УПРАВЛЕНИЕ НЕПРИБЫЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Е.А. ЗЕЛЕНОВА,
генеральный директор, преподаватель, кандидат экономических наук; некоммерческий благотворительный фонд содействия социальной реабилитации осужденных и защиты персонала уголовно-исполнительной системы Минюста России и сотрудников МВД России (НБФ «Попечитель»); Академия государственной службы при Президенте РФ, МИРБИС (МВА)
Аннотация. Для развивающегося некоммерческого сектора в России требуются тщательно разработанный план развития и продвижение образования в области менеджмента некоммерческих организаций. Наиболее показательным в этом отношении являются неприбыльный сектор США и исследования американских ученых по менеджменту неприбыльных организаций и процессам совершенствования социального обслуживания через менеджмент.
Ключевые слова: благотворительность, волонтерство, источники происхождения дисциплины, некоммерческий сектор, управление неприбыльными организациями.
THE MANAGEMENT OF NONPROFIT ORGANIZATIONS
E.A. ZELENOVA,
the general director; the teacher; Cand. Econ. Sci.; noncommercial welfare fund of assistance of social rehabilitation condemned and protection of the personnel of criminally-executive system of Ministry of Justice of the Russian Federation and employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (НБФ "Trustee"); public service Academy at the President of the Russian Federation,
МИРБИС (МВА)
Annotation. The most revealing in this respect is the non-profit sector of the U.S. and U.S. research on the management of nonprofit organizations and processes to improve social services through the management.
Key words: philanthropy, volunteering, the origins of the discipline, non-profit sector, the management of nonprofit organizations.
Задачи профессионализма и совершенствования благотворительной политики неразрывно связаны с вопросами образования сотрудников и обеспечения квалифицированных кадров для благотворительной сферы и некоммерческих организаций. Эти аспекты предполагают эффективное сочетание теории и практики, включение более широкого спектра направлений, не ограничиваясь исключительно управлением некоммерческих организаций; дальнейшее развитие инфраструктурных институтов, способных обеспечивать качество услуг и потребности благотворительного сектора; становление и развитие системы оценки результатов и производимого социального эффекта [2].
В России остро стали осознавать потребность в обучающихся программах по менеджменту для развивающегося сектора некоммерческих организаций. Осознали, что для успешного развития требуются тщательно разработанный план развития и продвижение образования в области менеджмента некоммерческих организаций. Более того, читают лекции и ведут процесс обучения в ряде образовательных уч-
реждений. Однако показательным в этом отношении являются неприбыльный сектор США и исследования американских ученых по менеджменту неприбыльных организаций и процессам совершенствования социального обслуживания через менеджмент.
По мнению большинства исследователей, вряд ли кто-то согласится с тем, что бизнесом следует управлять так же, как неприбыльной организацией. Для этого даже в Америке нет эмпирической базы для сравнения. Плюс к этому в США не хотели бы, чтобы бизнес-методы (дивиденды или прибыль) распределения сверхдохода применялись в отношении руководителей и сотрудников неприбыльных организаций, потому что это противоречило бы фундаментальным целям, ради которых они были созданы, не говоря о том, что такое просто незаконно в условиях США.
Кроме того, в США существует рынок обучения менеджменту в неприбыльном секторе, постоянно совершенствуются процессы социального обслуживания через менеджмент. Имеются база для информационной поддержки высококачественных про-
грамм обучения, а также много сведений и фактов, демонстрирующих, что благотворительность, филантропия и добровольчество сделали свой огромный вклад в эволюционное развитие дисциплины. Можно и дальше продолжать этот перечень. Важно другое: как исторически на развитие программ обучения менеджменту неприбыльных организаций сказалась передача технологий менеджмента и закрепление статуса освобождения от налогов организаций в сфере благотворительности [2]?
Признавая интерес к развитию дисциплины «Управление неприбыльными организациями», обратимся к исследованию профессора С. Блока. Он провел анализ четырех главных источников происхождения дисциплины [3, с. 250—254], изучив основание и корни благотворительности и филантропии, развитие роли волонтеров, эволюцию схемы освобождения от налогов, адаптацию методов управления к условиям неприбыльного сектора.
