Научная статья на тему 'Управление организационными механизмами обеспечения коммерческой деятельности предприятий'

Управление организационными механизмами обеспечения коммерческой деятельности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ / ЗАКУПОЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПЕРЕТОРЖКА / MANAGEMENT OF COMMERCIAL ENTERPRISE / MARKETING ACTIVITIES / CUSTOMER RELATIONS / PURCHASING PROCESSES / REBIDDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герчикова Елена Зиновьевна

В статье дана оценка мероприятиям, направленным на оптимизацию системы взаимодействия торговых предприятий с поставщиками и покупателями на рынках сбыта. Приведена методика сокращения затрат в процессе организации закупочных процедур торговых предприятий. Результатом предлагаемой автором методики является смещение вектора деятельности предприятий в сторону снижения процента закупок у единственного поставщика, снижения цены при проведении переторжки и увеличения числа закупок с переторжкой, увеличения процента преддоговорных переговоров с поставщиками. В целях повышения эффективности коммерческой деятельности предложено внедрить в работу предприятий стандарт по исследованию рынка и взаимосвязи с потребителями. В статье представлена модель данного стандарта, а также методика оценка эффективности деятельности предприятия от реализации данного стандарта на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF ORGANIZATIONAL MECHANISMS FOR CONDUCTING COMMERCIAL ACTIVITY

The article assesses measures aimed at optimizing the system of interaction between trade enterprises and sup-pliers and buyers in the sales markets. A methodology for cost reduction through organizing procurement procedures in trade organizations is presented. The methodology proposed by the author leads to a shift in the enterprise activity towards a reduction in the percentage of purchases from a single supplier, a reduction in the price through rebidding and an increase in the number of purchases with rebidding, an increase in the percentage of pre-contract negotiations with suppliers. In order to improve the effi ciency of trade it is proposed to introduce a standard for market research and customer relations. The article presents a model of this standard as well as methodology for assessing the effective-ness of the implementation of this standard at trade enterprises.

Текст научной работы на тему «Управление организационными механизмами обеспечения коммерческой деятельности предприятий»

♦-♦

vv

ezger^ yttndex.m Елена Зиновьевна Герчикова,

кандидат экономических наук., доцент, зав. кафедрой тореовозо дела, сервиса и гостинично-туристическозо бизнеса, Саратовский социально-экономический институт (филиап} УДК 339 13В РЭУ им Г В Плеханова

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ МЕХАНИЗМАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье дана оценка мероприятиям направленным на оптимизацию системы взаимодействуя торлзаых предприятий с поставщикам и пйяуп'атвлйыи не рынках сбыта приведена методика сокращения затрат ц лрр-цессе организации Закупочный Процедур торговых пседприрм^й Результатом предлагаемом автором методики является смещение вектора деятельности предприятий б сторону снижения процента закупок у единстве иного поставщика снижения цены при проведении переторжки и увеличении числа закупок с переторжкой, увеличения процента преддоговорных порогов о рев с поставщиками Б цепяк повышения эффективное-»', коммерческой дертельноотк предложено внедрить в работу предприятий стандарт по исследованию рынка и взаимосвязи г потребителями В статье представлена модеп:? данного стандзр_з а также методика оценка зоше-ггииности деятельности предприятия от реализации данного стандарта на предприятиях

Ключевые слова: управление коммерческой деятельностью. маркетинговая деятельность, взаимосвязь с потребителями, закупочные процессы, переторжка

Ye.Z. Gerchikovа

MANAGEMENT OF ORGANIZATIONAL MECHANISMS FOR CONDUCTING COMMERCIAL ACTIVITY

The article assesses measures aimed si optimizing the system of mtefaction between t/atfe enterprises and suppliers and buyers in itie sales markets A me tn ecology tor cost reduction through organizing procurement procedures in trade organisations is presented The methodology proposed by the author leads to a shift in the enterprise activity toward & 5 reduction In the percentage of purchases from a single supplier, a redaction in tfie price through reb:dding and an Increase in the nunber of purchases with rebiddmg nn increase Inthe percentage of prc-contrac: negotiation? with suppliers. In orde' :o improve the efficiency of trade it is proposed to introduce a standard fur market research and customer relations The article presents a model о Г this standard as Well as method о logy for assessing the efTec1we-ness of the implementation of this standard at trade enterpn&es

Keywords; management of commercial enterprise, marketing activities, customer relation s. purchasing processes, rebtdding

В современное динамично развевающемся эко-номи-еског.* пространстве все бопее остро встают □ опросы устой^ипо-сти функционирования и развития тор™ вы х opea низа ци А Владельцы рвали ■ ш ых сегме н-Гов сферы бизнеса пытайТся найтвт ответы на вопросы, каким образом устоять перед шашни ми изменениями окружающего экономического пространства, как вовремя реагировать на колебания внешней средь и гд В этой связ^ основное внимание нами уделено стратегическому аспекту управления остойчивостью организации нэ долгосрочную перспективу )4 одной иэ сос^эвлрющил, успешно реализуемых в развитых сгранау и сферам бизнеса является формирование про цесса ин форм ацно иного вза имоде иствия тор говы* предприятий с покупателями.

