УДК 336.22 УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ В МОДЕЛИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ВУЗАХ
Евлоева М.М.
В статье рассматриваются особенности налоговых рисков в образовательных учреждениях.
Цель: предотвращение нарушений налогового законодательства,
снижение вероятности возникновения налоговых рисков.
Метод или методология проведения работы: создание в ВУЗах отдела внутреннего налогового контроля и введение метода управления налоговыми рисками.
Результаты: по результатам исследования уточнены и
систематизированы цель и задачи налогового контроля высших образовательных учреждений, выявлены и систематизированы рискообразующие факторы и налоговые риски, влияющие на эффективность деятельности образовательных учреждений, структурирован алгоритм проведения внутреннего налогового контроля в ВУЗе, разработаны особенности направления по совершенствованию организация внешнего и внутреннего налогового контроля ВУЗов.
Область применения результатов: результаты работы могут быть использованы налогоплательщиками, являющиеся высшими учебными заведениями при организации налогового контроля ВУЗов.
Ключевые слова: образовательные учреждения, налоговый контроль, налогообложение, камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, налоговые риски, налогоплательщики.
TAX RISK MANAGEMENT IN THE MODEL TAX CONTROL
INUNIVERSITIES
Evloeva M.M.
This article discusses the features of tax risks in educational institutions.
Purpose: To prevent violations of tax laws, reducing the likelihood oftax
risks.
Methodology: the creation of institutions of higher education in
the department of internal fiscal control and the introduction of the method of tax risk management.
Results: of the study clarified and systematized the purpose and
objectives of fiscal control of higher education institutions have been identified and classified riskoobrazuyuschie factors and tax risks that affect the performance of educational institutions, the algorithm is structured inan internal tax control in higher education, especially designed to improve the direction of the organization of foreign and domestic taxcontrol of universities.
Practical implications: results can be used by taxpayers who are higher education institutions in organizing fiscal control of universities.
Keywords: educational institutions, tax audits, tax, desktop inspection, field tax audit, tax risks, the taxpayers.
Высшие образовательные учреждения, являясь ядром системы образования России, обеспечивают деятельность государства в сфере образования, что определяет важность формирования специальных подходов к организации государственного налогового контроля именно этой категории налогоплательщиков.
В 2011 году в России насчитывается 3 тыс. ВУЗов и филиалов, из
которых ежегодно выпускается 1.1 млн. дипломированных специалистов. Одних ВУЗов (без филиалов) в России 1156 . В 2011 году общее количество студентов составляет 7 млн. человек. За период с 1990 г. по 2011 г. их число выросло с 762 до 1156, т.е. более чем в два раза. Наибольший вклад внесли негосударственные высшие учебные заведения. Если в 1990 г. в России не было зарегистрировано ни одного негосударственного вуза, то в 2008 г. их насчитывалось уже 430.
В зарубежный опыт налогового контроля высших образовательных учреждений, повышению налогового потенциала во многом способствует проведение эффективной политики в области образования на всех его уровнях, что позволяет обеспечить высокий уровень квалификации трудовых ресурсов во всех отраслях экономики.
В Российской Федерации функционирование и развитие высших образовательных учреждений определяется рядом финансовых и экономикоправовых особенностей. Основным источником финансирования деятельности высших образовательных учреждений является федеральный бюджет. При этом поступление налогов в федеральный бюджет в 2011г. от образовательной деятельности составило 179,7 млрд. руб., а налоговая нагрузка 13,43% от всех видов деятельности.
Современное налоговое законодательство как подотрасль финансового права стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет правового регулирования налоговых отношений, обновляются его внутренние институты.
Налоговый контроль представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Основы действующей налоговой системы РФ заложены в 1992 г., когда были приняты все основные законы РФ об отдельных видах налогов. За
прошедшие годы произошли многочисленные изменения в налоговом законодательстве, но основные принципы налоговой системы остаются неизменны.
Проблемы налогового контроля в системе высшего образовательного учреждения позволил сделать выводы о том, что:
как в нормативно-правовой базе, так и в научной литературе даны определения о налоговом контроле в целом как для предприятий, но не даны определения про налоговый контроль высших учебных заведениях;
в большинстве работ, посвященных проблемам налогообложению в основном рассматривается система налогообложения организации, и не отражает особенности налогообложения высших образовательных учреждений;
не отражена цель и задача налогового контроля высших учебных заведений;
не отражены особенности налогообложения высших образовательных учреждений;
в специальной литературе подробно рассмотрены теоретические и методические аспекты организации налогового контроля предприятий, организаций, который носят общий характер и не учитывают особенностей налогового контроля высших образовательных учреждений.
