Научная статья на тему 'Управление оборотным капиталом потребительского общества'

Управление оборотным капиталом потребительского общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимирова Инна Юрьевна

The given article is devoted to an important financial-economic problem of the consumer cooperatives development connected with the necessity to improve the existing mechanism of circulating capital management in consumers' societies. The article discloses problems and drawbacks in managing the circulating capital of the consumers' societies, considers modem technical approaches to the planning of inventories demand, shows in detail the methods of their practical application. For the purpose of forming an effective system of inventories management in consumers' societies the author suggests a comprehensive, standard logistic approach to the inventories' volume planning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIRCULATING CAPITAL MANAGEMENT IN A CONSUMERS'' SOCIETY

The given article is devoted to an important financial-economic problem of the consumer cooperatives development connected with the necessity to improve the existing mechanism of circulating capital management in consumers' societies. The article discloses problems and drawbacks in managing the circulating capital of the consumers' societies, considers modem technical approaches to the planning of inventories demand, shows in detail the methods of their practical application. For the purpose of forming an effective system of inventories management in consumers' societies the author suggests a comprehensive, standard logistic approach to the inventories' volume planning.

Текст научной работы на тему «Управление оборотным капиталом потребительского общества»

ТЕОРИЯ КООПЕРАЦИИ

УДК 658.153:334.735

УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА

И.Ю. Владимирова

В структуре совокупного капитала большинства потребительских обществ удельный вес оборотного капитала составляет свыше 60-70 %. Следовательно, в системе управления финансами потребительского общества оборотный капитал необходимо рассматривать как один из важнейших стратегических ресурсов и источников развития. Изучение современного механизма управления оборотным капиталом в ряде потребительских обществ Чувашского, Марийского и Кировского потребсоюзов позволило выявить ряд проблем в организации движения оборотного капитала, из которых основными являются:

1) иммобилизация значительной части оборотных средств в излишних производственных и сбытовых запасах;

2) недостаток собственных и долгосрочных источников для формирования запасов и затрат;

3) недостаток высоколиквидных и быстрореализуемых активов для расчетов по текущим обязательствам;

4) замедление оборачиваемости запасов.

Причинами существующих проблем являются недостатки в действующем механизме управления оборотным капиталом, среди которых:

1) отсутствие должного управленческого учета движения товарных запасов в организациях торговли и автоматизированного учета движения производственных и товарных запасов;

2) отсутствие нормативной базы по запасам, учитывающей специфику отрасли;

3) отсутствие управленческого анализа условий внешней среды, влияющих на снабженческо-сбытовую деятельность;

4) низкая эффективность контроля за состоянием запасов вследствие отсутствия их плановых показателей;

5) установление более высокого по сравнению с конкурентами уровня торговых наценок на отдельные группы товаров, по которым предложение превышает спрос, что приводит к замедлению сроков их реализации и снижению конкурентоспособности потребительских обществ.

Наличие этих недостатков обусловлено отсутствием стратегической направленности в решении проблем, что вызывает необходимость изменений в сложившейся системе управления оборотным капиталом потребительского общества, внедрения рыночных методов управления, позволяющих гибко реагировать на внешние условия и ориентирующих на достижение стратегических корпоративных целей. Одной из наиболее актуальных для решения задач управления является формирование экономически обоснованных величины и структуры оборотного капитала. Это важно, поскольку абсолютная величина оборотного капитала является фактором, влияющим на сумму издержек управления и прибыли, а его структура определяет финансовую устойчивость и ликвидность потребительского общества. Оптимизация оборотного капитала осуществляется посредством планирования, т.е. установления плановых показателей, которые позволят анализировать состояние и использование оборотного капитала, установить над ним эффективную систему контроля.

