Управление нематериальными активами в организации
А.Е. Катковский
инженер ООО «Энергоавтоматика», аспирант Института экономики и финансов «Синергия» (г. Москва)
Александр Катковский, katkovskyae@mail.ru
Значение нематериальных активов для развития организации
В настоящее время ведущие зарубежные компании создают значительную и стабильную стоимость, инвестируя и управляя своими нематериальными активами, такими как рабочий персонал, базы данных, информационные системы и технологии, высокотехнологичные процессы, бренд, взаимоотношения с клиентами, инновации и культура компании. Согласно данным, приведенным на рисунке 1 [1], в среднем нематериальные активы составляют до 75 процентов от рыночной стоимости зарубежных высокотехнологичных компаний, в то время как средняя величина материальных активов таких компаний (балансовая стои-
мость) - менее 25 процентов от их рыночной стоимости [1].
Такие страны, как Сингапур или Япония, не обладают богатыми природными ресурсами, но они усиленно инвестируют в развитие своих нематериальных активов и, как следствие, имеют значительно больший рост благосостояния и валовой внутренний продукт по сравнению, например, со странами Персидского залива, которые имеют значительные материальные ресурсы, но при этом мало инвестируют в развитие человеческого капитала и новейших технологий. Следовательно, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях нематериальные активы играют решающую роль в долгосрочном создании стоимости.
^ 90
со
о
1982 1992 1997 2002 год
Рис. 1. Доля нематериальных активов в рыночной стоимости компании
В России в связи со снижением уровня образования и подготовки кадров в государственных учебных заведениях, а также из-за недостаточного объема инвестиций в развитие научно-технической базы для создания стоимости используется лишь незначительная часть нематериальных активов. Частные предприятия не спешат инвестировать в развитие человеческого капитала и высокие технологии, несмотря на то, что их развитие напрямую зависит от наличия квалифицированной рабочей силы и новейших разработок. Такое положение дел в значительной степени тормозит и без того «вялое» развитие как отдельных предприятий, так и экономики страны в целом.
Описание нематериальных активов
В литературе (например, [1]) термин «нематериальные активы» трактуется как «знание организации, которое создает дифференцированное преимущество» или «способности сотрудников компании удовлетворять запросы клиентов».
В соответствии с действующим положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/20071 нематериальные активы включают в себя произведения науки, изобретения, программы для ЭВМ, полезные модели, селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау), товарные знаки и знаки обслуживания. Нематериальные активы следует формировать на основе потенциала других факторов, которые необходимо учитывать, несмотря на то, что оценить их синергетическое влияние представляется весьма затруднительным. Создать ценность из нематериальных активов можно только в том случае, если они способствуют достижению поставленных организацией стратегических целей.
Для реализации долгосрочных планов организации особую важность приобретают следующие компоненты нематериальных активов:
1) человеческий капитал. Человеческий капитал в связи с всевозрастающей ролью каждого отдельного работника занимает важное (если не важнейшее) место среди всех остальных нематериальных активов. Если сотрудник (работник) обладает необходимыми умениями, талантом и имеет ноу-хау для выполнения и оптимизации внутренних бизнес-процессов организации, то сегодня это является решающим для успешной реализации разработанной ею стратегии;
2) информационный капитал. Информационный капитал, как и человеческий капитал, является одним из факторов, обеспечивающих успех стратегии, разработанной организацией. Информационный капитал состоит из систем, баз данных, библиотек, сетей и обеспечивает необходимой информацией и знаниями всех сотрудников организации. Информационный капитал, как и человеческий капитал, имеет высокую ценность только тогда, когда он соответствует разработанной организацией стратегии. Если организация в своей стратегии, например, делает ставку на лидерство своего продукта, то ей потребуются информация для разработки новых товаров или услуг и поддержка процессов развития с помощью таких средств, как виртуальное моделирование и CAD/CAM;
3) организационный капитал - это способность компании мобилизоваться и поддерживать процесс изменений, необходимых для реализации долгосрочных планов [1]. Организационный капитал предоставляет возможность согласовать и объединить нематериальные (человеческий и информационный капиталы) и материальные (финансовый и физический капиталы) активы таким образом, чтобы этот механизм слаженно работал для достижения стратегических целей, поставленных организацией [1, 2].