С. Блок обращается к разным зарубежным исследованиям и авторам в этой области. Первый главный источник происхождения дисциплины «Управление неприбыльными организациями», считает он, лежит в основе благотворительности и филантропии, а древние рецепты благотворительной деятельности и действий в сфере удовлетворения нужд сообщества являются частью эволюционного развития нынешних неприбыльных организаций.
А. Кейт допускает, что благотворительное жертвование имеет в основе биологическое происхождение, концепция альтруизма имеет «врожденное и инстинктивное начало» [3, с. 251], но более правдоподобно то, что истоки благотворительности и филантропии получили свое начало в древних цивилизациях. По мере того как древние общества становились более сложными, идея распределения задач по защите и сохранению сообщества совершенствовалась через выработку и принятие правил и структуры. Так, понятие «благословенное дарение» существовало еще в Древнем Египте 2300 лет до н.э. В то время египетских аристократов хоронили с богатыми подарками для богов, а также со списками дарений, которые были ими в течение их жизни переданы бедным и нуждающимся.
Благотворительность в дохристианских традициях выражалась в разных формах дарения, которые предназначались для укрепления сообщества, а не для оказания помощи отдельным людям. Так, греческая концепция ближе к философии филантропических фондов, чем к иудейско-христианской концепции благотворительности. Греческие благотворители дарили своим городам театры и стадионы, а современные филантропы жертвуют на строительство больших зданий, библиотек, университетов, музеев.
Ветхий Завет содержит указание каждому лицу направлять часть своей продукции вдовам и голодным детям сообщества, а в Священном Писании от Мат-
фея изложена идея христианского ожидания поделиться с нуждающимися.
Влияние реформации и развал феодальной системы в Англии отразились социальными переменами, которые привели к организованной реакции на затруднения, испытываемые бедняками. Чтобы устранить социальную нестабильность, муниципалитеты начали издавать постановления о попрошайничестве и занятости. Но проблемы контроля поведения не сдерживались указами городских властей, и тогда Парламент отреагировал принятием в 1601 г. Правил о призрении английских бедняков. Были кодифицированы три принципа по наблюдению за положением бедных: общественные обязательства, обязательства местного сообщества и обязательства родственников. Принципиальным основанием Правил было предположение, что люди должны работать и заботиться об удовлетворении своих нужд, потребностей своей семьи. В случае, если человек не мог справиться, сообщество было обязано и отвечало за обеспечение (не ниже определенного минимума) его потребностей. Хотя впервые Правила учредил английский Парламент, ранее аналогичным принципам следовали колониальные поселенцы. Считается, что распространение Правил в Англии заложило основу для развития благотворительной и филантропической деятельности в США. Эти правила сначала применялись на уровне отдельных штатов, иногда их брали на себя местные церковные приходы, что и привело позже к открытию богаделен.
Во второй половине XIX в. вследствие промышленной революции и иммиграции населения американские городские центры стали переполняться миллионами человек из Европы. Обязательства по призрению становились слишком масштабными, и поэтому возможности по обеспечению адекватной опеки и услуг стали подвергаться тщательному изучению. Реакцией на такой контраст жизни богатых и бедных стали расцвет благотворительных организаций и движения поселенцев.
Кроме Правил о призрении английских бедняков и идеи домов для поселенцев, еще одно английское изобретение — создание Общества благотворительных организаций, которое также нашло свое место в США. Кстати, это движение, вдохновленное священниками, стало предшественником современных филантропических фондов и корпоративных пожертвований. В рамках движения зародились и первые исследования о благотворительных организациях, о координации их действий и анализ результатов финансовой помощи.
После того как в начале XX в. благотворительное движение стали поддерживать бизнесмены и торговые палаты, оно стало значительно сильнее. Этому содействовали ожидания бизнесменов, что частные благотворительные организации будут эффективнее управляться, чем общественные. Доноры начали
настаивать на создании ассоциации благотворительных организаций, которая могла бы регулировать фандрайзинговую деятельность и распределение денег, вести надзор за качеством управления благотворительными организациями. Первой такой организацией стала Кливлендская федерация благотворительности и филантропии, созданная в 1913 г. Ее появление стало решающим шагом возникновения оплачиваемого персонала, занимающегося менеджментом федераций и благотворительных организаций. С этим же периодом связано появление периодических изданий, нацеленных на распространение знаний о благотворительной деятельности.
