слова: горнотехническая система, автомобильно-конвейерный транспорт, геотехнические комплексы, переходные процессы, взаимная адаптация, методология, понятия и определения.
Введение
Для ретроспективного обзора методов исследования, используемых различными учёными при защите докторских диссертаций по проблеме карьерного транспорта, были рассмотрены результаты исследований ведущих ученых: Е.Ф. Шешко, М.В. Васильева (1961 г.), Б.В. Фаддеева (1967 г.), М.Г. Потапова (1971 г.), А.Н. Шилина (1972 г.), В.Л. Яковлева (1978 г.),
A.А. Кулешова (1982 г.), М.С. Четверика (1987 г.), В.А. Галкина (1988 г.),
B.П. Смирнова (1990 г.), С.Л. Фесенко (1991 г.), С.Ж. Галиева (1997 г.),
C.П. Решетняка (1998 г.), Ю.И. Леля (1999 г.), А.С. Довженка (2002 г.), Л.И. Андреевой (2004 г.), Зырянова И.В. (2006 г.), Анистратова К.Ю. (2013
г.) [1-18].
Исследования позволили установить характер изменения методологии исследований в период 1930 - 2020 гг. Установлено, что развитие науки имеет кумулятивный характер. На каждом новом этапе развития происходит концентрация, переосмысление и уточнение результатов, по-
лученных в прошлом [19, 20]. Чередование стадий интенсивного и экстенсивного развития свидетельствует о цикличной последовательности процесса накопления знания. На стадии интенсивного развития происходит качественный скачок, в результате которого изменяется структура познавательной деятельности, сам стиль мышления. Механизм интенсивного развития связан с накоплением фактов и опытных данных, которые не могут быть объяснены с помощью существующих представлений. Противоречие разрешается созданием новых представлений, позволяющих объяснить эти факты и опытные данные. После утверждения новой структуры познавательной деятельности, начинается ее экстенсивное развитие и распространение на новые предметные области. Чередование стадий интенсивного и экстенсивного развития характерно как для отдельных научных дисциплин, так и для всей их совокупности в целом.
В работах [19, 20] авторами представлены результаты исследований, включающие: краткую характеристику параметров разработки и карьерного транспорта, основные направления, цели и задачи исследований, общий методологический подход и методы решения задач, в хронологической последовательности с выделением этапов, соответствующих стадиям экстенсивного и интенсивного развития методов исследований по проблеме карьерного транспорта.
Установлено, что сегодняшнее состояние в развитии методов исследований по проблеме карьерного транспорта характеризуется концентрацией знания, переосмыслением и уточнением результатов, полученных на предыдущих этапах развития. Решающее значение получила теоретическая форма исследований, для осуществления которой имеются необходимые предпосылки, связанные с переходом от современного комплексно-механизированного производства к комплексно-автоматизированному и роботизированному производству.
В 2007 году Яковлев В.Л. предложил новый методологический подход на основе совокупного использования принципов системности, комплексности, междисциплинарности и инновационной направленности [21, 22]. Исследования позволили создать универсальную методологию планирования, организации и управления добычей и рудоподготовкой минерального сырья на действующих горнодобывающих предприятиях с учетом нарастания геологической информации, внедрения разработанных инновационных мероприятий, изменения параметров и показателей горнотехнической системы горного предприятия по мере развития горных работ [23].
Новизной исследований, является дальнейшее развитие программно-целевого методологического подхода к исследованию проблем освоения недр, основанного на принципах системности, комплексности, меж-дисциплинарности и инновационной направленности, путем введения принципиально нового понятия «переходные процессы» и учета законо-
мерностей их развития при разработке инновационных технологий добычи и рудоподготовки минерального сырья [22]. Особенность исследования переходных процессов при проектировании и разработке глубокозалегаю-щих месторождений состоит в том, что если при оценке динамики развития горнотехнической системы и показателей ее функционирования возникает необходимость изменить параметры техники или технологии горнообогатительного производства, то следует установить необходимость, совокупность и последовательность ряда запланированных действий (мероприятий), чтобы принять и реализовать принятые технологические инновационные решения.
Предложенный подход используется автором данной статьи при формировании транспортных систем карьеров во взаимосвязи с развитием карьерного пространства и его рабочей зоны с целью внедрения новых видов транспортных средств и схем транспортирования при реконструкции действующих и строительстве новых карьеров.
