Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИЕЙ И ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ'

УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИЕЙ И ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИЕЙ / МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипова Н. И., Сопилко Н. Ю.

В предлагаемой статье представлены результаты исследования практики некоторых зарубежных стран в части государственной миграционной политики, с целью возможности использования изученного опыта в регулировании миграционных процессов Российской Федерации в рамках национальных интересов. Выделены общие черты и специфические особенности национальных моделей регулирования миграции. Обобщены и систематизированы данные, полученные в ходе анализа миграционной политики для наиболее крупных стран мира. Отмечено, что такая политика значительно различается в западных странах, азиатских и странах ближнего востока в зависимости от текущих социально-экономических условий по степени открытости для мигрантов, а также по основным требованиям к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Архипова Н. И., Сопилко Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION MANAGEMENT AND THE MAIN FEATURES OF NATIONAL MODELS FOR MIGRATION PROCESSES REGULATION

Proposed paper presents the results of an investigation of some foreign countries practice in terms of state migration policy, with the aim of using the studied experience in the field of migration processes regulating in the Russian Federation within the framework of national interests. General and specific features of national models of migration regulation are highlighted. The data obtained during the analysis of migration policy for the largest countries of the world are summarized and systematized. It is noted that such a policy differs significantly in Western countries, Asian and Middle Eastern countries, depending on the current socio-economic conditions in terms of openness degree to migrants, as well as the basic requirements for them.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИЕЙ И ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ»

Управление миграцией и особенности национальных моделей регулирования миграционными процессами

со см о см

со

о ш т

X

<

т о х

X

Архипова Надежда Ивановна

д.э.н., профессор, директор Института экономики, управления и права, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

Сопилко Наталья Юрьевна

д.э.н., доцент, декан экономического факультета, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

В предлагаемой статье представлены результаты исследования практики некоторых зарубежных стран в части государственной миграционной политики, с целью возможности использования изученного опыта в регулировании миграционных процессов Российской Федерации в рамках национальных интересов. Выделены общие черты и специфические особенности национальных моделей регулирования миграции. Обобщены и систематизированы данные, полученные в ходе анализа миграционной политики для наиболее крупных стран мира. Отмечено, что такая политика значительно различается в западных странах, азиатских и странах ближнего востока в зависимости от текущих социально-экономических условий по степени открытости для мигрантов, а также по основным требованиям к ним. Ключевые слова: миграционная политика, управление миграцией, международная миграция, миграционная программа.

Статья подготовлена по результатам исследования, выполненного в рамках Государственного задания № 4482-23 «Организация мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, поддержка детей и молодежи, находящейся в социально опасном положении. Организационно-методическое обеспечение деятельности Координационного совета Минобрнауки России по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма» Раздела 4 «Изучение состояния межнациональных отношений и миграционных процессов в Российской Федерации. Анализ влияния миграционных процессов на политическую, социальную и экономическую обстановку, демографическую ситуацию и национальную безопасность в современной России».

Миграционная политика выступает приоритетным направлением развития экономики любого государства, важным инструментом в решении демографических проблем и восполнения трудового потенциала страны [1]. За последнее время, согласно данных отчетов Международной организации по миграции, масштабы международной миграции стремительно растут. Так, в Докладе о мировом развитии за 2023 г. относительно миграции отмечается, что число международных мигрантов составляло в 2022 г. около 281 млн чел. (3,6 % от всего мирового населения), которые проживают не в стране своего рождения. По сравнению с данными 1990 г. эта цифра превышает ее на 128 млн чел., а по сравнению с 1970 г. наблюдется трехкратное увеличение. При этом отмечается, что в структуре общих мигрантов - порядка 62,1 % составляют трудовые мигранты.

Как отмечается во многих исследованиях [2, 3], крупнейшим центром назначения международных мигрантов по оценкам за 2022-2023 гг. являются Соединенные Штаты Америки. Также отмечается, что в пятерку основных стран-реципиентов международных мигрантов входят такие страны, как Германия, Саудовская Аравия, Соединенное Королевство и Российская Федерация. При этом основными государствами-донорами выступают Индия, Мексика, Российская Федерация, Китай и Сирийская Арабская Республика.

Анализ опыта зарубежных стран в части регулирования национальной миграционной политики может дать более четкую визуализацию процессов миграции, выделения проблем и путей их решения, соответствующих национальным интересам государств, а также способствовать более глубокому пониманию ее общих черт и имеющихся специфических особенностей. Результаты такого исследования будут важны и полезны для Российской Федерации, поскольку ряд решений по многим вопросам в этой области соответствует российским интересам или же наоборот противоречит им и возможность их учитывать в разработке и корректировке миграционных программ повысит эффективность российской модели регулирования миграционных потоков.

Далее нами предлагаются обобщенные систематизированные в таблицах результаты анализа миграционной политики для наиболее крупных стран, активно участвующих в международных миграционных процессах, проведенные на основе статистического материала государств, их законодательной базы и трудах специалистов в этой области.

