Научная статья на тему 'Управление образовательным процессом подготовки кадров для машиностроения по вектору знаний'

Управление образовательным процессом подготовки кадров для машиностроения по вектору знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕКТОР ЗНАНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УПРАВЛЕНИЕ / KNOWLEDGE VECTOR / VOCATIONAL TRAINING / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прошин Иван Александрович, Прошин Дмитрий Иванович, Прошина Раиса Дмитриевна, Сюлин Павел Витальевич

Рассматриваются система управления образовательным процессом по вектору знаний. Приведена методика выбора вектора знаний для подготовки кадров для машиностроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прошин Иван Александрович, Прошин Дмитрий Иванович, Прошина Раиса Дмитриевна, Сюлин Павел Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING FOR MECHANICAL ENGINEERING BY THE KNOWLEDGE VECTOR

Are considered the management system of educational process by the knowledge vector. The method of a choice the knowledge vector of professional training for mechanical engineering is resulted.

Текст научной работы на тему «Управление образовательным процессом подготовки кадров для машиностроения по вектору знаний»

УДК378.147: 004: 663 (476.6)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ ПО ВЕКТОРУ ЗНАНИЙ

© 2012 И.А. Прошин, Д.И. Прошин, Р.Д. Прошина, П.В. Сюлин

Пензенская государственная технологическая академия

Поступила в редакцию 23.03.2012

Рассматриваются система управления образовательным процессом по вектору знаний. Приведена методика выбора вектора знаний для подготовки кадров для машиностроения.

Ключевые слова: вектор знаний, профессиональная подготовка, управление

Разрабатываемая методология управления образовательным процессом основывается на взаимосвязанной совокупности трёх предлагаемых концептуальных подходов:

• концепции комплексной стратифицированной профессиональной подготовки специалистов с управлением по интегрированному вектору знаний [1];

• концепции представления механизма управления познавательной деятельностью как двухстороннего процесса взаимодействия многослойных интеллектуальных систем [2];

• концепции интегрированных комплексов сетевых автоматизированных лабораторий с использованием виртуально-физической среды

[3].

Совокупность предлагаемых подходов образует целостную систему профессиональной подготовки, ориентированную на подготовку грамотного специалиста, имеющего знания не по множеству разрозненных дисциплин, а профессионала, владеющего специальностью, способного решать все задачи, связанные со всеми видами деятельности по выбранной специальности, адаптированному к производственной деятельности.

Принципы выбора координат вектора знаний. Для построения систем управления обучением на базе предлагаемых подходов в качестве основополагающих для выбора вектора знаний приняты принципы: функциональной полноты при минимальном наборе

Прошин Иван Александрович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой "Автоматизация и управление". E-mail: proshin@pgta.ru Прошин Дмитрий Иванович, кандидат технических наук, доцент. E-mail: ProshinDI@Krug2000.ru Прошина Раиса Дмитриевна, старший преподаватель кафедры "Автоматизация и управление" Сюлин Павел Витальевич, аспирант

компонент; однозначности и функциональной независимости компонент; неизменности на всех ступенях обучения; соответствия структуре требований и оценок на предприятиях. Обобщение требований к профессиональной подготовке специалистов в области машиностроения позволяет выбрать в качестве основных следующие компоненты вектора знаний:

- математическо-методологический (у1);

- информационно-программно-алгоритмический (у2);

- технико-технологический (у3);

- организационно-экономический (у4);

- организационно-культурно-воспитательный

ы.

Таким образом, уровень подготовки специалиста на всех ступенях образовательного процесса может быть определён не оценками по отдельным дисциплинам, а единой векторной

оценкой V = [ у4 у5 ]т.

Вектор знаний в структуре предприятия. Конечный результат профессиональной подготовки в вузе - это подготовленный квалифицированный специалист, готовый применить полученные знания, умения и навыки на конкретном предприятии. Кроме того, предприятие, являющееся основным заказчиком (потребителем) специалистов, формирует определяющие требования к подготовке специалистов. Поэтому вполне логично за основу для выделения компонент вектора знаний принять структуру типового предприятия, потребителя выпускников рассматриваемой специальности. На рис. 1 0приведена структура реального многопрофильного Российского предприятия машиностроения. Видно, что выбранная совокупность компонент

вектора знаний V = [ у2 у3 у4 у5 ]т образует единую систему, в рамках которой можно представить и описать весь спектр обобщённых задач профессиональной деятельности, необходимый и достаточный для специалиста рассматриваемого предприятия.