Второй источник происхождения дисциплины «Управление неприбыльными организациями» С. Блок видит в развитие роли волонтеров. Подъем и развитие идеи и практики добровольчества в США шли параллельно с эволюцией благотворительности и филантропии. В 1835 г. А. Токвилль назвал волонтерские объединения Америки уникальными и влиятельными с точки зрения распространения демократических ценностей. Но, по мнению Блока, волонтерство лежит за пределами благотворительности, потому что, будучи близким по духу благотворительности и филантропии, отличается непохожими и специальными особенностями.
К. Милофски предположил, что изучение шести традиций американского участия в благотворительности поможет выявить, как они повлияли на формирование основ неприбыльного сектора и неприбыльных организаций. Эти шесть традиций американского участия включают в себя протестантскую аристократическую, городскую этническую, свободную профессиональную, организационную профессиональную традиции; традицию межорганизационной координации; корпоративную филантропическую традицию.
На третий источник происхождения дисциплины «Управление неприбыльными организациями» повлияла эволюция и влияние статуса освобождения от налогов — существенный элемент американской экономики.
Уже в 1983 г. обзор, выполненный К. Клотфелтром, выявил необходимость налоговых вычетов с точки зрения стимулирования пожертвований на благотворительные цели. Он объяснил: «Зависимость между налоговыми кредитами и благотворительными пожертвованиями столь сильна, что современные неприбыльные организации сильно пострадали бы, если бы не имели таких привилегий и платили подоходный налог, а также если бы не было стимула в форме налогового вычета для благотворителя» [3, с. 259].
Несмотря на то что освобождение от налога весьма популярно в настоящее время, оно было изобретено в XX в., а исследователь Е. Лэшбрук относит его к временам Старого Завета.
К четвертому источнику происхождения дисцип-
лины «Управление неприбыльными организациями» С. Блок относит адаптацию методов управления к условиям неприбыльного сектора. То есть развитие области менеджмента неприбыльных организаций переплетается с историей развития концепции освобождения от налогов и налоговой политикой, которые стимулируют благотворительные пожертвования.
Таким образом, источники происхождения дисциплины и потребность в сборе данных для изучения разных моделей благотворительности и их взаимосвязи с эффективным менеджментом неприбыльных организаций продолжают существовать и изучаться в наши дни.
И все же менеджмент неприбыльных организаций не прост для понимания. «Он обозначает функцию управления в неприбыльном секторе и предполагает тип менеджмента, отличный от того, который имеет место в бизнесе и в государственных организациях» [3, с. 261].
С. Блок, который провел анализ четырех главных источников происхождения дисциплины, изучив основание и корни благотворительности и филантропии, развитие роли волонтеров, эволюцию схемы освобождения от налогов, а также адаптацию методов управления к условиям неприбыльного сектора, проводит еще одно исследование. Это исследование истоков, начиная с развития менеджмента как профессиональной области деловой практики и как академической дисциплины, в рамках которой присуждаются степени магистра по управлению бизнесом (МВА) или доктора по управлению бизнесом (DBA).
С. Блок считает, что некоторые формы менеджмента были известны еще в доисторических цивилизациях. Когда люди охотились, путешествовали группами, строили деревни, между ними существовало разделение труда, включая руководство. Примером известных практик в тот период могут служить применение налогов, управление строительными проектами (пирамидами) и создание органов управления городами.
Очевидно, что задачи, функции и методы менеджмента эволюционировали с течением времени. Так, во времена Средневековья были разработаны такие средства финансового менеджмента и контроля, как ведение бухгалтерского учета и бухгалтерский учет по методу двойной записи. В период промышленной революции, в основном в Англии, наблюдается ведение новых мануфактурных технологий и новых методов производства. Благодаря этим инновациям происходит сдвиг от изготовления продукции в домашних условиях к фабричной системе. Другие значимые экономические и управленческие концепции и методы включают в себя идею регистрации бизнеса в форме корпорации с целью увеличения капитала за счет продажи акций, а затем связанную с первой идею отделения функций собственности от функций управления. И только в середине XIX в. влияние новых методов организации производства начинает от-
ражаться на США. Так, развитие сети железных дорог Америки обеспечивало возможность инвесторам извлечь прибыль из вложения в железнодорожный бизнес, а инженеры — строители дорог нарабатывали методы управления сложным организационным администрированием.