Законодательная система миграционной политики Германии была заложена в 2005 г., обусловленная крупномасштабной реформой иммиграционной интеграционной политики, в рамках которой были сформированы два направления (2007 и 2012 гг. соответственно) интеграционной политики [4, 5], а основными целями определены совершенствование системы индивидуальной поддержки молодых мигрантов, признания иностранных дипломов, а также увеличения доли мигрантов на государственной службе. Обобщив результаты проведенного исследования относительно модели миграционной политики в Германии, нами выделены основные черты ее программ (таблица 1).

Таблица 1

Общая характеристика: приоритет - привлечение дефицитных квалифицированных рабочих, одним из основных условий получения рабочей визы является наличие действующего предложения о работе и знание языка

Миграционные программы

1. Миграция квалифицированных кадров

Срок На период контракта, может быть продлен

Основные специальности Перечень специальностей отсутствует, для участия необходимо наличие профессиональное образование в Германии, с продолжительностью обучения не менее двух лет, или получившие профессиональное образование за границей, эквивалентное профессиональному образованию Германии

Признание образования Необходимо подтверждение соответствия для отдельных специальностей (например, для специалистов в сфере здравоохранения)

Прочие требования Знание языка, медицинская страховка, наличие предложения о работе

2. Программа «Голубая виза»

Срок Дается на период контракта, может быть продлен

Основные специальности Высоквалифицированные

Признание специальности Необходимо подтверждение соответствия для отдельных специальностей (например, для работников в сфере здравоохранения), одобрение от Федерального агентства занятости

Прочие требования Заработная плата не менее 58 400 евро в год, пониженное значение для отдельных особо дефицитных специальностей - не менее 45 552 евро в год (математика, ИКТ, естественные науки, инженерии и здравоохранения), знание языка, медицинская страховка, наличие предложения о работе

3. Программа «Поиск работы»

Срок До 6 месяцев

Основные специальности Аналогично рабочей программе квалифицированных кадров

Признание образования Необходимо подтверждение компетентного органа Германии

Прочие требования Знание языка, медицинская страховка, наличие подтвержденных денежных средств для пребывания в Германии на период действия визы (в 2023 г. - 1 027 евро в месяц)

4. Программа «Профессиональная подготовка»

Срок До 6 месяцев

Основные специальности Аналогично рабочей программе квалифицированных кадров

Признание образования Необходимо подтверждение компетентного органа Германии

Прочие требования Знание языка, медицинская страховка, наличие подтвержденных денежных средств для пребывания в Германии на период действия визы, наличие договора о профессиональной подготовке (в 2023 г. - 1 027 евро в месяц, если обучение происходит в учебном заведении 927 евро в месяц -если на предприятии)

5. Программа «Осуществление предпринимательской деятельности»

Срок от 3 до 6 месяцев, затем продление до 1 года, затем до 3 лет в случае успешности бизнеса

Сферы деятельности Экономическая заинтересованность в бизнесе, ожидание положительного влияния на экономическую ситуацию, наличие средств на реализацию проекта, а также лицензия на соответствующий вид деятельности, бизнес план,

Обеспечение Без строгих требований

6. Программа «Получение образования (студенческая виза)»

Срок Дается на 3 месяца, затем продлевается

Требования Знание языка, медицинская страховка, наличие подтвержденных денежных средств для пребывания в Германии на период обучения (в 2023 г. -927 евро в месяц), возраст до 25 лет, наличие образования, дающее право поступления, документ, подтверждающий зачисление в ВУЗ (возможно на бесплатной основе по конкурсу)

7. Программа «Воссоединение семьи»

Знание языка, подтверждение наличия достаточной жилочной площади, наличие денежных средств для проживания

8. Программа «Возможность получения резидентства»

Возможно получение резидентского статуса через 4 года, по «Голубой карте» - через 2 года, 9 месяцев (через 1 и 9 месяцев при доказанном знании языка)

9. Программа «Адаптация мигрантов»

Языковые курсы, включающие изучение особенностей жизни в Германии (платные) Материальная помощь предусмотрена только для категории беженцев

Действующая концепция законодательства Великобритании относительно миграционной политики основано на балльно-рейтинговой системе, предполагающей прекращение свободного передвижения и привлечения высококвалифицированных работников, а также предусматривающей предоставление равных прав, как для граждан Европейского Союза, так и для граждан других стран [7, 8]. Получение рабочей визы в стране возможно в рамках действия одной из миграционных программ страны, охарактеризованных в таблице 2.

Таблица 2

Источник: составлено авторами по материалам официальных сайтов: https://deframedia.blog.gov.Uk/2022/12/19/зеазопа1-шогкегз-у1заз-0г-2023/; https://www.bamf.de/DE/Themen/MigrationAufenthalt

Общая характеристика: балльно-рейтинговая система, ориентированная на привлечение высококвалифицированных работников, специалистов дефицитных специальностей

Миграционные программы

1. Программа «Skilled Worker + Health and Care Worker visa»

Срок 5 лет с последующей возможностью получения вида на жительства

Основные специальности здравоохранение, образование, 30 направлений (сфер) дефицитных специальностей (например, в него входят специалисты в области информационных технологий, медсестры, фармацевты, графические дизайнеры, художники и пр.)