Департамент АСУТП

V + V + V

Подразделения АСУТП

Подразделение ЧМИ

Департамент проектирования и производства

V + V

Отделы проектирования

Отделы монтажа

математико-методологический модуль

программно-алгоритмический модуль

технико-технологический модуль

организационно-экономический модуль

культурно-

^ттат^ый^ль

Департамент общефирменного Маркетинга и сбыта

У1 + У2 + У3 + У4

Отдел маркетинга

Отделы технической поддержки

Центр обучения

V =

Департамент подготовки производства

Группа технического обеспечения

Хозяйственная и транспортная группа

Департамент разработки программного обеспечения

VI + У2 + Уз + У4

Отделы разработки ПО Отдел тестирования ПО

Группа документирования Отдел системных решений на ПО

Отдел сбыта ПО

Отдел маркетинга ПО

Департамент экономики и финансов

Планово-экономический отдел

Финансовая группа

Группа качества и метрологии

Бухгалтерия

V,

Группа информационных технологий

Отдел кадров

V,

Рис. 1. Структура типового предприятия

Проведя экспертную оценку и получив численное значение компонент вектора знаний для каждого рабочего места, можно формализовать процедуру приёма новых сотрудников на предприятие. Для этого необходимо и достаточно, чтобы в документах об окончании образования присутствовали оценки именно этих компонент.

Вектор знаний в структуре типового проекта. Ещё одним определяющим фактором для выявления состава компонент вектора знаний, является структура типового проекта. Компоненты вектора знаний как бы определяют разные стороны (точки зрения) рассмотрения сути проекта. В действительности, любой

проект подлежит рассмотрению с точек зрения используемого в нём технико-технологического, программного, математико-методологи-ческого обеспечения и, конечно же, экономической целесообразности. На рис. 2 представлены все основные этапы выполнения типового проекта в структуре реального предприятия. Как можно заметить, всю деятельность специалистов по реализации любого конкретного проекта на предприятии можно представить в рамках всё тех же пяти основных компонент. Присутствие культурно-воспитательного модуля, как и в предыдущем случае, подразумевается на всех этапах выполнения проекта и для краткости не показано.

предложений о способах реализации проекта

Предварительный анализ требований заказчика

Разработка технических требований

Корректировка и поправка опыта предварительной оценки

Определение этапов выполнения проекта

Определение ресурсов, задействованных в проекте

¿1

Заказчик

математико-методологический модуль

программно-алгоритмический модуль

организационно-экономический модуль

культурно-

Оценка реальной себестоимости и прибыли от проекта

V,

V,

технико-технологическии модуль 1-

Предварительная оценка трудоёмкости этапов выполнения проекта V + V

V =

Поддержка проекта

Ввод в эксплуатацию

Оценка рынка аналогичных услуг

Оценка себестоимости и цены проекта

Создание технико-коммерческого предложения

Разработка технического задания

Реализация проекта

Рис. 2. Реализация проекта на предприятии

V

3

V

3

V

2

V, + v2 + V + V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V

V + V + V + V.

4

V + V + V + V4

V

4

V, + V + V + V.

V + V + V + V.

V + V + V

VI + У2 + Уз

V + V + V

V + V + V

V + V + V + V4

Получив конкретные величины компонент вектора знаний, например, в процессе экспертной оценки, можно с достаточной точностью определять профессиональную пригодность вновь принимаемых сотрудников и соискателей для выполнения конкретных этапов проекта.

Методика выбора координат вектора знаний. Вектор знаний, полученный выше,

V £

5 5!