Методы
Ретроспективный анализ показал, что за более чем 50 лет существования научного направления по исследованию вопросов эффективной эксплуатации циклично-поточной технологии (ЦПТ) были защищены докторские диссертации (таблица). В настоящий момент времени и на перспективу не только при проектировании поэтапного формирования горнотехнической системы и взаимосвязанной с ней транспортной системы карьера, в том числе с применением автомобильно-конвейерного транспорта (АКТ), нужно научное сопровождение, так как количественные параметры геологических, горнотехнические, технологических факторов изменяются по мере развития горных работ. Требуется постоянное научное сопровождение (методики, модели, алгоритмы и т.д.), реализация которого является задачей субъектов организационной структуры действующих горнодобывающих предприятий, объединений, холдингов, и они в сою очередь тоже должны иметь определенное научное сопровождение, так как конкретные условия того периода, который требует адаптации, значительно удален по времени от периода принятия проектных решений.
Технологические решения должны предусматривать формирование карьерного пространства в течение всего срока разработки карьера, обеспечивая необходимое перемещение оборудования АКТ без длительного нарушения ритмичности его работы в режиме максимального использования технических возможностей [24 - 26]. Это возможно, если на стадии проектирования будут приняты принципиальные решения по разработке карьера до его конечной глубины, т.е. будут определены способ и срок строительства, режим горных работ, производственная мощность, продолжительность и этапы разработки, технологические схемы карьерного транспорта, момент ввода конвейерного транспорта и др.
Докторские диссертации по тематике ЦПТ на карьерах
Год. Автор. Название диссертации Идея Цель Задача
1972. А.Н. Шилин. Исследование открытой разработки скальных пород и руд с применением конвейерного транспорта Научное обоснование использования конвейерного транспорта при разработке скальных пород и руд Исследование предпосылок применения конвейерного транспорта, разработка классификации комплексов циклично поточной технологии, создание экономико-математической модели для выбора оборудования
1987. М.С. Четверик. Разработка схем вскрытия для повышения эффективности комбинированного автомобильно-конвейерного транспорта на карьерах 1987. М.С. Четверик. Разработка схем вскрытия для повышения эффективности комбинированного автомобильно-конвейерного транспорта на карьерах Параметры, эффективность схем вскрытия и комбинированного автомобильно-конвейерного транспорта определяются порядком формирования нерабочих бортов и рабочей зоны карьера, а также расположением вскрывающих выработок для конвейерного транспорта Создание теории расчета и обоснования схем вскрытия для эффективной разработки рудных карьеров
1998. С.П. Решетняк. Обоснование и разработка схем цик-лично-поточной технологии с внутрикарьерными передвижными дробильно-пере-грузочными комплексами (ПДПК) 1998. С.П. Решетняк. Обоснование и разработка схем циклично-поточной технологии с внутрикарьерными передвижными дробильно-перегрузочными комплексами (ПДПК) При разработке крутопадающих месторождений мощными глубокими карьерами использование внутрикарьерных передвижных дро-бильно-перегрузочных комплексов, создаваемых на модульной основе, позволяет за счет их мобильности снизить себестоимость добычи и повысить производительность труда Повышение эффективности эксплуатации мощных глубоких карьеров за счет применения научно обоснованных схем ЦПТ с передвижными дробильно-перегрузочными комплексами (ПДПК)
2005. П.А. Шеметов. Повышение эффективности использования георесурсного потенциала при разработке крутопадающих месторождений сложного строения 2005. П. А. Шеметов. Повышение эффективности использования георесурсного потенциала при разработке крутопадающих месторождений сложного строения Эффективность использования георесурсного потенциала месторождения повышается в результате циклично-ступенчатого вовлечения в разработку бедной рудной массы при уменьшении содержания в ней полезного компонента Повышение эффективности использования георесурсного потенциала месторождения путем управления параметрами системы «месторожде-ние-горно-добывающий комплекс» на основе реализации государственных приоритетов в недропользовании
Весьма важно предусмотреть в процессе текущего ведения горных работ подготовку необходимых площадок и выработок для размещения оборудования дробильно-конвейерного комплекса (ДКК) в случае его перемещения на новое место расположения, а также транспортных коммуникаций для его монтажа и последующего технического обслуживания.
