Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ В КОНТЕКСТЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ОНТОЛОГИИ'

УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ В КОНТЕКСТЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ОНТОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
21
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория мобилизации / системный конфигуратор / семантика проекта / духовно-нравственные ценности / версии этимологии / онтологические схемы / mobilization theory / system configurator / project semantics / spiritual and moral values / etymology versions / ontological schemes
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ В КОНТЕКСТЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ОНТОЛОГИИ»

Пястолов С.М.

д.э.н., профессор, гл.н.с. Центра по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ В КОНТЕКСТЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ОНТОЛОГИИ

Ключевые слова: теория мобилизации, системный конфигуратор, семантика проекта, духовно-нравственные ценности, версии этимологии, онтологические схемы.

Keywords: mobilization theory, system configurator, project semantics, spiritual and moral values, etymology versions, ontological schemes.

Ведение: дискуссии о «мобилизации»

Дискуссии о феномене мобилизации, актуализировавшиеся более десятилетия назад, обращались в основном к феномену «мобилизационной экономики». Однако до сих пор экономисты не сформировали определения, которое не вызывало бы обоснованной критики той или иной части экспертов. Попробуем привести некоторые теоретические соображения в этой связи и применительно к вопросам управления наукой.

Действительно, обязательное условие неоклассической теории «запрещает» всякую мобилизацию как неэкономическое действие (по итогам рыночного обмена, общие величины полезности каждого из добровольных участников сделки должны возрасти). Тем не менее, в 1950 г. кейнсианец С. Харрис ввёл в научный оборот понятие «мобилизационная экономика»1. С тех пор, попытки моделирования структур процессов мобилизационного действия продолжаются, но результат каждый раз вызывает очередные дискуссии. Утверждается, например, что «мобилизационная экономика классического типа со всеми ее подсистемами, идеологией, принципами, особенностями и механизмом функционирования была создана И. Сталиным»2. Однако, мы помним на каких предпосылках создавался проект «Военно-производственный комплекс СССР»: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»3.

Это не единственное наблюдение4, исходя из которого можно заключить, что «мобилизация», в позитивном описании, оказывается процессом трансформации социально-производственных отношений, ограниченным во времени. При этом, как правило, цель перехода системы из одного состояния в качественно иное чётко определена. Важно также, чтобы эта чётко определённая цель была легитимирована: принята народом и закреплена в соответствующих нормативных документах.

Особое значение имеют сроки - начала и окончания того, что теперь можно назвать «мобилизационным проектом».

В системе экономических отношений благо чаще всего воспринимается как «товарное тело» (по К. Марксу). То есть любой обмен в общественной сфере рассматривается преимущественно как экономический. Но какие обмены происходят в режиме мобилизации? Если экономический характер обмена «товарами» выше был подвергнут сомнению, то может ли это быть обмен дарами5? Это - отдельная тема в курсах социологии и экономики, и здесь выделим специфические для рассматриваемого контекста моменты.

Мобилизация во многих аспектах соотносится с реципрокностью, если увидеть здесь необусловленный дар. Так защитник Родины отдаёт ей в дар свою жизнь. Рабочий - свою жизненную энергию, а производственник - ресурсы. Но, это происходит без особых проблем только в тех случаях, когда донор и реципиент могут свободно меняться местами. Такого рода структура называется симметричной сетью, но она обнаруживается только в общинах (например, удалённых от цивилизации племенах) или сообществах (например, приверженцев идеологии открытых данных и/или открытой науки).

Если же симметричность нарушается, образуются отношения «сеньор - вассал». В современных контекстах институционально обусловленных отношений формируется пара «патрон-клиент»: «обмен дарами строится на личност-

1 Harris S.E. Inflation and anti-inflationary policies of American states. - N.Y., 1950.

2 Мобилизационная экономика: история и современность / Харченко И.С., Харченко Л.И., Иванов В.Е., Иванова Д.Е. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. - № 3. - С. 146.

3 Сталин И.В. Собр. соч. Т. 13. - С. 39.

4 Заметим, что существовавшие длительное время «гидравлические экономики» (и кое-где сохранившиеся) не называют «мобилизационными» так же, как и крестьянские хозяйства с их циклами сезонной активности.

5 Достаточно подробно экономические и социальные аспекты такого обмена рассматривались П.Н. Кропоткиным, С.Ю. Барсуковой, Р.М. Нуреевым, А.Ю. Ашкеровым и др.

но окрашенных отношениях дружбы, родства, соседства... отношения патрона и клиента представляют собой неформальные договоренности в рамках выполняемых индивидами функциональных ролей»1.