Оценка нематериальных активов
Прежде всего необходимо отметить, что нематериальные активы не должны изме-
1 «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 года № 153н.
ряться такими показателями, как, например, сумма денежных средств, вложенная в их развитие. Если нематериальные активы соответствуют поставленным организацией целям, то их ценность существенно возрастает по сравнению с затраченными на них средствами. Справедливо и обратное утверждение: если нематериальные активы не соответствуют поставленным целям, даже если в их развитие были инвестированы большие средства, то их ценность будет невелика.
Оценить нематериальные активы не просто, поскольку они неосязаемы, однако это не означает, что их оценка в принципе невозможна. В своих исследованиях
ведущие зарубежные ученые-экономисты Роберт С. Каплан и Дейвид П. Нортон разработали модель оценки нематериальных активов (см. рис. 2). На этом рисунке материальные активы выстроены по иерархическому принципу, в соответствии со степенью ликвидности. Ликвидный актив - это актив, который может быть легко и быстро обращен в денежные средства по существующей рыночной цене. Денежные средства и их эквиваленты (например счета) считаются наиболее ликвидными активами, далее идут материально-производственные запасы, за ними следуют активы длительного пользования (основные средства производства).
СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ
• человеческий капитал
• информационный капитал
• организационный капитал
• репутация фирмы
Рис. 2. Модель оценки нематериальных активов [1]
Для описания статуса нематериальных активов и их роли в поддержке стратегии организации Нортон и Каплан ввели такое понятие, как «стратегическая готовность». Этот показатель является аналогом ликвидности. Иначе говоря, чем выше степень готовности,
тем быстрее нематериальные активы могут быть обращены в денежные средства. Стратегическая готовность конвертируется в материальную ценность только тогда, когда внутренние бизнес-процессы создают более высокий уровень доходов или прибыли [1].
Для проведения оценки нематериальных активов Каплан и Нортон предлагают использовать 3-уровневую модель «каскад», которая подобна модели, которую применяют при оценке материальных и финансовых активов. Первый (верхний) уровень описывает виды активов по степени их ликвидности. Второй уровень представляет собой набор подкатегорий каждого вида активов, описанных на первом уровне. Например, товарно-материальные запасы можно разбить на подкатегории: сырье, процесс, готовая продукция. Третий уровень описывает специфические активы (например, на складах организации имеется готовая продукция на сумму 5 миллионов рублей). Руководствуясь основными принципами рассматриваемой модели, можно представить, что первый уровень описывает каждую категорию нематериальных активов: персонал (человеческий капитал), информационный и организационный капиталы. Второй уровень описывает, как каждый вид нематериального актива соотносится с внутренними бизнес-процессами организации. Наконец, третий уровень описывает свойства нематериальных активов [1].
В качестве примера применения описанного метода (уровень 2) автором статьи была проанализирована степень стратегической готовности организации «Точный измеритель» (название организации изменено по требованию высшего руководства), специализирующейся на поставках энергетического оборудования для электростанций. Штат организации составляет около 40 человек. Чтобы оценить стратегическую готовность произвольного внутреннего бизнес-процесса этой организации, рассмотрим следующую ситуацию. Предположим, что для реализации поставленных целей, сформулированных в ее стратегии, организации требуются 15 инженеров-проек-тировщиков для поддержки очень важного внутреннего бизнес-процесса «Проектирование АСУ ТП». Компания установила, что необходимым набором знаний и умений обладают лишь 10 человек. Поскольку для достижения поставленных целей компании необходимо иметь 15 работников соответствующей квалификации, стратегическая го-
товность человеческого капитала компании для этого бизнес-процесса составляет 67 процентов.
Применив метод оценки нематериальных активов, описанный ранее, автор произвел оценку человеческого, информационного и организационного капиталов организации «Точный измеритель» как трех основных компонентов нематериальных активов. Соответствующие результаты приведены в таблицах 1-3, составленных с использованием таблиц и рисунков из работы [1]. Исследование проводилось в течение длительного периода. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в организации нет четко сформулированной стратегии развития. Это не означает, что стратегия отсутствует в принципе, однако многие действия и принимаемые в организации решения имеют скорее оперативный, нежели стратегический характер. В силу того, что эффективное использование метода, примененного для оценки нематериальных активов, возможно только при наличии четко сформулированной стратегии, полученные результаты позволяют сделать лишь оценочные выводы о состоянии человеческого, информационного и организационного капиталов организации. Тем не менее, несмотря на хаотичность внутреннего устройства организации, результаты исследования позволяют руководству определить, какие именно меры необходимо принять для устранения выявленных пробелов и недочетов по некоторым ключевым позициям.