Эффективность разработки глубокозалегающих рудных месторождений полезных ископаемых с использованием конвейерного транспорта можно обеспечить, опираясь на методологию взаимной адаптации автомобильно-конвейерного транспорта и развивающейся с ростом глубины горнотехнической системы (ГТС) карьера.
Исследование процессов взаимной адаптации системы АКТ и развивающейся с ростом глубины ГТС с целью управления взаимным соответствием этих систем, является актуальной научной проблемой, решение которой направлено на развитие теории формирования транспортных систем, позволяющее повысить эффективность применения автомобильно-конвейерного транспорта при разработке глубокозалегающих рудных месторождений полезных ископаемых.
Результаты
«За прошедшие годы произошли изменения не только в лексике литературного языка, но и в его смысловой основе, где многие понятия получили более глубокое истолкование», - заметил в своем труде [27] Столяров В.Ф. Наличие различного толкования одного и того же термина приводит к необходимости упорядочения терминологии в рамках нашего исследования.
В процессе развития наук о Земле многими учеными уделялось внимание понятию карьер. Мы будем использовать формулировку ак. Кап-лунова Д.Р. [28]: «Карьер - горное предприятие, представляющее собой совокупность разнообразных горных выработок и осуществляющее разработку месторождения полезного ископаемого открытым способом». Из этого же источника используем понятие горнотехнической системы - это совокупность горных конструкций и технологических подсистем во взаимодействии с вмещающими их участками недр.
Соколовский А.В. в своём исследовании методологии проектирования карьеров использовал понятие ГТС как совокупность технической, технологической и организационной систем [29].
Общепринятые определения ГТС включают в свой состав технологическую подсистему транспортирования. В настоящее время, данное толкование не позволяет объективно с достаточной полнотой, исследовать процесс накопления технических, технологических и других несоответствий транспортной системы условиям её функционирования при увеличении глубины карьера, закономерно приводящий к росту затрат. В связи с этим, для дальнейшего исследования, автор выделил две взаимосвязанных
подсистемы ГТС (рис. 1): технологическую и техническую с использованием комбинированного автомобильно-конвейерного транспорта.
Технологическая подсистема ГТС - совокупность элементов подготовительных, вскрышных и добычных выработок, обеспечивающих доступ к георесурсам и размещение геотехнических комплексов с целью их извлечения [32].
Техническая подсистема ГТС - цепь взаимосвязанных геотехнических комплексов, осуществляющих контролируемый и управляемый людьми процесс перемещения горной массы во времени и пространстве. В данном исследовании технической подсистемой ГТС является автомо-
билъно-конвейерный транспорт.
Рис. 1. Структурная схема горнотехнической системы карьера
Автомобильно-конвейерный транспорт - комбинированный вид транспорта, состоящий из геотехнических комплексов, осуществляющих контролируемый и управляемый людьми процесс перемещения горной массы во времени и пространстве.
В концепции взаимной адаптации АКТ И ГТС на рис. 1 использован термин геотехнический комплекс, который впервые использовал Столяров В.Ф. [27]. До этого понятие комплекса карьерного оборудования сформулировал Ржевский В.В. [30] как: «... - цепь взаимосвязанных по производительности, размерам, развиваемым усилиям машин и меха-
низмов, обеспечивающих надежную и эффективную разработку и перемещение пород».
Будем понимать геотехнический комплекс, как цепь взаимосвязанных машин и механизмов, обеспечивающих полностью механизированный, автоматизированный или роботизированный процесс во всех его звеньях и на всех его этапах (погрузка, транспортирование, дробление и другие) (Глебов А.В.).
Исходя из этого, адаптивность автомобильно-конвейерного транспорта, это способность взаимосвязанных геотехнических комплексов приспосабливаться к условиям поэтапно развивающейся горнотехнической системы карьера (Глебов А.В.).
Адаптация (от латинского слова «adapto») - прилаживаю. Изначально в горной терминологии понятие адаптации использовалось в основном в отношении гибкости и надежности горнотехнических систем. Георгиевский А.Б. рассмотрел адаптацию как особую форму отражения системами воздействий внутренней и внешней среды, заключающуюся в тенденции установления с ними динамического равновесия [31]. Более развёрнутые определения адаптации для горнотехнических систем даны В.Л. Яковлевым [32] и С.П. Решетняком [13]. В 1989 году Яковлев В.Л. сформулировал понятие адаптации как способ обеспечения единства функционирования технологических процессов добычи, транспортировки, переработки, складирования руд и пород с целью реализации основного принципа транспортных систем глубоких карьеров [32].