Прочие требования Обязательно предложение о работе по соответствующей квалификации от организации (спонсора); знание английского языка не ниже уровня B1 (intermediate); соответствие уровню квалификации, требования по уровню заработной платы

2. Программа «Scale-up»

Срок 2 года с возможным продлением на 3 года и последующим получением бессрочного вида на жительство

Особенности предусмотрена для быстроразвивающихся предприятий Великобритании

Требования Обязательно: уровень английского языка не ниже В1; соответствие финансовым требованиям (наличие личных средств или средств спонсора в определённом размере (1270 фунтов стерлингов) либо пребывание в Великобритании на протяжении 12 месяцев или более до подачи заявления - 10 балов); требования к квалификационным навыкам и заработной плате

3. Программа «Innovator Founder visa»

Срок 3 года с последующим продлением

Основные специальности предприниматели с инновационными идеями собственного проекта

Признание образования Не требуется

4. Программа «Global Talent visa»

Срок 5 лет с последующей возможностью получения вида на жительства

Основные сферы наука, искусство и культура, цифровая технология

Признание образования Не требуется

Особенности Не требуется предложение о работе Потребуется одобрение (признание) таланта уполномоченным органом Великобритании либо документальное подтверждение награды одного из признанных властями Соединённого Королевства конкурсов

5. Программа «Temporary work visas»

Срок Зависит от срока (продолжительности) рабочей деятельности

Сферы деятельности допускается привлечение неквалифицированной иностранной рабочей силы для выполнения сезонной работы в сельскохозяйственном секторе на срок до 6 мес. Данная категория виз ограничена квотой в 45000 работников в год в 2023 г.

Обеспечение Требуется, например в части сезонных работников - не менее 1270 фунтов

6. Программа «Воссоединение семьи»

заявление на получение семейной визы могут подать супруги (партнеры), жених, невеста или предполагаемый гражданский партнер, ребенок, родитель, родственник (в определенных случаях)

7. Программа «Возможность получения резидентства»

После 3 или 5 лет (в зависимости от типа визы). Например, для Skilled Worker visa - по истечению 5 лет проживания в Великобритании

8. Программа «Адаптация мигрантов»

иммигранты пользуются основными правами и равными возможностями, существуют препятствия на пути к долгосрочной оседлости

Источник: составлено по материалам официальных сайтов:

https://www.astons.com/ru/news/ballnaya-immigratsionnaya-sistema-

velikobritanii-chto-nuzhno-chtoby-ustroitsya-na-rabotu/

to о to

M

fO CS

0

CS cd

01

О Ш

m x

<

m о x

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регулирование миграционных потоков в США основано на целях воссоединения семей, приема квалифицированных иммигрантов, защиты беженцев и поощрения разнообразия в Соединенных Штатах [9]. Законодательно в стране ограничено количество потенциальных иммигрантов. Согласно Закону об иммиграции и гражданстве (Immigration and Nationality Act) установлен годовой лимит в 675 000 виз для иммигрантов. При этом, ограничения не устанавливаются на ежегодный въезд супругов граждан США, родителей и детей в возрасте до 21 года. Необходимо отметить, что миграционные программы и условия адаптации мигрантов могут различаться в зависимости от штата. Общие характеристики американской модели политики миграции, включающей ряд миграционных программ обобщены и представлены в таблице 3.

Таблица 3

Обобщенные характеристики американской модели миграционной политики

Общая характеристика: приоритет - воссоединения семей, прием квалифицированных иммигрантов, защита беженцев и поощрение разнообразия в Соединенных Штатах

Миграционные программы

1. Программа «Green card» на основании трудоустройства

рабочая виза первого предпочтения рабочая виза второго предпочтения рабочая виза третьего предпочтения

Срок статус постоянного жителя

Основные специальности только доказательство выдающихся способностей

Признание образования/ сертификация Не требуется Может потребоваться Требуется

Прочие требования Петиция от работодателя. В случае наличия отказа от национальных интересов, требование к наличию предложения о работе, как и к сертификации, может быть отменено Требуется предложение о работе, петиция от работодателя

2. Программа «Diversity Immigrant Visa Program (лотерея Green Card)»

Срок статус постоянного жителя

Основные специальности Перечень специальностей отсутствует

Наличие квот да, ежегодно предоставляется до 55 000 иммиграционных виз. Наличие ограничений по странам

Требования требуется быть как минимум выпускником средней школы или иметь 2 года трудового стажа за последние 5 лет

3. Программа «Green card» беженца (или для получивших убежище)

Срок статус постоянного жителя

Признание образования/ сертификация Не нужно

Прочие требования Физическое нахождение в США не менее одного года (для тех, кому предоставлено убежище - с момента предоставления убежища) С января 2023 г. - жесткие требования на подачу заявки на въезд исключительно из страны гражданства и по Интернету, а также по наличию поручительства от физического или юридического лица (в том числе может быть использовано разрешение на работу)

Наличие квот да, для жителей определенных стран (Кубы, Никарагуа, Венесуэлы и Гаити)

4. Программа «Неиммиграционная виза (NIV)»

Срок Ограничен, с возможность изменения на статус постоянного жительства

Основные специальности работники узкого профиля, специализация которых требует определенных навыков и квалификации, временные или сезонные сельскохозяйственные рабочие, пр.