Проведенный анализ маркетинговой деятельности р?(Да региональнык торговых Предприятии показал, что ochdbhi/.c- проблемы и недостатки в организации маркетинговой деятельности связаны с отсутствием

комплексного подхода к организации системы взаимодействия с потребителями [1, с 177]

Таким орра^ог^ представляется целесообразным внедрить а деятельность торгован предприятие стандарт «Исследование рынка и взаимосвязь с потребителем» что позволит не только устранить существующие проблемы, и Поеысить эффективность маркетинговом деятельности □ сфере торговли Целые

данного стандарта является организация комплексного подхода к систематическому вы явлен кнз требовании потребителей при помощи существующих методов, технологии и инструментов предприятия а такие постоянное совершенствование маркетинговой деятельности, направленное на полное удовлетворение спросе потребителя Т э.тде целью настоящего процесса является установление требование к плени ровачию, осуществлению, мониторингу, измерениям и непрерывному улучшению маркетинговой деятельности

♦-

Ответственность за соблкэдение требований настоящего Процесса несут руководители подразделе■ ним, участвующие в данном процессе

Р уко вод ител ь я роцесса облад ает след у ющие правами

-требо&ать от отдела закупок продукцию, по качеству соответствующую заявкам потреби гели,

требовать от отдела закупок выполнения плана по поставкам продукции на склад,

- требовать от службы персонала обеспечения че по веч ее ким и ресурсами подразделения

- требовать от планово-экономического отдела обеспечения плановыми заданиями и расчетами по себестои мости продукции

-Другими Правами в Соответствие с должностной Инструкцией и положением о подразделении

Обязанностями рукейодигеля процесса являются.

- орга ни зов ывать л ерсон ал д л я в и по лнени я определенной работы подразделения.

- представлять руководству предприятии предложении по улучшению процесса

- д руги е обяза нн ости ь еоогзетсгви и с должност но й инструкцией и пол о же мм ем о подразделении

Информация, получаемая в ходе маркетинговой деятельности, служит для в ь. явлен /я и определения возможностей и проблем организации выработки, совершенствовании и оценки действий при контакте с потребителем

Деятельности организации в области маркетинга направлена в первую очередь на исследование рынка для привлечения потребителей. обесшзченмя роста объема реализуемой продукции, а также на достижение превосходства н+ад конкурентами, сбор данных об удовлетворенности потребителей

Процесс "Исследование рынка и взаимосвязь с потребителем* язпяетгя необходимей составляющей в деятельности предприятия на конкурентном ры^ке Дзнньгй процесс напраслен ма выполнение взятых предприятием обязательств перед потребителем на основе требовании политики и целей в ой",асги каче^ стза и анализа данные маркетинговый исследований Направления маркетинговой деятельности торговой организации зависят цт сложившейся рыночной ситуации. которая определяется по результатам марке™н-говых исследойании в управляющих воздействия руководства

Взаимен мости от цели маркетинговых исследовании применяются следующие их виды

- исследование рынка' -исследование потребителей,

- исследование конкурентов

Входамйдгэнногопроцеесэя&ляются требования процесса упр¿влепия со стороны руководства сформированный бюджет и требуемые ресурсы а талоне норма гив над документация

Выходами настоящего процесса являются документально оформленные исследования о состоянии рынка конкурентах и потребитепях, на основании этой информации руководству предоставляются, рекомендации ло закупке сырья, материалов, комплектующих Маркетинговая деятельность Носит плановый характер Пл&н работ в области сбыта обьясняет суть конкретны к действий, необходимых дгш осущесгвле-

-♦

чия вубранных направлений маркетинговой деягтепь-ности юрговой организации.

