Вестник «Орлеу»-!^
С. Мурзатаев,
руководитель областного экспериментальной площадки
He¿i32i свздер: басцару, педа-гогикальщ жоба, ж\ мел i к жэне багдарламалъщ-мацсатт ыц sdi-стер, эксперимент.
Ключевые слова: управление, педагогический проект, системный и программно-целевой подходы, эксперимент
Keywords: management, educational project, systematic and goal-oriented approach, experiment
УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Ацдатпа
Макала мектеп базасындагы облыстьщ экс-перименталдьщ алацдар кызметше арналган, ол соцгы жылдары жуйел1 жэне багдарлама-льщ-максаттьщ эд1стер1 непзшде ауылдьщ бш1м беру мекемесш тшмд1 дамыту факторы болып табылады.
Аннотация
Статья посвящена деятельности областной экспериментальной площадки на базе школы, которая является фактором эффективного развития сельского образовательного учреждения в последние годы на основе системного и программно-целевого подходов.
Annotation
The article is devoted to the activities of the regional experimental platform on the basis of school, which is a factor of effective development of rural educational institutions in recent years on the basis of systematic and target-oriented approaches.
В настоящее время образовательное уч-
реждениеКГУ «Докучаевская средняя школа
отдела образования акимата Алтынсаринского
района» работает в режиме развития на основе ^
Программы развития «Школа саморазвития и §
самовыражения личности» на 2012-2017 годы, щ
которая является инструментом обеспечения м
целенаправленной совместной деятельности ^
управленческого, педагогического и родитель- 2
л
ского коллектива школы. Для коллектива школы о
характерна высокая стабильность и профессио- м
нализм большей части учителей, что позволяет О
сегодня эффективно управлять инновационной ^
деятельностью педагогов. С января 2014 года на 3
базе школы проводится областной эксперимент, К
который является логическим продолжением К
предыдущего по апробации и разработке воспи- <!
тательной системы учреждения. Суть экспери- О
мента заключается в определении сущности и Д
к
оптимальных приемов управления педагогичес-
ш
Вестник «Qp.fiey»-kst
кими проектами, что является фактором эффективного развития сельского образовательного учреждения.
Актуальность изучаемой проблемы в том, что сегодня педагогическое проектирование становится важной составляющей продуктивного педагогического труда. Во-первых, проектная деятельность изменяет мышление участников создания и реализации проекта, выводя его на стратегический уровень, приближая к потребностям XXI века. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии позволяют обеспечить высокую конкурентоспособность и специалиста, и образовательного учреждения на рынке труда. Проектирование в школе используется в качестве оптимального средства совершенствования содержания образования, педагогических технологий, управления педагогическим процессом. Сегодня на первый план выступает практика управления проектами, которая показывает: освоение методологии и инструментария управления проектами способствует достижению качественно нового уровня он эффективности работы образовательного ^ учреждения. Для разработки и реализа-^ ции образовательных, социально-педаго-м гических проектов в школе необходима ^ целенаправленная и системно органи-
2 зованная деятельность педагогического л
и коллектива по овладению теоретически-
w ми основами проектной деятельности, по
О разработке различного рода проектов и их
Е реализация [1, с. 155].
3 Новизна нашего эксперимента состо-д ит в создании проектировочного подхода S и мышления, знаний и умений организо-<С вывать и осуществлять проектировочную О деятельность педагогов адекватно сло-Д жившейся социально-культурной ситуации.
Цель такой нашей инновации: построение и обоснование модели управления педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе.
В ходе реализации эксперимента решены следующие задачи: создана модель эффективного корпоративного управления и проведена её экспериментальная апробация, обоснованы условия и этапы проектирования содержательного и процессуального аспектов, разработаны критерии оценки эффективности управления развитием педагогической системы сельского среднего общеобразовательного учреждения.
Управление педагогическими проектами позволило:
• усовершенствовать менеджмент и перейти на более качественный уровень управления;
• внедрить принцип корпоративного (матричного) управления;
• выстроить систему управления проектными командами;
• унифицировать систему мониторинга развития учреждения;
• увеличить роль влияния МКШ на внешнюю среду и сельский социум,
• повысить статус педагога сельской малокомплектной школы в условиях перехода на 12-летнее обучение.
Проведенное нами исследование возможностей показало, что наиболее адекватными и потенциально продуктивными для нас являются системный и программно-целевой подходы. При этом системный подход способствует четкой постановке проблемы, её логическому развертыванию с целью комплексного, последовательного изучения и предоставляет практический аппарат для разработки организационно-педагогической модели, а программно-целевой обеспечит функционирование построенной модели и получение запланированных результатов.
Программно-целевой подход обеспечивает построение стратегического на-
Вестник «Орлеу»-!^
т
правления решения проблемы внутри школьного управления педагогического проектирования:
1.процесс управления педагогическими проектами осуществляется через разработку специальных целевых комплексных программ;
2.разработка и внедрение целевых комплексных программ предполагает внесение системных изменений в структурную и деятельностную организацию работы школы;
3.основу целевых комплексных программ внутришкольного управления составляет идея всеобщей субъектности управленческой деятельности, которая на практике выражается в передаче ответственности за результаты всем членам коллектива учреждения, и представлении возможности активного вмешательства в процесс его управления;
4.целевые комплексные программы в силу временной продолжительности и детальной неопределенности способны обеспечить эффективность внутришкольного управления педагогическими проектами при условии её систематической корректировки, уточнения и совершенствования^, с. 239].