Решетняк С.П. под адаптацией понимает процесс целенаправленного изменения одного или нескольких параметров системы «карьер» (параметрическая адаптация) либо изменения ее структуры (структурная адаптация) для сохранения приемлемого уровня функционирования [13]. Мы будем понимать адаптацию, как целенаправленное изменение параметров и структуры системы, которое заключается в определении критериев её функционирования и достижении этих критериев для сохранения приемлемого уровня функционирования.
Любое изменение параметров и структуры системы является элементом адаптации. «Основная цель управления адаптацией состоит в отыскании причин, нарушающих согласованное взаимодействие внутри системы, а также в определении механизмов, позволяющих оперативно и своевременно организовывать целенаправленное воздействие, при котором достигаются поставленные цели и обеспечивается оптимальное состояние системы» [33]. Поэтому далее под управлением будем понимать процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого этот объект достигает приемлемого уровня функционирования. Существенной особенностью управления адаптацией является её многоуровневость [34].
Процесс адаптации, осуществляется на нескольких иерархических
уровнях, соответствующих различным этапам управления объектом:
параметрическая адаптация - определение, изменение и регулирование параметров в режиме нормального функционирования объекта. Относится, как правило, к краткосрочному временному интервалу;
структурная адаптация - изменение структуры объекта (отдельных элементов, их связей и функций). Относится, как правило, к продолжительному периоду времени;
адаптация объекта - определение и изменение объекта, выбор его наилучшего варианта, например, изменение технологических схем транспортирования, рабочих зон и т.д.
адаптация целей - изменение потребностей субъекта, пользующегося услугами созданной системы управления и поставленного перед необходимостью такой адаптации, например, изменение техники и технологии отработки месторождения и т.п.
На каждом уровне адаптации решается одна и та же задача - обеспечение достижения системой поставленных целей. Каждый последующий уровень адаптации осуществляется в том случае, если предшествующие не позволяют достичь субъекту приемлемого уровня функционирования системы.
Источником целей, реализуемых при управлении взаимной адаптацией является субъект. Цели возникают у субъекта под давлением необходимости достичь минимальных затрат при транспортировании горной массы автомобильно-конвейерным транспортом. Исходя из этого, субъектом является организационная система предприятия, представлять которую может один человек (например, директор, менеджер, начальник участка, рабочий и т.п.) либо группа людей, объединенных по какому-либо профессиональному признаку (например, заместители директора, начальники участков, ремонтная бригада и т.п.).
Рассчитывать, что развивающаяся горнотранспортная система с увеличением глубины карьера в определенный момент времени примет форму, соответствующую достижению автомобильно-конвейерным транспортом приемлемого уровня функционирования, не приходится, поэтому субъект предпочитает управлять ситуацией (рис. 2), то есть целенаправленно воздействует на ГТС (изменяя её) адаптируя её к АКТ и воздействует на АКТ адаптируя его к ГТС. Начинает действовать закон взаимной адаптации [35], который гласит, что формирование и развитие любой системы есть процесс взаимной адаптации между элементами системы и между системой в целом и внешней средой.
Обсуждение результатов В процессе исследования установлено, что взаимная адаптация является реакцией на изменение внешних и внутренних (природных, технологических, технических, экологических, экономических, финансовых и социальных) факторов и выражается в тенденции установления
приемлемого уровня функционирования систем, обеспечивающего динамическое равновесие параметров и показателей АКТ и развивающейся горнотехнической системы, а также выполнение целевой функции, то есть достижение требуемого уровня эффективности.
Определён понятийный аппарат методологии адаптации автомобильно-конвейерного транспорта и развивающейся с ростом глубины горнотехнической системы карьера для эффективного освоения глубоко-залегающих крутопадающих рудных месторождений полезных ископаемых.
