Научная статья на тему 'Управление налоговыми рисками предприятий'

Управление налоговыми рисками предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
674
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / АНАЛИЗ НАЛОГОВ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Челышева Э. А.

В статье описаны организацион-ные основы формирования и примене-ния на предприятиях системы налого-вого риск-менеждмента. Рассмотрены этапы управления налоговыми риска-ми, причины возникновения налоговых рисков и факторы, определяющие их величину. Выявлены методы качест-венной и количественной оценки нало-говых рисков. Доказана необходимость постоянного мониторинга налоговых рисков и налоговых ошибок для обес-печения финансовой безопасности фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление налоговыми рисками предприятий»

Челышева Э.А.

к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит»,

Южного федерального университета

Эл.почта: еМга. оЬе1\зЬ@_уапбех. ги

УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье описаны организационные основы формирования и применения на предприятиях системы налогового риск-менеждмента. Рассмотрены этапы управления налоговыми рисками, причины возникновения налоговых рисков и факторы, определяющие их величину. Выявлены методы качественной и количественной оценки налоговых рисков. Доказана необходимость постоянного мониторинга налоговых рисков и налоговых ошибок для обеспечения финансовой безопасности фирмы.

Ключевые слова: налоговый менеджмент, налогообложение предприятий, налоговые риски, анализ налогов, налоговое планирование, минимизация рисков.

В системе финансовых рисков предприятия налоговым рискам принадлежит основная роль. Она определяется тем, что в отличие от кредитного, инвестиционного, ценового, валютного и других видов рисков, с налоговыми рисками непосредственно сталкивается каждое предприятие. Это и понятно: налогообложение касается всех хозяйствующих субъектов и всех видов деятельности, а размер налоговых обязательств значительно влияет как на объем чистой прибыли, так и на все денежные потоки фирмы.

При всей важности и очевидности своего существования налоговый риск -это по-прежнему вид риска, который в практике деятельности российских предприятий учитывается недостаточно, что зачастую приводит к неприятным финансовым и иным последствиям. «Детализированный анализ состава негативных последствий позволяет разделить их на две группы. Во-первых, это материальные потери, в том числе финансовые (убытки, недополучение доходов, прибыли и т.п.). Во-вторых, наступление каких-либо негативных событий, действий, в том числе правового, социального, психологического и другого характера. Однако такой комплексный подход при рассмотрении финансовых, банковских, страховых рисков практически отсутствует» (1).

В условиях экономического роста для большинства российских компаний вопросы эффективности налогообложения не являлись приоритетными. Но с ухудшением общеэкономической ситуации в стране и в мире повсеместно возрос интерес к антикризисному управлению и к управлению налоговыми

рисками, в частности. Следует признать, что сегодня для определения налоговых рисков и эффективного управления ими совершенно недостаточно знания налогового законодательства и бухгалтерского учета. Будущее за налоговым менеджментом, предметом которого является налоговая безопасность бизнеса.

Налоговый менеджмент можно определить как системную методологию последовательной идентификации, комплексной оценки вероятности возникновения рисковых ситуаций, а также выяснения степени влияния рискообразующих факторов с целью минимизации негативного воздействия рисков на финансовые и иные показатели.

Процесс управления налоговыми рисками является неотъемлемой частью управления финансовыми рисками. Однако в экономической литературе пока отсутствует единая стройная теория, описывающая этот процесс. Изучив мнение различных авторов по вопросам управления налогообложением на предприятии, можно выделить следующие основные этапы налогового риск-менеджмента:

1) идентификацию риска (качественный анализ);

2) количественную оценку риска (количественный анализ);

3) разработку мероприятий минимизации риска;

4) расчет эффективности предлагаемых мероприятий;

5) принятие управленческого решения по устранению налоговой неэффективности

6) контроль и оценку полученных результатов.

Качественный анализ как первый этап налогового риск-менеджмента должен включать идентификацию налоговых рисков и определение причин и факторов их возникновения. Качественная оценка риска предполагает субъективную оценку самим хозяйствующим субъектом возможных последствий налогового риска с использованием определенных приемов и методов.