Наличие квот Да, например на временное трудоустройство квалифицированных работников (виза Н-1 В) - 65 000 в год

Признание образования/ Сертификация_

5. Программа «Воссоединение семьи»

Требования

Наличие предложения от работодателя, в том числе по организации расходов по оформлению документов

Не нужно

необходимо получить спонсорскую помощь от родственника, который является гражданином США или владельцем грин-карты. При этом граждане США могут выступать «спонсором» для мужа или жены, родителей, детей, братьев и сестер, а обладатели грин-карты могут выступать «спонсором» только для своего мужа или жены и неженатых детей в возрасте до 21 года

Наличие квот

Нет ограничений для супругов, несовершеннолетних детей, не состоящих в браке, родителей. Для остальных категория - имеются квоты.

6. Программа «Возможность получения гражданства»

Чтобы претендовать на гражданство США в результате натурализации, человек должен иметь статус LPR (зеленая карта) в течение как минимум пяти лет (в ряде случаев - 3 года), проживая в США не менее половины из указанного срока.

7. Программа «Адаптация мигрантов»

Возможность участия в программах для малоимущих (нуждающихся), бесплатные курсы по изучению английского языка, услуги Центров по трудоустройству_

Источник: составлено авторами по материалам официальных сайтов: https://www. americanimmigrationcouncil. org/research/how-united-states-immigration-system-works; https://www.us-immigration.com/us-immigration-guide-us-visas-and-us-immigration/; https://www. us-immigration.com/us-immigration-guide-us-visas-and-us-immigration/.

В Канаде миграционная политика основана на бальной системе, которая включает распределение балов по следующему принципу: максимальное количество баллов предоставляется за знание языка - 28 баллов (24 балла за знание первого национального языка и 4 балла за знание второго), опыт работы - 15 баллов, образование - 25 баллов, возраст - 12 баллов, наличия приглашения на работу - 10 баллов, способность к интеграции - 10 баллов [10]. При этом проходной бал для каждой из миграционных программ отличается. Общим условием для иммиграции в Канаду по миграционным программам является подтверждение наличия финансовых средств для жизни: сумма денежных средств установлена на уровне минимум 13 500 канадских долларов на одного или 16 600 канадских долларов для двоих.

Систематизация общих характеристик канадской модели миграционной политики представлена в таблице 4.

Таблица 4

Общая характеристика: приоритет - привлечение дефицитных квалифицированных кадров, квотирование виз по профессиональному и территориальному принципу, отличительной особенностью является бально-рейтинговая система оценки мигрантов, требования к знанию языка и наличия предложения о работе

Миграционные программы

1. Программа «Стандартная рабочая миграция»

Срок Дается на период контракта, может быть продлена, не предполагает резидентства

Основные специальности Специальности со средней и высокой квалификацией

Признание образования Необходимо подтверждение соответствия

Прочие требования Знание языка, наличие предложения о работе, для работодателя необходимо получить документ, подтверждающий отсутствия подходящих сотрудников среди местного населения, подтверждение наличия средств для жизни: на уровне минимум 13 500 канадских долларов на одного или 16 600 канадских долларов для двоих, требования по подтвержденному стажу работы

2. Программа «Федеральная программа квалифицированных рабочих»

Срок Дается индивидуально

Основные специальности Специальности со средней и высокой квалификацией

Признание специальности Необходимо подтверждение соответствия

Прочие требования Знание языка, соответствие образования и предполагаемой специальности, требования по подтвержденному стажу работы, учитываются личные характеристики (возраст, образование, знание языка, способность к адаптации), кандидат отбирается из базы данных исходя из его рейтинга, предложение о работе, подтверждение наличия средств для жизни: на уровне минимум 13 500 канадских долларов на одного или 16 600 канадских долларов для двоих, требования по подтвержденному стажу работы

3. Программа «Федеральная программа рабочих профессий»

Срок Дается индивидуально

Основные специальности Технические специалисты и транспортные служащие и контролеры, профессии в сфере природных ресурсов, сельского хозяйства и связанного с ними производства, работники сферы коммунальных услуг, механики, работающие с воздушными судами, повара, мясники, пекари.

Признание образования Необходимо в случае наличия

Прочие требования Знание языка, требования по подтвержденному стажу работы, учитываются личные характеристики (возраст, образование, знание языка, способность к адаптации), кандидат отбирается из базы данных исходя из его рейтинга, предложение о работе, подтверждение наличия средств для жизни: на уровне минимум 13 500 канадских долларов на одного или 16 600 канадских долларов для двоих

4. Программа «Canadian Experience Class»

Срок Дается индивидуально

Основные специальности Аналогично федеральной программе рабочих профессий

Признание образования Необходимо в случае наличия

Прочие требования Обязательное требование - наличие подтвержденного опыта ра-

боты не менее года в предшествующие три года, знание языка, учи-

тываются личные характеристики (возраст, образование, знание языка, способность к адаптации), кандидат отбирается из базы данных исходя из его рейтинга, предложение о работе, подтверждение наличия средств для жизни: на уровне минимум 13 500 канадских долларов на одного или 16 600 канадских долларов для двоих