0 I

_ 2С т

_V/ О) пз

^ СР

1 о си I-

3 си

Ю ш

о

_ ю

/ °

1/

Методика выбора вектора знаний включает в себя последовательность следующих шагов:

1. Анализ структур предприятий потребителей специалистов и выявление предметных составляющих востребованных на каждом рабочем месте.

2. Анализ типовых проектов, свойственных для специалистов рассматриваемой специальности, и выявление предметных составляющих востребованных для каждого вида работ, выполняемых в рамках проекта.

3. Выявление предметных составляющих из анализа видов деятельности и компетенций приводимых в ГОС специальности.

4. Обобщение и согласование выявленных предметных составляющих в рамках единого вектора.

Эти шаги позволяют выявить единый базис, в рамках которого можно описать состояние

сформирован с учётом требований к конкретной специальности. Несмотря на его очевидное соответствие большинству технических (и не только технических) специальностей, он не может гарантировать полноту компонент абсолютно во всех случаях. Поэтому ниже приведём общую методику выбора вектора знаний для произвольной специальности (рис. 3).

ОК-1 ОК-2

ОК-Ы1

ПК-1 ПК-2

процесса управления обучением в произвольные моменты времени. После этого, можно переходить к распределению содержания обучения по стратам и компонентам.

Выводы: совокупность предложенных концепций, принципов, методов, моделей и методик образует целостную систему управления образовательным процессом, ориентированную на подготовку грамотного специалиста, имеющего знания не по множеству разрозненных дисциплин, а профессионала, владеющего специальностью, способного решать все задачи, связанные со всеми видами деятельности по выбранной специальности, адаптированному к производственной деятельности. Практическое использование полученных результатов при проведении комплексных исследований и апробации системы управления образовательным процессом по вектору знаний подтверждает адекватность разработанных

Н

ш ар ар ар О) ар а) а)

ар ар ар ар О) ар О) а) а

с с с с с с с с

vn

Предмет 1 Предмет 2 Предмет N

[VI ^2 ••• ]т [VI V2... ]т [VI V2... Vn]т [VI V2... Vn]т

Рис. 3. Вектор знаний в специальности

Типовые предприятия

Типовые проекты

Виды деятельности

методов и свидетельствует о высокой резуль- 3. тативности разработанной системы, состоящей в обеспечении практической направленности, системности, целостности и всесторонности обучения при увеличении загрузки используемых площадей, сокращении затрат и повыше- 4. нии экономической эффективности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Прошин, Д.И. Подготовка высококвалифицированных кадров для предприятий машинострое- 5. ния по вектору знаний // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 1(3). С. 727-731.

2. Прошин, Д.И. Концепция представления механизма познавательной деятельности как двустороннего процесса взаимодействия многослойных интеллектуальных систем // Научно-технический вестник Поволжья. 2011. № 2. С. 169-179.

Прошин, И.А. Концепция построения интегрированных комплексов сетевых автоматизированных лабораторий / И.А. Прошин, Д.И. Прошин, Р.Д. Прошина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, № 5(2). С. 527-530.

Прошин, И.А. Программная платформа для построения интегрированного комплекса сетевых автоматизированных лабораторий (ИКСАЛ) / И.А. Прошин, Д.И. Прошин, Р.Д. Прошина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, № 5(2). С. 531-536. Прошин, И.А. Интегрированный комплекс научных исследований и проектирования морской техники и технологий / И.А. Прошин, Д.И. Прошин, Р.Д. Прошина // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. 2010. № 1. С. 20-29.

MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING FOR MECHANICAL ENGINEERING BY THE KNOWLEDGE VECTOR

© 2012 LA.Proshin, D.I. Proshin, R.D. Proshina, P.V. Syulin Penza State Technological Academy

Are considered the management system of educational process by the knowledge vector. The method of a choice the knowledge vector of professional training for mechanical engineering is resulted.

Key words: knowledge vector, vocational training, management

Ivan Proshin, Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department "Automation and Management". E-mail: proshin@pgta.ru Dmitriy Proshin, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor. E-mail: ProshinDI@Krug2000. ru

Raisa Proshina, Senior Teacher at the Department "Automation and Management" Pavel Syulin, Post-graduate Student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.