Рис. 2. Схема управления взаимной адаптацией АКТ и ГТС под воздействием внешних факторов: Иф - информация о внешних и внутренних факторах, оказывающих влияние на взаимное соответствие ГТС и АКТ; Ис - информация о горнотехнической системе; Ио - информация об объекте (АКТ); Ц - целевая функция:
достижение требуемого эффекта (Эт), Ц=Эт<Эф; Р - решения технические, технологические и организационные по достижению
заданной цели
Заключение
При эксплуатации карьера внешние и внутренние условия его функционирования неизбежно меняются, в результате значения основных параметров горнотехнической системы отклоняются от проектных в несколько раз. Это приводит к необходимости постоянного поиска и внедрения решений по адекватному изменению параметров горнотехнической системы.
Актуальной практической проблемой является снижение конку-
рентоспособности горнодобывающих предприятий, применяющих ЦПТ, вследствие закономерного роста затрат на транспортирование горной массы, усугубляющегося возникновением несоответствия параметров АКТ и горнотехнической системы карьера, изменяющегося и накапливающегося по мере развития горных работ.
Развитие теории формирования и функционирования транспортной и горнотехнической систем карьера во взаимосвязи с развитием карьерного пространства с целью исключения их взаимного несоответствия, возникающего при изменении природных, горнотехнических, организационных и экономических условий для достижения динамического равновесия этих систем при разработке крутопадающих глубокоза-легающих рудных месторождений является актуальной научной проблемой.
Рассогласование технологической и технической подсистем ГТС карьера, усугубляющееся и накапливающееся с изменением природных, технологических, технических и организационно-экономических условий, устраняется взаимной адаптацией путём приведения в динамическое равновесие их структуры и параметров.
Для разработки методологии достижения взаимного соответствия технологической и технической подсистем ГТС карьера на основе установления динамического равновесия параметров этих взаимозависимых подсистем сформирован понятийный аппарат.
Автор благодарит коллектив Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт эффективности и безопасности горного производства» (ООО «НИИОГР») за возможность всестороннего обсуждения и сотрудничество.
Статья подготовлена в рамках государственного задания №075-00412-22 ПР. Тема 1 (2022-2024). Методологические основы стратегии комплексного освоения запасов месторождений твердых полезных ископаемых в динамике развития горнотехнических систем (ЕиЖЕ-2022-0005), рег. №1021062010531-8-1.5.1.
Список литературы
1. Шешко Е.Ф. Вскрытие и системы открытой разработки месторождений полезных ископаемых: автореф. ... д-ра техн. наук. М., 1950. 30 с.
2. Васильев М.В. Основные вопросы развития открытых разработок с автомобильным транспортом: автореф. ... д-ра техн. наук. М., 1961. 37 с.
3. Фаддеев Б.В. Исследование применения конвейерного транспорта на открытых горных работах для улучшения экономичности разработки месторождений: автореф. ... д-ра техн. наук. М., 1967. 44 с.
4. Потапов М.Г. Исследование технологических схем и параметров оборудования транспорта на открытых горных разработках: автореф. ... д-ра техн. наук. М., 1971. 40 с.
5. Шилин А.Н. исследование открытой разработки скальных пород и руд с применением конвейерного транспорта: автореф. . д-ра техн. наук. М., 1972. 44 с.
6. Яковлев В.Л. Теоретические основы выбора транспорта рудных карьеров: автореф. ... д-ра техн. наук. Свердловск, 1978. 36 с.
7. Кулешов А.А. Теоретические основы высокоэффективной эксплуатации мощных систем карьерного автотранспорта: автореф. ... д-ра техн. наук. Ленинград, 1983. 31 с.
8. Четверик М.С. Разработка схем вскрытия для повышения эффективности автомобильно-конвейерного транспорта на карьерах: автореф. . д-ра техн. наук. МГИ. М., 1987. 32 с.
9. Галкин В.А. Технологические основы проектирования и планирования грузопотоков на рудных карьерах с автомобильным транспортом: автореф. ... д-ра техн. наук. М., 1988. 30 с.
10. Смирнов В.П. Обоснование и оптимизация параметров технологического автомобильного транспорта рудных карьеров: дис. ... д-ра техн. наук. Якутск,1990. 359 с.
11. Фесенко С.Л. Обоснование параметров и разработка технических средств железнодорожных транспортных систем с уклонами путей 60 %она глубоких карьерах: автореф. ... д-ра техн. наук. М., 1991. 33 с.