Все причины возникновения налоговых рисков на предприятии можно разделить на объективные и субъективные. Объективные причины связаны с неопределенностью внешней и внутренней среды функционирования не только предприятия, но и самого государства, а также цикличным развитием экономики, нестабильностью налогового и смежного с ним законодательства.

Субъективные причины зависят от «человеческого фактора» и обусловлены неопределенностью действий лиц, принимающих решения в сфере налогообложения, то есть законодателей и налогоплательщиков (в том числе налоговых инспекторов, бухгалтеров, менеджеров.).

У налогоплательщика основные налоговые риски могут возникать в результате ошибок при исчислении и декларировании налогов, в связи с отсутствием денежных средств на уплату налогов, а также в силу целенаправленного ухода от уплаты налогов и сборов.

Величину налогового риска определяют действия факторов финансовохозяйственной среды. Поэтому для снижения налогового риска следует выявить эти факторы. Причем налоговые риски как налогоплательщиков, так и государства определяются в основном одними и теми же факторами. Эти факторы делятся на внешние и внутренние. Так, внешние факторы для налогоплательщика - это условия налогообложения и ведения бизнеса, а для государства - существование международных офшорных зон. К внешним факторам и для тех, и для других можно отнести также мировую конъюнктуру цен на экспортируемую продукцию. Внутренними факторами для налогоплательщиков является их деятельность в сфере налогового планирования применительно к стратегии развития предприятия, а для государства - его налоговая политика.

В качестве внешних факторов, определяющих величину налогового риска для предприятия-налогоплательщика, можно выделить следующие:

- суть и качественную сторону изменений налогового законодательства;

- законодательно установленную необходимость ведения налогового учета;

- действия контролирующих органов (налоговых, таможенных, органов государственных внебюджетных фондов и др.);

- взаимоотношения предприятия с партнерами;

- конкуренцию;

- коррупцию и рэкет.

К внутренним факторам, формирующим налоговые риски предприятий, можно отнести:

- стратегию и цели деятельности предприятия;

- производственный и управленческий потенциал;

- отношение на предприятии к уплате налогов, то есть к образу «законопослушного налогоплательщика»;

- уровень организации налогового планирования и учета на предприятии, включая квалификацию кадров, эффективность использования ресурсов и качество принимаемых управленческих решений, внимание к формулировкам хозяйственных договоров;

- степень защиты коммерческой информации;

- отношение к налоговому риску на предприятии;

- действующую на предприятии систему стимулирования труда;

- отношения предприятия с налоговыми и другими контролирующими органами.

Место основных факторов, определяющих величину налоговых рисков предприятий-налогоплательщиков в общей системе таковых факторов, можно представить на следующей схеме:

Для

налогоплательщиков:

- изменения налогового

законодательства и его несовершенство;

-обязанность ведения налогового учета;

- налоговый, таможенный контроль;

- конкуренция;

- коррупция и рэкет.

Для государства:

- существование международных оффшоров;

- мировая конъюнктура цен на

экспортируемую

продукцию

Для

налогоплательщиков:

- цели деятельности;

производственный и управленческий потенциал;

- менталитет и отношение к налоговым

рискам;

- организация налогового

планирования;

- степень защиты информации;

- отношения с органами контроля.

Рис 1. Система факторов, определяющих налоговые риски налогоплательщиков

1

и государства.

При качественном анализе риска предлагается использовать следующие методы:

1. Методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации (первичной бухгалтерской и управленческой документации, а также периодической и годовой отчетности).

2. Методы сбора новой информации: опросный лист; посещения

подразделений организации; консультации со специалистами - внутренними и внешними.

3. Методы моделирования деятельности организации: анализ

прогнозируемых производственных процессов и хозяйственных операций, планируемых технологических, ресурсных и финансовых потоков, а также оценку ожидаемых при этом изменений налоговой нагрузки.

1 Составлено автором по результатам исследования.

4. Метод самостоятельной оценки риска проведения на предприятии выездной налоговой проверки на основе использования «Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок» (2) . Как известно, в данном документе содержится двенадцать критериев самостоятельной оценки налогоплательщиком риска проведения у него выездной налоговой проверки.

Далее, на втором этапе налогового риск-менеджмента, до принятия определенного управленческого решения следует определить величину налогового риска. Количественную оценку риска можно рассчитать как вероятность наступления или ненаступления рискового события с дальнейшим расчетом финансовых последствий и последствий нематериального характера (упущенной выгоды, потери деловой репутации, отзыва лицензии и т. д.). Однако на этом этапе встают трудности, связанные с отсутствием единых научно обоснованных оценочных методик, которые носили бы прикладной характер, позволяющий применять их на практике. Понятно, что «...если речь идет об уклонении от уплаты налогов, то и без особых расчетов можно с уверенностью определить стопроцентную вероятность наступления неблагоприятных финансовых последствий» (3).

Количественная оценка налогового риска может быть произведена на основе аналитических, экономико-математических, экспертных и иных методов и должна включать: расчет вероятности и частоты наступления рискового события; определение значимости и степени влияния на риск исчисляемых факторов; расчет аналитических показателей и величины финансовых потерь, расчет упущенной выгоды, и т.д. Рассматривая основные методы количественного анализа рисков, можно составить их следующую классификацию:

1. Аналитические методы, которые базируются на изучении регистров и документов налогового учета и отчетности с целью:

- анализа уплачиваемых предприятием налогов, в том числе и в динамике;

- расчета и анализа изменения налоговой нагрузки предприятия;

- рассмотрения сценариев налоговой оптимизации;

- прямого расчета возможных финансовых потерь в случае реализации риска проведения налогового контроля.

2. Вероятностно-теоретические методы, применяемые с целью определения вероятности возникновения того или иного налогового риска:

- статистические методы;

- имитационное моделирование;

- методы построения деревьев (деревья событий, деревья отказов, события-последствия);

- логико-вероятностные методы.

3. Экспертные оценки (в том числе проводимые с привлечением налоговых консультантов и аудиторов).

4. Эвристические и нетрадиционные методы количественного анализа, разрабатываемые непосредственно на предприятии.

Основу всех расчетов должен составлять анализ налогов. Под анализом налогов понимается метод исследования всей совокупности уплачиваемых налогов, пошлин, сборов, взносов и обязательных неналоговых платежей, установления между ними взаимосвязей и степени взаимного влияния в целях дальнейшего эффективного налогового управления, планирования и прогнозирования.

На следующем, третьем этапе управления налогообложением обработанные данные анализа налогов сводятся в таблицы, оформляются в виде схем, графиков и диаграмм. По результатам анализа следует составить пояснительную записку, в которой неоходимо отразить общую оценку состояния налогообложения предприятия, сформулировать конкретные выводы и предложения по устранению налоговой неэффективности с использованием всех известных приемов налоговой оптимизации. Иначе говоря, следует разработать мероприятия по снижению либо нейтрализации налоговых рисков. Результаты проведенного анализа и намеченных мероприятий должны быть доведены до руководства и должностных лиц, уполномоченных принимать управленческие решения.

Далее, на четвертом этапе налогового риск-менеджмента, производится расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий по минимизации налоговых рисков.

Следующим, пятым, этапом налогового риск-менеджмента является принятие управленческого решения и выбор методов и инструментов управления риском. Анализ имеющейся литературы позволяет автору выделить из всей совокупности четыре основные группы методов управления финансовыми рисками, которые можно применять и для управления налоговыми рисками: избежание риска, снижение риска, принятие риска на себя, передачу риска (т.е. ответственности за риск кому-то другому, например, налоговому агенту, аудиторской или консалтинговой компании).