Получаем последовательность метаморфоз предмета в рассмотренных рамках обмена: (1) необусловленный дар в соседских доверительных отношениях, (2) дань вассала сеньору, (3) услуга за услугу в отношениях функционеров, (4) рыночные товары и услуги.

В свете вышеизложенного отметим, что рассмотрение вопросов управления научно-технологической сферой в режиме мобилизации следует начать с определения базовых типов социально-экономических отношений, их изменений в контексте перехода от стабильного состояния экономической системы к такому, когда меняются приоритеты экономических целей, и некоторые из них становятся наиболее актуальными.

Конфигуратор мобилизационного проекта

Обратимся далее к описанию конкретных примеров поведения ведущих учёных в рамках определённых мобилизационных проектов.

Рисунок 1.

Монета Банка России, посвящённая В.И. Вернадскому

В.И. Вернадский (рис. 1) стал одним из инициаторов и первых руководителей Комиссии по изучению естественных производительных сил России. Это были первые научно обоснованные схемы стратегического планирования на уровне страны, которые разрабатывались в годы Первой мировой войны. Наука, считал В.И. Вернадский, есть «необходимый элемент государственной жизни». В то же время, особенностью грамотно разработанного проекта является не только его начало, осуществление, но также и выход - завершение с подведением итогов. И далее, если необходимо, - перезапуск проектных схем в целях мирного развития. Такими схемами, запущенными сначала как часть мобилизационного проекта, были атомный проект, проект электрификации России (СССР) и другие.

Продолжение атомного проекта в его военно-прикладной части было организовано в начале Великой Отечественной войны, во многом, благодаря инициативе Г.Н. Флёрова. Начав исследования феномена деления атомного ядра в студенческие годы, Флёров в 1941 г. записался добровольцем, но был направлен не на фронт, а в Казань на авиазавод. В библиотеке местного университета он просмотрел иностранные журналы, в которых ранее читал статьи по теме своего исследования. Специалист сделал правильный вывод и попытался обратить на него внимание своих старших коллег (в их числе - П. Капица, А. Иоффе). Ожидаемой реакции не последовало, и тогда были отправлены письма И.В. Курчатову, С.В. Кафтанову (уполномоченный Государственного комитета обороны СССР по науке). Эффект был, однако, от письма, отправленного в апреле 1942 г. лично И. Сталину, в котором были такие строки: «В военной технике произойдет самая настоящая революция. Произойдет она без нашего участия, и все это только потому, что в научном мире сейчас, как и раньше, процветает косность. Если в отдельных областях ядерной физики нам удалось подняться до уровня иностранных ученых и кое-где даже их опередить, то сейчас мы совершаем большую ошибку, добровольно сдавая завоеванные позиции».

Современный термин «системный конфигуратор» поможет описать качество мобилизационного проекта, проявленное в этом случае. Так, бюрократ расценил бы отправку письма высшему начальству как попытку сделать карьеру; организатор производства не стал отвлекаться от более насущных, по его мнению, текущих задач. Очевидно, чтобы увидеть перспективы предложения 28-летнего лейтенанта-добровольца, нужно было обладать достаточно полной информацией, умением видеть объекты чистой науки и творческой деятельности, понимать мотивы их субъектов. Здесь необходимы эмпатия, гибкость, вариативность, которые заложены в качествах эффективного конфигуратора.

По существу, изъяны конфигуратора мобилизационного проекта (МП) СССР выделял академик Ю.В. Ярёменко. На этапе его завершения он предлагал реализовать выход из проекта постепенно, сохраняя балансы экономических и социальных целей. Однако «сложился свой собственный механизм воспроизводства (бюрократического воспроизводства)»; наблюдались проявления «неких законов управления тоталитарной системы, требующих имитации действий, прогресса, надежды на чудо»2. Метод «закрытия» МП СССР был назван «шоковой терапией». И это слишком отличалось от свойств постепенности, более удачно воплощенных в проектах, в которых принимал участие В.И. Вер-

1 Барсукова С.Ю. Лекции по неформальной экономике. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.

2

Яременко Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. - М.: Наука, 2000.

надский. Хотя идея проста - следует не только реагировать на сегодняшние «вызовы», но также планировать будущую нормальную жизнь.

Ярёменко называл ещё один досадный провал МП СССР: «Здесь неверна сама семантика» (в аспекте описания экономики СССР). И, в то же время: «я ощущаю определенную неудовлетворенность, связанную с отсутствием адекватного языка описания1».