5. Программа «Провинциальная программа»

Срок Индивидуально

Основные специальности Перечень не определен, основным фактором является потребность конкретной провинции в специалисте, переезд при этом осуществляется как по рабочим программам, представленным выше

Признание образования Необходимо в случае наличия

Прочие требования Знание языка, требования по подтвержденному стажу работы, учитываются личные характеристики (возраст, образование, знание языка, способность к адаптации), предложение о работе от компании конкретного муниципалитета, подтверждение наличия средств для жизни: на уровне минимум 13 500 канадских долларов на одного или 16 600 канадских долларов для двоих

6. Программа «Стартап виза»

Срок Безсрочная

Требования Знание языка, подтверждение создания рабочих мест для населения Канады, конкурентоспособность, поддержка одной или нескольких организаций Канады: венчурного фонда, бизнес-инкубатора, инвестора, финансовое обеспечение, бизнес план

7. Программа «Получение образования (студенческая виза)»

Срок Индивидуально, возможна выдача визы срока до 5 лет

Требования Единые требования отсутствуют, необходимо подать заявку за 6 месяцев до начала обучения в образовательную организацию, если она относится к начальной или средней школе и за 12 месяцев - если к организациям профессионального обучения, наличие страховки,

8. Программа «Воссоединение семьи»

По спонсорской программе

9. Программа «Возможность получения резидентства»

Возможно получение резидентского статуса через 4 года, при этом чтоб не решиться ПМЖ, необходимо проживать в Канаде минимум 2 из 5 лет

10. Программа «Адаптация мигрантов»

Федеральная программа стажировок для вновь прибывших, позволяющая получить опыт работы и обучиться в канадских федеральных, провинциальных и муниципальных организациях. Для участия в программе необходимо знание английского или французского языка (крайне ограниченное количество мест) Субсидированные языковые курсы и мастер классы

В отличии от миграционной политики западных стран, которая в основном направлена на привлечение квалифицированной рабочей силы, политика Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), помимо привлечения квалифицированных специалистов, также направлена на привлечение «платежеспособных» граждан. Одним из основных инструментом приобретения долгосрочной визы в ОАЭ являются инвестиции в экономику страны [11]. Основными странами-донорами мигрантов для стран Персидского залива выступают такие страны, как Индия, Пакистан, Бангладеш, Египет и Филиппины. Характеристика модели миграционной политики ОАЭ представлена в таблице 5.

Таблица 5

Источник: составлено авторами по материалам:

https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-

citizenship/services/immigrate-canada/express-entry/eligibility/federal-

skilled-workers/six-selection-factors-federal-skilled-workers.html;

https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-

citizenship/news/notices/supplementary-immigration-levels-2023-

2025.html

Общая характеристика: приоритет - привлечение квалифицированных рабочих или инвестирование в экономику страны, не предусматриваются какие-либо адаптационные программы, требования к знанию языку

Миграционные программы

1. Программа «Золотая виза для инвесторов»

Срок 5 лет (при приобретении недвижимости, реализация инвестиционного проекта)или 10 лет (для инвесторов)

Основные специальности Нет требований

Признание образования Нет требований

Прочие требования Для инвесторов: наличие у инвестора депозита в размере 2 млн. дирхамов ОАЭ, или предоставление действующей коммерческой или промышленной лицензии и учредительского договора, с указанием наличия капитала в размере не менее 2 млн. дирхамов ОАЭ и представление письма от Федеральной налоговой службы о том, что инвестор платит государству не менее 250 тыс. дирхамов ОАЭ ежегодно При приобретении недвижимости: право владения объектами недвижимости, стоимость которых составляет не менее 2 млн. дирхамов ОАЭ Реализация инвестиционного проекта: стоимость проекта составляет не менее 500 тыс. дирхамов АОЭ, подтверждение инновационного характера проекта, аккредитация бизнес-инкубатора ОАЭ Обязательна медицинская страховка

2. Программа «Золотая виза для высококвалифицированных работников»

Срок 10 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные специальности Специалисты сферы здравоохранения (например, врачи), обладателей научных степеней, деятели искусства, специалисты в области науки и техники (исследователи в области вирусологии, искусственного интеллекта, больших данных).

Признание специальности Без обязательных требований

Прочие требования Заключение соответствующего компетентного органа о важности вклада соответствующего специалиста в экономику или социальную сферу страны Обязательна медицинская страховка

3. Программа «Зеленая виза»

Срок 5 лет

Основные специальности Три верхних уровня специальностей (уровень 1: Законодатели, менеджеры и руководители предприятий, уровень 2: профессионалы в научной, технической и гуманитарной областях, уровень 3: Технические специалисты в научных, технических и гуманитарных областях)) могут воспользоваться самозанятые и квалифицированные рабочие

Признание образования Нет требований

Прочие требования Разрешение осуществление деятельности от Министерства трудовых ресурсов и эмиратизации, подтверждение степени бакалавра или специалитета, подтверждённый годовой доход от самозанятости за предыдущие два года в размере не менее 360 000 тыс. дирхамов ОАЭ ежегодно или подтверждение финансовой состоятельности на протяжении всего пребывания в ОАЭ, действующий трудовой договор с зарплатой не менее 15 тыс. дирхамов ОАЭ

