Проблемы экономики и менеджмента
\ ма тема тические и инструментальные методы экономики
УДК 330.4+519.86
М.И. Раскатова
канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики и экономической безопасности, ФГБОУВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский
университет), г. Челябинск
Е.Д. Изотова
магистрант,
кафедра экономики и экономической безопасности, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский
университет), г. Челябинск
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ АКТИВНОЙ ЧАСТИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены формулы расчета производительности активной части основных средств автотранспортного предприятия, позволяющие моделировать различные ситуации и определять оптимальный с точки зрения производительности подвижной состав для перевозки грузов в каждом конкретном случае.
Ключевые слова: активная часть основных средств, производительность, коэффициент использования подвижного состава, автотранспортное предприятие.
M.I. Raskatova, South-UralState University, Chelyabinsk
E.D. Izotova, South-Ural State University, Chelyabinsk
MODELING THE CALCULATION OF PRODUCTIVITY OF THE ACTIVE PART OF FIXED ASSETS MOTOR TRANSPORT COMPANY
Abstract. The article describes the formula for calculating the productivity of the active part of fixed assets of motor transport enterprise, allowing to simulate a variety of situations and determine the best in terms of productivity rolling stock for the transport of goods in various situations.
Keywords: active part of fixed assets, productivity, the coefficient of rolling stock, motor transport company.
Активной частью основных средств являются основные средства, которые непосредственно участвуют в процессе производства (машины, оборудование, транспортные средства, приборы). На автотранспортном предприятии, оказывающем услуги междугородних грузоперевозок, основную долю активной части основных составляет подвижной состав предприятия.
В условиях рыночной экономики необходимо в первую очередь решать пробле-
138
№ 6 (46) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
му повышения эффективности эксплуатации подвижного состава. С нашей точки зрения, основным критерием, отображающим эффективность использования подвижного состава, является его производительность.
Производительность труда характеризуется количеством продукции, производимой в единицу времени. Под транспортной продукцией понимают, как правило, перемещение груза, следовательно, производительность подвижного состава - это количество груза, перевозимого в единицу времени (т/ч) или величина грузооборота, выполняемого за единицу времени (ткм/ч). Производительность, отнесенная к одному часу работы автомобиля, называют часовой производительностью (W4). Для ее нахождения воспользуемся нижеследующей формулой [2]:
W = q • У L., (!)
где qH - номинальная грузоподъемность автомобиля, т;
у - коэффициент использования грузоподъемности;
1г е - длина ездки с грузом, км;
t - время транспортного цикла, ч.
Как видно из формулы, производительность прямо пропорциональна грузово-дъемности автомобиля и длине ездки и обратно пропорциональна времени цикла. Номинальная грузоподъемность для магистральных тягачей, используемых для грузоперевозок, как правило, составляет 20 тонн. Коэффициент использования грузоподъемности находится отношением фактической загрузки автомобиля к его номинальной грузоподъемности. На основе усредненных данных этот коэффициент предлагается взять равным 0,8.
Циклом транспортного процесса называется ездка, являющаяся комплексом трех составляющих - элементов транспортного процесса - от одной погрузки на каждый автомобиль до следующей погрузки. В общем, за один цикл грузовое транспортное средство простаивает под одной погрузкой, совершает пробег с грузом, простаивает под разгрузкой и осуществляет пробег без груза к месту следующей погрузки (в случае отсутствия необходимости перевозки груза в обратном направлении), т.е. ездка является производственным процессом, состоящем из погрузки, перемещения и разгрузки груза, подачи автомобиля в следующий пункт погрузки.
Время цикла складывается из времени, затрачиваемого на выполнение всех элементов транспортного процесса и рассчитывается по формуле:
= td + tnp , (2)
где td - время движения автомобиля за один цикл, ч;
tnp - время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, ч.
Для нахождения времени движения подвижного состава воспользуемся формулой:
№ 6 (46) - 2015
139
Проблемы экономики и менеджмента
t
г.е.
P-v/
L
(3)
д
где b - коэффициент использования пробега;
V - скорость техническая, км/ч.
Коэффициент использования пробег определяется отношением длины ездки с грузом к общему пробегу за ездку. Этот показатель можно определить на основе средних значений, полученных из диспетчерского программного обеспечения, которое позволяет получать информацию с бортового навигационного терминала ГЛОНАСС/GPS-системы мониторинга транспорта, регистрирующего передвижение объекта, на котором он установлен. По данным, полученным с рассматриваемого автотранспортного предприятия ООО «Южно-Уральское транспортное экспедиционное предприятие», на котором используется программное обеспечение «АвтоГРАФ», это значение равно 0,85. Скорость техническая находится отношением длины общего пробега к общему времени движения. В качестве исходных данных было взято среднее значение, найденное путем анализа 50 ездок. Скорость техническая составила 63,5 км/ч.
Время простоя под погрузкой и разгрузкой может изменяться в очень широких пределах. Для нахождения ориентировочного среднего времени простоя под погрузкой и разгрузкой мы также воспользуемся данными, полученными из ПО «АвтоГРАФ». Среднее суммарное время простоя под погрузкой и разгрузкой составляет 10,3 ч.