По результатам проведенного анализа уточнены и систематизированы цели и задачи налогового контроля высших учебных заведений (рис. 1).
В рамках уточнения целей и задач налогового контроля высших образовательных учреждений в диссертационном исследовании предложено понятие цели налогового контроля образовательных учреждений.
Цели налогового контроля образовательных учреждений
■ ■
■ ■
___________________________________________¿з.»-__________________________________
^ разработка методических и практических предложений по совершенствованию и развитию налогообложения ВУЗов ^ обеспечение поступлений налоговых платежей своевременно и в полном объеме в бюджетную систему России ^ предотвращение нарушений налогового законодательства
] I
■ ■
Внутренний налоговый контроль
^ обеспечение ведения бухгалтерского и налогового учета в соответствии с налоговым законодательством ^ снижение вероятности
возникновения налоговых рисков
Внешний налоговый контроль
^ проверка обоснованности применения налоговых льгот
■ і
■ і
Задачи налогового контроля образовательных учреждений
Задачи отдела внутреннего налогового контроля
^ организация налогового
планирования
^ регламентация процедур
налогового контроля ^ мониторинг и управление
налоговыми рисками ^ разработать методику
определения налоговой нагрузки, учитывающую специфику
деятельности ВУЗа ^ рассмотреть зону налогового
риска при проведении камеральной
налоговой проверки ВУЗа
Задачи внешнего налогового контроля
^ разработка методов
прогнозирования налоговых
рисков налогоплательщика ^ сосредоточение внимания
на налогоплательщиках,
имеющих риски нарушения налогового законодательства ^ совершенствование
контрольных процедур ^ повышение эффективности
налогового контроля
Рис. 1. Цели и задачи налогового контроля высших образовательных учреждений
Целью налогового контроля образовательных учреждений является соблюдение налогового законодательства, проверка обоснованности применения налоговых льгот, при выявлении налоговых правонарушений привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство, а также своевременное информирование налогоплательщика о выявленных нарушениях.
Уровень налоговых рисков высших образовательных учреждений зависит от воздействия финансовых, экономических, управленческих, бюджетных, правовых, социальных факторов (табл. 1).
Таблица 1
Классификация рискообразующих факторов, влияющих на
эффективность деятельности ВУЗов
Факторы
Финансовые Нерациональное использование финансовых ресурсов на функционирования деятельности ВУЗа. Не распределение денежных средств, для развития образовательной деятельности в ВУЗах. Снижение доли финансирования высших образовательных учреждений.
Экономические Не организация документооборота в ВУЗе. Не отлаженная методология расчета налоговой и бухгалтерской отчетности. Не стабильность финансово-экономического состояния ВУЗа.
У правленческие Необоснованные решения, связанные с деятельностью ВУЗа. Изменение целей, задач и функций налогового контроля в ВУЗах. Не рассмотрение налоговых рисков в ВУЗах. Риски, связанные с организацией процесса налогового планирования на всех уровнях.
Бюджетные Объем налоговых платежей, перечисленных в бюджетную систему.
Правовые Не стабильность налогового законодательства. Не стабильность правил ведения налогового и бухгалтерского учета.
Социальные Не соблюдение налогового законодательства. Не обоснованное использование налоговых льгот. Не своевременно предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности.
При этом налоговые риски для высших образовательных учреждений обуславливают возникновение финансовых и иных потерь. Уточнены
налоговые риски высших учебных заведений, последствия налоговых рисков и методы снижения налоговых рисков (рис. 2).
В рамках уточнения налоговых рисков высших учебных заведений и на основе анализа его форм в диссертационном исследовании предложено понятие налоговые риски.
Налоговые риски - это риск, связанный с вероятностью потерь финансовых ресурсов.
Налоговые риски в ВУЗе - это опасность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения и налогового контроля, вследствие определенных рискообразующих факторов.
Риск - это предполагаемое событие, способное принести ущерб или убыток.
Последствия риска
Налоговые риски
Методы снижения риска
Необоснованное использование налоговых льгот
Неоднозначного толкования налогового закона
Изменение в налоговом законодательстве
Допущение ошибки в бухгалтерской и налоговой отчетности
налоговое планирование
ВУЗов по уменьшению
налоговых рисков; мониторинг налоговых
рисков;
анализ финансово-
хозяйственной деятельности ВУЗов.
уделять особое внимание налоговым декларациям,
подаваемым в налоговые органы; создать в ВУЗах специальный отдел, контролирующий
финансовые, налоговые,
бухгалтерские отчеты.
