УДК 351.815:656
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ТРАНСПОРТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ
-□ □-
Розглянутi питання, зв'язаш з можливi-стю проведення diагностики на автотран-спортних тдприемствах. Наддана характеристика потейцiалiв i потетальних спроможностей тдприемства, гх вплив на ефективтсть роботи транспортного про-цесу. Запропоноват формули для ощнки потенцiалiв тдприемства
Ключовi слова: транспортний процес,
потенщал, ощнка, дiагностика
□-□
Рассмотрены вопросы, связанные с возможностью проведения диагностики на автотранспортном предприятии. Дана характеристика потенциалов и потенциальных возможностей предприятия, их влияние на эффективность работы транспортного процесса. Предложены формулы для оценки потенциала предприятия
Ключевые слова: транспортный процесс,
потенциал, оценка, диагностика
□-□
The questions connected with possibility of carrying out of diagnostics at the motor transportation enterprise are considered. The characteristic of potentials and potential possibilities of the enterprise, their influence on an overall performance of transport process is given. Formulas for an estimation of the enterprise potential are offered
Keywords: transport process, potential, an
estimation, diagnostics -□ □-
1. Введение
Развитие рыночной экономики, как это было в зарубежных странах (о чем свидетельствует мировой опыт), невозможно без подъема производственных инфраструктурных отраслей, и, прежде всего, грузового автомобильного транспорта [1].
Транспортному предприятию необходимо сохранять конкурентоспособность на рынке грузоперево-зочного процесса и повышать эффективность своего развития.
Для того чтобы предприятие было эффективным, необходимо поставить ему правильный диагноз, определить в каком состоянии оно пребывает и какие предусловия у него для дальнейшего функционирования и развития (на основании[2]). Это мероприятие можно осуществить, используя методы диагностики.
Изучение и исследование проблем диагностики на отечественных предприятиях является новым и перспективным направлением (на основании [2]).
2. Анализ публикаций
Анализ литературы свидетельствует о том, что в основном рассматриваются проблемы проведения
А.Н. Горяинов
Кандидат технических наук, доцент* Контактный тел.: 8-067-257-92-16, 8 (057) 707-32-61
Е-mail: goryainov@ukr.net
В.П. Жигилий
Контактный тел.: 8-066-489-22-54 Е-mail: zhigilii.vyaches@mail.ru *Кафедра транспортных систем и логистики Харьковская национальная академия городского
хозяйства
ул. Революции, 12, г. Харьков, Украина, 61002
экономической [2], маркетинговой [3], финансовой диагностики, диагностики стратегического потенциала предприятия [4], стратегической диагностики в управлении предприятием [5]. Каждый из указанных видов диагностики предприятия проводится лишь с учетом его определенной деятельности. В то же время на сегодняшний день недостаточно изучено применение комплексной диагностики при управлении, в частности перевозками на автотранспортных предприятиях. Существует необходимость адаптации данных из других сфер народного хозяйства касательно методологии диагностирования для определения состояния и эффективного управления процессами транспорта.
3. Цель и постановка задачи
Целью работы является уточнение процесса диагностики, данные которого можно использовать для управления грузовыми перевозками.
4. Результаты исследования
Согласно [6], транспортный процесс - это перемещение грузов с учетом всех подготовительных и
заключительных операций. Он складывается из последовательно повторяющихся элементов: подача транспортного средства (ТС) к месту погрузки; погрузка ТС; перемещение груза; разгрузка ТС. Автор [7] дает представление транспортного процесса с позиции операций с грузами и операций с ТС (рис. 1а). Представление о взаимосвязях различных систем на автотранспортных предприятиях рассматриваются в [8] (рис.1б)
Из схемы (рис.1(а)) видно, что это система, управляемая оператором (диспетчером). На этом уровне происходит организация транспортного процесса. Управлением транспортным процессом необходимо заниматься с учетом различных связей между системами и надсистемами, как на рис. 1(б).
Так как транспортный процесс является одной из составляющих системы более высокого порядка, то
Цикл перевозок
Операции с транспортными средствами
Простой в пункте разгрузки
Подача Заключительные операции
Простой при погрузке Движение с грузом Простой при разгрузке
Погрузка Перемещение груза Разгрузка
Подготовительные операции Заключительные операции
^----
Цикл поставки партии груза
Операции с грузами
а) Представление транспортного процесса как функционирование интегрированной системы
б) Схема функционирования системы управления перевозками (СУП) грузов в системе
поставок грузов (СПГ)
А, В, С — соответственно собственные системы поставщика, транспорта и потребителя: 1 — контур слежения; 2 и 2' — контуры стабилизации, АТО — автотранспортная
организация.