Существенное влияние на работу автотранспортных предприятий, в частности, в сфере затрат на осуществление их деятельности, оказывает фактор времени. Сокращение времени цикла перевозочного процесса ведет к увеличению производительности подвижного состава и, как следствие увеличивает провозные возможности всего перевозочного комплекса. Это позволяет компаниям повысить надежность перевозок или же использовать высвобождающийся подвижной состав для других целей. Помимо высвобождения подвижного состава уменьшение времени цикла позволяет высвободить дополнительные ресурсы в материальной сфере и освободить дополнительную рабочую силу. Однако уменьшить продолжительность цикла достаточно тяжело. Для этого нужно либо повышать техническую скорость движения подвижного состава, либо сокращать время погрузо-разгрузочных работ. Однако повышение технической скорости требует повышения энергозатрат и, как следствие, увеличивает затраты. К тому же скорость имеет законодательное ограничение, не соблюдение которого приведет к штрафам. Время погрузочно-разгрузочных работ, как правило, не зависит от перевозчика, а значит, и повлиять на него мы не можем.
Итак, путем подстановки формул (2) и (3) в формулу (1), получим формулу часовой производительности подвижного состава:
Для исследования влияние каждой из составляющих на производительность соответствующий показатель принимают за величину переменную, остальные показатели в этом случае считаются величинами постоянными. Значения постоянных величин
W = Чн • У• 4,-P-vt 4 l +1 •В-VT
г.е. пр г' ' Т
(4)
140
№ 6 (46) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
должны соответствовать условиям эксплуатации рассматриваемого автопарка.
Однако изменение одного из показателей может оказать влияние не только на результирующий показатель, но и на другой член формулы. Например, изменение грузоподъемности приведет не только к изменению производительности, но и к изменению времени под погрузкой и разгрузкой и технической скорости. Ухудшение технического состояния автомобиля снижает время пребывания автомобиля на линии [1]. Для отражения этой зависимости предлагается ввести новый коэффициент использования подвижного состава т, который с ростом срока эксплуатации будет отражать сокращение производительности автомобиля с увеличением его срока службы. Это обусловлено в первую очередь ростом количества отказов, что сокращает среднегодовой пробег автомобиля, а значит и производительность тягача. К тому же снижаются его тяговые свойства, вследствие чего автомобиль уже не может развивать большую скорость, уменьшая тем самым преодолеваемое расстояние.
Этот коэффициент определяется отношением среднегодового пробега автомобиля i-го срока эксплуатации к максимально возможному среднегодовому пробегу (1-го года эксплуатации):
где
rmax
ср.г.
t - коэффициент использования подвижного состава;
t
(5)
Еср г - среднегодовой пробег автомобиля i-го срока эксплуатации;
LmX - максимальный среднегодовой пробег для данной марки.
Для нахождения зависимости производительности от коэффициента t, нам необходимо ввести его в формулу (4). Так как коэффициент использования подвижного состава был найден путем математических операций с показателями пробега, предлагается внедрить его в часть формулы, где присутствует длина ездки с грузом. Впоследствии это будет вполне оправдано при нахождении годовой производительности подвижного состава, ввиду того, что данный коэффициент отражает именно снижение среднегодового пробега с ростом срока эксплуатации. Получившаяся в итоге формула приведена ниже:
W =
Чн • У • 4,-t-p-Vr L.-t+tnp-b-Vr
(6)
Для отображения зависимости производительности от коэффициента использования воспользуемся уже упоминавшимся выше приемом, взяв все остальные параметры равными постоянным значениям. Из необходимых нам постоянных показателей не хватает длины ездки с грузом. Этот показатель также возьмем из ПО «АвтоГРАФ». Для длины ездки с грузом среднее значение равно 1301,6 километра. По данным указанного выше ПО, минимальная длина ездки составляет порядка 40 километров, тогда как максимальная достигает 4600 километров. На основе этого возьмем границы изменения этого показателя от 0 до 5000 километров.
Получившаяся динамика графически отображена на рисунке 1.
№ 6 (46) - 2015
141
Проблемы экономики и менеджмента
605,13
■ Производительность, т-км/ч
1 0,95 0,9 0,85 0,8 0,75 0,7 0,65 0,6 0,55 0,5 0,45 0,4 0,35 0,3 0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 0 Коэффициент использования подвижного состава
Рисунок 1 - Влияние показателя т на производительность ПС
Как видно из рисунка, при уменьшении коэффициента использования подвижного состава производительность уменьшается в гиперболической зависимости.
В заключении необходимо отметить, что предложенная формула (6) позволяет моделировать различные ситуации и определить оптимальный по производительности подвижной состав для перевозки грузов в каждом конкретном случае. Однако при работе с активной частью основных средств автотранспортного предприятия не стоит забывать и о таких важных экономических составляющих, как себестоимость грузоперевозок и прибыль.
Список литературы:
1. Горев А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учебник / А.Э. Г орев, Е.М. Олещенко. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256 с.
2. Семенов В.М. Организация перевозок грузов: учебник / В.М. Семенов, В.А. Болотин, В.Н. Кустов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 304 с.
142
№ 6 (46) - 2015