На данном этапе осуществляется реализация мероприятий по

оптимизации налогообложения в целях минимизации рисков. Это достигается за счет применения законных и известных на практике инструментов налогового планирования и налогового учета. Одновременно должна анализироваться возможность воздействия этих инструментов в комплексе. «Необходимость этого объясняется тесной взаимосвязью рисков между собой, в результате чего воздействие на один из рисков может явиться фактором увеличения других рисков. В то же время ряд инструментов может оказаться универсальным по характеру воздействия на риски» (3).

Заключительным, шестым, этапом налогового риск-менеджмента является контроль и оценка полученных результатов. Они необходимы, поскольку абсолютно надежных методик снижения налоговых рисков не существует. При этом простых мероприятий контроля результатов в современных условиях уже недостаточно. Новый подход к риск-менеджменту предполагает «переход от фрагментированной, эпизодической и ограниченной его модели к интегрированной, непрерывной и расширенной»(4). Это означает необходимость включения налогового риск-менеджмента в общую систему внутрифирменного контроллинга. Основная цель контроллинга состоит в своевременном получении полной информации о том, были ли достигнуты поставленные цели и выполнены ли задачи.

В настоящее время процесс управления налоговыми рисками и обязательствами в России существенно отличается в зависимости от размеров предприятий и принципов управления ими. Так, на предприятиях малого и среднего бизнеса все решения по налоговым вопросам принимает обычно главный бухгалтер. В числе его прочих обязанностей - отслеживание разъяснений налоговых органов по налоговым вопросам. Налоговый риск здесь рассматривается исключительно как риск возможности проведения налоговой проверки и доначисления налогов, пеней и штрафов. На таких предприятиях обычно отсутствует система комплексной оценки налоговых рисков, а управление ими заключается в оспаривании назначенных налоговых санкций. Крупные же компании могут позволить себе иметь в штате налогового менеджера или даже отдел налогового планирования. Налоговые риски здесь оцениваются исходя из вероятности их материализации и существенности для бизнеса.

Система управления налоговыми рисками необходима каждому предприятию, независимо от сферы его деятельности, формы собственности и от того, является оно крупным или малым. На любом предприятии должна быть налажена работа по учету налоговых рисков при принятии управленческих решений.

Процесс управления налоговыми рисками предприятие должно организовать самостоятельно, формируя внутренние приказы, разрабатывая различные регламенты и процедуры, ужесточая требования к документации и повышению квалификации специалистов. При осуществлении налогового планирования следует предусмотреть качественную и количественную оценку величины налогового риска и мероприятия по его снижению. Необходимо осуществлять постоянный контроль налоговых рисков, позволяющий своевременно их выявлять и устранять. Ведь после предъявления налоговых претензий избежать финансовых потерь не удастся, особенно в случае, если риск «обусловлен ошибками или недоработками в документации, формулировками договоров и прочими факторами, которые уже невозможно исправить» (3). Такой контроль необходим и для исключения уплаты излишних налоговых платежей.

Эффективным инструментом снижения и нейтрализации налогового риска должен стать мониторинг налоговых ошибок, предполагающий их выявление и своевременное исправление. Кроме того, необходимо организовать постоянное отслеживание арбитражной практики и разъяснений по спорным налоговым вопросам. Следует также предусмотреть регулярную отчетность по налоговым вопросам перед руководством предприятия.

Управление налоговыми рисками предприятий может стать одним из существенных источников повышения эффективности ведения бизнеса в условиях объявленного курса на модернизацию российской экономики. Но, как верно отмечают многие исследователи, главным фактором минимизации налоговых рисков всех участников налоговых правоотношений должна стать гармонизация интересов государства и налогоплательщиков, осуществляемая путем дальнейшего совершенствования налогового законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Гончаренко Л.И. Налоговые риски: теория и практика управления// Финансы и кредит, № 2, 2009.

2. Приказ ФНС РФ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ « Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в ред. Приказа ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@)

3. Родионов И., Кудрявцев Ф. Управление налоговыми рисками в условиях

финансового кризиса// Журнал "Финансовый директор", № 5.,2009.

4. Шевелев А.Е., Шевелева Е.В. Риски в бухгалтерском учете: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.