4. Программа «Стандартная рабочая программа»

Срок 2 года

Основные специальности Нет требований

Признание образования Нет требований

Прочие требования

СО CS

0

CS

со

01

о ш m

X

3

<

m о x

X

5. Программа «Стартап виза»

См золотая виза для инвестиционных проектов

6. Программа «Получение образования (студенческая виза)»

Срок

Необходимо наличие официального предложения о работе, подписание трудового договора, получение разрешения на работу

Требования

1 год с возможностью продления

Спонсорское сопровождение от родителей, являющихся резидентами ОАЭ, либо спонсорская поддержка аккредитованного университета/колледжа, в котором осуществляется обучения, могут получить юноши в возрасте до 25 лет и девушки любого возраста до момента наступления замужества._

7. Программа «Воссоединение семьи»

По спонсорской программе, необходимо подтвердить минимальную зарплату в размере 4 000 дирхамов ОАЭ или 3 000 дирхамов ОАЭ и обеспеченность местом проживания. Все пребывающие в ОАЭ лица старше 18 лет должны за свой счет проходить медицинское обследование, подтверждающее отсутствие опасных для окружающих заболеваний.

8. Программа «Возможность получения резидентства»

В ОАЭ не предполагается выдача иностранцам ПМЖ и гражданства, возможно проживание по получаемым визам, при этом только по золотой визе возможно находиться за пределами страны более 180 дней в год, для остальных - при нарушении данного режима виза аннулируется._

9. Программа «Адаптация мигрантов»

Не представлены

Особенности

Общая характеристика: приоритет - приоритет приема квалифицированных иммигрантов, инвестиции в экономику

Миграционные программы

1. Программа «Рабочая виза»

Срок Индивидуально

Требования в обязательном порядке предложение о работе («спонсорство»)

Признание образования Да

2. Программа «Premium Residency System»

Срок 1 год или ПМЖ в зависимости от оплаченной стоимости

Особенности Владелец карты резидента премиум-класса (при получении ПМЖ) и его квалифицированные члены семьи (в рамах одной заявки - супруга и дети до 21 года) получают право проживать в Саудовской Аравии, инвестировать или работать в частных предприятиях, а также свободно менять работу в частном секторе, а также иметь доступ к дополнительным привилегиям, доступным только для участников данной программы.

Требования Оплата стоимости: ежегодный платеж - 100,000 SR/$26,000 или еди-норазовый платеж составит в данной случае 800,000 SR/ $213,000.

3. Программа «Деловая виза»

Срок |1 месяц/ 90 дней

Иные требования

4. Программа «Воссоединение семьи»

Для родственников работающих граждан возможно получение резидентской (семейной) визы

5. Программа «Возможность получения резидентства»

предназначена для сотрудников и руководителей компаний, въезжающих в Саудовскую Аравию с деловыми поездками

Возможность получения бессрочного ВНЖ е рамках программы Premium Residency System

6. Программа «Адаптация мигрантов»

Иммиграция без интеграции (отказ в интеграции). По причине достаточно жесткой политики «саудизации» иммигранты сталкиваются с низким уровнем мобильности на рынке труда, не предусматривается какая-либо общая и адресная поддержка для повышения их профессиональных навыков или возможностей, а возможность подачи заявления на воссоединение семьи имеют возможность только высококвалифицированные иммигранты

Источник: составлено авторами по материалам официальных сайтов: https://u.ae/en/information-and-services/visa-and-emirates-id/residence-visas/golden-visa; Getting a work and residency permit - The Official Portal of the UAE Government.

Далее нами была рассмотрена миграционная политики Саудовской Аравии. По данным ООН около 38 % населения этой страны (по состоянию на 2019 г.), составляют иммигранты. Продолжительное время Саудовская Аравия, как и остальные страны Персидского залива, полагались на подвергающуюся резкой критике жесткую систему иммиграционного регулирования «кафала» [12]. Существовавшая миграционная политики была направлена на привлечение в страну низкооплачиваемой рабочей силы, пребывание которой в стране имело временный характер и полностью зависело от пригласившего работодателя (спонсора). При этом начиная с 2000-х годов в большей мере начала проявляться проблема безработицы среди коренных жителей, и роста зависимости экономики страны от менее затратной иностранной рабочей силы.

В этой связи правительством Саудовской Аравии были проведены попытки реформирования рынка труда с целью стимулирования работодателей привлекать на работу собственных (коренных) граждан при одновременном стимулировании коренных жителей вступать в трудовые отношения. основные черты современной миграционной политики Саудовской Аравии представлены в таблице 6.

Таблица 6

Источник: составлено авторами по материалам официальных сайтов: https://migrationpolicy.unescwa.org/policy/resolution-no-518481442; https://www.hcpautomotive.com/saudi-arabia-saudization-nitaqat-programme/L

В отличие от всех ранее рассмотренных стран, Япония является государством с достаточно жесткой миграционной политикой. Миграционная программа для отдельных квалифицированных рабочих в стране была принята лишь в 2019 г. Данная программа направлена на привлечение рабочей силы средней квалификации, недостающие на национальном рынке труда [11]. После изменений, которые произошли в 2021 и 2022 гг. были сформированы отдельные программы миграционной политики, которые представлены в таблице 7.