12. Галлиев С.Ж. Оптимизация параметров горно-транспортных систем карьеров на основе имитационного моделирования: автореф. . д-ра техн. наук. Алматы, 1997. 41 с.
13. Решетняк С.П. Создание систем ЦПТ с внутрикарьерными передвижными дробильно-перегрузочными комплексами: дис. ... д-ра техн. наук. Апатиты, 1997. 422 с.
14. Лель Ю.И. Методы расчета параметров устойчивой работы автотранспорта глубоких карьеров: автореф. ... д-ра техн. наук. Екатеринбург, 1999. 35 с.
15. Довженок А.С. Развитие теории и методов управления автотранспортной системой горнодобывающего предприятия: автореф. ... д-ра техн. наук. Челябинск, 2002. 47 с.
16. Андреева Л.И. Методология формирования системы технического сервиса горно-транспортного оборудования на угледобывающем предприятии: автореф. ... д-ра техн. наук. Екатеринбург, 2004. 50 с.
17. Зырянов И.В. Повышение эффективности систем карьерного автотранспорта в экстремальных условиях эксплуатации: дис. ... д-ра техн. наук. Санкт-Петербург, 2006. 378 с.
18. Анистратов К.Ю. Разработка метода формирования структуры комплексной механизации горных работ на карьерах: дис. ... д-ра техн. наук. Апатиты, 2013. 376 с.
19. Яковлев В.Л., Столяров В.Ф., Глебов А.В. Развитие методов исследований по проблеме карьерного транспорта // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2005. № 10. С. 228 -237.
20. Glebov A.V. Features of methodological approaches to the study problems of open pit transport // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science. 2019. V. 272. (doi:10.1088/1755-1315/272/2/022011).
21. Яковлев В.Л., Корнилков С.В. Методологические особенности освоения недр на современном этапе // Вестник УрО РАН. Наука. Общество. Человек. 2013. № 4. C. 43 - 49.
22. Яковлев В.Л., Корнилков С.В. О методологическом подходе к исследованиям в области освоения недр на основе системности, комплексности, междисциплинарности и инновационной направленности // Горный журнал. 2015. № 1. C. 4 - 5.
23. Яковлев В. Л. Исследование переходных процессов - новый методологический подход к разработке и развитию инновационных технологий добычи и рудоподготовки минерального сырья при освоении глубоко-залегающих сложноструктурных месторождений // Проблемы недропользования. 2017. № 2. C. 5-14. (DOI: 10.18454/2313-1586.2017. 01. 112).
24. Influence of an installation angle of the conveyor lift on the volumes of mining and preparing work at quarries at the cyclic-flow technology of ore mining / V. L. Yakovlev [and others] // Of the national academy of sciences of the republic of Kazakhstan series of geology and technical sciences. 2020. №. 4 (442). С. 127-137.
25. Comparative analysis of the application of steep conveyor lines on quarries / V. L. Yakovlev, A. V. Glebov, S. S. Kulniyaz, G. D. Karmaev // News of the Academy of sciences of the Republic of Kazakhstan. 2020. № 3 (441). С.88-96.
26. Influence of Design Features of Double-Circuit Steeply Inclined Conveyors on Their Operational Parameters and Performance / A.V. Glebov, A.V. Semenkin, V.A. Bersenev, S. S. Kulnyaz // Aspects in Mining & Mineral Science (AMMS). 2019. С. 404-410.
27. Столяров В.Ф. Проблема циклично-поточной технологии глубоких карьеров. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 332 с.
28. Каплунов Д.Р., Калмыков В.Н., Рыльникова М.В. Комбинированная геотехнология. М.: Руда и металлы; 2003. 558 с.
29. Соколовский А. В. Методология проектирования технологического развития действующих карьеров: автореф. . д-ра техн. наук. М., 2009. 39 с.
30. Ржевский В.В. Технология и комплексная механизация открытых горных работ. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1980. 631 с.
31. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций (историко-методо-логическое исследование). Л.: Наука; 1989. 189 с.
32. Яковлев В.Л. Теория и практика выбора транспорта глубоких карьеров. Новосибирск: Наука СО, 1989. 238 с.
33. Галкина Н.В., Татаркин А.И. Социально-экономическая адаптация угледобывающего предприятия к инновационной модели технологического развития. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. 248 с.