В 1886 г. президент мануфактуры г-н Таун, выступая на конференции с докладом на тему «Инженер в роли экономиста», призвал признать промышленный менеджмент наукой и подчеркнул, что менеджмент должен стать независимой областью изучения (доклад Тауна положил начало науке менеджмента).
В тот же период предприниматель из Филадельфии Д. Уортон заявил о необходимости специальной программы обучения менеджменту, чтобы можно было готовить людей к карьере менеджера. Он первый профинансировал американскую школу менеджмента (Уортонскую школу при Пенсильванском университете), а в 1898 г., через 17 лет, Калифорнийский университет и университет Чикаго основали свои бизнес-школы. Идея обучения бизнесу была институционализирована — в стране действовало 30 школ по бизнес-менеджменту.
Одновременно с этим другой предприниматель из Филадельфии, Ф. Тейлор, задается вопросом о роли и об ответственности менеджмента. Он был заинтересован в максимизации производительность труда рабочих при минимальном уровне надзора за ними. С. Блок считает, что Тейлор «предвосхитил систему кооперации и повышения производительности за счет введения соответствующих стандартов и поощрений, которая была основана на гармоничном взаимодействии рабочих и менеджеров» [3, с. 263]. Разработка этих пионерских идей привела к признанию Тейлора «отцом научного менеджмента».
В своей работе С. Блок отмечает более 20 авторов — сторонников научного менеджмента в период с 1911 по 1980 г., и каждая работа заслуживает огромного внимания. Однако только после 1980-х гг., по его мнению, началось изучение менеджмента, с точки зрения максимизации возможностей достижения успеха. Тогда же возникла потребность в исследовании путей решения социальных проблем во внутренней и внешней среде организации:
Ф внутри организации — менеджеры стремились удовлетворить потребности наемного персонала через управление пособиями и создание благоприятных условий труда;
Ф во внешней среде — менеджмент занимался воздействием на мнение потребителей и предотвращением обстоятельств, при которых могли возникнуть тяжбы против компании.
В этот же период менеджмент современной организации сталкивается с требованиями правительственных контролирующих органов и с необходимостью выстраивать отношения со средствами массовой информации. Но отправной точкой в развитии прак-
тики менеджмента неприбыльных организаций американские специалисты считают закон, принятый Конгрессом США в 1894 г., содержавший публичную политику поддержки деятельности неприбыльных организаций за счет освобождения их от налогов. В начале XX в. стали возникать первые фонды и национальные организации обслуживания населения, и в 1954 г. была разработана гл. 501 НК, содержавшая правила признания организаций, освобождаемых от налогов. Важным стало появление разд. 501 (с) (3), что позволило отличать обязательства менеджмента в неприбыльном секторе от аналогичных обязательств в бизнесе и общественном секторе.
В общей сложности приблизительно за 30 с небольшим лет, к 1984 г., рост числа неприбыльных организаций (около двух третей всех организаций) привел к адаптации технологий менеджмента к условиям неприбыльного сектора. Признанные методы менеджмента начали модифицироваться применительно к целям и задачам неприбыльных организаций, отличающимся от целей и задач бизнеса и общественного сектора.
Появилось много профессиональной литературы по менеджменту неприбыльных организаций, высококачественных тренинговых программ для руководителей и менеджеров неприбыльных организаций, которые способствовали росту и развитию университетских программ обучения менеджменту. Наверное, самое интересное в развитии менеджмента неприбыльных организаций в США — это масштаб самого неприбыльного сектора: его значительный рост за последние 50 лет. Неприбыльный сектор США — важная составляющая экономики страны. Он огромен и продолжает расти, даже несмотря на то, что многие ученые предсказывают, что он не может и не будет далее увеличиваться.
Это касается не только развития и роста неприбыльного сектора. В настоящее время среди европейских и американских ученых нет однозначного мнения по вопросам самого управления неприбыльным сектором. Одни полагают, что в прошлом неприбыльные организации сильно отличались от коммерческих и государственных, но сейчас границы между тремя секторами стираются. Другие считают, что неприбыльной организацией надо управлять как бизнес-структурой.