В определении структуры модели управления мы придерживаемся, позиции М.М. Поташника, который выделяет четыре уровня управления: уровень директора; уровень заместителей и других членов администрации; уровень учителей, воспитателей; уровень учащихся. На каждом уровне по горизонтали разворачивается своя структура организационных объединений, групп, комиссий, советов и ДР-
Первый уровень - стратегический. Он нацелен на стратегическое управление педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе, создание педагогических условий развития научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности педагогов и
учащихся.
Второй - тактический уровень, представляет собой систему управленческих действий по обеспечению взаимодействия нескольких советов и отделов с целью эффективности реализации педагогических проектов в сельской малокомплектной школе.
Третий: тактико-деятельностный уровень - является основным механизмом, реализующим цель и задачи педагогических проектов сельской малокомплектной школы. Основным критерием успешности работы этого уровня является включенность всех субъектов образовательного процесса в различные формы учебной и внеучебной деятельности, дающие возможность раскрыть личностный потенциал ученика и педагога.
Четвертый уровень - уровень оперативного управления, по содержанию это уровень самоуправления учащихся.
Таким образом, на основе системного и программно-целевого подходов нами разработана модель, которая построена на общих принципах управления образовательными системами: плановости, эффективности, оптимальности, динамичности, непрерывности и цикличности, которые определили не только ее внешнее содержание, но и внутренние характеристики.
В результате системного анализа, мы пришли к выводу, что наиболее значимыми, существенно влияющими на эффективность модели управления педагогическими проектами, являются следующие педагогические условия:
- психолого-педагогический мониторинг возможностей педагогов и способностей их воспитанников;
- создание в сельской школе информационно-насыщенной, научно-творческой развивающей среды;
- стимулирующая деятельность администрации по активизации потребности детей и педагогов в творческом саморазвитии [3].
в; х х
<с
т
о
СП
я
ш О
О
и м =г о
ос
ш
X X
о К =Г
<с
т
о
X х
Вестник «Qp.fiey»-kst
в; S х
<с
m
о
СП
à w О
Л
О О W
=Г О
CL С
ш ¡3
X X
о S
=г
<с
m
о
X х s
Эксперимент состоит из диагностического, прогностического, организационного, практического и обобщающего этапов. Каждый этап ограничен по времени и имеет соответствующее содержание деятельности. Наибольший интерес представляет практический этап, на котором осуществляется функционирование модели управления педагогическими проектами и целенаправленный мониторинг опытно-экспериментальной деятельности и отслеживание промежуточных и конечных результатов.
При осуществлении и реализации эксперимента по данной проблеме есть риск увеличения временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов-экспериментаторов, поэтому нами предусмотрено предоставление им дополнительных творческих каникул.
Промежуточные результаты эксперимента таковы:
1.Разработаны и успешно осуществляются 3 комплексно-целевые программы,в структуре которых выполнятся 15 педагогических проектов:
Программа«Успешный учитель»:
«Управление проектными командами», «Современный успешный учитель и ИКТ», «Без прошлого нет будущего», «Красивая школа».
Программа «Успешный ученик»: «Люблю тебя, мой край родной!», «Мир глазами детей», «В здоровом теле - здоровый дух!», «Сердцу милый уголок».
Программа «Одаренные дети»: «Мир закулисья», «Дарите людям красоту», «Здравствуй, лето!», «Волшебные лоскутки».
2.Для успешной социализации детей и подростков собственными силами организован ежегодный районный профильный палаточный лагерь для 100-120 отдыхающих, который позволяет осуществлять-социально-педагогический проект «Оз-
доровление и отдых детей из социально незащищенных слоев населения».
3.Положительный опыт работы в проектах трансформировался в два учебно-методических комплекта художественно-эстетического направления: «Лепка из соленого теста», «Кружок кукол», программу и альбом технологических карт по курсу «Своими руками в школьных мастерских», которые получили лицензии Областного экспертного Совета.
4.Стало возможным успешное участие и победы учреждения в международных, республиканских, областных конкурсах.
5.Начало активно работать школьное радио и детская видеостудия [4].
Таким образом, проводимый нами областной эксперимент по теме: «Управление педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе» позволяет сохранять динамику предыдущих достижений и получать качественно новые результаты по всем направлениям деятельности образовательного учреждения на основе эффективного корпоративного управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колодий Н. В. Развитие детской одаренности: управленческий аспект [Текст]: Монография/ Н. В. Колодий- Ко-станай, 2013. - 155 с.
2. Яковлева Н. О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования [Текст]: Монография / Н. О. Яковлева. - М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. - 239 с.
3. Программа развития «Школа саморазвития и самовыражения личности» [Текст]Докучаевская средняя школа, 2012.
4. Программа эксперимента «Управление педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе» [Текст]До-кучаевская средняя школа, 2013.