34. Растригин Л.А. Адаптация сложных систем. Рига: Зинатне, 1981.
386 с.
35. Венда В.Ф. О законах взаимной адаптации и трансформации систем // Вопросы философии. 2017. (2). С. 94 -105.
Глебов Андрей Валерьевич, канд. техн. наук, зам. директора, [email protected], Россия, Екатеринбург, Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук
SEVERAL ASPECTS OF THE ADAPTATION METHODOLOGY OF MOTOR-CONVEYOR TRANSPORT AND DEVELOPING MINING SYSTEM ON AN OPEN PIT
A.V. Glebov
The study of the processes of mutual adaptation of the motor-conveyor transport system and the pit mining system developing with increasing depth in order to control the mutual correspondence of these systems is an urgent scientific problem, the solution of which is aimed at developing the theory of the formation of transport systems, which allows to increase the efficiency of the use of motor-conveyor transport in the development of deep-lying ore deposits of minerals.
Key words: cyclic-flow technology, internal and external factors, mining system, automobile conveyor transport, transients, mutual adaptation, concepts and definitions, ge-otechnical complexes, methodology.
Andrey Valeryevich Glebov, candidate of technical sciences, deputy director, [email protected], Russia, Ekaterinburg, Institute of Mining of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
Reference
1. Sheshko E.F. Autopsy and systems of open mining of mineral deposits: abstract. ... doctor of technical sciences. IGD OF THE USSR Academy OF Sciences. Moscow, 1950. 30s.
2. Vasiliev M.V. The main issues of the development of open-source developments with road transport: autoref. ... doctor of technical sciences. IGD im. Skochinsky Academy of Sciences of the USSR. Moscow, 1961. 37 p.
3. Faddeev B.V. Investigation of the use of conveyor transport in open-pit mining to improve the efficiency of field development: abstract. ... doctor of technical sciences. IGD im. Skochinsky Academy of Sciences of the USSR. Moscow, 1967. - 44 p.
4. Potapov M.G. Research of technological schemes and parameters of transport equipment in open-pit mining: abstract. ... doctor of technical sciences. IGD im. Skochinsky Academy of Sciences of the USSR. Moscow, 1971. 40 p .
5. Shilin A.N. research of open-pit mining of rocks and ores using conveyor transport: abstract. ... doctor of technical sciences. Moscow Mining Institute. Moscow, 1972. 44 p.
6. Yakovlev V.L. Theoretical foundations of the choice of transport of ore pits: abstract. ... doctor of technical sciences. IGD OF the Ministry of Emergency Situations OF the USSR. Sverdlovsk, 1978. 36 p.
7. Kuleshov A.A. Theoretical foundations of highly efficient operation of powerful systems of career vehicles: abstract. ... doctor of technical sciences. Mining Institute named after G.V. Plekhanov. Leningrad, 1983. 31 p.
8. Chetverik M.S. Development of autopsy schemes to improve the efficiency of automobile conveyor transport at quarries: abstract. ... doctor of Technical Sciences. MGI. M., 1987. 32 p.
9. Galkin V.A. Technological bases of design and planning of cargo flows at ore quarries with road transport: abstract. ... doctor of technical sciences. IGD im. Skochinsky Academy of Sciences of the USSR. Moscow, 1988. 30 p.
10. Smirnov V.P. Substantiation and optimization of parameters of technological motor transport of ore pits: dis. ... doctor of technical sciences. Yakutsk, 1990. 359 p.
11. Fesenko S.L. Substantiation of parameters and development of technical means of railway transport systems with track slopes of 60% in deep quarries: abstract. ... doctor of technical sciences. IPCON OF THE USSR Academy OF Sciences. Moscow, 1991. 33 p.
12. Galliev S.Zh. Optimization of parameters of mining and transport systems of quarries based on simulation modeling: abstract. ... doctor of technical sciences. IGD of the National Center for Integrated Processing of Mineral Raw Materials of the Ministry of Science. Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Almaty, 1997. 41 p.
13. Reshetnyak S.P. Creation of CPT systems with intra-barrier mobile crushing and reloading complexes: dis. ... doctor of technical sciences. GoI KSC RAS. Apatity, 1997. 422p.