Д. Смит убежден, что «эта точка зрения игнорирует то, что неприбыльные организации возникли частично потому, что рынок и правительство не справлялись с тем, чтобы производить какие-то товары и предоставлять некие услуги в количествах, в которых нуждалось общество. Сторонники этого мнения считают, что неприбыльные организации должны адаптировать бизнес-подходы для более эффективного использования своих скудных ресурсов и повышения своей эффективности» [3, с. 270]. Смит не разделяет этого мнения, так как считает, что упрощается сама
действительность. Если под управлением неприбыльной организации как бизнес-структурой понимается то, что она должна уважать закон, вырабатывать сбалансированный бюджет и эффективно использовать свои доходы, то с этим трудно не согласиться. Но если все этим и ограничивается, то вряд ли кто-то согласится с тем, что бизнесом следует управлять так же, как неприбыльной организацией.
По мнению Д. Смита, нельзя использовать единую схему обучения менеджменту для всех секторов, тем более что уже разработаны совершенные образовательные программы (по крайней мере в США) в области неприбыльного сектора, и создавались эти программы в ответ на простой вопрос: что необходимо знать и уметь руководителям и менеджерам неприбыльной организации, чтобы она работала эффективно?
Ответы на этот вопрос и были положены в основу многочисленных учебных программ в разных образовательных учреждениях за рубежом. С некоторых пор и в России это практикуется, потому что все, что связано с российским образованием в некоммерческом секторе, завязано на грантовой поддержке зарубежных фондов. Соответственно при адаптации учебные программы пополняются практическими знаниями и навыками, которые являются значимыми для руководителей и менеджеров некоммерческого сектора, но не бизнеса.
За последние годы только в Америке наблюдается быстрый рост всевозможных исследований самого высокого уровня, касающихся неприбыльного сектора. Так, в США действуют две быстрорастущие ассоциации исследователей неприбыльного сектора — ARNOVA, Ассоциация изучения неприбыльных организаций и волонтерства, насчитывающая более 900 членов, и ISTR, Международное общество исследования «третьего сектора», в котором состоит более 500 членов. Имеются три главных периодических журнала по данной тематике. Существует много хорошо описанных кейз-стади и иных учебных материалов для информационной поддержки высококачественных программ обучения бакалавров и магистров в
области менеджмента неприбыльных организаций. И несмотря на разные мнения, опровергая скептиков, предсказавших в течение ряда лет насыщение рынка, рынок благотворительности и рынок обучения менеджменту в неприбыльном секторе США существует и продолжает расти.
Более того, американские ученые, те, кто постоянно отслеживают ситуацию, нашли индикаторы тенденций в обучении менеджменту неприбыльных организаций и выявили два особенно важных показателя:
1) желание самих студентов ведущих бизнес-школ обучаться менеджменту неприбыльных организаций;
2) практически, около трети выпускников Школы государственного управления им. Кеннеди принимают решение пойти работать в неприбыльные организации вместо государственных учреждений.
Таким образом, быстрый рост и развитие менеджмента неприбыльным сектором очевиден. США раньше других преодолели все тернии преобразований на пути к рыночной системе. Более того, уроки таких трансформаций, извлеченные гражданами и обществом США, могут быть полезны для неправительственных и некоммерческих организаций России и ряда других стран, да и всего мира.
Литература
1. Зеленова Е.А. Развитие системы социального партнерства в благотворительной сфере // Вестник университета. 2009. № 26.
2. Зеленова Е.А. Трансформация благотворительной деятельности в системе социальной политики России (вопросы теории и практики) : моногр. М., 2009.
3. Неприбыльный сектор США: Правовая основа, масштабы, конкурентоспособность, эффективность / авт.-сост. С.Р. Блок, В.Н. Якимец. М., 2008.
4. Социальное партнерство: международный и российский опыт, перспективы развития : моногр. / под ред. В. Егорова, И. Фулц, Р. Крумма, Н. Волгина. М., 2008.
5. Социальная политика. Энциклопедия / под ред. Н.А. Волгина, Т.С. Сулимовой. М., 2006.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
М.Н. ИЛЮШИНА, кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой предпринимательского права, гражданского и