В системе управления оборотным капиталом планирование применялось в потребительской кооперации в качестве обязательного метода управления с начала 1930-х гг. по 1991 г. Осуществлялось оно посредством нормирования, т.е. установления по оборотному капиталу норм в днях оборота и нормативов в количественном и денежном выражении. Расчеты проводились на основе

Методических указаний, которые разрабатывало Главное финансово-экономическое управление Центросоюза для кооперативных организаций различной специализации. С началом экономических реформ 1990-х гг. процесс управления оборотным капиталом значительно усложнился, потребительская кооперация отказалась от использования принципа планирования при управлении. Потребительским обществам предоставили право самостоятельно принимать управленческие решения при формировании оборотного капитала, определять его необходимые объем, состав и структуру. По сути, тот подход к планированию, который применялся в планово-распределительной системе СССР, действительно был не эффективен. У потребительских обществ возникали сложности с применением действующих методик планирования, поскольку они отличались большой трудоемкостью работы при слабой технической оснащенности. Планирование осуществлялось по каждому элементу оборотного капитала, по каждому наименованию сырья, материалов, товарной группе.

Поэтому расчеты чаще имели формальный характер.

В современной научной экономической литературе выделяют три альтернативных варианта стратегии формирования величины оборотного капитала, они представлены в табл. 1. При консервативной стратегии формируются оборотные активы, которые позволят организации покрыть текущие потребности и создать значительные страховые производственные и товарные запасы. При этом возрастает финансово-эксплуатационная потребность в дополнительных источниках их финансирования (краткосрочных и долгосрочных заемных средствах), следовательно, возрастает финансовый риск, но сокращается риск возможных перебоев в поставках ресурсов. Агрессивная стратегия предполагает минимизацию объема оборотных активов вплоть до отказа от страховых запасов, а значит, происходит сокращение потребности в оборотных средствах, ускоряется их оборачиваемость, снижается финансовый риск, но возрастает операционный риск.

Таблица 1

Матрица альтернативных вариантов стратегии формирования оборотного капитала

Критерии сравнения Варианты 'ч стратегии Объе м запасов Продолжи- тельность финансового цикла Эффектив- ность использо- вания оборотных активов Финансо-вый риск Операционный риск

Консерва- тивная значитель- ный, создаются излишние страховые запасы увеличивается средняя или ниже средней высокий минималь- ный

Компромиссная достаточный для покрытия текущих потребностей средняя средняя средний средний

Агрессивная минимальный, страховые запасы не создаются уменьшается высокая низкий высокий

Исследование механизма управления оборотным капиталом в ряде потребительских обществ позволило установить, что для них свойственна консервативная страте -гия формирования уровня оборотного капитала, т.к. значительный объем денежных средств иммобилизуется в производственных и товарных запасах. С одной стороны в условиях инфляции и роста цен на ресурсы это приносит определенную выгоду - денежные средства, вложенные в избыточные запасы, позволяют потребительскому обществу сократить предстоящие расходы на их создание, снизить себестоимость продукции и товаров для перепродажи в будущем. Но с другой стороны, избыток запасов оказывает и негативное влияние на финансовое состояние потребительского общества, которое заключается в том, что:

1) увеличиваются расходы, связанные с управлением объемом запасов;

2) в процессе хранения возможно ухудшение потребительских свойств, физическое и моральное устаревание сырья, материалов и товаров;

3) ухудшается финансовая устойчивость и ликвидность.

Отсутствие в потребительских обществах плановых показателей запасов не позволяет своевременно выявлять их излишки или дефицит. Поэтому вопрос планирования потребности в запасах является наиболее актуальным в управлении оборотным капиталом.

Современные методы планирования запасов можно разделить на 2 группы.

1 группа - нормативные методы.

Их задачей является установление экономически обоснованных плановых показателей норм и нормативов запасов. Норма запаса рассчитывается в днях оборота и рассматривается в качестве оптимальной величины оборачиваемости запасов, это количество дней, которое проходит от момента закупки товара и его поступления на склад до реализации покупателю. Норматив запаса рассчитывается в количественном и стоимостном выражении, он представляет собой оптимальную величину запаса, которая позволяет при наименьшем отвлечении оборотных средств на создание запасов обеспечить бесперебойный процесс реализации в плановом периоде. Использование норм и нормативов позволяет организации выявлять не только излишние или дефицитные остатки запасов, но и определять необходимые

сроки закупок, необходимый объем оборотных средств для их финансирования.