Для разбора названной Ю.В. Ярёменко проблемы, следует, помимо классификации видов и предметов обмена, добавить в рассуждение классификацию типов учёных, связанных с их паттернами поведения. Из множества известных социальных классификаций варианты деления на типы в достаточно обобщённом виде описывает версия, согласно которой ученые и научные сообщества разделяются по степени отклонения от идеалов чистой науки. Условно предложено три уровня отклонений: (а) «чистая наука», (б) гибрид: «чистая наука» ПЛЮС научно-административный интерес, (в) «наука = политика».

Переход к следующему уровню обобщения (уровню семантики) стимулирован, помимо прочего, «Указом о ценностях»2. Формулировки, приводимые далее, не «вырваны из контекста», но призваны отразить дух данного документа.

Опора на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт

Отправной точкой предлагаемой обобщающей модели является сюжет «о трёх братьях», известный антропологам и лингвистам. Данный сюжет встречается у подавляющего большинства народов мира. По версии писателя, последователя «народной этимологии» Р.П. Погодина, данный факт стал одной из причин, побудившей Лингвистическое общество Парижа (La Société de linguistique de Paris), во второй половине XIX века, признать неразрешимым вопрос о происхождении языков. Три брата в переложении автора сказки «Конёк-горбунок» П.П. Ершова - сыновья крестьянина: старший - умный, средний - «ни так, ни сяк», младший - «дурачок» (не от мира сего). Художник И. Егунов, проиллюстрировавший книгу в издательстве «Эксмодетство», изобразил старшего в красном кафтане, среднего - в синем, а младшего - в белой рубахе. В связи с темой цветов писатель Погодин замечает, что слово «варна» означает «цвет» (обычно считается, что в переводе с Санскрита3, но это слово есть в русской и славянской традициях). В толковании «народной этимологии»: Белые - мудрые; Черно-синие - производители материальных благ; Красно-оранжевые - юноши, отроки, воины. Хотя никакие занятия в русской традиции не презираемы, в Российской Империи существовало деление на сословия, что неформально было окрашено в различные «цвета» - от белого до красного.

Далее, осуществляя «осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт» (в соответствие с рекомендацией п. 8 Указа «о ценностях»), соотносим описанную выше цветовую-варновую структуру с известной онтологической схемой формирования типов экономического поведения (ТЭП). Гармонизируя схему с представленными выше типами научных работников, получаем три уровня (как в сказке П. Ершова).

В авторской интерпретации отправной точкой в описании онтологии ТЭП является представление о дискретности благ, наложенное на модель «пирамиды Солоу»4. В развитие предыдущих версий изложения, пирамида благ «окрашена» в три цвета (белый, синий, красный) (рис. 2а).

В соответствии с традиционными ценностями и культурно-исторической памятью деятельность, направленная на получение «материальных» благ, на обеспечение безопасности, соотносится с «красной варной». Финальная часть онтологии формирования типов экономического поведения (рис. 2б), применительно к научной деятельности, подводит к заключению о том, что в «красном» сегменте схемы осуществляются в основном рутинные операции: сверка данных, составление отчётов, тиражирование результатов исследовательской деятельности и т.п. Так как в этом случае универсализация, рутинизация, масштабирование рутин, методов и приёмов обеспечивают, в том числе снижение рисков ошибок занятых такими видами деятельности структур, это приводит к «бюрократизации» в негативном её аспекте, к возникновению «зависимости от пройденного пути». В крайне негативных проявлениях, деятельность с низкой степенью наукоёмкости входит в привычку, возникает инстинкт «уклонения от ответственности», «боязнь новизны».

«Синий» сегмент онтологической схемы раскрывает причины и факторы формирования видов деятельности, характерных для «ремесленников». Наукоёмкость в этом случае, как правило, выше, чем в предыдущем рассмотрении. В первую очередь потому, что продукт труда более материален, и ответственность за качество возникает в более коротком периоде. Однако стремление сэкономить ресурсы за счёт мастерства, слаженности и т.п., наработанных на

1 Там же. Подробнее см.: Пястолов С.М. Семантическое управление как инструмент стратегий научно-технологического развития. Науковедческие исследования: ежегодник / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию и технологиям; отв. ред. Гребенщикова Е.Г.; ред.-сост. Пястолов С.М. - М., 2021. - С. 43-65; Пястолов С.М. Семантическое поле как цель атаки в информационной войне // Информационные войны. 2022. - № 4 (64). - С. 38-43; Пястолов С.М. Биополитика против чистой науки // Независимая газета. 2022. - 24 мая. - https://www.ng.ru/nauka/2022-05-24/11_8443_semantics.html

2 Указ Президента РФ № 809 от 9.11.2022 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

3 Согласно Ваджрасучика-упанишада (Самаведа), «брахман [представляется существом] белого цвета, кшатрий - красного цвета, вайшья - желтого цвета, шудра - черного цвета»; первоначально, это было описанием цвета энергетического тела человека (ауры), по которому определялись основные качества Души. В современных словарях есть слово «варный», переходящее в слово «верный». Можно интерпретировать как «верный своему сословию».