Рис. 2. Налоговые риски высших образовательных учреждений
По результатам проведенного анализа особенностей камерального налогового контроля позволил определить алгоритм организации внешнего налогового контроля (рис. 3).
Решение
об отсутствии налогового правонарушения
Рис. 3. Алгоритм организации внешнего налогового контроля
Налоговым органам и налогоплательщикам необходимо рассматривать в своей деятельности критерии налоговых рисков, что позволит предотвратить негативные последствия. Налоговые органы при обнаружении одному критерий проводят налоговую проверку (табл. 2).
Таблица 2
Критерии налоговых рисков при проведении проверок
Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
- налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности); - отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов; - отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период; - опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг); - выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации; - неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы; - отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год; - построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели); - непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности; - неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами); - значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики; - ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. [2] - проверка правильности исчисления налоговой базы; - проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации; - проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов; - проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству; - сравнение показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также данных деклараций по различным видам налогов.
Налоговый кодекс РФ предусматривает два вида налоговых проверок: камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка. В
соответствии со ст. 88, 89 НК РФ срок проведения камеральной налоговой проверки - 3 месяца, срок проведения выездной проверки - 2 - 6 месяцев [1].
Критерии, служащие основанием проведения налоговой проверки, позволяют определить круг ВУЗов, попадающих в зону налогового риска. Внутренний контроль позволит предотвратить как налоговые риски, так и финансовые риски. Алгоритм введения внутреннего контроля ВУЗов, метод и этапы управления налоговыми рисками, позволит предотвратить негативных последствий в дальнейшем (рис. 4).
Метод управление налоговыми рисками включает:
- выявление налоговых рисков;
- анализ налоговых рисков;
- принятие решений;
- мониторинг налоговых рисков.
Этапы управления налоговыми рисками предусматривает:
- налоговое планирование ВУЗов по уменьшению налоговых рисков;
- мониторинг налоговых рисков;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности ВУЗов.
Таким образом, анализ особенности налогообложения образовательных учреждений позволил сделать следующие выводы.
- Основной целью налогового контроля является:
• предупреждение нарушений налогового законодательства;
• обеспечение правильности исчисления налогов и сборов в
бюджет;
• обеспечение своевременного и полного внесения налогов и
сборов в бюджет;
• обеспечение постановки на учет налогоплательщиков и объектов налогообложения;
• обеспечение ведения бухгалтерского и налогового учета;
• возмещение ущерба, причиненного государству в результате не исполнения налогового законодательства.
Рис. 4. Алгоритм внутреннего налогового контроля ВУЗов
- Налоговое планирование в образовательных учреждениях ставит своей целью выбор оптимальной системы налогообложения, при котором,
применяя законодательно установленные нормы, можно оптимально уменьшить налоговую базу и количество налогов.
- Налоговые риски в ВУЗе - это опасность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения и налогового контроля, вследствие определенных рискообразующих факторов.
- Основные критерии, служащие основанием проведения налоговой проверки ВУЗов являются:
• предъявлены значительные суммы налоговых вычетов по НДС;
• проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и использование налоговых льгот;
• наличие убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
• отражение налогоплательщиком суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
- Алгоритм организации внешнего налогового контроля позволил определить, что:
• налоговый мониторинг является самостоятельным видом налоговой проверки;
• проведение налогового мониторинга позволит оперативного предупреждения нарушений налогового законодательства;
• своевременное информирование высших образовательных учреждений о выявленных налоговых рисках позволит избежать начисления финансовых санкций (пени, штрафы).
- Внутренний контроль позволит предотвратить как налоговые риски, так и финансовые риски.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 07.11.2011. М.: Эксмо, 2011. 627 с.
2. Приказ ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в редакции Приказа ФНС России № ММ-3-2@ о 14.10.2008.).
References
1. Tax code of the Russian Federation. Part one and the second. The text with changes and additions on 07.11.2011. M: Eksmo, 2011. 627 p.
2. The order FNS of Russia of No. MM - 3-06/333 from 30.05.2007 «About the approval of the Concept of system of planning of exit tax checks» (in edition of the Order FNS of Russia by No. MM - 3-2 about 14.10.2008.).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Евлоева Мадина Микаиловна, аспирант кафедры финансов и банковского дела
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
191002, Россия, г. Санкт-Петербург, ул.Марата, д.27 e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Evloeva Madina Mikailovna, graduate student of chair of finance and banking,
St. Petersburg state engineering and economic university 191002, Russia, St. Petersburg, Marat St., 27. e-mail: [email protected]
Рецензент:
Михнеева А.Л., к.э.н., доцент кафедры финансов и банковского дела, Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета