Научная статья на тему 'Управление персональными знаниями: новые смыслы'

Управление персональными знаниями: новые смыслы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ / САМОРЕГУЛИРУЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинов В. А., Золотухин С. А.

В статье дается общая характеристика понятия управления персональными знаниями в контексте общей концепции управления знаниями. Проанализированы связи термина «управление персональными знаниями» с понятиями информационной и компьютерной грамотности, саморегулируемого обучения и рядом других. Охарактеризованы основные структурные компоненты управления персональными знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление персональными знаниями: новые смыслы»

УДК 37.02

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ: НОВЫЕ СМЫСЛЫ © 2014 В. А. Кудинов1, С. А. Золотухин2

1докт. пед. наук,

профессор каф. программного обеспечения и администрирования информационных систем e-mail: kudinov@kursksu.ru 2канд. пед. наук,

доцент каф. непрерывного профессионального образования e-mail: fpkkursk@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье дается общая характеристика понятия управления персональными знаниями в контексте общей концепции управления знаниями. Проанализированы связи термина «управление персональными знаниями» с понятиями информационной и компьютерной грамотности, саморегулируемого обучения и рядом других. Охарактеризованы основные структурные компоненты управления персональными знаниями.

Ключевые слова: управление знаниями, управление персональными знаниями, саморегулируемое обучение

До недавнего времени категория «управление знаниями» относилась к экономической сфере деятельности. При этом сама семантика как русскоязычного понятия «управление знаниями», так и англоязычного оригинала «Knowledge management» не является терминологически строгой. Дефиниция данного термина подразумевает умение работать с информацией, информационной инфраструктурой, обеспечивающей процессы сбора, хранения, передачи и использования знаний. Тем не менее данный термин является устоявшимся и общепринятым. В самых разных источниках «управление знаниями» характеризуется следующими положениями:

• системы управления знаниями необходимы для быстрого принятия оптимального решения,

• управление знаниями не приносит непосредственной прибыли, однако дает экономический эффект за счет рациональной организации работ,

• управление знаниями дает сотрудникам четкое и согласованное представление о процессах, происходящих в компании,

• основную трудность представляет не разработка программных средств, а организация их тотального использования[Кудинов 2010].

В целом внедрение концепции управления знаниями должно привести к созданию самообучающей организации, в которой командный менеджмент, сокращение уровней организации, постоянное обучение персонала выступают не только и не сколько в виде средств и методов повышения квалификации работников, но и как основополагающий принцип развития организации в целом.

Так, например, Питер Сенге [2003] определяет следующие «деятельности обучающейся организации»:

1) индивидуальное совершенство: сотрудники той или иной компании, развивая свои собственные компетенции и возможности в контексте выполнения различных задач, способствуют развитию и компании в целом;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

2) интеллектуальные (ментальные) модели, подразумевающие становление необходимой психологической установки для управления действиями и решениями);

3) единство взглядов, которое означает преданность всех работников данной организации ее целям, а также способам достижения этих целей;

4) коллективное обучение, основывающееся на тезисе, что групповое мышление больше суммы его индивидуальных составляющих;

5) системное мышление; его основной тезис - необходимо исходить из понимания, что действия и решения нельзя изолировать, соответственно, их необходимо рассматривать в системе.

Стремление к автоматизации учета, корпоративных баз данных и электронного документооборота способствовало становлению концепции управления знаниями в инженерной области. Появляется большое количество информационных систем, призванных добиться удобства редактирования, поиска и передачи электронных документов внутри организации.

По мере роста популяризации данного подхода, концепция управления знаниями стала проникать и в педагогические работы. При этом можно выделить два подхода по отношению к применению данной концепции в отечественных педагогических исследованиях. Первый из них связан с внедрением концепции управления знаниями в систему управления образовательным учреждением [Абросимов 2005; Кудинов 2010; Чупрова 2012]. Данный подход, по сути, представляет собой попытку включения идей самообучающейся организации в теорию и практику управления образовательным учреждений с целью повышения качества образования. Второй - развитие концепции управления знаниями в русле организации образовательного процесса образовательного учреждения [Ахсалба 2007; Бендова 2006; Смирнова 2007; Холодкова 2009]. Мы считаем, что в данном случае более корректно применить термин «управление персональными знаниями» (УПЗ), который появился за рубежом и предполагает смещение акцента на индивидуальные умения работать с информацией посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

Термин «управление персональными знаниями» [Frand&Hixon 1999; Dorsey 2001; Sorrentino&Paganelli 2006] относится к набору процессов создания, обмена и управления личными знаниями акторов, полученными с помощью ИКТ. Сам термин появляется в университетской среде UCL (UniversityCollegeLondon) в 1999 году благодаря статье Дж. Франда и C. Хиксона [Frand&Hixon 1999]. Исследователи используют понятие УПЗ в качестве концептуальной основы, позволяющей людям организовать и интегрировать значимую информацию таким образом, чтобы она становилась частью их личной базы знаний. Они также предлагают использовать УПЗ в качестве стратегии трансформации частей случайной информации в артефакт, который можно систематически применять и который расширяет личные знания. Данный подход охватывает как отдельные навыки, так и технологические аспекты.

Управление персональными знаниями нередко ассоциируют с термином «грамотность». Другими связанными с УПЗ являются понятия «информационная грамотность» и «компьютерная грамотность». Термины информационной и компьютерной грамотности не являются тождественными, хотя и близки по значению. С нашей точки зрения, компьютерная грамотность - это способность обучающегося пользоваться разнообразными программно-техническими средствами; информационная грамотность - умение работать с информацией, полученной из различных источников и с помощью различных средств (в том числе и средствами ИКТ).

Понятие «информационная грамотность» может включать в себя следующие компоненты:

- компьютерную грамотность личности;

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Кудинов В. А., Золотухин С. А. Управление персональными знаниями: новые смыслы

- знания об информационной среде, законах её функционирования, а также об информации;

- наличие у акторов информационной потребности широкого диапазона;

- умение ориентироваться в информационном потоке;

- умения и навыки сохранения и использования информации, информационной технологии и информационной инфраструктуры программного обеспечения;

- развитость алгоритмического мышления у обучаемого [Бараксанова 2004].

Кроме указанных выше терминов компьютерной и информационной

грамотности в модель управления персональными знаниями включаются навыки саморегулируемого обучения. Термин «саморегулируемое обучение» (СРО) приобрел свою популярность в 80-х годах прошлого столетия. В этой концепции ведущая роль отводится возрастающей образовательной автономии и ответственности у обучающихся. Исследователи СРО пытаются представить единую конструкцию, в которой мотивация, самопознание, метапознание, а также различные когнитивные стратегии находятся в постоянном взаимодействии. Наиболее важным в СРО является признание самости обучающегося в качестве ведущего агента в установлении целей обучения, что в конечном итоге влияет на качество обучения. В последние десятилетия изучались различные аспекты СРО, среди которых конструктивистские основы СРО [Paris&Byrnes 1989], социальные основы СРО [Pressley 1995], изменения в развитии СРО [Paris&Newman 1990], а также различные учебные стратегии продвижения СРО [Butler&Winne 1995]. Хотя эти направления представляют собой различные способы представления саморегулируемого обучения, все исследователи в данной области согласны с тезисом, что студенты со сформированной стратегией СРО имеют все шансы активно и качественно объединять свои идеи, эмоции и действия для достижения поставленных перед собой целей в обучении [Boekaerts&Corno 2005; Pintrich 2000].

Переходя к непосредственному рассмотрению концепции управления персональными знаниями, следует отметить, что, несмотря на относительную разработанность проблемы применения ИКТ [Баженов 2014; Золотухин 2013; Zolotykhin 2014] в образовательном процессе, конкретные навыки УПЗ являются предметом дискуссий. В более ранних исследованиях авторы объединили навыки УПЗ в три крупные категории макро-компетенций: создание, организация и

распространение. Каждая макро-компетенция конкретизирует те или иные навыки УПЗ:

■ создание включает в себя редактирование, интеграцию, соответствие, управление безопасностью;

■ организация обеспечивает поиск и нахождение, извлечение, хранение, категоризацию, классификацию и синтез, оценку;

■ распространение предполагает публикацию, освоение процессом обмена знаниями, управление контактами, связь и сотрудничество [Avery 2000; Dorsey 2001; Sorrentino&Paganelli 2006].

Позднее ряд исследователей выделили так называемые навыки более высокого порядка, которые, в свою очередь, были объединены в четыре ключевые группы: коммуникация, умение интегрировать формальные и неформальные контексты, критические способности, творчество [Pettenati 2009].

1. Коммуникация. Данная категория означает технологическую связь посредством компьютерных сетей, устройств мобильной связи и Интернета. Однако разработка и применение данных навыков позволяет сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми с целью установления, расширения и поддержания социальных сетей. В соответствии с этой точки зрения, акторы должны

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

обладать специфическими способностями эффективно общаться в Интернете и управлять своей онлайн-идентичностью, имея дело с множеством идентичностей и зная, как его или ее идентичность связана в пределах глобальной системы.

2. Умение интегрировать формальные и неформальные контексты. Такое умение включает в себя умение принимать различные мнения, управлять временем, взаимоотношениями; умение разрешать возникшие проблемы лично или с помощью других пользователей, совмещение работы и образования, нахождение баланса между различными контекстами обучения, с которыми учащийся может столкнуться; принимать участие в качестве слушателя, наблюдателя и автора; открытость для междисциплинарной работы или обучения; умение быть последовательным, пунктуальным, и целенаправленным; понимание сущности взаимодействия с различными типами контента для эффективного управления по мере необходимости.

3. Критические способности. Принятие критической способности в

использовании интернет-ресурсов (содержание и отношения) тесно связано со способностью идентифицировать ресурсы, имеющие отношение к контексту использования, то есть с пониманием возможностей использования таких ресурсов и осознавая свои ограничения. Одним из ключевых элементов этого умения является возможность интегрировать ресурсы в персональную образовательную среду управления ресурсами, которая тесно связана с достижением собственных целей обучения.

4. Творчество. Процесс развития творческого отношения и подхода к непрерывному обучению требует как структурированных, так и неструктурированных исследований, наблюдений, связей, ассоциаций и восприятия неожиданных и необычных связей между идеями и людьми. Развитие творческого мышления для непрерывного обучения представляет собой набор конкретных способов, посредством которых к участию в своих знаниях строительство пути-переводы, ссылки, предлагает, и экспериментировать с новыми стратегиями строительства знаний.

Решению данных задач были посвящены курсы повышения квалификации по программе «Управление персональными знаниями». Данная программа была реализована в рамках формирования инновационной образовательной платформы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников [Ильина 2014].

Всего по данной программе в 2014 году прошло обучение 25 преподавателей Курской области. Данная программа имеет очень хорошие перспективы.

Библиографический список

Абросимов А.Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий: дис. ... докт. пед. наук. М.: Самар. гос. экон. акад. 2005. 261 с.

Ахсалба А.Г. Самообразование менеджера в условиях корпоративного обучения в сфере гостеприимства: дис. ... канд. пед. наук. Сходня: Рос. межд. акад. тур., 2007. 206 с.

Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.

Бараксанова Е.А. Развитие творческой индивидуальности школьников в условиях информатизации образования: дис. докт. пед. наук. Якутск: Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова, 2004. 367 с.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Кудинов В. А., Золотухин С. А. Управление персональными знаниями: новые смыслы

Бендова Л.В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. М.: Академ. пов. квал. и проф. переподг. раб. обр., 2006. 251 с.

Золотухин С.А. Типы взаимодействия с обучающимися в компьютерноопосредованном обучении. [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 5. С. 22-22. URL: http://www.journal-s.org/index.php/sisp/article/view/5201322 (дата обращения: 01. 09. 2014).

Ильина И.В. Инновационная образовательная платформа профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29). Ч. 1. URL: http://scientific-

notes.ru/pdf/026-028 pdf (дата обращения: 01.09.2014).

Кудинов В.А. Построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниям: дис. ... докт. пед. наук. М.: Ин-т сод. и мет. обуч. Рос. акад. обр., 2010. 519 с.

Сенге М. Питер. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М.: Олимп-Бизнес, 2003.

Смирнова М.О. Формирование готовности ученика к усвоению учебной информации: синергетический подход: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск: Ульяновск. гос. пед ун-т. 2007. 182 с.

Холодкова И.В. Дидактические условия интеграции очной и дистанционной форм обучения: дис. ... канд. пед. наук. М.: М. гос. обл. ун-т, 2009. 173 с.

Чупрова Д.В. Внутренние гарантии качества в вузе в контексте управления образовательным процессом по результатам: дис. ... канд. пед. наук. Чита: Забакальский гос. ун-т, 2006 с.

Avery S., Brooks R., Brown J., Dorsey P., & O’Connor M. Personal knowledge management: Framework for integration and partnerships // P. Smith (Ed.), Proceedings of the Association of Small Computer Users in Education (ASCUE) Conference. Myrtle Beach, SC: ASCUE, 2001. Р. 29-39.

Dorsey P. A. (2001). Personal knowledge management: educational framework for global business. Retrieved February 18, 2007. URL:

http://www.millikin.edu/pkm/pkm istanbul.html (дата обращения: 01.09.2014).

Zolotykhin S.A. Informal media learning development through Web 2.0 // Life Science Journal. 2014. №11 (8s). Р. 186-189

Pettenati M. C., Cigognini M. E., Guerin E. M. C., & Mangione G. R. Personal knowledge management skills for Lifelong-Learners 2.0 // Hatzipanagos, S., & Warburton, S. (Eds.), Handbook of research on social software and developing community ontologies. Hershey, PA: Information Science Reference,2009. Р. 298-315.

Sorrentino F. & Paganelli F. L’intelligenza distribuita—Ambient Intelligence: il futuro delle tecnologie invisibili (Ambient intelligence: The future of invisible technologies). Trento, Italy: Erickson, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.