Рис. 1. Подходы к представлению транспортного процесса при перевозке грузов
есть необходимость более тщательного рассмотрения такой системы. Опираясь на подход [8], можно составить следующую схему - рис. 2.
Руководясь рис.2 и отталкиваясь от предложенного автором [8] разделения потенциалов предприятия
на технический, технологический, экономический уровни, предложим следующую схему представления транспортного предприятия и транспортного процесса, как объекта для применения методов диагностики - рис. 3.
уз
Очень важно определить состояние предприятия, т.к. можно узнать уровень организации структуры управления, зависимость СПГ от потенциала предприятия, соответствие перевозок условиям поставщика и потребителя, конкурентоспособность на рынке.
Так как предприятие является самообучающейся и самоорганизующейся системой [8], то необходимо более тщательно проводить диагностику потенциала и внешних условий. Информация о характеристике отдельных видов потенциалов представлена в таблице 1.
■*■ - воздействие
- информационная связь
Рис. 2. Влияние разных факторов на систему поставок грузов
г
Рис. 3. Схема представления транспортного предприятия и транспортного процесса, как объекта для применения
методов диагностики
Таблица 1
Характеристики видов потенциалов транспортного предприятия
Вид Что характеризует Формула
потенциала Согласно [8] Предлагается Согласно [8] Предлагается
1.Техни-ческий Максимальную мощность Максимальную производительность (на основании [7]) V! =Х АСлНом х * ^Ф» т/ км N IW i-1 W = ЧТд1ег-т/ч
2.Техно-логический Отражает влияние организационно-технологических особенностей перевозок Наиболее оптимальный технологический процесс в целом и отдельные его составляющие: V = ЛГ.И..Х ^ИСП^ЭКСП,^' т/км
2.1.Установление нормируемых характеристик перевозок. [6] T T t н' м ' обсл. *"
2.2. Выбор маршрута и технологии выполнения перевозок. [6] N ,NTC , марш." технол." №од. технол.
2.3.Разработка технологической документации. [6] L^ _ ^необх. док - N возм.
2.4.Определение методов контроля качества и безопасности выполнения перевозок. [6] 1) О-потр. 2) ^^задерж.
2.5.Анализ характеристик проекта. [6] рвып.пер.
З.Эконо-мический Максимально возможный уровень доходов от перевозок при заданных тарифах 3.1.Изучение характера действия экономических законов, определение закономерностей и тенденций развития экономических систем макроуровня.[2] П=Д - З
3.2.Комплексное обоснование всех бизнес-проектов и стратегий предприятия. [2]
3.3.Контроль по достижению целевых ориентиров деятельности, эффективностью использования ресурсов. [2]
3.4.Поиск резервов повышения результативности экономических систем предприятия [2].
3.5 Удельные затраты [7] З =У ST + х т т р х(К + МЦт),[7]
3.6.Себестоимость перевозок [7] 1 Sn - л (Cnep + qYд в p с | пост ) | V т с ■ t | пост п-p Гу] qY дtг.e. '[ 1
Примечание: Лг - списочное количество ав- симальная скоРость автомобиля г-й марки, км/ч; томобилей г-й марки; q;;ом - номинальная грузо- ФР - годовой фонд вРемени,ч; АТ.и., - количество подъемность автомобиля г-й марки, т; V' - мак- технически истрамьк транспортных средств г-й
у5
марки, перевозящих i-й вид груза; q^n - используемая грузоподъемность автомобиля r-й марки на перевозках i-го вида груза,т; vr3Kcn - эксплуатационная скорость, вычисленная по нормативам, км/ч; Фр - годовой баланс рабочего времени автомобиля r-й марки,ч; П - прибыль предприятия, грн; Д - доход предприятия, грн; З - затраты предприятия, грн; q - грузоподъемность ТС, т; уД - динамический коэффициент использования грузоподъемности; 1ег - длина ездки с грузом, км; te - затраты времени, приходящиеся на одну ездку, складывающиеся из времени движения и простоях при погрузочных и разгрузочных работах, ч; Тн - время в наряде, ч; Тм - время на маршруте, ч; tо6сл - врямя обслуживания, ч; NMapm - количество маршрутов; NTC - количество технологий
с г j ' технол.