Таблица 7

Общая характеристика: страна достаточно закрыта для мигрантов, официально разрешается мигрировать только высококвалифицированным специалистам, а также специалистам низкой квалификации из определенного перечня стран

Миграционные программы

1. Программа въезда высококвалифицированной рабочей силы

Срок 5 лет

Основные специальности Список профессий не представлен, приоритетными являются академические исследователи, работники высокотехнических отраслей

Признание образования Нет требований

Прочие требования Бальная система отбора кандидатов: учитываются образование, стаж, ежегодный доход, участие в исследованиях и разработках Исходя из полученных балов специалисты делятся на две категории: набравшие более 70 балов (первый уровень) и набравшие 80 баллов (второй уровень), что влияет на срок получения ПМЖ

2. Программа отдельных квалифицированных рабочих

Срок До 5 лет

Основные специальности Сестринское дело (например, оказание помощи людям с ограниченными физическими возможностями); Осуществление уборки внутри зданий/помещений; Производство запчастей, промышленного оборудования, электротехника, электроника и информационная промышленность; Ремонт и техническое обслуживание автомобилей (например, осмотр и техническое обслуживание автомобилей); Авиация (например, перевозка багажа в самолетах, проверка и техническое обслуживание самолетов); Деятельность по размещению в гостиничном бизнесе (например, работа на стойке регистрации в отеле и встреча гостей); Сельское хозяйство (например, выращивание и сбор овощей и других продуктов, а также разведение свиней, крупного рогатого скота, кур и других животных); Рыболовство и аквакультура (например, ловля и выращивание рыбы); Производство продуктов питания и напитков; Общественное питание; Строительство (например, строительство домов, зданий и других сооружений); Судостроение и машиностроение (например, судостроение).

Признание специальности Без обязательных требований

Прочие требования Определенный перечень стран, граждане которых могут участвовать в программе (14 стран, приоритет на азиатские страны), знание языка на уровне базового или пройти стажировку, прохождение собеседования с подтверждением квалификационных навыков

3. Программа^ «Стажировка технических специалистов»

Срок

Условия участия

4. Программа «Стартап виза»

Срок

Условия получения

б. Программа «Получение образования (студенческая виза)»

Срок

До 2 лет с возможностью продления

Прохождение вводного курса по японскому языку и основам жизни в Японии, ориентирована на технические специальности

До 1 года

Наличие места для ведения соответствующего бизнеса, бизнес-плана, подтверждение наличия денежных средств

Требования

Индивидуально, не более 4 лет и 3 месяцев

Необходимо получение авторизованного сертификата соответствия от иммиграционной службы Японии, наличие необходима_

6. Программа «Воссоединение семьи»

Предполагается переезд вместе с супругой/супругом, несовершеннолетними детьми и родителями для высококвалифицированных работников, для других программ переезд вместе с родственниками не предусматривается_

7. Программа «Возможность получения резидентства»

Только для высококвалифицированных работников, ПМЖ возможно получить через 1 год для набравших более 80 баллов и через 3 года для набравших более 70 баллов

В. Программа «Адаптация мигрантов»

Не представлена

Источник: составлено авторами по материалам официальных сайтов: https://www.japan-academy.in/blog/everything-you-need-to-know-about-specified-skilled-worker-program/; https://wwwjetro.gojp/en/invest/setting_up/section2/page11.htmL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги представленного анализа, отмечаем, что миграционная политика разных стран значительно различается в зависимости от текущих социально-экономических условий. Сравнивая политику западных стран, азиатских стран и стан ближнего востока можно выделить существенные расхождения как по открытости для мигрантов, так и по требованиям к ним. Так, например, для западных стран, традиционно характеризующихся низкой рождаемостью и старением населения, миграционный поток в первую очередь ориентируется государством на компенсацию недостающей рабочей силы на рынке труда. Для стран Ближнего Востока иммиграция в первую очередь является притоком капитала, и только потом рабочей силы. Япония, которая является азиатской страной с четко выраженной проблемой старения населения, характеризуется довольно специфической политикой со своими особенными чертами. Миграционные программы появились в этой стране относительно недавно и ориентированы либо на крайне дефицитную рабочую силу, либо на низкоквалифицированную. При этом в случае низкоквалифицированной рабочей силы имеются ограничения по списку стран, граждане которых могут приехать по рабочей визе.

Несмотря на такое разнообразие подходов, в ходе исследования выделены общие черты в национальных политиках регулирования миграции. Все эти характеристики и опыт формирования моделей управления миграционными потоками весьма интересны как с практической точки зрения, так и со стороны формирования экономической политики в России в контексте возможности роста ее эффективности.

Литература

1. Архипова Н.И. Кадровый потенциал российской экономики: угрозы и возможности / Н.И. Архипова, С.В. Назайкин-ский // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право, 2019. № 4-2. С. 154-165.

