Научная статья на тему 'Управление педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе'

Управление педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / СИСТЕМНЫЙ И ПРОГРАММНОЩЕЛЕВОЙ ПОДХОДЫ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзатаев С.

Статья посвящена деятельности областной экспериментальной площадки на базе школы, которая является фактором эффективного развития сельского образовательного учреждения в последние годы на основе системного и программно-целевого подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе»

Вестник «Орлеу»-!^

С. Мурзатаев,

руководитель областного экспериментальной площадки

He¿i32i свздер: басцару, педа-гогикальщ жоба, ж\ мел i к жэне багдарламалъщ-мацсатт ыц sdi-стер, эксперимент.

Ключевые слова: управление, педагогический проект, системный и программно-целевой подходы, эксперимент

Keywords: management, educational project, systematic and goal-oriented approach, experiment

УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Ацдатпа

Макала мектеп базасындагы облыстьщ экс-перименталдьщ алацдар кызметше арналган, ол соцгы жылдары жуйел1 жэне багдарлама-льщ-максаттьщ эд1стер1 непзшде ауылдьщ бш1м беру мекемесш тшмд1 дамыту факторы болып табылады.

Аннотация

Статья посвящена деятельности областной экспериментальной площадки на базе школы, которая является фактором эффективного развития сельского образовательного учреждения в последние годы на основе системного и программно-целевого подходов.

Annotation

The article is devoted to the activities of the regional experimental platform on the basis of school, which is a factor of effective development of rural educational institutions in recent years on the basis of systematic and target-oriented approaches.

В настоящее время образовательное уч-

реждениеКГУ «Докучаевская средняя школа

отдела образования акимата Алтынсаринского

района» работает в режиме развития на основе ^

Программы развития «Школа саморазвития и §

самовыражения личности» на 2012-2017 годы, щ

которая является инструментом обеспечения м

целенаправленной совместной деятельности ^

управленческого, педагогического и родитель- 2

л

ского коллектива школы. Для коллектива школы о

характерна высокая стабильность и профессио- м

нализм большей части учителей, что позволяет О

сегодня эффективно управлять инновационной ^

деятельностью педагогов. С января 2014 года на 3

базе школы проводится областной эксперимент, К

который является логическим продолжением К

предыдущего по апробации и разработке воспи- <!

тательной системы учреждения. Суть экспери- О

мента заключается в определении сущности и Д

к

оптимальных приемов управления педагогичес-

ш

Вестник «Qp.fiey»-kst

кими проектами, что является фактором эффективного развития сельского образовательного учреждения.

Актуальность изучаемой проблемы в том, что сегодня педагогическое проектирование становится важной составляющей продуктивного педагогического труда. Во-первых, проектная деятельность изменяет мышление участников создания и реализации проекта, выводя его на стратегический уровень, приближая к потребностям XXI века. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии позволяют обеспечить высокую конкурентоспособность и специалиста, и образовательного учреждения на рынке труда. Проектирование в школе используется в качестве оптимального средства совершенствования содержания образования, педагогических технологий, управления педагогическим процессом. Сегодня на первый план выступает практика управления проектами, которая показывает: освоение методологии и инструментария управления проектами способствует достижению качественно нового уровня он эффективности работы образовательного ^ учреждения. Для разработки и реализа-^ ции образовательных, социально-педаго-м гических проектов в школе необходима ^ целенаправленная и системно органи-

2 зованная деятельность педагогического л

и коллектива по овладению теоретически-

w ми основами проектной деятельности, по

О разработке различного рода проектов и их

Е реализация [1, с. 155].

3 Новизна нашего эксперимента состо-д ит в создании проектировочного подхода S и мышления, знаний и умений организо-<С вывать и осуществлять проектировочную О деятельность педагогов адекватно сло-Д жившейся социально-культурной ситуации.

Цель такой нашей инновации: построение и обоснование модели управления педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе.

В ходе реализации эксперимента решены следующие задачи: создана модель эффективного корпоративного управления и проведена её экспериментальная апробация, обоснованы условия и этапы проектирования содержательного и процессуального аспектов, разработаны критерии оценки эффективности управления развитием педагогической системы сельского среднего общеобразовательного учреждения.

Управление педагогическими проектами позволило:

• усовершенствовать менеджмент и перейти на более качественный уровень управления;

• внедрить принцип корпоративного (матричного) управления;

• выстроить систему управления проектными командами;

• унифицировать систему мониторинга развития учреждения;

• увеличить роль влияния МКШ на внешнюю среду и сельский социум,

• повысить статус педагога сельской малокомплектной школы в условиях перехода на 12-летнее обучение.

Проведенное нами исследование возможностей показало, что наиболее адекватными и потенциально продуктивными для нас являются системный и программно-целевой подходы. При этом системный подход способствует четкой постановке проблемы, её логическому развертыванию с целью комплексного, последовательного изучения и предоставляет практический аппарат для разработки организационно-педагогической модели, а программно-целевой обеспечит функционирование построенной модели и получение запланированных результатов.