работы ТС, №од' - количество технологий рабо-
г ' технол. г
ты водителей; K ок - коэффициент обеспечения документации; NHeo6x - количество необходимой документации; NB03M - количество возможной документации; Q™nP - минимальный объем потерь грузов, т; At™^ - минимальное время задержек, ч; РГ пер' - вероятность выполнения перевозок (проектов); Sn - себестоимость первозок, грн; в -коэффициент использования пробега; Спер - переменные затраты, грн; Спост. - постоянные затраты, грн; VM - техническая скорость, км/ч; t - время погрузочно-разгрузочных работ, ч; tr.e. - время ездки с грузом, ч; Зт - приведенные затраты из расчета на 1 т перевозимого груза, грн; ^S^ - величина удельных суммарных расходов (с учетом возможных потерь продуктов) на всех этапах транспортирования и связанных с ним технологических операций, грн/т; Ен - нормативний коэффициент эффективности капитальных вложений (Ен = 0,15 ); P - годовой объем перевозок, т; K - капитальные вложения в комплекс технических средств за вычетом их ликвидной стоимости (после списання), которая составляет до 10 % первоначальной стоимости, грн.; M - грузовая масса в пути, т; Цм - цена 1 т груза, грн.
Если принять, что предложенный автором [8] технический потенциал является производительностью ТС всего предприятия, то можно говорить о том, что это суммарная производительность списочного коли-
N
чества автомобилей (^ W4 ) (см. таблицу 1 пункт 1).
i-i '
Производительность автомобиля принято оценивать его выработкой в тоннах и тонно-километрах за час работы. Изменение этих показателей при прочих равных условиях (характере груза, расстоянии доставки, условиях перевозки и пр.) отражает соответствующее изменение производительности труда [7].
Технологический потенциал предполагается рассматривать как наиболее оптимальный технологический процесс в целом и отдельных его составляющих.
При перевозках технологический процесс обычно представляется в виде описания процесса перевозки, инструкций по его выполнению, правил и ограничений, особых требований, графиков и т.д. (см. рис.4).
Используя представленные данные о разработке и выполнении технологического процесса можно представить расширенные данные о технологическом потенциале следующим образом - таблица 1 (пункты 2.1-2.5.).
Основой для разработки технологического процесса перевозок является заявка на перевозки или договор (коммерческое предложение) с описанием требований к транспортной услуге заказчика перевозок. Для каждой характеристики транспортной услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения. Технологический проект должен содержать конкретные требования по обеспечению безопасности перевозок.
Согласно [6], совершенствование технологического процесса является важнейшим условием повышения эффективности работы АТО. При этом автор для оценки эффективности выбранной технологии перевозок предлагает использовать следующие показатели [6]:
• себестоимость перевозок;
• удельные затраты;
• производительность ТС;
• качество перевозок.
Исходя из вышеперечисленных критериев технологии перевозок, можно предположить, что критерием отдельных видов потенциалов (подразумевается критерий технологии перевозок) могут оказать влияние на характеристику этих видов потенциалов - рис. 5.
Для диагностики экономического потенциала предприятия воспользуемся материалами, которые используются в экономической диагностики.
Следовательно автору [2], экономическая диагностика - это процесс определения экономического состояния объекта, становление и устранение структурных диспропорций на предприятии. Основным заданием экономической диагностики является системная оценка результативности хозяйственной деятельности, определение факторов, которые позитивно или негативно влияют на нее, а также определение реальной финансовой стойкости предприятия. В ходе такой диагностики все сферы деятельности предприятия оцениваются с позиций достижения максимально возможного экономического результата за счет оптимально эффективного использования существующих ресурсов, непосредственно финансовых.
Если принять задание экономической диагностики как составные экономического потенциала предприятия, то переработанный вид информации может быть представлен следующим образом - таблица 1 (пункты 3.1-3.4).
При диагностировании потенциалов предприятия можно узнать насколько эффективно он используется и как он влияет на взаимосвязь с внешними условиями.
Для грузового транспорта, занимающегося непосредственным осуществлением транспортного обслуживания, цель в общем виде формулируется как полное и качественное удовлетворение потребностей народного хозяйства во всевозможных перевозках и транспортных услугах (таких, как экспедирование, сохранение свойств грузов и т. д.). Тогда внешний критерий характеризует степень удовлетворения потребностей в перевозках и служит для измерения эффекта подстройки (адаптации) транспорта к воздействиям «внешней среды» [8].