Планирование работ маркетинговой деятельности осуществляется ежегодно заместителем генерального директора по маркетингу и сбыту. Предусматривается составление годового плана и уточняющих годовой план "Нэртэльных планов

План маркетинговое деятельности организации предусматривает про ведение следующих видов работ исследование рынц-а по заданным направлениям формирование реестра потребителей разработка рекламных буклетов о деятельности организации, проведение встреч семинаров, совещаний с потребителями, участие а семинарах, проведение анкетирования потребителей определение приоритетным по требителей

Процесс «Исследование рынка и взаимосвязь с потребителем» планируется на основа целе.и маркетинговой деятельности и сбыта продуби удовлетворение требоьаний потребителя, обеспечение рос га продаж и получение прибыли достижение превосходства над конкурентами

В зависимости от запланированного направления деятельности предприятия специалисты отдела маркетинга осуществляют сбор, обрабогку и анализ информации о рынке по следующим направлениям

- изучение тенденций в отрасли.

- изучение распределения дапи рынка.

- изучение законодательной базы

- изучение возможностей для развитая предприятия

- изучение возможности продвижения продукции на новые рынки сбыта:

-изучение апьтернатизных мест для рекламы продукции.

- изучение существующих и выявления новых конкуренту

- изучение ассортиментного ряда конкурентов.

- изучение ценовой попитики предприятий-конкурентов,

- изучение слособоа стимулирования продаж конкурентов,

- Изучение средств маркетинга используемых ■сон куре игами,

- Изучение существующих и выявление новь!Х потребителей продукции.

- изучение возможных потребителей.

-изучение предпочтений покиданий потребителей

- изучение новых средств, технологии и методов маркетинга с целью применения их на предприятии

В организации используются следующио формы связи с потребителем информация о товарах и услугах. включая рекламу информация, полученная при приеме и выполнении заказов; информация поступа-ащал по каналам обратной связи с потребителями, включая претензии я рекламации [3 с 45-48]

Од;1н раз в шесть месяцев процесс «Исследование рынка и взаимосвязь с потребителем» должен под' вергатъся внутреннему аудиту Кроме того, два раза в год руководитель процесса обя&ан проводить анализ разул ьтатив носги деятельн ости п роцесса Н э осч ов а-пи^ денны*измерения процесса, анализа егооеэультэ-пшности проводятся действия по улучшению процесса

которые разрабатываются совместно пред ставитепем руководства по канйству и руководителем отдела маркетинга и сбыта

определения экономической эффективности от анедрения стандарта «Исследование рынка и езэ имосвязь с потребителем^ на предприятии мох но воспользоваться двумя способами использовать критерии эф-дек г ивности, разрабйтанньЦв етандертэ предприятия, и воспользоваться комплексной методикой оценки состояния маркетинга ил предприятии Исгсал ьзован ие од I- о вр е м енн о д вух метод и к позволит наиболее полно проаестн оценку эффективности.

Суть методики с цен* и эффективности деятельности маркетинга на предприятии при помощи кр*те-р^ев эффективности заключается в сравнении значении определенных показателей до и после внедрения стандарта на предприятии Следует отметить, что маркетинг является специфической сферой деятельности предприятия, поэтому выявить критерии, по которым можно определи ь эффектов нос ть. сложно, и каждая конкретная организация вправе самостоятельно дпя себя определять их Можно аыделить следующее критерии длт оценки эффективности маркетинговой деятельности количество заключенных договоров на закупку и реализации сырья И материалов обьем реализованной продукции обьем полученной прибыли.

Оценка эффективности маркетинговой деятельности на основе сравнения критериев может проводиться раз в три месяца, раз в шесть месяцев и раз в ГОД После расчета значения критериев суммируются в результате получай' фактические данные из-ме рени я крите риев На основа ним этопо ма р*ети нговэя деятельность предприятия считается эффективной (или неэффективной)

Апробация данной подхода на различных торговые предприятиях показала, что после внедрения на предПриятие стандарта «Исследование рынкй и взаимосвязь с потребителем» произошло улучшение работы предприятия в целом и маркетинговой деятельности в частности I аким образам, использование дзук методик оценки экономической эффектности от внедрения стандарта на предприятии позволяет с разных сторон оценить эффективность маркетинговой системы предприятия [4 с f 11-112].

13 то же время в системе аэаиг.тодействия пред приятия с ПогребителяМи ключевущ роль играет конечная цена реализуемой продукции, которая зависит от особенностей закупочных процессов торгового ттред-прият ия. Возможным на правлением снижения стой мости на конечную продукцию, реализуемую конкретным предприятием покупателям, является поиск минимальной цены на закупаемое сурье для про из &од ста а потовой продукции [2, с. 132] В связи с этим актуальным становится вопрос оптимизации закупочной деятельности торговой организации, котораз про годится по следующим направлениям'

1 Установление и внедрение принципов типизации лотов и ~вг?оЕ5ые формы Технически* заданий. Это позволь знан^т&льно улучшить показатели сроков проведения закупочным процедур Такис-до изменения произойдут и в проведении запроса предложений.