4 Подробнее эта схема представлена, например, в: Пястолов С.М. Динамика институциональных форм на переднем крае науки // Журнал институциональных исследований. 2018. - № 1. - С. 107-124.

повторяющихся операциях, обычно приводит к приверженности к определённым привычкам, рутинизации, нормати-визации, неприятию новаций.

На «белой варне», по традиции, лежит обязанность разработки тех самых онтологий, которым следуют другие «цвета». Образно говоря, «белые» задают смыслы для всех видов деятельности (и не только в научной сфере). Такие способности особо актуальны в условиях трансформаций и переходов, всегда требующих мобилизации от участников соответствующих процессов. Онтология мобилизации как раз требует постоянной и порой кардинальной смены устоявшихся онтологий1. Обращая внимание на указания Ю. Ярёменко (выше), заметим, что онтологии поддерживаются собственной семантикой.

Онтологическая схема развития институциональных форм по спирали

Схема развития институциональных форм по спирали (РИФ) уже была представлена в предшествующих пуб-

2

ликациях , но на рис. 3 показаны цвета, относящиеся к различным «варнам».

Мир идей

Область индивидуального

В

Область социального

. X Ол

оФ V \ \

О

Принуждение

лвшЛ ЭтЬёмиче<?кое

4 8 , // / Технологическое у

«Р™ / Идеологическое

; Щт Операциональная

ТУТГХт'......................УIиллтярт IСI с к ая

^ Мотивация

3 | Символическая

..........::........

Мир вещей

Мир предметов

Затраты ЭИ

л

Рисунок 3.

Схема развития институциональных форм по спирали

1 Подробнее см.: Пястолов С.М. Конвенциональный подход к решению задач мобилизации наукоемких производств // Нау-коведческий журнал. 2022. - № 2. - С. 108-129.

2 Подробнее см., например: Пястолов, 2018, ссылка выше. Там же расшифрованы обозначения рис. 3.

Как правило, и в научно-технологической сфере в первую очередь, современный человек не «прикреплён» институционально к тому или иному «цвету». Однако по ходу реализации рабочего проекта (отслеживаемой, в том числе, по схеме РИФ), его деятельность «окрашивается» и меняет цвета в соответствии с её видом.

В этой связи ещё раз вспомним о том, что каждому «цвету» соответствует определённый тип поведения, определённая онтология. Причём, их смена может происходить незаметно для самого работника. Так, под влиянием эмоций, уровень частот пси-излучений сдвигается в красную сторону спектра (понижается), а под влиянием высоких чувств - повышается (см. рис. 2б).

Искусство управления заключается в том, чтобы подобрать такие методы и формы принуждения и мотивации, которые утверждают выбор работника в пользу целей мобилизации. Здесь уместно вспомнить о «приоритете духовного над материальным» (п. 5 «Указа о ценностях»). Тогда же должно быть понятно, почему в странах-лидерах технологического развития учёные из категории (1) (чистая наука, выше) пользуются особым вниманием регулятора и получают большую поддержку (даже в виде возможностей принимать участие в работе системного конфигуратора).

Положения мобилизационной онтологии

Нелишне также вспомнить призыв писателя Р. Погодина: «Говорите на языке Радости!». Это, по существу, указание на один из важнейших элементов семантического управления. Только представьте, как бы мог вырасти мобилизующий потенциал Стратегии научно-технологического развития, если бы она написана таким языком.

В заключение, приведём положения (элементы онтологий) мобилизационного проекта, дополняющие представленные выше наблюдения.

Семантическое поле, генерируемое конфигуратором проекта, является системой однозначно понимаемых понятий, выражающих комплекс {образ - знак - действие}. Проект опирается на семантический суверенитет.

Категория «достоинство учёного» является ключевой в семантической цепи: достоинство знания, ответственность исследований, целостность научного предприятия.

Проект должен быть иметь внятно выраженную гуманитарную составляющую, опираясь на духовно-нравственные ценности державы.

Способы мышления развиваются в процессах мобилизации как способы производства и управления.

Перспектива успеха МП обеспечивается созданием Союзов (творческих объединений) на базе общих задач.

Критерии оценки результатов научной деятельности должны быть адекватны онтологиям МП. Также как показатели научно-технологического развития - образу будущего и актуальному состоянию дел в сфере технологических разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.