Основные этапы технологического процесса перевозок
Грузополучатель
Подготовка груза
Оформление товарно-транспортной накладной
Планирование погрузки
Заказ ТС
Извещение грузополучателя
Сдача груза
3
Перевозчик
Разработка технологичес
кой документации
Выбор ТС
Планирование работы
График выпуска ТС
Оформление путевой документации
Контроль на линии
Обработка результатов
2
Выбор маршрута и технологии выполнения перевозок
А
Установление нормируемых характеристик перевозок
7Т
Грузополучетель
Разгрузка груза
Прием груза
Определение методов контроля качества и безопасности выполнения перевозок
7\
Анализ характеристи к проекта
А
Утверждение
проекта руководящим составом АТО
Л
Последовательность разработки технологического процесса перевозки грузов
Рис. 4. Взаимосвязь этапов разработки технологического процесса с отдельными его элементами (на
основании [6])
Рис. 5. Влияние критериев потенциалов на виды потенциалов
Как итог, можно принять следующую формулу оценки потенциала предприятия:
тт _тт техн. . тт технол. . тт экон /.14
11та — птп + ПТП + ПТП , (1)
где ПТП - потенциал предприятия,
Птехн. и
ТП - технический потенциал предприятия,
П технол. и
ТП - технологический потенциал предприятия,
Пэкон. и
ТП - экономический потенциал предприятия.
В более развернутом виде формулу (1) можно представить так:
Птп = ПТЛт у дЛ..^,,...) + П^^СТ^Тм,^.,. . .) +
Диагностический показатель следует проводить по отельным видам потенциалов и математически это можно записать следующим образом:
_г/т-гтехн. тт технол. тт экон. \
— 1(ПТП ,ПТП ,ПТП / ,
(3)
где Дпок - диагностический показатель; f - функция зависимости диагностического показателя от отдельных характеристик процессов транспорта соответственно представленных в пределах выделяемых потенциалов.
5. Вывод
Технология диагностирования на автотранспортных предприятиях пребывает на этапе становления. Нехватка знаний и применений диагностического анализа не дает возможности для более оптимального использования потециальных возможностей предприятия и его рациональным управлением. Другими словами, отсутствует комплексный подход к решению проблем управления и не установлена системная зависимость между потенциалами предприятия, критериями этих потенциалов и влияние факторов внутренней и внешней среды. В рамках статьи предложены развернутые характеристики видов потенциалов. Сформулирована в общем виде модель оценки диагностического показателя. В дальнейшем следует провести более детальное исследование знаний относительно оценки диагностического показателя.
Литература
1. Клишевич Н.Б. Методическое обеспечение
I,...) (2) повышения эффективности управления автотранспортным предприятием [Текст]: дис.... канд. экон. наук/ Н.Б. Клишевич: - Красноярск, 2002.- 228 с.
2. Тернавська 1.О. Економiчна дiагностика в системi управлшня шдприемством [Текст] / 1.О. Тернавська // Вюник Хмельницького нацюнального ушверситету. - 2007. -№4. - С.139 - 143
3. Бобровник В.М. Комплексна маркетингова дiагностика систем управлшня автотранспортними пiдприeмствами [Текст] / В.М. Бобровник // Економют: проблеми реформ. - 2002. - №2. - С. 48-51.
4. Олексшчук О.П. Засади страрепчного управлшня автотранспортними шдприемствами в системi вантажних перевезень [Текст] / О.П. Олексшчук// Вюник Хмельницького нацюнального ушверситету. - 2007. - №4.
- С.133 - 139.
5. Демьянова О.В. Актуальные вопросы использования стратегической диагностики в управлении предприятием [Текст] / О.В. Демьянова // Весник «ТИСБИ» - 2003. - №4.
6. Горев А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения [Текст] : учеб. / А.6. Горев, Е. М. Олещенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- 256 с.
7. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки [Текст] / А.И. Воркут - 2-е изд., перераб. и доп,— К.: Вища шк. Головное изд-во, 1986.— 447 с.
8. Панов С.А. Управление грузовыми автомобильными перевозками: (Основы анализа) [Текст] / С.А. Панов
- М.: Транспорт, 1979. - 127с.