Итоговый отчет
После того как каждый компонент нематериальных активов оценен, можно приступать к составлению итогового отчета. Отчет включает усредненные показатели стратегической готовности и составляется главным образом для того, чтобы ответственные за развитие организации менеджеры могли видеть всю картину происходящего, а не только отдельные ее части. Отчет представлен в таблице 4, разработанной автором с использованием материалов из работ [1 и 2].
Подписка на журнал в любое время (495) 974-1945, 974-1950
Таблица 1
Готовность человеческого капитала организации «Точный измеритель»
Стратегические процессы Инновационный менеджмент Клиентский менеджмент Операционный менеджмент Финансовый менеджмент Юридические процессы Кадровые вопросы
Знание и понимание сегментов рынка Разработка систем проектирования Развитие и сохранение клиентской базы Совершенствование и контроль процесса проектирования Создание системы качества Контроль и совершенствование бухгалтерского и налогового учета Знание и понимание закона и права Наем, обучение, развитие персонала
Гоуппы стратегических профессий Менеджер по проектам Инженер- разработ- чик Исполнительный директор (менеджер по работе с клиентами) Главный конструктор Менеджер по качеству Специалист по финансам и бухгалтерскому учету Штатный юрист Специалист по кадрам
Компетенция Знание отрасли Знание рынков Умение вести переговоры Умение работать в команде Знание продукта Професси- онализм Умение консульти- ровать Умение работать в команде Знание клиентов Умение вести переговоры Умение налаживать взаимоотношения с клиентами и управлять ими Знание продукта Умение управлять проектами Умение налаживать взаимоотношения с клиентами и управлять ими Умение работать с базами данных Знание продукта Знание компании Знание бухгалтерского и налогового учета Знание внешнеэкономической ситуации Юридические знания Умение проводить финансовый анализ Умение работать с базами данных Знание компании Умение подготавливать документы Умение проводить юридический анализ Наличие арбитражной практики Знание кадровых вопросов Знание компании Знание трудового кодекса Умение вести кадровый учет Умение консультиро- вать
Необходимое число специалистов, чел. 1 2 1 1 1 1 1 1
оэ
-о
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ - ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
-о
о
Число имеющих квалификацию специалистов, чел. 1 1 1 1 0 1 0 0
Готовность человеческого капитала, % 100 50 100 100 0 100 0 0
Общая готовность человеческого капитала, % 56
Таблица 2
Готовность информационного капитала организации «Точный измеритель»
Стратегические процессы Инновационный менеджмент Клиентский менеджмент Операционный менеджмент Финансовый менеджмент Юридические процессы Кадровые вопросы
Знание и понимание сегментов рынка Разработка систем проектирования Развитие и сохранение клиентской базы Совершенствование и контроль процесса проектирования Создание системы качества Контроль и совершенствование бухгалтерского и налогового учета Знание и понимание закона и права Наем, обучение, развитие персонала
Гоуппы стратегических профессий Менеджер по проектам Инженер- разработчик Исполнительный директор (менеджер по работе с клиентами) Главный конструктор Менеджер по качеству Специалист по финансам и бухгалтерскому учету Штатный юрист Специалист по кадрам
Трансформаци- онные приложения - - - - - «Учет. Налоги. Право» - периодическое юридическое издание: электронная версия (3)* - -
№ 4 (103) 2010 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Подписка на журнал в любое время (495) 974-1945, 974-1950