2. Медведева А.М. Глобализация, регионализация, миграция: особенности современных международных отношений // Научно-аналитический журнал Обозреватель-Observer, 2023. №. 1 (396). С. 41-55.

3. Дохкильгова Д.М. Миграционные процессы в условиях глобализации: вызовы и возможности / Д.М. Дохкильгова, П.Г. Магомедова // Journal of Monetary Economies and Management, 2023. №. 2. С. 64-69.

4. Чернышёва Л.А. Миграционная политика в Германии: состояние и перспективы развития / Л.А. Чернышёва, И.А. Старков // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления, 2021. С. 296-299.

5. Надеждин А.Е. Современная миграция в Германии: особенности и тренды // ДЕМИС. Демографические исследования / DEMIS. Demographic Research, 2022. Т. 2. №. 1. С. 163-174.

6. Охошин О. В. Миграционная политика Великобритании до и после брекзита // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2020. Т. 22. №. 3. С. 506-516.

7. Тихонов А.Э. Новая иммиграционная политика Великобритании и ее влияние на рынок труда в современных реалиях // Теория и практика общественного развития, 2021. №. 8. С. 78-82.

8. Гречишкина С.А. Экономика и миграционные процессы в США конца XIX-начала XX века // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 2022. №. 3 (215), С. 45-53.

9. Маглинова Т.Г., Особенности формирования иммиграционной политики Канады / Т.Г. Маглинова, К.Д. Фокиди // Вектор экономики, 2020. №. 10. С. 23-23.

10. Логунова Ю. А. Миграционная политика развитых и развивающихся стран //Вестник современных исследований, 2018. № 12.7. С. 309-313.

11. Аршин К.В. Миграционная политика Саудовской Аравии в свете программы реформ «Видение: 2030» // Журнал политических исследований, 2021. Т. 5. №. 1. С. 92-103.

12. Рязанцев Н.С. Миграционная политика контексте демографического развития Японии // ДЕМИС. Демографические исследования, 2022. Т. 2. №. 4. С. 81-94.

Migration management and the main features of national models for migration

processes regulation Arkhipova N.I., Sopilko N.Yu.

Russian State University for the Humanities.

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

Proposed paper presents the results of an investiaation of some foreian countries practice in terms of state migration policy, with the aim of using the studied experience in the field of migration processes regulating in the Russian Federation within the framework of national interests. General and specific features of national models of migration regulation are highlighted. The data obtained during the analysis of migration policy for the largest countries of the world are summarized and systematized. It is noted that such a policy differs significantly in Western countries, Asian and Middle Eastern countries, depending on the current socio-economic conditions in terms of openness degree to migrants, as well as the basic requirements for them. Keywords: migration policy, migration management, international migration, migration

program. References

1. Arkhipova N.I. Personnel potential of the Russian economy: threats and opportunities /

N.I. Arkhipova, S.V. Nazaikinsky // Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: Economy. Control. Law, 2019. No. 4-2. pp. 154-165.

2. Medvedeva A.M. Globalization, regionalization, migration: features of modern

international relations // Scientific and analytical journal Obozrevatel-Observer, 2023. no. 1 (396). pp. 41-55.

3. Dokhkilgova D.M. Migration processes in the context of globalization: challenges

and opportunities / D.M. Dokhkilgov, P.G. Magomedova // Journal of Monetary Economics and Management, 2023. no. 2. S. 64-69.

4. Chernysheva L.A. Migration policy in Germany: state and development prospects /

L.A. Chernysheva, I.A. Starkov // Theory and practice of the effectiveness of state and municipal management, 2021. P. 296-299.

5. Nadezhdin A.E. Modern migration in Germany: features and trends // DEMIS.

Demographic Research / DEMIS. Demographic Research, 2022. Vol. 2. No. 1. S. 163-174.

6. Okhoshin O. V. Migration policy of Great Britain before and after Brexit // Bulletin of

the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Political Science, 2020. Vol. 22. No. 3. S. 506-516.

7. Tikhonov A.E. The new UK immigration policy and its impact on the labor market in modern

realities // Theory and practice of social development, 2021. no. 8. S. 78-82.

8. Grechishkina S.A. Economics and migration processes in the USA in the late 19th-

early 20th century // Izvestia of higher educational institutions. North Caucasian region. Social Sciences, 2022. no. 3 (215), pp. 45-53.

9. Maglinova T.G., Features of the formation of Canada's immigration policy / T.G.

Maglinova, K.D. Fokidi // Vector of Economics, 2020. no. 10. S. 23-23.

10. Logunova Yu. A. Migration policy of developed and developing countries // Bulletin

of modern research, 2018. No. 12.7. pp. 309-313.

11. Arshin K.V. Migration policy of Saudi Arabia in the light of the reform program

"Vision: 2030" // Journal of Political Studies, 2021. V. 5. no. 1. S. 92-103.

12. Ryazantsev N.S. Migration policy in the context of the demographic development

of Japan // DEMIS. Demographic Research / DEMIS. Demographic Research, 2022. Vol. 2. No. 4. S. 81-94.

X X

О

го А

с.

X

го m

о

2 О

to

M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.