Программно-целевой подход обеспечивает построение стратегического на-

Вестник «Орлеу»-!^

т

правления решения проблемы внутри школьного управления педагогического проектирования:

1.процесс управления педагогическими проектами осуществляется через разработку специальных целевых комплексных программ;

2.разработка и внедрение целевых комплексных программ предполагает внесение системных изменений в структурную и деятельностную организацию работы школы;

3.основу целевых комплексных программ внутришкольного управления составляет идея всеобщей субъектности управленческой деятельности, которая на практике выражается в передаче ответственности за результаты всем членам коллектива учреждения, и представлении возможности активного вмешательства в процесс его управления;

4.целевые комплексные программы в силу временной продолжительности и детальной неопределенности способны обеспечить эффективность внутришкольного управления педагогическими проектами при условии её систематической корректировки, уточнения и совершенствования^, с. 239].

В определении структуры модели управления мы придерживаемся, позиции М.М. Поташника, который выделяет четыре уровня управления: уровень директора; уровень заместителей и других членов администрации; уровень учителей, воспитателей; уровень учащихся. На каждом уровне по горизонтали разворачивается своя структура организационных объединений, групп, комиссий, советов и ДР-

Первый уровень - стратегический. Он нацелен на стратегическое управление педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе, создание педагогических условий развития научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности педагогов и

учащихся.

Второй - тактический уровень, представляет собой систему управленческих действий по обеспечению взаимодействия нескольких советов и отделов с целью эффективности реализации педагогических проектов в сельской малокомплектной школе.

Третий: тактико-деятельностный уровень - является основным механизмом, реализующим цель и задачи педагогических проектов сельской малокомплектной школы. Основным критерием успешности работы этого уровня является включенность всех субъектов образовательного процесса в различные формы учебной и внеучебной деятельности, дающие возможность раскрыть личностный потенциал ученика и педагога.

Четвертый уровень - уровень оперативного управления, по содержанию это уровень самоуправления учащихся.

Таким образом, на основе системного и программно-целевого подходов нами разработана модель, которая построена на общих принципах управления образовательными системами: плановости, эффективности, оптимальности, динамичности, непрерывности и цикличности, которые определили не только ее внешнее содержание, но и внутренние характеристики.

В результате системного анализа, мы пришли к выводу, что наиболее значимыми, существенно влияющими на эффективность модели управления педагогическими проектами, являются следующие педагогические условия:

- психолого-педагогический мониторинг возможностей педагогов и способностей их воспитанников;

- создание в сельской школе информационно-насыщенной, научно-творческой развивающей среды;

- стимулирующая деятельность администрации по активизации потребности детей и педагогов в творческом саморазвитии [3].

в; х х

т

о

СП

я

ш О

О

и м =г о

ос

ш

X X

о К =Г

т

о

X х

Вестник «Qp.fiey»-kst

в; S х

m

о

СП

à w О

Л

О О W

=Г О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CL С

ш ¡3

X X

о S

m

о

X х s

Эксперимент состоит из диагностического, прогностического, организационного, практического и обобщающего этапов. Каждый этап ограничен по времени и имеет соответствующее содержание деятельности. Наибольший интерес представляет практический этап, на котором осуществляется функционирование модели управления педагогическими проектами и целенаправленный мониторинг опытно-экспериментальной деятельности и отслеживание промежуточных и конечных результатов.

При осуществлении и реализации эксперимента по данной проблеме есть риск увеличения временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов-экспериментаторов, поэтому нами предусмотрено предоставление им дополнительных творческих каникул.

Промежуточные результаты эксперимента таковы:

1.Разработаны и успешно осуществляются 3 комплексно-целевые программы,в структуре которых выполнятся 15 педагогических проектов:

Программа«Успешный учитель»:

«Управление проектными командами», «Современный успешный учитель и ИКТ», «Без прошлого нет будущего», «Красивая школа».

Программа «Успешный ученик»: «Люблю тебя, мой край родной!», «Мир глазами детей», «В здоровом теле - здоровый дух!», «Сердцу милый уголок».

Программа «Одаренные дети»: «Мир закулисья», «Дарите людям красоту», «Здравствуй, лето!», «Волшебные лоскутки».

2.Для успешной социализации детей и подростков собственными силами организован ежегодный районный профильный палаточный лагерь для 100-120 отдыхающих, который позволяет осуществлять-социально-педагогический проект «Оз-

доровление и отдых детей из социально незащищенных слоев населения».

3.Положительный опыт работы в проектах трансформировался в два учебно-методических комплекта художественно-эстетического направления: «Лепка из соленого теста», «Кружок кукол», программу и альбом технологических карт по курсу «Своими руками в школьных мастерских», которые получили лицензии Областного экспертного Совета.

4.Стало возможным успешное участие и победы учреждения в международных, республиканских, областных конкурсах.

5.Начало активно работать школьное радио и детская видеостудия [4].

Таким образом, проводимый нами областной эксперимент по теме: «Управление педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе» позволяет сохранять динамику предыдущих достижений и получать качественно новые результаты по всем направлениям деятельности образовательного учреждения на основе эффективного корпоративного управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колодий Н. В. Развитие детской одаренности: управленческий аспект [Текст]: Монография/ Н. В. Колодий- Ко-станай, 2013. - 155 с.

2. Яковлева Н. О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования [Текст]: Монография / Н. О. Яковлева. - М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. - 239 с.

3. Программа развития «Школа саморазвития и самовыражения личности» [Текст]Докучаевская средняя школа, 2012.

4. Программа эксперимента «Управление педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе» [Текст]До-кучаевская средняя школа, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.