Аналитические приложения Собственная разработка на базе пакета Microsoft Office и Microsoft SQL Server (2) - Пакет Microsoft Office (2) Система анализа качества процесса проектирования и продукта (4) Пакет Microsoft Office (2) «Учет. Налоги. Право»: электронная версия (3) «Консультант-Плюс» (блок финансового консультанта, блок деловых бумаг) (5) «Консультант-Плюс» (пакет для юриста) (5) «Учет. Налоги. Право»: электронная версия (пакет для юриста) (5) «Кон-сультант-Плюс» (4) «Кадровый секретарь» (2)
Приложения для обработки транзакций Собственная разработка на базе пакета Microsoft Office и Microsoft SQL Server (2) Пакет Microsoft Office (Microsoft Office access) (2) Visual basic (3) Система управления взаимоотношениями с клиентом (6) АШосас! (2) Система автоматического проектирования (собственная разработка) (4) Пакет Microsoft Office (2) 1С «Бухгалтерия» (2) «Раздельный учет» (собственная разработка на базе 1С «Бухгалтерия») (2) Пакет Microsoft Office (2) 1С «Зарплата и кадры» (2) Пакет Microsoft Office (2)
Технологическая инфраструктура Компьютерная интеграция (6) Телефонная интеграция (2) Интернет (2) Центральный сервер (4) Центральная база данных (4) Телефонная интеграция (2) Интернет (2) Компьютерная интеграция (6) Телефонная интеграция (2) Интернет (2) Центральный сервер (4) Центральная база данных (4) Телефонная интеграция (2) Интернет (2) Компьютерная интеграция (6) Телефонная интеграция (2) Нормативная база данных (3) Телефонная интеграция (2) Интернет (2) Компьютерная интеграция (6) Телефонная интеграция (2) Интернет (2) Компьютерная интеграция (6) Телефонная интеграция (2) Интернет (2) Компьютерная интеграция (6) Телефонная интеграция (2) База данных персонала (4) Интернет (2)
Готовность информационного, % капитала 64 63 48 46 66 57 47 60
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ - ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
-о
ю
Общая готов-
ность информа- 56
ционного
капитала, %
• Примечание
Для оценки портфеля информационного капитала Д. Нортон и Р. Каплан предлагают использовать наиболее простой, по их мнению, метод цифровой индикации, определяющий статус каждого приложения по шестиуровневой шкале:
• уровень 1 (100%) означает, что приложение удовлетворяет всем требованиям;
• уровень 2 (80%) означает, что приложение имеет вполне приемлемый статус, однако требует некоторых улучшений или обновлений;
• уровень 3 (60%). Это новые приложения, которые были профинансированы и находятся в работе. Реальных возможностей у этих приложений пока нет, но программы по устранению разрывов активно развиваются;
• уровень 4 (40%) аналогичен уровню 3. Разница лишь в том, что устранение разрывов в использовании приложений протекает достаточно медленно;
• уровень 5 (20%) представляет собой проблемную область. Используемые приложения, необходимые для поддержки стратегии, нуждаются в серьезных улучшениях или даже в замене на более современные. Однако никаких действий по созданию и обеспечению их реальных возможностей не предпринимается;
• уровень 6 (0%) означает, что приложения, необходимые для поддержки стратегии, отсутствуют. Требуется предпринять решительные действия по устранению имеющихся пробелов.
В таблице 2, в скобках, рядом с каждым приложением, указан соответствующий уровень. Менеджеры, глядя на такой отчет, сразу могут определить стратегическую готовность информационного капитала организации, а также те области, на которых необходимо сосредоточить особое внимание.