2 Рассматривая вопросы повышения зк он омической эффективности проведения за пупок, можно пред ложить представителям закупочных подразделений более внимательно отнестись к проведению переторжки - вторичных торгов, позволяющих СНИЗИТЬ

предложенные поставщиками первоначальные цень

3 Создание полноценной конкуренции во всех поставка*

4 Создание стандарта, регламентирующего конкурсную закупку

5 Унификация нормативной документации. почнй! д еятельност ь долж на строи i ься н а базе еди ных принципов и процедур КрОщатого должна постоянно проводи-ься работа по актуализации нормативной документации в соответствии с требованиями производства

6 Закупки л о категориям Целью является выбор опт и мал иного с посо&а за ку пку постав ки и ¿(ранен и ч который обеспечит снижение затрат торговой эрга-низации при соблюдении необходима требований к качеству и срокам поставки закупаемых матери-апьно-те>;н|*ческик ресурсов и оборудования (далее ШРиО)

Для управления категориями МТРиОиспользуется методология управления категориями состоящая из семи шагов.

1} Определение профи ля категории. Основная цель данного шага - формулировка названия категории опиевние номенклатур, входящих в данную категорию, и детализированное описание характеристик закупаемых МТРиО И требований к им качеству,

2) Анализ затрат по категории должен включать информацию о затратах на данную категорию, динамику потребности за прошлые периоды прогноз изменения потребности, расчет доли категории вобьеме закупок

3} Анализ ринка Основная цепь данного шага -сбор и анализ данных о рынке поставщиков, что позволяет учесть

- максимал ьную вднкурен ци ю между поставщика ми и минимальные цены закупки,

- понимание тенденций на рынке, что обеспечивает эозможность выбора наиболее оптимальной закупки МТРиО

4) Разработка стратегии. Основная задача да иного шага - формулирование стратегии категории для определения -наиболее оптимального подхода к за пупке, который обеспечит выполнение целей органи-заци и з части мата ри альн о-текн иче ского обеспечен ия. снижения затрат и управления категориями закупе»:

5) Реализация стратегии Основная задача данного шага ■ выполнение утвержденного планэ-фв-фика реализации инициатив в рамках категорийнои стратегии.

В) Системное обновление стратегии Основная задача данного шага - проеести повторный анализ рымка и внутренней потребности для уточнения принятой категорий ной стратегии

7) Контроль внедрение Основная задача данного лага - контр о л ь р езу льтатое внед рен ия кэтего ри и ной стратегии эффсктит-ости управления ¿атегосии МТРиО

7 С мд а ни е рее стра недоо росоп естных п остаещи-кое что послужлт достаточно действенной иерой алия ни я на контрагентов.

¡эким сорааом, предложенные мероприятия дают

шанс торговой организации совершенстно^^ закупочного деятельность, дост игзгь целей организации в области снижения цены на продукцию, поставляемую предприятием на рынки сбыта

Для оптимизации процесса организации закупочной деятельности можно предложить произвести сни)й|нИе про иенг а закупок у единствен ног о поставщика, а гакдае увеличить процент закупок с переторжкой

Тэкиш образом, все предложенные мероприятия позволят оптимизировать процесс управления организационными меха низ мам-и обеспечения коммерческой деятепьнмти предприятий с позиции существен-

ного сокращения материальных и вр^менн^х затрат предприятия и обеспечения устойчивого положения на рынке

I ?Ларченко В Н Люрмиревачие комплекса маркетингу розничными тортовыми сетями Л Известия Оренбурге ко га государственно га аграрного университета 2011; I А № 36-1 С 170-17В

2. Потйлиеэ 4.М. ^Правление ценовой политаксй пред-при яти и," Экономическая среда ЗОпй. 1 (15) С 131-13?

3. Ралык Л В. Розничная сеть содержание иа^егсриш и рЕптнэЛьн^-з □¿(ЛЗеНИос Гн развития Ц ЕвстнкИ Сэмарскнга гасуляктвЕнитп.тпономичЕдкоппуниейрситЕ-га №в(1Э0) С. А2-Л7

4. Сивирчнз Н В. Эф^ктивностьуаркетинговойдеягерть' ности проводимой ив предприятии //Актуальные вопросы Сйёрй мйнмой иауки. Т 5 N3 43 С 104-113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.