14. Lel Yu.I. Methods for calculating the parameters of stable operation of deep quarry vehicles: abstract. ... doctor of technical sciences. IGD UrO RAS and UGGGA. Yekaterinburg, 1999. 35 p .
15. Dovzhenok A.S. Development of the theory and methods of management of the auto-transport system of a mining enterprise: abstract. ... doctor of technical sciences. STC-NIIOGR. Chelyabinsk, 2002. 47 p
. 16. Andreeva L.I. Methodology of formation of a system of technical service of mining and transport equipment at a coal mining enterprise: abstract. ... Doctor of Technical Sciences. UGSU. Yekaterinburg, 2004. 50 p.
17. Zyryanov I.V. Improving the efficiency of career vehicle systems in extreme operating conditions: dis. ... doctor of technical sciences. St. Petersburg, 2006. 378 p.
18. Anistratov K.Yu. Development of a method for forming the structure of complex mechanization of mining operations at quarries: dis. ... doctor of technical sciences. Apatity, 2013. 376 p.
19. Yakovlev V.L., Stolyarov V.F., Glebov A.V. Development of research methods on the problem of quarry transport // Mining information and analytical bulletin. 2005. No. 10. pp. 228-237.
20. Glebov A.V. Features of methodological approaches to the study problems of open pit transport // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science. 2019. V. 272. (doi:10.1088/1755-1315/272/2/022011).
21. Yakovlev V.L., Kornilkov S.V. Methodological features of subsoil development at the present stage // Bulletin of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. The science. Society. Human. 2013. № 4. C. 43 - 49.
22. Yakovlev V.L., Kornilkov S.V. On the methodological approach to research in the field of subsoil development based on consistency, complexity, interdisciplinarity and innovation orientation // Mining magazine. 2015. No. 1. C. 4 - 5.
23. Yakovlev V. L. Research of transitional processes - a new methodological approach to the development and development of innovative technologies for mining and ore preparation of mineral raw materials in the development of deep-lying complex-structured deposits // Problems of subsoil use. 2017. № 2. C. 5-14. (DOI: 10.18454/2313-1586.2017. 01. 112).
24. Influence of an installation angle of the conveyor lift on the volumes of mining and preparing work at quarries at the cyclic-flow technology of ore mining / V. L. Yakovlev [and others] // Of the national academy of sciences of the republic of Kazakhstan series of geology and tech-nical sciences. 2020. No. 4 (442). pp. 127-137.
25. Comparative analysis of the application of steep conveyor lines on quarries / V. L. Yakovlev, A.V. Glebov, S. S. Kulniyaz, G. D. Karmaev // News of the Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2020. No. 3 (441). pp.88-96.
26. Influence of Design Features of Double-Circuit Steeply Inclined Conveyors on Their Operational Parameters and Performance / A.V. Glebov, A.V. Semenkin, V.A. Berse-nev, S. S. Kulnyaz // Aspects in Mining & Mineral Science (AMMS). 2019. pp. 404-410.
27. Stolyarov V.F. The problem of cyclic-flow technology of deep quarries. Yekaterinburg: Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2004. 332 p.
28. Kaplunov D.R., Kalmykov V.N., Rylnikova M.V. Combined geotechnology. M.: Ore and metals; 2003. 558 p.
29. Sokolovsky A.V. Methodology of designing technological development of existing quarries : abstract. ... doctor of technical sciences. NTC NIIOGR. Moscow, 2009. 39 p.
30. Rzhevsky V.V. Technology and complex mechanization of open-pit mining operations. 3rd ed., reprint. and additional M.: Nauka, 1980. 631 p.
31. Georgievsky A.B. Evolution of adaptations (historical and methodological research). L.: Nauka; 1989. 189 p.
32. Yakovlev V.L. Theory and practice of choosing deep quarry transport. Novosibirsk: Nauka CO. 1989. 238 p.
33. Galkina N.V., Tatarkin A.I. Socio-economic adaptation of a coal mining enterprise to an innovative model of technological development. Moscow: ZAO Publishing House "Economics". 2007. 248 p.
34. Rastrigin L.A. Adaptation of complex systems. Riga: Zinatne. 1981. 386 p.
35. Venda V.F. On the laws of mutual adaptation and transformation of systems. Questions of philosophy. 2017. (2). pp. 94-105.