Таблица 3
Готовность организационного капитала организации «Точный измеритель»
Компонент организационного капитала Стратегическая цель Стратегический показатель Готовность организационного капитала
Цель Достижение
Культура Обеспечить осведомленность сотрудников о миссии организации, ее ключевых ценностях, необходимых для реализации стратегии Ключевые ценности организации (процент сотрудников, готовых к изменениям в стратегии и приоритетах организации) 70 43
Лидерство Обеспечить наличие высокопрофессиональных лидеров во всех отделах организации Разрыв в лидерстве (процент ключевых характеристик, соответствующих или превышающих установленный верхний предел) 90 95
Соответствие Обеспечить соответствие деятельности всех отделов организации разработанной ею стратегии и поставленным целям Осведомленность о стратегии организации (процент сотрудников, способных сформулировать стратегические цели и приоритеты организации) 80 45
Работа в команде Обеспечить обмен знаниями между сотрудниками всех отделов Обмен передовым опытом (число (процент) удачных проектов в расчете на одного сотрудника) 3(70) 3,7(86)
№ 4 (103) 2010 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Таблица 4
Итоговый отчет
Нематериальный актив Стратегическая цель Стратегический показатель Готовность
Цель Достижение
Человеческий капитал Человеческий капитал: портфель. Выявить и ликвидировать разрыв между количеством имеющихся работников, обладающих соответствующими компетенциями, и необходимым количеством таких работников в группах стратегических профессий Готовность стратегических профессий, % 80 56
Информационный капитал Информационный капитал: портфель. Обеспечить полный портфель приложений и технологическую инфраструктуру, необходимые для реализации стратегии Готовность информационного портфеля, % 90 56
Организационный капитал Культура. Обеспечить осведомленность сотрудников о миссии организации, ее ключевых ценностях, необходимых для реализации стратегии Ключевые ценности организации(про-цент сотрудников, готовых к изменениям в стратегии и приоритетах организации) 70 43
Лидерство. Обеспечить наличие высокопрофессиональных лидеров во всех отделах организации Разрыв в лидерстве (процент ключевых характеристик, соответствующих или превышающих установленный верхний предел) 90 95
Соответствие. Обеспечить соответствие деятельности всех отделов организации разработанной ею стратегии и поставленным целям Осведомленность о стратегии организации (процент сотрудников, способных сформулировать стратегические цели и приоритеты организации) 80 45
Работа в команде. Обеспечить обмен знаниями между сотрудниками всех отделов Обмен передовым опытом (удачные проекты в расчете на одного сотрудника, %) 70 86
В заключение следует отметить, что немаловажным в проведенном исследовании было отношение персонала и руководства как к самому исследованию, так и к его результатам. Далеко не все сотрудники проявляли интерес к процессу оценки нематери-
альных активов. Часто на просьбы ответить на вопросы, связанные с собственной деятельностью, рядовые сотрудники удивленно отвечали: «А зачем это вообще нужно?» или «Я сейчас очень занят, мне не до этого...», что в определенной степени осложняло про-
ведение исследования. В свою очередь, руководство и старшие менеджеры оказались более заинтересованными и охотно делились мнением и информацией как о своей деятельности, так и о деятельности своих коллег и подчиненных, что в некоторой степени совпадает с выводами, изложенными в работах [1 и 2].
Выводы
1. Метод Д. Нортона и Р. Каплана позволяет в определенной степени оценить нематериальные активы организации с помощью предложенного ими показателя стратегической готовности и привести их в соответствие со стратегией, разработанной организацией, и поставленными стратегическими целями.
2. Применение метода, предложенного Д. Нортоном и Р. Капланом, наиболее эффективно в более упорядоченных и крупных организациях, имеющих тщательно сформулированную стратегию развития и четкое разделение полномочий. Тем не менее экстраполяция метода на небольшую организацию, относящуюся к категории малого бизнеса, позволило в определенной степени упорядочить ее внутреннее устройство,
что является значительным достижением, так как такие организации, как правило, не обладают значительными материальными активами.
3. Оценка человеческого, информационного и организационного капиталов как нематериальных активов позволила выявить достаточно большое количество узких мест в исследованной организации, что дает ей возможность в дальнейшем разработать соответствующие программы развития для устранения имеющихся пробелов.
4. Отчеты о стратегической готовности нематериальных активов являются хорошим подспорьем для менеджеров, занимающихся разработкой программ развития и роста организации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / пер. с англ. М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
2. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / пер. с англ. М. Павловой. М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА
предлагает квалифицированные услуги по оценке следующих объектов:
предприятий, бизнеса; пакетов акций, облигаций;
активов предприятий, созданных на основе франчайзинга; инвестиционных проектов; дебиторской задолженности;
недвижимого имущества (незавершенных строительных объектов, земельных участков и т.д.);
машин, оборудования и транспортных средств; интеллектуальной собственности (патентов, товарных знаков и т.д.); ювелирных изделий и драгоценных камней, антиквариата Звоните сегодня - (495)974-19-45, 974-19-50 Мы ждем Вас - 115093, г. Москва, 1-й Щипковский пер., д. 1, 2-й подъезд, 4 этаж e-mail post@maok.ru наш сайт www.maok.ru