К методам нормирования запасов относятся:

- экономико-статистические методы;

- метод технико-экономических расчетов;

- аналитический метод;

- метод экспертных оценок.

Из совокупности нормативных методов планирования наиболее экономически обоснованным является метод технико - экономических расчетов. Его можно рекомендовать для практического применения в различных отраслях деятельности потребительских обществ. Преимущества его заключаются в простоте, учете конкретных условий снабжения (таких, как удаленность от поставщика, частота завоза товара, особенности технологического процесса, широта ассортимента) и изменений покупательского спроса. При изменении внешних и внутренних условий деятельности организации метод технико -экономических расчетов позволяет своевременно вносить поправки в расчеты.

Рассмотрим методику расчета нормы и норматива запаса методом технико-экономических расчетов на примере организации розничной торговли. При этом методе норма и норматив запаса рассчитываются на плановый период (год, квартал) по каждому товару или товарной группе индивидуально для каждой организации. По тем товарам, для которых характерны выраженные внутригодовые колебания объема продаж, целесообразнее определять нормативы товарных запасов чаще.

На 1 этапе методики рассчитывается норма товарного запаса в днях, т.е. плановая оборачиваемость по формуле (1):

Нд„ = к+р+п+С, (1)

где К - подготовительный запас - время подготовки товара к продаже и комплектования представительского ассортиментного набора для показа покупателям в торговом зале в днях;

Р - рабочий запас - затраты времени на формирование заказа и поставку товара в магазин в днях;

П - запас текущего пополнения в днях, создается с целью обеспечения бесперебойной торговли в промежутке между двумя завозами товара. Этот запас зависит от частоты завоза товара, широты ассортимента и комплектности поступления партий товара в магазин.

Существуют 2 способа определения текущего запаса.

1 способ - для товаров простого ассортимента он рассчитывается по формуле (2):

П г

2 = 2 х п ’ (2)

где I - количество дней месяце;

п - количество завозов товара в квартале или месяце.

2 способ - для товаров сложного ассортимента по формуле (3):

п г

(3)

2

х £, 2 х п к

где О - полное количество ассортиментных разновидностей в товарной группе, например, товарная группа «Хлеб и хлебобулочные изделия», ассортиментные разновидности -хлеб «Окский», «Новославянский», «Дарниц-кий»;

к - среднее количество разновидностей товара в одной партии поставки товара;

к - коэффициент обновления ассортимента;

С - страховой запас в днях, создается на случай изменений условий завоза и покупательского спроса. По товарам простого ассортимента его уровень составляет от 70 до 100 % от суммы рабочего запаса и среднего запаса текущего пополнения (формула 4):

С = 0,7 -1,0 х (Р + П), (4)

а по товарам сложного ассортимента - 30 % (формула 5):

С = 0,3 х (Р + П).

2

(5)

На 2 этапе методики технико - экономических расчетов определяется норматив товарного запаса в натуральном выражении по формуле (6):

Нтз = Ндтз х ОРп

(6)

Норма запаса сахара для магазина определена в размере 27,2 дня:

Нд = К + Р + П + С = 1 +15 +11,2 = 27,2 дня,

т 2

где сумма подготовительного (К) и рабочего запаса (Р) составляет 1 день на доставку сахара от поставщика и подготовку его к продаже; п

средний текущий запас (у) равен 15 дням, так как сахар поставляется в магазин 1 раз в месяц, следовательно, для товара простого ассортимента

П г 30

~ =~--------т г =15 дней,

2 2 х п 2 х 1

страховой запас (С) по сахару составит:

С = 0,7 х (Р + П-) = 0,7 х (1 +15) = 11,2 дня.

Норматив сахара в натуральном выражении составляет:

Нтз = Нд„з х ОРшан = 27,2 х 10 = 272 кг, а в стоимостном выражении:

Нтз = Ндтз х ОРт = 27,2 х (27 х10) = 7344руб.

Пример 2. Рассчитаем норму запаса по товарной группе «Хлеб и хлебобулочные изделия». Завоз изделий осуществляется в магазин через 1 день (15 раз в месяц). Полный ассортиментный перечень товарной группы включает 10 наименований изделий, в среднем в каждой партии поступает 7 разновидностей изделий. Удаленность магазина от поставщика - 10 км. Однодневный плановый оборот по реализации изделий - 1400 руб.

Подготовительный запас (К) и рабочий запас (Р) в сумме составляют 3 часа или 0,1

дня. Средний текущий запас (у) равен:

П г О л л

х— = 1,4 дня.

где ОРплан - однодневный плановый оборот по реализации, в ед.

На 3 этапе определяется норматив запаса в денежном выражении путем умножения нормы запаса в днях на однодневный плановый оборот по реализации товара в рублях.

Пример 1. Рассчитаем норму запаса сахара для магазина районного потребительского общества. Завоз сахара в магазин осуществляется 1 раз в месяц, удаленность от поставщика - 120 км. Однодневный плановый оборот по реализации - 10 кг. Цена 1 кг сахара - 27 руб.

2 2 х п к

Страховой запас составляет:

С = 0,3 х (Р + П) = 0,3 х (0,1 +1,4) = 0,5 дня.

Норма запаса хлеба и хлебобулочных изделий составляет:

Нд = К + Р + П + С = 0,1 +1,4 + 0,5 = 2 дня.

2

Норматив по хлебу и хлебобулочным изделиям в стоимостном выражении составляет:

Нтз = Ндтз хОРШаН. = 2х 1400 = 2800 руб.

2 группа методов планирования запасов

- логистические методы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планирование запасов основано на определении такого объема закупаемой партии товара (сырья, материалов), при котором величина затрат по управлению запасами будет минимальной. Затраты организации по управлению запасами складываются из затрат на закупку товаров и затрат на хранение их запасов.

Рассмотрим логистический метод планирования, основанный на расчете фиксированного размера запаса, на примере хлебокомбината потребительского общества. На 1 этапе определяются плановые показатели запасов, составляется план по закупкам и хранению сырья на плановый период (табл. 2).

Таблица 2

Показатели закупок муки по хлебокомбинату на плановый год

Наименование Количество закупок, ед. Объем закупок за год, т Средний размер 1 заказа, т Средняя закупочная цена 1 т, тыс.руб.

1. Мука пшеничная в/с 100 400 4 10

2. Мука пшеничная 1 с 118 470 4 8

3. Мука пшеничная 2 с 90 360 4 7

4. Мука ржано-обдирная 150 600 4 5

5. Всего 458 1830 - -

Из табл. 2 видно, что в плановом году хлебокомбинат предполагает приобрести муку пшеничную высшего сорта в объеме 400 т за 100 закупок, средний объем одной закупки составит 4 т (грузоподъемность 1 машины).

Всего за год планируется осуществить 458 закупок муки всех наименований. Затем определяются плановые затраты на закупку и хранение запаса. В табл. 3 показана методика расчета затрат хлебокомбината на одну закупку.

Таблица 3

Плановый расчет стоимости 1 закупки муки по хлебокомбинату

Состав затрат на закупку Сумма, руб.

1. Телефонные переговоры (общая стоимость по плану на год / количество закупок за год) 12 руб. / 458 закупок = 0,03

2. Оформление договора (общая стоимость заключения договора по плану на год / количество закупок за год) 20 руб. / 458 закупок = 0,04

3. Командировочные расходы (общая стоимость по плану на год / количество закупок за год) 100 / 458 закупок = 0,22

4. Амортизация автотранспорта (амортизационные отчисления по плану за год / количество закупок за год) 26 тыс.руб. / 458 = 56,77

5. Страхование автотранспорта (сумма страховых платежей за год / количество закупок) 13 тыс.руб. / 458 = 28,38

6. Транспортные расходы (объем закупки в тоннах за год х тариф перевозки в руб. на 1 т/км х расстояние перевозки в км / количество закупок) (1830 х 2,17 руб. / ткм х 30 км) / 458 = 260,40

7. Расходы на оплату труда водителя при использовании почасовой системы оплаты (время на доставку за весь объем поставки за год в час. х часовая тарифная ставка + 40 % на погрузку за год + доплата за класс за год) / количество закупок (1830 час. х 6,73 руб. + +4926,36 руб.) / 458 = 37,65

8. Расходы на оплату труда грузчика при использовании почасовой системы оплаты (время на разгрузку всего объема поставки за год в час. х часовая тарифная ставка) / количество закупок (1830 час. х 5,40 руб.) / 458 = =9882 / 458 = 21,58

9. Управленческие расходы (условно размер 1 оклада в руб. / количество закупок) 2240 руб. / 458 = 4,89

Продолжение таблицы 3

10. Отчисления во внебюджетные фонды с расходов на оплату труда (расходы на оплату труда в руб. х ставка отчислений) / количество закупок) (37,65 + 21,58 + 4,89) х х0,363 = 23,28

11. Общая стоимость 1 заказа (сумма п.1 - п.10) 433,24

При расчете стоимости одной закупки В табл. 4 приведены общие годовые затра-

объем годовых затрат по закупкам муки всех ты хранения и затраты на хранение 1 тонны видов делится на общее количество закупок запаса муки каждого наименования.

(458), затем определяется сумма всех затрат на закупку.

Таблица 4

Плановые затраты по хранению запасов муки по хлебокомбинату

Показатели Мука пш. в/с Мука пш. 1 с Мука пш. 2 с Мука ржа. обдирная

1. Общие годовые затраты по хранению всего объема запасов на складе 537835 545449 537303 540494

1.1. Постоянные расходы всего, руб.

в том числе

• Амортизация 5000 5000 5000 5000

• Расходы на капитальный ремонт 150000 150000 150000 150000

• Расходы на текущий ремонт 15136 15136 15136 15136

• Расходы на обеспечение технологического режима, освещение 269720 269720 269720 269720

• Расходы на зарплату складским работникам 63520 63520 63520 63520

• Отчисления во внебюджетные фонды с расходов на оплату труда 23056 23056 23056 23056

• Налог на имущество, взимаемый со стоимости складских площадей 4000 4000 4000 4000

• Расходы на страхование складских помещений 720 720 720 720

1.2. Переменные расходы всего, руб. 7083 7614 6151 9342

• Расходы, связанные с естественной порчей, старением и потерей потребительских качеств во время хранения 0 0 0 0

• Расходы на оплату труда складским работникам, выплачиваемые в зависимости от объема хранения 4903 5586 4513 6854

• Отчисления во внебюджетные фонды с расходов на оплату труда 1780 2028 1638 2488

• Прочие 0 0 0 0

2. Объем закупок (запасов на складе), т 400 470 360 600

3. Затраты на хранение 1 тонны 1344,59 1160,53 1492,51 900,82

Постоянные затраты на хранение не зависят от объема и количества наименований муки, поэтому на каждый вид муки отнесены целиком, а переменные затраты поделены пропорционально доле каждого

запаса муки определенного наименования в общем запасе.

На 2 этапе определяются оптимальные параметры закупки муки для хлебокомбината (табл. 5).

Таблица 5

Оптимальные параметры закупки муки для хлебокомбината

Показатели Формула расчета Мука пшеничная Мука ржано- обдирная

высший сорт 1 сорт 2 сорт

1. Плановый объем закупки, т 8 400 470 360 600

2. Затраты на 1 закупку, руб. С2 433,24 433,24 433,24 433,24

3. Затраты на хранение 1 т, руб. Сх 1344,59 1160,53 1492,51 900,82

4. Оптимальный объем закупки (формула Уилсона), т О — I2 х С * х 5 (7) хС- оптим у С 16,1 18,7 14,5 24,0

5. Оптимальное число поставок, ед. 0 оптим . ^ (8) г-' оптим . 25 25 25 25

6. Оптимальный интервал между поставками, дней 360 п — (9) оптим. \ / коптим. 14,4 14,4 14,4 14,4

7. Плановые затраты по управлению средним объемом запаса муки на складе (при объеме закупки по плану 4 т за 1 закупку), руб. С — — х 5 + Сх х (10) 0 2 46013,18 53226,76 41976,62 66787,64

8. Минимальные затраты по управлению средним объемом запаса на складе (при объеме 1 закупки = Qоптим.), руб. С_ —л/2 х С х 5 х Сх (11) 21587,59 21739,84 21576,90 21640,83

9. Экономия в результате оптимизации среднего объема запаса, руб. С - С миним. 24425,59 31486,92 20399,2 45146,81

Из табл. 5 видно, что при среднем запланированном объеме закупки муки пшеничной высшего сорта объемом 4 т плановые затраты по управлению средним размером запаса (по закупкам и хранению) составят 46013,18 руб. Формула Уилсона позволила определить, что затраты по управлению средним запасом муки пшеничной высшего сорта будут сокращены до минимального значения (21587,59 руб.) при объеме закупки, равном 16,1 т (а .). При

^ г оптим ' г

фиксированном объеме закупки в 16,1 т количество закупок за год составит 25, интервал между закупками - 14,4 дня. Таким образом, если хлебокомбинат будет закупать

муку оптимальным объемом в 16,1 т, то он получит экономию на затратах по управлению средним запасом на сумму 24425,59 руб. по сравнению с плановым объемом закупки в 4 т. Оптимальный объем закупки муки в 16,1 т

- это максимально возможный объем запаса, который создается сразу после закупки и постепенно расходуется в производстве. Когда объем запаса муки снизится до определенного размера - точки заказа (ее необходимо установить с учетом ежедневного объема расхода запаса), то подается новый заказ.

Недостаток логистического метода с фиксированным объемом заказа заключается

в том, что он предполагает стабильность объемов производства и продажи товара. Поэтому при наличии внутригодовых колебаний объемов производственно-торговой деятельности расчет плановых показателей необходимо осуществлять в течение года чаще. Для практического применения данного метода планирования необходимо также организовать автоматизированный учет издержек управления запасами и систематический контроль за объемом запасов, т.к. этот метод не предполагает создание страхового запаса.

Поскольку в практической деятельности потребительского общества процессы снабжения и сбыта характеризуются неравно -мерностью, то, основываясь на принципах логистической системы «максимум-минимум» и технико - экономического метода нормирования, можно предложить потребительским обществам применять комплексный нормативно-логистический подход к формированию запасов. Рассмотрим особенности организации такой системы управления запасами на примере розничного торгового предприятия (табл. 6).

Таблица 6

Показатели нормативно-логистической системы управления товарными запасами на примере запасов сахара

Показатели Величина

1. Подготовительный и рабочий запасы (К + Р), дни 1

2. Средний запас текущего пополнения (П/2), дни 15

3. Страховой запас, дни 11,2

4. Плановый однодневный объем реализации (ОРТ план), кг 10

5. Минимальная длительность запаса, дни Ш, = К + Р + С (12) тзминим. 4 ' 12,2

6. Максимальная длительность запаса, дни Ндт, = К + Р + П + С (13) тз максим. 2 27,2

7. Максимальное количество запаса (норматив), кг НТЗмаксим • = Ндтзмаксим Х ОРплан. (14) 272

8. Минимальное количество запаса, кг НтЗминм = НдтзминимХ ОРплан. (15) 122

9. Фактический остаток запаса сахара на складе на момент контрольной проверки ^ факт), кг 142

10. Фактический остаток запаса к моменту поставки очередного заказа, кг 132

11. Объем заказываемой партии, кг Озаказа = (НтЗмаксим. ~ Офакш.) + (К + Р) Х ОРПЛан. (16) 272 - 142 + + 1?10 =140

В этой системе управления необходимо установить следующие контрольные показатели:

1) минимальная длительность запаса в днях - включает подготовительный запас, средний запас текущего пополнения и страховой запас - это период времени, необходимый для выполнения заявки и обеспечения потребности в случае задержки поставки. Из табл. 6 видно, что по запасу сахара она составляет 12,2 дня;

2) максимальная длительность запаса в днях, соответствующая норме запаса в днях. Методом технико - экономических расчетов ее значение было установлено ранее равным

27,2 дня;

3) минимальное количество запаса в натуральном выражении или размер запаса, при достижении которого необходимо оформлять заявку, за время доставки товара его значение снижается до страхового запаса

- 122 кг;

4) максимальное количество запаса в натуральном выражении, соответствующее нормативу запаса - 272 кг.

После поставки сахара на складе хлебокомбината формируется его максимальный запас, равный 272 кг. При однодневном обороте по реализации сахара в 10 кг этого запаса будет достаточно на 27,2 дня. По мере расходования запаса в промежутке между максимальным и минимальным нормативом

запаса (т. е. в течение 15 дней со дня поставки:

27,2 дн. - 12,2 дн.) необходимо провести контрольную проверку его фактической величины. В зависимости от фактического объема запаса на момент проверки определяется объем заказываемой партии - О .

г заказа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, при проверке фактический запас в магазине составил 142 кг. Сразу после проверки запаса подается заявка на поставку. Объем заказа составит (формула 16) 140 кг. За время доставки сахара (1 день) его запас снизится до 132 кг. Объем поставки (140 кг) при этом восполнит товарный запас до его максимального норматива (272 кг). В случае задержки поставки будет расходоваться минимальный и страховой запасы.

Практическое применение рекомендуемой системы управления запасами потре -бует осуществления непрерывного количественного учета движения запаса и контроля за его наличием на складе для своевременного размещения заказа. Для организации контроля

за уровнем запаса можно использовать систему контроля «АВС», широко применяемую в странах с рыночной экономикой. Совершенствование механизма управления оборотным капиталом в потребительских обществах посредством внедрения методов планирования потребности в запасах позволит мобилизовать значительные резервы экономии затрат по управлению запасами, сократить потребность в оборотных средствах для их формирования, повысить оборачиваемость и рентабельность оборотного капитала. Эффективному планированию будет способствовать внедрение автоматизированных систем управления, которые позволят наладить количественно-суммовой учет движения товарноматериальных запасов, получать ежедневно информацию о фактическом наличии запасов и степени их соответствия установленным нормам, осуществлять своевременную корректировку норм и нормативов при изменении внешних и внутренних условий.

I.Y. Vladimirova. CIRCULATING CAPITAL MANAGEMENT IN A CONSUMERSr SOCIETY.

The given article is devoted to an important financial-economic problem of the consumer cooperatives development connected with the necessity to improve the existing mechanism of circulating capital management in consumersr societies. The article discloses problems and drawbacks in managing the circulating capital of the consumersr societies, considers modem technical approaches to the planning of inventories demand, shows in detail the methods of their practical application. For the purpose of forming an effective system of inventories management in consumersr societies the author suggests a comprehensive, standard logistic approach to the inventoriesr volume planning.

ВЛАДИМИРОВА Инна Юрьевна, родилась в 1969 г., окончила Чебоксарский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации (1998), кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 34 работ.

УДК 339.1:334.735]658

ТРАНСПОРТНАЯ И СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА В ЕДИНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

С.В. Тимофеев

Центральным звеном в создании единой торговой сети в системе потребительской кооперации является организация четко отлаженной регулярной системы продвижения товаров в розничные предприятия.

Продвижение товаров необходимо рассматривать как макрологистическую систему, под которой подразумевается совокупность предприятий, связанных между собой дого-

ворными отношениями с целью доведения товаров от сферы производства до конечного потребителя.

Внутри любого типа товародвижения существуют: потоки товаров, прав собственности, услуг, информации, платежей; поток действий, направленных на продвижение товара или услуг.

Целью продвижения является выработ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.